Погорельский произведения. Антоний погорельский краткая биография

(наст. имя - Алексей Алексеевич П е р о в с к и й)
1787 - 21.07.1836, Варшава

Подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, как многие другие земли с пятьюдесятью тремя тысячами крепостных крестьян, в свое время принадлежали графу Алексею Кирилловичу Разумовскому - внуку регистрового казака Григория Розума, сыну последнего украинского гетмана, влиятельному екатерининскому вельможе и виднейшему российскому масону. Фамилию "Перовские" получили внебрачные дети графа Разумовского и Марии Михайловны Соболевской, которая позже добилась для них дворянского звания.
Находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему - Алексею - граф Алексей Кириллович особенно благоволил.
В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.
В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, - а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Что до его собственных достижений в этой области, известны несколько стихотворений в жанре "амфигури", записанных в альбоме С.А.Неелова. К примеру:

Министр Пит
В углу сидит
И на гудке играет.
Но входит поп
И, сняв салоп,
Учтиво приседает.
Вольтер старик,
Cвой сняв парик,
В нем яицы взбивает,
А Жан Расин,
Как добрый сын,
От жалости рыдает.

("Амфигури", по определению, и есть литературная чепуха.)

Тогда же молодой Перовский пожелал вступить в масонскую ложу, но получил отказ: "Алексею Алексеевичу рано еще с нашими беседами заниматься, а надобно ему наперед оглядеть мир с его красотами".
В Отечественную войну 1812 года штаб-ротмистр Третьего Украинского полка Алексей Перовский участвовал в сражениях под Тарутином, Лосецами, Дрезденом и Кульмом, а затем на некоторое время остался в Дрездене, в качестве адъютанта генерал-губернатора Саксонии Н.Г. Репнина-Волконского.
Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий - надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.
Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и - всего более - воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.
Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал - под псевдонимом "Антоний Погорельский" - "Лафертовскую маковницу". Известно, что она совершенно очаровала А.С.Пушкина, так что тот прочел ее "два раза и одним духом". Все четыре повести (кроме "Лафертовской маковницы" - "Изидор и Анюта", "Пагубные последствия необузданного воображения", "Путешествие в дилижансе") вышли тремя годами позднее в виде книги "Двойник, или Мои вечера в Малороссии". Это вслед за "Двойником" потянулись "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя, "Вечера на Хопре" М.Н.Загоскина и "Русские ночи" В.Ф.Одоевского.
Наконец, пора сказать о "Черной курице". Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть "Черная курица, или Подземные жители" для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки. Разумеется, это дидактическая - попросту говоря, поучительная - сказка. Но ее содержание вовсе не исчерпывается рассуждениями, что надежно только добытое трудом, что нехорошо предавать товарищей и что ужасно совершать непоправимые поступки. Во-первых, Погорельский счастливо изобрел один из самых изящных литературных сюжетов. Во-вторых, сейчас можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека: в то время до появления "Детства" Л.Н.Толстого оставалось еще двадцать шесть лет, "Детства Темы" Н.Г.Гарина-Михайловского - шестьдесят шесть, а "Детства Люверс" Б.Л.Пастернака - девяносто шесть.
Если "Двойник" - собрание первых русских фантастических повестей, а "Черная курица" - первая русская авторская сказка в прозе для детей, то "Монастырка", по словам П.А.Вяземского, "настоящий и, вероятно, первый у нас роман нравов". В начале тридцатых годов XIX века "Монастырка" принесла Погорельскому литературную славу, какой не доставили ему прежние книги.
Но, кроме перечисленного, да еще новеллы "Посетитель магика", якобы переведенной с английского, не известно ни одного законченного произведения Антония Погорельского. Правда, архив писателя канул в лету. И как?! Управляющий в Погорельцах был большим гурманом, он извел все бумаги Перовского на приготовление "котлет в папильотках".
Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" поехал в Ниццу и, на пути туда, умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.
Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

ИЗБРАННОЕ. - М.: Сов. Россия, 1985. - 432 с.
Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения; Статьи; Письма.

