Почему гарри поттер не. Почему Гарри Поттер не наколдовал себе зрение с помощью волшебной палочки? Почему Снейп не любил Гермиону, хотя всегда жаловался, что все вокруг глупые

Протоиерей Максим Козлов Храм св. мц Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова, Патриаршее подворье. Богослужения возобновлены в 1995 году. На приходе создана воскресная школа (профиль - духовное пение), осуществляется бесплатное консультирование по правовым вопросам, организуются бесплатные паломнические поездки для детей из малообеспеченных семей за счет подворья. Иногородним студентам предоставлена возможность регулярной подработки в качестве преподавателей или помощников по хозяйству в семьях обеспеченных прихожан. При храме издается газета «Татьянин день». Действует учебная консультация, помощь при поступлении в вузы (в особенности для юношей и девушек из малообеспеченных семей), помощь при нахождении бесплатного или предельно дешевого жилья для иногородних студентов, аспирантов, молодых преподавателей.
Протоиерей Алексий Потокин
Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне открылся в 1990 году. При храме действует одноименный духовный центр, воскресная школа, православная гимназия. Прихожане храма участвуют в работе детского дома-интерната для умственно отсталых детей №8.
Протоиерей Сергий Правдолюбов
Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Построен в середине XVII века. В 1991 году возвращен Церкви. С тех пор храм успешно восстанавливается на средства общины. Приход занимается издательской деятельностью (приходской журнал «Киприановский источник», книги и брошюры богослужебного, научного и житейского содержания). В воскресной школе кроме Закона Божиего преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам - иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская газета. Действует родительский клуб. Совершаются крестные ходы к местным святыням и молебны у них.

Никакой приватизации подсвечников!

Для прихода важно не количество прихожан, а то, есть ли между ними любовь

- Как создавался ваш приход?

о. Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:

Наш приход, можно сказать, открылся для местных жителей и таким остается до сих пор.
В основном наши прихожане - энергичные рабочие люди самых разных профессий. Молодые мамы, папы и их дети. Бабушек старых у нас мало.
Люди с детьми знакомятся между собой очень быстро. Передают друг другу одежду, обувь. Информацию - куда идти и что делать. Бывает смешно, когда дети передают ботиночки один другому, и вдруг третий, более старший ребеночек говорит: «Это мои ботиночки». А в этих ботиночках уже 12 детей отходило. Это общение - естественно, просто и обычно.
У нас с самого первого дня есть служба, которая занимается раздачей одежды. Людям трудно выбрасывать одежду, и они приносят ее в храм. Этой службе уже 15 лет. И вы знаете, люди с удовольствием берут одежду и обувь. Мало того, однажды у нас взял пальто… один архиерей – представляете! Это было невероятно, мы так радовались! У нас есть список наиболее неимущих людей нашего прихода, которым мы помогаем в первую очередь.
Как-то у нас в храме замироточили десять икон. Так вот, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» замироточила по-особенному: миро было только по контуру Пресвятой Богородицы и ангела, держащего надпись «Нагим одеяние». Мы увидели в этом особый знак, небесный отклик на наше социальное служение. И до сих пор занимаемся этим делом.

Алексий ПОТОКИН: В 1990 году, когда отца Георгия Бреева назначили в Царицыно настоятелем, здесь все тонуло в грязи. Даже полы в храме были земляные. Вспоминаю это время как трудное, но очень благодатное. Многие из тех, кто с самого начала помогал восстанавливать храм, стали дьяконами, священниками, некоторые - старостами и помощниками старост в других приходах.
С самого начала отец Георгий Бреев сказал, что будущее прихода - духовный и просветительский центр. Как только в храме начались регулярные богослужения, была создана воскресная школа, а уже вокруг нее развернулась просветительская, издательская деятельность.
Современный приход в большом городе очень многомерный. Есть постоянные прихожане, которые не только участвуют в таинствах, но и соборно несут возложенные на храм послушания. Окормление больниц, домов престарелых, посещение болящих и стариков на дому невозможно без их помощи. А есть люди, которые причащаются раз в год. Немало и таких, кто внутренне уже признал Христа, иногда посещает богослужения, но еще не осознал необходимости таинств. Мы не отталкиваем этих людей, наоборот, в большей степени именно на них ориентирована наша воскресная школа. Там мы пытаемся рассказать им о Церкви, укрепить в православии. Кто-то из них потом становится нашим прихожанином, а кто-то уходит в другой храм, но разве это потеря? Ведь Церковь едина. Человек у нас положил начало, обрел веру, и нам не обидно, если он потом находит духовника в другом приходе. Очень многие приходят сегодня в храм просто за помощью. Им плохо, у них случилась беда. Их приход связан даже не с верой, а только с лучом надежды. Во многом от нас зависит, зажжется ли постепенно в их сердце огонек веры.

о. Максим КОЗЛОВ:

Мы формировались как новый храм с традициями, которые только начинали складываться. Например, пресловутых «сердитых старушек» у нас нет как класса. Сразу было решено: никакой «приватизации» подсвечников. За слово осуждения, сказанное человеку, например за «левую руку» (что якобы нельзя передавать свечку левой рукой), последует строгое взыскание. Это говорилось и с амвона и лично. Разрешено делать замечания детям только тем, кому это поручено. Не разрешается поучать родителей, как им воспитывать своих детей.
Я думаю, приход начинается тогда, когда вслед за богослужебной жизнью имеет место ее естественное развитие - христианское общение православных людей. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете любовь иметь между собою» (Ин., 13, 35).
По мере роста прихода появляются «кристаллики» общины - по направлениям деятельности. Община - более узкое понятие. Оно подразумевает большую концентрацию совместных усилий в конкретном направлении: например, воспитание детей, издательское дело - или даже послушничество, окормление у одного священника. Когда приход разрастается (сверх 300-400 человек), в нем появляется несколько общин. У нас есть ряд «проектов», которые объединяют прихожан. Например, школа духовного пения. В ней около 150 человек: дети и их родители. Или газета при храме, вокруг нее собирается довольно много молодежи, которые ее делают. Миссионерские паломнические поездки собирают очень много людей: иногда едем тремя автобусами. Как правило, это члены прихода, но случается, они приводят своих друзей, стремящихся обрести веру. Правда, священник следит за тем, чтобы число новоначальных было ограничено, а сама поездка не превратилась в просто туристическую.
Примерно раз в год устраиваем миссионерские поездки, людей там меньше. Но они так же объединяют какую-то активную часть прихожан. В этом году мы собираемся в Сибирь, в Барнаул, в Алтайский край.
Еще мы создали бесплатную юридическую службу из числа студентов, учащихся на юридическом факультете, и прихожан с юридическим образованием. Три раза в неделю каждый человек, является он нашим прихожанином или нет, может получить бесплатную юридическую консультацию. Это тоже часть приходской жизни.

Чтобы организовать жизнь прихода, вам пришлось как-то специально призывать людей, раздавать задания? Что у вас шло от настоятеля, а что по инициативе самих прихожан?

о. Алексий ПОТОКИН : Никакие методики не помогут создать приходскую жизнь. Основа прихода - деятельные, инициативные люди. Если таких людей много, дело спорится. А бывает, что человек устанет, благодать его временно оставит, послушание превращается в тяжкую повинность, и дело сразу начинает затухать. А когда человек трудится с радостью, жизнь прихода и все вокруг расцветает.
Современный приход очень похож на врачебницу. Мы знаем, что в больнице одни пациенты способны ухаживать за соседями, а другие (например, парализованные или временно неподвижные) требуют только внимания и попечения. Так и здесь - приход состоит из людей деятельных и людей, нуждающихся в попечении. Прекрасно, что в Церкви есть место всем - больным, брошенным, отвергнутым. Некоторых мир изгнал (возможно, и по их вине), но в храме их принимают, терпят, по возможности заботятся о них. И эти люди тоже обогащают Церковь. Они - не обуза, а равноправные члены общины. Просто участвуют они в ее жизни своеобразно.

