Почему у иуды не было детей. II группа: Причины предательства Иуды с точки зрения философии экзистенциализма

Урок-творческая мастерская по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот"

Тема: «Иуда Искариот»-рассказ о …»

Цели:

    Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

    Развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать.

    Воспитывать тактичность и уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.

Оборудование: мультимедиа система.

Практическое обеспечение: компьютерная презентация по роману Леонида Андреева “Иуда Искариот”

Эпиграф: И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал!

А.С.Пушкин.

I.Приветствие. –Здравствуйте,ребята,садитесь.Предлагаю обменяться друг с другом добрыми словами по цепочке. (Каждый,начиная с меня,говорит соседу что-то приятное,последний обращается к учителю):

Добрый день,Оля, мне очень приятно тебя видеть…..

Спасибо. Приятно, правда? А многие услышали в ответ «спасибо»? не забываем благодарить.

II .Разминка.- А теперь активизируем мыслительную деятельность.Условия игры:я задаю вопрос-вы даёте мгновенный ответ. Всё понятно? Начали:

То,что греет(солнце,рукавицы,доброта…)

Тот,кто всегда поймёт(Мама,друг…)

То,что далеко,хотя и близко(Небо и земля,31 декабря 1 января, река и берег…)

То,что не догонишь(горизонт,тень,время)

То,что светит,но не греет(Луна,сосулька,бриллиант,если не на руке,а на витрине…)

То, что нужнее всего(Деньги,доброта,родные…)

III .Объявление темы урока

Ну что же,воображение мы подключили, разогрелись? Переходим к теме урока. Итак, тема нашего урока: «Иуда Икариот»- рассказ о…»? Вместо многоточия оставьте,пожалуйста,место- мы должны будем в ходе урока определиться,о чем же хотел рассказать нам Леонид Андреев.

А эпиграфом служат слова из хорошо известного вам ст-я «Памятник» Пушкина(Читаю)

Работаем с эпиграфом:- В чем же видит свою главную заслугу поэт?Пожалуйста,смелее,что он такого совершил своими стихами?

Ответы:(чувства добрые пробуждал, восславил свободу, милость к падшим призывал)

Кто они,падшие?(бедные,крепостные,оступившиеся люди)

Кого в рассказе можно назвать падшими?(Мария Магдалина -блудница в прошлом, сам Иуда-предатель)

Что значит милость,приведите синонимы?(Милосердие,сочувствие,сострадание)

-Скажите,а мир,в котором мы живём жестокий или милосердный?

Ответы детей:

Презентация политолога Маши «Терроризм сегодня»(Маша делает вывод)

Сообщение газетного обозревателя Оли « Работает ли милосердие сегодня?»

IV .Анализ рассказа.

Из выступления девочек ясно,что о милосердии надо говорить и сегодня, взращивать эти чувства добрые в своих сердцах.Этой же цели служит рассказ Андреева или просто в нём повествуется о предательстве Иуды?

Учитель:

В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…
Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека.Буквально вчера президент нашего государства В.В.Путин в своём обращении к Федеральному собранию особо выделил необходимость возрождать духовность,возвращаться к понятиям Добра,Сострадания,Милосердия…

И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном, о Добре и Зле, о Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечно и сделало Вас еще добрее и чище…
Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах,поднятых в рассказе.

Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.

II.Слово о Л.Н.Андрееве –Итак,кто же он,писатель Леонид Андреев?Слово биографу Оксан.

(Слайд 2. Портрет Л.Андреева)

Сообщение Оксаны, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.

III. Активизация учебной деятельности

Учитель. Ребята, используя все свои знания расскажите, что вы знаете об Иуде.

Предполагаемые ответы:

Один из…(апостолов)..
– Предал …(Иисуса).
– Ведал…(расходами Христа).
– Носил(“Денежный ящик” для подаяний).
– Пошел к первосвященникам и предложил (за 30 серебряников предать Христа.)
– Иисус узнает об измене на (тайной вечере.)
– Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и помогает опознать Христа в ночной темноте(Своим поцелуем).
_Что Иуда делает с 30 сребренниками?(возвращает 30 сребреников своим нанимателям.)

Учитель. Таким образом вы воспроизвели сюжет Библии и повести. С самого начала и на протяжении ее рефреном звучат слова “Иуда предатель”. Л.Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию Л.Андреева.

IV. В творческой лаборатории писателя.

(Слайд 3. Иуда)

Учитель. Итак, поветь состоит из 9 глав. Дайте полный связный ответ на блок вопросов.

Что узнали об Иуде из повести?
– Как к нему относились люди?
– Почему у него не было детей7
– Как ученики объясняли желание Иуды приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?
– Почему Иисус принял Иуду? Как к этому отнеслись ученики?

Предполагаемый ответ.

Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – называли его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”.
В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…Но Иисус готов принять любого,как врач,он стремится помочь особенно тем, кто болен.А Иуда болен-больна его душа.

Посмотрим, что говорят критики по этому поводу. Слово литературному обозревателю.

V.Сообщение Саши «Рассказ «Иуда Искариот» в русской критике.

Проникновение в подтекст произведения, трактовка отдельных сцен и повести в целом.

Зачитайте описание портрета Иуды. Какое значение он имеет для понимания смысла повести?

Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову -- как раз такой, каким представляли его знающие. Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки думать при ходьбе и от этого казался ниже, и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха, и часто слова Иуды хотелось вытащить из своих ушей, как гнилые, шероховатые занозы. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в припадке робости или волнения Иуда закрывал свой живой глаз и качал головой, этот качался вместе с движениями головы и молчаливо смотрел. Даже люди, совсем лишенные проницательности, ясно понимали, глядя на Искариота, что такой человек не может принести добра, а Иисус приблизил его и даже рядом с собою -- рядом с собою посадил Иуду.

Внушал недоверие, тревогу. Такой человек не может нести добро.

- Попробуем коллективно составить синквейн на тему»Иуда»:

Иуда.

Хитрый,коварный.

Обманывает,крадёт,предаёт.

Иуды следует остерегаться.

Предатель.

VII. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента.

(Слайд 7. Поцелуй Иуды)

О чем свидетельствует эпизод?

Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.)

VIII. Задание на осмысление текста.

Как закончился суд?Иисуса оправдали,как того ожидал Иуда?

(Слайд 8. Перед синедрионом)

(Слайд 9. У Понтия Пилата)

Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.

IX. Художественный пересказ эпизода. (Индивидуальное домашнее задание).

Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.Найдём этот отрывок.