ИЗБРАННОЕ: Проза; Стихотворения. - М.: Правда, 1988. - 399 с.
Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Черная курица, или Подземные жители; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения.
"ДВОЙНИК, или МОИ ВЕЧЕРА В МАЛОРОССИИ".
В один прекрасный летний вечер скучающего помещика села П*** посетил не кто иной, как его двойник, и, после первого разговора о том о сем, предложил, чтобы и впредь по вечерам они сообщали друг другу разные повести.

Среди этих повестей особенно примечательна "ЛАФЕРТОВСКАЯ МАКОВНИЦА".
В Лафертовской (то есть Лефортовской) части Москвы эта старушка прозывалась Маковницей, так как промысел ее состоял в продаже маковых лепешек. Но соседи за глаза звали ее колдуньей и ведьмой; правда, в глаза ей низко кланялись и величали бабушкой.
"ЧЕРНАЯ КУРИЦА, или ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ. Волшебная повесть для детей".
Однажды на Рождество мальчик Алеша спас от кухаркиного ножа курицу Чернушку, а та вдруг оказалась министром подземного королевства. В награду за свою услугу Алеша получил от маленького короля конопляное семечко, которое завернул в бумажку и положил в карман...
"МОНАСТЫРКА".
Это, как сказано больше века назад одним литературоведом, - история двадцатилетней Анюты, "ея молодости, ея любовь к красавцу-соседу, блестящему офицеру, гонения, испытанныя ею от злого опекуна, побег из дому недобрых людей и блаженная встреча с своим Владимиром".

Другие издания произведений А.Погорельского:

ВОЛШЕБНЫЕ ПОВЕСТИ / Ил. Б.А.Дехтерева. - М.: Дет.лит., 1992. - 125 с.: ил.
Содерж.: Лафертовская Маковница; Черная курица, или Подземные жители.
ДВОЙНИК, или МОИ ВЕЧЕРА В МАЛОРОССИИ. - М.: Книга, 1987. - 363 с.: ил.
Миниатюрное издание.
ЧЕРНАЯ КУРИЦА, или ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ / Ил. Н.Гольц. - М.: Рус. кн., 1992. - 56 с.: ил.

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

Стафеев Г.И. В Отчизне пламени и слова: (А.А.Перовский и А.К.Толстой в Красном Роге): Лит.-краевед. очерки. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - 188 с.: ил.
Тихомиров Б.Н. Погорельский, Антоний // Русские писатели XI - начала XX века. - М.: Просвещение, 1995. С.326-330.
Шелаева А.А. Антоний Погорельский и его сочинения // Погорельский А. Избранное. - М.: Правда, 1988. С.373-389.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ -

Черная курица, или Подземные жители. Сцен. Т.Зульфикарова. Реж. В.Гресь. Комп. О.Каравайчук. СССР, 1980. В ролях: В.Сидлецкий, А.Ливанов, В.Гафт, Е.Евстигнеев, Л.Кадочникова, А.Филозов, В.Кашпур и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Лафертовская маковница. Беларусьфильм, 1986. Черная курица (кукольный). Реж. Ю.Трофимов. Комп. А.Рыбников. СССР, 1975. Роли озвучивают: З.Гердт, К.Румянова и др.

Антоний Погорельский был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Его отец был дворянином, а мать крестьянкой. Среди родственников преобладали знатные люди, в том числе русский писатель – Алексей Толстой.

С самого детства Антоний Алексеевич отличался незаурядными способностями, его тяга к творчеству носила склонный характер. Кстати сказать, Антоний Погорельский – это вообще его не настоящее имя, это всего лишь псевдоним. Настоящее же его имя – Алексей Перовский. Стоит отметить, что всё его детство проходило в красивейшем и знатном дворце графа Разумовского, где он жил в преддверии роскоши и комфорта. В восемнадцать лет он с успехом поступил в Московский университет, а закончил его в должности доктора философских и словесных наук. Отличался озорливым характером, любил подшучивать над своими коллегами. Его способности помогли ему влиться в творческие круги и вскоре он уже знакомится со многими литераторами того времени. Особенным ему кажется успех в дружбе с Николаем Карамзиным.

