Почему автор называет матрену праведницей в рассказе. Жизнь праведницы (по рассказу А

Татьяна БАТАЛОВА

Татьяна Николаевна БАТАЛОВА (1952) - учитель русского языка и литературы МОУ «Зарубинская средняя общеобразовательная школа» села Зарубино Топкинского района Кемеровской области.

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Оборудование

1. Словарь к уроку: духовность, праведник, праведничество, характер .

2. Портрет А.И. Солженицына, иллюстрация к рассказу.

3. Магнитофон (запись финала рассказа).

На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрёну считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения.

“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” (А.И. Солженицын).

“...Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрёну одеяние праведницы” (В.А. Чалмаев).

Совместно с учениками проводим исследование проблемы . (Проблема - сложный вопрос, задача, требующая разрешения.)

Почему рассказ Солженицына мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

(Первоначальное название рассказа. Финал рассказа, где рассказчик называет Матрёну праведницей.)

(Магнитофон. Запись финала рассказа.)

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна - праведница?

Прав ли в оценке Матрёны литературовед Чалмаев?

Чтобы подойти к ответу на поставленный проблемный вопрос, нужно определить, кого можно назвать праведником, что такое праведничество.

Рассмотрим, что сопровождает жизнь праведника и грешника. (Таблица, домашнее задание.)

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.)

Кто из русских писателей, поэтов XIX столетия обращался к этой теме?

(Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский.)

В XX веке - И.Бунин, Шмелёв, А.Платонов. Н.С. Лесков писал: “Народ не расположен жить без веры”. Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер. (Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в поведении.)

Как изображена в рассказе религиозность главной героини?

(Ученики, придерживающиеся точки зрения Чалмаева, отмечают, что вера Матрёны весьма неопределённа, “даже скорей была она язычница...” . Далее по тексту: А.Солженицын. «Матрёнин двор».

Сторонники Солженицына убеждают, что Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам .)

“Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”.

Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). (Выразительное чтение эпизода «Только на Крещение», с. 117–118). Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом!” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом!”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться.

Вера - дело личное, не терпящее шума.

“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6. 6)

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И всё священное объемлет тишина.

Д.М. Мережковский. «Молчание»

Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? Почему?

В описании внешности Матрёны Солженицын ориентируется на христианские эстетические традиции. Обратите внимание на то, как показывает Борис Зайцев преподобного Сергия Радонежского (ученики работают с карточкой-информатором).

“...Настолько бедную одежду он носил, что она была беднее и хуже, чем у любого из иноков его”.

“...Когда хотелось ему улыбнуться , он и это делал с великим целомудрием и воздержанием”.

“...Сергий как раз пример... ясности, света прозрачного и ровного...”

Без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, кроил и шил одежду, обувь...”

“...После смерти Преподобного лицо его было светлым , как снег, а не как обычно у мёртвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту, от Бога воздаяние за труды его”.

На каких портретных деталях Матрёны сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

“И всегда... обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блёкло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»”

“Но лоб её недолго оставался омрачённым... возвращалась уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.)

Обратите внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?

(Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое.)

Анализ эпизода «Матрёна слушает музыку». (Сообщение учащегося.)

В этом эпизоде запечатлена глубокая связь Матрёны с поколениями её предков, для которых музыкально-речевая культура во все времена была важной и неотъемлемой частью их образа жизни, составляла их незыблемую нравственную основу.

В чём состоит особенность речевой культуры Матрёны? (Сообщение учащегося, индивидуальное домашнее задание по статье: Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.)

Сохранение языка для Солженицына - один из факторов сохранения человеческой личности и самосознания.

В чём проявляется духовность Матрёны?

(Духовность - духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.)

Матрёна стеснительна, деликатна (примеры).

Она добра и приветлива (И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”. “...Доброе расположение духа” возвращалось к ней быстро.)

Что было верным средством, возвращавшим Матрёну “в доброе расположение духа”?

(Матрёна трудолюбива, труд - лекарство от болезней, недугов. “Помню стряпни и хозяйства на каждый день...” По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам...” Но не только колхоз, а любая... из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”.)

- “Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила или слабость заключается в том, что Матрёна не может отказать в помощи нуждающимся? Что сказано о труде Сергия Радонежского в очерке Б.Зайцева?

(Работа с карточкой-информатором.)

Кого из героинь литературы XIX века напоминает Матрёна своей погружённостью в работу?

(Матрёну Тимофеевну Корчагину. “Терплю, а не ропщу! Всю силу, Богом данную, в работу полагаю я”.)

