Почему григорий добросклонов народный заступник. Сочинение на тему «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н

Сочинение на тему «Образ народного заступника Гриши Добросклонова. 3.00 /5 (60.00%) 2 votes

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл.
Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа – это крестьяне, рабочие. К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян. Эта группа людей – простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить. Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать «рабстве» у своих хозяев. Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли «отдохнуть» лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них.
Вторая группа – э то бояре, князья – правящий класс. Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам.


Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша – сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме. Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих. Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян. С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни. Вот как пишет о нем Некрасов:
«И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей величине
Слилась – и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет».
В подтверждение вышесказанного привожу цитату: «В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо. В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим». (Из «Дневника писателя») С. А. Андреевский.
Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ. На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг.
Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал.
Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье.
Значение этого героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо» велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова – главный образ во всей поэме.
Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное – это бороться за счастье.
На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих «плыть по течению», ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет. Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится. Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа. Некрасов пишет, что «сила неисчислимая» таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее. Образцом для подражания Некрасовым был «назначен» Григорий Добросклонов – мужественный, сильный и храбрый герой.

«Кому на Руси жить хорошо» — самое мощное и удивительное создание Некрасова. Это не поэма в традиционном смысле слова и даже не роман в стихах. Это народная эпопея нового времени, впитавшая традиции древнерусских былин. В «Кому на Руси жить хорошо» воплощены исконные черты русского национального характера, его незыблемые устои, народное горе и народное счастье. Свою поэму Н. А. Некрасов писал в одну из переломных эпох нашей истории. Отмена крепостного права, экономические реформы — все это происходило на глазах у писателя. Некрасовским странникамтак и не удалось найти счастливого человека на Руси. В чем же корень зла, источник людских горестей? Гриша Добросклонов отвечает на этот вопрос: «Всему виною крепь». Но это мнение, как мне кажется, было бы неправильно считать настоящей точкой зрения автора. Мотив истинного счастья возникает в последней главе поэмы — «Доброе время — добрые песни». Он связан с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника. Чахотку и Сибирь. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую среду, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу. Этот герой становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. Судьба Гриши Добросклонова типична для русских революционеров-демократов. Интересно, что фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Долгое время в советском литературоведении образ Добросклонова воспринимался как художественный слепок Белинского, Добролюбова, Чернышевского, как высший идеал революционного деятеля. Действительно, мне кажется, что в образе этого героя нашли отражение общественно-политические черты того времени: «хождение в народ» и другое. Но, я думаю, Гриша Добросклонов — это мечта поэта, его надежда. Некоторые критики творчества Некрасова указывали на схематичность образа героя. Мне кажется, это вполне объяснимо. Гриша — простой парень. Биографически он ничем не отличается от крестьян, он испытывал такую же нужду, как и все они. Концовка главы «Пир на вест мир» играет роль развязки всей эпопеи. Ведь именно здесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале произведения — «кому на Руси жить хорошо?» Счастливым человеком оказывается никто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов. Его счастье основывается на радости от творческой удачи. «Удалась мне песенка!» — молвил Гриша: Если бы знать могли они, что творилось с Гришею, Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного! Как поэт Гриша раскрывается через песни. В них же он находит возможность указать на путь к счастью для всего народа. Образ Гриши Добросклонова связан с проблемой образа автора и слабым выражением авторской позиции. Она показана в поэме не так четко, как позиция защитника русского народа: Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Песнь «Русь» — гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение. Но мысли о революционном преображении мира, по мнению Некрасова, полностью еще не вошли в народное сознание. В своих песнях Гриша поднимает нравственные вопросы, которые основываются не только на социальном неравенстве: Сила с неправдою Не уживается. Жертва неправдою Не называется. Стиль и язык песни героя имеют народные корни, фольклорную основу. Это придает ей эпическое звучание и расширяет границы художественного пространства произведения. Именно благодаря им образ Гриши приобретает ореол человека из народа и народного заступника: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи.

