Площадь шатле в париже. Площадь шатле

На площади Шатле находятся два театра и один фонтан. Расположена она в центре города, возле моста Менял, и является одним из важных транспортных узлов столицы.

По-французски chatelet означает «рыцарский замок». В самом деле, в 1130 году Людовик VI построил возле моста Менял (который тогда уже существовал) крепость Гранд-Шатле, чтобы защитить с этой стороны вход на остров Сите. Но деятельный Филипп Кривой, первый король Франции, решившийся назвать себя этим титулом (до него были «короли франков»), вскоре построил вокруг Парижа стену, и крепость потеряла свое значение. В течение столетий она была тюрьмой. В 1802 году Наполеон приказал ее снести и поставить на этом месте фонтан в честь императорских побед.

Фонтан Побед имеет второе название – Пальмовый. Созданный по проекту главного инженера службы водоснабжения Парижа Франсуа-Жана Бралля, он украшен каменными пальмовыми листьями, между которыми выбит длинный список наполеоновских побед. Пальмовый фонтан – образец наполеоновского ампира, сочетающего в себе элементы классической римской архитектуры с египетскими мотивами. Венчает колонну статуя богини Победы работы Луи Симона Буазо.

Друг напротив друга на площади находятся два известнейших театра-«близнеца» – Шатле и Городской, появившиеся здесь в период градостроительных реформ барона Османа. Оба здания выстроены по проекту Габриэля Давиу, у них одинаковые фасады.

Городской театр раньше назывался «Театр Сары Бернар» – знаменитая актриса в 1899 году взяла его в аренду. Во время оккупации театр утратил имя актрисы-еврейки. В 60-е годы прошлого века здание было отремонтировано за счет города и получило нынешнее название. Здешняя сцена отдана современной хореографии.

Напротив находится еще более знаменитый театр «Шатле». Здесь, в частности, вручается французская национальная кинопремия «Сезар». В начале XX века именно здесь шли «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Сцена театра видела Матильду Кшесинскую, Анну Павлову, Тамару Карсавину, Вацлава Нижинского, Сергея Лифаря. Здесь пел великий Федор Шаляпин.

Площадь Шатле расположена возле Моста Менял, у входа в самое сердце Парижа – . В переводе с французского «шатле» означает «рыцарский замок», но сегодня никакого замка уже не нет, а романтическое название осталось.

История

Родословная площади Шатле достигает 1130 года, когда на ее месте по приказу Людовика VI возвели оборонительную крепость Гран-Шатле, призванную защищать остров Сите. При «первом короле Франции» Филиппе Кривом, который решил окружить Париж надежной стеной, крепость потеряла свое былое значение.

Дабы оправдать ее существование из Гран-Шатле решили сделать тюрьму, которая исправно выполняла свои обязанности до Великой французской революции. Однако, немного не дожив до своего 700-летия, в 1802 году она была снесена по желанию нового французского Императора Наполеона.

Почтить память такого выдающегося сооружения Наполеон решил своеобразно – установил памятник в честь… Собственных Побед.

Достопримечательности

Сегодня самой главной достопримечательностью площади Шатле является Фонтан Победы , или по неофициальному названию Пальмовый Фонтан , увидевший свет в 1806 году благодаря усилиям главного инженера Парижа по водоснабжению Франсуа-Жана Бралля.

При возведении фонтана были заимствованы египетские мотивы, поэтому он выглядит как колонна-обелиск, увенчанный статуей богини Виктории. Сама колонна декорирована листьями пальм, между которыми можно прочитать названия всех побед Наполеона в Египте, Италии и Германии.

У подножия колонны величественно расположились Сфинксы Древнего Египта, из ртов которых и течет вода.

Достойным обрамлением ампирного фонтана служат два театра-близнеца, увидевшие друг друга в 1862 году стараниями архитектора Габриеля Давида.

Городской театр – это театр танца, один из наиболее престижных в Париже. В свое время он назывался именем Сары Бернар, которая в нем работала. Но в 1868 году театральные постановки сменились хореографией, и имя актрисы перестало соответствовать его духу. Хотя существует мнение, что всему виной еврейское происхождение Сары Бернар.

