Плот "Медузы". Теодор Жерико

Теодор Жерико

С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись… и лошади. Частенько занятиям в школе он предпочитал конюшню, где можно было наблюдать за лошадьми и рисовать их. Юный художник умел передать характеры животных, их нравы и повадки.

Французский живописец, график и скульптор Теодор Жерико родился в Руане. Его семья была весьма состоятельной и стремилась дать мальчику хорошее образование.

В 1808 году Жерико окончил лицей и стал учеником известного живописца Карла Верне, но вскоре оставил его мастерскую, недовольный методами обучения. От Верне Теодор перешел к не менее знаменитому в то время художнику П. Н. Герену.

Обладая собственной творческой индивидуальностью, Жерико не стал продолжателем традиций своих учителей. Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца сыграло искусство А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Влияние этих мастеров хорошо заметно в ранних произведениях Жерико, отразивших неразрывную связь мастера с его эпохой. Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).

Т. Жерико. «Офицер императорских конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж

Жерико изобразил офицера с саблей в руке, скачущего в атаку. Его лицо, жесты, твердая посадка в седле выражают смелость, решительность, готовность бесстрашно идти навстречу врагу. Образ французского воина воплотил в себе всю энергию нации и отразил страстное воодушевление автора картины. Чтобы сделать композицию более патетичной и динамичной, мастер развернул фигуру человека в сторону, противоположную движению коня, а также усилил контрасты цвета.

«Офицер императорских конных егерей во время атаки» в этом же, 1812, году был выставлен в Салоне. Публика восторженно приняла работу молодого художника.

Образ французского офицера появлялся во многих произведениях Жерико. Гордый и смелый воин предстает перед зрителем на картине «Офицер карабинеров» (1812–1814, Музей изящных искусств, Руан).

Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Герой композиции - уже не сильный, полный надежд воин, а разочарованный и усталый раненый солдат, опирающийся на саблю. Ощущение трагедии подчеркивает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события: низкое небо, покрытое серыми тучами, мрачная, лишенная растительности холмистая равнина. Природа на полотне враждебна человеку. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что связано с событиями реальной жизни - военными неудачами наполеоновской армии.

Разуверившись в политике Наполеона, недавнего кумира французского народа, Жерико поступил на службу в армию Людовика XVIII, взошедшего на трон в 1814 году. Но деятельность нового властителя Франции, при котором началась реакция, уничтожившая прежние демократические свободы, не устраивала художника, и вскоре он ушел из армии и снова начал писать.

В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Огромное впечатление произвели на французского живописца фрески Сикстинской капеллы, исполненные Микеланджело. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Многие работы Жерико, написанные по итальянским впечатлениям, близки по духу творчеству известных представителей Высокого Возрождения. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. 1817, Лувр, Париж).

Художник изобразил конные состязания, увиденные им на карнавале в Риме, но своих персонажей вывел в облике мужественных и сильных героев античности. С подобным приемом, придающим картине патетичность, Жерико познакомился, изучая творчество Ж. Л. Давида.

Т. Жерико. «Офицер карабинеров», 1812–1814, Музей изящных искусств, Руан

Вернувшись на родину, живописец вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. С искренним сочувствием и жалостью Жерико изобразил искалеченных, больных, смертельно уставших солдат, бредущих по полю, занесенному снегом.

Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот „Медузы“» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. В 1816 году караван судов, на борту которых находились поселенцы и солдаты, плыл к одной из французских колоний на территории Африканского континента. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». По протекции высокопоставленного чиновника капитаном корабля был назначен дворянин, не имевший достаточного опыта. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках, и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля.

Плот тянули на буксире лодки, но тросы, не выдержавшие столь значительной нагрузки, лопнули, и его унесло в море. Спасение пришло лишь через 13 дней. За это время большинство пассажиров плота умерло от голода и жажды, многих смыло в пучину во время шторма. Больных выбрасывали за борт, а некоторые из живых начали есть погибших. Когда проходящий мимо корабль «Аргус» случайно обнаружил терпящих бедствие, их осталось всего 15. Вскоре пятеро из них скончались.

Двое из спасенных, хирург Савиньи и инженер Корреар, написали книгу о пережитом, и прочитавшие ее парижане испытали настоящий шок. Общественное мнение резко осудило причастных к трагедии представителей знати.

Жерико очень долго работал над своей картиной. Стремясь правдиво отразить события, он изучал документы, беседовал с участниками катастрофы, делал зарисовки истощенных, тяжело больных людей в госпитале, рисовал умерших в моргах. Созданию «Плота „Медузы“» предшествовало множество портретных эскизов и этюдов с видами разбушевавшейся морской стихии.

