По тексту Тендрякова Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой (ЕГЭ по русскому). Подготовка к егэ по русскому языку - коллекция текстов Солдат украл хлеб


Что может быть хуже, чем поступить нечестно? Существует мнение, что непонимание того, что ты не прав, искренняя неосознанность своих пагубных поступков – намного хуже. Чувство совести, именно оно приводит к раскаянию, удерживая нас от повторения наших промахов в будущем. Зачастую, люди совершают непростительные ошибки, не прислушиваясь к доводам сознания, поступаясь моральными принципами. Именно проблему сделки с совестью рассматривает в своем тексте Владимир Тендряков.

Автор делиться с читателями историей, произошедшей с ним в годы Великой Отечественной Войны. Полк главного героя находится в бедственном состоянии, испытывает жуткую нехватку продовольствия. Именно в такой атмосфере происходит встреча писателя с лейтенантом, наталкивающим его пойти против чести, проявить немного «находчивости», в случае, если хочет выжить.

Автор воспоминаний долго не может пойти против себя, с сожалением принимая свою честь, свою принципиальность за неуместную слабость: «Я совсем не обладал находчивостью… -говорит солдат, - страдал от этого, презирал себя». Несмотря на это, когда ему предоставляется удобный случай, он, не задумываясь, идет на сделку с совестью и ворует хлеб у своих товарищей, находившихся в равном с ним положение, в той же степени испытывающих голод. Как ни странно, сразу же, в следующее мгновение после содеянного, он начинает испытывать это ужасное, съедающее изнутри, чувство: «Военная находчивость, да нет - я вор». Впоследствии, ему дорого окупается его сделка с совестью, он ни на день не забывает о произошедшем, о том как поступился с принципами: «Случай внешне не значительный, но для меня очень постыдный.

Было время, думал, не сообщу его ни матери, ни брату…»

Позиция писателя предельна ясна. Он призывает поступать по совести, он показывает, что сделка с ней, пусть даже и выгодная, уже в следующее мгновение может обернуться осознанием содеянного, чувством отвращения к самому себе.

Я полностью разделяю мнение автора. Самое важное в жизни это не поступаться с принципами, следовать своей совести. Очень часто, поступки, продиктованные чувством, противоположным совести, в конечно счете приносят больше страданий, нежели удовлетворения.

Над вопросом совести и ее влияния на человека задумываются многие великие писатели всех времен и народов. Так, в произведение с мировым именем «мальчик в полосатой пижаме», написанным Джоном Боном, рассказывается о дружбе двух, совершенно разных мальчиков. Главный герой, немецкий мальчик Бруно, еще маленький, он не подозревает о существование и цели концентрационных лагерей и даже представить не может, что небольшой комплекс, находящийся недалеко от их дома и огражденный проволокой, один из них. Именно поэтому, когда однажды он встречает еврейского мальчика Шмуэля, живущего за преградой, он, не сомневаясь, предлагает ему дружбу. Однажды Бруно застает своего друга у себя дома за чисткой овощей. Он убедил Шмуэля, что ничего плохого не произойдет, если тот ненадолго передохнет, перекусит, что он, Бруно, не боится Лейтенанта Кетлера, который приказал Шмуэлю работать, и, в случае чего, возьмет его на себя. По возвращение лейтенанта, вся смелость Бруно испаряется, он не в силах сказать правду, признать содеянное. Он понимает, что подвел друга, но его страх не дает ему поступить по совести. В последствии, чувства о содеянном поступке не оставляют мальчика ни на минуту, ему страшно встретиться с другом, посмотреть ему в глаза.

оветский писатель В. Железняков в своей повести «Чучело», рассказывает историю новенькой в классе Лене Бессольцевой. Одноклассники считают ее чудаковатой, не очень жалуют в коллективе, Лена же не воспринимает это в серьез, считает шуткой. Нашей героине симпатизирует ее одноклассник Дима и, именно по этой причине, когда тот подставляет весь класс перед учительницей, она без раздумий берет всю вину на себя. Класс объявляет девочке бойкот, а Дима хоть и осознает свою неправоту, идет на сделку с совестью и не решается рассказать истинное положение дел. Он трус, для него авторитет в классе важнее, чем правда.