В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других.

Придерживающийся точки зрения Чалмаева ученик отмечает, что одна из библейских заповедей звучит так: “Не укради”, а Матрёна вместе с другими женщинами в день ходила за торфом - “не по разу”. “В хорошие дни Матрёна приносила по 6 мешков”. Так что одно это не даёт возможности назвать Матрёну “праведницей”, и прав Чалмаев.

Какие ещё мнения могут быть по этому поводу?

(Матрёна была вынуждена приносить торф.)

“Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения... вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи)...” - писал религиозный философ Розанов.

Как вы понимаете фразу: “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной”?

(“...Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрёна - многострадальная крестьянка. Страдание - неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”.)

Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

(“Но лоб её недолго оставался омрачённым...” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини? На чём строится жизнь Матрёниного двора? Дома?

(Матрёнин двор - символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.)

Чем отличается мир Матрёниного двора от мира людей, живущих рядом?

(Мир тальновцев - это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал - ото лжи.)

Почему, вопреки нежеланию Матрёны “заполучить квартиранта”, Игнатич сразу решил “поселиться в этой избе”?

(Почувствовал сходство душ.)

Закончите фразу: “Жизнь научила меня... (не в еде находить смысл повседневного существования) ”.

Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(«Не стоит село без праведника» - здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

Село - символ нравственной жизни, национальных корней человека, село - вся Россия.

Матрёнин двор. Двор Матрёны. Это христианский островок материка. С гибелью героини рушится мир духовных ценностей. И это тревожно. Гибель Матрёниного двора - грозное предупреждение Солженицына о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

Матрёна (лат.) - мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого!

Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

Матрёна - праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).

“Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.

О.Мандельштам

Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье - не состояться, успех - прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

Литература

Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе «Матрёнин двор» // Литература. 2003. № 23.

Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.

Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература XVII–XX веков. М., 2002. С. 916–917.

Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361–383.

Локтионова Н. Не стоит село без праведника // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33–37.

Максидонова Л.Г. Русская литература XX века. Вторая половина. 11-й класс // Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2002.

Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развёрнутое планирование.

Нива Ж. Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.

Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003. № 7. С. 22.

Потолков Ю. Прощание с Матрёной // Литература. 1998. № 28.

Семенюк А.Г. Судьба, принесённая в жертву... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 37–39.

Симакова Л.А. Душа неподвластна... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 35–37.

Чалмаев В.А. А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84–87.

Почему Матрену называют праведницей в рассказе Солженицына «Матренин двор» и чем так трогателен ее образ для русского человека? Праведниками всегда называли людей, которые соблюдали при жизни нравственную чистоту, беззаветно служили ближним и несли миру добро и свет. Но в понимании русского человека понятие праведности и еще обязательно связано с жертвенностью и простотой. Именно такое образ в себе несет Матрёна Васильевна Григорьева, хозяйка избы, у которой поселился рассказчик. Жизнь Матрёны, о которой она рассказывает поначалу неохотно, боясь, что культурному приезжему история ее пути покажется неинтересной, сильно удивляет учителя (рассказчика). В молодости Матрёна должна была выйти за Фаддея, которого сильно любила, но по стечению обстоятельств пришлось ей сыграть свадьбу с младшим братом Фаддея – Ефимом. Поскольку Ефим не вернулся с войны, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея, которую любила как родную. Всю жизнь Матрёна помогала ближним, много работала в колхозе, приходила на помощь соседям. Она могла прогнать соседских свиней, забежавших в огород или потушить взопревший навоз, не требуя взамен денежного вознаграждения.

Автор отмечает, что в ней имелась невероятная внутренняя сила и способность к телекинезу. Рассказ заканчивается тем, что Матрёна еще будучи вполне крепкой старушкой завещает свою избу дочке Фаддея. Последний оказался полным мерзавцем и решил еще при жизни Матрёны перевезти к молодыми ее избу. Матрёна сама помогает в перевозке бревен и гибнет на железнодорожном переезде.

Поэтому автор и называет Матрёну праведницей, что она даже помогает перевести собственный дом, желая совершить добрый поступок. Но поскольку праведников никогда в народе особо не уважали, на поминки Матрёны не приходит даже Фаддей, а соседи и гости на похоронах только и обсуждают, как будут делить ее имущество. Из этого читатель может сделать вывод, что главное в жизни – это деньги и добро.