о. Максим КОЗЛОВ :

В основном все устраивалось по мере жизненной необходимости. Но что-то мы пробовали организовывать и целенаправленно.
Например, создали воскресную школу. У меня даже мысли не было, что она будет с уклоном в церковное пение (у меня ни слуха нет, ни голоса). Но скоро стало понятно, что просто воскресная школа «прокручивается». Необходим какой-то стержень специализации, иначе через два-три года становится непонятно, как дальше учить и что требовать от учащихся. А тут образовался законченный образовательный цикл: Закон Божий, церковно-славянский и греческий языки. Но в центре - пение, причем петь могут практически все.
Другой пример: газета «Татьянин день» образовалась по инициативе прихожан, священноначалию осталось только поддержать ее. То же с юристами - ребята пришли и сами попросили попробовать. Миссионерские поездки предложил ваш покорный слуга. Не очень нужны оказались лекции профессоров из духовной академии (в продаже много их кассет и книг) или университета, а музыкальные концерты (духовной и светской музыки) вдруг стали очень востребованны.
Хороший приход, на мой взгляд, прежде всего там, где общение прихожан включает в себя не только совместное чаепитие после литургии, но и подразумевает взаимную помощь: в учебе, в работе, в оказании медицинских услуг. Посидеть с детьми, посочувствовать человеку, когда ему трудно, поддержать, когда нужно, и материально. Это лучше получается, когда естественно идет от человека к человеку, и не нужно создавать социальный институт, например, для сбора одежды многодетным семьям.
Очень важно, чтобы приход был открытым для внешнего мира. Чтобы он не замыкался в сообщество людей, которым друг с другом хорошо и нет никакого дела до тех, кто вне их прихода. Открытость заключается в способности и желании видеть боль и проблемы тех людей, кто пребывает вне храма и кому можно было бы помочь.

о. Сергий ПРАВДОЛЮБОВ :

Все получилось как-то само собой. Мне кажется, что такое самозарождение более свойственно Православию, чем жесткая организация с фондами и финансированием, на западный манер.
Лично я всегда боялся превращения прихода в общественную организацию. Я думаю, что такая община, как практикует, например, отец Георгий Кочетков, нам глубоко чужда. Я разговаривал с одной женщиной из кочетковской общины, она очень тяготится тем, что обязана присутствовать на их собраниях. Ей все время поручают то-то и то-то, и она чувствует себя несвободной. Когда человеку, которому по природе свойственно сосредоточенное созерцание и молчание, говорят: делай то, делай се, - он начинает этим тяготиться. И это может отвратить его от прихода.
Другое дело - бывают на приходе люди именно одинокие в жизни. Они могут и на приходе чувствовать себя одиноко, а если заболевают, тогда и подавно. У нас на приходе есть такие люди - некоторые прихожане посещают их, созваниваются с ними, помогают им. Но делать в своем приходе такую общину, для которой я был бы игуменом, я не могу и не хочу.
Человек, приходящий в храм, постепенно сам начинает общаться с другими прихожанами. Конечно, бывают и трудности, и тогда нужно помочь. Мне, например, однажды пришлось выступить в роли свата. У влюбленного человека не было никого - ни мамы, ни папы, помочь некому. Тогда я сам пошел сватать, а что делать? Это естественно. Раньше, когда родители умирали, ребенка брал на воспитание крестный отец. А сейчас институт крестных стал несколько другим. Зато могут помочь батюшки. У нас на приходе так бывает, хотя это вовсе не значит, что все браки на приходе оказываются счастливыми, бывает по-разному.
Когда у наших прихожан рождаются дети, то после крещения мы стараемся подгадать так, чтобы обряд воцерковления был совершен в воскресный день. Приходят молодые родители, братья и сестры воцерковляемого младенца, стоит весь приход. Перед причащением мирян я, памятуя, что рождаемость в России падает страшными темпами, выхожу из алтаря и объявляю: братья и сестры, у таких-то людей родился младенец, и сейчас мы его торжественно воцерковим! Все слушают молитвы сорокового дня маме, все видят, как я вношу в алтарь младенца, а потом в первый раз его причащаю, и все радуются. Вот это общинность, это участие всего прихода в жизни одной семьи. В древности так и было. А я еще обращаюсь в такой момент ко всем прихожанам: а почему я сегодня только одного младенца воцерковляю? Где остальные? Почему не рожаете, давайте рожайте!

Что такое православный приход?


Пасхальных яиц хватит не только для прихожан, но и для пациентов больниц, подопечных патронажной службы, воспитанников детских домов и просто гостей

Место для каждого

- Должна ли жизнь прихода быть интересной? Или это понятие неприменимо к приходской жизни?
о. Алексий ПОТОКИН
: Я сторонник интересной жизни, но считаю, что она должна складываться естественно, от избытка сердца. Захотели люди остаться на общую трапезу, потом придумали совместное дело. Пожалуйста! Мы постоянно ездим в паломнические поездки. Наши священники идут к прихожанам, куда их зовут. Меня часто приглашают на беседу матери-одиночки, инвалиды, ветераны - среди православных таких в наше время тоже много. Еженедельно собирается молодежная группа. Они вместе трапезуют, вместе гуляют по Москве, вместе ездят по России.
Общение - тело жизни. Хорошо, когда оно складывается в общине. С другой стороны, тело должно подчиняться душе. Если есть главное, остальное не всегда необходимо. Кто-то живет очень напряженной жизнью на работе и в семье. Поверьте, церковные таинства нас очень глубоко объединяют. А богослужения? Прощеное воскресенье, когда мы все просим прощения друг у друга. Поминальные службы родительских суббот - службы глубокого единения людей. Я уж не говорю о Пасхе.

о. Максим КОЗЛОВ: - Всем нам хочется, чтобы наша обычная жизнь не замыкалась в однообразном цикле: работа-еда-магазины-сон. И приходской жизни тоже нужны праздники, как для детей, так и для взрослых. Например, на мы решили сделать нашим детям необычный сюрприз. Дед Мороз подарил ребятам большую красивую коробку. Когда они развязали бант, из коробки вылетело 50 живых тропических бабочек - больших и необыкновенно красивых. Были изумлены не только дети, но и их родители, а восторгу не было предела! Но второй раз ведь это не сделаешь. Поэтому нужно искать что-то еще. Такая же работа ведется и для молодежи, и для взрослых.
Но приход - это все же не клуб по интересам. Вся работа идет не ради тусовки, а является неким подспорьем ради устремления к Богу.
Опасность в том, что само богослужение может стать «бесплатным приложением» ко всем этим инициативам. Что-то вроде: «Конечно, мы ходим на службы. Но вообще-то самое интересное начнется потом». И здесь нужно сдерживать некоторые инициативы и правильно расставлять акценты. В молодежной среде тенденция «околоцерковной тусовки» периодически прорастает. Ее надо регулярно выпалывать. Например, заметил, что весной-летом молодежь наша как-то странно кучкуется после службы и куда-то собирается идти. «Куда вы?» Оказывается, пиво пить в Александровский сад. Пресек на корню.

Многие жалуются, что чувствуют себя и на приходе одиноко. Как найти свое место в приходе? Все ли, на ваш взгляд, должны участвовать в жизни общины? Всегда ли плохо, когда прихожане после службы расходятся, а не идут на трапезу или послушания?

о. Максим КОЗЛОВ : Новые люди, приходя в наш храм, часто говорят: «Батюшка, мне у вас понравилось, что я могу делать? У меня такая-то профессия…» Как правило, отвечаешь им: начните с регулярных посещений богослужения. Самое главное - молиться вместе. И откликайтесь на общие призывы. Привыкните к мысли о том, что вы здесь не в гостях, а дома. И постепенно сами увидите, к чему ляжет ваше сердце и к чему Господь расположит ваши возможности. Обретение своего дела происходит естественно. Человек, посещающий регулярно храм, постепенно знакомится с людьми. Шаг за шагом выясняется, куда его Господь выводит, к чему он может приложить свои руки. Иногда это дело совсем не связано с задумками о своей полезности на приходе. Он может просить «порулить», а выяснится, что не забыл, как гвозди забивают или провод прокладывают. В итоге окажется, что это у него лучше всего и получается.