Совесть, хоть и неприятное, но очень важное чувство для личности человека. Она не позволяет нам совершать плохих действий, направляет нас на истинный путь. Этот текст в очередной раз доказал как сделка с совестью может привести к пагубным последствиям.

Обновлено: 2017-03-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


«Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в неё следует чаще всего заглядывать», - говорил Б. Паскаль. Что же такое совесть? Действительно ли она является нашим лучшим советчиком?

В приведённом тексте В.Ф.Тендряков поднимает проблему совести и её влияния на человека. Хочется отметить актуальность данной проблемы, ведь именно совесть помогает нам осуществлять нрав¬ственный самоконтроль, производить оценку совершаемых поступков.

Рассуждая над проблемой, писатель повествует о том, что ему много раз приходилось совершать дурные поступки: он врал учителям, не сдерживал данное слово, а однажды на рыбалке снял с чужого перемета головля, но каждый раз рассказчику удавалось найти для себя оправдание. Однако случай, описанный в приведённом фрагменте, заставил его серьезно задуматься. Лирический герой находился в запасном полку за Волгой. Вызвавшись получить хлеб вместе со старшиной, он украл полбуханки хлеба, о чём впоследствии сожалел долгое время. И если всякий раз он находил для себя предлог, то теперь герой не искал оправданий: «Я вор, и сейчас… это станет известно… тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел».

Повествователь неожиданно заметил, как красивы те солдаты, у которых он своровал. К нему пришло осознание, что красота эта – духовная: «Среди красивых людей - я уродлив». Долгие годы автор испытывал муки совести за содеянное, стремился завоевать самоуважение, совершая добрые дела. Описанный в тексте случай стал настоящим уроком для рассказчика, позволившего себе совершить дурное деяние и поступившего не по совести.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что, совершая дурные поступки, человек идёт против важного нравственного чувства – против совести. Я полностью согласна с мнением В.Ф.Тендрякова, ведь нелегко приходится людям, избравшим путь бесчестья в жизни.

Осознание нравственного значения совершаемых действий часто выражается в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести». Так, в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» перед читателем предстаёт мальчик, совершивший дурной поступок и искренне раскаявшийся.

Отправившись за ягодами, он под влия¬нием своих приятелей решается обмануть свою бабушку. Вместо ягод земляники мальчик кладёт на дно корзинки траву, и обман этот раскрывается не сразу. Но совесть мучает ребёнка сразу же после совершения поступка. Герой твёрдо решается сознаться, но не успевает сделать это до отъезда бабушки в город. По возвращении бабушки мальчик убегает из дома, горько плачёт и раскаивается в содеянном. Видя искреннее раскаяние внука, бабушка дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Рассказчик вспоминает этот момент как один из самых светлых в своей жизни. Стало быть, описанный случай стал для мальчика главным нравственным уроком в жизни, и уроку этому герой обязан не только великодушию бабушки, но и своей совести.

Итак, совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека. Неслучайно тема совести затронута в произведениях классиков мировой литературы. Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Долохов накануне Бородинского сражения совершает неожиданный поступок - извиняется перед Пьером. Он просит простить его за всё, что было между ними. В самые ответственные моменты жизни Долохов «срывает с себя маску», обнажая все свои лучшие душевные качества. Очевидно, что он теперь осознает, как важна чистота совести для человека, особенно в тяжёлое военное время. Кроме того, герой проявляет себя как порядочный человек во время освобождения пленных, среди которых находится Пьер. Таким образом, в период общей трагедии в Долохове, в этом жестоком человеке, склонном к бретёрству и безумным выходкам, просыпается совесть, которая облагораживает его.

Подводя итоги, хочется сказать, что если неправильное поведение приводит человека к «неспокойной совести», то честное выполнение своих обязанностей, своего долга, напротив, приводит к моральному удовлетворению самим собой и к особому состоянию, названному, как «чистая совесть».

Обновлено: 2018-02-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


В нравственности наше будущее. В. Тендряков

Спасайте души. Б. Чичибабин

В наше непростое время, когда стира-ются понятия между добром и злом, нравственным и безнравственным, полезно обратиться к честному, совестли­вому писателю, которого всегда волновало нравственное здоровье народа.