Работая над полотном, Жерико несколько раз менял его композицию. Вначале он хотел изобразить борющихся за место на плоту людей, но позднее отказался от этого замысла.

Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Одного из погибших волной смывает в море. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Похожий на античную статую, он равнодушно смотрит перед собой, придерживая одной рукой умершего юношу, чтобы того не смыло в море. Жерико удалось передать разные чувства своих героев - ужас, безмерное горе, радость и надежду на скорое избавление от страданий.

В 1819 году полотно было выставлено в Салоне, но и тогда Жерико не перестал над ним работать и, считая, что в композиции отсутствует завершенность, добавил в правой части полотна фигуру погибшего, уносимого волнами в море.

Оппозиционно настроенная французская интеллигенция восторженно встретила «Плот „Медузы“». Близкие же к правительственным кругам представители искусства отнеслись к творению Жерико резко отрицательно.

Т. Жерико. «Плот „Медузы“», 1819, Лувр, Париж

Художник надеялся, что государство купит картину, но его надежды не оправдались. Огорченный этим, в 1820 году он повез «Плот „Медузы“» в Лондон. Английские зрители оценили работу французского мастера.

В Лондоне Жерико познакомился с английскими художниками. Он изучал город и его окрестности, быт людей, живущих в столице. Английские впечатления отразились в ряде литографических работ, среди которых «Большая английская сюита» (1821) и «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821).

Не забывал Жерико и о своей давней любви - лошадях. Тяжеловесные и мощные животные предстают на литографических листах «Фландрский кузнец» и «У ворот Адельфийской верфи», быстрые, несущие как ветер кони изображены на известной картине мастера «Скачки в Эпсоме» (1821, Лувр, Париж).

Вернувшись в 1822 году на родину, Жерико увлекся большими полотнами в духе художников эпохи Возрождения. Он долго работал над крупноформатными картинами «Торговля неграми», «Открытие дверей тюрьмы инквизиции в Испании», но закончить их ему помешала ранняя смерть.

В 1822–1823 годах по заказу своего друга, врача-психиатра одной из парижских клиник, Жерико исполнил несколько портретов, которые предназначались для иллюстрации различных психических заболеваний. Но для художника важным было показать не внешние признаки болезни, а обнажить внутреннее, душевное состояние людей. Портреты получились очень эмоциональными и глубоко трагичными («Сумасшедшая», 1819–1820, Музей изящных искусств, Лион; «Сумасшедший», 1819–1820, собрание О. Рейнхарт, Винтертур).

Жерико прожил короткую жизнь: в возрасте 32 лет он погиб, упав с лошади. Но его романтическое творчество оказало большое влияние на многих художников, и не только во Франции, но и в других европейских странах.

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Мастера и шедевры. Том 1 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

ТЕОДОР ЖЕРИКО Самолеты на трассе Париж-Москва совершили несколько необычных рейсов. Огромные серебристые машины, способные поднять сотню пассажиров или добрый десяток тонн груза, прилетели в Шереметьевский аэропорт… пустыми. Если не считать экипажа и двух-трех ящиков

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Из книги Анатолий Зверев в воспоминаниях современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Федор Алексеев 1753-1824 Сын сторожа Академии наук, Федор Алексеев поступил в Академию художеств отнюдь не случайно. С самого раннего возраста мальчик проявлял незаурядные способности к… черчению! Геометрическая четкость, точность и законченность образов – именно эти

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Сильвестр Щедрин 1791-1830 Ранее в пейзаже господствовала «сказочность», подражательность неким западным образцам. Голубые небеса, бело-розовые облачка, и на их фоне непременно развалины какого-нибудь рыцарского замка. Или голубая безмятежная гладь залива – и корабль с

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Алексей Боголюбов 1824 – 1896 Есть художники, жизнь которых протекает тихо, скромно, без эффектных взлетов и стремительных падений. Стержнем жизни и творчества таких людей является только один принцип – «полезность». Боголюбов был именно таким – полезным всем.