Среди православных мнения расходятся кардинально. Пока одни ищут в сказке христианские зерна, другие жгут ее на площадях

-- Отец Андрей, а за что Вы любите Гарри Поттера?
-- Не могу сказать, что я его пламенно люблю (смеется), но мне было интересно читать эту книгу. Во-первых, она написана живо и интересно, Роулинг умеет очень грамотно выстроить сюжет. Здесь многое зависит от перевода, если ее язык передан адекватно (а это довольно сложный язык), то даже по нему видно, что это не примитивное произведение. При этом сюжет развивается достаточно логично, концы с концами сходятся. В конце седьмой книги становится понятно очень многое из прошлых книг. Сюжет сочетает фэнтези, детективный и приключенческий жанры. Конечно, это литература развлекательная, то есть нельзя назвать эти книги принадлежащими классической традиции. Роулинг отвечает условиям нашего времени, она пишет на том языке, в тех условиях, в том формате, который доступен и понятен современному читателю. Кино я не смотрел. Те фрагменты, которые я видел, мне кажутся более слабыми, чем книга. Мне, например, не очень понравилось, что съемки проводились в англиканском храме, -- это некрасиво и неправильно, но, к сожалению, отвечает требованиям современного зрителя.

-- А что вы посоветуете родителям, которым не нравится, что их дети увлечены Гарри Поттером?
-- Беда в том, что большинство отзывов о книге про Гарри Поттера, как правило, составлены теми, кто ее не читал. Говорят, Поттер учит не слушаться, не выполнять правила. А Карлсон чему учит? А это -- классический персонаж, ведь все можно переиначить, поэтому такие претензии предъявлять к Поттеру мне кажется немножко странным. И, на мой взгляд, проблема автора в том, что она явно воспринимает себя как преемницу того же Толкина и, может, Льюиса. Но эти авторы творили в рамках определенной традиции, которая все же была христианской, пусть иногда и формально…

-- Для Толкина – все-таки не формально...
-- Как сказать. То, что написал Толкин, несмотря на христианский подтекст, связано с классической мечтательностью, уводящей человека от реальной жизни. И он, на мой взгляд, ответственен за то, что погрузил многих читателей в фантастический мир. Для духовной жизни это совсем не полезно. А Роулинг – вполне современный человек, далекий от церковности, она вынесла из книг Толкина лишь внешнюю сторону. Для нее все глобальные, основанные на христианском мировоззрении проблемы свелись к общим представлениям о добре и зле. Иногда христианский подтекст у нее и вовсе исчезает – тогда появляются элементы повествования, напоминающие фильмы ужасов. К примеру, когда Поттер с Дамблдором попадают в пещеру с инферналами или когда Вольдеморт берет у Поттера кровь для восстановления собственной персоны. Я не думаю, что Роулинг – практикующий экстрасенс или ведьма, стремящаяся ввести в свой текст оккультную практику. Магия для нее – явно часть художественного волшебного антуража. Однако, увлекаясь внешней стороной волшебного мира, она постепенно уходит, может, против своей воли, в такую область, в которой разобраться, не имея четких духовных ориентиров, невозможно. Христианский автор может остановиться в определенный момент, а для Роулинг таких пределов нет. Отсюда и возникает ощущение, что добро и зло в ее мире могут меняться местами, что Поттер – оборотная сторона Волдемота. У Льюиса есть рассказ «Расторжение брака»: именно о том, что добро не может являться оборотной стороной зла. Эти понятия должны быть четко разведены. А у Роулинг нет этого традиционного христианского понимания – она пишет вслед за полетом своей фонтанирующей мысли. Ее книги являются продуктом современного, постхристианского сознания человека. И понятно отторжение христиан, которые подспудно чувствуют это. На мой взгляд, эти книги могут быть опасны и вредны для детей, которые не имеют четких духовных ориентиров, которые, как сама Роулинг, подобно кораблю в духовных волнах житейского моря мечутся, не могут определиться. И таких детей сбить с толку эти книги, конечно, могут очень здорово. А если ребенок вырос в традиционной культуре, если он знает классическую литературу, то, мне кажется, его не так просто можно будет выбить из колеи. Не в раннем возрасте, но старший школьник, студент уже может разобраться в этих книгах и вынести свое суждение по этому поводу, поэтому я не вижу здесь такой страшной опасности для православных. Никому не приходит в голову воспринимать какой-нибудь детективный роман как духовное руководство к своей жизни. Это развлекательная литература, которая должна занимать определенное место в жизни человека или вообще не занимать. Перед православными не стоит ведь такая проблема, читать или не читать детективы Агаты Кристи, никто не анафематствует ее, никто не восхваляет. Так и здесь -- лет через десять Поттер займет свое место в нише современной литературы. Ведь что такое современная православная литература, к примеру, «Мечеть парижской богоматери» Чудиновой? Тот же самый «Гарри Поттер», написанный с учетом всех требований жанра, -- сочетание детектива, боевика и так далее. Современная православная литература вся склонна к такому повествованию. Кроме Кучерской, но она, на мой взгляд, гораздо вреднее: в своем «Патерике» просто подрывает авторитет клириков и вообще церковной жизни. Лучше писать о чем-нибудь отвлеченном вроде Гарри Поттера, чем такие анекдоты.

-- А каким детям будет вредно читать Гарри Поттера?
-- Если же ребенок предрасположен к мечтательности, к фантазиям, возможно, ему эту книгу вообще не стоит читать. Склонность к фантазиям есть у всех детей, но она не должна перерасти в мечтательность, парализующую волю, являющуюся грехом. Мечтательность – это затянувшееся детство, которое мешает человеку в реальной жизни. Некоторым это кажется очень обаятельным, как у Сент-Экзюпери. На мой взгляд, Маленький принц – это тоже не тот образ, на который надо ориентироваться человеку. И если ребенок, как говорят нам противники «Гарри Поттера», спутает колдуна из сказки с экстрасенсом в реальности, то это вопрос затянувшейся мечтательности, неправильно сформированных нравственных ценностей. Если он не может различить Бабу Ягу и экстрасенса, то это несчастный ребенок, так же, как если ребенок не может отличить классическую статую от порнографии. К кому вопрос? К родителям, к воспитанию, к образованию.

А как Вы думаете, почему в этих книгах, особенно в последней, так часто используются христианские мотивы – любовь, которая все преодолевает, искушения, жертвование жизнью за «други своя»?
-- А что Роулинг могла еще использовать? Не магию же с колдовством возвеличивать. Она ведь здравомыслящий человек. Добро должно победить зло. Ну а добро, так или иначе, имеет сходство с христианскими добродетелями. Мне кажется, это у нее непроизвольно получилось, поскольку сама Роулинг не задавалась фундаментальными нравственными вопросами. Никаких подспудных контекстов здесь нет, как и желания посмеяться над христианством, что-то противопоставить ему. При прочтении не складывается впечатления, что это книга, претендующая на антихристианский подтекст. Хотя, надо сказать, в западной литературе ХХ века он совершенно очевиден. Однако у нее этого нет. Кстати, важная положительная черта ее книг – они достаточно целомудренны. Современная литература, к сожалению, изобилует красочно расписанными откровенными сценами, которые юношеству совершенно неполезно знать. А герои Роулинг на этом общем фоне ведут себя достаточно целомудренно. В определенном возрасте, у них, конечно, начинается своя «любовь-морковь», но даже здесь не доходит до вещей, которые активно пропагандируются среди современной молодежи. В этом смысле книга представляет собой приятное исключение, ее можно читать, не боясь безнравственного воздействия на детей. И в этом смысле ее книги в определенной степени сохраняют традиционные ценности. Поттер в эпилоге, спустя 20 лет, – примерный семьянин, имеющий троих детей. Это, возможно, связано с личной жизнью писательницы, ее собственная судьба была нелегкой: первая семья распалась. Чувствуется ее ностальгия по добрым семейным отношениям. Мотивы любви к родителям, всепобеждающей материнской любви проходят через весь роман. Этого самой Роулинг не хватало, поскольку ее мать преждевременно умерла от рака. И любовь к собственным детям, которым она посвятила книги, играет важную роль в ее творчестве.