Его били по лицу, по голове, перебрасывали, как мягкий тюк, с одного конца на другой, и так как он не кричал и не сопротивлялся, то минутами, после напряженного смотрения, действительно начинало казаться, что это не живой человек, а какая-то мягкая кукла, без костей и крови. И выгибалась она странно, как кукла, и когда при падении ударялась головой о камни пола, то не было впечатления удара твердым о твердое, а все то же мягкое, безболезненное. И когда долго смотреть, то становилось похоже на какую-то бесконечную, странную игру -- иногда до полного почти обмана. После одного сильного толчка человек, или кукла, опустился плавным движением на колени к сидящему солдату, тот, в свою очередь, оттолкнул, и оно, перевернувшись, село к следующему, и так еще и еще. Поднялся сильный хохот,… Один раз перед самыми глазами Иуды промелькнуло его смуглое, теперь обезображенное лицо в чаще спутавшихся волос. Вот чья-то рука впилась в эти волосы, повалила человека и, равномерно переворачивая голову с одной стороны на другую, стала лицом его вытирать заплеванный пол….Опять крик и шум. Бьют опять. Не поняли, не догадались и бьют еще сильнее, еще больнее бьют.

X. Выразительное чтение эпизода “Казнь”.

Оживляется внезапно и, улучив мгновение, подбегает к Иисусу:

Я с тобою,-- шепчет он торопливо.

Солдаты отгоняют его ударами бичей, и, извиваясь, чтобы ускользнуть от ударов, показывая солдатам оскаленные зубы, он поясняет торопливо:

Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда!

Вытирает с лица кровь и грозит кулаком солдату, который оборачивается, смеясь, и показывает на него другим. Ищет зачем-то Фому -- но ни его, ни одного из учеников нет в толпе провожающих. Снова чувствует усталость и тяжело передвигает ноги, внимательно разглядывая острые, белые, рассыпающиеся камешки.

Когда был поднят молот, чтобы пригвоздить к дереву левую руку Иисуса, Иуда закрыл глаза и целую вечность не дышал, не видел, не жил, а только слушал. Но вот со скрежетом ударилось железо о железо, и раз за разом тупые, короткие, низкие удары,-- слышно, как входит острый гвоздь в мягкое дерево, раздвигая частицы его...

Одна рука. Еще не поздно.

Другая рука. Еще не поздно.

Нога, другая нога -- неужели все кончено? Нерешительно раскрывает глаза и видит, как поднимается, качаясь, крест и устанавливается в яме. Видит, как, напряженно содрогаясь, вытягиваются мучительно руки Иисуса, расширяют раны -- и внезапно уходит под ребра опавший живот. Тянутся, тянутся руки, становятся тонкие, белеют, вывертываются в плечах, и раны под гвоздями краснеют, ползут -- вот оборвутся они сейчас... Нет, остановилось. Все остановилось. Только ходят ребра, поднимаемые коротким, глубоким дыханием.

На самом темени земли вздымается крест -- и на нем распятый Иисус. Осуществился ужас и мечты Искариота,-- он поднимается с колен, на которых стоял зачем-то, и холодно оглядывается кругом. Так смотрит суровый победитель, который уже решил в сердце своем предать все разрушению и смерти и в последний раз обводит взором чужой и богатый город, еще живой и шумный, но уже призрачный под холодною рукою смерти.

(Слайд 10. Распятие)

Учитель. Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих “Распни” так же громко, как и “Осанна”.
Образ Иуды неоднозначен. Он решил доказать Христу свою безграничную любовь,но способ выбрал не тот,желая возвеличить Иисуса,он забыл, что Бог в этом не нуждается,так как не может быть поруган.Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.
Иуду ожидают за его грех страшные испытания и “жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал.
“Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?”
Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.Уходит страшно,позорно,тело его бросают,сняв с дерева,в яму,куда бросают мусор.хлам и мёртвых животных. Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти.

(Чтение этого эпизода учителем)

Наконец добрался Иуда до вершины и до кривого дерева, и тут стал мучить его ветер. Но когда Иуда выбранил его, то начал петь мягко и тихо,-- улетал куда-то ветер и прощался.

Хорошо, хорошо! А они собаки! -- ответил ему Иуда, делая петлю. И так как веревка могла обмануть его и оборваться, то повесил он ее над обрывом,-- если оборвется, то все равно на камнях найдет он смерть. И перед тем как оттолкнуться ногою от края и повиснуть, Иуда из Кариота еще раз заботливо предупредил Иисуса:

Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус.

И прыгнул. Веревка натянулась, но выдержала: шея Иуды стала тоненькая, а руки и ноги сложились и обвисли, как мокрые. Умер. Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота, Предатель.

Всю ночь, как какой-то чудовищный плод, качался Иуда над Иерусалимом, и ветер поворачивал его то к городу лицом, то к пустыне -- точно и городу и пустыне хотел он показать Иуду. Но, куда бы ни поворачивалось обезображенное смертью лицо, красные глаза, налитые кровью и теперь одинаковые, как братья, неотступно смотрели в небо. А наутро кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль.

И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, а на другой день узнал о ней весь Иерусалим. Узнала о ней каменистая Иудея, и зеленая Галилея узнала о ней, и до одного моря и до другого, которое еще дальше, долетела весть о смерти Предателя. Ни быстрее, ни тише, но вместе с временем шла она, и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все -- добрые и злые -- одинаково предадут проклятию позорную память его, и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей -- Иуда из Кариота, Предатель.

Ребята, а не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл христианства? Я думаю именно так!Вот почему эта история не столько о предательстве, сколько о « милости к падшим» Согласны? Так об Иуде ещё никто не говорил.(Дописываем слово в тему урока)

XII. Итог урока.

Учитель. Человек не может не верить. Иначе – его душа искажена. Самые важные жизненные проблемы мы решаем, опираясь на Веру. С ней связаны понятия Верность, Доверие, Уверенность. Вера несет человеку свет, и тогда он не разрушает, а созидает.
В.А.Сухомлинский с болью отмечал: “Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение душ… от потери веры. Становиться неверующим ни во что – это же страшно. Не верить в добро! Не верить в святыни! Значит, не верить самому себе!".

-Составим синквейн «Иуда»снова, может, что-то поменялось.(каждый сам)

(Иуда.

Ужасный,несчастный.

Подличает,крадёт,льстит.

Хочет доказать,что любит Христа.

Падший.)

Презентация Андрея «Милосердие в русском искусстве»

Заключит слово учителя:

«Иуда Искариот» Леонида Андреева - одно из величайших произведений русской и мировой литературы. Оно обращено к человеку. Оно заставляет задуматься - о том, что такое истинная любовь, подлинная вера и страх смерти. Леонид Андреев словно бы спрашивает - ничего ли мы здесь не путаем? Не прячется ли за нашей верой страх смерти? И много ли веры в нашей любви? Задуматься и почувствовать.

«Иуда Искариот» - одно из величайших художественных произведений, о котором, к великому сожалению, знают не многие. Почему? Вероятнее всего, тут две причины…

Во-первых, герой книги - Иуда Искариот. Он предатель. Он продал Иисуса Христа за тридцать серебряников. Он - самый худший из всех самых худших людей, когда-либо живших на этой планете. Можно ли относиться к нему иначе? Нельзя! Леонид Андреев искушает нас. Это неправильно. И как-то даже совестно читать что-то иное… Как - Иуда Искариот - хороший?! Бред! Бред! Не может быть!