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

ТЕОДОР ГЛАНЦ Памяти Анатолия Он был художником, но умер, как поэт. Когда вдруг в зале вспыхивает свет, Всех на мгновение охватывает страх. Ведь окончание сеанса - в небесах, Куда для зрителей пути покамест нет. Он был художником, но прожил, как поэт. Король подъездов,

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Теодор Жерико (1791–1824) С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись… и лошади. Частенько занятиям в школе он предпочитал конюшню, где можно было наблюдать за лошадьми и рисовать их. Юный художник умел передать характеры животных, их нравы и

Из книги автора

Теодор Руссо (1812–1867) Просека. Лес л’Иль-Адам 1849. Музей д’Орсе, ПарижРуссо, глава барбизонской школы, вдохновляясь работами Рёйсдала и других голландских пейзажистов XVII века, а также Констебла, стремился создать во французской пейзажной живописи более свободный,

Из книги автора

Пьер Пюви де Шаванн (1824–1898) Девушки на берегу моря До 1894. Музей д’Орсе, ПарижТворчество Пюви де Шаванна находится у истоков символизма, художник наполняет обыденные понятия и действия возвышенным, зашифрованным смыслом. Картину «Девушки на берегу моря» сам автор считал

Из книги автора

Петр Федорович Соколов 1791–1848 Родители определили Петра Соколова в Петербургскую Императорскую академию художеств в девятилетнем возрасте. Он учился в классе исторической живописи под руководством знаменитого тогда живописца В. К. Шебуева. В 1809 году за картину

Из книги автора

Алексеев Федор Яковлевич (1754–1824) Красная площадь в Москве Красная площадь в Москве. 1801. Государственная Третьяковская галерея,

Из книги автора

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791–1830) Новый Рим. Замок св. Ангела В пейзаже Щедрина образ Вечного города одновременно величественный и интимный. Тяжелая каменная громада замка Св. Ангела уравновешена зданиями и лодками на левом берегу Тибра. Величавое, плавное течение

» Жерико Теодор

Творчество и биография - Жерико Теодор

Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи.

Родился в Руане в зажиточной семье. Учился в Париже в Императорском лицее (1806-1808). Его учителями были К. Ж. Берне и П.Н. Герен. Но они не оказали влияния на формирование его художественного стиля - в живописи Жерико прослеживаются тенденции искусства А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Художник посещал Лувр, где делал копии с произведений старых мастеров, особенно восхищала его живопись Рубенса.

Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Эта картина, написанная в начале похода французской армии в Россию, отличалась остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой, эмоциональной насыщенностью колорита. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.

В 1816 г. художник уезжает в Италию. Во Флоренции и в Риме он изучает творчество старых мастеров. Под впечатлением от монументального искусства Жерико создает картину «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр, Париж), изображающую конные состязания во время карнавала в Риме. Основной мотив этого произведения - противопоставление силы человека и природы, воплощенной в образе могучего коня.

Как и других романтиков, Жерико интересует тема борьбы человека с природной стихией, и он обращается к мотиву моря. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ - грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Из 149 человек, перебравшихся с разбитого корабля на плот, спаслось только 15, все остальные погибли от голода и жажды. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.

Создавая картину, Жерико стремится быть предельно точным, он находит очевидцев событий и пишет их портреты, работает в больнице и морге, делая зарисовки больных людей и трупов. Очень тщательно художник изучает море, пишет множество этюдов, передающих море в момент волнения и шторма. Сохранившиеся эскизы дают понять, что живописец хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но позднее отказался от этого замысла. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.

Делая многочисленные наброски, художник долго работал над поисками композиции, остановив свой выбор на изображении плота с верхней точки зрения, что дало возможность одним взглядом охватить все происходящее. Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру - это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. Передний край изображения как бы срезан рамой, что позволяет зрителю почувствовать себя участником страшных событий, представленных в картине с эпическим размахом.

Для показа картины в Англии Жерико предпринял путешествие в Лондон. Картина имела огромный успех в оппозиционных кругах Франции и не вызвала энтузиазма у представителей официального искусства, государство не приобрело ее.

За время, проведенное в Англии (1820-22), где художник испытал влияние Дж. Кон-стебла, он создал ряд акварелей и литографий со сценами народной жизни: «Телега с углем», «Пахота Англии», «Кузница» и др. В суровой сдержанной манере изобразил Жерико открывшиеся ему эпизоды жизни английской бедноты, нищих, бродяг.

В Англии художник создает серию литографий, отразивших его английские впечатления («Нищий, умирающий у дверей булочной», 1821; «У ворот Адельфийской верфи в Лондоне»), а также работает над живописными произведениями («Скачки в Эпсоме», 1821, Лувр, Париж; «Печь для обжига извести», 1821-1822, Лувр, Париж).

Мастерство Жерико проявилось в портретной живописи, он пишет своих знаменитых современников («Портрет молодого Делакруа», 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан), по заказу своего друга-психиатра создает ряд портретов его пациентов. Эти работы отличаются большой выразительной силой, они раскрывают глубокую трагедию страдающей человеческой души («Сумасшедшая старуха», 1822-1823, Музей, Лион; «Сумасшедший, воображающий себя полководцем», 1822-1823, собрание Рейнгарт, Винтертур).

