Площадь фарнезе. Палаццо фарнезе и фонтаны в виде цветов ириса на площади фарнезе, рим, италия

Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Палаццо Фарнезе (1546-1547)

"Папа Павел III, когда еще был жив Сангалло, поручил ему ускорить строительство дворца семейства Фарнезе, и когда пришлось увенчать его главным карнизом, чтобы завершить крышу с наружной стороны, он пожелал, чтобы его сделал Микеланджело по своему рисунку и под собственным руководством.

Тот не мог отказать папе, который так его ценил и так осыпал ласками, и потому распорядился сделать деревянную модель части карниза подлинных размеров, то есть в шесть локтей длины, и приказал поместить ее на один из углов дворца, чтобы видно было, каким он должен быть в действительности; а так как он понравился Его Святейшеству и всему Риму, его впоследствии и закончили в той части его, которая теперь видна, и вышел он самым красивым и сложным из всех когда-либо виденных, как древних, так и новых.

И по этой причине, когда Сангалло умер, папа пожелал, чтобы названное строительство было равным образом поручено Микеланджело, которым и было сделано там большое мраморное окно с прекраснейшими колоннами из пестрого мрамора над главным входом во дворец, с большим, очень красивым и сложным мраморным гербом основателя дворца - папы Павла III.

Внутри же он продолжал строительство двора, надстроив над первым ордером еще два ордера с самыми красивыми, разнообразными и изящными окнами, украшениями и венчающим карнизом, когда-либо виданными; и потому благодаря трудам и гению этого человека двор этот стал ныне красивейшим двором Европы. Он же расширил и увеличил главную залу и украсил ордером передний вестибюль, где, пользуясь сложными и новыми способами применения циркуля, он определил полуовальную форму свода этого вестибюля...

Тогда же по указаниям Микеланджело должен был в этом направлении быть переброшен мост через реку Тибр, по которому можно было перейти прямо из упоминавшегося палаццо Фарнезе в затибрскую часть, в другой их сад и к другому их дворцу, так чтобы прямо от главного входа, выходящего на Кампо ди Фьоре, одним взглядом можно было окинуть двор, фонтан, улицу Джулиа и мост, а также красоты второго прекрасного сада, вплоть до другого входа с Затибрской улицы: все это достойно и названного первосвященника, и таланта, рассудительности и замысла Микеланджело" Вазари.

Сооружение палаццо Фарнезе для кардинала Алессандро Фарнезе было начато Антонио да Сангалло Младшим в 1517 году. Однако статус заказчика изменился в 1534 году - кардинал Фарнезе стал папой римским под именем Павел III. Вследствие этого проект строительства палаццо был изменен. Фарнезе рассудил, что папский дворец должен быть величественнее кардинальского. И еще несколько раз Антонио да Сангалло вносил изменения в первоначальный проект. После его смерти в 1546 г. здание осталось незаконченным.

В конкурсе карниза для палаццо Фарнезе (кроме Микеланджело) принимали участие Вазари, Перино дель Вага, Себастьяно дель Пьомбо.

Карниз Микеланджело, венчающий третий этаж здания, среднего окна фасада, второго и третьего этажей двора палаццо, был выполнен им в 1546-1547 гг.. Весь дворец достраивал Джакомо делла Порта (мост выстроен не был).

Микеланджело присматривал за отделкой дворца Фарнезе, когда внезапно тяжело заболел, затем последовали приступы подагры и каменной болезни, которыми он страдал до конца своей жизни.

Дворец Фарнезе считается одним из самых значительных памятников итальянской архитектуры эпохи Возрождения и является одним из самых красивых дворцов Рима. Бывший некогда частной резиденцией знатного рода Фарнезе, сегодня дворец является государственной собственностью и именно в нём находится посольство Франции.

История создания

Строительство дворца началось в 1514 году по проекту Антонио да Сангалло Младшего. Дворец был заказан Алессандро Фарнезе, который в возрасте 25 лет в 1493 году был назначен на должность кардинала.В 1527 году строительство пришлось приостановить из-за военных событий в Риме. Когда же в 1534 году Аллесандро Фарнезе становится Папой Павлом III, строительство вновь возобновляют с еще большим размахом.
В 1546 году после смерти главного архитектора проекта Антонио да Сангалло к работе приступает сам Микеланджело. Он не только значительно увеличил размеры дворца, но и добавил несколько новых элементов в дизайн внешнего фасада здания. Так, именно благодаря Микеланджело во дворце Фарнезе появился большой трехметровый резной карниз.После смерти Микеланджело в 1564 году дворец заканчивал уже другой известный архитектор Джакомоделла Порта, который работал над зданием вплоть до 1589 года.
После смерти Алессандро Фарнезе дворец перешел в руки к его сыну Одоардо. Когда же в 1626 году не стало и самого Одоардо, дворец на двадцать лет стал практически необитаем. Позже, с разрешения Папы Александра VII, во дворце поселилась королева Швеции Кристина. После того, как в XVIII веке умер последний из рода Фарнезе, дворец попал в руки Бурбонов. А уже в 1874 году сюда переехало посольство Франции, которое и находится здесь по сегодняшний день.

