Подлинная история миледи винтер. Что происходит в артерии

Новые семена созерцания Мертон Томас

Что такое созерцание?

Что такое созерцание?

Созерцание - это высшее выражение умственной и духовной жизни человека. Это духовная жизнь, трезвая, деятельная, вполне сознающая самоё себя. Это духовное чудо. Это непроизволь­ное благоговение перед святостью жизни. Это благодарность за жизнь, за сознание, за существование. Это живое сознание того, что наша жизнь берет начало из невидимого, трансцендентного и бесконечно щедрого Источника. Созерцание - это, прежде всего, осознание реальности этого Источника. Оно знает Источник, неясно, необъяснимо, но с уверенностью, превышающей разум и веру. Ибо созерцание - это своего рода духовное зрение, к которому, в сущности, стремятся и разум, и вера, т.к. без него они неизбежно остаются несовершенными. Однако созерцание это не зрение, потому что оно видит «не видя» и знает «не зная». Это глубочайшая вера, знание, слишком глубокое, чтобы его постичь в словах, образах или понятиях. На него можно намекнуть символами, но в тот момент, когда созерцающий пытается выразить, что он знает, он отрицает то, что утверждал, и отказывается от своих слов. Ибо в созерцании мы знаем, «не зная». Или, точнее, мы знаем, но по другую сторону знания или незнания.

У поэзии, музыки, искусства есть что-то общее с созерцательным опытом. Но созерцание идет дальше эстетической интуиции, дальше искусства, дальше поэзии. Оно идет дальше философии и умозрительного богословия. Оно превосходит, восполняет их, в то же самое время заменяя и отрицая. Созерцание всегда сверх и вне, за пределами нашего знания, наших систем, выше объяснений, рассуждений, выше нас самих. Чтобы войти в мир созерцания, надо в каком-то смысле умереть, но эта смерть оказывается выходом в высшую жизнь. Это смерть во имя той жизни, которая оставляет позади все, что мы знаем и ценим как нашу жизнь и мысль, наш опыт, наши радости.

Таким образом, созерцание вытесняет и отбрасывает все иные формы интуиции и опыта, будь то в искусстве, философии, богословии, в литургическом опыте, или на обычных уровнях любви и веры. Это отрицание, конечно, только мнимое. Созерцание совместимо со всем перечисленным, т.к. является завершением этого разнообразного опыта. Но в самом опыте созерцания все другое мгновенно исчезает. Оно «умирает» для того, что­бы снова родиться на более высоком уровне.

Другими словами, созерцание прикасается к знанию и даже опыту трансцендентного и невыразимого Бога. Оно познает Бога как бы коснувшись Его. Или вернее, как будто его невидимо коснулся Бог... Коснулся Тот, у Кого нет рук, но Кто - подлинная реальность и источник всего, что существует. Поэтому созерцание - это неожиданный дар пробуждения к подлинно реальному. Это ясное сознание бесконечного Существа как основы нашего ограниченного существования. Осознание нашей случайной реальности как получаемой в дар от Бога, как свободный дар любви. Это то экзистенциальное прикосновение, которые мы имеем в виду, когда говорим - метафорически - что нас коснулся Бог.

Созерцание это также ответ на призыв Того, Кто не имеет голоса, и тем не менее говорит во всём, что существует, и Кто говорит в глубине на­шего существа, ибо мы сами - Его слова. Но мы слова, которые должны Ему ответить, отозваться как эхо на Его призыв, и в каком-то смысле даже вместить и выразить Его. Созерцание именно такое эхо. Это отклик из самой глубины нашего духа, в которой сама наша жизнь теряет свой особый голос и отзывается величием и милостью Сокрытого и Живого. Через нас Он отвечает Самому Себе, и Его ответ это божественная жизнь, всеобновляющее божественное творчество. Мы сами становимся Его откликом и Его ответом. Как будто, творя нас, Бог вопрошал, а пробуждая нас к созерцанию, Он отвечает на этот вопрос, так что созерцающий оказывается одновременно и вопросом, и ответом.