В 1808 году Антоний Погорельский поступает на службу в Сенат, но с началом Отечественной войны 1812 года бросает все свои государевы дела и отправляется на войну против Императора Наполеона. Как ни странно, на войне Антоний Погорельский проникся к западному романтизму, поистине великому немецкому искусству. В 1816 году Погорельский переезжает в Петербург, где становится участником ещё одного литературного движения – арзамасцев. Спустя некоторое время, в связи с кончиной своего отца – графа Разумовского, Антоний Алексеевич перебирается в имение Погорельцы, где он начинает издавать свои повести и романы. Вместе с ним в имении живут его сестра Анна и её сын Алексей Толстой, племянник Антония Погорельского. Здесь он впервые напишет свою повесть - "Двойник, или мои вечера в Малороссии". Затем он снова пробует себя на государственной службе, но пробудет он там недолго.

В 1829 году Антоний Погорельский напишет свою знаменитую сказку "Чёрная курица, или Подземные жители", которая принесла ему определённую славу. Спустя два года, в 1831 году, Антоний Погорельский выпустил свой роман "Монастырка". Одно время Антоний Погорельский работал в "Литературной газете", но это продолжалось очень недолго. Вскоре его здоровье резко пошатнулось, сказалась война и постоянные стрессовые командировки. Оставаясь молодым, он подхватил туберкулез и уже в 1836 скоропостижно скончался. Похороны состоялись в Варшаве на православном кладбище.

Краткая биография Погорельского по датам

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Кафка Франц

    Творчество австрийского писателя Франца Кафки занимает особое место в мировом литературном процессе. Объектом его писательского внимания была семья, собственный духовный мир, а также собственные переживания

  • Демокрит

    Демокрит родился в городе Абдеры около 460 года до новой эры. Поэтому его довольно часто называют Демокритом Абдерским. Он считается создателем атомистического материализма, хотя, если смотреть детальнее

  • Кузьма Минин

    Кузьма Минин – это русский национальный герой, очень храбрый человек, который, несмотря на опасность смерти, и увечий, под натиском противника начал противостоять ему, и к тому же, противостоять довольно успешно

  • Гераклит Эфесский

    Эфес – город, который и сейчас существует на территории Турции, но в современном мире он известен разве только популярным сортом пива и баскетбольной командой. Во времена досократовского периода греческой философии

  • Аркадий Аверченко

    Аркадий Аверченко – замечательный отечественный юморист, писатель, публицист, народный деятель, произведения которого всегда поднимали настроение простым людям, которые приходя домой после работы, сразу принимались читать его произведения

Алексе́й Алексе́евич Перо́вский (псевдоним - Антоний Погорельский; 1787-21 июля 1836) - русский писатель, член Российской академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых.

Был внебрачным сыном Алексея Разумовского.

Детство провёл в почепском имении Разумовского, получил хорошее домашнее образование. Затем учился в Московском университете (1805-1807), получив по окончании его степень доктора философских и словесных наук. Перевёл на немецкий язык «Бедную Лизу» Николая Карамзина (1807), благодаря Разумовским смог лично познакомиться с Карамзиным и его московским окружением (Петром Вяземским и Василием Жуковским) и получил в этом кругу репутацию шутника и мистификатора. Однако отец, бывший влиятельным масоном, не позволил своему бастарду самому вступить в ложу, вопреки желанию молодого Алексея.

В 1808 году отдельной книгой были изданы три публичные лекции Алексея Перовского по ботанике: «Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России».

В 1808-1810 годах служил в 6-м департаменте Сената, а в 1812 году, вопреки воле отца, ушёл добровольцем в действующую армию - в чине штаб-ротмистра он был зачислен в 3-й Украинский казачий полк. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и заграничного похода, в том числе в Битве народов под Лейпцигом (был адъютантом при генерале Генрихе Жомини) и в сражении под Кульмом. После взятия Лейпцига он был назначен старшим адъютантом князя Николая Репнина. В мае 1814 года Погорельский был переведён в лейб-гвардии Уланский полк, стоявший в Дрездене, и до 1816 года служил в оккупированной союзниками Саксонии. В Германии Перовский увлёкся немецким романтизмом и, в частности, Гофманом, что оказало влияние на его творчество.