Впрочем, есть и вторая причина, почему «Иуда Искариот» Леонида Андреева так незаслуженно, а может быть даже и намеренно забыт всеми. Она спрятана глубже, и она еще страшнее… Представьте на секунду, что Иуда - хороший человек. И даже не просто хороший, а более того - первый среди лучших, ближайший ко Христу. Задумайтесь… Страшно. Страшно, потому что не понятно, кто тогда мы, если он хороший?!

Да, когда в произведении звучат такие вопросы, ему трудно рассчитывать на место в хрестоматии и хотя бы на пару часов школьной программы. Но нужно.

* * *

Конечно, «Иуда Искариот» Леонида Андреева - это не богословское произведение. Отнюдь. Его книга не имеет ровным счетом никакого отношения ни к вере, ни к церкви, ни к библейским персонажам как таковым. Автор просто предлагает нам взглянуть на хорошо известный сюжет с другой стороны. Он заставляет нас увидеть пугающую бездну там, где нам все уже объяснили, где все уже казалось нам абсолютно понятным и определенным. «Вы поторопились», - словно бы говорит Леонид Андреев.

Нам кажется, что мы всегда можем с точностью определить мотивы человека. Например, если Иуда предает Христа - значит, рассуждаем мы, он плохой человек, и он не верит в Мессию. Это же так очевидно! А то, что апостолы отдают Христа фарисеям и римлянам на растерзание, так это потому, что они, напротив, верят в Иисуса. Его распнут, а Он воскреснет. И все уверуют. Это же так очевидно!

Но что если все наоборот?… Что если апостолы просто струсили? Струсили, потому что, на самом деле, они не верят в своего Учителя? А что если Иуда и не думал предавать Христа? Но лишь выполнил Его просьбу - взял на себя тяжкий крест «предателя», чтобы заставить людей очнуться?

Нельзя убивать невинного, рассуждает Иуда, а разве Христос в чем-то повинен? Нет. И когда люди поймут это, они встанут на сторону Добра - они защитят Христа от расправы, но на самом деле защитят то Доброе, что есть в них самих!

Уже более двух тысяч лет верующие целуют крест, приговаривая: «Спаси и сохрани!» Нам привычно думать, что Христос пошел на смерть, чтобы искупить наши прегрешения. По сути, он жертвует собой ради нас, с нашего молчаливого согласия. Постойте… Но если бы ваш любимый человек решился на такой поступок, разве бы вы не остановили его? Разве бы вы допустили его смерть? Разве бы вы не положили свою голову на плаху?

Если бы перед вами стоял выбор - ваша жизнь или жизнь любимого вами человека, вы бы, не задумываясь, расстались со своей. Если, конечно, вы по-настоящему любите… Любили ли апостолы своего Учителя?… Верили ли они сами себе, когда говорили: «Мы любим Тебя, Учитель!» Во что они верили?…

Нет, это не богословская книга. Она о вере, о страхе о любви.

XIII. Домашнее задание. –Сочинение объёмом не более100 слов «Для чего нужно милосердие сегодня?

и подвиг --

все начинается с любви...

Весна шепнет тебе:

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!

Не знаю, как уж я читала много раз Библию, но такого про Иуду не помню. Поэтому решила сохранить информацию в дневнике.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Мало кому известно существующее на Востоке предание об Иуде. Да и что о том теперь говорить. Факты его биографии легко могли быть сокрыты. Но для того, чтобы разобраться в той далекой и одновременно вечно близкой ситуации, бывшей в 33 году от Рождества Христова в Иерусалиме, сравнительно недавно, в ХIХ веке было явлено повествование преподобного Нила Мироточивого, подвизавшегося на Святой горе Афон в ХVI веке. Речи его названы "посмертными вещаниями". Все они были записаны и составили объемистую книгу в пятьсот с лишним страниц, охватывающую тему Всемирной истории от Сотворения Мира до Апокалипсиса. Книга эта издана на Афоне, там же была переведена на русский язык с греческой рукописи. Наверное, читателю интересно узнать, почему преподобный Нил назван "Мироточивым". Ответ прост: на Афоне существует обычай по прошествии трех лет после кончины инока открывать его могилу и по внешнему виду останков делать выводы о его посмертной участи, чтобы в случае необходимости усиленно за него молиться. Преподобный Нил, подвизаясь в труднодоступной горной пещере, по своему смирению, просил не открывать после смерти его могилу. Но Прославляющий Своих угодников прославил преподобного излиянием целого потока благоуханного святого мира из расщелины в скале, где находилась келия святого и были погребены его останки. Миро столь обильно изливалось в море, что со всего православного Востока приходили корабли с паломниками увидеть чудо своими глазами. Ну, как тут было не назвать преподобного Мироточивым. Судите после этого сами, есть ли основания не доверять его свидетельствам, записанным афонскими монахами.

Открываем книгу и читаем: "Глава ХI. Иуда предатель, как пример несказанного терпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности, апостольство и хозяйственная должность у апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить милосердие Христово; лукавые побуждения, вызвавшие предательство и самоубийство". Таково заглавие. Само повествование сжато освещает лишь основные моменты жизни Иуды.

"Иуда происходил из селения Искария. Имя отца его — Ровель (по другим повествованиям — Рувим-Симон из колена Данова. — Ред.). Перед зачатием Иуды мать увидела страшный сон и с криком проснулась. На вопрос мужа она сказала, что видела, будто зачнет и родит мужеский пол и будет он разрушителем рода Иудейского. Муж же укорил ее за веру в сны. В ту же ночь она зачала".

О, если бы жена Ровеля, к которой было обращено сонное видение, могла знать, что ждет ее впоследствии, она бы с ужасом убежала. Но почему не к мужу было обращено страшное предсказание? Возможно, оно подействовало бы лучше. По всей вероятности, обращаться к мужу было столь же бессмысленно, как к камню. Если человеком владеют такие страсти, как сребролюбие и сластолюбие, то они, словно двойная стена, закрывают от души все духовное. Но самое ужасное в том, что состояния душ мужа и жены в подобные моменты являются как бы трафаретом для души зачинаемого ребенка. А воспитание родителями только закрепляет унаследованные качества.

"Ввиду того, что воспоминаемый сон продолжал устрашать ее (жену Ровеля), они согласились с мужем выкинуть ребенка на волю судьбы, сделали ящик, положили в него младенца и бросили в озеро Генисаретское. Напротив Искарии находился небольшой остров, на котором зимой пасли овец и жили пастухи, к ним-то и принесло ящик с младенцем; пастухи вынули его из воды, накормили ребенка овечьим молоком и отдали некой женщине вскормить его; эта женщина назвала ребенка Иудой".