В рассказе Солженицына очень хорошо показано, что не нужно быть таким неудачником и вообще вступать в колхоз. Если бы Матрёна ушла в лес и начала партизанскую войну, развела коров и купила сепаратор, она обладала бы деньгами и властью, а Фаддей не только бы уважал ее, но и делал бы каждый вечер массаж ее холеных ног.

Несмотря на то, что Солженицын в общем-то был неплохим парнем и даже отсидел за свою правильную позицию, он не смог напрямую передать аксиому жизненного счастья. Некоторым даже кажется, что он пытается донести до читателя, что лучше всего быть покорным рабом. Называя Матрёну праведницей, он как бы намекает на свою великую натуру, которая волей счастливых обстоятельств позволила записать неказистую Матронину судьбу. А ведь если бы он не встретился на ее жизненном пути, ее бы просто выкопали и никто бы даже и не вспомнил. Поэтому, когда Солженицын называет Матрёну праведницей, он на самом деле имеет в виду себя.

Рассказ «Матрёнин двор» относится к раннему периоду творчества писателя. Это небольшое произведение оставляет при прочтении не только тяжёлый осадок или горечь из-за несправедливо устроенных человеческих отношений, но вызывает также и светлые чувства, надежду на то, что не оскудеет земля русская добротой и святостью, пока есть на Руси такие женщины, как Матрёна.
О событиях в деревне Тальново сообщает читателям учитель Игнатич, приехавший в глухой уголок после скитаний по лагерям. Квартиру он снимает у одинокой немолодой женщины и становится невольно «биографом» крестьянки из глубинки, нового символа силы и красоты женской души в провинциальной России пятидесятых годов XX века.

Судьба женщин России военного и послевоенного времени в большинстве своём не могла быть счастливой и лёгкой. Понятно, что трудности и горести этого периода в районах тыла легли на женские плечи. И Матрёна, как многие, потеряла мужа и саму надежду на изменение жизни к лучшему. Любому человеку страшно задумываться о беспомощности, одиночестве в старости, и Матрёна старалась об этом не думать. Ежедневные хлопоты по хозяйству, труд, готовность помогать всем, кому нужна её помощь, спасали женщину от тоски и мрачных мыслей. Матрёна стойко держалась на плаву, барахталась в трудностях и выбиралась из них, из этой пучины безысходности. Она рано потеряла детей, они умирали в детстве один за другим, а материнские чувства и способность любить не угасали, потому Матрёна берёт на воспитание девочку Киру из семьи бывшего своего жениха, брата её мужа. Родители Киры соглашаются, ведь эта помощь бескорыстная: Матрёна не удочеряет девочку, зато в их семье становится на одного едока меньше. И женщина с радостью возлагает на себя нелёгкий труд одинокой матери, ответственность за воспитание ребёнка. В этом она видит смысл и суть жизни, желая быть нужной, чтобы отдавать свою любовь и заботу близким людям и всем окружающим.

Добротой, отзывчивостью и порядочностью Матрёны нередко пользуются люди, не обременённые совестью, но она этого не хочет видеть. Часто среди них оказывались и те, кого не назовёшь нуждающимися в поддержке и помощи. Странно, но именно алчные, жадные люди готовы обобрать даже такую малообеспеченную женщину, как Матрёна. Ведь ей государство и пенсию не платило, потому что «в замусоленной книжке колхозного учётчика» зарплата не значилась, а только «палочки», то есть отметки за проработанные дни. Так, по недомыслию руководства в сельских местностях, многие труженики оставались несправедливо обиженными: трудодней много, а пенсия не положена. Можно было побороться за свои права, собрать документы, свидетелей, но Матрёна за себя постоять не умела, да и некогда ей было заниматься волокитой, когда других дел много. Она никогда не отказывалась снова идти на колхозные работы, если звали, хотя здоровье потеряно, инвалидом стала.

В сравнении с другими женщинами из той же деревни, Матрёна имела свою шкалу ценностей: в молодости «не гонялась за нарядами»; в замужестве не стремилась заботиться о себе и лучший кусок отдавала мужу, детям; «не скопила имущества», не обзавелась хозяйством, имея только козу. Никто из односельчан не догадывался, что в помощи нуждалась как раз она, одинокая пожилая женщина, которой не только корову, но и козу содержать трудно. Заготовить сено на зиму, припасти дров для отопления избы, сделать запасы солений, грибов и ягод – это нелегко и молодому, здоровому человеку.