Урок начинается с прослушивания сти­хотворения Бориса Чичибабина.

Живу на даче. Жизнь чудна.

Свое повидло.

А между тем еще одна

П . А . Кривоногов . Победа . 1941 - 1947


Душа погибла.

У мира прорва бедолаг.

О сей минуте

Кою-то держат в кандалах.

Как при Малюте.

Я только-только дотяну

Вот ту строчку.

А кровь людская не одну

Зальет сорочку.

Уже за мной стучатся в дверь,

Уже торопят,

И что ни враг - то лютый херь,

Что друг - то робот.

Покойся в сердце, мой Толстой,

Не рвись, не буйствуй:

Мы все привычною стезей

Проходим путь свой.

Глядим с тоскою, заперты,

Вослед ушедшим.

Что льда у лета - доброты

Просить у женщин.

Какое пламя на плечах,

С ним нету сладу.

Принять бы яду натощак.

Принять бы яду.

И ты, любовь моя, и ты, -

Ладони ль, губы ль, -

От повседневной маеты

Идешь на убыль.

Как смертью веки сведены,

Как смертью веки, -

Так все живем на свете мы

В двадцатом веке.

Не зря грозой ревет Господь

В глухие уши:

- Бросайте все. Пусть гибнет плоть.

Спасайте души.

Мы начали урок стихотворением Чичи­ бабина, хотя говорить сегодня будем о по­ вести Тендрякова «Люди или нелюди». Вы не находите здесь связь?..

Проблемы добра и зла, нравственных поисков человека, ценности человеческой жизни лежат в основе многих произведе­ний русской литературы . Не остался в сто­роне от их решения и писатель Владимир Тендряков, о произведении которого мы и поведем речь.

Слово о писателе. Владимир Федоро­вич Тендряков () родился на Во-логодчине. Первый его рассказ «Дела мо­его взвода » был опубликован в 1947 году. Студент Литературного института уже про­шел к этому времени по фронтам Великой Отечественной войны. Все произведения писателя: «Свидание с Нефертити», «Ве­сенние перевертыши», «Ночь перед выпус­ком», «Хлеб для собаки», «Донна Анна», «Охота» - вызывали и вызывают интерес читателя, острые споры.

О чем говорит нам название повес­
ти «Люди или нелюди»?

Тендряков пытается понять, где ис­
токи озлобленности, жестокости.

Он заставляет задуматься: кто мы,
живущие на земле, люди или нелюди?

- Почему Тендряков обращается к
прошлому, времени своей юности?

Тогда, 19-летним солдатом, он пере­
жил «редкостно прекрасное чувство любви»
к людям за то, что они добры друг к другу.

- Давайте и мы мысленно предста­
вим один из моментов этого прошлого...

1943 год. Наш герой в поисках штаба идет по степи. Какую картину видит он под чер­ным ночным небом?

- «Чуть ли не на каждом шагу торчит или вывернутый локоть, или каменное пле­чо, обтянутое шинельным сукном, или глад­кая, ледяно-прокаленная каска, скрываю­щая глазницы, запорошенные снегом» - таким видит герой поле боя.

- Вызывают ли убитые жалость у не­ го? Чувствует ли он смятение, ужас?

Нет, он привык к трупам, они стали для него частью военного быта.

- Что же случилось с появлением ра­ неной лошади?

Герой почувствовал жалость. Ее вы­гнали на смерть, а она продолжала жить с понурым упрямством.

- Почему герой «боится» «опасного» чувства?

С жалостью может войти в душустрах за собственную жизнь, жалость к се­бе.

Он приказывает себе: «Не смей жа­леть и не смей лишка думать - война! Ог­рубей и очерствей, стань деревом!»

- Почему спасительная мысль об окончании войны пугает его? Почему он боится быть добрым и сострадательным?

Он не знает, как жить потом, в мир­ное время, если разучился жалеть, стра­дать, если равнодушен «до древесности».Вдруг это навсегда вошло в душу?