Поведение родителей Иуды говорит об их эгоизме и отсутствии богобоязненности. Страшный сон не помешал им зачать ребенка, но стал помехой для его воспитания. Какая же мать решится сразу после рождения избавиться от младенца! То, что отец не препятствовал ей в этом, говорит либо о ее влиянии на мужа, либо о его абсолютном равнодушии к жизни сына, или о том и другом вместе. Но, может быть, Иуда был провиденциально оторван от родителей и выращен простой женщиной. Ведь именно первые семь лет имеют особое значение в жизни человека, их отпечатки нестираемы, они во многом влияют на душу. Простой нрав трудовых людей, красота природы могли бы позитивно воздействовать на характер Иуды. И, возможно, именно эти детские годы, память о них даст Иуде импульс изменить себя после осознания уже в зрелых годах всей драмы своей жизни. Хотя катастрофа, постигшая его в первые часы после рождения, отзовется нелогичностью поведения (подобно родительской) и богоборческой направленностью сознания.

"Когда же он (Иуда) несколько подрос, пастухи взяли его от кормилицы и привезли в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь в приемыши; тут повстречался с ними отец Иуды — Ровель, не ведая, что это его сын, взял его к себе в приемыши".

Долгое отсутствие детей в семье вынудило Ровеля принять такое решение. В Иудее бездетность считалась огромным пороком и была предметом ядовитых насмешек.

"Отец и мать очень полюбили Иуду, который был лицом весьма красив, и, скорбя о брошенном в воду сыне, усыновили его. После этого родился у них сын, и Иуда стал завидовать ему, опасаясь, как бы не лишиться из-за него наследства, ибо Иуда по природе был зол и сребролюбив. Он стал беспрестанно обижать брата и бить его, за это родители часто наказывали Иуду, но тот все более и более разжигался завистью к брату, увлекаясь страстью сребролюбия, и наконец, воспользовавшись однажды отсутствием родителей, умертвил брата. Схватив камень, он убил его, а затем, испугавшись последствий, бежал на тот остров, на котором его вскормили".

Вот таким образом закончилось пребывание Иуды в родительском доме. Казалось бы, поведение Иуды-подростка неадекватно. Но это только с точки зрения приземленного человека. Что им руководило? Будучи расчетливым, он ведь понимал, что убив своего брата, и сам лишится всего, и что оставаясь в доме родителей, он не сможет скрыть своего злодеяния. Иудой владела метафизическая злоба, не поддающаяся человеческому объяснению. Здесь смесь безумия и тонкого расчета. Ему остается единственный выход — бежать от себя в "новую" жизнь и начинать приспосабливаться к другой, "отрывая" от себя прошлое.

"Бежал на тот остров, на котором его вскормили, и здесь поступил в услужение в эллинский дом, в котором, в конце концов, вошел в прелюбодейную связь с женой сына хозяина".

Как явствует из повествования, его преступная связь с этой женщиной тянулась во время отсутствия ее мужа, находящегося в долгом путешествии. Возвратившийся муж без слов понимает, что произошло, увидев беременную жену. Муж любовницы был убит Иудой весьма коварным способом.

"Иуда пошел искать его во всем доме вверху и внизу, и наконец, видит, что он в раздумье сидит на верху кровли. Увидев его сидящим на высоте, стал размышлять Иуда, каким бы образом свергнуть его вниз, чтобы тот никому не сказал о беззаконии; и, обдумав, нашел способ: там был столб, на котором держалась крыша, где сидел муж; Иуда подкопал под основание, привязал к столбу толстую веревку и потянул за веревку всеми силами, и упал столб вместе с человеком и террасой".

Здесь интересно отношение жены убитого к сложившейся ситуации. Она тут же заявила Иуде, что теперь он обязан на ней жениться, иначе она огласит его деяния. "Лишь бы был муж", — считала она. А то, что этот муж — негодяй, для нее было неважно. Удивительно ли — скорее закономерно, но ребенок, родившийся от этой любодейной связи, стал разбойником. Тем самым, распятым ошую Креста Господня, чьи слова записаны на века: "Если Ты Сын Божий, сойди со креста, спаси Себя и нас..."

Ровель... Иуда... Разбойник... Одно и то же: сребролюбие и любодеяние, преждевременная нехорошая смерть. Важно отметить, что любовь и любодеяние — понятия неблизкие. И если любодеяние подразумевает отправление своих животных нужд без особого выбора партнера, то любовь, напротив, является чуть ли не равнозначной понятию "выбор", включая в себя еще и самопожертвование. Конечно же, ни любви, ни особой привязанности к любовнице у Иуды не было, и он не желал отвечать за произведенное потомство. Да и влекло его совсем другое: жажда власти и богатства не позволила бы ему жить простой безызвестной жизнью. И он устремился туда, где, обладая определенными качествами, надеялся найти и действительно приобрел высокое общественное положение.

"В Иерусалиме Иуду приняли во дворец Ирода (по другим источникам — Пилата. — Ред.), где Ирод полюбил Иуду за ловкость и красивую внешность; Иуда стал управителем дворца и покупал все потребное".

Странно звучит — "за красивую внешность". За это любят женщин, но никак не мужчин. Дела, в которых Иуда проявил свою ловкость, теперь уже не представляется возможным узнать, поскольку повествование об этом умалчивает. Можно только догадываться о том, как смог "человек с улицы" оказаться во дворце царя, да и еще в такой чести.

Вернемся к родителям Иуды. Что с ними стало после потери детей? "Родители же его, не зная, что он убил их сына, и видя, что он без вести пропал, скорбели о нем. Так прошло много времени, наконец произошли в Искарии великие смуты, так, что Ровель с матерью Иуды переселились в Иерусалим и купили себе дом с прекрасным садом, рядом с дворцом Ирода".

И снова пересеклись судьбы родителей и их злополучного сына. Времени прошло уже много. Иуда стал взрослым человеком, и они вряд ли смогли его узнать. Он достиг того, к чему стремился: власти и богатства, даже при отсутствии знатности рода (как он думал, не ведая тайны своего происхождения). Трагическая встреча произошла в доме его отца, в саду которого Иуда углядел удивительные цветы. Он их вознамерился присвоить, войдя в дом Ровеля без приглашения и сорвав цветы, называемые "ароматы". Жена Ровеля не посмела противоречить царскому человеку, а столкнувшийся с Иудой в дверях отец вступил с ним в перебранку.

"Отец, увидев в руках Иуды ароматы, спросил: "Зачем сорвал ты эти благоухания?" Иуда же с великой дерзостью отвечал: "Нужны они мне, что спрашиваешь?" Отец же, когда услышал такое слово от Иуды, разгневался и сказал: "Тебе нужны, а мне не нужны?" (Потому и) Христос изрек Иуде: "Оставь, оно Мне нужно на время погребения Моего..." (говоря о драгоценном мире). Иуда же сказал отцу: "Как разговариваешь ты со мною, не знаешь разве, что я царский человек?" Отец же сказал ему: "Пусть ты и царский человек, зачем же дерзко говоришь так мне? Что мне бояться? Как смел ты взойти в дом мой и взять вещь без спросу", — и попытался отец отнять цветы из рук Иуды. Иуда же, будучи заносчив и горд, не перенес слов отца своего, не позволил выслушать от него даже малого слова, тотчас схватил в руки камень и, ударив им по голове, убил своего отца — отцеубийца Иуда!.."