После выхода в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев, был избран в члены Вольного общества любителей российской словесности. Заботился о воспитании и образовании своего племянника Алексея Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Ходили слухи, что Алексей Константинович - плод кровосмесительного союза Перовского с собственной сестрой. Среди знакомых Перовского этого времени был и Пушкин: выход «Руслана и Людмилы» он приветствовал, выступив с остроумным разбором критических нападок на поэму (в журнале «Сын Отечества»). Перовский явился одним из самых активных защитников молодого автора.

После смерти отца в июле 1822 года поселился в имении Погорельцы (Сосницкий уезд Черниговской губернии), где жил с сестрой и племянником А. К. Толстым. Написал там повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», опубликованные под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия имения) в 1828 году, уже когда автор вернулся на службу (в 1825-1830 годах он был попечителем Харьковского учебного округа) и съездил с племянником в Германию (1827), где посетил Гёте.

«Двойник» - сборник четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом, связан, прежде всего, с немецкой фантастической традицией («Серапионовы братья» Гофмана) и предвосхищал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Русские ночи» В. Ф. Одоевского. Есть в цикле много и от готического романа. Фантастическая повесть «Лафертовская маковница» (опубликована отдельно в 1825) вызвала восторженную оценку Пушкина, который позже процитировал её в своём «Гробовщике». Критика за несколькими исключениями не приняла опередившего своё время «Двойника», увидев в нём нелепую фантастику.

В 1830-1833 опубликовал роман «Монастырка» о жизни выпускницы Смольного института на родине в Малороссии. Этот «нравоописательный роман», сочетавший элементы сентиментальные и романтические, противопоставлялся авторами пушкинского круга «Ивану Выжигину» Булгарина и в целом хорошо был принят публикой и критикой.

Окончательно выйдя в отставку в 1830, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с Брюлловым и С. А. Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения. Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы. Не имея собственных детей, оставил наследниками имения Красный Рог сестру и племянника, А. К. Толстого.

ПОГОРЕЛЬСКИЙ, АНТОНИЙ (псевд.; настоящие имя и фамилия Перовский, Алексей Алексеевич) (1787–1836), русский писатель. Побочный сын графа А.К.Разумовского. Получил домашнее образование, за 1805–1807 успешно окончил Московский университет, получив степень доктора философских и словесных наук за три лекции (впоследствии изданные отдельной брошюрой), прочитанные на немецком, французском и русском языках. В течение пяти лет служил в различных департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей российской словесности (1811–1830), издававшее сборники по литературе и фольклору и принимавшее участие в организации литературно-музыкальных вечеров и популярных лекций. В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявив незаурядную отвагу в боях под Дрезденом и Кульмом. С 1816 несколько лет служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел. С 1820 член Вольного общества любителей российской словесности.

В 1822 после смерти отца унаследовал село Погорельцы Черниговской губ. и, выйдя в отставку, поселился в нем вместе с сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым. В 1825–1830 – попечитель Харьковского учебного округа, много способствовавший совершенствованию образовательного процесса.

В 1825 в мартовском номере журнала А.Ф.Воейкова «Новости литературы» была напечатана фантастическая повесть Погорельского Лафертовская маковница – первая в отечественной словесности, где сказалось характерное для романтизма стремление воссоздать национально-поэтическую стихию, воспринятую через живой быт народа и сказочный вымысел. В населенным мелким московским людом Лефортове, в убогом домике отставного почтальона Онуфрича, читатель встречается с образом лафертовской маковницы – старой колдуньи, которая выбирает для дочери почтальона, а своей внучке, бесприданнице Маше, жениха Аристарха Фалалеевича (Фалелеича), на поверку оказывающегося любимым черным котом бабушки-ворожеи. Разрушив колдовские чары и отказавшись от неправедного богатства, оставленного бабушкой, Маша выходит замуж за полюбившегося ей пригожего сидельца, словно в награду девушке оказавшегося богатым наследником. Юмористические черты в облике кота-чиновника, мотив нечистой силы денег, характерный для романтиков «меркантильной» эпохи, предвосхищают у Погорельского поэтику Н.В.Гоголя. Об этой повести А.С.Пушкин писал брату: «Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечел его два раза и одним духом всю повесть и теперь только и брежу Аристархом Фалалеевичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмурив глаза, повертывая голову и выгибая спину».

