Почему афина разместилась на бывшем конногвардейском манеже. Диоскуры на конногвардейском плацу

Манеж – это площадь или здание для тренировки лошадей. В Петербурге было построено много манежей, в них проводились полковые сборы и парады. До настоящего времени хорошо сохранились такие манежи, как Михайловский манеж (ныне Зимний стадион) архитектора В. Бренны, манеж 1-го Кадетского корпуса на Васильевском острове и другие.

Конногвардейский манеж был построен в 1804 – 1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги для прославленного Конного полка. Казармы полка размещались в конногвардейском переулке, а здание Манежа протянулось вдоль Конногвардейского бульвара. На месте бульвара до XIX века находился Адмиралтейский канал.

Конногвардейский полк был создан еще на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б.П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Этот полк принимал участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, а также в отечественной войне 1812 года. Он считался одним из самых привилегированных полков, пользовавшимся особым вниманием императоров.

Здание Манежа выполнено Кваренги в строгом классическом стиле. Главный фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, украшает глубокий восьмиколонный портик. Над входом в здание размещается барельеф со сценами спортивных конных состязаний в античном цирке. Все скульптуры и барельефы манежа повествуют об истории укрощения коня человеком.

Внутри манежа – огромный зал. Широкая лестница, ведущая к парадному входу в здание, украшена скульптурными группами. По краям лестницы. на высоких пьедесталах размещены статуи обнаженных юношей, рядом с которыми – разгоряченные вздыбленные кони.

Юноши – Кастор и Полидевк, близнецы Диоскуры. По древнегреческим преданиям они были детьми Зевса и земной женщины, но Кастор родился смертным, а Полидевк унаследовал бессмертие отца. Братья были очень дружны. И когда Кастор погиб в бою, с разрешения Зевса Полидевк разделил с братом свое бессмертие. С этой поры они были неразлучны, но один день проводили с богами на Олимпе, а другой – в царстве умерших.

В 1817 году около Конногвардейского манежа установили уменьшенные мраморные копии огромных статуй, находящихся в Риме (скульптор П. Трискорни). В первой половине XX века под руководством архитектора Н.Е. Лансере Манеж был переоборудован в гараж. Был надстроен второй этаж с ведущими на него пандусами. С 1967 года помещение Конногвардейского манежа используется как выставочный зал.

Как известно, Лейб-гвардия Конного полка всегда славилась красотой и величием своих построек. Центральный выставочный зал, который ранее был зданием Конногвардейского манежа, является одним из немногих сооружений начала XVIII века, сохранившихся до наших дней. Знаменитый зодчий Джакомо Кварнеги возводил это здание на совесть.

Конногвардейский манеж

Начало строительства Конногвардейского манежа датируется 1804 годом. Удобное месторасположение, вдоль Адмиралтейского канала, позволило решить вопрос с доставкой необходимых строительных материалов, которые транспортировались водным путем. Неповторимый фасад Манежа, обрамлявший прямоугольную постройку, украшен массивными колоннами и длинной лестницей. Приглашенный заграничный скульптор Августино Трискорни придал ему торжественность за счет барельефа, на котором изображено награждение победителей в конных состязаниях. Статуи античных богов и героев на фронтоне постройки по сей день привлекают к себе внимание туристов.

Спустя два года, после того как зодчий начал возводить свое строение, он заказал у итальянских скульпторов статуи из мрамора. Самой знаменитой из них является сцена с изображением седлания коня. Кроме того, до сих пор это произведение искусства считается одним из самых эффектных и знаменитых во всем Петербурге. А государственный орел на тимпане здания придавал манежу официальный статус.

Именно в XVIII веке формируется образ Санкт-Петербурга, который можно видеть и по сей день. Конногвардейский манеж, а ныне Центральный Выставочный зал, вписался в этот образ очень органично. Государственный орел на типмане здания появился лишь в 1844 году, заменив декоративные украшения, которые ему предшествовали. А первый ремонт и реставрация были проведены уже в 1853 году; они придали свежесть и первозданность постройке Гвардейского полка. В том же году с фасада были сняты итальянские скульптуры, утратившие красоту под воздействием большого количества осадков.