Как же отреагировал на происшедшее царь Ирод, когда узнал о случившемся? Был крайне недоволен и возмущен его поступком. "Иуда же, будучи лукав, прибег к защите ходатаев; и пошли вместе с ним (дворцовые люди к царю за него заступаться); повелитель же, увидав, что возмутились дворцовые люди, смутился, оказал ему снисхождение, пожалел его и, согласно закону, повелел, чтобы он взял себе в жены жену убитого мужа. Иуда, как сосуд лукавый зла, принял это; мать же не желала и говорила, что берет другого, а этого не хочет, но повелитель грозно повелел ей, дабы она не смела брать другого, но только этого. Ввиду такой беды, мать, не желая, приняла его, и взял Иуда мать свою себе в жены".

Почему Иуда решил жениться на этой уже немолодой женщине, которая, конечно, не была им любима и которая, само собой, не могла любить его. Ведь он мог, ссылаясь на неприязнь к нему жены убитого, опротестовать решение Ирода, пользуясь своими дворцовыми связями. Как можно жениться на женщине, у которой есть все основания ненавидеть убийцу своего мужа. Можно заключить, что в данном случае имел место сложный психопатологический комплекс.

"...И родился у них сын". Теперь понятно, почему предшествующий зачатию Иуды страшный пророческий сон не помешал ей все-таки его зачать... "Случайно в беседе с женой открывается, что они суть кровные — сын с матерью..."

Страшно представить, что пережили эти двое, выяснив наконец все. "И познал Иуда беззаконие свое, то есть что он взял в жены мать свою, убив ее мужа, который был отцом ему, и убив отрока, который был брат ему, узнал из слов матери своей, так как раньше о сем не знал; и услышал, что Иисус учит в окрестностях Иерусалима, призывает грешников к покаянию, пошел, нашел Его и присоединился к Нему, чтобы следовать за Ним".

Все мерзости, какие можно было сделать в течение своей жизни, Иуда совершил. Но вот она, трагическая двойственность, что носит в психиатрии название "расщепление личности": порыв к покаянию и опять... обращение на круги своя. А какой шанс был дан Иуде!

"Увидав сего Иуду, Иисус Христос понял, что он — человек доброненавистный, зломышленный и злообразный, но принял его с великой радостью, дабы уврачевать душу Иуды. И возвел Иуду Христос в распорядители над всеми апостолами, чтобы он распоряжался всем; и приказал апостолам Христос: все потребное для плоти, в чем нуждаетесь, спрашивайте у Иуды".

Почему так было сделано? Надо думать, что для искупления грехов, чтобы то, в чем был особенно грешен, было исправлено соответствующей добродетелью: жадность — щедростью, тщеславие — безвестностью, властолюбие — уничижением, невоздержанность — целомудрием и т.д. И это можно было выполнить, но, как оказалось, не Иуде.

"Иуда, оставив мать, пошел ко Христу с намерением покаяться, был взят Христом в ученики, сделан казначеем и распорядителем, но по сребролюбию своему продолжал похищать деньги и тайно отсылать их матери, якобы ради пропитания ее".

Что это — нежная забота о матери или запасной вариант? Необходимо напомнить, что иудеи того времени, прекрасно знавшие пророчество Даниила, жили ожиданием прихода Мессии, но в образе воина-правителя, который должен принести независимость Иудее и сделать ее сильным государством. Такой грубо материалистический подход к царству Мессии заметен даже в речах апостолов до сошествия на них Святого Духа. Надо полагать, что Иуда не отличался высокой духовностью и, разумеется, его снова стала привлекать мысль о роли важного царедворца, которым он может стать в будущем царстве Мессии. Привычки взяли верх. Интересный психологический момент: когда сластолюбивый человек вынужден вести воздержанную жизнь, на передний план у него выходят жажда власти и честолюбие.

"Не ограничился он тем, что имел власть внешнего распоряжения над всем мирским, — говорим: над сокровиществованием, продажей и покупкой, но возжелал захватить в свое распоряжение и внутренний обмен; говорим: желал Иуда возбранить людям приносить Христу веру, миро и Божественную славу, то есть не хотел давать людям чтить Христа, как Бога, славить Его, как Бога, и возливать на Него драгоценное миро..."

Неприязнь Иуды к Христу стала расти день ото дня, когда он понял, что не будет Христос правителем земного царства. Что властьимущие составили сговор и Христу, а возможно, и апостолам грозят казнь, изгнание, заключение. Плотоугодливая жизнь наложила на Иуду свою печать, а он не использовал дарованную ему возможность стереть ее. Он уже сделал свой выбор. Предательство было ему ближе, нежели самопожертвование. Иуда нуждался в тридцати сребрениках? Конечно же, нет. Но привычка — вторая натура. Привычка все и всех продавать.

Грехи простить может только Бог, если к Нему обращаются со смиренной просьбой об их прощении, поскольку лишь Он творит чудеса. А что такое чудо? Это явление, выходящее из рамок естественных законов как физического мира, так и духовного. Лишь особым благоволением Божьим возможно выйти живым из огня, пройти по воде как по суху, упав с высоты, не разбиться или, нарушив законы духовного мира, не понести за это закономерное наказание. А иначе возмездие за грех неотвратимо.

Вслушаться только: "Кого я обниму и облобызаю, Того хватайте". Этим все сказано. Может быть, то, что последовало за этими словами, и приснилось матери Иуды в роковую ночь?

Не верил Иуда, что Иисус есть Христос, по огрубению своей души. Стены, воздвигнутые из сребролюбия и сластолюбия, не давали пробиться в его душу ничему духовному. Не мог он и покаяться. Находясь уже на Кресте, Господь ждал, жаждал прихода к Нему Иуды. Но Иуда не пришел, потому что не верил.

Даже дерево, послушное воле Господней, не давало Иуде повеситься. Два раза склонялись ветви его до земли, мешая исполнению замысла. Лишь на третий раз было попущено Иуде привести свой приговор в исполнение.

"Скажи теперь, чего ради пришел Иуда ко Христу повидать Его? Ради своей гибели или спасения? Если для спасения, то почему погиб злосчастный? Потому что не имел твердой веры пренетвердейший (пренепостояннейший)".

Этими словами преподобный Нил Мироточивый закончил свое повествование о евангельском Иуде.

"Наука и Религия"

В Посмертная судьба Иуды Искариота. Мнение эзотериков

Платон Васильев
Иуда Искариот, бросающий серебреник

Почему Иуда Искариот оказался в аду несмотря на то, что раскаялся

Почему посмертие у Иуды было таким страшным? Он же покаялся. "Согрешил я предав кровь невинную". А если не покаялся, то как же он тогда вышел потом из преисподней?

Всё страшное и все страдания грешников – не от Бога и не от Христа, а от демонов, которым страдания живых существ нужны для восполнения жизненных сил. И от демонического элемента в законах посмертного воздаяния нельзя ожидать какой-либо "справедливости" и учёта самого факта покаяния.