В 1828 вышел сборник Погорельского Двойник, или Мои вечера в Малороссии (помимо Маковницы , включал повести Изидор и Анюта , Пагубные следствия необузданного воображения и Путешествие в дилижансе ), во многом навеянный интересом писателя в эти годы к вопросам воспитания, направленный против эгоизма и пустоты «общепринятого» стиля дворянской жизни, выявивший сюжетную и психологическую изобретательность автора и несущий на себе очевидные следы влияния фантастики Э.Т.А.Гофмана, с той, однако, разницей, что у Погорельского проблему сверхчувственного скептический Двойник, второе «я» рассказчика, стремится решить естественнонаучным объяснением.

Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гёте. В волшебной повести для детей, как определил ее жанр автор, Черная курица, или Подземные жители , написанной для десятилетнего племянника, прелестной в своей безыскусной поучительности и яркости наивного вымысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику – и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем, правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе после Рыцаря нашего времени Н.М.Карамзина ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. Впоследствии сказка была особенно любима Л.Н.Толстым, вошла в золотой фонд отечественной детской словесности, выдержав десятки переизданий на многих языках мира.

В 1830 Погорельский стал сотрудником «Литературной газеты» А.А.Дельвига, печатал в ней отрывки оставшегося незавершенным романа Магнетизер и начало романа Монастырка , в котором сентиментальная дидактика и авантюрно-романтические эффекты сочетаются с реалистическим описанием застойной жизни провинциального дворянства на Украине и трудной судьбы вернувшейся сюда, на свою родину, полной иллюзий и порывов к идеальному воспитанницы Смольного монастыря. В либеральных литературных кругах это произведение выгодно противопоставлялось натуралистически нравоописательным романам Ф.В.Булгарина и В.Т.Нарежного, а «Литературная газета» называла Монастырку «настоящим и, вероятно, первым у нас романом нравов».

Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним – Антоний Погорельский) – писатель-романтик, по происхождению внебрачный сын богатого екатерининского вельможи, графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михаиловны Соболевской (впоследствии по мужу – Денисьевой). Основательное и разностороннее образование, полученное Погорельским в доме отца, было завершено в Московском университете, куда юноша поступил в 1805 г. и закончил его в 1807 г. со степенью доктора философских и словесных наук. К этому времени относится увлечение Погорельского и естественными науками, в частности ботаникой, результатом чего явились три публичные лекции, изданные в 1808 г. отдельной книгой ("Как различать животных от растений", "О цели и пользе Линеевой системы растений" и "О растениях, которые бы полезно было размножать в России"). Лекции эти можно считать своеобразным подступом к серьезным литературным трудам, настолько явственно проступает в них ориентация на повествовательные приемы Н. М. Карамзина , горячим поклонником которого был молодой автор. Во владениях А. К. Разумовского, а после смерти последнего в унаследованном от него имении Погорельцы Черниговской губернии (от названия этого имения образован псевдоним писателя) прошла большая часть жизни А. Погорельского.

