Почему новгородский князь зовется невским. Почему князь Александр Ярославич стал «Невским», а не «Чудским»


Александр Невский - личность в истории известная. Потомки знают о его волевых решениях, блестяще выигранных битвах, светлом уме и способности совершать продуманные действия. Тем не менее, многие его поступки и решения до сих пор не имеют однозначной оценки. Историки разных лет спорят о причинах тех или иных действий князя, каждый раз находя новые зацепки, позволяющие трактовать их с удобной для ученых стороны. Одним из таких спорных вопросов остается союз с Ордой.

Почему Александр Невский стал другом татарского хана? Что подтолкнуло его принять такое решение? И какова же истинная причина его, казалось бы, нестандартного для того времени поступка?

Наиболее популярные версии

Исследователи пристально изучали события, предшествующие заключению этого союза. Внешнеполитическая обстановка, личные мотивы, экономические отношения, ситуация в соседних землях - множество факторов легли в основу исторических исследований. Но при этом каждый из историков сделал свой вывод, обобщив все данные, которые удалось найти.


Наибольшее распространение получили три версии. Первая из них принадлежит историку Льву Гумилеву. Он считал, что Александр Невский хорошо обдумал все варианты и заключил союз с Ордой, поскольку считал, что покровительство татаро-монголов станет для Руси хорошей поддержкой. Именно поэтому князь дал обет взаимной дружбы и верности сыну хана Батыя.

По второй версии, к которой склоняется ряд историков, у князя просто не было выбора, он предпочел из двух зол меньшее. С одной стороны - была реальная угроза вторжения с запада, с другой - наступали татары. Князь решил, что пойти на уступки Орде будет выигрышнее.

Третья версия весьма экзотична, выдвинутая историком Валентином Яниным. Согласно ей, Александром двигал эгоизм и желание укрепить свою власть. Он заставил Новгород подчиниться ордынскому влиянию и распространил в нем татарскую власть. По заверениям историка, князь был настолько деспотичен и жесток, что несогласным жить под игом выкалывал глаза.

Ливонский, Тевтонский и татарский натиски

1237 год был ознаменован повсеместными нападениями армии хана Батыя. Разрушенные города, люди, спасающиеся бегством в леса, земли, одна за другой завоеванные татарами. В тех сложных условиях многие князья южных земель бежали в Австрию, Богемию, Венгрию, ища защиты у западных правителей. Даже знатные жители северной Руси искали покровительства у римской католической церкви. Все они искренне верили, что по приказу папы римского на защиту русских земель встанет западная армия.


В Великом Новгороде князь Александр Ярославович прекрасно осознавал, что Орда дойдет до его территории. Вариант стать католиком и с помощью масштабного крестового похода согнать татар-язычников с русских княжеств его тоже не привлекал. Но молодой правитель оказался дальновиднее своих предков.

Александр понимал, что размах ордынского захвата ужасает. Надо отметить, что татарская власть не проникала во все сферы жизни. Они облагали данью, жестоко наказывали за неповиновение. Но при этом не стремились менять устроенный быт, а самое главное - не принуждали менять веру. Для представителей духовенства у них были даже своеобразные льготы - они освобождались от уплаты налогов. Да и сами татары были терпимы к людям с разным вероисповеданием.

А вот столь привлекательное, на первый взгляд, сближение с католиками повлекло бы за собой в итоге смену вероисповедания, семейного уклада и быта. Ставя перед собой задачу освободить земли от ордынцев, Ливонский и Тевтонский ордена попутно стремились захватить русские земли, устанавливая на них свои законы и правила жизни.

Молодому правителю Александру необходимо было решить - кого выбрать в союзники. Задача была не из легких, поэтому он тянул время, не давая ответ западным представителям.

Дружба с Ордой ради блага Руси

После смерти великого Ярослава Всеволодовича - отца князя Александра, должно было состояться новое распределение ролей в княжеской иерархии. Хан Батый собрал всех правителей завоеванных княжеств. Пригласил хан и Александра Невского.

Придя на назначенную встречу, проанализировав ситуацию, Александр осознал, что одолеть Орду не получится даже совместно с римской армией. Поведение крестоносцев на соседних землях вызывало ужас и тревогу. Тогда и было принято решение - для противостояния армиям с запада необходимо сделать Орду своим союзником. Поэтому Невский и стал названным сыном самого хана.


Предложение римского папы обратиться в католичество было резко отвергнуто князем. Этот поступок и тогда был оценен неоднозначно. Мало кто понял истинные причины, поэтому было много тех, кто считал этот шаг предательским. В источниках сохранились материалы о том, как Невский в гостях у Батыя пил кумыс. В этом поступке люди видели подчинение, отрицание своих интересов и полное признание ордынской власти.

