Подготовка к ОГЭ (ГИА). Татьяна и Евгений в viii главе романа

Среди основных проблем романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина можно выделить следующие:
- поиск смысла жизни;
- цель жизни человека в обществе;
- герои того времени;
- оценка всей системы моральных ценностей того периода.
Роман А.С.Пушкина во многом автобиографичен для автора, потому что он, как и главный герой романа Евгений Онегин разочаровался в старых идеалах и моральных принципах той эпохи. Но искать пути к переменам, самому что-то делать для для изменений в своей жизни герою не под силу, он одолеваем извечной русской хандрой, которая в романе характеризуется модным английским словом «сплин».
В своих строках А.С.Пушкин очень доверительно рассказывает читателю о своих чувствах и видении мира. Для него семья, родственные узы. священный домашний очаг представляют неоспоримую ценность, и эта мысль передается словами главной героини Татьяны Лариной:
«Но я другому отдана,
И буду век ему верна!»
Мы можем проследить весь путь взросления и становления личности Евгения и Татьяны, изменения их мировоззрения.
В романе также затронуты вопросы ценности человеческой жизни для общества, описание характеров того времени, и влияние передовых идей на идеологию общества.

Когда я училась в школе, то мы все изучали роман А.С Пушкина «Евгений Онегин». Концовка у этого романа весьма печальна, и она не отвечает всем «ожиданиям» читательниц.
На протяжении всего романа, мы все ждём, что Татьяна, - гений чистой красоты, и женский идеал, ответит взаимностью Евгению, и они проживут долго и счастливо много, много, лет. А выходит, что всё совсем не так:
- Я вас люблю, к чему лукавить?
Но, я другому отдана, я буду век ему верна.
Татьяна, отвергает все ухаживания Евгения, и это становится полной неожиданностью, и главной проблемой всего романа.
Возможно, Пушкин, нам не всё рассказал, и в жизни главных героев могло бы получиться всё иначе, но, в похожей ситуации, оказываются многие люди и в наше время.
В жизни Татьяны, появилась возможность, поменять одного мужчину на другого, и перед ней, стал сложный выбор, между настоящим и будущим. У Онегина не было «безупречной репутации».
По роману, он был эгоистичным, самолюбивым, не надёжным, и он «регулярно менял женщин», и Татьяна прекрасно понимала суть вещей, у неё не было недостатка в мужском внимании, и жениться на ней, хотели бы многие мужчины из её «круга».
Татьяна, по роману, очень разумная женщина, она уважала своего мужа, который любил её по настоящему, и хотел, чтобы она была счастлива только с ним. Мог ли Евгений Онегин сделать её счастливой? И почему, только спустя три года, он понял, как он её любит?
Отвергнув ухаживания Евгения, Татьяна поступила как разумная женщина, и не стала менять, свою сложившуюся семейную жизнь, на «лёгкую интрижку».
В данном случае, разум, одержал победу над чувствами.
Мы не можем осуждать Татьяну, ведь сколько людей, столько и мнений, и проблема этого романа, в выборе правильного жизненного пути!

Мне кажется, что в своем романе Пушкин противопоставляет, сравнивает и ищет сходства и различия среди двух разных «миров» - мира красивых пышных балов, столичной знати и мира простых людей благородных кровей, живущих более уединенно и скромно. Представителем первого мира является сам главный герой романа, Евгений Онегин, а самой яркой представительницей второго - Татьяна. Евгений представлен блестящим молодым человеком, образованным, но погрязшим в светской жизни. Но ему эта жизнь уже наскучила, да и сам автор, как мы видим из романа, не в восторге от нее. Она полна бессмысленных и беспощадных интриг, лести, предательств, разврата. Только со стороны он кажется привлекательным, красивым и необычным. Те же, кто оказывается внутри него, быстро теряют свое человеческое достоинство и стремятся к ложным ценностям. И вот Евгений, уставший от этого высшего света, едет в деревню и встречает там совершенно другой мир, людей другого типа. Татьяна чиста, она образована и умна, ей близки идеалы ее предков - семья на первом месте, стремление к гармонии и совершенству. Но Евгений не сразу проникнулся теплым чувством к таким идеалам, а потом, когда он уже осознал свою ошибку, было поздно. Так что главная проблема кроется за взаимоотношениями этих двух главных героев, как главных представителей двух слоев общества.

