Поэтапное рисование гриба. Как нарисовать грибы карандашом поэтапно

Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время этот интерес стал уменьшаться. А ведь химия – это основополагающая наука естественного цикла. Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Поэтому я начинаю заниматься с ребятами еще в начальной школе, затем в среднем звене веду кружок “Химия вокруг нас” и уже к 8 классу у многих ребят возникает интерес к предмету химии.

Чудеса, да и только…

Мы начинаем первый в вашей жизни урок химии.

Цель: Узнать, что такое химия? Что может химия?

Мы живем в вещественном мире, то есть мы окружены вещами. Вещи же сделаны из чего-то. Например, гвоздь железный, ложка алюминиевая, стакан стеклянный, ручка пластмассовая.

Сахар, который в чай кладем,
Соль, которой солим пищу,
Вода, которую мы пьем,
Кислород, которым дышим…

Все это вещества. Эти вещества изучает наука химия.

Человек использует вещества. Но чтобы ими пользоваться, надо знать, какие они.

Например:

  • Сахар твердый, белый, сладкий;
  • Соль твердая, белая, соленая;
  • Вода жидкая, бесцветная, безвкусная;
  • К ислород газ, бесцветный, без запаха.

Это признаки или свойства веществ. Их тоже изучает наука химия. И это еще не все! Надо знать, как пользоваться веществами и, что из этого получится.

Например, дрова горят, листья гниют, порох взрывается, молоко прокисает, гвозди ржавеют. Все это – превращения веществ.

Таким образом, химия – это наука о веществах, их свойствах и превращения веществ.

А теперь мы перейдем к самому интересному. Что может химия?

Но прежде чем приступить к практической части нашего урока, прослушаем шутливые правила техники безопасности.

Шутливые правила техники безопасности

На уроке можно:

  • Давать новые имена друзьям в честь элементов из ПСХЭ Д.И.Менделеева;
  • Быть вежливыми, чтобы направить реакцию друзей по правильному пути;
  • Быть внимательными на уроках при объяснении нового материала, так как повышенная концентрация внимания при этом увеличивает скорость восприятия нового материала;
  • Быть активными при опросе, так как это ускоряет получения “пятерок”.

На уроке запрещено:

  • Толкаться друг с другом, так как при столкновении может произойти нежелательная и непредсказуемая реакция;
  • Вертеться за партой во время урока, так как при этом увеличивается скорость движения, происходит выброс энергии, что приводит к отрицательным побочным эффектам;
  • Разговаривать на уроке, так как это служит катализатором (ускорителем) процесса удаления ученика с урока, а, следовательно, ингибитором (замедлителем) усвоения учебного материала;
  • Быть рассеянным на уроке, так как при снижении концентрации внимания уменьшается скорость восприятия учебного материала.

Опыт 1. “Вулкан”.

Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.

Оборудование: бихромат аммония, спирт, спички, поднос.

На поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.

Опыт 2. “Фараоновы змеи”. В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку.

Есть в Египте легенда одна,
Ее повторить я попробую.
Там жезл у ног фараона
Тот час обратился в змею.

Оборудование: сухое горючее,таблетки норсульфазола,фарфоровая пластина, спички.

На фарфоровую пластину положить таблетку сухого горючего 2 таблетки норсульфазола, поджечь.

Опыт 3. “Несгораемый платок”. Вспомните волшебные предметы из сказок.

Улетел наш ковер-самолет,
Самобранки у нас тоже нет,
Есть платок, он сейчас загорит,
Но, поверьте, не сможет сгореть.

Оборудование: силикатный клей + вода = 1:1,5, спирт, держатель, спиртовка, спички, платок.

Смочить платок в смеси клея и воды, слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.

Опыт 4. “Гибель “Титаника””. Кто из вас знает историю про “Титаник”?

“Титаник” славный в океане плыл давно,
Молва об этом вот что говорит:
“На айсберг налетел и затонул”.
А наш “Титаник” не потонет, а сгорит.

Оборудование: кристаллизатор, бумажный кораблик, вода, натрий.

В кристаллизатор налить воду, опустить на воду бумажный кораблик, положить на него натрий, он загорится.

Опыт 5. “Дым без огня”.

Говорят: “Нет дыма без огня”.
И напрасно – иногда бывает.
То, что вы увидите сейчас,
Эту фразу только подтверждает.

Оборудование: колба коническая (1л) с пробкой, соляная кислота (конц.), водный аммиак (конц.).

В колбу наливаем немного водного аммиака, наносим на стенки колбы, затем добавляем соляную кислоту, закрываем пробкой, появляется “дым”.

Опыт 6. “Хамелеон”. Вы знаете, кто такой хамелеон?

Всем давно известен он,
Он условиям подчиняется,
И химический хамелеон
От него не отличается.

Оборудование: 3 колбы конических (0,5л), вода, фенолфталеин,вода, лакмус, растворы HCl и NaOH, CoSO 4 .