Но не все понимали, что идя на такие уступки, взамен князь легко получал необходимые Руси послабления законов, продвигал свои требования, сохранял так необходимые русскому народу безопасность, устроенный быт и право на свою веру.

Татары как защитники от нападения с запада

Был в союзе с Ордой и еще один смысл. Дальновидный князь, став частью большой команды хана Батыя, получив огромную сильную армию союзников, готовых прийти на помощь в борьбе с врагами. Считая присоединившиеся к ним земли своими владениями, татары дрались за них не жизнь, а на смерть. К тому же, несмотря на постоянные сражения и людские потери, армия ордынцев не становилась меньше. По заявлениям историков, она постоянно пополнялась мужчинами из вновь завоеванных стран.


Анализ исторических источников показывает, что Орда всегда приходила на помощь своим союзникам. Когда в бой вступали войска татар, уверенный натиск крестоносцев быстро останавливался. Это позволяло русским землям уцелеть. Получается, что за те уступки, на которые пошел Невский перед Батыем, Русь смогла получить надежную многочисленную армию, которая помогла спасти от разрушения Псков и Новгород, а годами позже Смоленск.

Союз во спасение

И по сей день историки не сходятся в единой оценке событий тех дней. Часть зарубежных историков считает поведение князя Александра предательством европейского антимонгольского дела. Но при это нельзя отрицать, что тот масштаб разрушений, который претерпевали многие земли от нашествия татар, пережить, а тем более достойно отразить удар в то время Русь бы не смогла. Феодальная раздробленность, отсутствие боеспособного населения не позволили бы собрать достойное общерусское войско. А западные союзники за свою поддержку требовали слишком большую плату.

В доказательство тому - судьба земель, которые не согласились на союз с Ордой - они были захвачены Польшей, Литвой, и ситуация там сложилась весьма печальная. В формате западноевропейского этноса завоеванные считались второсортными людьми.

Те русские земли, которые приняли союз с Ордой, смогли сохранить свой уклад, частичную самостоятельность, право жить по своему порядку. Русь же в Монгольском улусе стала не провинцией, а страной-союзником великого хана, и, по сути, платила налог для содержания войска, которое было необходимо ей самой.


Анализ всех событий того времени, а также их значение, которое повлияло на все последующее развитие Руси, позволяет сделать вывод, что заключение союза с Ордой было шагом вынужденным и предпринял его Александр Невский ради спасения православной Руси.

Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252).

Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года).

Александр Невский : только факты

Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года.

Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

- Александр Невский канонизирован как благоверный князь .

К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

- Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов.

Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского» .

Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.

Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского

Портал «Слово».

Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейший, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

Он родился в 1220 году (1), в городе Переяславле-Залесском, и был вторым сыном Ярослава Всеволодовича, в то время переяславского князя. Его мать Феодосия, по всей видимости, была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или Удалого (2).

Очень рано Александр оказался вовлечен в бурные политические события, развернувшиеся вокруг княжения в Великом Новгороде — одном из крупнейших городов средневековой Руси. Именно с Новгородом будет связана большая часть его биографии. В первый раз Александр попал в этот город еще младенцем — зимой 1223 года, когда его отца пригласили на новгородское княжение. Однако княжение оказалось недолгим: в конце того же года, рассорившись с новгородцами, Ярослав с семьей вернулся в Переяславль. Так и будет Ярослав то мириться, то ссориться с Новгородом, а затем то же повторится и в судьбе Александра.

Объяснялось это просто: новгородцы нуждались в сильном князе из близкой к ним Северо-Восточной Руси для того, чтобы он мог защитить город от внешних врагов. Однако такой князь правил Новгородом слишком круто, и горожане обычно скоро ссорились с ним и приглашали на княжение какого-нибудь южнорусского князя, не слишком досаждавшего им; и все бы хорошо, но тот, увы, не мог защитить их в случае опасности, да и заботился больше о своих южных владениях — вот и приходилось новгородцам вновь обращаться за помощью к владимирским или переяславским князьям, и все повторялось заново.

Вновь князя Ярослава пригласили в Новгород в 1226 году. Спустя два года князь опять покинул город, но на этот раз оставил в нем в качестве князей своих сыновей — девятилетнего Федора (своего старшего сына) и восьмилетнего Александра. Вместе с детьми остались бояре Ярослава — Федор Данилович и княжеский тиун Яким. Им, однако, не удалось совладать с новгородской «вольницей» и в феврале 1229 года пришлось бежать с княжичами в Переяславль.

На короткое время в Новгороде утвердился князь Михаил Всеволодович Черниговский, будущий мученик за веру и почитаемый святой. Но южнорусский князь, правивший отдаленным Черниговом, не мог защитить город от угрозы извне; к тому же в Новгороде начались жестокий голод и мор. В декабре 1230 года новгородцы в третий раз пригласили Ярослава. Тот спешно приехал в Новгород, заключил договор с новгородцами, но пробыл в городе лишь две недели и вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр.

