Почему дети любят читать русские народные сказки. Почему детям важно и нужно читать сказки

Сказки любят все. Неважно, сколько тебе лет, мальчик ты или девочка, во что одет и где живешь. Но сказка - это то, что пришло к тебе в таком раннем возрасте, когда, возможно, ты и себя еще не помнил. А сказки тебе уже рассказывала мама. Или бабушка.

О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке. А потом, подрастая, ты сам научился читать, и засиживался по вечерам за историями о семи подземных королях или маленькой девочке Элли, сразившейся со злыми волшебницами. Сказка – то, что останется с тобой на протяжении всей твоей жизни.

И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, каждая мама рассказывала своему малышу сказку. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» - потому и «сказ», «сказание», «сказка». Они переходили из уст в уста, обрастали новыми подробностями, совершенствовались, их передавали из поколения в поколение.

Мы все любим сказки, потому что сказка - это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.

Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло.
В сказке можно почувствовать себя прекрасной принцессой или отважным рыцарем, можно изобрести страну Фрукляндию и познакомиться с очаровательным Альфом. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.

У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой сказки многих народов, то обнаружим очень много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле очень много общего. Они мечтают об одном и том же: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам.

Почему мы любим сказки? Ответ на этот вопрос очень прост. В нашей обычной реальности не хватает чудес и волшебства. В погоне за материальными ценностями мы утопаем в рутине, начинаем медленно сходить с ума от однообразия, постоянно испытываем стресс и мечтаем хоть на часок сбежать туда, где фантазия способна нарисовать отличный от привычного мир, где сны становятся явью, а добро непременно побеждает зло.

Впрочем, все это относится преимущественно ко взрослым читателям - фанатам фэнтези. Если же говорить о детях, то чудеса и волшебство для них столь же реальны, как для нас очередной дедлайн на работе или утренняя пробка. Они не просто верят в них, они убеждены, то мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Следовательно, чтение сказочных историй для малышей - вовсе не эскапизм (попытка сбежать от реальности в вымышленную вселенную). Это продолжение того, что они видят вокруг. И задача современного сказочника - сделать так, чтобы, с одной стороны, не убить мечту, а с другой - наполнить свое произведение реализмом: вечными ценностями, настоящими правилами, пониманием происходящих событий, описанием окружающей действительности. Одним словом, требуется совместить приятное с полезным, и ни в коем случае нельзя нарушать правильные пропорции между главными ингредиентами. Ведь если реальности станет слишком много, сказка потеряет свое волшебство. Если ее будет недостаточно, произведение окажется пустым и утратит свой главный смысл: учить и передавать накопленный опыт от одного поколения к другому.

Сказки появились задолго до современной цивилизации. Когда-то древние люди рассказывали их друг другу у костра, зачастую сочиняя прямо на ходу. В иносказательной манере они делились своими наблюдениями, выводами, ошибками. Таким образом малыши развлекались и получали первые уроки жизни, которые, возможно, важнее всех школьных занятий, вместе взятых. Сказки содержат в себе не только развлекательные и обучающие компоненты, но и воспитательную базу. Они яркие, красивые и откладываются в памяти вместе со всей моралью, которая в них содержится. И это прекрасно понимали наши предки.

Традиции продолжили авторские истории. С течением времени менялись мир и проблемы, которые затрагивали сказители. Нужно отметить, что произведения родом из прошлого частенько современникам кажутся мрачноватыми, а высказанные в них идеи способны травмировать психику благополучных детей двадцать первого века. Поэтому очень часто классические книги видоизменяются, сокращаются и даже переписываются. Правильно ли это? Вопрос, об ответе на который спорить можно очень долго. Но если хочется избежать споров и прочитать своим детям оригинальную книгу, безопаснее будет взять творение современного писателя, понимающего наши реалии и особенности психики девчонок и мальчишек нового поколения.

Автором, чье творчество заслуживает пристального внимания, является Наталия Мосина. Ее книга «Как Катенька и Машенька в сказку ходили», которая вышла в мае текущего года в издательстве «Союз писателей», очень милая, добрая, волшебная. В ней полно магии и приключений, есть мечта, к которой можно стремиться, и надежда, ведущая вперед, подобно спасительному огоньку маяка в ночи. Герои вышли обаятельными и похожими на юных читателей. Они умеют любить, дружить, испытывают уважение к старшим. Высшие человеческие ценности, проверенные временем, преподносит публике Наталия Мосина. И в то же время ее произведение динамичное и красочное в современных традициях.