Литературные его наклонности проявились уже с детства. В домашнем архиве Н. В. Репнина (по указанию биографа А. Погорельского В. Горденю) хранилась тетрадка с детским сочинением Алексея, поднесенным отцу в день его именин. Но в полной мере талант писателя раскрылся значительно позднее, уже в 20-е годы, по мере его вхождения в круги московских и петербургских литераторов. Знакомство с Н. М. Карамзиным-прозаиком, личное общение с писателем определили направление художественных ориентаций А. Погорельского и характер его литературных общений. На первое место среди них следует поставить дружбу с П. А. Вяземским , начавшуюся в 1807 г. Несколько позднее (видимо, в 1810 г.) Погорельский познакомился и с В. А. Жуковским , сблизившим его с А. И. Тургеневым и А. Ф. Воейковым . Эти новые знакомства, а также свойственная Погорельскому наклонность к шутке и мистификации, казалось бы, обеспечивали ему далеко не последнее место в Арзамасе , однако арзамасцем Погорельский не стал, ибо видел главный смысл своей жизни не в литературе, а в активной государственной деятельности на благо отечества. Уже в январе 1808 г. мы находим его в Петербурге, где он в чине коллежского регистратора поступает в 6-й департамент Сената. Прикомандированный к П. А. Обрезкову, он участвует в служебной полугодовой поездке по центральным губерниям России с целью их ревизии, близко наблюдает жизнь отдаленных провинций, знакомится с укладом Казанской и Пермской губерний.

Вернувшись в Москву в 1810 г., Погорельский в течение двух лет служит экзекутором в одном из отделений 6-го департамента и приобщается к московской культурной жизни. Он становится членом ряда научных и литературных обществ ("Общества любителей природы", "Общества истории и древностей российских", "Общества любителей российской словесности"). В чопорную и монотонно протекавшую деятельность последнего из них Погорельский пытается внести некоторое разнообразие, предложив председателю Общества А. А. Прокоповичу-Антонскому для публичных чтений свои шутливые стихи ("Абдул-визирь"). В начале 1812 г. Погорельский – снова в Петербурге в качестве секретаря министра финансов, но пребывает в этой должности недолго. С началом событий Отечественной войны 1812 года он резко меняет свою жизнь. Увлеченный общим патриотическим порывом, юноша, вопреки воле отца, поступает на военную службу: в чине штаб-ротмистра он был зачислен в З-й Украинский казачий полк, в составе которого проделал труднейшую военную кампанию осени 1812 г., принимал участие в партизанских действиях и в главных сражениях 1813 г. (под Лейпцигом и при Кульме). Отличаясь храбростью и горячей патриотической настроенностью, Погорельский прошел типичный для передового русского офицерства боевой путь, освобождал свою родину и Европу от нашествия наполеоновских полчищ, разделял со своими товарищами тяготы воинской службы, сражался с врагами, бедствовал, побеждал.

После взятия Лейпцига он был замечен Н. Г. Репниным (генерал-губернатором королевства Саксонского) и назначен к нему старшим адъютантом. В мае 1814 г. Погорельский был переведен в лейб-гвардии Уланский полк, стоявший в Дрездене. Здесь Погорельский находился около двух лет, в течение которых смог близко познакомиться с творчеством Э. Т. А. Гофмана , оказавшего на него очень значительное влияние. Одним из первых в России Погорельский в своих повестях использовал традиции замечательного немецкого романтика.


В 1816 г. Погорельский выходит в отставку и возвращается в Петербург с тем, чтобы продолжить свою гражданскую службу, на этот раз – чиновником особых поручений по департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий. Здесь круг литературных знакомств будущего писателя значительно расширяется; он общается с Н. И. Гречем, арзамасцами, а также с А. С. Пушкиным , поселившимся после окончания Лицея в Петербурге. Именно в первые послевоенные годы Погорельский пробует свои силы в поэзии (перевод одной из од Горация был напечатан в журнале Греча "Сын отечества" (1820, Ч. 65.), участвует в литературной полемике, защищая поэму "Руслан и Людмила" от нападок консервативно настроенной критики (в частности, А. Ф. Воейкова). Служба, отнимавшая у Погорельского много сил, позволяла ему все же отлучаться из Петербурга и подолгу жить в Погорельцах, с которыми связана работа писателя над повестью "Лафертовская маковница", явившейся первым в русской литературе опытом фантастического повествования романтического типа. Опубликованная в журнале А. Ф. Воейкова "Новости литературы" в 1825 г., она казалась настолько необычной, что вызвала специальное разъяснение редактора – так называемую "Развязку". в которой было дано рационалистическое объяснение фантастических мотивов и образов повести Погорельского. Ироническую полемику с Воейковым, не принимавшим новаторских черт романтической повести "Лафертовская маковница", Погорельский ввел в свой сборник "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" (1828), в который вошла и "Лафертовская маковница": "...кто непременно желает знать развязку моей повести, – писал в "Двойнике" автор, – тот пускай прочитает "Литературные новости" 1825 r. Там найдет он развязку, сочиненную почтенным издателем "Инвалида", которую я для того не пересказал вам, что не хочу присваивать чужого добра". Сразу же после появления в печати "Лафертовской маковницы" с нею познакомился Пушкин, написавший брату из Михайловского 27 марта 1825 г. "Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Три(фоном) Фал(елеичем) Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?"