Второй близнец – музыкальный театр Шатле , имеющий звание самого большого зала классической музыки в Париже. Именно здесь проводится церемония вручения «Сезара» - главной премии Франции в области кинематографа.

Насладившись величием фонтана и театров на площади Шатле исследователю достопримечательностей Парижа предстоит сделать выбор как в сказке: направо пойдешь – с найдешь, налево пойдешь – фонтан Стравинского и увидишь, прямо пойдешь – к городской мэрии выйдешь.

Месторасположение

Наиболее удобный способ добраться к площади Шатле для индивидуального туриста – это метро. На одноименной станции Chatelet пересекаются 1, 4, 7, 11 и 14 ветки метро. Расстояние от станции метро до площади составляет всего 100 м по Rue Saint-Denis.

Те, кто прибыл на собственном автомобиле, могут попытаться найти свободное место на платной парковке на Avenue Victoria, которая пересекается с Rue Saint-Denis непосредственно возле достопримечательностей. GPS-координаты парковки: 48.858021, 2.346554. 

|
|
|
|
|

Парижане – народ бережливый, поэтому в столице Франции бережно сохраняют памятники истории и архитектуры, связанные с личностями или событиями, сыгравшими значительную роль в жизни страны. Так и деяния первого французского императора, Наполеона I Бонапарта, увековечено не только на бумаге, но и в камне. Что интересно, в Париже гораздо больше памятников, построенных по велению самого Наполеона, чем в благодарность ему. Вот и многие монументальные фонтаны, украшающие площади Парижа, появились благодаря распоряжению императора о бесплатном снабжении горожан чистой питьевой водой. А фонтан Победы, более известный как Пальмовый фонтан (la fontaine du Palmier), на площади Шатле еще и увековечил славные победы французской армии под командованием Наполеона Бонапарта.

Фонтан Победы при Наполеоне Бонапарте

Бурный рост населения Парижа в XVIII-XIX веках спровоцировал нехватку питьевой воды в городе. Поэтому Наполеон в 1806 году отдал распоряжение своему министру внутренних дел построить 15 фонтанов для снабжения парижан свежей питьевой водой. В это же время на площади Шатле завершали снос старой крепости Гранд-Шатле, и требовалось украсить освободившееся место. Так возник проект фонтана Победы, который не только снабжал бы жителей района питьевой водой, но и увековечил громкие победы императора в его заграничных походах.

Проект монументального фонтана разработал Франсуа Бралле. В его основу он положил римскую триумфальную колонну, украшенную вверху поясом стилизованных пальмовых листьев. Такая идея была привезена из Египта. И этот орнамент дал новому фонтану второе, неофициальное, название – Пальмовый. 18-метровую колонну украшают бронзовые кольца с названиями и датами крупных сражений в Египте, Италии и Австрии, в которых французы под командованием Наполеона одержали победу, снизу вверх:

  • битва при Лоди (1796),
  • битва у пирамид (1798),
  • битва при Маренго (1800),
  • битва при Ульме (1805).

Низ колонны украшен выбитыми королевскими лилиями. А вокруг колонны кружат каменные девушки – воплощение Воздержания, Праведности, Предостережения и Силы.

На постаменте с двух сторон – барельефы римских имперских орлов, ставшие приютом для парижских голубей, а по углам – рога изобилия с носами в виде голов дельфинов, из пастей которых в бассейн течет вода. Колонну венчает земной шар, который покоится на облаках, окруженный головками ангелов. А на нем: позолоченная статуя богини Победы – крылатой Нике, созданной скульптором Луи Буазо. В поднятых руках богини – лавровые венки для победителей. Сегодня оригинал статуи хранится во внутреннем дворе Музея истории Парижа – Карнавале, а фонтан с 1898 года украшает ее точная копия.