«Евгений Онегин» - один из моих любимых романов. Изучая его в школе, я перечитала его раз 5, наверное. Тогда роман был для меня просто интересной книгой, не более. Наверное, в том возрасте, никто глубоко не задумывался над проблемами, поднятыми Пушкиным.
Сейчас, думаю, я смотрю уже на героев романа немного под другим углом. Сюжет строится на любви главных героев. Вместе с ними мы проживаем этапы их духовного становления, поиска истины, они определяют свое место в этой жизни. Для каждого из героев любовь - нечто личное. Для Лариной - это огромная духовная работа, для Ленского - всего лишь легкий романтический атрибут, для Ольги - отсутствие сентиментальности и индивидуальности, для Онегина - наука нежной страсти. Рядом с проблемой любви глубоко идет проблема дружбы. Именно сейчас понимаю, что дружба без глубокой душевной привязанности - невозможна и временна.
Особенно важной в романе является проблема долга и счастья, поскольку Татьяна Ларина - девушка совести и честь и совести для нее так же важны, как и любовь. По ходу романа она преобразуется в целостную личность, имеющую свои моральные принципы и устои, жизненные ценности.
Также огромной проблемой, описанной в романе, является взаимосвязь различных слоев населения.

Работа Александра Сергеевича Пушкина над произведением «Евгений Онегин» происходила в сложный для России период. Написание романа продолжалось восемь лет. За это время один правитель государства сменился другим, общество находилось в процессе переосмысления ключевых жизненных ценностей, изменялось мировоззрение и самого автора. Отсюда и следует то, что в произведении подняты многие важные нравственные вопросы.

Во-первых, Пушкин затронул тему поиска смысла существования людей. В романе мы можем наблюдать жизнь персонажей в динамике, путь их духовного становления. Некоторым героям удалось найти истину, распознать правильные идеалы, пройдя через испытания. Другие последовали по неверной дороге, расставив приоритеты ошибочно, но так и не поняв этого.

В светском обществе тех времен бытовали свои законы. Молодые люди не стремились сделать существование осмысленным. Они были заняты бессмысленной тратой родительских денег, праздным образом жизни, балами и развлечениями, постепенно деградируя, развращаясь, становясь похожими друг на друга. Чтобы заслужить признание среди окружающих, достаточно было следовать веяниям моды, хорошо танцевать, говорить по-французски, уметь галантно общаться. И все.

Во-вторых, в произведении прослеживается тема отношения к браку. Сначала молодежь, в том числе и Оненин, тяготится серьезными отношениями, считает семейную жизнь нудной, непривлекательной, бесперспективной. Вот и Евгений пренебрег чувствами юной Татьяны , выбрав свободу, а не любовь скромной провинциалки.

Лишь по прошествии времени стабильные отношения стали для главного героя желанными. Он хотел, страстно желал покоя, уюта, тепла, тихого семейного счастья, домашней жизни. Однако возможности для этого были безвозвратно упущены по его же вине. Если бы Онегин «созрел» вовремя, то мог не только стать счастливым сам, но и осчастливить романтичную Татьяну.

В-третьих, в романе присутствует тема дружбы. Светские молодые люди абсолютно не способны на преданные и настоящие дружеские отношения. Все они просто приятели, поддерживают общение «от делать нечего». Но помощи в сложной ситуации, поддержки, понимания от них ждать бессмысленно. Вот и Ленский с Онегиным вроде бы были добрыми друзьями, однако из-за какой-то глупости один убил другого.

В-четвертых, Пушкин упоминает вопрос долга и чести. Эту тему полностью раскрывает Татьяна Ларина. Она была, как и Евгений, дворянского происхождения, получила поверхностное воспитание в домашних условиях. Однако нравы света не повлияли на ее чистую и невинную душу. Она безумно любит Онегина, однако ставит свой долг перед мужем, хоть и нелюбимым, превыше всего. Даже страстная тирада героя не склонила ее поменять принятое решение.

Общество, погрязшее во лжи, лицемерии, ошибочных ориентирах, не может найти истинного смысла жизни, поэтому и не ценит ее. Евгений поставил светскую честь выше нравственного долга, убив романтичного приятеля. Подобное смещение идеалов выглядит абсурдным, но, увы, такова суровая действительность.