Еще одна из главных претензий к Роулинг в том, что книга говорит о магии, как о реальности и включает ребенка в оккультный мир.
- Сила книги в том, что Роулинг конструирует реально существующий мир. Этот мир реально есть у нее в голове. Так же, как Толкин. Это не просто сказка: Алиса заснула, ей приснилось Зазеркалье, она проснулась, и все кончилось. Для Толкина мир сказки – это реальное измерение, он об этом и пишет в одном из своих эссе. И христианство является частью этого мира, свидетельствует о неком абсолютном добре. И в этом смысле и Толкин, и Роулинг погружают в этот мир. Ведь что Роулинг удалось блестяще воспроизвести -- атмосферу английской школы, закрытого учебного заведения, взаимоотношения с преподавателями, учениками. Она нашла ту нишу, которая у Толкина и Льюиса не была заполнена. Ее книги обладают своей притягательностью, человек погружается в этот мир. А в том, что касается оккультных вещей, я еще раз подчеркну, для нее это часть художественного антуража. Христианский автор может остановиться в определенный момент, а поскольку у нее нет такого ограничителя, она и пишет, как считает нужным. Другие современные западные писатели не пользуются такой популярностью у юношества, а ведь практически к каждому можно выставить ряд претензий. Тот же Ремарк, например. Очень читаемый в свое время автор. Ну а что – у Ремарка очень много нравственных или вдохновляющих вещей? Да нет. Но Ремарка-то никто не анафематствует из православных...

-- Может и хорошо, что магия в книжке? Всегда можно сказать, что это сказка. А в реальности всё не так просто…
- Конечно.

-- А возможна магия в сказке, написанной христианином?
-- Надо различать восприятие православное и западное. Мэл Гибсон снял фильм о Страстях Христовых, который нельзя назвать православным. Но его фильм заставил западного зрителя вновь задуматься о христианских ценностях. Гибсон действовал в рамках своей культурной традиции. В немецком городке Обераммергау, например, каждые 10 лет в память избавления от чумы до сих пор ставят похожую мистерию о Страданиях Спасителя. В русской же традиции вертеп никогда не являлся игрой живых людей, изображавших евангельских персонажей. Тогда как на Западе это допустимо – ведь по заказу Ватикана был снят фильм об Иисусе Христе, многим импонировала рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Подобное мышление позволяет воспринять евангельскую историю в современном антураже. Для Запада это, возможно, и приемлемо, но для православного сознания это дико.
Носитель православной традиции вряд ли так станет и писать. Хотя Юлия Вознесенская и пытается создавать яркие романы в стиле "Гарри Поттера", но когда в ее книгах действующими персонажами становятся ангелы и бесы, – это, мягко говоря, чудновато, а ее «православный вариант» про английскую школу для маленьких ведьм – жалкое подобие подлинника.
Многие писатели пытаются говорить с молодежью на современном языке. Попытки могут быть неудачнми, но вспомните русскую литературу конца XIX века: огромное количество третьестепенных писателей. Мы сейчас их не помним, но именно благодаря наличию своеобразного «болота» стало возможным появление серьезных авторов, таких как, например, Достоевский, прекрасно изобразивший душу русского народа. Мне кажется, что и наша православная литература сейчас переживает сходный этап становления: Олеся Николаева, Воскресенская, Чудинова… Я думаю, скоро появятся серьезные произведения, которые обогатят нашу литературу.

-- А какой должна быть православная сказка?
-- Православной сказки как таковой, наверное, не должно быть. Как и православной математики, истории. Может существовать православное осмысление тех или иных явлений нашей жизни. Есть вещи, о которых мы можем иметь свое мнение, но это не значит, что мы должны их сами по-православному переделывать. Сказка совсем не обязательно должна быть написана с позиций Православия. Это может быть прекрасное художественное произведение, хотя, скажем, Льюису в «Хрониках Нарнии» и удалось поместить христианскую историю в сказку. Но это исключение, скорее, даже притча.

Одна из глобальных претензий к книгам Роулинг -- это устрашающие дементоры. Сама она говорит, что это -- олицетворение депрессии.
-- Конечно, в книге есть элементы циничного натурализма. Дементоры воплощают отчаяние, депрессию, ее собственное состояние в ситуации, когда не было работы, она голодала, мерзла, в кафе на обрывках бумаги писала первую часть романа. Я думаю, она здесь не лукавит.

-- А Роулинг чувствует ответственность как писатель? Где граница этой ответственности?
- На мой взгляд, уровень ответственности определяется внутренним духовным устроением человека. Нормальное устроение может дать только христианство. Если человек находится вне христианских критериев, то никакие другие не могут существовать. Поэтому все писатели не христиане безответственны. Невозможно быть ответственным вне христианской традиции. Поэтому с Роулинг взятки гладки. Но я бы на ее месте испугался, если бы Папа римский высказался против моих книг. Хотя не знаю, зачем это ему понадобилось.

-- Прошлый Папа был за, а нынешний -- против.
-- Нынешний, может быть, более здраво подходит к каким-то вещам. Но Роулинг-то даже формально – англиканка, она вне католической традиции. Мне кажется, совершенно справедливо, что Патриарх на этот счет не высказывается. Церковь не должна опускаться до таких вещей. А в своей жизни христиане сами должны разбираться, что им полезно, что вредно. Об этом еще апостол Павел говорил, что может быть все дозволено, но не все полезно.

-- А насколько разумно проповедовать Христа, как сейчас предлагают, опираясь на Гарри Поттера?
-- Так же, как проповедовать Христа на рок-концертах. Нельзя. Не дело христиан опускаться до этого уровня, наоборот, люди должны сами духовно возрастать. Это и к вопросу, нужно ли переводить богослужение на русский язык или сокращать. Реформы Второго Ватиканского собора подорвали авторитет католической церкви, которая побежала, «задрав штаны», за современным поколением хиппи и панков. Люди ищут вечного в Церкви, а не временного, преходящего, как один из историков говорил. Поэтому, мне кажется, проповедовать Христа через Поттера – это нонсенс. На Западе Христа можно проповедовать каким угодно способом – пусть они сами разбираются, но в рамках православной традиции мне это кажется недопустимым. Для католиков, англикан это все может вписаться в определенную традицию. Для нас – нет.

-- А как выбирать в семье или в школе неправославную, нехристианскую литературу для детей?
- По большому счету, неправославная литература всегда будет содержать что-то, противоречащее или недопустимое для христиан. Вопрос в том, как к этому относиться. Я вот сейчас перечитал Робин Гуда, у меня просто волосы на голове дыбом встали: там среди клириков нет вообще ни одного положительного персонажа, кроме отца Тука – пьяницы и бийцы. Человек, который носит рясу и крест, просто оборотень. Или «Три мушкетера» -- тоже не очень нравственная вещь. Как ее можно юношеству читать? Ну и так далее. Тут можно многих перебирать. Надо, чтобы у ребенка голова бы была на месте и чтобы он прочел это вовремя, тогда он и выводы правильные сделает, не станет антиклерикалом после прочтения Робин Гуда и безнравственным после «Трех мушкетеров».

-- Так есть или нет книжки, которые детям не надо давать?
-- Все зависит от индивидуального устройства ребенка. Кому-то не принесет вреда, а кому-то оказывается вреден Тургенев. Некоторые считают, что «Асю» нельзя читать православным. У меня как-то в голове не уложилось, что «Ася» вредна, но есть люди, которым это кажется недопустимым. Может, действительно лучше и не читать «Асю» тем, кому это кажется вредным.

-- А есть общие критерии, по которым можно определить хорошую книгу?
-- Конкретных критериев все-таки нет, а общий -- насколько это может быть полезным в развитии духовной жизни, или наоборот – вредным. У каждого человека своя мера. Христианство тем и хорошо, что не выдвигает каких-то однозначных формальных требований. Иначе бы все христианство стало сплошным фарисейством, какой-то канцелярией. Исходя из этого, все достижения человеческой культуры должны выстраиваться в определенную систему ценностей. У каждого человека она может быть своя, даже отличная от других. Так же, как один духовник может сказать одно, а другой – прямо противоположное. Так что, они ересь говорят? Нет. Потому что разные лекарства для разных людей. Я бы не дерзнул составлять общеобязательный список фильмов или книг для православных, хотя в школе приходится этим заниматься. Но в семье каждый решает для себя. Можно что-то решать в рамках школы, в рамках семьи, какой-то организации. Но сказать: вот нечто универсальное – такого, я думаю, нельзя.

-- То есть светское творчество не может быть стопроцентно христианским?
-- Есть творчество сугубо конфессиональное, церковное искусство, церковная музыка, церковная литература. Но сейчас мы говорим о культуре светской, в которой творчество принадлежит скорее к душевной деятельности человека, всегда отличной от духовной и в этом смысле всегда немного ущербной. Конечно, культура никогда не заменит Церковь, но она восполняет жизнь современного человека, который не всегда в состоянии питаться твердой духовной пищей. А Православие всегда было чуждым любым формам крайностей.