Пальмовый фонтан в эпоху барона Османа

Грандиозная перестройка Парижа, проводимая под руководством префекта барона Османа, коснулась и площади Шатле. В 1858 году руины старой крепости убрали полностью, а на их место, в самый центр площади, передвинули фонтан Победы. Но архитектор Габриэль Давью дополнил фонтан еще одним бассейном и фигурами египетских сфинксов, извергающими потоки воды. В результате преобразований общая высота фонтана достигла 22 метров, что сделало его самым грандиозным фонтаном в Париже.

Пальмовый фонтан – классический образец архитектуры наполеоновского ампира, или стиля Империи, который возник благодаря органичному слиянию классической архитектуры Римской империи и модных в то время египетских мотивов. А дополнения времен барона Османа только украсили столь грандиозное сооружение – одно из немногих, оставшееся в Париже от первого императора.

Как добраться

Адрес: Place du Châtelet, Paris 75001
Метро: Châtelet
Обновлено: 02.03.2017

Идём по Корсиканской Набережной (Quai de la Corse), доходим до .

Мост ведёт к площади Шатле (La place du Châtelet). Направо - Городской Театр - Сары Бернар (Le théâtre de la Ville - Sarah-Bernhardt), налево (здесь на фото не видно) - театр Шатле (Le théâtre du Châtelet). Посредине - Пальмовый Фонтан, или Фонтан Победы, или Фонтан Шатле (La fontaine du Palmier, ou fontaine du Châtelet, ou encore fontaine de la Victoire - парижане, по ходу, сами не знают). Всё вместе дело рук Барона Оссмана (1858), хотя фонтан постарше (1808).

…Тут следует множество всевозможных важных деталей про театры, которые я опущу. Отмечу только две:

1) В театре Шатле снимали финальную сцену фильма «Концерт » (если вдруг кто не смотрел - посмотреть обязательно!).

2) В театре Сары Бернар (или дё ля Вилль) выступал в 94-ом году Гребенщиков и я брала у него интервью для «Русской Мысли». Сидя в соседнем кафе. Долго говорили, пили кофе. Официант принёс счёт. На чеке, где-то внизу, было написано «Укладчица номер три». Вернее: «Гарсон номер два». БГ ухмыльнулся, достал записную книжечку и что-то туда записал…. А на следующий день БГ выступал в доме-приюте Толстовского Фонда, если не ошибаюсь, где-то за городом. Я тоже туда поехала, разумеется. И можете себе представить, каково было моё удивление, когда БГ запел песню «Гарсон Номер Два», сообщив: «Эту песню я сочинил, собственно, этой ночью». Вот. Про ту эпическую поездку я тогда же написала подробно в письме. Как бы его теперь отыскать?...

Пальмовый Фонтан. Или как там его. Построен Наполеоном Бонапартом в честь, знамо дело, своих побед. С благородной оговоркой: дать парижанам бесплатной питьевой воды. Парижанам всегда воды мало (было)....

Но причём тут пальмы? - спросите вы. Поднимите голову, присмотритесь (кто-то мудрый говорил: «По городам надо гулять задрав голову, а не глядя себе под ноги») (согласна, в Париже это не совсем просто по причине собачьих какашек повсюду).... Но вы всё-таки постарайтесь, приглядитесь....

Вы уведите: на вершине колонный действительно имеются пальмовые листья. Или почти. А весь «ствол» «пальмы» украшен перечислением наполеоновских побед в Италии, Египте и далее везде. Вообще, Наполеон I весьма проникся духом классической римской и египетской архитектуры. Поспешил воспроизвести в Париже. Величие! Хотя, если вспомнить, знаменитые ныне храмы и монументы Египта в наполеоновские времена были по крышу засыпаны песком, служили приютом туземным пейзанам и откапаны значительно позже…

на картинках - храм Edfou

На вершине «пальмы» - статуя Победы. Вот она (копия, оригинал в Музее Горда Парижа, Карнавале).

У подножья колонны сфинксы и четыре статуи, аллегории Бдительности, Правосудия, Силы и Благоразумия.

Первый век христианской эры. Париж времён Лютеции. Римские поселения находятся, в основном, на левом берегу, вокруг холма Святой Женевьевы и cardo maximus, ныне известной как улица Saint-Jacques (см. предыдущий пост). На острове Сите - поселения самих паризиев и римская администрация, включая дворец наместника.