Текст сочинения:

Иди к униженным. Иди к обиженным нам нужен ҭы!
Я. А. Некрасов
Поэма Кому на Руси жить хорошо создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ. Однако хождение в народ не увенчалось Данный текст предназначен только для частного использования - успехом. Крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников. Вопрос о том, как внести революционное сознание в народные массы, направить их на путь активной борьбы, в сложившейся сиҭуации встает особенно остро. В народнической среде в то время велись споры о формах и методах пропаганды в деревне. Образом Гриши Доброск-лонова автор тоже включается в этот спор. Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда хождение в народ потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе с народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов. Он сын дьячка, жившего беднее захудалого последнего крестьянина, и батрачки безответной, слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория.
...лет пятнадцати Григорий ҭвердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка.
Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных. Он хочет быть первым там, ...где трудно дышиҭся, где горе слышиҭся. Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовиҭся отдать свою жизнь за то, чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!.
Григорий не одинок. На честные пуҭи вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,
ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но Григория не пугаюҭ предстоящие испытания, потому что он вериҭ в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видиҭ, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!
Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражаюҭ верой в будущее, в счастье для всей Руси.
Григорий Добросклонов будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступаюҭ лишь души сильные, любвеобильные, на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоиҭ в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: Кому на Руси жить хорошо? Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.
Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что ҭворилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного Пел он воплощение счастия народного.
Судьбу народа поэҭ связывает с успешным
соединением крестьянства и интеллигенции, пред
лагая свое решение вопроса о том, как установить
контакт и взаимопонимание, как ликвидировать су
ществующий между ними разрыв. Только совмест
ные усилия революционеров и народа могуҭ вывес
ҭи крестьянство на широкую дорогу свободы и
счастья. А пока русский народ еще только на пуҭи
к пиру на весь мир.

Права на сочинение "Народный заступник - Гриша Добросклонов (по поэме Кому на Руси жить хорошо)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого

Последнего крестьянина

Жил Трифон.

Две каморочки:

Одна с дымящей печкою,

Другая в сажень - летняя,

И вся тут недолга;

Коровы нет, лошадки нет,

Была собака Зудушка,

Был кот - и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,

А чем они питаются -

И думать позабыл.

Он сам был вечно голоден,

Весь тратился на поиски,

Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась - и лет пятнадцати

Григорий твердо знал у же,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.

Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

Некрасов, великий русский писатель, создал множество произведений, в которых он стремился открыть миру что-то новое. Исключением не является и поэма «Кому на Руси жить хорошо». Самым главным для раскрытия темы героем является Гриша Добросклонов, простой крестьянин с непростыми желаниями и мыслями.

Прототип

Последний по упоминанию, но первый по важности образ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», - это Гриша Добросклонов. По словам сестры поэта Буткевич А. А., героя стал художник Добролюбов. Буткевич утверждала так неспроста. Во-первых, такие заявления делал сам Некрасов, а во-вторых, это подтверждается созвучием фамилий, характером героя и отношением прототипа к самоотверженным и целеустремленным борцам, выступающим на стороне народа.

Твердохлебов И. Ю. считает, что образ Гриши Добросклонова является неким слепком черт таких известных деятелей, как Белинский, Добролюбов и Чернышевский, которые в сумме создают идеал героя революции. Следует также отметить, что Некрасов без внимания не оставил и новый тип общественного деятеля - народника, который совместил в себе черты как революционного, так и религиозного активиста.

Общие черты

Образ Григория Добросклонова демонстрирует, что это яркий представитель пропагандиста революции, который стремится подготовить народные массы к борьбе против капиталистических устоев. В чертах этого героя воплотились самые романтические черты революционной молодежи.

Рассматривая этого героя, надо также учитывать, что Некрасов принялся за его создание в 1876 году, т. е. в то время, когда «хождение в народ» уже усложнялось множеством факторов. Некоторые сцены произведения подтверждают, что Грише предшествовали «бродячие» пропагандисты.

Что касается отношения Некрасова к простому рабочему народу, то здесь он высказал свое особенное отношение. Его революционер ведет он жил и рос на Вахлачине. Народный заступник Гриша Добросклонов - это герой, который хорошо знает свой народ, понимает все обрушившиеся на него беды и печали. Он является одним из них, поэтому не вызывает сомнений или подозрений у простого мужика. Гриша - это надежда поэта, его ставка на представителей революционного крестьянства.