(1) Факт раскаяния/покаяния, (2) реальное внутренне изменение свойств человека, которое не может быть быстрым, и (3) развязывание кармы – разные вещи. Покаяние полезно для направления движения души по восходящему пути. Развязыванию кармы, которая привязывает к мирам возмездия оно может лишь косвенно способствовать, созданием условий, чтобы это постепенно происходило при жизни, чтобы формировался противовес и т.д. Непосредственно кармические связи, созданные деяниями человека, покаяние если и разрывает, то лишь в малой степени, а для грехов такого масштаба, как у Иуды, затрагивающих глобальный ход метаистории, воздействие акта покаяния на карму пренебрежимо мало.

Отсюда понятен и характер возмездия Иуды. Христос своих распинателей простил, и мучения Иуды Ему, конечно, не нужны. Поэтому лично Христос прилагает усилия, чтобы поднять Иуду из преисподней, как о том пишет Д.Андреев (РМ 3.1.14); но даже это потребовало многих столетий, и поэтому традиционные представления об Иуде в аду – тоже верны. Преданный спасает предателя, который раскаялся (Мф 27:3) и более не предатель. Этот пример лучше всего показывает ошибочность теории вечного ада, которая уничтожает в посмертии свободу воли, и утверждает, будто бы грешник не может измениться внутренне.

Раскаяние раскаянию – тоже рознь, и в случае Иуды понятно, что только в посмертии он мог осознать свой поступок во всей полноте и раскаяться в нём.

Между прочим, для того, чтобы освободиться из преисподней, покаяние не является необходимым (только из этого не следует делать "вывод", что освободившийся, не осознав ошибок, "попадает в рай"!). Это, опять же, становится понятно, когда смотришь на возмездие и страдание как на зло, которое демоны стремятся увеличивать, а провиденциальные силы – уменьшать. Для последних абсолютно неприемлем принцип "мучить до тех пор, пока не исправится"; внутреннего просветления насилием – не бывает. Ортодоксальная точка зрения, рассматривающая ад как "справедливое наказание", к сожалению, оправдывает зло.

Почему посмертие Иуды Искариота не привело его на Дно Шаданакара

Почему посмертие Иуды Искариота привело его в один из миров возмездия, а не на само Дно Шаданакара?

Ответ: Иуда не был тёмным вестником, т.е. он не родился с задачей предать Мессию (что Иисусом Христом, конечно же, было бы распознано, и Иуда не сумел бы войти в число приближенных учеников) . Поэтому и нисходящее посмертие его – только в пределах человеческих миров возмездия. Трансфизические слои, позднее превратившиеся в миры возмездия, изначально не созданы демонами (в отличие от Дна Шаданакара), а только подверглись их искажающему действию. Не будь этого искажения, люди, совершившие в жизни ошибки, исправляли бы свою душу при помощи высших сил, и, конечно же, без всякого возмездия, насилия и мучений. Считать, что Дно Шаданакара просто соответствует более страшным злодеяниям – ошибочно.

104673 Голубева А

  • обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков филологического анализа текста;
  • развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся к самообучению (групповые задания творческого характера);
  • воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом; эстетическое восприятие урока (оформление доски).

Оборудование: портрет Л. Андреева, письменные работы учащихся, иллюстрации к тексту произведения.

Эпиграф урока:

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.

А. Ахматова. 1915 г.

Ход урока.

I. Объявление темы урока.

Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева.

Ученики отмечают отличия в содержании:

  • Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает;
  • у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;
  • в Библии ученики заступаются за Христа: “ Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели;
  • и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но “он не столько заботился о нищих, но … был вор”;
  • у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда;
  • общее в языке произведений:

  • притчи, христианские наставления;
  • цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя господне” (6 гл.);
  • часто предложения и в Библии, и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;
  • в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: “разостлали на земле плащи свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений;
  • Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью…
  • Постановка учебной задачи:

    Зачем писатель это делает? Какую мысль до нас хочет донести? На эти вопрсы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

    II. Анализ повести “Иуда Искариот”.

    Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести.

    Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.

    • Каким образом и что мы узнаем о нем?

    Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”.

    То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

    • Как реагирует природа на появление Иуды? Зачитать.
    • Какие чувства вызывает описание природы?
    • (Опять тревогу.) Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).

    В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

    • Как же выглядит Иуда? Зачитать.
    • Что можно сказать о герое по его описанию внешности?

    Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

    • Какое чувство вызывает описание внешности?
    • Как называется этот художественный прием у Л. Андреева?
    • (Экспрессивная образность.)

    Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.

    • А как называют героя в произведении? Кто?

    Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Скажите, почему? (В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства. Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

    Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник:

    Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

    • Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

    “Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица ). А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.) Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Зачитать. Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)

    • Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? Зачитать.

    Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – источник зла.

    • Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?

    Спасает жизнь Иисусу.

    • Чего ожидает Иуда за свой поступок?

    Похвалы, благодарности.

    • А что получил?

    Еще больший гнев Иисуса.

    • Почему?
    • А какова позиция Христа?
    • Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

    Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.

    • Но считает ли Иуда себя грешником?

    Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

    • Что он задумал?

    Предательство.

    • Как он себя ведет, посетив Анну?

    Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает.

    • Как предает?
    • Почему целует?
    • Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу.

    Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.

    • Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?
    • А чего он хочет?

    Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это. )

    • Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя

    Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”.

    • Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?

    Любил Христа, хотел быть с ним.

    • Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?

    Обрекает себя на вечный позор.

    • Еще почему повесился?

    Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Чтение эпиграфа к уроку.)

    • Какие обвинения он бросает в лицо Анне и ученикам? Приведите примеры.
    • Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор?

    Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.

    • Как внешне преображается Иуда?

    “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].

    • Вы согласны с высказываниями Иуды?
    • Кто же Иуда: победитель или побежденный?

    Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.

    • В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями.

    Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.

    • Ваше отношение к Иуде.

    Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

    • Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. А что об этом мы узнаем в книге? Зачитайте.
    • Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А мы как думаем?

    III. Представление учащимися своих исследовательских работ:

    1. Ритмико-интонационный анализ повести Л. Андреева “Иуда Искариот”.

    2. Пространство и время в повести.

    3. Многообразие цвета и его значение в повести.

    По ходу выступлений учащимися составлена следующая модель выступления:

    Рис. 2

    4. Озвучивание модели произведения: чтение авторского стихотворения, написанного по прочтении повести “Иуда Искариот”:

    Под небом вечным – вечная земля
    С добром и злом, предательством, грехами.
    Здесь люди грешные. И души их горя
    В Аду потом, в огне бесстрастном полыхают.
    Но все ж добро, свет, Рай сильней всего!
    Там сном спокойным праведники спят.
    А всем живым век помнить про того,
    Кто был когда-то предан и распят.