Беседовала Марина КОФТАН

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Кино не победит книги. Все эти ребята, типа Кингсли Эмиса, постоянно твердят: книга мертва, общество сползает в трясину, культура уничтожена, кругом идиоты, имбецилы, телевидение, поп-музыка, разложение, дегенерация и все такое. И тут вдруг появляется чертов „Гарри Поттер“ на 734 страницы, который расходится 5-миллионным тиражом за 12 часов».

Стивен Кинг

За эти 12 часов весь мир понимает, что «Гарри Поттер» - это настоящий феномен современности. Им зачитываются все, вне зависимости от возраста, лучшие режиссеры мира борются за возможность его экранизировать, дети со всего света мечтают о письме из Хогвартса, фанаты пишут тысячи фанфиков, а остальные ждут продолжения жизни столь необычной и продуманной вселенной.

А тем временем мы в сайт отвечаем на самые частые и каверзные вопросы о поттериане с сайтов-вопросников Quоra и (информация в ответах подготовлена на основе материалов Harry Potter Wiki).

Почему Фред и Джордж не замечали на Карте Мародеров, что Рон спит с Питером Петтигрю?

Как вы помните, впервые гуляющего по коридорам Хогвартса Питера Петтигрю на Карте Мародеров увидел Гарри. До этого момента крысу, которая всегда находилась под боком у Рона, а до этого у его брата Перси, никто не замечал. А ведь Фред и Джордж вполне могли подметить, что их братья спят с неким Питером - представляете, какая находка для шутников!

Если без шуток, обнаружив такой факт, они могли бы предположить, что так экстравагантно от рождения звали крысу (ведь Уизли купили ее уже взрослой), но и этого никто не сделал. Похоже, близнецам было интересно все, кроме гостиной собственного факультета.

Где находится школа Дурмстранг?

Местоположение знаменитой школы магии Дурмстранг «с далеких северных гор», где учились знаменитые ловец болгарской сборной по квиддичу Виктор Крам, предшественник Волан-де-Морта Геллерт Грин-де-Вальд и директорствовал бывший Пожиратель смерти Игорь Каркаров, до сих пор остается загадкой. Где же она находится? Предположений много:

  • Ходит слух , что в неком интервью (ссылка на которое почему-то потерялась) Джоан Роулинг заявила, что Дурмстранг находится на севере Норвегии. Но при этом (смотрим на картинку) на гербе Дурмстранга можно увидеть надпись на кириллице (откуда в Скандинавии кириллица?), луковичную главу (внимание!) православной церкви и двуглавого орла, являющегося символом многих поствизантийских государств. Так что слухи об этом интервью, скорее всего, просто выдумка.
  • Восточная Европа - хороший вариант. Виктор Крам, например, болгарин. Вспомним, что и в «Кубке огня» среди учеников Дурмстранга преобладали славянские фамилии. Этой версии соответствуют и кириллица, и луковичный купол, и климат (если взять Карпаты). Особенно выделяются две страны: Албания и Румыния. В книге говорится, что Игорь Каркаров был знаком с Волан-де-Мортом, который в 1981 году после поражения бежал именно в Албанию. А Румыния выглядит уж очень магически притягательной для вселенной «Гарри Поттера»: Трансильвания, мрачные темницы Влада Цепеша, он же Дракула, оборотни, черные леса, горы, озера. Одно «но» против всех этих замечательных версий - в книге сказано, что Дурмстранг расположен севернее Хогвартса. И это рушит всю теорию.
  • Многие полагают, что Дурмстранг находится в России. Возможно, речь идет о Кольском полуострове, где есть горы Хибины, море, северный климат, длинные ночи; и геральдика подходит, и расположение гораздо севернее Англии. Против этой теории свидетельствует тот факт, что в «Wonderbook» (игра по поттериане, все действия и истории которой написаны самой Роулинг) присутствует совсем другая российская школа магии - Колдовстворец (от слов «колдовство» и «творец»). Кстати, об этой школе известно лишь то, что там играют в особую версию квиддича: игроки летают не на метлах, а на вырванных с корнем деревьях (суровые русские спортсмены). Ну а с расположением Дурмстранга снова мимо.

Так что со 100%-й уверенностью ответить на вопрос о месторасположении этой загадочной школы не может ни одна теория. Возможно, это в целом собирательный образ севера Восточной Европы. А возможно, мы наконец все узнаем в одной из последующих частей «Фантастических тварей».

У Гарри не было бабушек-дедушек - странно, не правда ли?

Все же немного удивительно, что Лили Эванс и Джеймс Поттер поженились в довольно юном возрасте (аж в 18 лет), но при этом ни бабушку, ни дедушку ни с одной стороны Гарри не застал.

Фанаты раскопали информацию, что родители Лили погибли в аварии, а родители Джеймса умерли от драконьей оспы. Но в каком именно возрасте и при каких обстоятельствах - информации в книге нет.

У Хагрида мать - великанша, отец - человек. Как вообще чисто физиологически получился Хагрид?

Это момент, о котором действительно слегка неловко спрашивать, но при этом Хагрид - далеко не единственный полувеликан в книге. По логике, единственно возможный способ создания таких метисов - это заклинание либо зелье, изменяющее размеры тела живого существа (этакая «Алиса в Стране чудес»). То есть отец Хагрида настолько увлекся великаншей, что либо уменьшил ее, либо увеличил себя. В общем, тот еще пикап-мастер. Впрочем, как и сам Хагрид.

Почему нельзя было все исправить с помощью маховика времени?

«Мне жаль твоих родителей, Гарри, но не существует такого заклинания, которое могло бы их вернуть. Конечно, кроме маховика времени, но мы воспользуемся им, чтобы спасти Клювокрыла» - знаменитая фанатская шутка о словах Дамблдора до сих пор вызывает горячие споры. Ведь маховик времени - это камень преткновения поттерианы, который ставит всю эпопею в весьма странное положение: воспользоваться им, к примеру, через день после смерти Джеймса и Лили никто не догадался, а спасти Клювокрыла - пожалуйста.

Вот какие аргументы приводятся в защиту маленькой машины времени:

  • Путешествовать в далекое прошлое с ним физически невозможно (что каким-то образом забылось в «Проклятом дитя»).
  • Маховиков всего несколько и они очень опасны, что не раз было подчеркнуто Дамблдором. А все потому, что любое вмешательство в прошлое могло кардинально изменить настоящее: к примеру, если бы кто-то вернулся в прошлое в попытке остановить Темного Лорда и нечаянно сам был бы убит, то тогда он бы исчез и в настоящем, и, по логике, не смог бы отправиться в прошлое, чтобы убить Волан-де-Морта, и тогда тот бы победил. Сложно? Сложно - поэтому маховиком в таких целях и не пользовались.

Почему такой хороший, добрый и смелый Джеймс Поттер так издевался над Снейпом?

Многие читатели, да и сам Гарри, идеализируют образ Джеймса Поттера, представляя его честным, отважным, да и просто безупречным во всех отношениях человеком. Но в воспоминаниях перед нами вдруг предстает заносчивый хулиган, который самоутверждался в своем кругу за счет унижения тех, кто послабее.

Возможно, Джеймс вовсе и не был таким уж идеальным персонажем. Он просто был настоящим, живым человеком. А живые люди никогда, как вы знаете, не бывают абсолютно плохими или абсолютно хорошими. Да, Джеймс, как поздний и единственный ребенок в семье, любил внимание, любил «выпендриваться», нарушать правила, но при этом горой стоял за своих близких. А теми еще засранцами все мы периодически бываем.

Кто вообще такие дементоры и откуда они взялись?

«Первое упоминание дементоров датируется XV веком, когда была обнаружена крепость „Азкабан“. Маг Экриздис, проживавший в этой крепости на уединенном, никому не известном острове, пытал и убивал магловских моряков, практикуя на них самые темные магические приемы. Неизвестно, вследствие чего на острове завелись дементоры, но магам, впервые обнаружившим их, сразу стало ясно, что они не покинут остров. Из страха мести дементоров крепость не была уничтожена».

«Гарри Поттер вики»

Далее, уже в XVIII веке, Министерство магии превратило территорию крепости в тюрьму. Это было выгодно обеим сторонам: Министерство экономило на надежной охране, а у дементоров была налажена поставка «пищи». Но в 1996 году эти чудовища примкнули к Темному Лорду, который предложил им гораздо более выгодное «питание» в виде жертв Пожирателей смерти по всей стране. Ну а после поражения Волан-де-Морта дементоры просто вернулись обратно в Азкабан - перечить им особо не стали.

