Подробный план повести шинель. Поурочный план "Шинель" Н.В

Главный герой произведения - Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он служил в департаменте переписчиком бумаг, любил свою работу и не хотел претендовать на нечто большее. Роль Башмачкина среди коллег была незначительной, из него часто издевались его молодые коллеги. Зарплата его составляла 400 рублей в год.
Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старая шинель (также была предметом издевательств молодых чиновников) Главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин - «... чиновник нельзя сказать чтоб очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжевато, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... что касается до чина... то он был то, что называют вечный титулярные советник ». Единственная страсть Акакия Акакиевича булла странной, нелепой и никчемной
Акакий Акакиевич Башмачкин - главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», бедный титулярный советник в департаменте Петербурга. Это был одинокий, униженный судьбой и окружающими чиновник, при этом обладает сердцем и чувствами. В его окружении полно жестоких и бессердечных людей, которые часто оскорбляют его, из-за чего кажутся незначительными. По описанию Гоголя, Башмачкин - человек бедный, неприметная и обычный. Никто не помнит даже, как он на работу поступил.
То Гоголь услышал историю о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Ценой жесткой экономии и изнурительной сверхурочной работы он собрал деньги и купил себе дорогу ружье. Но в первый же день, когда он на лодке отправился Финским заливом, ружье упала в воду. Потеря так расстроила чиновника, он заболел и был на грани жизни и смерти. Товарищи узнали об этом происшествии, собрали деньги и купили ему такую ​​же ружье.
ШИНЕЛЬ, шинель, и, ж. Верхний форменную одежду особого покроя - с складкой на спине и хлястиком (перев. Для военных, определенной категории учащихся, служащих и т. Д.). Мужчина даже не разделся, не сбросил форменной шинели неизвестного мне ведомства (Ле, Право.., 1957, 9); Давид молча и осторожно спрятал письмо аж под шинель (Головко, II , 1957, 124); Николай Щорс приближался. Стройный, в серой кавалерийской шинели, с нагайкой (дл. И, 1958, 161); Перед глазами, серая шинель, а сзади в шею кто-то дышит... (Коцюб., II, 1955, 189);
Сочинение-рассуждение на тему «Как спасти Мону Лизу?» План I. Введение. «Мона Лиза» - героиня новеллы Р. Бредбери «Улыбка». ИИ. Основная часть. Что спасет Мону Лизу? 1. Экологический защиту Земли. 2. Духовное развитие людей. 3. Любовь к прекрасному.
Произведение «Мотивы предостережения в романе А. Камю« Чума »Тема чумы уже давно и широко используется писателями. И уже давно она переступила свое энциклопедическое определение «острой инфекционной болезни».
Пребывание Простака в Париже начинается с тюрьмы. И не вылезти бы ему оттуда вечно, если бы не... Впрочем, предварительно надо еще раз отметить художественное мастерство автора. В повести есть «зеркальная», перекрестная ситуация: гуронец едет в Париж прежде всего для
Время который Простак и Гордон провели в Бастилии раскрывает полемику двух противоположных личностей. Если Гордон был начитанным ученым, то Простак прочел одну книгу - Библию.

произведения | - Part ОТЗЫВ о любимых книгах Моя любимая книга - «Удивительные приключения, путешествия и боевые подвиги барона Мюнхгаузена» немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе. Это ряд фантастических юмористических рассказов, объединенных в одну книгу лицом рассказчика-героя барона Мюнхгаузена. Барон Мюнхгаузен -
Письмо принцессы (по пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев») Ваше Величество! Я не очень умею писать письма, ведь сегодня это не очень популярный жанр. В поэзии Бориса Пастернака удивительно переплелись темы природы и любви, искусства и жизни. Кажется, в орбиту интересов поэта привлечено все, жадно впитывали в себя мечтательные глаза человека, влюбленного в жизнь. Пастернак однажды сказал, что литература
Произведение «Стихи Г. Аполлинера, которые меня поразили» Творчество Г. Аполлинера является одним из самых значительных и характерных явлений поэтического восприятия противоречивой действительности XX в. Осмысление трагедии войны отразилось в сборнике «Калиграмы.
Произведение «. .. делает лишь добро, желая лишь злого» Мефистофель является воплощением злой мудрости. Он тонко знает человеческую натуру и как никто умеет воспользоваться ее слабостями. Имя Рафаэля состоит из двух древнееврейских слов: «Мефиз» - разрушитель и «тофель»
Произведение «Тема любви в трагедии Гете« Фауст »» «Фауст» - произведение, над которым Гете работал почти всю жизнь и которое менялось вместе с автором.