    Библейские истории - самая изученная часть мировой литературы, тем не менее они продолжают привлекать к себе внимание и вызывают горячие споры. Герой нашего обзора - Искариот, предавший Искариота как синоним предательства и лицемерия давно стало нарицательным, но справедливо ли данное обвинение? Спросите любого христианина: «Иуда - это кто?» Вам ответят: «Это человек, виновный в мученической смерти Христа».

    Имя - не приговор

    К тому, что Иуда - мы давно привыкли. Личность данного персонажа одиозна и бесспорна. Что касается имени, то Иуда - это очень распространённое еврейское имя, и в наши дни им часто нарекают сыновей. В переводе с иврита оно означает «хвала Господу». Среди последователей Христа есть несколько человек с этим именем, следовательно, ассоциировать его с вероломством, по меньшей мере, бестактно.

    История Иуды в Новом Завете

    В история о том, как Иуда Искариот предал Христа, представлена предельно просто. Тёмной ночью в Гефсиманском саду он указал на Него слугам первосвященников, получил за это тридцать серебряных монет, а когда осознал весь ужас содеянного, не выдержал терзаний совести и удавился.

    Для повествования о периоде земной жизни Спасителя иерархи христианской церкви отобрали только четыре сочинения, авторами которых были Лука, Матфей, Иоанн и Марк.

    Первым в Библии стоит Евангелие, приписываемое одному из двенадцати ближайших учеников Христа - мытарю Матфею.

    Марк был одним из семидесяти апостолов, и его Евангелие относится к середине первого века. Лука не был среди учеников Христа, но, предположительно, жил в одно с Ним время. Его Евангелие относят ко второй половине первого века.

    Последним идёт Евангелие Иоанна. Оно было написано позднее других, но содержит сведения, отсутствующие в первых трёх, из него же мы узнаём больше всего информации о герое нашего повествования, апостоле по имени Иуда. Это сочинение, как и предыдущие, было отобрано Отцами Церкви из более чем тридцати других Евангелий. Непризнанные тексты стали называть апокрифами.

    Все четыре Книги можно назвать притчами, или воспоминаниями неизвестных авторов, так как доподлинно не установлено, ни кто их написал, ни когда это было сделано. Авторство Марка, Матфея, Иоанна и Луки исследователи ставят под сомнение. Фактом же является то, что Евангелий было не менее тридцати, но их не стали включать в каноническое Собрание Священного Писания. Предполагается, что часть их была уничтожена во времена становления христианской религии, а другие хранятся в строгой секретности. В трудах иерархов христианской церкви встречаются упоминания о них, в частности у Иринея Лионского и Епифания Кипрского, живших во втором-третьем веках, говорится о Евангелии Иуды.

    Причина неприятия апокрифических Евангелий - гностицизм их авторов

    Ириней Лионский - знаменитый апологет, то есть защитник и во многом основатель зарождающегося христианского вероучения. Ему принадлежит установление самых основных догматов христианства, как-то: учение о Святой Троице, а также примат Папы Римского как преемника апостола Петра.

    Он высказал следующее мнение относительно личности Иуды Искариота: Иуда - это человек, придерживавшийся ортодоксальных взглядов на веру в Бога. Искариот, как считал Ириней Лионский, боялся, что с благословения Христа вера и установления отцов, то есть Законы Моисея, будет упразднены, поэтому и стал соучастником ареста Учителя. Из лишь Иуда был родом из Иудеи, по этой причине предполагается, что он исповедовал веру евреев. Остальные апостолы - галилеяне.

    Авторитет личности Иринея Лионского не вызывает сомнений. В его сочинениях есть критика в адрес сочинений о Христе, бытовавших в то время. В «Опровержении ересей» (175-185 гг.) он пишет и о Евангелии Иуды как о гностическом произведении, то есть таком, которое не может быть признано Церковью. Гностицизм - это способ познания, основанный на фактах и реальных доказательствах, а вера - явление из разряда непознаваемых. Церковь требует повиновения без аналитических размышлений, то есть агностического отношения к себе, к таинствам и к Самому Богу, ибо Бог априори непознаваем.

    Сенсационный документ

    В 1978 году во время раскопок в Египте было обнаружено захоронение, где среди прочего находился папирусный свиток с текстом, подписанным как «Евангелие Иуды». Подлинность документа не подлежит сомнению. Все возможные исследования, в том числе текстологический и радиоуглеродный методы, выдали заключение, что документ написан в период с третьего по четвёртый век нашей эры. Исходя из приведённых выше фактов, сделан вывод, что найденный документ является списком с того Евангелия Иуды, о котором пишет Ириней Лионский. Конечно, его автор - не ученик Христа апостол Иуда Искариот, а некий другой Иуда, хорошо знавший историю Сына Господня. В этом Евангелии более ярко представлена личность Иуды Искариота. Некоторые события, присутствующие в канонических Евангелиях, в этом манускрипте дополнены подробностями.

    Новые факты

    По найденному тексту выходит, что апостол Иуда Искариот - святой человек, а отнюдь не негодяй, втёршийся в доверие к Мессии с целью обогатиться или прославиться. Он был любим Христом и предан ему едва ли не больше, чем другие ученики. Именно Иуде Христос открыл все тайны Неба. В «Евангелии Иуды», например, написано, что людей сотворил не Сам Господь Бог, а дух Саклас, помощник падшего ангела, имеющий грозный огненный облик, осквернённый кровью. Такое откровение противоречило основным доктринам, которые согласовывались с мнением Отцов христианской Церкви. К сожалению, путь уникального документа, прежде чем он попал в бережные руки учёных, был слишком длинен и тернист. Большая часть папируса оказалась разрушенной.

    Миф об Иуде - это грубая инсинуация

    Становление христианства - поистине тайна за семью печатями. Постоянная жесточайшая борьба с ересью не красит основателей мировой религии. Что такое ересь в понимании священников? Это мнение, противоречащее мнению тех, у кого власть и сила, а в те времена власть и сила были в руках папства.

    Первые изображения Иуды были сделаны по заказу церковных чиновников для украшения храмов. Именно они диктовали, как должен выглядеть Иуда Искариот. Фотографии фресок Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, изображающие поцелуй Иуды, представлены в статье. Иуда на них выглядит низким, ничтожным и отвратительнейшим типом, олицетворением всех самых гнусных проявлений человеческой личности. Но можно ли представить себе такого человека в числе ближайших друзей Спасителя?

    Иуда изгонял бесов и исцелял больных

    Мы хорошо знаем, что Иисус Христос исцелял больных, воскрешал мёртвых, изгонял бесов. В канонических Евангелиях сказано, что этому же Он научил и Своих учеников (Иуда Искариот - не исключение) и велел им помогать всем нуждающимся и не брать за это никаких подношений. Бесы боялись Христа и при Его появлении покидали тела мучимых ими людей. Как получилось, что демоны жадности, лицемерия, предательства и прочих пороков поработили Иуду, если он постоянно находился подле Учителя?

    Первые сомнения

    Вопрос: «Иуда - это кто: вероломный предатель или самый первый христианский святой, ожидающий реабилитации?» задают себе миллионы людей на протяжении всей истории христианства. Но если в Средние века за озвучивание этого вопроса неминуемо полагалось аутодафе, то в наши дни мы получили возможность добраться до истины.