О чем же эта книга? О двух сестренках, которые очень любили слушать сказки. И вот однажды они сами решили отыскать дорогу в мир чудес, дверца в который не всем отворяется. Они встретили добрую фею, познакомились с мудрым Сказочником и отправились в собственную Сказку, где их ждут открытия, приключения и, конечно, опасности.

Приобретайте книгу для детей «Как Катенька и Машенька в сказку ходили» в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».

Мир сказок... Как много слов можно вложить в это словосочетание, начиная от волшебных историй для детей, заканчивая приятно проведенным временем за прочтением сказок. Поэтому совсем неудивительно, что большинство детей просто обожают самые разнообразные сказки, и стремятся ежедневно вновь и вновь погружаться в “Сказочную Страну”. Давайте узнаем, что именно привлекает наших маленьких сокровищ в сказках, и могут ли они получать пользу от прочтения художественных произведений.

Интересный сюжет

Всем известно, что многие ребята – еще те фантазеры, которые своим мамам и папам рассказывают такие невероятные истории, что диву даешься от их воображения. Поэтому, можно сказать, что когда мальчишки и девчонки просят родителей прочитать на ночь любимую сказку, их фантазии нет предела. Увлекающий сюжет, положительные и отрицательные персонажи, ожидаемый финал волшебной сказки – все это интересует маленьких человечков. Думаем, что старшее поколение не раз замечало за юным созданием тот момент, когда сын или дочка с таким воодушевлением следили за ходом событий, происходящих в сказке, и задавали вопросы, касающиеся героев литературных произведений. Кстати, сам сюжет сказки взрослые вместе со своим чадом могут запросто изменить в том направлении, которое им на тот момент импонирует, начиная от совершенно другого конца сказки, заканчивая появлением других персонажей. Этот нюанс часто позволяет родителям юное создание заинтересовать к прочтению сказок или точнее, продолжать знакомство с ними, тем самым способствуя все больше и больше возникновению любви к художественной литературе, что немаловажно для развития ребенка.

Персонажи сказок

Как правило, сказки всегда заканчиваются хорошо, хотя и по сюжету в них присутствуют и отрицательные персонажи. А детям часто хочется примерить на себя роль тех героев, которые по определенным причинам им импонируют. Мальчики не против стать отважными рыцарями, а девочки очаровательными принцессами, и таким образом, юное поколение, в мире своих фантазий, как раз и становятся главными героями любимых сказок. Вот тут мамам и папам следует воспользоваться такой ситуацией, видя, как их сокровище берет пример с героя сказки, и рассказать ему о положительных качествах своего друга из сказки. Что тут скрывать, дети нередко берут пример со своих любимцев, поэтому, почему бы им не перенять у них самые положительные качества. К примеру, для неугомонного шалунишки может подойти рассказ родителей о том, что его любимый персонаж раньше был непослушный, а сейчас только радует свое близкое окружение своими благородными и добрыми поступками. Незаметно для взрослых, ребенок может сделать для себя соответствующий вывод, и пытаться поступать так, как его любимый персонаж.

Контакт с родителями

Практически каждому из нас самые близкие люди в детстве рассказывали перед сном сказки, будь то или . В любом случае, именно сказки для многих из нас стали тем ярким воспоминанием, когда мама или папа читали нам разные волшебные истории. И под голос родителей мы засыпали, и наслаждались здоровым сном. То же самое и происходит и с нашими детьми. Вечерний ритуал, связанный с рассказыванием сказок для некоторых семей становится неотъемлемой частью общения с маленькими членами семейного гнездышка. Помимо процесса познавания об окружающем мире, юные создания до некоторого времени нуждаются в том эмоциональном контакте, который имеет быть место благодаря сказкам.

Вот так волшебные истории могут плодотворно влиять на подрастающее поколение.

Оказывается, не все родители осознают значение сказок для детей. В Великобритании 25 % недавно опрошенных родителей заявили, что они не читают сказки детям в возрасте до пяти лет, потому что они ничему их не учат, учат плохому или просто слишком страшные. Например, одна из причин, по которой некоторые родители не читают своим детям сказку «Три медведя», заключается в том, что эта сказка, по их мнению, исподволь учит детей тому, что воровать - это хорошо. Вряд ли. Скорее, трактовать заложенный в ней посыл можно несколько иначе: не врывайся в чужой дом, потому что там может жить семья медведей. Или же трактовать более позитивным образом.