Анализ произведения

Здесь тему маленького человека Гоголь раскрывает как про­блему общественную, социальную. Бедный чиновник Акакий Ака­киевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездо­ленных людей. Автор уже в начале подчеркивает предопреде­ленность судьбы героя, когда выбирают имя родившемуся ребен­ку. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. Вечный титулярный советник, занима­ющий скромное, малозначительное место в обществе, поставлен в условия прозябания и нищеты. Духовная жизнь чиновника до крайности бедна и замыкается в пределах одного департамента. Этот маленький человек живет в атмосфере вечной борьбы за свое существование. Непрестанным трудом он не в состоянии обеспечить свои даже минимальные потребности. Именно поэто­му покупка новой шинели воспринимается как событие истори­ческой важности.

Сам Башмачкин не видит ничего странного в своем существо­вании, безропотно перенося все унижения. Трагизм положения Акакия Акакиевича заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь. Общество

унижает в нем человеческое “я”, но после того как у него пропала шинель, события в повести принимают иной характер. Маленький человек впервые решается заявить о себе и отправляется с жалобой к значительному лицу с целью найти правду, поймать и наказать виновного. И здесь этот маленький человек сталкивается с бездушием, бюрократизмом чиновничьего аппарата, да и всей системы в целом, в которой ему не находится места, поэтому он не выдерживает и погибает.

Чтобы подчеркнуть драматизм повествования, Гоголь вводит в повесть фантастику, которая помогает понять идейный замы­сел. В финале произведения происходит встреча мертвеца Ака­кия Акакиевича Башмачкина со значительным лицом, и малень­кий человек вершит суд над ним. Таким образом, в конце повес­ти возникает мотив возмездия, но оно выражается в фантасти­ческой форме, ибо протест, на который оказывается способным мертвец, в жизни реального героя Башмачкина отсутствует.

План

1. История жизни Башмачкина.

2. Сбор средств на новую шинель.

3. Пошив новой шинели.

4. Потеря шинели и безрезультатные поиски справедливости.

5. Появление привидения.

6. Встреча его со значительным ли­цом.

7. Возмездие.

Глоссарий:

  • гоголь шинель анализ
  • шинель гоголь анализ
  • план Шинель
  • шинель план
  • план шинель гоголь

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Анализ произведения В этой повести звучит ярко и злободневно тема власти чина. При этом автор использует прием фантастического сюжета. План 1. Находка петербургского цирюльника и...
  2. Анализ произведения Эта повесть ставит важнейшую проблему – взаимоотношения искусства и действительности, художника и общества. Гоголь по­казывает, что меркантильность и денежные интересы губитель­ны для настоящего...
  3. Тема повести “Шинель” Гоголя – рассказ о судьбе “маленького человека”, то есть незначимой в обществе личности. Главный герой повести “Шинель” , чиновник Башмачкин, выглядит мизерной...

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Краткое изложение повести «Шинель»:

Тезис 1. Внешность и работа Башмачкина.

Акакий Акакиевич Башмачкин служит в Санкт-Петербурге титулярным советником. Это невысокий рыжий человек с лысиной и румянцем на лице. Его служба состоит в переписывании бумаг, и он исполняет ее охотно, с любовью. На работе его не уважают и посмеиваются. Молодые чиновники подшучивают над ним, толкают, осыпают порванными бумажками, рассказывают истории о том, например, что хозяйка бьет его. Как правило, Акакий игнорирует их колкости и продолжает делать свою работу. Однако когда Акакию Акакиевичу становится совсем невмоготу, он говорит: «Оставьте меня в покое! Зачем вы меня обижаете? «.

Тезис 2. Свободное время Башмачкина.

Дома, после окончания рабочего дня, он ест щи и с нетерпением садится переписывать документы, которые захватил со службы. В то время как все другие работники в свободное время идут в театр, играют в карты, встречаются с девушками, Акакий Акакиевич сидит дома и с нетерпением делает копии работ, которые он привез с собой домой. Потом он довольный ложится спать.

Тезис 3. Шинель прохудилась.

В один прекрасный зимний день, после того как Акакий Акакиевич стал мерзнуть на улице, он решил изучить свою шинель. Она была слишком тонкой, чтобы защитить его от ледяного северного ветра, который дул каждое утро. Шинель была потерта так, что на спине ветер продувал ее насквозь. Подкладка совсем развалилась. Его коллеги смеялись над шинелью, называли ее капотом.