Созерцательная жизнь подразумевает два уровня сознания: сознание вопроса и сознание ответа. Хотя это два разных и весьма отличных друг от друга уровня, они в то же время являются осознанием одного и того же. Сам вопрос является ответом, а мы сами - тем и другим. Но мы не можем осознать это, пока не перейдем на другой уровень сознания. Мы пробуждаемся и понимаем, что вопрос - свой же собственный ответ, а не что-то совершенно отличное. И это все можно суммировать в одном сознании - не посылке, а опыте - «Я есмь».

Созерцание, о котором идет речь, это не философия. Это не статическое сознание метафизических сущностей, воспринимаемых, как духовные объекты, неизменяемые и вечные. Это не созерцание абстрактных идей. Это религиозное восприятие Бога через жизнь в Боге или через «сыновство», как говорит Евангелие. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим 8,14.16). «Тем же, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1,12). Итак созерцание, о котором здесь речь, это не обыкновенный религиозный дар. Его нельзя добиться самому умственным усилием, усовершенствованием наших естественных сил. Это не самовнушение, появляющееся в результате сосредоточения на своем внутреннем духовном существе. Это не плод наших усилий, а дар Божий, дар Бога, Который в Своем милосердии завершает тайный и непостижимый акт творчества, просвещая наши ум и сердце, пробуждая в нас сознание, что мы - слова, произнесенные в Его Едином Слове, что Дух Животворящий живет в нас и мы - в Нем. Что мы «во Христе» и Христос в нас. Что наша естественная жизнь восполнена, возвышена, преображена и завершена во Христе Святым Духом. Созерцание - это понимание и осознание, даже в каком-то смысле опыт того, во что каждый христианин неясно верит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2,20).

Поэтому созерцание больше, чем рассмотрение абстрактных истин о Боге, больше, чем даже эмо­циональное размышление о том, во что мы верим. Это пробуждение, просвещение и удивительное интуитивное схватывание, путем которого лю­бовь получает уверенность в творческом и дина­мическом вмешательстве Бога в нашу повседнев­ную жизнь. Стало быть, созерцание не просто «на­ходит» ясную идею Бога и заключает Его в преде­лах этой идеи и держит Его там, как узника, к которому оно всегда может вернуться. Напротив, созерцание уносится в Его царство, в Его тайну и свободу. Это чистое и девственное знание, бедное понятиями, еще более бедное логическими умоза­ключениями, но способное именно благодаря этой бедности и чистоте следовать за Словом.

Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

Из книги Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира автора Фомин А В

Что такое теория? Что такое факт? Каким критериям должна отвечать теория для того, чтобы считаться научной в общепринятом смысле? Джордж Гейлорд Симпсон (1964) указывал:«В любом определении науки говорится, что утверждение, которое нельзя подтвердить наблюдениями, не

Из книги Труды автора Сурожский Митрополит Антоний

Созерцание и деятельность{162} Есть две темы сейчас на Западе, которые в духовной жизни представляются трудными и вызывают напряжение. Это, с одной стороны, вопрос о том, как жить и действовать христианину, и с другой стороны – есть ли еще какое-нибудь место для

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Из книги Духовный мир преподобного Исаака Сирина автора Алфеев Иларион

Из книги Чудеса естественного ума автора Ринпоче Тендзин Вангьял

Созерцание Когда все постигается как Будда,Медитация и идея неразрывны.Сама эта медитация есть высшая идея.Будду нельзя ни найти в медитации, ни потерять при отсутствии медитации:Постоянно пребывай в состоянии, свободном от

Из книги Новые семена созерцания автора Мертон Томас

Ум и созерцание В Дзогчен важно понять какой именно тип ума пребывает в состоянии созерцания. Традиция Сутр (Читтаматра) классифицирует типы умов как "прямые" и "непрямые" воспринимающие. Прямое восприятие, которое определяется как бесконцептуальное, может быть четырех