Вариант 1. В стакан налить 50 мл воды, добавить лакмус, затем щелочь, потом кислоту.
Вариант 2. К раствору сульфата кобальта добавить раствор щелочи.
Вариант 3. В колбу налить воды, добавить фенолфталеин, затем щелочи. Цвет станет малиновый. Потом добавить кислоту, раствор обесцветится. Снова щелочь, потом кислоту и т.д.

Опыт 7. “Химическое молоко”. Все, наверное, помнят фразу:

Писать, конечно, нелегко:
“Дает корова молоко”.
Мы тоже сможем так, друзья,
Хотя и пить его нельзя.

Оборудование: стакан (250мл), хлорид бария, сульфат калия.

В стакан налить сульфат калия, затем хлорид бария.

Опыт 8. “Деформация бутылки”.

Мы насыплем соду и добавим воду,
Капнем что-то, станет желтым,
А добавим кислоту, станет красным на лету.
Дальше опыт продолжается, и бутылочка сжимается.

Оборудование: пластиковая бутылка, карбонат натрия(крист.), вода, метилоранж, соляная кислота, гидроксид натрия(крист.).

В бутылку насыпать Na 2 CO 3 , добавить воду, метилоранж. Раствор станет желтым. Затем добавить HCl, раствор станет красный, выделится СО 2 . Потом добавить NaOH(тв.), закрутить пробку, перемешать, раствор снова станет желтым, бутылка сжимается.

Опыт 9. “Огненная надпись”. Ассистент приносит 2 конверта с письмами. При вскрытии обнаруживается, что на бумаге ничего нет. Ассистент утверждает, что когда письма писали, надпись было видно. Видимо ее надо “проявить”.

Оборудование: концентрированный раствор нитрата калия, лучина, спички, бумага.

На листе бумаги намечают контурный рисунок и готовят концентрированный раствор нитрата калия. Для этого в 15 мл горячей воды растворяют при перемешивании 20г KNO 3 . Затем с помощью кисточки пропитывают бумагу по контуру рисунка этим раствором, не оставляя пропусков и промежутков. Когда бумага высохнет, надо коснуться горящей лучинкой какой-нибудь точки на контуре. Тотчас же появится "искра", которая будет медленно двигаться по контуру рисунка, пока не замкнет его полностью.

Опыт 10. “Сноп искр”.

Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, горелка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой кристаллический перманганат калия.

На чистом листе бумаги тщательно смешиваем стеклянной палочкой равные количества (примерно по 3 чайные ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени горелки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр.

Опыт 11. “Самовозгорание уголька”.

Примерно века 2 назад открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад, он и для нас не тайна.
Известно, что горят отлично в нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично сгорает также кислород.
Без газа этого на свете не жили б звери и народ.
Его назвали бы и дети. Конечно – это кислород.

Оборудование: KMnO 4 (крист.), пробирка, вата, пробка с газоотводной трубкой, хим. стакан 150мл, спиртовка, спички, спирт, держатель, лучина.

В пробирку помещаем 1-2г перманганата калия, затем кусочек ваты, закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускаем в стакан. Пробирку с марганцовкой нагреваем на спиртовке, предварительно прогрев ее. Примерно минуты через 2 поджигаем лучину, сбиваем пламя, чтобы получить уголек, опускаем лучину в стакан с полученным кислородом, лучина вспыхивает. Почему лучина вспыхнула?

О нем известно во всех странах света,
И помнить нам об этом есть резон:
От злых влияний ультрафиолета
Нас защищает наверху озон.

Опыт 12. “Газировка”.

Она повсюду рядом с нами, и так нас радует порой
Хрустящим снегом под ногами и речки быстрою струей…
Та, что и камень каплей точит, такою сильной может быть,
Что сможет все, то ни захочет не растворить – так раздробить.

Вопрос: Что это?

Говорят: “Без воды – ни туды и ни сюды.
Сапоги мои тово – пропускают аш-два-о”.
Если газ в ней растворяется, газировка получается.

Оборудование: колба 250мл, растворы Na 2 CO 3 и HCl.

В колбу налить раствор Na 2 CO 3 , добавить раствор HCl, происходит выделение газа, как в газированной воде.

Заключение

Конечно, это далеко не все, что может наука химия. И, конечно же, всем этим чудесам есть объяснение. Когда вы в 8 классе придете сюда на уроки химии, тогда вы сможете сами найти ответы на многие вопросы. А сейчас, если у вас возникли вопросы, я постараюсь на них ответить

Домашнее задание: написать сочинение о своих впечатлениях, нарисовать рисунки. (Приложение 1).

Список литературы: Алексинский В.Н. "Занимательные опыты по химии". М: Просвещение, 1995.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35» г. Брянска

Занимательные опыты по химии

Разработала

учитель химии высшей категории

Величева Тамара Александровна

При проведении опытов необходимо соблюдать меры предосторожности, умело обращаться с веществами, посудой и приборами. Данные опыты не требуют сложного оборудования и дорогих реактивов, а эффект воздействия их на аудиторию огромный.