- Но «вселенская тоска», которую он только недавно испытывал, все-таки про­ ходит. Почему?

Он понял, что война не убила в чело­
веке душевности, жалости. Два недавних
врага, молодой немец Вилли и русский
солдат Якушин, в землянке едят кашу из
одного котелка. «Голова к голове, ложка за
ложкой и - хлеб пополам».

На него нахлынула любовь к Якуши­ну, Вилли, дяде Паше, к храпящим в зем­лянке солдатам. Появилась надежда: если
посчастливится увидеть конец войны, то
его «окружат люди, уставшие от крови и
ненависти, истосковавшиеся по любви».

- Но наступил новый день, началось
наступление. Сталинград уже близко. К по­лудню войска вошли в хутор. Писатель по­
казывает его глазами солдат. Каким они
его увидели?

Остался только след от хутора. Всю­ду пепелище, по земле тянется дымок,
пахнущий мясом и паленой шерстью.

Но самое страшное они увидели у
колодца: два ледяных бугра. А внутри -
пропавшие разведчики.

- Реакция солдат на увиденное?

Всех охватила злоба. Уже не «узнать
было Якушина с выбеленным взглядом, дя­дю Пашу с багровой физиономией, с раз­дутыми белыми ноздрями, зубами в оска­ле». Все хотели мщения.

Для расправы привели Вилли и вы­
толкнули к колодцу. Он разогнулся, зеле­
ный, как лед, с раскрытым ртом, стал дико
оглядываться. А когда стали срывать оде­
жду, закричал «не по-человечески - сипло
каркающе, с захлебом».

- Какие чувства вызывает у героя эта
сцена?

Еще до расправы с Вилли он ощутил
«некую отрезвляющую неуютность». А она
сменилась ужасом, когда он понял, как ре­
шили отомстить за своих товарищей. Люди
в этот момент перестали быть людьми.
Они вызывали страх.

- Долгие годы писателя мучил один и
тот же вопрос: почему дядя Паша. Якушин
дошли до такой жестокости, ведь они не
были злодеями?

Трудно ответить на этот вопрос. Да,
они не были злодеями. Они искренне были
добры к Вилли в землянке. Но как в них со­четаются доброта и лютая жестокость?..
«Душевный человек Вилли...» и «Братцы!
Воду! Живьем его!» И неслучайно писатель
размышляет: «Я горжусь своим народом,
он дал миру Герцена и Льва Толстого, До­стоевского и Чехова - великих человеко­любцев. И вот теперь впору задать вопрос:
мой народ, частицей которого я являюсь, -
люди или нелюди?!»

Наверное, в жестокое военное время
человек способен на жестокие поступки.

- Война способствует тому, что чело­
век превращается в зверя? А в наше
мирное время такого произойти не мо­жет?

- Может, Тендряков приводит такие
примеры. 14 лет спустя в Пекине в Педа­гогическом университете китайские сту­денты восторженно встречали русских

гостей. Их лица излучали любовь, тепло. И сердце писателя вновь наполнилось любовью ко всем людям на свете. А через несколько лет там же друг писателя на­блюдал такую сцену. Люди в бумажных колпаках, в руках щиты с перечнем «пре­ступлений» стояли на помосте и ждали своей участи. К импровизированному эшафоту вели человека, жестоко избивая. Разъяренная толпа «самозабвенно» хле­стала упавших, с холодным ожесточением избивала беззащитного человека. Лица искажены жестокой злобой, все требуют смерти предателя.

- И опять мы спрашиваем: «Кто же мы, люди или нелюди? Почему происходит превращение человека в садиста? Как же писатель отвечает нам?»

Человек у Тендрякова не зол или
добр, а добр и зол одновременно. И доб­рое или злое побеждает в нем, смотря по
обстоятельствам.

- «Когда-то, - писал Тендряков, - ...я
делил весь мир на хороших людей и пло­хих. Хорошие-де стараются сделать жизнь
лучше, плохие ее портят, и казалось, что
стоит только хорошим не жалеючи нава­литься на плохих, как на земле наступит
царство свободы и справедливости...» Но
со временем ему открылось, что это слиш­ком наивная концепция, чтобы объяснить
все зло мира: «Как часто люди, достойней­шие по натуре, попадая в крутые обстоя­тельства, вынуждены поступать дурно, по­
рой даже преступно».