Тезис 4. Башмачкин решает заказать новую шинель.

Акакий Акакиевич решает отнести шинель к портному Петровичу, который держит магазин в квартире на четвертом этаже здания с темной лестницей. У Петровича только один глаз, но он хорошо шьет, когда трезв. А выпить он любит, в соответствии с семейной традицией, на все церковные праздники. Акакий Акакиевич входит в квартиру, проходит через дымную кухню, где жена Петровича жарит рыбу. Петрович находится в соседней комнате, сидит на столе и пытается вдеть нитку в иголку. Акакий Акакиевич уже заранее решил, что он заплатит за работу не более двух рублей. Петрович, рассмотрев шинель, заявляет, что сделать с ней ничего нельзя, а надо шить новую и это будет стоить больше чем сто пятьдесят рублей за материалы и труды. Акакий Акакиевич уходит расстроенный ни с чем. На улице он обдумывает свои проблемы и делает вывод, что он пришел не вовремя и что стоит зайти к портному в воскресенье утром. В это время он будет сонным и захочет выпить, но жена не даст ему денег на выпивку, и он согласиться сшить шинель дешевле, может быть, за восемьдесят рублей. У Акакий Акакиевича скоплена за годы трудов только половина суммы. Чтобы скопить остальные деньги, ему придется сократить расходы на чай и свечи. Ему также придется ходить по улице на цыпочках, чтобы не износить преждевременно обувь. Кроме того, ему придется переодеться дома в халат, чтобы сохранить одежду, в которой он ходит на работу.

Тезис 5. Башмачкин копит на новую шинель.

Всякий раз, когда он чувствует себя лишенным чего-либо в целях экономии, он думает о своей новой шинели. Это его мечта. Каждый месяц он заходит к Петровичу поговорить о своей будущей шинели.
Однажды Акакий Акакиевич получает прекрасный сюрприз — повышение заработной платы до шестидесяти рублей. Может быть, директор понимает, что ему нужна новая шинель. Или, может быть, это была просто удача. Через два месяца Акакию Акакиевичу удается накопить восемьдесят рублей. Он с Петровичем идет по лавкам и выбирает сукно, коленкор и воротник из кошки. И вот, наконец, шинель готова. Акакий Акакиевич в связи с холодной погодой одевает ее и идет на работу. Все хвалят шинель и говорят, что по этому случаю надо устроить праздник, чем смущают Акакия Акакиевича. Только вмешательство некого чиновника, оказавшегося именинником, и пригласившего всех на чай, спасает положение.

Тезис 6. Башмачкин в гостях в новой шинели.

Дома после обеда, Акакий Акакиевич проводит время, любуясь новой шинелью. Затем направляется в гости к чиновнику в дальнюю часть города. Там он сталкивается с хорошо одетыми женщинами и мужчинами. Они одеты в пальто из выдры и кожи. У некоторых из них бобровые воротники. Акакий Акакиевич вешает свою шинель при входе и идет в комнату, где все также обсуждают и хвалят его шинель. Затем все уходят играть в вист и ужинать. Акакий Акакиевич не знает, что делать дальше. Он садится смотреть на карточные игры, но быстро устает. Ему говорят, что надо выпить шампанского в честь его новой шинели. Акакий Акакиевич чувствует себя на веселее, но, помня, что уже поздно, решает потихоньку уйти домой.

Тезис 7. Воровство шинели.

В хорошем настроении Акакий Акакиевич устремляется к себе домой. По началу, возбужденный, он даже устремляется за какой- то дамой. Но позже, когда он приближается к своей части города, ему становится страшно на темных улицах. И не зря. На огромной пустынной площади к нему подходят какие-то люди и отбирают шинель.

Тезис 8. Смерть Башмачкина.

Акакий Акакиевич ищет помощи у частного пристава, но там его только жалеют, и советуют обратиться к более значительному лицу. Более значительный чиновник, так как назначен недавно, озабочен, как бы придать себе более значительный вид. Он хочет произвести впечатление на своего давнего приятеля и распекает Акакия Акакиевича за то, что тот обратился не по форме. По дороге домой, Акакий Акакиевич попадает в метель и сваливается с сильной горячкой. В бреду ему кажется, что отобранная шинель находится у него под кроватью. Через несколько дней он умирает.