«Золотой» гвоздь.

В пробирку наливают 10-15мл раствора сульфата меди и добавляют несколько капель серной кислоты. В раствор на 5-10 секунд погружают железный гвоздь. На поверхности гвоздя появляется красный налет металлической меди. Для придания блеска гвоздь протирают фильтровальной бумагой.

Фараоновы змеи.

На асбестированную сетку помещают горкой раздробленное сухое горючее. Вокруг верхушки горки на одинаковом расстоянии друг от друга размещают таблетки норсульфазола. Во время демонстрации опыта спичкой поджигают верхушку горки. В процессе опыта следят за тем, чтобы образовались три самостоятельные «змеи» из трех таблеток норсульфазола. Чтобы предотвратить слипание продуктов реакции в одну «змею», необходимо подправлять лучинкой образующиеся «змеи».

Взрыв в банке.

Для опыта берут жестяную банку из-под кофе (без крышки) емкостью 600-800 мл и пробивают в дне небольшое отверстие. Банку ставят на стол вверх дном и, закрыв отверстие влажной бумажкой, снизу подводят газоотводную трубку от прибора Кирюшкина для наполнения водородом (банку наполняют водородом в течение 30 секунд ). Затем трубку убирают, и длинной лучинкой зажигают газ через отверстие в дне банки. Сначала газ горит спокойно, а затем начинается гудение и происходит взрыв. Банка подпрыгивает высоко вверх, и пламя вырывается наружу. Взрыв происходит оттого, что в банке образовалась гремучая смесь.

«Танец бабочек».

Для опыта заранее делают «бабочек». Крылья вырезают из папиросной бумаги и приклеивают к тельцу (обломки спички или зубочистки) для большей устойчивости в полете.

Приготовляют широкогорлую банку, закрытую герметически пробкой, в которую вставлена воронка. Диаметр воронки вверху должен быть не больше 10см. В банку наливают уксусной кислоты CH 3 COOH столько, чтобы нижний конец воронки не доставал до поверхности кислоты примерно на 1см. Затем через воронку в банку с кислотой бросают несколько таблеток гидрокарбоната натрия (NaHCO 3), а «бабочек» помещают в воронку. Они начинают «танцевать» в воздухе.

«Бабочек» удерживает в воздухе струя углекислого газа, образующегося в результате химической реакции между гидрокарбонатом натрия и уксусной кислотой:

NaHCO 3 + CH 3 COOH = CH 3 COONa + CO 2 + H 2 O

Свинцовая шуба.

Из тонкой цинковой пластинки вырезают фигуру человека, хорошо ее очищают и опускают в стакан с раствором хлористого олова SnCl 2 . Начинается реакция, в результате которой более активный цинк вытесняет из раствора менее активное олово:

Zn + SnCl 2 = ZnCl 2 + Sn

Цинковая фигурка начинает покрываться блестящими иглами.

«Огненное» облако.

Через частое сито просеивают муку и собирают мучную пыль, которая оседает далеко по сторонам сита. Ее хорошо просушивают. Затем две полные чайные ложки мучной пыли вводят в стеклянную трубку, ближе к середине, и несколько растрясают ее по длине трубки на 20 – 25 см.

Затем сильно выдувают пыль над пламенем спиртовки, поставленной на демонстрационный столик (расстояние между концом трубки и спиртовкой должно быть около одного метра).

Образуется «огненное» облако.

«Звездный» дождь.

Берут три чайные ложки железного порошка, такое же количество растертого древесного угля. Все это смешивают и высыпают в тигелек. Его закрепляют в штативе и подогревают на спиртовке. Вскоре начинается «звездный» дождь .

Это раскаленные частицы выбрасываются из тигелька углекислым газом, образующимся при горении угля.

Изменение окраски цветов.

В большом батарейном стакане приготавливают смесь из трех частей диэтилового эфира C 2 H 5 ─ O ─ C 2 H 5 и одной части (по объему) крепкого раствора аммиака NH 3 (вблизи не должно быть огня ). Эфир добавляют с той целью, чтобы облегчить проникновение аммиака внутрь клеток лепестка цветка.

Отдельные цветы или букет цветов опускают в эфирно-аммиачный раствор. При этом окраска их изменится. Красные, синие и фиолетовые цветы станут зелеными, белые (белая роза, ромашка) – превратятся в темные, желтые сохранят свою естественную окраску. Изменившаяся окраска сохраняется цветами в течение нескольких часов, после чего переходит в натуральную.

Это объясняется тем, что цвет лепестков живых цветов вызван природными органическими красителями, которые обладают свойствами индикатора и изменяют свой цвет в щелочной (аммиачной) среде.

Список использованной литературы:

    Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. М. Химия, 1984.

    Шкурко М.И. Занимательные опыты по химии. Минск. Народная Асвета, 1968.

    Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для учителя. М. Просвещение, 1980.




Top