Новгородское княжение Александра

Так, в январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер (его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру). Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца. Вероятно, Александр принимал участие в отцовских походах (например, в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев). В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени шестнадцатилетний Александр становится самостоятельным правителем Новгорода.

Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. До Новгорода полчища Батыя, обрушившегося зимой 1237/38 года на Русь, не дошли. Но большая часть Северо-Восточной Руси, ее крупнейшие города — Владимир, Суздаль, Рязань и другие — были разрушены. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав (1239). Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и наложила неизгладимый отпечаток на судьбы русских людей, в том числе, конечно, и Александра. Хотя в первые годы княжения ему и не пришлось непосредственно столкнуться с завоевателями.

Главная угроза в те годы исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. В том же году произошло важное событие в его жизни — Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава, своего союзника в борьбе с Литвой. (Позднейшие источники называют имя княжны — Александра (3).) Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде.

Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев (объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом), а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь (тавастов), традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей. Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли.

Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую».

Битва со шведами на Неве

Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде! »

Собрав небольшую дружину, Александр не стал дожидаться помощи от отца и выступил в поход. По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа».

Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены (показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении), а русских — преуменьшены. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы.

Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины (подрубившего златоверхий королевский шатер) и Ратмира, погибшего в схватке. Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень.

Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский.

Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Зимой 1240/41 года князь вместе с матерью, женой и «своим двором» (то есть войском и княжеской администрацией) уехал из Новгорода во Владимир, к отцу, а оттуда — «на княжение» в Переяславль. Причины его конфликта с новгородцами неясны. Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства. Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев.

В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» (эстонцами) захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями.

Ледовое побоище

И вновь он действовал решительно и без всякого промедления. В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил. На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение.

Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю. Русским пришлось отступить. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера («на Узмени, у Вороньего камня») произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином (по-русски, «свиньей»), пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. «И гнались за ними, избивая, семь верст по льду», — свидетельствует летописец.

В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 (в другом списке 500) немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен.

«И возвратился князь Александр с победою славною, — рассказывает Житие святого, — и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями»". Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение.

Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена.

Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах.

В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите».

Битва с литовцами

Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята (недалеко от Витебска). Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. «Слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих, — рассказывает автор Жития. — И начали они с того времени бояться имени его». Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь.

Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году . Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море». На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона».

Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати».

В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия (провозглашенного в 1259 году новгородским князем) «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой.

Отношения с Ордой

После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи («к Кановичам», как говорили на Руси).

Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» (то есть Южную Русь). Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород.

Переговоры с папским престолом

Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола.

Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда (и до получения первого папского послания) князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси (такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века). Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной.

Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей».

Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам :

«Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем «. Они же возвратились восвояси».

В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом (а именно это было непременным условием предлагавшегося союза).

Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче (где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века) наглядно доказывало это.

Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси.

Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Зимой 1250/51 года он вступил в брак с дочерью галицкого князя Даниила Романовича, сторонника решительного сопротивления Орде. Угроза объединения сил Северо-Восточной и Юго-Западной Руси не могла не встревожить Орду.

Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там (а может быть, уже после возвращения на Русь) из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен.

В Орде

Св. блгв. кн. Александр Невский. С сайта: http://www.icon-art.ru/

Источники, имеющиеся в нашем распоряжении, умалчивают о какой бы то ни было связи между поездкой Александра в Орду и действиями татар (4). Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя.

По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское.

В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат.

Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им.

Последующие его частые поездки в Орду (1257, 1258, 1262 годы) имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя.

«Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».

Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Т. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».

Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды (или, если угодно, заискивания перед Ордой) продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго.

Князь церкви воздвиг, города отстроил

…В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

Новгородские волнения

Немало беспокойств доставлял Александру Новгород. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились.

Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» (монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей).

В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя.

Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. «И начали окаянные ездить по улицам, переписывая дома христианские», сообщает новгородский летописец. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия.

В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава (с которым он успел примириться), а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев (Тарту).

В конце того же 1262 года Александр в четвертый (и последний) раз отправился в Орду. «Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское Житие, — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю (ордынскому хану Берке. — А. К.), чтобы отмолить людей своих от этой беды». Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов (Ростове, Суздале, Ярославле) вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани.

Последние дни Александра

Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг (согласно поздним источникам, с именем Алексея) и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» По-другому — и, может быть, более точно — выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

Церковное почитание

Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.

Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом . Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя.

Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).