Краткая биография

жерико французский живописец

Теодор Жерико (Theodor Gericault) - французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматично-напряженные произведения («Плот Медузы», 1818-19) отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; бытовые сцены, пейзажи («Дебри в Эпсоме», 1821) повлияли на реалистов сер. 19 в.

Ученик в течение недолгого времени Карла Верне (1808-1810), а потом Пьера Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие кРубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.

Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия вИталию в 1817-19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже). Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая - падения с лошади. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры, исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Помимо полотна «Плот „Медузы“», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.

Основные работы

Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку

Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г.). Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар тины, в сизо багровое пекло боя; даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне. Лувр. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.

Раненный кирасир. 1814. Париж. Лувр

Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, - Людовик XVIII. Начались преследования сторонников Наполеона, но прежде всего бывших участников революции, республиканцев, всех противников старого порядка и аристократии. В этих условиях в глазах передовых людей время Наполеона стало восприниматься в ореоле революционных традиций, как время, когда Франция начертала на своих победоносных знаменах - Свобода, Равенство и Братство. Гнет реакции заставил забыть, что наполеоновские войны давно уже перестали быть революционными и превратились в захватнические, антинародные. Возвращение старого порядка на штыках реакционных монархов половины Европы было историческим возмездием за авантюристическую политику бонапартизма. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.

Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.

Много позже, в преддверии революции 1848 года, историк Мишле, демократ и республиканец, писал об этой картине Жерико: «Он создал как бы эпитафию солдату 1814 года. На картине - спешившийся всадник, гигантского роста, и вместе с тем такой человечный и трогательный.? Это - солдат, но и вместе с тем - человек, ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Ему не спастись... На заднем плане - черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти; утра не будет... И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается... чтобы умереть».

Романтически настроенный Мишле, пожалуй, несколько избыточно истолковал смысл картины. Но ее дух, характер ее вдохновения он уловил очень точно. Это действительно реквием целой эпохе в судьбе Франции, эпохе военных триумфов и тяжких поражений, конечный смысл которой определил тот же Мишле: «война и отсутствие всякой идеи».

Картина Жерико - одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Строгой размеренности и уравновешенной ясности классицистических полотен школы Давида здесь противопоставлено смелое нагнетание всех выразительных средств. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Его высоко поднятой голове противопоставлено слабеющее тело кирасира, как бы скользящего вниз и бессильно опирающегося на ножны палаша.

Солдата еще не покинули силы, во взоре еще ощущается жар битвы. Холодный блеск шлема и кирасы, оранжевый на красной подкладке плащ, заставляющий вспомнить о Рубенсе, которого Жерико боготворил, весь блеск воинской амуниции, горделивый конь сообщают образу мужественную героичность.

Но доблестный воин показан художником не в победном триумфе, а на грани гибели. Может быть, Мишле напрасно увидел здесь человека, который находится перед лицом смерти. Слишком много в этом воине и его коне энергии и напряжения, чтобы зритель поверил в смертельную рану кирасира. Но тем не менее вся обстановка картины свидетельствует, что мы присутствуем при последнем акте драмы.

Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Далеко на горизонте пылает пожар битвы, и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь. В центре полотна, где сталкиваются оба эти движения, самая светлая и самая интенсивная по цвету часть картины: здесь пылает красное пятно плаща, сумрачно поблескивает холодная сталь кирасы. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Действительно, это финал - еще героический, но уже предопределенный - не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.

Для Жерико эта картина была и автобиографичной. Она воплотила его глубокое душевное потрясение в пору крушения империи. Оно, это потрясение, еще резче и мучительнее выразилось в его знаменитом «Плоте Медузы» и других драматических полотнах, в которых преломлялось его переживание трагедии народа. Но, увы, гений Жерико угас, едва успев расцвести. Он умер от тяжелой болезни, едва достигнув 33 лет.

«Плот „Медузы”» (фр. Le Radeau de la Mйduse) -одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.

В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус».

Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы”» стал последним из законченных произведений Жерико.

Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.

После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000. В дальнейшем Дедрё-Дорси отклонил предложение продать работу в США за значительно бомльшую сумму и в итоге уступил её Лувру за те же 6000 с условием, что она будет размещена в основной экспозиции. В настоящее время «Плот „Медузы“» находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 4884.


Дерби в Эпсоме , Холст, масло. 92 х 122,5 Лувр, Париж.