В конце XVIII века будущий Центральный выставочный манеж был обновлен архитектором Д. Гримом. В первую очередь он наладил систему отопления и обновил облицовку постройки, придавая ей первозданность. Камень ризалит теперь встречался здесь часто, особенно в императорских ложах. Кроме того, Грим несколько расширил здание Манежа за счет нового вестибюля, где было принято встречать гостей и царских особ.

Выставочный зал

До Октябрьской революции на территории Конногвардейского манежа нередко проводились светские мероприятия и рауты, а также выставки и экспозиции. А уже после нее, когда конногвардейский полк был полностью расформирован, здание долгое время не использовалось. Период Великой Отечественной войны окончательно разрушил это эту удивительную постройку. Власти Санкт-Петербурга приняли решение возродить Манеж в 1973 году, а чуть позже было решено переконструировать его под выставочный зал, который можно наблюдать и по сей день. Сегодня капитальный ремонт и реконструкция идут полным ходом.


Конногвардейский манеж построен в 1804-1807 годах по проекту Д. Кваренги на Конногвардейском бульваре, который находится на месте бывшего Адмиралтейского канала. Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года. До появления Исаакиевского собора и засаженного деревьями Александровского сада он играл большое значение в перспективе Сенатской площади.

Ступени манежа в 1810-1811 годах украшены копиями римских античных статуй Диоскуров. Их автор — Паоло Трискорни. Изготовлены они в Италии в 1807 году. Статуи изображают мифических близнецов, сыновей Зевса и Леды, олицетворявших братскую любовь и преданность и потому отображавшихся всегда вместе, зеркально отображёнными.
Постоянными посетителями манежа были царские особы. Существовала легенда о подземном ходе, якобы связывавшим Зимний дворец и манеж.

В 1837 году на фронтонах установили барельефы работы Д.И. Иенсена. В 1840 году капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с собой обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году.
В 1930-х годах манеж переоборудовали по проекту Н.Е. Лансере под гаражи. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга.

Ново-Голландский (Мастерской) канал /1717? - 1790-е?/.
/+ Смоляной, + Прядильный/.

План Санкт-Петербурга 1738 года Зихгейма
giper.livejournal.com/283302.html

Здесь /Адмиралтейский/ каналъ имелъ продолженіе по тому же направленію, но это продолженіе имело иное названіе - "Прядильный каналъ" и два заворота подъ прямыми углами: короткій заворотокъ по направленію къ Неве звался "Смоляной каналъ", на берегу его стояла каменная постройка "Смоляная баня", здесь кипятили смолу для смоленія канатовъ; и более длинный заворотокъ, по направленію къ нынешнему Конногвардейскому манежу, носившій названіе Ново-Голландскій каналъ и составлявшій съ вышеуказаннымъ Прядільнымъ каналомъ островокъ, на которомъ "пожарнаго страха ради", т. е. для безопасности отъ пожара были устроены лесные, угольные и пеньковые амбары.

Вышеуказанные каналы стали заключаться въ трубы съ начада XIX века. Прежде всего исчезъ кусочекъ Адмиралтейскаго канала на Петровской площади, затемъ ту же участь испыталъ Ново-Голландскій каналъ и позднее всехъ, когда въ 40-хъ годахъ былъ устроенъ Конно-Гвардейскій бульваръ, Пеньковый каналъ.

Когда начался этот канал рытьем /Адмиралтейский на месте нынешнего бульвара/, Петр Великий дал ему и другое специальное назначение. Прежде всего, от этого канала, по направлению здания бывшего Синода, был проведен небольшой отрезок, а затем, в противоположную сторону от этого отрезка, сперва под прямым углом, был проведен второй, затем параллельный Адмиралтейскому каналу и снова впадающий в него и образующий таким образом особый островок. Этот островок должен был быть застроен амбарами для пеньки, льна, угля — легко возгораемых продуктов, — чтобы обеспечить другие здания адмиралтейства от пожара или, как тогда говаривалось, «пожарного страха для» и устроили этот островок. Но насколько можно судить но некоторым данным, на островке не было устроено этих амбаров, островок, вплоть до своего исчезновения, что случилось в начале XIX века, был не застроен.

Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта
retromap.ru

15 Адмиралтейская (улица)
17 Исаакиевская (улица)

XV Адмиралтейской (канал)
XVI Мастерской (канал)

s "Новая голландия и прядильной двор"

Летучая Новая Голландия.

У Зихгейма /1738/ она, Новая Голландия, там, где и должна быть. У Трускотта /1753; и не только у него/ ни с того ни с сего и Новая, и Голландия находится на "полуострове" между нынешними Галерной и Конногвардейским бульваром. А у Столпянского канал Ново-Голландский огибает Безымянный остров. Не он ли и есть - первично-исторически - именно Новая, и именно Голландия?

Атлас г. Санкт- Петербурга 1798 год
giper.livejournal.com/268938.html

Канал бОльшей частью "исчезает" (именуется "Крюков"; Екатерина II, обозначая в письме Безбородко место отводимое под Почтовый двор, возможно, говорит именно об этом "Крюковом" канале /1782/).

РГИС (для сравнения)
rgis.spb.ru

Зелёный - Прядильный (Адмиралтейский, Пеньковый/?/) канал
Синий - Ново-Голландский (Мастеровой, "Крюков") канал
Голубой - Смоляной канал
Фиолетовый - "Исаакиевский" канал (показан у Зихгейма)

Укрупнённые цитаты:

Въ такомъ виде соборъ Исаакія простоялъ некоторое время, былъ снова разобранъ и замененъ ныне существующимъ по проекту Монферана. Вотъ первая перемена, резко бросающаяся въ глаза. Затемъ изъ этой местности въ настоящее время безследно исчезли каналы, которые составляли главную отличительную ея черту. Изъ-подъ фортификаціи или, попросту говоря, изъ-подъ вала Адмиралтейства на нынешнюю Сенатскую площадь выходилъ Адмиралтейскій каналъ, и подъ такимъ названіемъ онъ шелъ приблизительно до нынешняго зданія Синода; здесь каналъ имелъ продолженіе по тому же направленію, но это продолженіе имело иное названіе—"Прядильный каналъ" и два заворота подъ прямыми углами: короткій заворотокъ по направленію къ Неве звался "Смоляной каналъ", на берегу его стояла каменная постройка "Смоляная баня", здесь кипятили смолу для смоленія канатовъ; и более длинный заворотокъ, по направленію къ нынешнему Конногвардейскому манежу, носившій названіе Ново-Голландскій каналъ и составлявшій съ вышеуказаннымъ Прядільнымъ каналомъ островокъ, на которомъ "пожарнаго страха ради", т. е. для безопасности отъ пожара были устроены лесные, угольные и пеньковые амбары. Прядильный каналъ впадалъ на, нынешней Благовещенской площади въ Крюковъ каналъ, тогда еще выходившій изъ Невы, а не спрятанный въ трубы, какъ это случилось съ нимъ, когда стали строить Благовещенскій прежде, а ныне Николаевскій, мостъ. По левой стороне нынешней Галерной улицы и по набережной Прядильнаго канала тянулись вплоть до Благовещенской площади Канатные дворы, где "канаты вертятъ", а на Благовещенской площади стояли кузнечныя и инструментальныя мастерскія. За Крюковымъ каналомъ шелъ первоначальный Галерный дворъ, а тамъ, где теперь Новое Адмиралтейство, были провіантскіе амбары. По Неве между Адмиралтействомъ и Крюковымъ каналомъ были нарезаны домовые участки, предполагаемые къ заселенію мастерами галернаго дела. Вотъ въ какомъ виде въ петровское время и много летъ позже была Англійская набережная и Конногвардейскій бульваръ.