на картинке: План Парижа эпохи Лютеции (Plan de Paris Lutece)

Пока римляне одни и непобедимы, жизнь течет плавно и гармонично. Гармонию нарушают варвары. Впервые - в 276 году. И потом уже беспрестанно. Поселенцы открытого, незащищённого левого берега спасаются от набегов на острове. Мостов в ту эпоху, похоже, практически не было. Максимум два. Один на левый берег, второй на правый. Мосты деревянные. Достаточно сжечь - и всё, «в домике». Во время нашествия Аттилы, IV век, лютечане, под духовным знаменем Святой Женевьевы, город не покидают (а хотели без боя сдать), но выстраивают вскоре вокруг Сите крепостную стену в два - два с половиной метра толщиной. Мосты, впрочем, всё ещё остаются без прикрытия.

на картинке: Париж в IX веке. С мостами.

Как следует укреплять Париж принялся Карл Лысый (вот не стеснялись французы давать своим королям не слишком-то почтительные кликухи, так на века и осталось), Charles II dit le Chauve, est un des petits-fils de Charlemagne, 823 - 877. IX век. Нормандцы зачастили. «После их набегов не оставалось даже собаки, чтоб полаяла в след» . Вплоть до самых последних времён по церквам ежедневно возносили: «От ярости норманнов спаси нас, Боже»!

Карл Лысый велит «обновить» римские укрепления, выстроить новые и укрепить мосты. Опоры мостов велено превратить в забрала и по концам поставить по деревянной башне-крепости. Так на нашем месте появляется «Большой Шатле» (Le Grand Châtelet). В противоположность «Малому Шатле» (le Petit Châtelet) с другой стороны острова, на «малом» рукаве Сены. Мосты здесь назывались соответственно: «Малый Мост» (так и называется по сей день) и «Большой Мост» (Ныне «Мост Менял»).

В скобках: усилия Карла Лысого оказались не напрасными. При очередном нашествии алчных викингов, в ноябре 885, им не удалось разбить и разграбить город с разбега и без потерь. После ожесточённых боёв парижане не сдались. «Большой Шатле» непреступен. Потянулась долгая осада. 885-887 гг. В какой-то момент противоположный « Малый Мост » снесло полноводием, защитники «Малого Шатле» оказались в одиночестве и «все были жестоко перебиты норманнами» … А потом прибыл Карл Толстый (говорю же: никакого почтения к правительству), Charles III dit le Gros, 839-888, откупился от викингов и те пошли грабить иные земли…

В 1130 Людовик Толстый (снова здорово), Louis VI, dit «le Gros» ou «le Batailleur», 1081-1137, заменил деревянные башни на каменные. Крепость солидная, мощная, окружена рвом c водой из Сены… Князья Парижские здесь обитают, потом кой-какая администрация… В 1190 Филипп-Август выстраивает новые оборонительные стены Парижа, «Большой Шатле» теряет первоначальное оборонительное назначение. Отныне здесь резиденция полиции и уголовной юстиции. Тюрьма и пыточные казематы включая. Всё. «Большой Шатле» нашёл своё окончательное призвание.

на картинке: Париж к 1550 г.

Мосты...


Pont au Change in 1577

Nicolas-Jean-Baptiste Raguenet, La joute des mariniers, entre le pont Notre-Dame et le Pont-au-Change, 1756

«Большой Шатле был, после Монфокон, наиболее зловещим сооружением Парижа, как по своей внешности и предназначению, так и по окружению, что делало этот квартал наиболее отвратительным местом столицы». (Jacques Hillairet, «Connaissance du vieux Paris»).