Проблематика и герои романа «Евгений Онегин»

Прежде чем говорить о проблематике и главных героях романа в стихах «Евгений Онегин», необходимо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик, от чьего лица ведется повествование). Лирический сюжет не просто равноправен в романе - он доминирует, ибо все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.

Ключевая, центральная в романе - проблема цели и смысла жизни, ибо в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабристского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского - декабристского - поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение - то, которое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой» - изначально «поставлено на колени». В силу особенностей жанра в романе, который литературоведение справедливо толкует как своеобразный «лирический дневник» автора, отражен сам процесс переоценки всей системы нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

Центральный образ романа - образ автора. При всей автобиографичности этого персонажа, его ни в коем случае нельзя идентифицировать с Пушкиным, хотя бы потому, что мир романа - мир идеальный, вымышленный. Поэтому, когда мы говорим об образе автора, то имеем в виду не лично Александра Сергеевича Пушкина, а лирического героя романа «Евгений Онегин».

Итак, перед нами лирический дневник автора; откровенный разговор с читателем, где исповедальные моменты перемежаются легкой болтовней. Автор то серьезен, то легкомыслен, иногда зло ироничен, иногда просто весел, иногда печален и всегда остер. И главное - всегда абсолютно искренен с читателем. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному «ветреной младости»), и к глубокому преклонению перед возлюбленной (сравните строфы XXXII и XXXIII первой главы романа).

… мы, враги Гимена,

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

… рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но обратим внимание на противостояние этих стихов и строк «Отрывков

из путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь - хозяйка,

Мои желания - покой,

Да щей горшок, да сам - большой.

То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудости, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Трагедия главного героя во многом проистекает как раз из неумения Онегина «вовремя созреть», из «преждевременной старости души». То, что в жизни автора совершилось гармонично, хотя и не безболезненно, в судьбе его героя стало причиной трагедии.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства - важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Любовь для автора и для его героини Татьяны - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героинь сентиментальных романов:

Ее портрет, он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Для Онегина любовь - «наука страсти нежной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

«Евгений Онегин» - произведение реалистическое, а реализм, в отличие от иных художественных методов, не предполагает какого-либо окончательного и единственно верного решения основной проблемы. Напротив, он требует неоднозначности трактовки этой проблемы:

Так нас природа сотворила,

К противуречию склонна.

Умение отразить «склонность» человеческой натуры «к противуречию», сложность и изменчивость самосознания личности в мире - отличительные черты пушкинского реализма. Двойственность образа самого автора заключается в том, что он оценивает свое поколение в его целостности, не переставая при этом ощущать себя представителем поколения, наделенным общими с ним достоинствами и недостатками. Пушкин подчеркивает эту двойственность самоощущения лирического героя романа: «Мы все учились понемногу...», «Мы почитаем всех нулями...», «Мы все глядим в Наполеоны», «Так люди, первый каюсь я,// От делать нечего друзья...»

Сознание человека, систему его жизненных ценностей во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. Первая глава дает резко сатирическое изображение света и времяпрепровождения светской молодежи. Трагическая 6-ая глава, где погибает юный поэт, заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть: «Ужель мне скоро тридцать лет?» И он призывает «младое вдохновенье» спасти «душу поэта» от гибели, не дать "… окаменеть// В мертвящем упоенье света,// В сем омуте, где с вами я// Купаюсь, милые друзья!". Итак, омут, мертвящий душу. Но вот 8-ая глава:

И ныне музу я впервые

На светский раут привожу.

Ей нравится порядок стройный

Олигархических бесед,

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

Очень верно объясняет это противоречие Ю.М. Лотман: «Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора „Евгения Онегина“, он сохраняет безусловную ценность. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света» (Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995).

«Малодушное большинство», «друзья», окружающие человека в «мертвящем» «омуте света», появляются в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. «От делать нечего друзья» - таков приговор автора дружеским отношениям Онегина и Ленского. Дружба без глубокой духовной общности - лишь временный пустой союз. И эта карикатурность светских дружб приводит автора в ярость: "… от друзей спаси нас, Боже!" Сравните язвительные строки о клевете «друзей» в четвертой главе романа с проникновенными стихами о няне (строфа XXXV):

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей...

Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе - поэтому так страшны автору эти светские «дружбы». Ибо в истинной дружбе предательство - грех самый страшный, который ничем нельзя оправдать, в светской же пародии на дружбу предательство - в порядке вещей, нормально. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современного общества.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Обратим внимание на эти стихи, они - одни из важнейших, центральных в русской литературе XIX века. Пушкинская формула ляжет в основу «Преступления и наказания», «Войны и мира». Наполеоновская тема впервые осознана и сформулирована Пушкиным как проблема цели жизни человека. Наполеон здесь фигурирует не как романтический образ, но как символ психологического настроя, согласно которому личность ради своих желаний готова подавить, уничтожить любую преграду: ведь окружающие люди - лишь «двуногие твари»!

Сам автор видит смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы.

В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в труде, в поиске своего предназначения. И образование Онегина, и его попытки погрузиться в чтение, и его усилия писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Труд упорный ему был тошен». Это один из серьезнейших моментов для понимания романа. Хотя действие романа заканчивается до восстания на Сенатской площади, в Евгении часто угадываются черты человека николаевской эпохи. Тяжким крестом для этого поколения станет невозможность обрести свое призвание, разгадать предназначение. Этот мотив - центральный в творчестве Лермонтова, осмысливает эту проблему и Тургенев в образе Павла Петровича Кирсанова.

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Татьяны смерть Ленского - катастрофа. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть// Убийцу брата своего». Обостренное чувство долга - доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Об этом писал Ф.М. Достоевский в очерке «Пушкин»: "…Татьяна - это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе - кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева. Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном

образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за «нравственный эмбрион». Это она-то эмбрион, это после письма-то ее к Онегину! Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать ее: разве он знает душу человеческую? Это отвлеченный человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь. Не узнал он ее и потом, в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все ее совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него, не узнанная и не оцененная им; в том и трагедия их романа<…>.

Кстати, кто сказал, что светская, придворная жизнь тлетворно коснулась ее души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были отчасти причиной отказа ее Онегину? Нет, это не так было. Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает, она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин. И вот она твердо говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина, в этом ее апофеоза. Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про ее религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака - нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним, несмотря на то, что сама же сказала ему: «Я вас люблю», потому ли, что она, «как русская женщина» (а не южная или не французская какая-нибудь), не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием честей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна» <…>. Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему, ее уважающему и ею гордящемуся. Пусть ее «молила мать», но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честною женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии? Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен. И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание <…>. Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с ее высокою душой, с ее сердцем, столь пострадавшим? Нет <…>. Татьяна отсылает Онегина <…>. У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь, - это «крест и тень ветвей над могилой ее бедной няни». О, эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее, эти образы одни только и остались ей, но они-то и спасают ее душу от окончательного отчаяния. И этого немало, нет, тут уже многое, потому что тут целое основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею <…>."

Кульминационный момент сюжета - шестая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга - и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный («для блага мира, иль хоть славы был рожден») и приземленный («обыкновенный удел»). И для него важно не то, какая судьба реальнее - важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама жизнь человеческая не имеет ценности. Для автора она - ценность величайшая, онтологическая. Поэтому так отчетливо видны авторские симпатии и антипатии в романе «Евгений Онегин».

Отношение автора к героям романа всегда определенно и недвусмысленно. Отметим еще раз нежелание Пушкина, чтобы его отождествляли с Евгением Онегиным: «Всегда я рад заметить разность// Между Онегиным и мной». Напомним о неоднозначности оценки автором Евгения: по мере написания романа его отношение к герою меняется: годы идут, меняется сам автор, меняется и Онегин. Герой в начале и конце романа - два разных человека: в финале Онегин - «лицо трагическое». Для автора главная трагедия Онегина заключается в разрыве между его истинными человеческими возможностями и той ролью, которую он играет: это одна из центральных проблем онегинского поколения. Искренне любя своего героя, Пушкин не может не осудить его за страх нарушить светские условности.

Татьяна - любимая героиня Пушкина, наиболее близкий автору образ. Поэт назовет ее «милым идеалом». Духовная близость автора и Татьяны основывается на сходстве основных жизненных принципов: бескорыстного отношения к миру, близости с природой, национального сознания.