Вышеуказанные каналы стали заключаться въ трубы съ начада XIX века. Прежде всего исчезъ кусочекъ Адмиралтейскаго канала на Петровской площади, затемъ ту же участь испыталъ Ново-Голландскій каналъ и позднее всехъ, когда въ 40-хъ годахъ былъ устроенъ Конно-Гвардейскій бульваръ, Пеньковый каналъ. И, проходя въ настоящее время по широкому красивому Конно-Гвардейскому бульвару, петербуржецъ, конечно, не думаетъ, что онъ идетъ по маленькому островку, на которомъ въ Петровскіе дни - "пожарнаго страха ради" устраивали амбары для храненія леса...

Столпянский П.Н. 1918 Как возник, основался и рос Санкт-Петербург, 216-217, 221

Из-под валов Адмиралтейства шел через бывший Александровский сад длинный канал, который носил названые Адмиралтейского, он проходил под нынешним Бульваром Профессиональных Союзов и впадал в существующий доныне Крюков канал; теперь этот Адмиралтейский канал заключен в трубу, одно отверстие которой видно при впадении его в Крюков канал: подробности об этом будут сообщены ниже. Крюков канал был прорыт от Невы до Мойки, часть этого Крюкова канала, на бывшей Благовещенской площади, при постройке первого постоянного в Петербурге Николаевского моста, была также заключена в трубу. Крюков канал был прорыт в 1717 году /Богданов - Рубан. — «Описание столичного города С.-Петербурга», стр. 224/, получил свое название от фамилии подрядчика Крюкова, копавшего этот канал и получившего 20 сентября 1719 года /Опись сенатских указов Баранова Л» 681/ 150 рублей за добавочное рытье. Канал этот был прорыт со специальною целью осушить эту местность. Назначение Адмиралтейского капала было несколько иное: этот канал — он вырыт также в 1717 году /Богданов - Рубан. — «Описание столичного города С.-Петербурга», стр. 224/ — должен был служить для хранения привозимого в Петербург леса. «Корабельные сосновые леса,— читаем мы распоряжение от 8 июня 1720 года /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 413/,—класть по каналу, который делается от Адмиралтейства к Голландии». Но когда начался этот канал рытьем, Петр Великий дал ему и другое специальное назначение. Прежде всего, от этого канала, по направлению здания бывшего Синода, бы.упроведен небольшой отрезок, а затем, в противоположную сторону от этого отрезка, сперва под прямым углом, был проведен второй, затем параллельный Адмиралтейскому каналу и снова впадающий в него и образующий таким образом особый островок. Этот островок должен был быть застроен амбарами для пеньки, льна, угля — легко возгораемых продуктов, — чтобы обеспечить другие здания адмиралтейства от пожара или, как тогда говаривалось, «пожарного страха для» и устроили этот островок. Но насколько можно судить но некоторым данным, на островке не было устроено этих амбаров, островок, вплоть до своего исчезновения, что случилось в начале XIX века, был не застроен. С другой стороны этого Адмиралтейского канала, вплоть до нынешней Благовещенской площади, тянулись, как и говорится в описании Берхольца, канатные амбары, занимая собою всю левую сторону современной Галерной улицы, правая сторона Галерной улицы была уже и в то время отчасти застроена постройками частных домов, хотя Петр Великий и его преемники противились появлению в этой местности сперва вообще частных домов, а впоследствии деревянных домов. 9 июня 1720 года, т.е. в год постройки канатного двора, появился именный, объявленный генерал-полицмейстером Девиером указ «о нестроении в Санкт-Петербурге, где казенный прядильный двор и прочие Адмиралтейские заводы, строения». 22 декабря того же года этот указ был подтвержден, причем вместо хоромного строения приказано было сделать «забор с решетками» /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 440/; наконец, 10 июля 1738 года последовала утвердительная резолюция кабинета министров на доклад комиссии о строении, «о сломке деревянных зданий в С.-Петербурге по Галерной набережной» /Опись сенатских указов Баранова № 66, 77/; но из дальнейшего изложения будет видно, что все эти указы не имели никакого действия. Вышеупоминаемый палисад был в действительности построен на несколько ином месте, а именно, он шел /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 617/ через былую Сенатскую площадь, приблизительно там, где теперь возвышается монумент Петру I, и затем этот палисад уже не постоянный, а передвижной, устраивался по льду Невы, зимою, чтобы воспрепятствовать входить посторонним лицам в Канатный завод, но, кажется, очень скоро догадались, что этими палисадами делу не поможешь, и их перестали ставить /Архив бывшего Морского Министерства. Дело Адмиралтейской коллегии 1729 г. № 10 л.л. 405, 406, 1097-1102/.

Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Дворец труда, 10-11

Я O

Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию , ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона . Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни . Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена , которые впоследствии были демонтированы в советское время. Тогда же в тимпане императорского орла сменили серп и молот.

В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии мраморных статуй Кастора и Поллукса, украшающих известный Фонтан диоскуров . Каждая композиция представляет собой юношу, укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа .

Деятельность с 1977 года

Центральный выставочный зал «Манеж». Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки », «Озерки», «Арт-центр «Пушкинская, 10» »)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).

Выставки

1977

  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября
1978
  • «Интерпрессфото - 77». Международная выставка фотографии 1978
  • Персональная выставка А. А. Пластова. Живопись
  • Выставка молодых художников Ленинграда к 60-летию ВЛКСМ
  • Персональная выставка Н. М. Ромадина.
  • «Художники России - детям»
1979
  • XVIII дипломная выставка выпускников художественных ВУЗов СССР
  • Искусство Советской Эстонии
  • Из фондов Центрального военно-морского музея
  • «Человек труда в произведениях ленинградских художников»
  • 8-я выставка ленинградской книжной графики
  • «Наш современник».
  • Выставка произведений ленинградских художников
  • «Оформление Ленинграда к Олимпиаде - 80»
  • Агитационно-массовое искусство первых лет Октября
  • Охрана и реставрация памятников архитектуры Ленинграда
  • «Мы строим БАМ». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка*
1980
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях русских и советских художников»
  • Выставка произведений ленинградских художников к 110-летию со дня рождения В. И. Ленина
  • IV Всероссийская выставка плаката
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в изобразительном искусстве»
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников. Живопись, скульптура
  • Искусство Советской Грузии
1981
  • Искусство Ярославля XIII-XIX веков
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников, посвященная XXVI съезду КПСС
  • «Боевому карандашу - 40 лет»
  • Искусство Советского Казахстана
  • «Мы строим коммунизм». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «КПСС в борьбе за мир». Выставка плаката, посвященная 75-летию со дня рождения Л. И. Брежнева
1982
  • Русская графика XVIII-XX веков. Из собрания Я. Е. Рубинштейна и И. В. Качурина
  • Портреты русских и советских художников первой половины XX века. Из собрания Я. Е. Рубинштейна
  • Новые открытия советских реставраторов
  • Кукрыниксы. Политическая сатира
  • Выставка произведений ленинградских художников к 60-летию СССР и 50-летию ЛОСХа. Живопись, скульптура
  • Выставка произведений И. Н. Масленниковой. Графика
  • Выставка произведений Н. С. Кочукова. Скульптура
  • Выставка произведений А. М. Герасимова. Живопись
  • Садово-парковое искусство Ленинграда в произведениях художников и архитекторов
  • Искусство Советской Украины
  • «По родной стране». Республиканская выставка
1983
  • Искусство Финляндии (1900-1960). Финляндия строит (1976-1981)
  • «Монументальное искусство в градостроительстве». Выставка ленинградских художников-монументалистов
  • «Человек и природа в современной живописи и графике». ФРГ
  • Новые открытия советских реставраторов
  • «На страже завоеваний социализма». Всесоюзная художественная выставка
  • Искусство Советской Латвии
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1984
  • «Битва за Ленинград». К 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады
  • «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». По материалам всесоюзной выставки
  • Персональная выставка В. К. Нечитайло. Живопись, графика
  • «Отстоим мир». Выставка ленинградских художников