Дни празднования святого Александра Невского:

  • 23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых
  • 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — главный
  • 14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён
  • 23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)

20 сентября в Москву из Санкт-Петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры привезут мощи князя Александра Невского.

Принесение мощей организует Фонд Андрея Первозванного с благословения Патриарха всея Руси Алексия II.

Где побывает святыня?

С 20 по 27 сентября мощи будут находиться в Москве: 20-22 и 24 сентября в храме Христа Спасителя, 23 сентября - в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре в Домодедово, 25-27 сентября - в храме Воскресения Христова на Семеновской.

С 27 по 29 сентября мощи будут доступны желающим в Калининграде, с 29 сентября по 3 октября - в Риге, с 3 по 5 октября - во Пскове, с 5 по 7 октября - в Великом Новгороде, с 7 по 10 октября - в Ярославле, с 10 по13 октября - во Владимире, с 13 по 16 октября - в Нижнем Новгороде, с 16 по 20 октября - в Екатеринбурге. После чего святыня вернется в Санкт-Петербург.

Чем славен Александр Невский?

Александр Ярославович Невский родился в Переславле-Залесском. Точную дату рождения историки установить не могут. Скорее всего, это 1220-1221 годы. Он происходил из рода Владимиро-Суздальских великих князей, был внуком Всеволода Большое Гнездо и правнуком знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха.

С ранних лет Александр сопровождал в походах отца - князя Ярослава. Его первый бой произошел в 1235 году на реке Эмайыги - в нынешней Эстонии, где русские дружины разбили немцев. В 1236 году юный Александр стал князем в Новгороде и прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Псковом и Новгородом в то время, когда остальная Русь подверглась монгольскому погрому.

В 1240 году под предводительством Александра наши разгромили шведских рыцарей у впадения реки Ижоры в Неву. После этой битвы Александра стали называть Невским. Это сражение предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановив шведскую агрессию на Новгородско-Псковские земли.

Вернувшись в Новгород, Александр хотел управлять так же властно, как его отец и дед, но это привело к обострению отношений с новгородским боярством. "Отцы города" опасались усиления князя, роста его популярности в народе. Поссорившись с новгородцами, Александр ушел княжить в Переславль-Залесский. Но вскоре по просьбе горожан вернулся обратно.

Новгородцам и псковичам угрожал немецкий орден Меченосцев, объединившийся с Тевтонским орденом. В 1240 году немцы захватили Изборск - город на западной границе Новгородской земли. В 1241 году благодаря предательству бояр-"западников" они заняли Псков. И приступили к завоеванию Новгородской волости. Вскоре немецкие отряды стали грабить русских купцов уже в 30 верстах от Новгорода. Вот тогда новгородцы вновь призвали князя Александра.

В 1242 году князь освободил Псков, после чего двинулся в Ливонию. Здесь, на льду Чудского озера, в 1242 году под его руководством было уничтожено немецкое войско вместе с европейскими и прибалтийскими союзниками. Ледовое побоище на 800 лет остановило пресловутый германский "натиск на Восток".

В 1242 и 1245 годах князь Александр одержал целый ряд побед над литовцами, тем самым показав, что нельзя более безнаказанно делать набеги на русские земли.

В чем главный подвиг Александра Невского?

Однако почитают Александра Невского не только и не столько за воинскую доблесть, сколько за его дипломатию. Он избрал совершенно другую политику по отношению к Золотой Орде, чем к немцам и шведам. Князь первым среди соотечественников понял, как обратить на пользу Руси владычество монголов.

Во-первых, восточные завоеватели насильно объединили раздираемую феодальными междоусобицами страну. По сути, они невольно обеспечили национальное и территориальное единство будущей России. Во-вторых, они далеко не везде поставили свои гарнизоны, да и те вскоре ушли из русских городов - кочевникам неуютно жить среди лесов. Правителями они назначали русских князей. И, в-третьих, монголы оказались очень веротерпимыми - их не интересовало, кто кому молится, лишь бы признавалась их власть и аккуратно поступала дань.

Немцы же и прочие носители "западной цивилизации" стремились либо насильно окатоличить русское население, либо его уничтожить. Если для монголов война с Русью была кавалерийским рейдом ради добычи, после чего они возвращались в степи, то рыцари шли в крестовый поход, чтобы навсегда осесть на наших землях и лишить Русь ее православной веры.

Потому князь Александр изо всех сил удерживал своих подданных от бессмысленных антимонгольских выступлений, пока государство не стало единым и не набралось сил. Он неоднократно ездил в Орду, побратался с сыном хана Батыя Сартаком, добился освобождения русских от участия в завоевательных ордынских походах и предотвратил нашествия ханов на Русь.