Из книги Махамудра, рассеивающая тьму неведения автора Дордже Вангчук

А это не созерцание Единственный способ избавиться от ложных представлений о созерцании - это испытать его самому. Того, кто не знает на собственном опыте природу этого порыва и пробуждения на новом уровне реальности, не может не вводить в заблуждение то, что обычно

Из книги Поучения старца Фаддея. «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя...» автора Штрабулович Фаддей

Созерцание ума, реагирующего на явления, и созерцание ума по отношению к телу. Затем, чтобы прийти к осознанию неразделимости ума и явлений, надо созерцать (ум), когда он реагирует на явление (в момент непосредственного восприятия). Используя ту же позу тела и способ

Из книги Беседа о молитве автора

Созерцание - Когда в человеческое сердце вселится Царство Божие, тогда Бог откроет ему тайны. Вместе с Богом человек «войдет» в сущность вещей и поймет их тайну.Все знание - в Боге, и когда Господь возжелает, тогда по милости Своей открывает человеку тайны. Так и простой,

Из книги Светоч уверенности автора Конгтрул Чжамгон

Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца? - Что такое покаяние?- Иоанн Лествичник определяет покаяние следующим образом:«Покаяние есть возобновление крещения.Покаяние

Из книги Введение в изучение буддийской философии автора Пятигорский Александр Моисеевич

СОЗЕРЦАНИЕ Созерцай, что все "очищено до пустотности" посредством творения Свабхава-мантры.Засим ты возникаешь из Пустоты в облике Ваджраварахи, опираясь стопою на труп, [лежащий на] красном лотосе и солнечном диске.Поскольку ты еще не освободился полностью от своей

Из книги Внутренний опыт автора Мертон Томас

Из книги Преобразование проблем в радость. Вкус Дхармы автора Ринпоче Лама Сопа

1. Созерцание и богословие Большинство не-христиан и, вероятно, многие протестанты полагают, видимо, что настойчивая забота ранних отцов Церкви о нюансах догмата о Воплощении была простым упрямством, не имеющим существенного объективного значения. Между тем тонкости

Из книги автора

Из книги автора

Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и

Оглавление темы "Концентрация внимания при медитации. Мантра. Мантры. Созерцание. Объекты для созерцания.":
1. Концентрация внимания при медитации. Внимание и его концентрация как метод медитации. Созерцание пламени свечи.
2. Техника концентрации внимания. Осознанное дыхание как основной метод концентрации внимания. Контроль дыхания.
3. Мантра. Мантры. Что такое мантра? Чтение мантр.

Чтение Священного Писания, молитва, общение с природой - все это разные формы созерцания .

Чтобы полностью понять суть происходящего в ваших занятиях, необходимо прочесть много книг о том, что мысль является фундаментом духовного самосовершенствования . Воспользуйтесь этой необходимостью для воспитания в себе способности к созерцанию. Подберите себе библиотечку книг, написанных теми, кто уже освободил свое осознание или достиг его высших стадий.

Цитаты из многих таких книг использованы в этом издании. Каждый день утром или вечером открывайте книгу наугад и читайте, пока не найдете предложение или параграф, над которыми стоит работать. В течение дня постарайтесь вспомнить прочитанное, рассматривая свою жизнь через его призму. Благодаря этому ваше восприятие окружающего мира со временем изменится, и вы научитесь лучше понимать суть действительности .

Созерцание может воплощаться и в свободной форме. Так, Торо писал:

"Иногда я садился у залитой солнцем входной двери; и сидел так от рассвета до полудня, полностью погрузившись в мир грез, среди сосен, гиккори и сумаха, в девственном покое и одиночестве; вокруг птицы пели и бесшумно летали над крышей дома...
Лишь лучи закатного солнца, вливавшиеся через западное окно, да поскрипывание повозки на дальней дороге возвращали мне чувство времени. В то время я рос, словно кукуруза летней ночью, и мне было так хорошо, как никогда не бывает даже от работы, выполненной своими руками. Нельзя сказать, что это время было вычеркнуто из моей жизни; скорее наоборот, я получал гораздо больше, чем мне было отведено. Я понял, что подразумевают восточные люди под созерцанием и отказом от работы.
Так что, крайне редко и я становлюсь в некоторой степени йогом".