Так состоялся литературный дебют Перовского (Погорельского), и с этого момента это новое литературное имя получило известность и широкое признание. Еще больший успех выпал на долю "Двойника" Погорельского: о книге сочувственно отозвался "Прусский инвалид" (1828, ч. 83), отметивший, что "не многие повести так занимательны, так остроумны. Не многие рассказаны и связаны с таким искусством". "Северная пчела" писала: "Автор искусно воспользовался разными поверьями, темными слухами и суеверными рассказами о несбыточных происшествиях и передал их нам еще искуснее, умея возбуждать любопытство и поддерживать его до самой развязки" (СПч. 1828. № 38). К 1829 г. относится детская фантастическая повесть "Черная курица" (СПб, 1829), одобрительные отзывы о которой поместили некоторые журналы, например "Московский телеграф" (1829. Ч. XXV. № 2).

Начиная с 1830 г., писатель активно сотрудничает в "Литературной газете", где была опубликована первая часть наиболее значительного, итогового произведения Погорельского – романа "Монастырка", который затем был издан в двух частях в Петербурге и вызвал оживленную полемику в журналах. "Сей роман, – отмечалось в "Русском инвалиде", – есть необыкновенное, приятное явление в нашей словесности. Он богат занимательными происшествиями и ярко обрисованными характерами, а потому жив и любопытен" (1830, Не 17). Рецензент "Московского телеграфа" увидел в "Монастырке" лишь "приятное описание семейных картин", "рассказ доброго приятеля о добрых людях, которым встречались иногда неприятности" (1830. Ч. XXXII. № 5). "Настоящим и первым у нас романом нравов" названа была "Монастырка" в "Литературной газете", активно поддержавшей Погорельского (1830).

С 1826 г. Погорельский снова и подолгу живет в Петербурге, занимая ряд видных должностей и состоя в Комиссии по устройству учебных заведений. Летние месяцы он по-прежнему проводит в Погорельцах. Весной 1827 г. писатель отправляется в заграничную поездку, которая продолжалась около года. Служебная деятельность Погорельского, протекавшая весьма успешно, в условиях все нараставшей общественной реакции не приносила удовлетворения и завершилась отставкой в 1830 г. Последние годы своей жизни писатель проводит в Погорельцах, наезжая, однако, и в Москву. Все свое время он посвящает литературному труду, а также воспитанию своего племянника (сына родной сестры писателя, графини А. А. Толстой), будущего известного поэта, прозаика и драматурга А. К. Толстого .

Незадолго до смерти Погорельского в его московской квартире побывал Пушкин, с живостью описавший в письме к жене эту встречу: "Был я у Перовского, который показывал мне недоконченные картины Брюлова . Брюлов, бывший у него в плену, от него убежал и с ним поссорился. Перовский мне показывал Взятие Рима Гензериком (которое стоит Последн(его) дня Помп(еи)), приговаривая: "заметь как прекрасно подлец этот нарисовал этого всадника, мошенник такой" (Пушкин. Т. XVI. С. 115). В юмористической сценке, нарисованной Пушкиным, тонко подмечен юмор Погорельского, которым окрашены многие его произведения. Самобытность его писательской манеры была по достоинству оценена писателями пушкинского круга, способствовавшими успеху его произведений у современников.

21 июля 1836 г. в Варшаве, по дороге в Ниццу, куда он направлялся для лечения туберкулеза, Погорельский скончался.




Top