Александр княжил в Киеве, а потом и во всей Северо-Восточной Руси. Им была усилена великокняжеская власть, он много потрудился над восстановлением и устройством Русской земли после монгольского погрома. Более того, благодаря мудрой политике Александра, монгольская конница теперь защищала "свои" - русские владения от западных хищников.

Была ли альтернатива такой политике? Некоторым современникам Александра Невского казалось, что да. Многие князья в борьбе с ордынским игом надеялись на помощь Европы. Князь Даниил Галицкий изменил православию и вступил в унию с Римом, заключив союз с Папой. Этот союз ничего ему не дал. Никакой реальной поддержки Галицкому со стороны Рима оказано не было, ему пришлось самостоятельно обороняться от ордынцев, и после нескольких лет борьбы с монголами он вынужден был им покориться. А Западная Русь оказалась настолько ослабленной, что ее впоследствии поделили сразу несколько держав - Польша, Венгрия и Литва.

Потому, когда в 1251 году Римский Папа Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов, князь это предложение отверг в самой категоричной форме. Так на Руси была сохранена православная вера, которая духовно объединила страну. По сути, сохранение веры означало для русского народа то, что сегодня мы называем национальной идеей.

Почему Александра Невского причислили к лику святых?

Возвращаясь из четвертого путешествия в Орду, князь Александр занемог и скончался в 1263 году в городе Городец. Погребен он во владимирском монастыре Рождества Богородицы. По отзывам современников, когда тело положили в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Но князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время".

В 1280 годах во Владимире начинается почитание князя как святого. В 1547 году Александр Невский был включен в число святых, память которых отмечалась во всех храмах Русской православной церкви. Общерусская канонизация состоялась на Соборе 1547 года.

Почему святой князь особо почитается в России?

Его имя стало символом боевой доблести. Оно ободряло соотечественников накануне Куликовской битвы в 1380 году и во время страшного набега крымских татар в 1571 году. Считается, что Александр Невский помог Ивану Грозному взять Казань и Петру Великому победоносно завершить Северную войну.

Особенно часто вспоминали об Александре Невском, когда шла война со шведами или немцами. В 1710 году было решено увековечить в Петербурге память об Александре Невском строительством монастыря. Мощи его по повелению Петра I были перенесены в 1724 году из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где находятся и сейчас.

В 1725 году Екатерина I учредила орден Александра Невского - одну из высших наград Российской империи, существовавших до 1917 года. Орден Александра Невского был вторым по значимости после ордена Андрея Первозванного. Во время Великой Отечественной, в 1942 году орден Александра Невского был учрежден снова, им награждались советские военачальники.

При большевиках в 1920 году серебряная рака с мощами была вскрыта. Раку отдали в Эрмитаж, а мощи - в Музей истории религии и атеизма, открытый в то время в Казанском соборе. В 1988 году мощи были переданы Московской патриархии и в 1989 году перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

О чем его молят?

Известно много случаев исцелений от самых различных недугов, когда больные, искренне помолясь и покаявшись в грехах, просили Александра Невского о помощи и ее получали. Слепые обретали прозрение, вставали на ноги разбитые параличом, эпилептики избавлялись от припадков.

Чаще всего мы приходим к мощам святых с молитвами о здоровье, благополучии для себя, своих родных и близких, - рассказал митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. - В случае принесения мощей святого благоверного князя Александра Невского мы имеем возможность обратиться к нему как к защитнику и покровителю нашего Отечества и всех нас. Поэтому, приходя поклониться и приложиться к святыне, молитесь о России.

Что такое мощи?

Словом "мощи" в славянском языке переведено греческое слово "липсана" и латинское "реликвия", что в буквальном переводе на русский означает - "останки". Этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. Однако на церковнославянском языке так названы не тела умерших, а только их кости. Считалось, что сила, крепость человеческого тела заключается именно в костях. Отсюда и происхождение слова "мощи" от коренного "мощь" - сила.

Мощи кладутся в раку - гроб на почитание, который может быть доступен. Люди подходят к мощам, как к иконе: крестятся и прикасаются к ним.

Круглова Полина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурс сочинений,посвященных Александро-Невской Лавре

Сочинение на тему:

«За что в русском народе почитают Александра Невского»

Выполнила:

Ученица 10 а класса ГБОУ школы № 489

Круглова Полина

Руководитель:

учитель истории и обществознания

ГБОУ школы № 489

Московского района Санкт-Петербурга

Бойкова Виктория Юрьевна

Плакат к фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». 1938 год.

Александр Невский - славный герой, защитник земли русской, благоверный князь, Святой покровитель Санкт-Петербурга. Сколько лет ни пройдёт, сколько воды ни утечёт, Александр Невский –герой на века, память о нём нетленна. За что же так любит и почитает его русский народ? За храбрость? За любовь к Отчизне? Может быть, за то, как самоотверженно он защищал православную веру? Попробуем разобраться.