Отношение автора к Ленскому - любовно-ироническое. Романтическое мироощущение Ленского во многом искусственно (вспомним сцену Ленский на могиле Дмитрия Ларина). Трагедия Ленского для автора в том, что за право сыграть роль романтического героя Владимир жертвует жизнью: жертва нелепая и бессмысленная. Трагедия несостоявшейся личности - тоже знак времени.

Особый разговор - отношение автора к второстепенным и эпизодическим персонажам. Он во многом выявляет в них не индивидуальные, но типические черты. Так создается отношение автора к обществу в целом. Светское общество в романе неоднородно. Это и «светская чернь», сделавшая главным принципом жизни погоню за модой - в убеждениях, в поведении, в чтении и т.д. И в то же время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, - истинная интеллигенция. Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно явление на именинах Татьяны четы Скотининых (они же - герои комедии Фонвизина «Недоросль») показывает, что за пятьдесят лет, отделяющих современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось. Но в то же время именно в русской провинции возможно появление Татьяны.

Подводя итоги, следует сказать, что судьбы героев романа прежде всего зависят от истинности (или ложности) ценностей, принятых ими за основные жизненные принципы.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994.

Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб.- 1995


Роман Пушкина "Евгений Онегин" является шедевром русской литературы. Пушкин в своем произведении раскрывает множество нравственных вопросов, касающихся не только молодежи того времени, но и нашей жизни сейчас.

Самой ярко выраженной проблемой произведения является "золотая молодёжь". Сам Евгений - главный герой романа, является ее ярким представителем. Эти люди помешаны на балах, светских мероприятиях и играх. Не имея высокой цели, они прожигают свою жизнь.

Евгений Онегин хандрит, он не принимает идеалы общества, в котором ему скучно находиться, но так же как и у всех его представителей, у Евгения отсутствует высокая цель. Этим выражена проблема нахождения своего места в жизни.

Пушкин затрагивает вопрос о необразованности населения.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Прибывая в деревне, Евгений не мог найти человека, с которым он мог бы поговорить. Из-за своей узколобости жители деревни принимали Евгения за дурака:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с».Автор так же поднимает вопросы о любви и долге. Татьяна любила Евгения всю свою жизнь, так как клялась ему в любви. Это отражает порядочность и преданность Татьяны, Евгений же, в отличии от нее, не умел ни любить, ни быть любимым.

Дружба для Евгения так же не является чем-то важным и нужным. Они не смогли остаться друзьями с Ленским по вине самого Евгения.

Но можно ли стать счастливым не умея любить, дружить, а так же не имея высокой цели? Очевидно, что нет. Это вопрос о счастье и от чего оно зависит.

Все эти нравственные вопросы заставляют задуматься и переоценить свои идеалы, а так же понять для себя - что по-настоящему важно, а что является причиной деградации общества.

Обновлено: 2017-12-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

А счастье было так возможно, так
близко… Глава VIII, строфа XLVIII

А было ли возможно счастье?

Цели урока:

Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

Развивающая: развитие речи — обогащение и ус-ложнение словарного запаса.

Воспитывающая: целенаправленное формирование таких нравственных качеств, как ответственность и честность по отношению к выбранной позиции.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Методы и формы работы:

1. Приветствие.

2. Эвристическая беседа.

3. Задание репродуктивного характера.:

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Должны знать содержание произведения А. С. Пуш-кина «Евгений Онегин» (глава 8).

Ход урока

Оргмомент.

Начало урока.

Работа с текстом.

— О каких фактах биографии автора рассказано в на-чале 8-й главы? (Рассказ о лицее, ссылке, воспоми- нания о Кавказе, Крыме, Молдавии, но главное внутренний мир,движение творческой мысли, разви- тие душевного состояния автора.)

— Пять строф понадобились Пушкину, чтобы вспом-нить всю жизнь. Была молодость — она ушла, были друзья, но их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и

светлой, она поможет жить:

И ныне музу я впервые...

На светский раут привожу… Впервой главе мы видели петербургский бал мельком, в сущности с улицы, через окно:

По цельным окнам тени ходят...

В 8-й главе мы на светском рауте. В свете многое привлекательно:

Можно любоваться Шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей Перед хозяйкой молодою, И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин.

Появление Онегина: для всех он кажется чужим.

— Был ли Онегин чужим для светского общества? (Нет.)

— Свет решил, что он умен и очень мил. Появляется целая серия вопросов. Кто их может задать? Автор? Завсегдатай светских раутов?