План пересказа

1. Характеристика Акакия Акакиевича.
2. Акакий Акакиевич заказывает себе новую шинель.
3. Грабители снимают шинель с бедного чиновника.
4. Акакий Акакиевич ищет правды у частного пристава, у генерала.
5. Чиновник умирает от горя.
6. Привидение чиновника пугает прохожих.

Пересказ

В одном департаменте служил один чиновник: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, подслеповат... Он был то, что называют вечный титулярный советник. Фамилия чиновника была Башмачкин. Имя его было Акакий Акакиевич. При крещении «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». На протяжении многих лет он исполнял одну должность — чиновник для письма. Никто на работе его не уважал, молодые «подсмеивались и острились над ним». Акакий Акакиевич был человеком безответным. «Только если уж слишком невыносима была шутка, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"» «В этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой"». Акакий Акакиевич служил «ревностно... с любовью», у него были даже собственные любимые буквы. Он не мог ничего, кроме механического переписывания документов.

Акакий Акакиевич жил бедно: плохо одевался, обед ел «с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог...», не позволял себе никаких развлечений. «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Он «умел быть довольным своим жребием». Все бы хорошо, если бы не холод: у него износилась старая шинель, предмет насмешек товарищей. «Сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась». Акакий Акакиевич отнес шинель к портному, но тот отказался ее переделывать: «дело насквозь гнилое» и посоветовал сшить новую. Для Акакия Акакиевича сумма в полтораста рублей была немыслимой: «Этаково-то дело этакое, я, право, и не думал, чтобы оно вышло того...» На какие деньги сделать шинель? «Петрович и за восемьдесят рублей возьмется сделать; однако все же откуда их взять?» Башмачкин имел обыкновение откладывать с каждого рубля по грошу, за несколько лет накопилось «более чем сорок рублей». Он решил экономить на всем: приучился не зажигать свечи, ходить на цыпочках, чтобы не изнашивать обувь, голодать по вечерам... «но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». «С этих пор как будто самое существование его сделалось полнее, как будто бы он женился; сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. Наконец деньги были собраны. Башмачкин вместе с портным купил сукно, коленкор на подкладку (вместо шелка) и кошку на воротник (вместо куницы). Через две недели шинель была готова, «как раз впору». Портной торжественно одел Акакия Акакиевича и даже побежал за ним, чтобы лишний раз полюбоваться на свое произведение.

«Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств». В департаменте все сослуживцы прибежали смотреть на новую шинель; они уговорили Акакия Акакиевича «вспрыснуть» обновку. Один чиновник пригласил всех к себе. Вечером Акакий Акакиевич отправился к нему в новой шинели. Чувствовал он себя неуютно, скучал и постарался незаметно уйти. По дороге домой его избили и отняли шинель. «Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь к будке». Но будочник отвечал, что не видел, как грабили Акакия Акакиевича, и послал его к надзирателю. Поутру он, по совету хозяйки квартиры, отправился к частному приставу, с трудом попал на прием, но понял, что надежды вернуть шинель мало. Сослуживец посоветовал обратиться к одному значительному лицу. Акакий Акакиевич решился идти. «Обыкновенный разговор» значительного лица «с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?» Впрочем, он был в душе добрый человек, но генеральский чин совершенно сбил его с толку». Увидев смиренный вид Башмачкина, его старенький вицмундир, генерал закричал на чиновника, затопал ногами и выставил его. Перепуганный Акакий Акакиевич по дороге домой простудился, лежал в горячке и вскоре умер. Из наследства остались лишь пучок гусиных перьев, белая казенная бумага, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон да ветхий вицмундир. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». В департаменте спохватились о нем только на четвертый день. Но кто бы мог подумать, что суждено было Акакию Акакиевичу «на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за не примеченную никем жизнь». По Петербургу пронеслись слухи, что у Калинкина моста стал показываться по ночам «...мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». В мертвеце кто-то узнал Акакия Акакиевича. Мертвец-чиновник стал наводить немалый страх на всех робких людей, сдергивал по ночам шинели.

После визита Акакия Акакиевича генерал почувствовал нечто вроде сожаления, послал к нему и узнал о его смерти. Он несколько огорчился, но быстро развеялся на вечере у приятеля. Однажды он ехал в санях и вдруг почувствовал, что кто-то схватил его за воротник. «Не без ужаса» генерал узнал Акакия Акакиевича, который произнес: «Твоей-то шинели мне и нужно!» Насмерть напуганный генерал «сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою». «С этих пор совершенно прекратилось появление «чиновника-мертвеца: видно, генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам».




Top