Почему в Хогвартсе не пользовались телефоном, а предпочитали совиную почту?

Ну правда: и Сириуса можно было бы спасти, и с Дамблдором при необходимости связаться, и во время каникул друг другу звонить... Но почему волшебники настолько упорно отрицали технологии и предпочитали ненадежную совиную почту? Ведь при этом они пользовались магловским транспортом («Хогвартс-экспресс», например), фотоаппаратами (вспомним, какие крутые гифки делал «Ежедневный пророк») и вполне себе немагическими рупорами на играх по квиддичу.

Почему не было мобильных телефонов, это понятно: действие романов разворачивается с 1991 по 1998 годы, еще в доайфонную эру. К тому же, как вы помните, чары Хогвартса блокируют многие заклинания; возможно, сюда входили бы и операторские сети (хотя тут мог бы помочь магический VPN). Но стационарные телефоны, переборов старое доброе презрение к маглам, все же можно было бы установить.

Почему волшебники других стран не вмешались в войну с Волан-де-Мортом?

Казалось бы, если Темный Лорд настолько силен, то другие страны могли бы помочь британскому Министерству магии. Но этого не случилось по тем же причинам, по которым и магловские страны не вмешиваются в гражданские войны друг друга: это сугубо внутригосударственное дело.

Можно ли заклятием «Авада Кедавра» убить самого себя?

Чтобы заклятие «Авада Кедавра» сработало, волшебник должен не только произнести вслух магическое словосочетание, но и искренне желать смерти противнику. Так что, по логике, если человек искренне желает смерти себе, у него все должно получиться.

Почему Снейп не любил Гермиону, хотя всегда жаловался, что все вокруг глупые?

По идее, Гермиона умница и, возможно, даже отдаленно напоминает Лили Поттер. Это забавно, но существуют любители поттерианы, а конкретнее - пары Грейнджер-Снейп, которые слагают многочисленные фанфики про их потенциальный роман. На самом же деле вот ответ, который, на наш взгляд, тянет на правду:

«Снейп говорил, что все ответы Гермионы - это всего лишь точное или почти точное цитирование учебников. Если же посмотреть хотя бы на учебник Принца-полукровки - он умел думать самостоятельно, придумывал новые и изменял уже существующие формулы и заклинания. Можно предположить, что и от учеников он хотел такого же умения думать».

Лилия Мормуль

Знал ли профессор Дамблдор все наперед?

Дамблдор кажется этаким умудренным знаниями и опытом старцем, который точно знал, чем все это закончится, и именно поэтому допустил так много промахов и вообще собственную смерть. Но большинство фанатов все же склоняются к тому, что он ничего не знал и не мог знать, помимо того, что его соперник Волан-де-Морт и что Гарри - это крестраж. Вспомните: он не распознал поддельного Аластора Грюма, не понял, что вместе с профессором Квирреллом по школе разгуливает сам Темный Лорд, не знал, доверять или не доверять Снейпу, не догадывался, что по его замку ползает гигантский василиск, и так далее. Да, Дамблдор - великий и мудрый маг, но всего он знать не мог.

Почему у древнего и чистокровного рода Уизли так мало денег?

Почему-то трудно представить себе бедность в волшебном мире: и наколдовать много чего можно, и починить, даже недвижимость приобретать не обязательно - можно воспользоваться маленькой палаткой, которая внутри окажется 10-комнатным домом. Но почему же тогда большинство чистокровных древних родов (вроде Малфоев и Поттеров) проблем со средствами не имеют, а про Уизли можно хоть чернушные фильмы снимать?

Поттероведы выделяют 3 главные причины:

  • Семья из 9 человек - не слабо, согласитесь? А еще всякие совы, крысы и прочее. Учитывая, что (поначалу) работает один лишь Артур, их материальное положение вполне объяснимо.
  • Артур работает в самом непривилегированном отделе Министерства магии - в Секторе борьбы с незаконным использованием изобретений маглов, в котором числятся всего 2 человека (и это с самим Уизли).
  • Семья Уизли безамбициозна, в их мировоззрении семейные ценности превалируют над материальными. И в целом на протяжении всех частей эпопеи нам показывают, что, наверное, это и есть самый правильный выбор. Грубо говоря, они бедные, потому что на самом деле деньги не имеют значения и не приносят подлинной радости и удовлетворения жизнью - этакая философия счастья.

Почему фанаты поттерианы так не любят Джинни?

Гарри и Гермиона: оба выросли в семьях маглов, оба были незнакомы с традиционным магическим миром до письма из Хогвартса и оба были довольно одиноки. Они похожие персонажи, поэтому логично, что многие ждали романтической развязки их дружбы. Но вот как минимум 2 причины, почему Гермиона все же выбрала Рона:

  • Противоположности притягиваются. Да, они разные, но они отлично дополняют друг друга. Он знал о волшебном мире гораздо больше, несмотря на ее начитанность; он поддерживал ее в самые трудные моменты; он защищал ее. Да, у него есть свои недостатки, но при этом он мудрый, храбрый и веселый (уточним, что некую часть его чувства юмора и остроумия «съел» перевод на русский язык).
  • Интересная теория из области психологии:

«Давайте пофантазируем в области психологии. Есть теория, по которой в парах часто выстраиваются отношения по типу „родитель-ребенок“. То есть человек неосознанно примеряет на себя одну из этих ролевых моделей и ищет спутника жизни с противоположной моделью. В таком случае Гермиона со своим вечно менторским поведением - безусловный „родитель“. А Рон, выросший под крылом любящей и чрезмерно опекающей его мамы, явно приобрел ролевую модель „ребенка“. У Гарри такой модели сформироваться не могло, чьим-то сыном он себя никогда не чувствовал. Вот почему, несмотря на брутальную волосатую грудь Гарри, заинтересовал Гермиону именно инфантильный Рон».

Сергей Литвинов

И вообще, хотим напомнить, что намеки на их отношения начались чуть ли не со 2-ой книги, поэтому неожиданный выбор Гарри в финале был бы слегка предательским.

Если бы у Лили и Джеймса родился не мальчик Гарри, а девочка, влюбился бы в нее Северус Снейп?

Профессор Снейп - один из самых трагичных персонажей эпопеи. Вспомните лишь сцену, в которой он плакал над трупом Лили в ту роковую ночь. А как он всеми мыслимыми и немыслимыми силами защищал Гарри, потому что видел в нем Лили, но в то же время ненавидел его, потому что одновременно видел в нем и Джеймса.

А теперь представьте, что было бы, если бы главным героем романа был не мальчик, а девочка. Тоже избранная, пережившая те же события, также со шрамом, но вылитая юная Лили Поттер. Как бы к ней относился Северус Снейп? Вопрос для размышлений: чем бы в таком случае закончился роман о маленькой Лили Поттер?

Издательство «Махаон» 7 декабря выпустило новую книгу о волшебнике Гарри Поттере на русском языке - пьесу Джека Торна «Гарри Поттер и проклятое дитя», написанную на основе истории Джоан Роулинг, самого Торна и режиссера Джона Тиффани. Спектакль по этой пьесе идет в Лондоне с 30 июля 2016 года. В ней рассказывается уже о повзрослевшем Гарри Поттере, у которого трое детей. На русский язык пьесу переводила Мария Спивак, чьи предыдущие переводы романов о юном волшебнике вызывали немало споров среди поклонников «поттерианы». Литературный критик «Медузы» Галина Юзефович нашла пять причин, почему новую книгу о Гарри Поттере можно даже не читать.