Где он был три года? С этим недоумением можно сравнить слова Молчалина: «Как удивлялись мы! Вот вам бы в Москве у нас служить!»

— Пересуды о нем. («Корчит чудака».) Кем явится? высшем свете привычны нелюди, а «приличьем стя-нутые маски», а те, кто не похож на них, стран- ны, непонятны.)

— Какой совет дают они Онегину? (Советуют ему «быть добрым малым, как все».)

— Знаком ли Онегин свету? (Да, он восемь лет провел здесь. Но что-то в нем было раньше не так, как у всех, а теперь? «Что слишком часты разговоры // Принять мы рады за дела, // Что глупость ветрена и зла, // Что важным людям важны взоры // И что посредственность одна // Нам по плечу и не стран- на?» «Молчалины блаженствуют на свете»; идеал посредственности: «Блажен, кто смолоду был молод, // Блажен, кто вовремя созрел, // Кто постепенно жизни холод // С летами вытерпеть умел; //Кто странным снам не предавался, // Кто черни светской не чуждался, // О ком твердили целый век: // НН пре- красный человек»; убеждение Пушкина: нельзя преда- вать молодость!«Несносно видеть пред собою// Од- них обедов длинный ряд, // Глядеть на жизнь как на обряд»; отрывки из путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г.Маршрут: Москва — Нижний Новгород — Астра- хань — Кавказ Крым —Одесса. Онегин знакомит- ся с родиной.)

Вывод: Онегин приезжает в Петербург обновленный.

— Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? (Непримиримая вражда к обществу, в Онегине глубокая внутренняя жизнь,которой не было раньше.)

На доске — тема урока:

«ТАТЬЯНА И ЕВГЕНИЙ В VIII ГЛАВЕ РОМАНА. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

— И вот происходит новая встреча героев. Появляет-ся Татьяна, и Онегин не узнает ее и узнает. Как описывает Пушкин, какой же была Татьяна, без чего обходилась? (Она была нетороплива, // Не холодна, не говорлива, //Без взора наглого для всех,//Без при- тязаний на успех, // Без этих маленьких ужимок, // Без подражательных затей... )

—Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в дерев-не, теперь охвачен такой всепоглощающей страс-тью? (Изменились герои, обновленным Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)

— Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «вла- ствовать собой», как ей советовал Евгений когда- то .) Почему она так привлекает Онегина?

— А что с Евгением? (Что с ним? В каком он стран- ном сне?// Что шевельнулось в глубине// Души хо- лодной и ленивой?//Досада? Суетность? Иль вновь // Забота юности — любовь?)
Что с ним происходит? Как он изменился?

Выразительное чтение наизусть письма Онегина . Какого героя мы видим в письме? Какие чувства они спытывает?

Прослушивание отрывка из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Ваше впечатление. Как музыка, сценическая игра актеров помогает понять героев, передать чувства?
Слово учителя.

— Проста композиционная схема романа. Главные герои меняются ролями к концу книги:

1. ОНА любит ЕГО — ОН не замечает ЕЕ. ОНА пишет ЕМУ письмо — выслушивает ЕГО проповедь.

2. ОН любит ЕЕ — ОНА не замечает ЕГО. ОН пишет ЕЙ письма — выслушивает ЕЕ исповедь(пропо-ведь, отповедь).

Но это простое построение только подчеркивает слож-ность человеческих переживаний, внешне уклады-вающихся в такую нехитрую схему. Насколько пре-краснее чувство Онегина!

— Он опять обратился к книгам, как в юности. Кругего чтения очень определенно говорит читателю —современнику А.С. Пушкина: Гиббон,Руссо, Гор-дер, Мадам де Сталь, Бель, Фонтенель— филосо-фы, просветители, ученые. Это не два-три романа,

в которых отразился «век и современный человек любимые Онегиным раньше. Это круг чтения де-кабристов, людей, стремящихся к действию.»,

—Но этого мало.Перед Онегиным открывается те-перь все то, что было ему недоступно три года на-зад.

Поэт, друг своих героев, всей душой желает им счастья. Но счастье невозможно. О финале романа возникают споры. Появляются разные точки зре-ния, каждая из которых по-своему опирается на текст романа. Кроме того,каждое поколение читает Пушкина по-своему.