Самоотверженные характеры русских женщин встречались в литературе всегда. Но если у Некрасова крестьянка, способная остановить «коня на скаку», была ещё и «красавица, миру на диво», то у Солженицына героиня самая обыкновенная, ничем не примечательная. Мало того, она и неказистая, и нелепая, и никчемная, по мнению окружающих, потому что на юродивую похожа: ничего для себя из земных благ не ухватила. Автор противопоставляет эту женщину всем её благополучным родственникам, делящим её имущество. И начали они растаскивать «приобретения» Матрёны ещё при её жизни. Получилось, что отобрали и саму жизнь. Очень символичен этот факт у Солженицына, как предостережение всем живущим: нельзя разорять дом человека, делить наследство, когда человек ещё жив. Это не только не по-человечески, не по-христиански, но это и отвратительно: будто смерти человеку желают.

Матрёне родственники решили ухудшить и без того жалкое её существование. Фаддей, отец Киры, уверенный в правах дочери на наследство, захотел заранее забрать её долю (горницу), чтоб другие не забрали, ведь сёстры Матрёны «выпустили коготки» и на дом, и на участок. Вот и начали «резать по живому», отделять кухню от горницы. Спешили очень, никто и не спрашивал, что сама хозяйка в это время чувствует. А Матрёна со своим бескорыстием не о себе думала, снова плечо своё подставляла, хотя не женское это дело – выталкивать груз, застрявший на железнодорожных путях. Нелепо гибнет героиня вместе с трактористом и сыном Фаддея, и горница, кусок отхваченного наследства, стала ценой жизни трёх человек.

А.И.Солженицын высоко оценил вклад одного человека, простой деревенской женщины, в нравственную сокровищницу всего человечества. Не будет ни духовного, ни экономического расцвета цивилизации без духовного богатства отдельных личностей. А скромная, любящая, бескорыстная душа Матрёны в мире алчных, корыстных людей – это укор их цинизму и безнравственности. Самим существованием своим Матрёна послужила обществу, напомнив об истинных ценностях человеческой жизни.

Рецензии

Не вспомню сейчас, где я прочитал "Матрёнин двор". Но это была какая-то машинописная работа. И подумал: так вот за что выслали Исаича! А потом вспомнил слова Шолохова в Литгазете, где он критикует рассказ за его идею. Дескать, откуда знает какой-то сельский учителишка основы колхозного строя. А сам пять раз переписывал "Поднятую Целину" по той же причине. И еще подумалось: какой могучий человечище! Пишет "Они сражались за Ролину", дописывает третий том "Тихий Дон", устраивает в печать "Донские рассказы", строит в станице новую школу и дорогу до Вёшенской.
И вспомнил слова моего дядьки по матери, Петра Иваныча: ДА он, што ли, написал всё это!? У него три батрака-писарчука на службе. Как он, неграмотный мужик, может так здорово излагать?
И вот этот червяк сомнения до сих пор где-то шевелится в моей душе.

Понятие «село» для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без «праведника» – человека, обладающего лучшими чертами народного характера. Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации. В центре повествования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна – тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, – чтобы продолжить род людской.

Матрёна – праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева «Живые мощи», Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей). Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей. Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию.

Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» – все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.



Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел). Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально-исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей. Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены «только ненадолго приходил постоять у гробов», потому что был озабочен спасением «горницы от огня и от козней Матрениных сестер».

Но самым страшным является то, что Фаддей «был в деревне такой не один». Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. Вот почему именно рассказчик, а не односельчане, осознаёт и чувствует праведность Матрены. Односельчане давно забыли даже само слово «праведник», они не понимают, что это такое, и не думают о праведной жизни.

«Без праведника не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

А. И. Солженицын

Удивительными людьми держится мир. Встречаются такие люди редко. Но тот, кому посчастливится на своём жизненном пути встретиться хотя бы с одним из них, внутренне преображается: становится лучше, чище, добрее. Такая встреча заставляет внимательнее приглядываться к людям, вслушиваться в их голоса, вдумываться в их поступки и находить в них скромную, часто неяркую, но по-своему неповторимую, удивительную красоту.

Это правда: не место красит человека, а человек — место. И неважно, кто этот человек — прославленный герой, гениальный учёный или простая крестьян-ка, которая и говорит-то на непривычном для нас диалекте.

Живёт в деревушке Тальново пожилая женщина Матрёна Васильевна. Исто-рию знакомства и недолгого общения с нею поведал нам герой-рассказчик, человек трудной судьбы, школьный учитель Игнатич, ставший её квартирантом.

Наблюдательный и гуманный писатель (рассказ автобиографичен) открыл в Матрене такую человеческую красоту, что решил назвать свой рассказ о ней очень многозначительно: «Не стоит село без праведника». Здесь очень важно слово «стоит». Матренин характер понят как нравственный фундамент, на котором «сто-ит, держится человеческая жизнь, и не только в деревне.