Благодатной почвой, на которой со­зревают преступления, по мнению Тендря­кова, является толпа, охваченная злобой.
Об этом и стихотворение Роберта Рожде­ственского:

Толпа на людей не похожа. Колышется, хрипло сопя Зевак и случайных прохожих Неслышно вбирая в себя. Затягивает, как трясина, - Подробностей не разглядеть... И вот пробуждается сила, Которую некуда деть. Толпа, как больная природа, Дрожит от неясных забот. По виду - частица народа. По сути - ее антипод .

- Неужели человек не способен про­ тивостоять толпе, оставаться личностью?
Ведь не стал же участвовать в расправе
над Вилли рассказчик.

- А что же происходит с человеком,
когда он действует самостоятельно, вне
толпы? Какие примеры приводит писатель
из собственной жизни?

Долгие годы его «обжигал стыдом за
себя» случай, когда украл у товарищей
хлеб. Как он считал, ему представился слу­чай научиться жить, извлекая из ситуации
выгоду для себя.

Раскаяние наступило почти сразу.
Шагая за старшиной, рассказчик отчетли-

во осознал чудовищность своего поступка.

Военная находчивость обернулась воров­ством у своих же товарищей, которые так же, как и он, пятеро суток не ели.

- И это был единственный случай, ко­ гда герой поступал не по совести?

Он вспоминает, как врал учителям;
не сдерживал данное слово, как украл из
перемета рыбу. Но всякий раз находил для
себя оправдания.

- Только теперь, украв полбуханки, он
не мог себя оправдать. Почему?

Стыд не позволяет. Совесть мучает,

Он себя презирает, чувствует, что
теперь не достоин шутить, смеяться.

- Как же быть, как вернуть уважение к
себе?

Он лег первым на обрыв линии под
шквальным обстрелом, старался взвалить
на себя катушку с кабелем потяжелее, Де­
лился всегда лишним котелком каши с товарищами.

- Значит ли это, что он извлек из про­
изошедшего жизненный урок?..

Этого поступка хватило на всю жизнь.
Он узнал, что значит презрение к самому
себе, «самосуд без оправдания, самоубий­ственное чувство - ты хуже любого встреч­ного, навоз среди людей! Можно ли при
этом испытывать радость бытия ?».

- Казалось бы, можно было поставить
точку. Но автор рассказывает историю
жизни своего одноклассника, Шурки Ша-
бурова, с которым 30 лет назад сидел за
одной партой. Зачем он это делает?

Шурка стал вором, прошел по всем
лагерям, через восемь лет освободился,
женился, у него двое детей. Приехал в Мо­скву и обратился к писателю за помощью.
Тот помогает деньгами, пытается через
знакомых уладить дела бывшего одно­классника. Но через два дня узнает, что
Шурка задержан милицией.

- Пересказ твой не дал ответ на мой
вопрос. Что в этой истории беспокоит пи­ сателя? Почему Шабуров пошел воровать?
От безвыходности?

Нет, какие-то деньги у него были, го­лодным не был, знал, что ему помогут.

Он не извлек для себя урок, когда
попался на воровстве первый раз, «не
проникся к себе самоубийственным пре­
зрением - проходило мимо, ничуть не за­девало».

Вот она, болевая мысль писателя:
да, каждый человек имеет право на ошиб­ку, но каждый должен ее осознать, про­
чувствовать, только тогда наступит раскаяние, а значит, обновление. Давайте еще
раз вслушаемся и вдумаемся в слова Тен­дрякова: «Всех нас жизнь учит через ма­лое осознавать большое: через упавшее
яблоко - закон всемирного тяготения, че­рез детское "пожалуйста" - нормы чело­веческого общения». «Всех учит, но, пра­во же, не все одинаково способны учить­ся». Способны ли мы, каждый пусть отве­тит себе сам...

Уроки литературы.-2005.-№1.-С.9-10

(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) - Слышали: прямая линия короче кривой - геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят - в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) - Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) - Вы учите - будь только честным и никак по-другому?