Как раз теперь мир грез, о котором пишет Торо, понятен и нам. Наиболее близкий нам способ созерцания заключается в том, чтобы пустить разум в свободный полет вокруг определенной мысли или идеи, полностью расслабившись и одновременно сосредоточившись на ней. Такая форма созерцания почти ничем не отличается от практически бесформенной молитвы, сообщенной нам Сан-Хуан де Ла Крус. Сама молитва может варьировать от простейшего и молчаливого раскрытия души до весьма личного общения с Богом.

Собираясь уединиться для молитвы, освободи разум свой от всякой мысли о том, что только что делал или собирался делать. Отбрось любые мысли, как хорошие, так и плохие. В молитве своей не говори слов, если действительно не привык к этому, но если ты молишься вслух, то не обращай внимания, много ли в молитве слов или мало. Не думай ни о силе слов, ни об их значении. Не задумывайся о том, какую молитву произносишь, ни о том, молишься ли внутренне, с помощью мыслей, или произносишь молитву вслух, словами. Удостоверься, что в сознании твоем не осталось ничего, кроме неприкрытого стремления достигнуть Бога. Освободи это намерение от любой сугубой идеи о Боге (то есть как Он выглядит Сам и в Своих деяниях), оставь лишь простое осознание, что Он - это Он. Молю тебя, позволь Ему остаться таким и не принуждай Его быть другим. Не тщись проникнуть в Него глубже; встань на Его вере, яко на земной тверди. Это осознание, лишенное всяких идей и намеренно связанное с твоей верой, скрепленное с нею, оставит в пустоте твою мысль и твою привязанность; лишь сама мысль да ощущение самого себя останутся в тебе. И почувствуешь ты, как все твои желания возопят к Богу и скажут ему: Вот, приношу Тебе, Господи, то, что я есть, невзирая на то, кто Ты есть, но лишь потому, что Ты есть единый; и будет так, и ничего больше. Пусть эта молчаливая тьма станет тебе разумом и зеркалом, в котором узришь себя. Ибо хочу я, чтобы твои помыслы о тебе самом были столь же наги и просты, сколь мысль твоя о Боге, - и тогда ты духовно воссоединишься с Ним, не раздробив и не растеряв своего разума. Он есть ты, и ты в Нем такой, как ты есть, - не только потому, что Он есть причина и высшее воплощение всего сущего, но потому, что Он - причина твоя и ядро твоего бытия. Итак, созерцая, думай о самом себе и о Нем одинаково, просто осознавая, что Онтаков, как Он есть, и ты такой, какой ты есть. И тогда мысль твоя не разрушится и не пропадет, но соединится в Нем, ибо Он - это все сущее. Оставь свои мысли нагими и будь беспристрастен, принимай себя таким, как ты есть, - и тогда благодать коснется тебя, и войдет в тебя вместе с познанием Бога, каким Он есть на самом деле. Так подними очи к небесам, и возрадуйся, и обратись к Господу своему словами или мыслями: Вот, приношу тебе, Господи, то, что я есть, ибо Ты воплощение всему. Не иди дальше, но оставайся в нагом, ясном, первозданном осознании, что ты - это ты.

~ Сан-Хуан де Ла Крус Восхождение на гору Кармель

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

- Второзаконие 6, 4-9; Ветхий Завет

Где бы ты ни оказался, везде ты можешь с помощью молитвы восставить алтарь Господу в разуме своем. - Откровенные рассказы странника Как ты просишь Бога, так он тебе и отвечает.

- Рам Тирс

Я почувствовала, что лучше говорить с Господом, чем о нем.

- Св. Тереза

Ты молишься тому, что любишь; воистину, молитва есть не что иное, как любовь!