Перенесёмся в май 1221 года в Переяславль-Залесский, где только что родился будущий национальный герой - Александр Невский. Для своего отца, в те годы переяславль-залесского князя Ярослава Всеволодовича, и матери Ростиславы (Феодосии) он стал вторым сыном и вторым ребёнком. В 1225 году Александр, трёх лет от роду, прошёл обряд посвящения в воины, совершённый в Спасо-Преображенском соборе епископом Суздальским Святителем Симоном. Быть может, это событие символически предопределило героическое будущее православного князя Александра Невского.

Александр рос, мужал, а на Руси тем временем шёл 1236 год. Именно тогда Ярослав Всеволодович утвердился и стал княжить в Киеве, сын же его, Александр Ярославович, пятнадцатилетний юноша, стал князем новгородским. Нелегко, наверное, было юному Александру княжить в Новгороде, держать свою линию под постоянным контролем и натиском со стороны строптивого и властолюбивого боярства. Меж тем, в этих сложных отношениях складывался, закалялся, как стальной меч, характер Александра. Добрым, сердечным, внимательным он был в отношении простого люда. Надёжным и требовательным в отношении с дружинниками. Непримиримым, неподкупным, бескомпромиссным с теми своевольными и своенравными боярами, которые лукавыми речами и коварными делами пытались сделать юного князя ведомой марионеткой.

Смолоду Александр проявлял дипломатичность, незаурядный ум, талант управления, дальновидность и справедливость. Эти качества необходимы были тогда русскому князю. Удельная раздробленность. Начинается экспансия немцев и датчан в Прибалтийских землях, соседствующих с Новгородской боярской республикой. С востока грядёт страшное нашествие и, начиная с 1237 года монголо-татарская орда «пожирает» всё больше и больше русских земель. Рязань, Владимир, Суздаль и другие крупные города сожжены и разрушены, полегли русские дружины и некоторые князья, монголо-татары уничтожают женщин, детей, стариков. Путь на Новгород открыт-пройдены монголами Тверь, Торжок, и вдруг тьма монгольских воинов поворачивает назад. Почему? Разные версии есть в истории. Одна из них признаёт в этом событии значимость дипломатических переговоров с монголами Александра Невского. Монголам заплачен огромный выкуп: новгородская земля богатая, но подпускать к ней монголов нельзя, так как северо-западе, в землях ливов, положение не было стабильным, да и шведы –противники свободы новгородской торговли, давно как коршуны смотрят на разоряемую, раздробленную русскую землю. Уже здесь мы видим дальновидность Александра, стратегичность его замысла.

Опасения молодого князя оправдались. В 1240 году немцы подступили к Пскову, а шведы двинулись на Новгород.Это стало серьёзным, трудным испытанием для земли новгородской и для самого Александра, который осознаёт долю своей ответственности, будучи военным руководителем. Защитить землю от шведов во что бы то ни стало. Ночью 15 июля Александр внезапно напал на шведов, когда они остановились лагерем для отдыха на Неве, при устье Ижоры, нанёс им полное сокрушительное поражение и получил своё гордое прозвище "Невский".

В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями как доблестный и славный защитник Земли Русской, талантливый полководец и мудрый князь. Но новгородской знати это было не по нраву. Сильный и властный князь, любимый народом, создавал угрозу утвердившемуся приоритетному положению бояр в новгородской земле, а также их меркантильным интересам.Александр Ярославович был изгнан из города.

«Бой Александра Невского с ярлом Биргером» Н.К.Рерих

Удивительно,что такой сильный военный человек,за которым скорее всего пошли бы тысячи жителей новгородской земли, возвращается в Переяславль. Наверное, в сердце Александра утвердилось смирение, но вместе с ним была страшная,щемящая боль за Землю Русскую. Он, смелый и решительный, понимающий военно-политическую ситуацию, мог бы спасти города и людей,но вынужден пребывать в бездействии. Тем временем немцы берут Изборск, затем Псков. Опасность народного возмущения заставила правителей Новгорода вновь призвать Александра Ярославовича. Как бы повел себя другой в данной ситуации? Мы видим в истории Руси периода раздробленности множество примеров, когда князья из-за своих амбиций, себялюбия, гордости и обид не выполняли долга в отношении Родины. Но Александр прощает обидчиков во имя любви к Богу,Родине и ближним - своим соотечественникам. Он отвоевывает русские города. Вдохновлённый успехами, Невский наступает на Эстонию, но терпит поражение и отступает на Чудское озеро для решающего сражения. 5 апреля 1942 года состоится битва, получившая название "Ледовое побоище", где были разбиты основные силы Тевтонского Ордена. В том же году немцы заключают мир с Новгородом, отказываются от всех захваченных земель, причём не только на Руси, но и в Летголии, проводится обмен пленными. Только через десять лет рискнут тевтонцы напасть на Псков!

История двух величайших сражений в новгородской земле - это то, с чего каждый человек начинает знакомство с Александром Невским. В этих исторических событиях просматривается не только величие полководческого таланта, но и высокие нравственные качества человека, князя.

Событиям 1242 года посвящён художественный фильм 1938 года «Александр Невский», снятый Сергеем Эйзенштейном. Несмотря на то, что фильм снят в советском антирелигиозном тоталитарном государстве, Александр показан не только защитником русской земли, истинным патриотом, но человеком духовным,глубоким, нравственно-чистым.

«Ледовое побоище» В. А. Серов

Подвиги Александра нельзя забыть, и они не ограничиваются Невской битвой и Ледовым побоищем. В 1245 году Александр Невский освобождает Торжок и Бежецк, вселяя страх и уважение в литовцев, напавших на эти города.

Есть сведения,что приходили к князю Александру послы от папы из Рима, чтобы послушал князь их проповеди. Он же, подумав, написал такой ответ: "От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем". Пришлось послам возвратиться ни с чем. Это объясняется тем, что князь был человеком православным, глубоко и твёрдо верующим,чтил священство и строил жизнь свою по заповедям Божьим.

Известно,что князь Александр вступал в дипломатические переговоры с монголами, желая улучшить участь русского народа, истязаемого данью и порядками, установленными Золотой Ордой. Почему князь не выступил против Орды? Объективно для этого ему не хватило бы сил.Переговоры были единственным средством. С северо-запада одна угроза,с востока - другая. Из двух зол пришлось выбирать меньшее. Монголы были меньшим, ибо не ставили цели разрушить главный духовный стержень Земли Русской-Православную веру. Известно также,что в Орде опасались и одновременно уважали Александра Невского, признавая в нём великого тактика и стратега.
. Время неумолимо, оно идёт и с каждым шагом забирает своё. Вот и время Александра уходило. В 1262 году Александр отправляется в Орду, чтобы отговорить хана от требования произвести военный сбор с русского народа. Там Александра настигает болезнь, он выезжает на Русь. Перед самой смертью Александр Невский принимает схиму и новое имя в монашеском постриге – Алексий - и 14 ноября 1263 года умирает.

Много лет прошло с той поры, но все мы помним и чтим сына Земли Русской, славного героя, дарившего свои силы служению Отчизне.

Сколько благого сделал Александр Ярославович для Руси - не перечесть: сколько городов отстроил, церквей воздвиг, сколько уладил волнений!

Не случайно и в наше время при вопросе: «Кто ваш национальный герой?» - у большинства такой ответ: Александр Невский: храбрый и умный, жестокий к врагу, но милосердный к несправедливо обиженному -таким его образ дошёл до наших дней. И сколько ещё режиссёров увековечит его в своих фильмах? Сколько художников изобразят его на картинах, сколько будет написано книг?

За что же русский народ почитает Александра Невского? На мой взгляд, образ этого национального героя многогранен и каждая грань - истинная добродетель, признанная в веках русским обществом. Это верность народу и отечеству, сила, мужество, храбрость - здесь мы чтим Александра как защитника, благодаря которому мы живем на нашей родной земле. Это и государственный ум, дипломатичность, политическая дальновидность. Также Александр Невский отстоял не только территорию, но и веру Православную, был человеком истинно верующим и стал нравственным примером для потомков. Благоверный Князь Александр причислен Русской Православной церковью к лику святых и по сей день является заступником и молитвенником о нас перед Богом.

Александр Невский - имя этого человека известно каждому. Даже самые маленькие вспомнят, что он одержал две судьбоносные победы в Невской битве и на Чудском озере. Но часто за кадром остаются многие спорные факты биографии князя-полководца. Сегодня, в день 775-летия со дня Невской битвы, мы расскажем о том, что знают не все.

В Детском музейном центре (Кремль, Судейский городок, 3) работает выставка в «Александр Невский. Князь и полководец». Ее специально подготовили к 795-летию героя, чтобы взрослые и дети смогли познакомиться с эпохой, в которой жил Александр Ярославович. Ведь для нашего города имя князя особенно значимо, он правил на Новгородской земле долгие годы, в городе его именем названа улица, установлен бюст и памятник великому воину и дипломату. Некоторые называют предателем, другие - великим спасителем. Для однозначного ответа не хватает доказательств. И на выставке, в окружении и археологических находок, старинных книг, посвященных князю, Анфиса Родионова встретилась со старшим научным сотрудником Новгородского музея-заповедника Владимиром Варнаевым.

Александр Ярославович очень интересный человек, яркий, необычный. Его называют главным предателем русской истории и главным героем. По поводу его фигуры постоянно ведутся споры. Но если собрать все сведения об Александре Ярославовиче, то выйдет меньше страницы.

- Почему же Александра Невского некоторые считают предателем?

Александр не вступился перед ратью за брата Андрея Ярославовича (кстати, именно он предок князей Шуйских, а Василий - последний Рюрикович на русском престоле), который подняв бунт, навлёк второе разорение Владимиро-суздальских земель. Александр не хотел второго пришествия монголов, поэтому он тут же приехал, привёз дань. Его могли казнить из-за брата. Но он рискнул собой, поехал, остановил очередное нашествие. В 1990-е годы, когда любили сенсации, говорили, что монголы его руками установили иго над Русью. Это похоже на подтасовку фактов, складывание их в нужной последовательности. Монголы уничтожали всех, кто сопротивлялся, но надо сказать, что они не были патологическими садистами, им нужна была дань, налоги, деньги, у них не было цели уничтожить. Александр рассчитывал вперёд.

Был такой народ - Тангуты, государство Си Ся, современная территория северного Китая. Население около 10-15 миллионов человек. Они сопротивлялись орде, восстали, вырезали часть монголов, монголы же уничтожили их полностью. То же самое могло случиться и с русскими. То, что мы живём сейчас - это заслуга Александра. Он не хотел, чтобы русских касались вообще, он сам отвозил дань, чтобы предотвратить драки. Одиннадцать лет он был великим князем, ни разу монгол не ступил на русскую землю.

Александр Невский - фигура таинственная, фактов из его жизни сохранилось не много, а существуют какие-либо истории, легенды, байки о нём?

Как ни странно в русской культуре любимцы народа попадают в анекдоты, байки и так далее. Вот показали фильм про Штирлица, появилось множество анекдотов про него, Чапаев так же. А про Александра ничего подобного нет. Слишком сильно уважал его народ. Даже Владимир, креститель Руси в былинах немножко смешной бывает, неправильно поступает, обманывает. Над Александром не смеялись - авторитет. Люди помнили, что кровь проливалась, помнили, каким он был тружеником. Александр - это святое.

От чего же он умер, ведь он был ещё довольно молод? По имеющимся источником удалось установить, что ему было около сорока лет тогда.

По поводу смерти Александра Невского до сих пор ведутся споры. В житии упоминается, что он разболелся, когда был в Орде в пятый раз. Там он пробыл год, его отпустили и на границе русских земель, в местечке Городец, нынешняя Нижегородская область, где он и умирает. Существует версия, что его отравили, так же, как отца Ярослава. Есть причины так думать. Здесь важно разобраться в отношениях Александра с Батыем.

А они были очень хорошие, Батый уважал русского князя. Недалеко от Валдая есть такое местечко - Игнач-Крест, сейчас там установлен современный бетонный крест. Такие кресты устанавливали на дорогах, условно говоря: здесь есть путь. Монголы, пройдя Владимирскую землю, уничтожив Рязанскую, практически не оставили населения. И пошли на Новгород, захватили Торжок (тогда это была Новгородская земля), дошли до Игнач-Креста и остановились. Неделю стояли, а затем развернулись и ушли. Судя по всему, были переговоры, которые мог вести только Александр. Отсюда косвенно подтверждается, что у Александра есть особые отношения с Батыем. Хан даже предлагал Невскому стать его зятем, настолько было велико уважение к Александру. Монголы - очень интересная культура, она жёсткая, азиатская и немного дикарская, но, тем не менее, героев они уважали, даже чужих. Судя по всему, Батый был покорён дипломатией Александра. Незадолго до смерти самого Александра Батый умирает и к власти приходит Берке-хан, двоюродный брат Батыя, вот он ненавидел Александра. Возможно, здесь есть связь. Мы не можем её доказать или опровергнуть, но что-то там произошло. Это загадка: отравлен был великий князь или всё-таки перетрудился, надорвался.

Похоронен князь был во Владимире, всё-таки Владимирское княжество было главным тогда. Но по заслугам должен лежать он в Новгороде, конечно. Всё-таки три четверти жизни здесь провёл. А в 1724 году, когда Пётр I окончил Северную войну, то объявил, что князь Александр - небесный покровитель Петербурга. Его мощи перевезли в Петербург, и был основан Александро-Невский монастырь, позже ранг был повышен до лавры.

Теперь князь гораздо ближе к Новгороду и совсем рядом с местом, где он совершил первый великий подвиг. Кстати, пройти путем Александра в Невской битве (а также в Ледовом побоище) можно каждую субботу в Детском музейном центре. Владимир Варнаев разработал уникальную игру-реконструкцию на большом макете. Каждый участник получает имена подлинных исторических участников тех событий и сражение начинается…




Top