(11)- И зла никому не делай - учите?

(13) - И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви - тоже учите?

(15) - А-а! - восторжествовал мой собеседник. - И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)3апутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) - А вам бы хотелось, чтоб я учил - будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай... (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) - Я хочу... - Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. - Одного хочу - чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя - ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб... (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.

(29) - Всех этому научить или только одну вашу дочь?

(30) - Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) - Так что же получится, Василий Петрович, - все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей... (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?

(34) - А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя - один всего. (36)Выхода нет - приспособляйся к нему.

(37) - Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его...

(38) - Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл - ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет.

(44)Нужно мне совсем мало - чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются... (46)А вы!

Тендряков Владимир Фёдорович (1923-1984) - прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.

Основные проблемы:

1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения (Чему нужно учить детей? Как в этом помогает русская литература?)

2. Проблема взаимоотношений человека и мира (Может ли человек в одиночку изменить мир, сделать его лучше?)

1. Детям нужно прививать вечные нравственные ценности: быть честным, добрым, сохранять чувство собственного достоинства, и русская литература в этом помогает. В основе воспитания должны лежать истинные ценности; воспитатель должен опираться на лучшие качества в человеке, а не воспитывать пройдох и приспособленцев.

(1)Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Мы, это так - остатки разбитых
за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. (3)Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели
в запас; казалось бы, - счастливцы, какой-никакой отдых от окопов. (4)Отдых… два свинцовотяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки, поэтому отправку на фронт все
встретили с радостью.
(5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Лейтенант в сопровождении старшины отправился
выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
-(8) Ребята! - объявил он вдохновенно. - (9)Удалось вышибить на рыло по двести
пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара! (10)Кто со мной получать
хлеб?(11)Давай ты! - я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(12) У меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая.
(13)Прямо на крыльце я расстелил плащ-палатку, на нее стали падать буханки - семь и
еще половина.
(14)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в
плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(15)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения
перерубленной пополам буханки. (16)К полученному хлебу никто не прикасался, кроме него и
меня. (17)Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… (18)Да,
тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (19)Как и я!
(20)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку,
не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на
чужой перепутанный перемёт, на котором сидел голавль, и снял его с крюка… (21)Но всякий
раз я находил для себя оправдание: не выучил задание - надо было дочитать книгу,
подрался снова - так тот сам полез первый, снял с чужого перемёта голавля - но перемёт-то
снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашёл…
(22)Теперь я и не искал оправданий. (23)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный
хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

(24)С обочины дороги навстречу нам с усилием - ноет каждая косточка - стали
подыматься солдаты. (25)Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи.
(26)Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным
молчанием.
(27)В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное:
- (28)А где?.. (29)Тут полбуханка была!
(30)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон - глаза,
глаза, жуткая настороженность в них.
- (31)Эй ты! (32)Где?! (33)Тебя спрашиваю!
(34)Я молчал.
(35)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от
щетины подбородок, голос без злобы:
- (36) Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(37)В голосе пожилого солдата - крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия.
(38)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
- (39)Да что с ним разговаривать! - один из парней вскинул руку.
(40)И я невольно дернулся. (41)А парень просто поправил на голове пилотку.
- (41)Не бойся! - с презрением проговорил он. - (42)Бить тебя…(43) Руки пачкать.
(44)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы -
тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные.
(45)Среди красивых людей - я уродлив.
(46)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед
самим собой.
(47)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто
видел бы мой позор. (48)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе
самоуважение: лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить
на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок
супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (49)И никто не замечал моих
альтруистических «подвигов», считали - нормально. (50) А это-то мне и было нужно, я не
претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(51)Больше в жизни я не воровал. (52)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову)

Формулируем проблемы

Проблемы
нравственного выбора;
эгоизма;
ответственности человека за свои
поступки;
вины и раскаяния за свои поступки;
самооценки личности;
преодоления эгоизма в отношении с
другими людьми;
совести и ответственности человека за
свои поступки и т.п.