- Св. Августин

Наиболее пригодным для созерцания объектом является природа, так как окружающий мир способен вдохновить нас и подвести к пониманию единства всего сущего. Вот способы открыть для себя природу, описанные Сурья Сингер и Сома Кришной:

Солнечные блики на поверхности бурлящей воды вернули нас в детство и перенесли к подножию престола Господня. Вы видепи когда-нибудь, как младенец смотрит на лампу или луну? Новорожденные и маленькие дети естественным образом открывают для себя духовные техники: они задерживают дыхание, смотрят немигающим взглядом, стоят на голове, подражают животным, кувыркаются, сидят неподвижно и повторяют одни и те же фразы до тех пор, пока все окружающее не перестает для них существовать. Перестаньте задумываться о том, что медитация - это нечто особенное. Прекратите думать вообще. Взгляните на окружающий мир так, как будто вы только что прибыли на Планету Земля. Рассматривайте естественные очертания скал; деревья, которые корнями уходят в глубь земли, а кроной достигают неба; растения и животных, а также их взаимоотношения друг с другом. Взгляните на себя глазами пса, гуляющего по парку. Посмотрите на цветок через его сущность. Постарайтесь рассмотреть гору через ее необъятную массивность. Когда же мозг позволит всем объектам природы вокруг вас оставаться в своей первозданности, исчезнет и мозг, и сами объекты - останется лишь всеобщее единство, которое затаило дыхание.

- Сурья Сингер


Чтобы увидеть мир в песчинке, и Рай в диком цветке, опустите бесконечность на раскрытую ладонь и через час на вас снизойдет вечность.

- Уильям Влейк Предчувствия невинности Найдите медитацию , в которой вы сможете с помощью собственных органов чувств впитать природу внутрь себя. Вы можете попробовать некоторые способы из описанных ниже.

Сядьте, оперевшись спиной о ствол самого могучего дерева, какое только найдете; с каждым вдохом впитывайте позвоночником его силу. Постарайтесь почувствовать , что ствол дерева и ваша спина стали единым целым. Поблагодарите дерево.

Возложите себе на голову ветку вечнозеленого растения; почувствуйте, как его сила вливается внутрь вас, как бы заполняя пустой сосуд. Постепенно вы полностью окутаетесь зеленым туманом и ощутите обновление.

Возьмите в руку камень . Почувствуйте его структуру, тяжесть; затем попытайтесь мысленно восстановить его геологическую историю. Сколько ему лет? Откуда он взялся: из глубин земли, или некогда был частью космического метеорита? Вообразите, что превращаетесь в этот камень.

Вдыхая носом и ртом , наполните себя ароматом свежескошенного сена, луговых трав. Пусть этот запах пропитает ваше тело и дух.

Попробуйте на вкус ветер . Что вы ощущаете в нем? Может, он принес с собой соленые морские брызги? Или чистый настой сосновой хвои с зеленых склонов гор? Или горячий, морщинистый воздух пустыни? Попробуйте слизнуть с пальцев ветра снежинки или дождевые капли.

Лягте на прогретую солнцем землю и с благодарностью представьте, как его лучи щедро ласкают неторопливую жизнь почвы. Вообразив себя семечком, почувствуйте, как вы проклевываетесь в росток и тянетесь вверх, к свету.

Вслушайтесь в океанский прибой . Закройте глаза, ощущая, как мощный звук наполняет вашу голову и тело так, что вы начинаете синхронно вибрировать. Попытайтесь услышать, как за пределами прибоя грохочут волны первобытной энергии Вселенной.

Всмотритесь в течение реки . Снимите с себя груз забот и отрицательных эмоций, бросьте его в реку. Подышите глубоко, разрушая скопившиеся вокруг вашего сердца старые окаменевшие напряжения; почувствуйте, как течение слой за слоем снимает с вас корку давних обид и уносит ее в океан. Мысленным взором представьте, что океан ждет эти невзгоды, чтобы нейтрализовать их и вновь превратить в чистую энергию.

- Сома Кришна




Top