1. Это не настоящая Джоан Роулинг . По сути дела, пьеса, вышедшая под именами Роулинг, Джона Тиффани и Джека Торна, это очередной фанфик, просто официально «усыновленный» создательницей франшизы. Сама Джоан Роулинг неоднократно подчеркивала, что не принимала непосредственного участия в написании пьесы и только в общих чертах согласовывала сюжет. Если есть желание читать фанфики по Гарри Поттеру, можно порекомендовать куда более интересные и изобретательные - например, «Гарри Поттер и Методы рационального мышления», написанный специалистом по искусственному интеллекту Элиезером Юдковским

2. Этот текст предназначен в первую очередь для сценического исполнения, а не для чтения . Российский режиссер Андрей Смирнов в своей книге «Лопухи и лебеда» выражает сомнения в осмысленности публикации киносценариев: «Можно ли представить себе читателя в трезвом уме, который предпочтет сценарий прозе? Так называемая киноповесть - все равно сырье, полуфабрикат, промежуточный продукт». Сказанное в полной мере относится и к пьесе «Гарри Поттер и проклятое дитя»: в отсутствие сценических выразительных средств (в данном случае весьма богатых и технически сложных) этот текст теряет три четверти своего обаяния, превращаясь в плоскостную развертку. А многие сцены, очевидно вставленные в пьесу для большей зрелищности, на бумаге смотрятся откровенно избыточно и только путают читателя.

3. Это очень неудачная история . «Гарри Поттер и проклятое дитя» позволяет по достоинству оценить литературное мастерство Джоан Роулинг: в отличие от нее, из тех же самых фирменных, многократно проверенных деталей Джек Торн ухитряется собрать нечто образцово невразумительное. Характеры, даже унаследованные от классической «поттерианы», выглядят исключительно неубедительно (особенно драматичную метаморфозу претерпевает Рон Уизли, превратившийся в одномерного лузера-дурачка), сюжетные ходы повторяют ходы из книг самой Роулинг, а главный злодей без труда вычисляется просто на основании списка действующих лиц - как и его мотивация. Главный же этический конфликт пьесы - второй сын Гарри Поттера и Джинни, Альбус Злотеус (именно так в переводе Спивак), стыдится своего родства со знаменитым «мальчиком, который выжил» и стремится выстроить свою идентичность на противопоставлении отцу - и вовсе удручающе банален и наводит на мысль о заимствованиях из книги «Фрейдизм для самых маленьких».

4. Она очень плохо переведена . Переводить пьесу «Гарри Поттер и проклятое дитя» издательство «Азбука-Аттикус» доверило Марии Спивак, поэтому все, за что мы не любим ее переводы, снова на месте: «Хогварц», «Думбльдор», «Дудли» и «Дурсли», «Злотеус Злей», «профессор Самогони», «колдуны» и «ведьмы» (вместо нейтральных «волшебников») и прочие «шокогадушки» в изобилии присутствуют на страницах пьесы, вызывая раздражение у приверженцев старых «росмэновских» переводов. Однако на сей раз помимо спорных переводческих решений с именами и реалиями в тексте можно наблюдать очевидную спешку и отсутствие редактуры. Выражения типа «я бесконечно верю, что он заморочил экзаменатора», «я остался с тобой из-за твоих сладостей», «приближается ведьма с тележкой, толкая перед собой тележку», «шипы весьма шипасты» и «чумовая затея высшей марки, что просто потрясающе, супер-люкс» делают и без того слабый текст окончательно нечитаемым.

Гарри Джеймс Поттер - юноша семнадцати лет с чёрными как смоль непослушными волосами и колдовскими зелёными глазами - шел по улице Нью Йорка, не замечая ничего вокруг себя. Его мало впечатляли играющие на тротуарах музыканты, светящиеся вывески и цветные витрины магазинов. Он просто бродил без цели и настроения, пытаясь уложить в голове сотни мыслей.

Буквально несколько часов назад Гарри покинул Англию первым же самолётом, вылетевшим в Соединённые Штаты.
Как всё-таки бывает иногда насмешлива судьба: Поттер уже давно мечтал посетить «большое яблоко». На самом деле, ещё с того момента, как впервые взял в руки комикс про Стива Роджерса, тайком стащенный у кузена. Вот только, увы, очутился брюнет в этом городе, да и стране в целом, не от удачно сложившихся обстоятельств. И если уж быть совсем откровенными, то герой магического мира Британии просто сбежал…
Сбежал подальше от туманного Альбиона, от друзей, знакомых, Хогвартса.
Ему просто нужно было побыть в одиночестве и решить для себя, что делать дальше.
Нет, не подумайте, что весь мир после войны, закончившейся не более чем несколько недель назад, вдруг разом ополчился на своего спасителя. Его не сделали новым Тёмным Лордом, а Рон и Гермиона всё также были готовы подставить плечо товарищу в любую минуту, не взирая на собственные трудности и проблемы. Однако, что бы ни случилось, Поттер все же не собирался пользоваться чужой заботой и искать чьей-либо поддержки, ведь точно знал, что его подруга хотела бы как можно скорее вернуть память родителям, а друг - отстроить новый дом для своей семьи, да и смерть Фреда далась Уизли очень тяжело.
Больше же близких у Гарри и не осталось: Сириус и Люпин погибли, Кингсли окопался в Министерстве, а Макгонагалл, как и другие профессора, дневала и ночевала в Хогвартсе.
Хотя, был ещё директор Дамблдор, которого Поттер когда-то подпустил к себе непозволительно близко, почти поверив в заботу от чистого сердца и бескорыстную помощь в трудных ситуациях.
Наверное, подросток так бы и продолжил малодушно хвататься за иллюзии и думать о старом профессоре, как о Великом Поборнике Света, если бы погибший ещё в девяносто седьмом году волшебник вдруг не вернулся в школу как ни в чём не бывало, рассказывая о чуде и везении.

Сказать, что все были счастливы - сильно приуменьшить. Минерва МакГонагалл плакала на плече мужчины, преподаватели счастливо улыбались, утирая слезы радости, студенты ликовали, и только сам Гарри в тот момент, когда Дамблдор появился в Большом Зале, не чувствовал себя счастливым.

Вопреки всему, Поттер никогда не был глупцом, не зря ведь шляпа изначально хотела отправить его на Слизерин.
Юный волшебник с первого курса умудрялся заниматься самостоятельно, изучая только то, что ему нравилось и могло пригодиться. Если бы не это, Гарри, скорее всего, вряд ли бы смог выжить во всех тех испытаниях, что выпали на его долю…
А что на счёт того, что он не демонстрировал свои знания, то тут сыграл тот факт, что в бою куда лучше, когда противники тебя недооценивают, чем ждут великих свершений.
Поэтому, чтобы не говорил ныне довольно знаменитый профессор зельеварения, во всех авантюрах юному Гриффиндорцу помогала отнюдь не удача, хотя и её доля была ощутима. Но все же, помимо всего прочего, Гарри всегда отлично осознавал, на что идёт, и реально оценивал ситуацию. Просто он слишком доверял людям, слишком ценил жизни своих близких и ради них продолжал раз за разом бросаться грудью на амбразуру, пытаясь защитить как можно больше народу.

Но война сильно меняет людей, либо ломая, либо закаляя. Поттер относился ко вторым, поэтому в тот момент, пока голубые глаза хитро и довольно поблескивали за очками-половинками, юноша постепенно начинал понимать, что что-то определённо не сходится во всей этой истории.
И когда подростку, наконец, удалось остаться с директором наедине, он напрямую задал вопрос, опираясь на свои подозрения и интуицию, обострившуюся за год жизни в лесу.

Гриффиндорец был уверен, что выдержит правду, однако, услышанное, мягко говоря, оказалось куда тяжелее принять, чем Гарри предполагал изначально…

Ещё не пришедшему в себя после потрясений подростку было сложно поверить, что тот, к кому он прислушивался большую часть своей сознательной жизни, попросту играл им, как ещё одной шахматной фигурой.
Болью в душе отзывалось понимание, что его со смерти родителей растили в качестве одноразового героя, абсолютно не ожидая, что мальчик снова выкарабкается с того света. Но вот война окончена, Тёмный Лорд побеждён, и свою миссию Поттер уже выполнил, поэтому Светлейшему не было нужды вновь плести паутину лжи вокруг избранного.

Оставаться в Англии после свалившейся на него информации отчаянно не хотелось. Было откровенно мерзко, а сам Гарри чувствовал себя словно только что вышедшим из болота.
Жажды мести не было, внутри бушевало лишь разочарование. Ведь подросток отлично понимал, что во всех происшествиях, связанных с «Мальчиком-Который-Выжил», виноват, по большей части, он сам: сам позволил затянуть себя в сети интриг, сам доверился, сам не пожелал пойти наперекор, побоявшись показать собственную волю. Дамблдор лишь подталкивал в нужном направлении, готовил необходимую почву, влиял на малозначимые происшествия, складывая мозаику из мелочей, но чаще всего оставался в тени, предпочитая роль наблюдателя.