Архитектура

Трехэтажный дворец Фарнезе построен в стиле ренессанс. Это одно из самых представительных сооружений XVI века в Риме. Длина здания около 56 метров. Основной материал для строительства был взят из руин терм Каракаллы и самого Колизея.
Архитектурной особенностью центрального фасада являются попеременно сменяющие друг друга треугольные и изогнутые небольшие фронтоны, находящиеся над окнами, а также сильно рустованный портал. Главным же украшением фасада является фамильный герб семьи Фарнезе. Находится он над балконом. Герб сделан всё тем же Микеланджело в 1541 году. С другой стороны дворца находится сад и протекает река Тибр.

Туристу на заметку

Интерьер дворца украшен работами известных художников Даниэле да Вольтерра и Тадео Зуккари. Также, в конце XVI века в галерее дворца Фарнезе художником Аннибале Карраччи был создан цикл фресок «Любовь Богов» (1597 - 1608). Кстати, именно эти работы положили начало двум расходящимся тенденциям в живописи - барокко и классицизм. Знаменитая скульптура коллекции дворца Фарнезе «Геркулес» в настоящее время находится в Национальном археологическом музее Неаполя, что же касается других предметов коллекции, то большая их часть выставлена в музее Каподимонте, который также находится в Неаполе.

Окрестности

Сам дворец Фарнезе и прилегающие к нему сооружения, находятся на одноименной площади, которая на протяжении долгих лет была главным местом проведения всевозможных турниров, боёв с быками и прочих праздников и ярких фестивалей. Сегодня возле дворца не так шумно и оживленно, но, не смотря на это, площадь, да и сам дворец Фарнезе остаются одними из самых популярных достопримечательностей Рима.

Название : Palazzo Farnese (it), Palazzo Farnese / Farnese Palace (en)

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 1514 - 1589 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Микеланджело Буонарроти, Джакомо да Виньола, Антонио да Сангалло Младший, Джакомо делла Порта

Заказчик / Основатель : Кардинал Алессандро Фарнезе, позже ставший папой Павлом III

Архитектура паллацо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Палаццо Фарнезе в Риме - одно из самых значительных произведений Антонио Сангалло.

Первоначальные наброски палаццо относятся к 1514 году, но постройка начала осуществляться значительно позже. Лично Сангалло удалось Довести сооружение лишь до второго этажа.

После смерти зодчего работами руководил Микеланджело.

По своему пространственному облику палаццо Фарнезе задуман в плане традиций тосканской дворцовой архитектуры: здание имеет форму правильного параллелепипеда с замкнутым внутри него прямоугольным двором.

Архитектура палаццо Фарнезе - типичный образец стиля высокого Ренессанса. Пластическая проработка фасадов, монументальность и импозантность их внешнего облика - отличительные признаки римской школы - проявлены здесь достаточно определенно. Фасад палаццо Фарнезе знаменует собой отказ от рустики, характерной для всех флорентийских дворцов и более ранних римских палаццо. Стена палаццо лишена рельефа, и на ее гладкой поверхности четко выделяются архитектурно-орнаментальные элементы.

Основной материал сооружения - кирпич, а облицовочный - штукатурка. Отделка углов, окон и дверей произведена травертином, добытым из развалин Колизея.

Стена импонирует массой и размерами, и это главное средство воздействия зодчего на зрителя. Основа композиции фасада - соотношение громадных массивных стен со сравнительно небольшими, близко друг к другу поставленными окнами. Ритмическое чередование поясов, составленных из окон, с лентами гладких стен производит значительный эффект. Тектоника фасада выявляется сильными горизонтальными поясами, подчеркивающими деление сооружения на три этажа. Прием этот характерен для подавляющего большинства рассмотренных выше палаццо Ренессанса. Существенной особенностью фасадного выполнения палаццо Фарнезе является отсутствие системы пилястр, составлявших пластический костяк фасадных плоскостей, введенных в дворцовую архитектуру Ренессанса Альберти (палаццо Ручеллаи) и воспринятых в римских палаццо (Канчеллерия, Джиро и других). В общем виде архитектурная схема фасада палаццо Фарнезе построена скорее по типу фасада флорентийского палаццо Строцци, нежели по схеме палаццо школы Альберти.

Венчающий здание карниз выполнен Микеланджело. Основным архитектурным элементом фасада служат оконные проемы, обрамленные колонками, поддерживающими небольшие фронтончики. Мотив этот, встречающийся в ряде работ римских зодчих, часто применялся ими и является типичным для высокого Ренессанса. Сангалло разнообразит этот мотив чередованием треугольных и дугообразных фронтонов. Окна нижнего этажа снабжены прямыми сандриками на консолях и, в отличие от флорентийских палаццо, не имеют крепостного вида.

Углы здания обрамлены рустиком, что, с одной стороны, способствует приданию им большей жесткости, а с другой - как бы ограничивает плоскость фасада.

Композиционный центр фасада - ворота, балкон над ними, центральное окно второго этажа с укрепленным над ним гербом - подчеркивают симметрию всего сооружения.

Интересен двор палаццо. Здесь получили отражение мотивы, выявленные во дворе церкви Санта-Мария делла Паче (работа Браманте) и во дворе палаццо Массимо работы Перуцци. Во двор ведут центральные ворота, непосредственным же преддверием к нему является трехнефный сводчатый вестибюль, ритмическая организация которого и царящий в нем полумрак усиливают контраст между ограниченным, сравнительно узким ходом и большим светлым двором, из-за чего достигается сильный пространственный эффект.

В архитектуре самого двора ощущается некоторая неувязка: тектоника верхнего этажа, осуществленного Микеланджело, заметно отличается от пластической организации первого и второго этажей; верхний этаж несколько тяжеловат по сравнению с нижними, применение же дугообразных сандриков над окнами и усложненный профиль пилястров не соответствуют почти классической чистоте архитектурной обработки низа. Мотив, использованный здесь Сангалло - колонки с арками на импостах, - возможно, навеян фасадом Колизея.

Сопоставляя двор палаццо Фарнезе с дворами ранних флорентийских палаццо, находим большое качественное различие в их архитектурной проработке, не говоря уже об общем пространственном осуществлении: вместо гладких, спокойных стенных поверхностей - усложненная профилировка, обильное применение колонн, пилястр, тяг, карнизов; вместо скромных медальонов - богато орнаментированные фризы; вместо отдельно стоящих колонок - мощные пилоны, поддерживающие отяжеленные стены верхних этажей. Скромные пояски заменены теперь античными антаблементами, украшенными классическими обломами.

В плане палаццо Фарнезе сильнее, чем в ранних дворцовых постройках Ренессанса, проявлено стремление подчеркнуть центрально-осевой характер сооружения. Это достигнуто, главным образом, организацией сквозных проходов в первом этаже, как бы делящих сооружение на две одинаковых половины. Разбивка помещений ясна и произведена вполне логично. Несмотря на общую симметрию, отдельные помещения (залы, комнаты, коридоры) расположены не симметрично. Это же относится и к лестницам, распределенным, казалось бы, случайно и не увязанным с фасадной проработкой.

Европа 16 века представляла собой огромную арену религиозных войн, которые были вызваны Реформацией и последующей реакцией на нее со стороны сторонников Католической церкви.

В 1527 году императором Священной Римской Империи Карлом Пятым был взят и разграблен Рим. Правящий на тот момент в Вечном Городе папа Климент Седьмой был заключен под стражу в Замке Святого Ангела. Да и сама 16 века была ареной борьбы между Францией и Испанией за право гегемонии над этой страной.

Тем не менее, в духовном и культурном плане Италия и Рим оставляли за собой пальму первенства. Так, например, в Риме была открыта Витрувианская академия, которая служила объединением для всех ведущих архитекторов Италии.

В 1534 году новым папой стал Алессандро Фарнезе , который вошел в историю под именем Павла Третьего. Павел Третий продолжал политику своих предшественников, которые поддерживали деятелей искусства и стремились сделать Рим самым передовым городом того времени.

Так, например, Павел Третий продолжил работы по строительству Собора Святого Петра. Так во времена его правления была закончена роспись алтарной стены Сикстинской Капеллы.

Строительство Дворца Фарнезе

Дворец Фарнезе в является одним из самых значительных архитектурных памятников в Риме. Строить дворец начали еще в 1511 году под руководством Антонио да Сангалло Младший. После смерти Сангалло достраивать палаццо Фарнезе пришлось уже великому Микеланджело, который благодаря Павлу Третьему навсегда поселился в Риме. Находится дворец Фарнезе на одноименной с ним площадью, которая также украшена замечательными фонтанами.

Настоящим украшением дворца является изумительной красоты внутренний дворик, который обрамлен аркадами и колоннами.

По своему плану палаццо Фарнезе представляет собой прямоугольник. По своему стилю его можно отнести к классическим флорентийским палаццо эпохи Возрождения.