Основные приёмы психологизма как способа создания внутреннего мира персонажа

Повествование
от первого лица
создает иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку о
себе человек рассказывает сам. «Я» повествователя выступает не только
как субъект речи, но и как объект самоописания и самоизображения.
воспоминания
герой выделяет важные моменты
жизни и заново осмысливает
жизненные явления и процессы
Предложения 12, 14-22, 44-52
самоанализ
прямое называние чувств и
переживаний, происходящих в душе
героя
12) У меня вспыхнула мыслишка… о
находчивости, трусливая,
гаденькая.. 44)…Я увидел, что
окружавшие меня люди поразительно
красивы - тёмные, измученные
походом, голодные, но лица какие-то
гранёные, чётко лепные. (45)Среди
красивых людей - я уродлив.
(46)Ничего не бывает страшнее,
чем чувствовать невозможность
оправдать себя перед самим собой.
внутренний
монолог
а) используется для изображения
мыслей героя по поводу его
эмоционального состояния;
б) эмоциональное состояние героя
передается во внутреннем монологе с
помощью особенностей построения
внутренней речи.
Предложения 17-19 и т.п.

Варианты начала сочинения по прочитанному тексту

1. Определение в начале
сочинения проблемы или
ряда проблем, которые
поднимает автор в
предложенном для
анализа тексте.
Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет
дружба по сравнению с самой важной, неотложной
работой, профессиональными обязанностями
человека? Как сохранить те сердечные, добрые
отношения, которые связывают человека с друзьями?
Что значит для человека дружеская поддержка в
трудные минуты его жизни? Об этом заставляет
задуматься текст И. Пановой.
2. Определение в начале
сочинения авторской
позиции с конкретизацией
и комментариями в
последующих частях.
Удивительное сходство украшающего нашу жизнь
крохотного подснежника и скромных, незаметных
людей с огромной душой, вмещающих в себя всё лучшее,
что есть в человечестве и также являющихся
украшением жизни – вот о чём размышляет в своём
тексте Г. Троепольский. Автор подчёркивает
несоответствие внешней невзрачности и внутреннего
величия неравнодушных людей и стремится восславить
их, обратить внимание читателя на лучшие качества,
которыми эти люди обладают. Троепольский желает
им счастья и призывает отдохнуть душой, любуясь
подснежниками в весеннем лесу.

3. Начало сочинения – Интеллигентными людьми сейчас
обычно называют тех, кому по
обоснование своей
роду деятельности приходится
позиции.
заниматься умственным трудом:
учителей, врачей, инженеров. Но
на мой взгляд, не каждый, кто
занимается интеллектуальной
деятельностью, достоин
называться интеллигентом. В
моём понимании интеллигентный
человек – это человек глубоко
порядочный, совестливый,
честный по отношению к
окружающим людям и к самому
себе. Читая текст С. Залыгина, я
ещё раз утвердился в своём
мнении по этому вопросу.

4. Начало сочинения
– краткое сообщение
о писателе,
являющемся автором
текста: о связи
проблемы, поднятой
в тексте, с общей
направленностью его
творчества; о
личности писателя,
оказавшегося
неравнодушным к
проблемам
современности; об
обстоятельствах его
жизни, которые
связаны с мыслями,
изложенными в
тексте.
1) Александр Исаевич Солженицын – один из писателей, который
всегда остро ощущал личную причастность ко всему
происходящему в России. В своих произведениях он поднимал
проблемы, связанные с историей России и русского народа и с
современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот
писатель приходит к важным философским обобщениям,
выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё
место в мире.
В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор
утверждает, что человек, несмотря на величайшие
достижения в области науки и техники, не должен считать
себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в
одно существо живую душу. Человек обязан бережно
относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и
неповторимость каждого живого существа.
2) Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным
правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают
описания природы, созданные им, удивительно точны,
эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В
своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему
взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель
ставит и в тексте о прекрасном росном утре.

10. Обратите внимание!

Вступление, несущее в себе
информацию о личности писателя, и
должно быть напрямую связано с
содержанием анализируемого текста
и замыслом сочинения ученика и
должно соответствовать требованию
смысловой целостности сочинения.
Такая связь вступительной части с
последующей продемонстрирована в
первом примере (предыдущий
слайд).