12 июня 1418 года, сторонники Бургиньонов захватили крепость-тюрьму (к тому времени сильно разросшуюся) и уничтожили всех узников-сторонников Арманьяков. Скидывая с высоты башен на выставленные пики (пару слов на тему вояк уже писала, повторюсь: «Для тех, кто прогулял в школе эти уроки истории, напомню: с 1337 по 1453 между Англией и Францией идет затяжная, нудная, довольно скучная «Столетняя война». Одновременно, с 1407 по 1435, случается гражданская война между Арманьяками и Бургиньонами (Guerre civile entre Armagnacs et Bourguignons). Причем последние, гадёныши, постоянно потакают врагам отчизны, англичанам…).

Дальше - хуже. 2 сентября 1792 года. «Кровавая революционная бойня, бессмысленная и беспощадная». В рамках широкомасштабной программы, вошедшей в историю как «сентябрьские бойни». Это когда «патриоты», как сама себя называла революционная гопота, испугавшись про- руаялистской австро-прусской интервенции, сильно запаниковала и охотно поверила слухам о якобы готовящемся «заговоре тюрем». Будто бы недобитая аристократия замышляет переворот, репрессии и массовые казни революционеров.

И как сказал кто-то умный: «Есть не много людей, готовых умереть за идею, но есть много тех, кто за идею готов убить»…

«Вставайте, Французы! И пусть потечёт кровь изменников! Это единственный способ спасти отчизну»! («Debout, Français, qui voulez vivre libres! Debout! Debout! Et que le sang des traîtres commence à couler ! C"est le seul moyen de sauver la patrie» . Jean-Paul Marat).

За пять дней по парижским тюрьмам было зверски убито, как полагают, более 1300 человек. И далеко, ох, далеко не все из них были «изменниками», аристократами-роялистами и примкнувшими к ним священниками. 75% - простые уголовники и проститутки. В «Большом Шатле» из 269 заключенных изрубили саблями и истерзали ножами 216 человек. Все - опасные преступники (иных тут не держали), но ни одного замешанного в какие-либо заговоры. «Эти заключенные слышали накануне, что тюрьмы освободят (…) Многие приготовились и с котомкой вещей под мышкой прогуливались по двору (…) Страшный смерч ворвался в семь вечера (…) Невнятная бойня началась с ударов саблей, с выстрелов ружей. Нигде более они не были столь безжалостными» (Jules Michelet, «Histoire de la Révolution Française»).

Рассказывают, что войдя в кровавый раж, «сентябрийцы» (сентябрь + убийцы, les septembriseurs) рубили и оскверняли тела жертв «простого удовольствия ради». «Женщины носили отрезанные уши в качестве трофея» … Впрочем, это слишком долгий и не столь однозначный рассказ… Отметим лишь, что когда революционеры освобождали всех «узников тирании» в 1789 году, именно в «Большой Шателе» они сунуться не посмели. Репутация постояльцев была однозначной: «особо опасные бандиты».

на картинке: Massacre Châtelet 1792

Сидели «особо опасные» по различного комфорта камерам, за которые - нюанс цинизма - ещё и платили сами. В зависимости от ранга: граф, сеньор, шевалье, дворянин, ростовщик, еврей, иное… За привилегию иметь кровать платили отдельно. Хотя кровати были не везде. Самые страшные казематы - «La fosse» («Могила») и «Fin d"aise» («Конец радости»). «Могила» представляла из себя перевёрнутый конус, где узник не мог ни стоять, ни сидеть, ни лежать, а ноги его были всегда в воде. Продолжительность заточения - две недели. Дольше не выживали. В «Конце радости» помирали чуть позже, через месяц примерно. То была яма, заполненная помоями и рептилиями.

Кроме обычных «камер» были и специальные залы судопроизводства. Где заключенные подвергались «вопросу». То есть пыткам. Где выносились приговоры и осуществлялись приговоры.

на картинке: Robert Francois Damiens before the judges / «Робер-Франсуа Дамьян перед своими судьями».

После бойни 2 сентября 1792 «Большой Шатле» решено снести. Немедленно. Но немедленно не получилось, сносили постепенно, между 1802 и 1857 годами. Теперь от некогда могущественной и «наиболее зловещей» крепости-тюрьмы осталось лишь название площади и театра. И слово «морг».

Неисповедимы пути Господни. В жизни слов тоже.