Площадь перед палаццо должна была подчеркивать могущество Фарнезе. До этого момента ни один из римских дворцов не имел такой внушительной площади перед своим фасадом.

Джулия Фарнезе на картине

С 1547 года строительством дворца руководил архитектор Джакомо Виньола , а заканчивал строительство дворца Фарнезе уже в 1589 году Джакомо делла Порто. В 1731 году дворец был куплен королями Неаполя, которые вызвали в свою столицу самые ценные экспонаты дворца. Например, была вывезена знаменитая античная статуя Фарнезского быка.

Палаццо Фарнезе на карте

(итал. Palazzo Farnese) - бывший фамильный дворец знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе, один из лучших примеров архитектуры эпохи Возрождения в Риме. Главная его достопримечательность - зал «Галерея Фарнезе» с циклом фресок «Любовь Богов». На сегодняшний день в палаццо располагается посольство Франции , поэтому для широкой публики он доступен только в форме 45-минутной экскурсии.

Содержание
содержание:

В конце XV века площадь, на которой расположен роскошный трёхэтажный дворец, была занята постройками жилого квартала. Для строительства столь грандиозного сооружения требовалась соответствующая по размерам территория, которую не так легко было найти в городе с многовековой историей, а тем более в центральной его части. Кардинал Алессандро Фарнезе (1468–1549), будущий Папа Римский Павел III, будучи человеком состоятельным, приобрёл несколько старых построек на берегу Тибра для возведения своего фамильного палаццо. Работу над проектом палаццо поручили флорентийцу Антонио да Сангалло Младшему, бывшему на тот момент главным архитектором при дворе Святого Престола.

Строительство началось в 1514 году , но уже в 1527 году в истории Рима произошло событие, в значительной степени повлиявшее не только на политическую и экономическую ситуацию в Папском государстве, но и опустившее широкий занавес над искусством эпохи Возрождения. Этот год ознаменовался катастрофическим военным разграблением, повлекшим за собой ослабление влияния Святого Престола в Европе, потерю некоторых подконтрольных земель и упадок в искусстве.

Постройка фамильного дворца была приостановлена и возобновилась лишь в 1541 году, когда Алессандро Фарнезе уже семь лет занимал Папский трон. Тогда в первоначальный проект сооружения были внесены некоторые правки и дополнения, одним из которых стало обустройство прилегающей площади.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

После смерти Сангалло Младшего (1546 год) главным архитектором назначили Микеланджело Буонаротти , который изменил экстерьер палаццо, добавив широкий карниз, придающий сооружению монументальность, балкон с украшающим его огромным мраморным гербом и преобразил декор внутреннего дворика. После смерти Папы Павла III строительные работы, возможно из-за недостатка финансирования, неоднократно приостанавливались. Возведение дворца закончили лишь в 1589 году , однако некоторые элементы проекта так и не были реализованы. Например, не построили мост через Тибр, который должен был соединить Палаццо Фарнезе и Виллу Фарнезину, расположенную на противоположном берегу, и также являвшуюся собственностью влиятельной семьи.

Во второй половине XVIII века здание было арендовано, а позже и полностью выкуплено французским правительством для размещения на его территории посольства. В 1939 году Бенито Муссолини приказал национализировать важное историческое сооружение, но заключил с правительством Франции договор аренды на 99 лет за символическую плату в размере 1 евро в год. Помимо французского посольства, в нынешнее время во дворце находится научная библиотека Римского исторического института, который специализируется на археологии Италии и средневековой истории Папства.

Фасад палаццо облицован светло-желтым кирпичом и украшен элементами из белого травертина. Окна первого и второго этажа имеют прямоугольную форму, в то время как окна третьего этажа - арочные. Оконные проёмы обрамлены пилястрами в виде полукруглых колонн и украшены треугольными и изогнутыми фронтонами.


Главной достопримечательностью палаццо является зал «Галерея Фарнезе» с великолепными росписями братьев Карраччи, созданными в начале XVII века. Цикл фресок называется «Любовь Богов». Некоторые искусствоведы возводят их в один ряд с такими шедеврами как роспись Сикстинской капеллы и фрески «Лоджии Психеи» Виллы Фарнезины. Совсем недавно (в августе 2015 года) была завершена масштабная реставрация фресок братьев Карраччи, которая обошлась в 800 тысяч евро.


Большая часть материалов, использованных для декорирования палаццо, была «позаимствована» (стандартная практика того времени) из древнеримских достопримечательностей , в частности тех, что располагались в окрестностях города (Тиволи и Остии), а некоторые - из Терм Каракаллы . Например, бассейн фонтана, украшающего площадь Фарнезе, представляет собой античную купель, располагавшуюся ранее именно в Термах Каракаллы.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро




Top