Поколение «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия Грибоедова "Горе от ума" была создана автором в особую, переходную эпоху - эпоху декабристов, эпоху столкновения крепостников и прогрессивно настроенного дворянства.

Неожиданный приезд Александра Андреевича Чацкого сталкивает в доме Фамусова две эпохи: "век нынешний" и "век минувший". Мы видим, что поколение отцов продолжает жить по своим давно устоявшимся законам и обычаям: балы, обеды, ужины, забота о карьере. Самый ярый защитник "века минувшего" - Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте. В его образе наиболее полно отразились черты старого московского барства.

Нехитрая идеология этого человека раскрывается в разговоре с Чацким. