Почему опасно молиться за самоубийцу. Молитвы о самоубийцах

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших "любителей" экстремальных видов "спорта", ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству... ". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных "захожан" придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего , и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: "...со святыми упокой…". Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: "А когда он в последний раз был на службе?" - "Где-то полгода назад".– "Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права".

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

"Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно - об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой , ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!".

"Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий . О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание".

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях) , с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто...

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном "О самовольна живот свой скончавших" и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем - "Молитвы об усопших" (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица "Как молиться о самоубийцах", которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=50&did=40 говориться "Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения "Канона о самовольне живот свой скончавших". Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

"...Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины "разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее , а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить"".

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

"В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: "нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника". Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле".

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей - попробуйте в XIXвеке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит….

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: "А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя - таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ - дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином - прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой - светильники в жизни нашей. А Господь - милость и любовь. На это и надеемся".

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде "слова старца – это слова Бога".

Иероним Босх. Фрагмент триптиха "Страшный суд" - правая створка "Ад", 1504 год

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол "любви", как его иногда называют в Церкви, заповедовал: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…", однако предупреждал тут же "…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился" (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна .

Или вот – "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа" (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

"Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему - спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля - покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: "Батюшка, вот здесь мужчина - ему 51 год, звать Анатолий - его надо бы и пособоровать, и причастить". Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

- Никогда.

- А желаешь поисповедоваться, причаститься?

- А мне не в чем каяться!

- Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь - сплошной грех.

- Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

- Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться - тебе сразу станет на душе хорошо.

- Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

- Сейчас - представь себе - к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь - душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться - а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

- Что заслужил - то и получу! - говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: "Анатолий, одумайся - что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!" А он им говорит:

- Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

- Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться - дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

- Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

- Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

- Да он умирает.

Женщины:

- Как? Он же чувствовал себя хорошо!

- Он умирает, - смотрю: он вздохнул три раза - и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне - это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны - Тело и Кровь Христовы... Вот, такие страшные бывают смерти".

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви?

Некоторые могут резонно заметить - что тут разводить демагогию - полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако...

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва - это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников - это тяжкий труд ! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это - подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами "спасать" дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а об некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее - на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном "подвиге", первые слова преподобного были совсем не библейские: "Ты что дурак?!", и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещеных в Православии родственниках тоже не просто

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю - другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещеных сродников?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните "послушание больше поста и молитвы".

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках - большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает "слова Божия" ? Увы, это наша общая беда - многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

"Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно" - мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.

Выбери жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16)


"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

    В этом вопросе меньше всего нужно полагаться на собственное мнение. Испокон веков церковь не молится

    В то же время, Анастасией Цветаевой (сестрой поэтессы) четверть века назад получено благословение на отпевание Марины.

    Потому вопрос, как молиться в таких случаях, нужно решать со священником. Лучше, конечно, с тем, кто знает проблемы этой семьи, в том числе и того человека, который принял такое непростое решение. Если такого священника у семьи нет, значит, обращаться можно в ближайший (или в тот, к которому душа лежит) храм или монастырь.

    Возможно, родственникам (или близким друзьям) будет дано благословение читать

    Для горюющих родственников с недавнего времени совершается чин молитвенного утешения.

    Иногда и сами священники в келейной молитве поминают самоубиенных. В частности, упоминание об этом есть в трудах митрополита Вениамина, где можно найти и

    Конечно, самим родственникам, без благословения, читать его не следует.

    Некоторые аспекты этой темы отражены и в ответах на вопрос о поминании самоубиенных.

  • Как говорит известный богослов Алексей Ильич Осипов : Молиться за них можно и даже нужно .

    По церковным правилам не принято отпевать умышленных самоубийц. Но бывают исключения (заочное отпевание, или самоубийца перед смертью успел покаяться и получить прощение от Бога, или совершил тяжкий грех в состоянии безумия, одержимости или беспамятства).

    Молиться за самоубийцу нужно дома. Священник за него может молиться келейно. Более подробно о тех словах, что нужно произносить, можно прочитать тут.

    В селе Мугреево-Никольское (*бывшая вотчина Дмитрия Пожарского, откуда его пригласили на воеводство II ополчения*) была церковь Святого Уара (*сначала написал есть, но потом выяснил, что деревянная церковь Уара сгорела в конце 2007 года*).

    В эту церковь со всей России приезжали отмаливать самоубийц и других непрощаемых грешников: бандитов, наркоманов, проституток. А также некрещеных.

    Святой мученик Уар пострадал за веру Христа, но умер не будучи крещенным . Вот почему именно к нему идут молиться за некрещенных, самоубийц и других непрощаемых грешников.

    По некоторым данным там собираются построить новый храм Святого Уара на месте сгоревшей церкви.

    Можно и даже нужно, так как он несмотря ни на что, тоже был человеком, хотя и нарушил заповедь. Но разве нам живым его судить?!

    По канонам православной церкви самоубийц не отпевают и служб заупокойных по ним не совершает, поэтому, своя горячая молитва Господу Богу очень важна для усопшего. Как молиться? Своими словами и от сердца о том, чтобы Бог простил сего человека за то, что он сделал, чтобы у души усопшего была не плохая участь. Конечно же, можно самому и свечи ставить в храме и дома, а так же, милостыню подавать за усопшего. Подавать и говорить:Господи, прими. Ведь сам самоубийца не сможет уже ничего сделать.

    Я очень интересовалась этим вопросом,сама очень хотела поставить свечку за самоубийцу в церкви.

    Но увы,в церкви за самоубийц не молятся,не отпевают,не служат заупокойную,и свечки в церкви за самоубийцу ставить нельзя.

    Молиться и ставить свечку можно только дома.И делать это можно как можно чаще.

    Кроме того,есть специальная поминальная суббота,когда поминают именно самоубийц.

    Так же мне сказали,что из любого правила бывают исключения.И если самоубийца не здоров,то можно получить разрешение на молитву и отпевание в церкви.

    Но это нужно обговаривать с батюшкой.Не исключено,что батюшка захочет увидеть справкуо психическом состоянии человека.

    Потому что,тот диагноз,который поставите вы,может быть ошибочным.

    А дома молитесь.Кто -то же должен пытаться помочь душе самоубийцы.Ведь самоубийство считается самым тяжким смертным грехом.

Количество записей: 54

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, можно ли молиться в церкви за самоубийцу (было разрешено отпевание), т. е. ставить свечи за упокой, подавать записки.

Наталья

Наталья, в церкви молиться за самоубийц нельзя. За них молятся только близкие родственники в домашней молитве по особому благословению. То отпевание, которое Вам разрешили, не есть собственно отпевание, это особый чин. Поэтому для более подробного рассмотрения обратитесь к тому священнику, с которым решали вопрос об отпевании.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Надо ли брать благословение на раздачу милостыни за самоубийц? Спасибо.

Оксана

Лучше взять благословение.

диакон Илья Кокин

Батюшка! Прошу помощи, не знаю вашего имени. Мне три дня снятся родные покойники. Мне 35, но я дважды вдова... И на мой век пришлось хоронить и родственников. Дело в том, что во снах (за последние 5 лет) я даже письма получала от супруга умершего. Последние дни приснились все! Я не умалишенная. Какую молитву читать или как вести себя в церкви, если один из покойников был самоубийцей?

Евгения

Здравствуйте, Евгения. На снах не фиксируйте внимание. Сновидение - это естественное свойство мозга, не более того. Не надо искать ничего мистического в снах, иначе подпадете под влияние бесов. Не обращайте внимания на аргументы, по-видимому, доказывающие информативную ценность снов, это игра со спичками на пороховом складе. Проснулись, умылись, и на молитву, сонных видений не вспоминайте, они сами рассеются. Со временем научитесь забывать сон в тот момент, когда открываете глаза. Молится о самоубийцах можно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Можно ли справлять 9 и 40 дней самоубийце?

мария

Дорогая Мария, молиться о самоубийце могут лишь близкие родственники и те, кто добровольно желает взять на себя подобную ответственность. Поэтому в храме поминовение о самоубийцах не совершается. Что до поминальной трапезы, то традиционно ее не совершают по самоубийце. Лучше будет, если родственники самовольно прервавшего свою жизнь в эти дни усилят о нем молитву, а также раздадут милостыню. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Говорят, что отдать свою жизнь за другого человека - это не самоубийство, а совсем наоборот. Со стыдом перед Богом, но все же надоело жить, прекрасно понимаю, что самоубийство (особенно для православного) - это страшнее не найти. Понятно, что или здесь, или в ад. Может, мне лечь в больницу и отдать другому человеку какой-нибудь орган, спасти от смерти тем самым? А мне простится тогда моя выходка с противлением Воли Божией. Я много перебрал в мыслях способов суицида и их реализации, а тут такое пришло в голову... Чем не самопожертвование? Не больно и не страшно и, может быть, не так грешно?

Сергей

Глупые, Сергей, мысли! Жертва не будет принята, если Вы свою жизнь не цените! Дело не в «технике», а во внутреннем состоянии, в депрессии, разочаровании, нежелании жить. Тут без греха не обошлось? Вам нужна серьезная исповедь, и, думаю, помощь психотерапевта. Помоги Вам Бог преодолеть разлад с собой и жизнью. Думаю, если есть жертвенность, то еще не все у Вас потеряно. Обычные самоубийцы – конченные эгоисты. Вы – не такой. Живите, служите близким. Храни Христос!

протоиерей Максим Хижий

Можно ли надеть на тело самоубийцы нательный крест?

Константин

Дорогой Константин, а смысл? Зачем надевать крест на шею того человека, который сам отказался от жизни во Христе? Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Батюшка, у меня такой вопрос: почему в церкви отказали крестить ребенка, отец которого покончил жизнь самоубийством? Объяснили, что за нее можно только молиться, но не крестить. Как так? Неужели Иисус так же отказывал в крещении всем верующим, тем более детям, ребенок же неповинен в смерти своего отца, тем более такой.

Галина. Хабаровский край.

Здравствуйте, Галина. Мне кажется, что Вы не владеете подлинной информацией. Скорее всего, матери предложили вместе с крестными пройти курс катехизации, а уже потом заводить разговор о крещении. Факт самоубийства отца не препятствует крещению ребенка, но указывает, что в этой семье христианства никакого нет. А желание крестить продиктовано какими-то смутными причинами. Поэтому крещение лучше ненадолго отложить, и сначала озаботиться собственным воцерковлением.

иерей Александр Белослюдов

Прошу Вас, батюшка, помогите, мне надо знать ответ на мой вопрос. Дуреха я, прочитала в книге, как можно мужа удержать заговором. Что мне делать, как грех снять? Люблю его... 20 лет вместе, дочь есть. Но женщины у него постоянно, не могу прощать, до суицида доходит. Однолюбка я.

Дарья

Здравствуйте, Дарья! Колдовство – это грех серьезный. Нужно принести в нем искреннее покаяние на исповеди и, если батюшка назначит епитимью, со смирением выполнить ее. Надо не прибегать к заговорам, а усердно молиться Богу о муже. Да, это тяжелее, чем выполнить какое-то магическое действие. Но в этом труде мы являем настоящую любовь к ближнему. Видя наше усердие, Бог помогает нам и подает просимое. Подавайте за мужа поминание о здравии на Литургии и на псалтири, заказывайте за него молебны и молитесь усердно дома. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. У меня случилась беда с моей девушкой, я познакомился с ней полгода назад, все хорошо было до недавнего времени, когда с ней произошло следующее. Она стала слышать различные голоса, которые не дают ей покоя, ругают ее, пугают, хотят довести до суицида, говорят пошлые вещи о ней, хотят нас разлучить, она не может спать из-за этого, ее мучают кошмары по ночам, мысли путаются. У нее это было раньше 1,5 года назад. Она лежала в психоневрологическом диспансере, где ее пичкали таблетками, чтобы она спала, через месяц выписали и поставили на учет, было все хорошо. Батюшка, подскажите как мне быть в этой ситуации, где искать помощи, в больницу я не верю, она крещеная, но крестик не носит, говорит, не любит ничего лишнего на теле, я ее заставить не могу. Заходили на днях в храм, поставили свечи за здравие, хотели поговорить со священником на данную тему, не получилось, так как у него началась служба, нам сказали что нужно ловить момент, чтобы по-говорить с батюшкой, но у нас времени было мало. Подскажите, пожалуйста, как нам быть, как избавится от этих голосов, откуда они появляются внезапно, помогите пожалуйста, батюшка!

Максим

Здравствуйте, Максим. Я не психиатр, всех нюансов не знаю, но, судя по тому, что она шарахается от креста, без "рогатой братии" тут не обходится. А они всегда там, где есть грех. Берегитесь греха, особенно блуда. Встречу со священником надо назначить. Встретьтесь с ним предварительно сами, изложите ситуацию, и договоритесь, когда можно привести Вашу подругу. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Меня зовут Алексей, мне 28 лет. Я не знаю, что в моей семье происходит, что со мной происходит. Неудачи и болезни преследуют меня, я уже перенес две операции и несколько болезней за небольшой отрезок времени. В семье хаос, у всех в одно и тоже время начались болезни разные, неудачи, сплошная черная полоса! У папы рак обнаружили, и дальше продолжается! Как жить дальше? Я теряю веру в Бога, я, конечно, редко в церковь хожу, но молюсь регулярно! Не думаю что, проблемы в том, как часто я посещаю церковь. Я очень от всего этого устал, прямо жить неохота! Бога я не слышу и не вижу, чудес его не вижу! Вижу только счета за лекарства и т. д. Где Господь? Как Его услышать? Суицид - это не выход, но сколько я еще протяну с этими болячками? Все в жизни идет не так, только карьера продвигается. Во всей стальной жизни все ломается. Где Господь, помоги мне! Что мне делать? Спасибо!

Алексей

Здравствуйте, Алексей! Чаще всего болезни – следствие нашей греховной жизни. По учению святых отцов, скорби и болезни Бог попускает для нашего блага, для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, а увидев их, начали с ними бороться, закалили свою волю в духовной борьбе, победили в себе грех и очистили таким образом свою душу для Царствия Небесного. Начать нужно с глубокого искреннего покаяния и последующего исправления своей жизни. Найдите духовника, священника, которому Вы могли бы исповедоваться, и который помог бы Вам встать на правильный путь. По мере выздоровления души, и тело будет укрепляться, и в жизни все постепенно встанет на свои места. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Батюшка, подскажите: вот за последний год в моей жизни произошло много трагических событий - попала в аварию и чудом выжила, ребенок серьезно заболел, и вот, в июле умирает отец (покончил с собой). Я понимаю, всё это мне за грехи, или для чего-то нужно пройти. Но я теперь боюсь всего, боюсь жить. Я хожу в храм, много думаю о Боге, ценности поменялись, конечно, но я и раньше старалась жить достойно. С мужем живем хорошо, 2 детей, и за всё это я благодарю Бога. Знаю, что многих духовных вещей мне не достигнуть, а к этому надо стремиться. Вот поэтому я думаю, что неужели я так и буду страдать? Спаси Вас Господи!

Надежда

Надежда, не надо думать, что жизнь – это только страдания, что Господь – это какая-то карающая, немилосердная сила. Все вовсе не так. А те беды, что происходят с нами и нашими ближними, происходят по зависти дьявола. Правда, дело в том, что этому дьяволу люди сами иногда позволяют внедряться в свою жизнь – грехами, страстями, леностью к спасению. Но даже и без этого он очень активен, завистлив и силен. Не бойтесь бороться с ним: нас Господь создал, чтобы мы растоптали его здесь, на Земле, и одержали вечную победу на Небе. Господь милосерден к любому человеку, никому не хочет боли или страданий, но иногда попускает нам, упрямым в своих страстях, столкнуться с плодами наших дел и на время, слегка позволяет нам побыть наедине с бесами, которым мы своими страстями служим, чтобы мы одумались и посмотрели, каково это. Не бойтесь, беды – плоды наших дел.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В следующем году планирую поступить в Волгоградскую академию МВД. Процедура поступления очень сложная, нужно собрать много документов, пройти много инстанций и т. д. Не гарантирую, что пройду медосмотр... Но поступить и стать офицером полиции я мечтаю уже лет 5-6! Уже много для этого сделала. Но постоянно преследуют депрессивные мысли о том, что не поступлю, не пройду медкомиссию, не будет разнарядок, будут проблемы с документами и т. д. Доходит до глубокой депрессии, часто бывают мысли о суициде, так как служба в полиции - это смысл всей моей жизни! Нигде не нахожу утешения (в силу жизненных обстоятельств), только когда смотрю, как обычные люди борются со злом, порой ценою своей жизни... Я очень хочу служить своей Родине, хочу помолиться Святым о помощи в поступлении на службу, но не знаю, каким именно. Подскажите пожалуйста.

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия! Мысли о суициде посещают Вас из-за Вашей гордости и неверия в Промысл Божий. Вы хотите поступить в Академию во что бы то ни стало, потому что Вы так решили. Получается, в Вашей жизни Вы не оставляете места Богу, не даете Ему возможности помочь Вам. А ведь мы – всего лишь маленькие человечки и ничего своими силами, без Бога сделать не можем. И наоборот: «Все могу во укрепляющем мя Иисусе Христе» - восклицает святой апостол Павел (Фил, 4;13). Пойдите в храм, исповедуйтесь, причаститесь, закажите молебен «на всякое доброе дело» или святителю Николаю Чудотворцу и с Божьей помощью готовьтесь усердно к поступлению. Можно с благословения священника читать акафист святителю Николаю или преподобному Сергию Радонежскому. Если есть на то воля Божия, то Вы обязательно поступите, если же нет – значит так для Вас полезнее.

иерей Владимир Шлыков

Скажите, пожалуйста, почему сына Золотухина отпевали, ведь он самоубийца? Уж не говорю о Цветаевой. А мне о моем дедушке и помолиться в церкви нельзя? Почему?

Анастасия

Вопрос об отпевании самоубийц решает епископ или его представитель в епархиальном управлении. Вы тоже можете обратиться с такой просьбой в свою епархию, указав в прошении обстоятельства трагедии. Возможно, что у Вас есть причины, которые позволят отнестись к вашей просьбе об отпевании или поминовении в храме снисходительно. Например, психическое расстройство покончившего с собой. В случае с Мариной Цветаевой все не так однозначно: ее могли убить (или довести до смерти) сотрудники НКВД. Думаю, что в этом главная причина снисхождения. А ситуация в семье Золотухиных –дело личное, они не обязаны отчитываться перед всем миром о своей беде, достаточно перед священноначалием. Вы должны также понимать, что ни отпевание, ни поминовение автоматически рай не открывает усопшим. Отказ от отпевания – тоже еще не приговор к аду. Просто церковь отдает этот вопрос на суд Божий.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста! Дома я не могу приласкаться к маме, она слишком сильно устает на работе и при первой моей попытке положить ей голову на колени, она вскакивает и говорит, что она уставшая, голодная или что-то в этом роде. С папой несколько иначе, но, увы, не лучше... У папы есть нетбук, и он всегда в нем что то ищет, а еще есть телевизор с каналом НТВ, на котором он смотрит стрелялки и боевики. Даже когда я прошу помочь мне с геометрией и алгеброй, он говорит: "Садись, решай сама, если не получится, объясню". И когда задаю вопрос ему, он не всегда меня слышит и отзывается. Открыт он только тогда, когда с мамой ссорится, и я нахожусь в комнате. И все то, что он думает о ней, он говорит вслух, выливает все на меня. Я становлюсь емкостью для ругани. Если у мамы проблемы на работе, она отыгрывается мне. Мне не хватает тепла, любви, ласки. Может, родители думают, что я уже взрослая, и уже должна скоро "улететь из гнезда?" Я никогда раньше не делилась своими бедами, я уже однажды получила упрек за жалость к себе. И я терпела. Пока не поняла, что довела это все до депрессии, поймала себя на мысли о суициде. Глупо, верно? Я и сама это считала глупостью, говорила сама себе, что это грех, что это никому ничего не докажет, но детское "вот умру, и тогда поплачете" еще живет. И меня пугает, что я продумала все до мельчайших подробностей, вплоть до того, какие слова напишу в той роковой, последней записке. Прочла много книг по психологии и очень расстроилась, что родители не интересуются такой литературой, мама читает православные книги, из которых ничего не извлекает и не претворяет в жизнь, папа совсем перестал читать. Я не знаю, как мне поступить... Они не слышат, не видят, не чувствуют меня, я не могу им сказать напрямую, в чем нуждаюсь. Маму я боюсь, а папа наобещает, а потом забудет через 3 минуты. А я устала расти как сорняк, цепляясь корнями за жизнь, даже когда втаптывают в землю. Устала расти без любви. Помогите советом! Духовника у меня еще нет. Спаси Господь!

раба Божья анна

Аня, дорогая! Начну с того, что родители, конечно, с ваших слов, ведут себя не совсем верно. Увы, так в жизни бывает. Но родителей не выбирают, они нам даны от рождения. А где же Ваши друзья, подруги, близкие – неужели вокруг Вас пустота и нет близкого человека? Духовника нет, но можно просто подойти к священнику, поисповедоваться (особенно в мыслях о суициде), попросить, чтобы за Вас помолились (и я Вас помяну о здравии на службах Рождества Богородицы и св. Богоотцов Иоакима и Анны (родителей Девы Марии). Думаю, что стоит пообщаться с хорошим психотерапевтом, поговорить о депрессии – «застывших чувствах». Надеюсь, что Вы поспешили поставить себе неверный диагноз. У Вас, думаю, юношеские нервы и переживания. Кстати, тоже ведь эгоистичные… «Меня не любят, не гладят, не понимают, я как сорняк». А может, Вам маму пожалеть в домашних ссорах, помочь ей, за папой поухаживать, постараться родителей мирить… Может, все и наладится?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, 23 сентября будет 40 дней, как умерла моя подруга. Причина смерти - падение с высоты с непонятными намерениями, до сих пор не готовы результаты следственного эксперимента. Ведется следствие, батюшка отказался ее отпевать. Я ее хорошо знала и уверена, что это не самоубийство. Она мне снится постоянно, куда обратиться, чтобы ее согласились отпевать?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Сначала дождитесь официального заключения следствия. А уже по его результатам будете действовать. Если будет доказано, что ей никто не помог упасть, а она сделала это сама, то отпевание невозможно, самоубийц не отпевают. Исключения составляют те случаи, когда есть доказательства невменяемости человека на этот момент жизни. Для этого понадобится соответствующее медицинское заключение и благословение архиерея. Если следствие докажет, что имело место убийство или смерть от несчастного случая, то любой священник совершит отпевание и без специального разрешения архиерея.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Планировали свадьбу 4 месяца. Потратили немало сил в поисках денег. Уже все подготовили. Назад дороги нет (лично для нас). Через месяц свадьба, и вдруг узнаем, что дед моей невесты повесился! Можно ли не отменять свадьбу? 40 дней к тому моменту не пройдут. Нам предлагают отменить, но мы не хотим, так как очень долго к этому шли и переносить не получится, а отменять мы не хотим. Что может произойти плохого, если мы сыграем свадьбу? Спасибо.

дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий! Все зависит от того, как Вы собирались отпраздновать свадьбу. В течение сорока дней после смерти полагается траур. Сами посудите, как родственники будут веселиться и праздновать в то время, когда их посетила такая скорбь? Ведь за самоубийцу они не смогут даже в храме помолиться, чтобы утешить себя и помочь душе усопшего. Мне кажется, это повод вспомнить свои грехи, покаяться, посетить храм, а не веселиться «на костях». Не нужно забывать, что наше непочтение к предкам обязательно вернется к нам в наших детях. Греха не будет, если вы зарегистрируете брак и скромно отметите это событие. А пышные торжества перенесите на день венчания.

иерей Владимир Шлыков иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, благословите! Меня зовут Елена, 53 года. Помогите советом. У нас с мужем трое детей, уже взрослые, и двое внуков, по 2 и 4 года. Невестка не работает. Сын на двух работах. Последние полгода я заметила, что она общается через интернет с мужчинами, один из них сидит 5 лет за наркотики, другой кавказец. Вначале это была невинная переписка, а сейчас пошли недвусмысленные намеки. Открыто обсуждается мой сын в негативном порядке и их интимная жизнь. Грозится суицидом. Меня это пугает. Хотела с ней поговорить по-хорошему, но не нахожу слов. Сыну ничего не говорю, чтобы не навредить. Он очень скрытный. Старается меня лишний раз не травмировать. Ходит в церковь с детьми без жены. Она не хочет венчаться. Молюсь, чтобы Господь образумил мою невестку. Посоветуйте, как мне поступить. Нужно ли начинать разговор с невесткой, или еще подождать? Или сделать вид, что меня это не касается? Спаси Господи.

Елена

Нет, Елена, Вас это касается. Другой вопрос, откуда Вам известно о переписке невестки? Вряд ли Вы об этом узнали с ее согласия, поэтому одно упоминание о том, что Вы знаете об этой переписке, может вызвать негативную реакцию. Тут надо действовать деликатно и осторожно. Попробуйте поговорить с ней «по душам», но ни в коем случае не намекайте на переписку и какие-то сведения, которые Вам известны из нее. Попробуйте посоветовать невестке обратиться к семейному психологу, раз Церковь пока не является для нее авторитетом.

диакон Илья Кокин

Добрый вечер, батюшка. У меня вопрос такой. Мои родители живут в небольшом селе (около 500 человек). В конце апреля этого года в селе хоронили парня 33 лет, которого нашли повешенным. Сделал это он сам, либо кто-то совершил это преступление, неизвестно. Но после его похорон началась целая череда смертей, причем с периодичностью неделя-две, и так уже ушло 9 человек. В селе говорят, что если в течении 40 дней после похорон кто-то умирает, то обязательно будет еще кто-то. Возможно ли как-то остановить эту цепочку, и что жителям нужно сделать для этого? И может ли быть во всей этой истории какая-то взаимосвязь? Заранее благодарна за ответ!

Елена

Елена, эти поверия, к сожалению, настолько омрачили умы наших соотечественников, что они скорее будут верить во всякую чушь, как древние язычники, чем в Бога. Веры православной и ее основ никто не знает, а про всякие "цепочки смертей" знают все. Нет в этих фактах никакой взаимосвязи - ни с датами, ни с цифрами. Над всем простирается промысел Божий, Господь всем руководит, и кого когда к Себе призвать на Небо, на Суд, зависит только от Его воли и того, как сам человек жил на земле. А жителям села намекните: не будете молиться ходить в храм, так Господь вас, бестолковых, и всех может прибрать потихоньку, все равно никакого духовного плода не приносите - не спасаетесь, а лишь всякую ересь распространяете. Так и скажите, откровенно. Бог Вам в помощь!

игумен Никон (Головко)

вперед
CTRL →

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения духовника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

В основу молитвы за самоубийц положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться.

Ты скажешь: „Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно“. Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».

Другой Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий писал одной монахине: По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом.

О нашей отечественной подвижнице схимонахине Афанасии повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву Богородице Дево радуйся за своего в пьяном виде повесившегося брата и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.

Такие молитвы следует творить только с благословения духовника, т. к. молитва за самоубийц вызывает нападки демонов. Если человек духовно слаб, священник не даст благословения. Были случаи, когда, самовольно молясь за самоубийц, впадали во многие грехи - пьянство, игроманию, наркоманию»

Есть история, записанная со слов архимандрита Кирилла Бородина:

Один молодой человек, духовное чадо батюшки, из-за личной драмы кончил жизнь самоубийством. Случилось это в Риге накануне Нового года. Старец, провидя духовное состояние своего пасомого, не хотел отпускать его от себя, но тот ослушался и поспешил на праздник, где увидел свою подругу в объятьях другого, после чего, поддавшись чувствам, повесился на заборе. Отец Кирилл в разговоре с отцом Виталием Кондратовым рассказал об этом случае следующее:

Вижу петлю, и часы показывают одиннадцать. Я понял, что случится беда. Сколько я ни упрашивал этого молодого человека побыть со мной до одиннадцати часов, он не соглашался. Придя в ресторан, он увидел свою возлюбленную с другим, после чего произошло страшное...

Отец Кирилл говорил, что если бы юноша не пошел на праздник и задержался хотя бы на один час, все могло быть иначе. Сокрушаясь о несчастном, старец вспоминал сказанные когда-то митрополитом Иосифом слова о молитве за самоубийцу. Крепкий духом и опытный в духовной брани владыка не советовал даже и дерзать на подобную молитву: «Можно попробовать, но месть будет страшная - весь ад подымется. Я, например, как-то сам дерзал на это, да и то еле-еле двадцать дней продержался. Больше никогда не буду этого делать». Но отец Кирилл все же дерзнул вымолить свое духовное чадо. Чтобы бесы не ударяли его по лицу, он клал на него крест, а для смягчения ударов даже надевал ватники, в которых и проводил всю ночь, молясь за самоубийцу и с великим трудом сдерживая натиск бесовский. Месть действительно была страшной: никогда еще так сильно враг не нападал на батюшку. Но отец Кирилл держался и на двадцатый день в тонком сне увидел свое чадо с белым пятнышком на лбу. Это был духовный знак свыше, чтобы продолжать молитву за несчастного юношу. На сороковой день юноша явился старцу уже весь светлый, благодаря его, а отец Кирилл был к тому времени ни жив ни мертв. «Больше я никогда не буду молиться за самоубийцу, - сказал старец, - и никому из священства этого делать не советую!»

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия , глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).


Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Незыблемых истин у Церкви не так уж и много. Строго говоря, все они укладываются в догматическую основу христианства — Символ веры. Все остальное — правила, каноны, традиции, которые могут подлежать переменам. Другое дело, что порой эти устои настолько прочно въедаются в церковное сознание, что отступление от них кажется настоящей революцией. Особенно, если это касается вопроса важного, вопроса страшного и, казалось бы, раз и навсегда решенного. Не молится Церковь за спасение душ самоубийц! Или все-таки…

Самоубийство, в христианском понимании — это не просто грех. Это единственный грех, в котором невозможно раскаяться и, следовательно, получить прощение от Бога и спасение души.

Церковь провожает самоубийцу в последний путь воистину гробовым молчанием. Невозможно спеть "со святыми упокой" над телом человека, который всю свою волю, все свое стремление в последний час направил на то, чтобы навсегда замкнуть душу от Бога.

Церковь шарахается от самоубийства с самого начала своего существования. Недаром Иуду Искариота, который раскаялся в предательстве и покончил с собой, больше осуждают за самоубийство, чем за предательство. И недаром английский писатель-апологет Г. К. Честертон в своем эссе "Ортодоксия" писал, что самоубийца — это противоположность христианскому герою-мученику, самоубийство — оскорбление всему, за что стоит, чем дорожит Церковь.

Человека, лишившего себя жизни, нельзя поминать в храме. За самоубийцу нельзя подать записку на поминание. За него не вынет частицу из просфоры священник, служащий Литургию. Единственное, что остается стоящим у его гроба — молиться дома, но и то — многие священнослужители рассказывают, что такая молитва может свести молящегося с ума.

И это отчасти правда. Невозможно простому человеку в одиночку вместить в себя боль, ужас и страх того, кто принял катастрофическое решение покончить с собой. А нежелание Церкви молиться за самоубийцу приводит того, кто все-таки решился просить Всевышнего об упокоении души умершего, к чувству вины и страха. Как бы Бог не вменил в вину моление за грешную душу. И получается замкнутый круг: человек молится, но вместо утешения и сопереживания ушедшему зарабатывает себе лишь чувство всепоглощающей вины перед Господом. Начинает бояться Бога, который (как якобы логично следует) только накажет за то, что больно и хочется молиться и плакать. Как тут не свихнуться?

Мало кто выдержит единения один на один с тихой бездной горя, отчаяния и вины. Поэтому всеми правдами и неправдами родственники самоубийцы стараются заручиться поддержкой Церкви. Найти хоть какую-нибудь лазейку, чтобы все-таки и отпели по-человечески, и поминали потом, и дали хотя бы проблеск надежды, что на том свете с человеком все будет хорошо.

Одна из таких вполне узаконенных лазеек — свидетельство, что лишивший себя жизни был в невменяемом состоянии и не мог отвечать за то, что делает. Если есть подтверждение этому — отпеть самоубийцу позволяется. Но здесь возникает множество "кривых" ходов — кто-то выпрашивает справку у психиатра и с ее помощью обманывает благословляющего отпевание архиерея. Где-то под психическим расстройством согласны понимать алкогольное и наркотическое опьянение или состояние аффекта. Но до сих пор единого понимания — когда можно отпевать, когда молиться — у Церкви не было.

Столетиями Церковь отгораживалась от этого вопроса, либо закрывая глаза на явное попустительство, либо наоборот — проявляя чрезмерную строгость, губящую вслед за самоубийцей его родных и близких. О том, как выгорают души тех, кто не может в храме помолиться за родного, пишет в своем Живом журнале священник:

"…У меня на телефоне раздается звонок и прерываемый рыданиями женский голос пытается рассказать о своем горе. — Батюшка, сыночек, мой сыночек покончил с собой. Что делать? Потом я встречаюсь с родителями. Во время встречи отец, как правило, стоит и, опустив голову вниз, смотрит себе под ноги, а мать, стараясь прикоснуться к священнику, словно к соломинке, иногда припадает к тебе, прижимается головой к груди и плачет. Господи помилуй, как же они страшно плачут. Это не то, чтобы крик, а точно всхлипывает и подвывает маленькая обижаемая всеми собачонка.

А ты ничего не можешь сделать, самое главное, ты не можешь о нем молиться, и утешить никак не можешь. Можешь только гладить ее по руке и плакать вместе с человеком. Потом самоубийцу хоронят, и в храме появляется новая прихожанка, которая приходит на все службы, потому что молитва — единственное средство, чтобы не сойти ей с ума. Она не может, подобно мужу, уйти в запой, она уходит в молитву. Черная одежда — это теперь ее одежда на годы. Она часто исповедуется, винит себя во всем, что произошло с ее сыночком. Приходится постоянно уже от нее отгонять мысль отправиться вслед за сыном.

Эта борьба длится месяцев семь-восемь. Потом женщина приходит реже. Проходит еще несколько месяцев, мать приходит в себя, вновь начинает здраво рассуждать, ее жизни больше ничего не угрожает. И она уходит из храма, обыкновенно навсегда. Но я никого не осуждаю, ведь это невыносимо тяжело не иметь возможности помолиться об ушедшем".

Это невыносимо тяжело — не сметь помолиться. И Церковь, в конце концов, решилась разделить страшное бремя вместе с родными самоубийцы, подставить плечо там, где не поддержит никто другой.

"Всем правящим архиереям приходится сталкиваться с таким явлением, когда скорбящие родственники лица, покончившего с собой, обращаются с просьбой о его отпевании. Полагаю, что здесь необходимо ввести единую практику, дабы избежать злоупотреблений — как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений. В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах", — сказал патриарх Кирилл в 2011 году в преддверье архиерейского собора.

Стоит отметить, что в некотором смысле "чин молитвы за самоубийц" у Церкви уже есть. Это молитва мученику Уару, которому, в обход всех правил, молятся и за самоубийц, и за некрещеных. Но следует оговориться — это те молитвы, которые каждый читает строго один, келейно — то есть не общецерковно. И далеко не всех священник благословит читать эти молитвы.

Некоторые эксперты поспешили заявить, что Церковь приспосабливается под современный мир, в котором проблема самоубийства стоит очень остро.

"Это новое решение для РПЦ, — рассуждает в этом духе научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. — До этого было строгое разделение: если человек покончил жизнь самоубийством — церковь прекращает за него молиться. Церковь осознала, что живет в новом мире. В XIX веке это была редко встречающаяся вещь, а сейчас у России один из самых высоких рейтингов по самоубийствам. Это проблема, касающаяся многих семей, которыми в условиях, когда люди редко посещают церковь, пренебрегать не стоит. На уровне локальных общин священники уже давно пытаются придумать, как приспособить эту проблему к современным реалиям".




Top