Через восемь лет после смер-ти Пушкина, в 1845 году, В.Г. Белинский написал свои знаменитые статьи о «Евгении Онегине». 80-е годы. В связи с

открытием памятника в Моск-ве в 1880 г. Ф. М. Достоевский произнес речь на заседании Общества любителей российской словес-ности, в которой выразил свою трактовку финала романа.

Задание.Познакомьтесь с размышлениями о финале романа и об образах Татьяны и Онегина
знаменитых русских литераторов: Виссариона Григорьевича Белинского и Федора
Михайловича Достоевского
. Работа в группах.Выпишите тезисы из статей. которые выражают мысли и отношения критиков к финалу романа и образам героев.

Тра-гедия VIII главы в том, что Татьяна не поняла Оне-гина и его любви. Демократ, человек 40-х годов, Бе-линский ставил выше всего свободу человеческой личности, он осуждает Татьяну за то, что она по-жертвовала своей любовью ради верности мужу, ко-торого она не любит, а только уважает.

Ф. М. Достоевский: «Татьяна — идеал жен-щины,идеал человека. Ее поведение в 8 главе — воплощение нравственного совершенства, потому что «...разве может человек основать свое счас-тье на несчастье другого? Счастье не в одних толь-ко наслаждениях любви. А и в высшей гармонии духа. Чем успокоишь дух, если позади стоит не-счастный, безжалостный, бесчеловечный посту-пок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?... Нет: чистая русская душа решает вот как: «Пусть, пусть я одна лишусь моего счастия, пусть, наконец, никто и ни-когда... не узнают моей жертвы и не оценят ее. Но не хочу быть счастливою, загубив другого!»
Вывод. Белинский и Достоевский по-разному судят о поступках героев. Кто же из них убедительнее, вернее понимает мотивы поступка Татьяны по отношению к Онегину и собственному чувству? Почему Татьяна отвергает Онегина?
1 Исследовательская работа.

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте снова обратимся к глаголам.
Просмотрите монолог Татьяны, найдите глаголы, определите время. Почему Татьяна,
объясняясь с Онегиным в настоящем, когда говорит о себе, использует
исключительно глаголы прошедшего времени?
Свет не испортил, не загубил Татьяну, душа ее ос-талась прежней, хотя за эти три года она не оста-лась такой, как была.

— Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна ско-рее внешне. Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать свою душу от чу-жого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она обладала в юности, еще больше при-влекает к ней Онегина.

— Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь с обновленным Онегиным, но (поздно!) Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

В марте 1825 года, потеряв надежду на личное сча-стье, Онегин остается один в Петербурге. В основном тексте романа Онегин остается на распутье — и читатель вместе с ним еще раз задумывается: что же есть жизнь? Как надо жить? Куда идти? Кого любить? С кем и за что бороться?

Подведение итогов урока.

Почему VIII глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает психологического обо- снования событий, поступков,фактов.)

В конце романа оба главных действующих лица дос-тойны сочувствия читателей. Если бы один из них мог быть назван «отрицательным», то роман не имел бы под-линно трагического звучания. Любовь к недостойному существу может породить очень грустные ситуации, но она не становится таким источником трагедии, как вза-имная любовь двух достойных счастья людей при полной невозможности этого счастья.

Онегин в конце романа — не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой. Он полон жаж-ды счастья, любви и желания бороться за это счастье. Его порыв глубоко оправдан и вызывает читательское сочув-ствие. Но Татьяна —. человек другого склада: ей свой-ственно отказаться от счастья во имя более высоких нравственных ценностей. Ее одухотворенность полна ис-тинной душевной красоты, которой любуются и автор, и читатели. Именно то, что оба героя, каждый по-своему, достойны счастья, делает невозможность счастья для них глубоко трагической.

Но кто объяснит нам, наконец, роман А. С. Пушки-на? Кто растолкует «Онегина» так, что нечего будет до-бавить? Надо надеяться, что никто. Пусть живет эта кни-га вечно, и пусть каждое новое поколение находит в ней что-то свое. Очень важное для него.

*Задание для тех, кто размышляет.

1. Возможно ли было счастливое воссоединение Онеги-на и Татьяны? Сочинение - размышление. Наизусть отрывок(письмо Онегина).

2. Исследовательская работа: «Какую роль могут играть грамматические категории в художественном тексте?(А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»)».

Удачи на уроке!




Top