А. И. Солженицын, продолжая прекрасные традиции русской классики, — вспомним некрасовских Матрёну Тимофеевну, Орину, мать солдатскую, безымянную жницу («В полном разгаре страда деревенская»), тургеневскую Лукерью («Живые мощи») и многих других, — воссоздаёт незабываемый облик, неповторимую индивидуальность. Перед нами, как живая, предстаёт прекрасная женщина-праведница, носительница настоящей, а не надуманной народности, не оценённая, не понятая ни родственниками, ни односельчанами.

Матрёна Васильевна необразованна, книг не читает, бесхозяйственна, даже не очень аккуратна, но какая это чистая, светлая душа! Как правдива, добра, как отзывчива, а главное — как бескорыстна!

Нелегко живётся больной одинокой старой женщине. Сена для одной-единственной козы накосить негде. Ещё труднее разживаться топливом: продавать торф местным жителям было «не положено», вот и приходилось женщинам собираться группами для смелости и носить торф тайком в мешках. Тяжело Матрёне. «Спи-на у меня никогда не заживает, — признаётся она постояльцу. — Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда». К тому же страшно: вдруг задер-жат или придут с обыском. Кто защитит?

Ведь одна-одинёшенька осталась она на свете: шестеро детей умерли младенцами, муж с войны не вернулся. Но эта обездоленная женщина забывает о себе, откликаясь на чужую нужду, и помогает людям всегда бескорыстно. Ни одна пахота в деревне, ни одна уборка урожая не обходились без неё. Ни родственницам, ни соседкам не могла она отказать в помощи, часто отставляя для этого собственные дела. А как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на скудной песчаной почве никогда такого не бывало.

Ничего не имея, Матрёна умеет щедро отдавать. Она смущается, волнуется, стараясь угодить своему постояльцу, отдельно варит для него «картовь» покрупнее — это лучшее, что у неё есть.

Многое о жизни Матрёны мы узнаём от неё самой. О своей жизненной трагедии — оборванной любви, смерти детей, гибели мужа — она рассказывает спо-койно, смирившись со своей участью, не ропщет на судьбу. Более того, находит в себе душевные силы, чтобы воспитать, вернее, напитать материнской любовью Киру — дочь человека, которого любила когда-то. Кире отдаёт она горницу, хотя нелегко решиться ломать дом, в котором прожила сорок лет. Для неё самой это означает конец жизни, но не жалко ей «горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда ни добра своего не жалела Матрёна никогда», ведь вся она — не для себя, а для людей. Ключ к пониманию характера этой удивительной женщины даёт она сама, объясняя, почему, не дождавшись с германской войны Фаддея, вышла замуж а брата его, Ефима: «Мать у них умерла... Рук у них не хватало». Способность сострадать — высшее проявление человечности, и этой способностью Матрёна наделена с избытком.

Смирившись со своей судьбой, она живёт не как все: нарушает неписаные правила, сложившиеся устои трудной, а часто и жестокой деревенской жизни. Работая на других бесплатно, она не скопила имущества. Единственное в жизни пальто, перешитое из старой шинели, грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы — вот и всё.

Не оценили, даже осуждали её односельчане. «Не гналась за «обзаводом», — говорит золовка, — и не бережная, и даже поросёнка не держала... и глупая, помогала чужим людям бесплатно». Материал с сайта

Но те немногие, кто оценил чистую душу и человечность Матрёны, любили её. Сын Фаддея был очень привязан к своей тётке; безутешна после её гибели воспитанница Кира.

Погибла в результате несчастного случая... Да, это так, хотя это несчастье породили человеческая жадность, алчность, эгоизм — всё то, что самим своим существованием отвергала Матрёна.

Но праведники не уходят бесследно. Ведь если хоть одному человеку помогла эта жившая по совести труженица и бессребреница унять сердечную боль, очистить душу, значит, она уже праведница.

Матрёна оставила светлый след в душе Киры, своему постояльцу Игнатичу вернула веру в доброту и благородство.

Автор вовлекает читателя в размышления о том, что такое человеческая красота, которой была так щедро наделена Матрёна. «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей, — подчёркивает он. — Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему матрёна о своей жизни рассказывает игнатич
  • чем жизнь обделила обездолила матрену
  • найти п праведница матрена?
  • объясните слова автора: у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей
  • Почему автор называет Матрёну праведницей? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».)



Top