  • «А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве». Из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина
  • Реставрация художественных ценностей в СССР
  • Искусство Советской Армении
1985
  • «Наш Ленинград». Выставка работ ленинградских художников
  • «40 лет великой Победы». Выставка работ ленинградских художников
  • «Люди». Ю. Рост. Фото
  • «Аранжировка русского народного лубка» (А. Максимов, Н. Воронков, Л. *Курзенков). Графика
  • Выставка М. и Ф. Примаченко. Живопись
  • Выставка Т. Юфа. Книжная графика
  • «Мир и молодёжь». Выставка молодых ленинградских художников, посвященная XII Всемирному фестивалю молодёжи в Москве
  • Выставка проекта и модели памятника Октябрьской революции
  • Искусство Советского Узбекистана
  • Зональная выставка, посвященная XXVII съезду КПСС
1986
  • Русское искусство XVIII - начала ХХ веков из частных собраний Ленинграда
  • «Юный художник». Выставка детского творчества
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Театр. Образы и реликвии». Из фондов Театрального музея
  • Персональная выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников
  • Персональная выставка Ю. Н. Тулина. Живопись, графика
1987
  • Из фондов Русского музея. Живопись, декоративно-прикладное искусство
  • «А. С. Пушкин и его современники». Межмузейная выставка
  • «Я славлю тебя, земля Ленинградская». Выставка творчества самодеятельных художников
  • «Искусство Костромской земли»
  • Выставка произведений Б. В. Щербакова. Москва. Живопись
  • Всесоюзная выставка филателии
  • «Художники Ленинграда». К 70-летию Великого Октября
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
1988
  • Выставка конкурсных проектов монумента в честь Великой Октябрьской социалистической революции
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания *Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
  • «Реставрация и исследования произведений искусства». Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, Москва
  • «Спасенные фрески». Реставраторы Грековы. Новгород
  • Выставка произведений Ю. П. Кугача. Москва. Живопись, графика
  • Русское театрально-декорационное искусство из коллекции Никиты и Нины *Лобановых-Ростовских
  • Современный текстиль и текстиль племен Индии с показом моделей одежды
  • Выставка произведений Е. А. Николаева. Скульптура, графика
  • «Уорлд Пресс Фото - 88»
  • IX Всесоюзная выставка молодых художников
  • Выставка И. С. Глазунова . Живопись, графика
1989
  • «Современное искусство Ленинграда». Выставка ленинградских художников
  • Русская живопись и графика конца XIX - начала XX веков. Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы XVIII-XIX веков из собрания И. М. Эзраха
  • «Музыкальный Петербург - Петроград - Ленинград»
  • «Милан с утра до вечера». Мода и товары повседневного спроса. Милан в проектах
  • Выставка произведений А. Шилова. Живопись
  • Основные направления итальянского искусства. Рим, 1947-1989 годы
  • «Американский дизайн»
1990
  • «Мир Пушкина». Межмузейная выставка
  • Выставка М. Кулакова. Италия - СССР. Живопись
  • «Забытые шедевры». Западноевропейская живопись XV-XVIII веков. Из музеев СССР
  • «Забытые шедевры». Сто лет русского искусства (1889-1989). Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • «Забытые шедевры». Русская и советская живопись (1900-1930). Из фондов Музея изобразительного искусства Киргизской ССР
  • «Забытые шедевры». Николай Мыльников и Федор Тулов - русские портретисты XIX века
  • «Забытые шедевры». Плакаты первых лет революции. Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Живопись, графика, скульптура
  • «Финляндия сегодня». Живопись, графика, скульптура
  • Современная скульптура ФРГ
  • Выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • Фестиваль ленинградских галерей. («Анна», «Ариадна», «Дельта», «Палитра», «Современное искусство», «10-10», Ассоциация «Мир», ЛТСХ «Невский 20», Фонд Ленинградская галерея)
  • «10 + 10». Советско-американская молодёжная выставка. Живопись
  • «Небо и твердь». Выставка ленинградских художников. Живопись, скульптура, ДПИ
  • «Юный художник». Выставка детского творчества



Top