Сборный образ

Сам поэт отмечает, что в образе Гриши он запечатлел черты которые были характерны революционно настроенной молодежи 1860-1870-х годов, французским коммунарам и прогрессивным представителям крестьянства. Исследователи утверждают, что образ Гриши Добросклонова несколько схематичен. Но это легко объясняется тем, что Некрасов создавал новый исторический тип героя и не мог до конца изобразить в нем все, что хотел. На это повлияли и условия, сопутствовавшие созданию нового типа, и исторические особенности времени.

Некрасов раскрывает свое видение общественного деятеля, конкретизируя глубокие исторические корни борьбы народа, изображая духовную и политическую связь героя с судьбой и надеждами народа, систематизируя их в образах конкретных личностей и индивидуальных особенностях биографии.

Характеристика героя

Образ народного заступника Гриши Добросклонова описывает простого парня из народа, который жаждет бороться со сложившимися социальными слоями. Он стоит на одном уровне с простыми крестьянами и ничем от них не отличается. Уже в самом начале своего жизненного пути он узнал, что такое нужда, голод и бедность, и осознал, что этим явлениям необходимо противостоять. Для него порядки, царившие в семинарии, были результатом несправедливого социального уклада. Уже во время учебы он осознал все тяготы семинарской жизни и смог их осмыслить.

В 60-х годах XIX века семинаристы росли на сочинениях вольнолюбивых русских авторов. Из среды учащихся клерикалов вышло множество писателей, например, Помяловский, Левитов, Чернышевский и другие. Революционная закалка, близость к народу и природные способности делают образ Гриши Добросклонова символом народного вожака. В характере юного семинариста собраны характерные юношеские черты, такие как непосредственность, застенчивость, совмещавшиеся с самоотверженностью и твердой волей.

Чувства героя

Гриша Добросклонов полон любви, которую он изливает на свою мать-страдалицу, на свою родину и народ. В поэме даже имеет место конкретное отображение его любви к простым людям, которым он помогает «по мере сил». Он жнет, косит, сеет и отмечает праздники вместе с простыми крестьянами. Он любит проводить время с другими ребятами, бродить по лесу и собирать грибы.

Он видит свое личное, персональное счастье в счастье других, в крестьянский радости. Не так уж и просто защищать униженных, но Гриша Добросклонов делает все, лишь бы облегчить судьбу обездоленных.

Раскрытие образа

Гриша открывает свои чувства через песни, и через них же указывает путь к счастью простого мужика. Первая песня обращена к интеллигенции, которую герой стремится побудить защищать простой народ, - в этом весь Гриша Добросклонов. Характеристика следующей песни объясняется просто: он мотивирует народ на борьбу, стремится научить крестьян «быть гражданином». Ведь именно это является целью его жизни - он жаждет улучшить жизнь бедного сословия.

Образ Гриши Добросклонова раскрывается не только в песнях, но и в его благородном, лучезарном гимне. Семинарист посвящает себя воспеванию времени, когда на Руси станет возможна революция. Чтобы объяснить, будет революция в будущем или она уже пустила первые ростки, Некрасов использовал образ «третьеводни», который в поэме упоминается четырежды. Это не историческая деталь, сгоревший дотла город - символ низвержения крепостных устоев.

Вывод

Осознание бродячих мужиков, которые пытаются выяснить, кому же на Руси жить хорошо, того, как им использовать свои силы для улучшения жизни народа, является итогом поэмы. Они поняли, что единственный способ сделать людей счастливыми - это искоренить «крепь», сделать всех вольными - на такую мысль их наталкивает Гриша Добросклонов. Характеристика его образа подчеркивает существование двух основных проблемных линий: кто «счастливее» и кто «грешнее», - которые в результате разрешаются. Самыми счастливыми для Гриши являются борцы за народное счастие, а самыми грешными - предатели народа. Григорий Добросклонов - это новый революционный герой, двигатель исторической силы, которая закрепит свободу.




Top