В 1820 Жерико году уехал в Англию, где провел два года. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821).

Четыре лошади вихрем летят над полем скачек, их передние и задние ноги вытянуты параллельно земле. Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Лошади, жокеи выписаны с большой тщательностью, с некоторой неожиданной для Жерико сухостью. Наоборот, пейзаж - покрытая зеленой травой равнина с холмами на горизонте, облачное с просветами небо - написан широко, обобщенно. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами.

Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном, был повторяем несчетное количество раз, вызывая впечатление быстроты, полета.

(1791-1824)

Жан Луи Андре Теодор Жерико, французский живописец, литограф, родился 26 сентября 1791 года в Руане. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевел его в пансион Рене Ришара Кастеля. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей. С детства мальчик пристрастился к конному спорту и уже в шестнадцать лет был первоклассным наездником. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. В 1808-1810 годах он учился живописи у К. Верне, а затем обучался в мастерской у П. Герена в 1810-1811 годах. Жерико служил в королевских мушкетерах, поэтому писал преимущественно батальные сцены. Его первая большая работа, «Офицер конных императорских егерей во время атаки», была представлена в Салоне в 1812 году. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Картина обратила на себя внимание художественных кругов. Жерико присудили золотую медаль. С 1810 по 1815 год он занимается в Лувре, копируя работы П. П. Рубенса, В. Тициана, Д. Веласкеса и Х. Рембрандта. В 1813-1814 гг. она создал ряд картин на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». В начале 1816 года Жерико отправился в Италию. Там он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. После путешествия по Италии (1817-1819) он принялся за картину «Плот «Медузы»» (Лувр, Париж). Она написана в стиле реализма и стала полным отрицанием давидовского направления. Стремясь представить на полотне историю спасения в море людей, потерпевших кораблекрушение, художник сделал множество подготовительных этюдов. Жерико работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. В Салоне 1819 года картина была замечена и быстро сделалась одним из центральных экспонатов выставки. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная достоверность этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило всеобщее признание и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора. Жерико отправляется в Англию, где главным его занятием было изучение лошадей. Там он пишет большую работу «Скачки в Эпсоме» (1821). Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном. Он несомненно вызывает впечатление быстроты, полета. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает написать несколько работ. Среди них «Известковая печь», которая сыглрала важную роль в развитии реалистического пейзажа, а также серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». В феврале 1823 года он слег в постель. Жерико умер 26 января 1824 года в возрасте 33 лет. Преждевременная кончина помешала написать Жерико уже задуманную картину «Отступление французов из России в 1812».

Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам, и особенно Востоку. Благодаря этому романтическому, т.е. мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм.

Вновь расцвела полузабытая пейзажная живопись, бурный подъем переживала историческая живопись, многие художники вдохновлялись литературными сюжетами, в частности, из романтических сочинений.

Живопись романтиков отличалась возбужденным горячим колоритом, сильным контрастом цветовых пятен, преднамеренным отказом от точности и классической отточенности рисунка. Композиция часто хаотична, лишенная величавости и незыблемого спокойствия.

Почти полстолетия длилась борьба между классицистами и романтиками: Романтики упрекали классицистов в холодной рассудочности, в отсутствии движения, а классицисты укоряли романтиков, что они пишут "будто бешеной метлой". Это была борьба двух различных художественных мировоззрений.

Первым художником романтизма во Франции был Теодор Жерико. Это мастер героических монументальных полотен, который соединил в своем творчестве черты и классицизма, и романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало, оказавшее огромное влияние на искусство реализма середины 19-го века. Но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями.

Впервые в 1812 году Жерико заявляет о себе большим полотном "Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку". Картина имела успех, и Жерико получил за нее золотую медаль. Зато следующая большая картина - "Раненый кирасир" потерпело полную неудачу, ибо посчитала ее намеком на разгром Наполеона в России.

Всю жизнь Жерико имел страсть к лошадям, что нашло отражение в его картинах, где лошади изображались в различных сюжетах, в разных ситуациях.

В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Так, события, происшедшие с французским кораблем "Медуза" летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма. Картину приняли сдержанно, страсти вокруг нее были чисто политические: одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, другие - клевету на действительность.

Жерико уезжает в Англию и демонстрирует эту картину там, где она имела большой успех. По возвращении во Францию, художник писал трагические образы сумасшедших, людей с обостренной психикой.

Последние одиннадцать месяцев своей жизни Жерико уже смертельно болел: вследствии падения с лошади он был прикован к постели. Умер он в январе 1824 году.




Top