    В 1905-1908 гг. в «Богословском Вестнике» вышел цикл статей профессора Московской духовной академии, православного богослова Муретова Митрофана Дмитриевича. Назывались они «Иуда предатель».

    В них профессор высказал сомнения, что Иуда, веря в божественность Иисуса, мог Его предать. Ведь даже в канонических Евангелиях нет полного согласия относительно сребролюбия апостола. История о тридцати сребрениках выглядит неубедительно как с точки зрения количества денег, так и с точки зрения сребролюбия апостола - слишком уж легко он с ними расстался. Если бы тяга к деньгам было его пороком, то другие ученики Христа вряд ли доверили бы ему распоряжаться казной. Имея в своих руках деньги общины, Иуда мог забрать их и уйти от товарищей. А что такое тридцать сребреников, полученных им от первосвященников? Это много или мало? Если много, то почему жадный Иуда не ушёл с ними, а если мало, то зачем он вообще взял их? Муретов уверен, что сребролюбие не было главным побудительным мотивом действий Иуды. Вероятнее всего, считает профессор, Иуда мог предать своего Учителя по причине разочарования в Его Учении.

    Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917 гг.), независимо от Муретова, высказал аналогичное суждение.

    Хорхе Луис Борхес и в действиях Иуды видели самопожертвование и подчинение воле Бога.

    Приход Мессии по Ветхому Завету

    В Ветхом Завете есть пророчества, рассказывающие о том, каким будет пришествие Мессии - Он будет отвергнут священничеством, предан за тридцать монет, распят, воскрешён, а потом Его именем возникнет новая Церковь.

    Кто-то должен был передать Сына Бога в руки фарисеев за тридцать монет. Этим человеком стал Иуда Искариот. Он знал Писания и не мог не понимать, что делает. Совершив заповеданное Богом и запечатлённое пророками в книгах Ветхого Завета, Иуда совершил большой подвиг. Вполне возможно, что он заранее обсудил предстоящее с Господом, и поцелуй - это не только знак слугам первосвященников, но и прощание с Учителем.

    Будучи самым близким и доверенным учеником Христа, Иуда взял на себя миссию быть тем, чьё имя будет навеки проклято. Получается, что Евангелие демонстрирует нам два жертвоприношения - Господь послал к людям Своего Сына, дабы Он принял на Себя грехи человечества и смыл их Своей кровью, а Иуда принёс себя в жертву Господу, дабы исполнилось речённое через ветхозаветных пророков. Кто-то ведь должен был выполнить эту миссию!

    Любой верующий скажет, что, исповедуя веру в Триединого Бога, невозможно представить человека, почувствовавшего на себе Благодать Господа и оставшегося не преображённым. Иуда - человек, а не падший ангел или демон, поэтому он и не мог быть злосчастным исключением.

    История Христа и Иуды в исламе. Основание христианской Церкви

    В Коране история Иисуса Христа представлена иначе, чем в канонических Евангелиях. Там нет распятия Сына Божия. Главная книга мусульман утверждает, что облик Иисуса принял некто другой. Этот некто и был казнён вместо Господа. В средневековых изданиях сказано, что облик Иисуса принял Иуда. В одном из апокрифов есть история, в которой фигурирует будущий апостол Иуда Искариот. Биография его, если верить данному свидетельству, с детства была переплетена с жизнью Христа.

    Маленький Иуда был очень болен и, когда к нему подошёл Иисус, мальчик укусил его в бок, в тот самый бок, который впоследствии пронзил копьём один из воинов, охранявших распятых на крестах.

    Ислам считает Христа пророком, чьё учение было искажено. Это очень похоже на правду, но Господь Иисус предвидел такое положение вещей. Однажды Он сказал своему ученику Симону: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» Мы знаем, что Пётр три раза отрекся от Иисуса Христа, по сути дела, три раза предал Его. Почему для основания Своей Церкви Он выбрал именно этого человека? Кто больший предатель - Иуда или Пётр, который своим словом мог спасти Исуса, но трижды отказался это сделать?

    Евангелие Иуды не может лишить истинных верующих любви к Иисусу Христу

    Верующим людям, испытавшим на себе Благодать Господа Иисуса Христа, трудно принять, что Христос не был распят. Можно ли поклоняться кресту, если открываются факты, противоречащие записанным в четырёх Евангелиях? Как относиться к таинству Евхаристии, во время которого верующие вкушают Тело и Кровь Господа, принявшего мученическую смерть на кресте во имя спасения людей, если не было мучительной смерти Спасителя на кресте?

    «Блаженны невидевшие и уверовавшие», - сказал Иисус Христос.

    Верующие в Господа Иисуса Христа знают, что Он реален, что Он слышит их и откликается на все молитвы. Это главное. А Бог продолжает любить и спасать людей, даже несмотря на то, что в храмах опять, как и во времена Христа, стоят лавки торговцев, предлагающих купить жертвенные свечи и прочие предметы за так называемое рекомендованное пожертвование, во много раз превышающее себестоимость продаваемых предметов. Лукаво составленные ценники вызывают ощущение близости фарисеев, предавших суду Сына Бога. Однако не стоит ждать, чтобы Христос снова пришёл на землю и погнал палкой торгашей из Дома Отца Своего, как Он это проделал две с лишним тысячи лет назад с торговцами жертвенными голубями и барашками. Лучше верить в Промысел Божий и не впадать в а принимать всё как дар Бога для спасения бессмертных людских душ. Ведь не случайно же Он заповедовал основать Свою Церковь тройному предателю.

    Время перемен

    Вероятно, находка артефакта, известного как Кодекс Чакоса, с Евангелием Иуды является началом конца легенды о злодее Иуде. Пришло время пересмотреть отношение христиан к этому человеку. Ведь именно ненависть к нему породила такое отвратительное явление, как антисемитизм.

    Тора и Коран писались людьми, не привязанными к христианству. Для них история Иисуса из Назарета - лишь эпизод из духовной жизни человечества, причём не самый значительный. А совместима ли ненависть христиан к евреям и к мусульманам (подробности о крестовых походах заставляют ужасаться жестокости и алчности рыцарей креста) с их главной заповедью: «Да любите друг друга!»?

    Тора, Коран и известные, уважаемые христианские учёные не осуждают Иуду. Не будем и мы. Ведь апостол Иуда Искариот, житие которого мы вкратце затронули, ничем не хуже других учеников Христа, того же апостола Петра, например.

    Будущее - за обновлённым христианством

    Великий русский философ основоположник русского космизма, давший импульс развитию всех современных наук (космонавтики, генетики, молекулярной биологии и химии, экологии и прочих) был глубоко верующим православным христианином и считал, что будущее человечества и спасение его - именно в христианском вероучении. Мы должны не осуждать прошлые грехи христиан, а стремиться не совершать новых, быть добрее и милосерднее ко всем людям.



    
    Top