В XV веке французское (от латинского) слово «морг» - «morgue» - обозначало: «лицо», «физиономия». От глагола «morguer» - внимательно вглядываться в лица осужденных по их прибытию в тюрьму «что бы их узнавать в случае побега или рецидива». Фотографий не было. «По причине выражения лица, которое принимали надзиратели, когда они всматривались в заключенных по их прибытию; значение было, буквально: «отделение, место в тюрьме, где осматривали заключенных, прежде чем поместить их в камеры». Кое кто уточняет, что «выражение лица» у надзирателей было соответствующим.

В 1734 году нижние камеры, «la basse geôle», специальным постановлением переквалифицировали в место «опознания трупов, найденных на улице или утонувших в Сене». В XVIII веке таковых тел в Париже находили десятка по полтора в ночь. Позже сиё макабрное учреждение переведут в другую часть Шатле, но это совсем не важно. За безымянными телами ухаживали монахини ордена Святой Екатерины. Специальное отверстие в двери позволяло рассмотреть трупы «зажимая нос». Невостребованных хоронили на кладбище Невинных (о котором обязательно как-нибудь расскажу). В 1804 (Шатле разбирают) морг переведён в иное место.... О первоначальном смысле слова забыли ныне даже сами французы....

Продолжение следует….

Когда говорят о наполеоновских памятниках Парижа, обычно называют две триумфальные арки, Вандомскую колонну и усыпальницу Наполеона в соборе Инвалидов. Гораздо реже вспоминают фонтан Победы на площади Шатле, хотя, на мой взгляд, это один из самых интересных памятников наполеоновской эпохи.

Наполеон придавал большое значение монументальной пропаганде, но громадье планов императора, стремившегося превратить Париж в столицу мира, мешало их осуществлению. Некоторые монументы были закончены только в период Июльской монархии и Второй империи, другие - так и остались на бумаге. К числу немногих памятников, построенных в годы правления Наполеона I, относится триумфальная колонна и фонтан Победы на площади Шатле.

Площадь Шатле обязана своим названием крепости Гран-Шатле, построенной в 1130 г. Людовиком VI около моста Менял, чтобы защищать остров Ситэ. После того как при Филиппе II Августе Париж был обнесен надежной стеной, крепость утратила свое оборонительное значение и в ней разместилась резиденция прево Парижа. До революции крепость служила тюрьмой, а в 1802 г. была снесена. На ее месте в 1806-1808 годах по проекту Франсуа-Жана Бралля (1750 - 1832), главного инженера службы водоснабжения города Парижа, был установлен фонтан в память побед, одержанных Наполеоном Бонапартом.

Фонтан Победы известен также как "Пальмовый фонтан". Построенная в 1806 году колонна украшена пальмовыми листьями, между которыми выбиты названия наполеоновских побед в Италии, Египте и Германии (Лоди, Пирамиды, Маренго, Ульм, Данциг). Венчает колонну богиня Победы, творение Луи Симона Буазо (1743-1809).

Монумент является характерным образцом наполеоновского ампира ("стиля Империи"), сочетающего в себе черты классической архитектуры императорского Рима с вошедшими в моду египетскими мотивами. В то же время его облик и скульптурный декор странным образом напоминает сталинские павильоны и фонтаны ВДНХ.

Возле римского орла теперь ютятся парижские голуби.

При Наполеоне III, когда площадь Шатле подверглась ре­конструкции, фонтан поставили на новый цоколь, украшенный сфинксами (1858).

В 1863 году площадь приняла свой нынешний вид, после того как по обеим её сторонам выросли два театра. Слева (если стоять спиной к Сене) – Театр Шатле с залом около трех тысяч мест. Напротив – Городской Театр – бывший Театр Сары Бернар, в котором великая актриса играла многие годы. Купив здание в 1899 году, она открыла сезон следующего года специально для неё написанной героической драмой Эдмона Ростана «Орлёнок».

Колонну сейчас венчает копия шедевра Буазо.

Так выглядела площадь Шатле во времена Наполеона.
С картины Этьена Буйо, около 1810 г.




Top