И сейчас Гарри даже не мог понять, на кого он злится больше: на директора Хогвартса или же на себя? Есть ли у него вообще право сердиться, ведь: «На войне все средства хороши, мой мальчик. В этой - именно тебе пришлось стать жертвой во имя всеобщего блага.»

Именно из-за этих слов Поттер и сбежал. Ему нужно было все хорошо обдумать, чем он и занимался уже второй час, бессмысленно наматывая круги по шумному городу, что к полудню и вовсе стал сравним с людским муравейником.

Но, сколько бы ещё времени герой магического мира смог бы провести в своих мыслях, выяснить не удалось. Поскольку в десяти метрах от Гарри неожиданно, прямо с неба свалился мужчина, при этом явно не получив должных повреждений.
Поттер же в свою очередь был настолько ошарашен произошедшим, что даже не подумал, что ему нужно, по логике, испугаться и уносить поскорее ноги. Вместо этого гриффиндорец остался на месте и стал с интересом рассматривать незнакомца, который оказался чертовски хорош собой, даже несмотря на то, что своим высокомерным взглядом зеленых глаз чем-то отдалённо напоминал Снейпа.
Когда же с другой стороны от Гарри приземлился какой-то чудак в броне цветов Гриффиндора и, о Мерлин, герой, о котором и был написан тот злополучный комикс из детства, а именно - Капитан Америка, юному волшебнику захотелось выругаться от всего сердца на всех знакомых ему языках. Но крик души так и застрял в горле, когда его неведомой силой приподняло от земли лишь по одному взмаху руки черноволосого мужчины в идиотском шлеме с рогами. (А Гарри в своё время жаловался на магов с их модой.)

Ещё один шаг, Мстители, и этот мальчишка умрет, - вы когда-нибудь слышали в голосе человека мурлыкающе-шипящие нотки? Вот и Поттер до этого момента не представлял, что это вообще возможно.

Но только первый шок сошёл на нет, а мохнатая головушка заработала в обычном режиме, победитель Темного Лорда пришёл в неописуемую ярость.
Конечно! Только вылез из одной ямы, а его загоняют в другую?! И как-то уже совсем не важно, что ситуация граничит с абсурдом, а в Англии остались нерешенные проблемы. Сейчас Гарри хотелось выпустить пар, и ой как не вовремя с его помощью решил выделиться какой-то недоумок.

Опусти. Меня. На. Землю. - Сквозь зубы и на грани парселтанга прошипел подросток, чувствуя, как магия начинает клокотать внутри него.

Да как ты смеешь мне указывать, презренный человек! - Черноволосый мужчина явно не чувствовал угрозы. А подобный «приказ» только вывел его из себя ещё больше, отчего Мстители готовы были надрать уши неожиданному заложнику и без плана броситься на заигравшегося бога.
Но сделать никто из них ничего не успел, потому что вокруг подвешенного над землёй подростка вдруг закрутился ветер, а зеленые глаза вспыхнули потусторонним огнём.
Пожалуй, единственным, кто понял всю сложность ситуации, оказался гость из Асгарда, вот только удивление не позволило Богу Обмана принять какие-либо меры, поэтому волна сырой магии, сорвавшаяся с рук недавней жертвы, отнесла мужчину на добрые пять метров, сильно впечатав того в невысокую каменную изгородь, отделяющую небольшой парк.
В то же время удерживающая Гарри в воздухе сила пропала, и подросток, поддерживаемый уже своей магией, спустился на землю, сразу же выхватывая из ножен на предплечье бузиновую палочку, что досталась ему в бою, приняв как единственного своего хозяина, собравшего все Дары Смерти и ставшего повелителем Серой Госпожи.

Хоть Поттер и занимался невербальной и беспалочковой магией весь прошлый год, пока все достижения брюнета сводились к управлению своеобразными стихийными выбросами, что в его возрасте уже являлось небывалым результатом.
Но в данный момент у Гарри не было желания заниматься практикой своих новых способностей. Человек перед ним имел наглость напасть на него, и признанный сильнейшим магом в Англии Мальчик-Которого-Довели не собирался сдерживаться.

Я не имею понятия, что здесь происходит, но зря ты полез именно на меня. Экспеллиармус! - Короткий пас, одно заклинание, и посох со вспыхнувшим на мгновение голубым камнем оказывается в руках злого, как мантикора, Поттера.

Описать шок, отобразившийся на лицах мстителей, да и самого Лафейсона, было невозможно словами, хотя причине столь бурных эмоций было абсолютно наплевать на все, что происходило вокруг него. Гарри не стал ограничиваться одним заклинанием, поэтому продолжил осыпать своего врага проклятиями.

Петрификус Тоталус! Инкарцеро! Агуаменти! Релашио! Риктусемпра!

И так не смеющие даже пошевелиться супергерои все с нарастающим непониманием и удивлением следили, как сначала так и не вставшего с земли Локи словно парализует, не давая тому шевельнуть и пальцем. Потом связывает вылетевшей из деревяшки… Халка в балетной пачке! ИЗ ДЕРЕВЯШКИ, КАРЛ! Светящейся веревкой.
Затем обливает водой, шибает зарядом тока, и в завершение: от последнего заклятия злой и ужасный Бог Обмана начинает дико ржать, еле подчиняя себе своё тело из-за парализующего и связывающего.

А выпустивший пар Поттер опускает волшебную палочку, придирчиво оглядывает дело рук своих и признает себя отомщенным, важно кивая головой и обращая своё внимание на скипетр в руке.
Проснувшееся в шестнадцать наследие Артефактора-интуита мелодично позвякивает, восхищаясь работой. Отчего волшебник, не раздумывая, прячет свой трофей в безразмерную сумку и спокойно уходит, провожаемый ошалелыми взглядами.

И ладно бы потрясения для американских героев на этом закончились, но мироздание явно решило отыграться на них за «все хорошее», поэтому не прошло и минуты, как на место только ушедшего подростка с огромной скоростью приземлился Тор, сразу же вставший в пафосную стойку и заоравший на всю улицу: «ЛОКИ!».
Однако, не получив ответной реакции, Бог Грома все же решил осмотреться по сторонам, и увиденное заставило его с отвисшей челюстью замереть на месте.
Двое его сокомандников застыли статуями самих себе, медленно переводя взгляд с того места, где сейчас стоял Тор, на ржущего, связанного и мокрого Лафейсона, у которого от смеха сполз на бок шлем.

Великий Один! - Глупо уставившись на брата, произнес Асгардец. - Что здесь произошло?

Блондин невероятным усилием воли заставил себя оторваться от созерцания сей поразительной картины и повернулся к друзьям, по-детски хлопая глазами.

Ну, мы пришли... - начал с непроницаемым лицом Стивен, но вдруг запнулся и замолчал, не зная как продолжить и поэтому устремляя отсутствующим взглядом за спину Тора.

Ну, а тут твой братец взял заложника, как видишь, не совсем удачно, - кивнул головой Старк, с непроницаемым лицом продолжая за напарника, - пока мы думали, как помочь мальчишке, он, немного вспылив, помог себе сам.

- «Помог себе сам»? - с непониманием переспросил Бог Грома, пытаясь представить себе подобную ситуацию, но выходило откровенно так себе.

Ага, - в очередной раз флегматично кивнул Тони, переводя взгляд на вымотанного Локи, который, наконец, успокоился, но пошевелиться все так же не мог, - а потом он забрал у нашего завоевателя его супер-жезл, достал какую-то палочку-выручалочку, ну и вот…

И вот… - глупо повторил за Старком Роджерс.

После этих слов на пустынной улице замерло уже трое из мстителей в дополнении одного валявшегося на земле Бога Обмана. Именно в таком состоянии их и нашли агенты ЩИТа, оперативно затащившие всех четверых на корабль.

И пока тайная правительственная организация ломала себе мозг, где-то на краю города, в маленьком семейном отеле, на кровати валялся герой Магической Британии, что, забыв обо всех проблемах, с диким азартом и наслаждением изучал необычный артефакт, попавший ему в руки…

Примечания:

Первая глава предстает перед вашими очами!
Прошу любить и не кидаться тапочками!
Сразу же предупреждаю, с русским языком не в ладах, поэтому если кто захочет стать бетой - милости прошу!
П.С. беты: отбечено.




Top