Значение сказок

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им больше сказок» (Альберт Эйнштейн).

1. Сказки учат детей справляться с проблемами. Мы учимся у сказочных персонажей даже во взрослом возрасте. Сказочные герои помогают нам, потому что мы связываем их перипетии с нашей собственной жизнью, мечтами, тревогами и размышляем над тем, как бы мы поступили на их месте. Сказки помогают детям учиться понимать эту жизнь и ориентироваться в ней.

«Сказки не рассказывают детям о существовании драконов. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно победить» (Гилберт Кит Честертон).

2. Сказки развивают эмоциональную устойчивость. Сказки рассказывают о реальных проблемах, с которыми сталкивается практически каждый человек, и делают это деликатно, с помощью фантастических сюжетов, в которых главный герой чаще всего торжествует (за исключением сказок братьев Гримм.) Пребывая в безопасной среде родной семьи, дети должны уяснить для себя, что плохое может случиться с каждым. Почему? Никто не застрахован от проблем - именно поэтому нам так необходимо раскрывать потенциал наших детей. По сути, есть два варианта: либо мы помогаем им накачать их «эмоциональные мышцы», чтобы они могли использовать их в трудные времена, либо мы постоянно защищаем детей, делая их настолько слабыми, что они становятся неспособными справиться с любой проблемой, требующей душевных сил.

3. Сказки учат нас разговорному языку (культурной грамотности и правилам). Мы встречаем сказки в различных парафразах и пантомимах, они помогают нам понимать иносказательные выражения и деликатно высказывать свое мнение. Мы дышим ими. Мы знаем их.

4. Сказки стирают межкультурные границы. Во многих культурах есть общие для всех сказки, такие как, например, «Золушка», имеющие свой особый культурный колорит. Мы читаем разные версии и понимаем, что для всех нас характерна очень важная черта - необходимость обретения смысла жизни посредством определенной истории и надежды на победу добра над злом.

5. Сказки учат понимать структуру рассказа. Сказки учат понимать основы любого рассказа - времени и места действия, персонажей и сюжета (завязки, кульминации и развязки), а также понимать разницу между художественной и научной литературой. Когда ребенок понимает принципы рассказа, это развивает его способность предугадывать и понимать смысл других рассказов, которые он читает.

6. Сказки развивают воображение ребенка.

«Когда я анализирую себя и свои методы мышления, то прихожу к выводу, что дар фантазии значит для меня больше, чем любой талант к абстрактному, позитивному мышлению» (Альберт Эйнштейн).

7. Сказки дают возможности обучать детей навыкам критического мышления. Можно просто ненавидеть диснеевскую «Русалочку». Девушка, которая отказывается ради мальчика от самой жизни, вряд ли должна стать примером для подражания для дочерей. Даже оригинальная версия показывает, на первый взгляд, слабую женщину, которая погибает ради мужчины (по крайней мере, страдает от последствий!).

Но… Это не значит, что нужно запрещать детям читать истории о русалке. Родительская попытка защитить ребенка не научит его навыкам критического мышления . А раскрытие информации и направляемый в нужное русло разговор непременно научат!

8. Сказки преподают уроки. Используйте сказки, чтобы преподавать ребенку уроки нравственности . Что ребенок может почерпнуть из «Руслана и Людмилы»? А из «Золушки» и «Кота в сапогах»?

Итак, бывают ли слишком страшные сказки для детей? Иногда.

  • Вы должны учитывать возраст и уровень развития ребенка . Мы не читаем двухлетним детям сказку «Рапунцель» в оригинале, где принц слепой и окровавленный, потому что дети не поймут ее в любом случае. Используйте вашу логику родителя. Пусть дети также высказывают свои собственные суждения - они могут рассказать вам, считают ли они эту сказку слишком страшной или нет.
  • При чтении сказок необходимо учитывать время дня. Возможно, некоторые сказки не следует читать на ночь. Что ж, читайте их днем!

Не нужно исключать сказки из жизни ребенка только потому, что некоторые из них страшные или неполиткорректные. Всегда можно найти адаптированные версии сказок, которые больше подойдут именно вашему ребенку и вашей семье.




Top