11.

5. Начало сочинения –
лирическое
размышление.
1) Школа… Какая нежность переполняет мою душу при
произнесении этого слова, сколько счастливых
воспоминаний о событиях школьной жизни мгновенно
проносится передо мной! Учителя в течение многих
лет заботились о нас, окружали теплом и лаской,
помогали в трудные минуты нашей жизни. Я всегда с
большим трепетом буду вспоминать счастливые
школьные годы и мысленно благодарить учителей за
сформированные ими человеческие качества, свойства
характера, которые всегда будут помогать мне в
жизни.
Именно к проблеме влияния школы на формирование
характера человека обращается в своём тексте
выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.
2) Природа! Какая красота и мощь звучит в этом слове,
как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков
люди пытались познать природу, проникнуть в её
тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили
о матушке-природе, многие талантливые писатели
воспевали её в своих произведениях. Торжествующий
гимн удивительной красоте летнего утра звучит и в
тексте В. Солоухина, размышляющего о возможности
полной гармонии человека и природы.

12. Обратите внимание!

Лирическое размышление
предполагает предельную
искренность, готовность к
откровению и в то же время
требует умения подчинить поток
нахлынувших чувств строгой
целесообразности,
продиктованной требованием
содержательного, смыслового и
стилевого единства, а также
требованием соразмерности
композиционных частей
сочинения.

13.

6. Начало сочинения –
аналитическое
обобщениеразмышление в связи с
проблемой,
поставленной автором
текста.
1) В жизни редко бывает так, что люди оказываются
абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к
сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим,
пытается переспорить других, доказать свою правоту.
Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова
описывает несколько разновидностей манеры вести
дискуссию и обращает внимание читателя на различия в
поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем,
какая тактика будет способствовать успеху обсуждения.
2) Каждый человек в современном мире стремится получить
хорошее образование. А задумывался ли кто-нибудь о том,
что стоит за этим понятием и каков должен быть объём
знаний образованного человека? Я думаю, вряд ли… Мы редко
размышляем об этом, озабоченные выбором престижных
вузов и востребованных сегодня специальностей. А текст С.
Кокориной заставляет подумать о том, что такое
настоящее образование и какой человек с полным правом
может считать себя образованным.
Такое вступление, как правило, требует вначале более
широкого определения и краткого изложения своего видения
проблемы (проблематики), заявленной автором, а затем
сужения рамок означенной проблемы до определения
вопроса, поднимаемого автором в анализируемом тексте.

14.

7. Начало сочинения
– использование
цитаты, взятой из
текста или из других
источников.
3) «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» – этими
словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно
охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых
участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л.
Павлова.
4) Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам –
эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне,
когда я читал текст Ф. Искандера.
Высказывание писателя в данном случае должно
будет содержать одну из основных мыслей текста и в то
же время давать возможность выхода на анализ его
проблематики. Иллюстрацией выхода через цитату на
проблематику всего текста является второй пример
(см. предыдущий слайд).

15.

7. Начало сочинения
– использование
цитаты, взятой из
текста или из других
источников.
1) «Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир
для безмерной свободы, творчества и счастья», –
убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти
слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы
можем сказать: вера писателя в безмерные возможности
человека, в его способность к творчеству, в силу его
стремлений к свободе, которую может подарить полёт,
была не напрасной.
2) «Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из
самых опасных пороков», – утверждает В. Сухомлинский. С
этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто
в наше время помощью, в которой нуждаются люди,
оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы
ведём себя по отношению к окружающим как
неравнодушные люди, свободны ли мы от порока
равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами
привета, пожелания или благодарности, обращёнными к
собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я
задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского.

16. Задание

Напишите свой вариант
начала сочинения по
тексту В.Ф.Тендрякова,
выбрав любой из
предложенных
вариантов.

17.

18. Литература

ФИПИ Унифицированные учебные
материалы для подготовки
экспертов предметных комиссий ЕГЭ
2016 года

Задания части 2. – М., Экзамен, 2018
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык.
Практикум. Часть 2. Работа над


Top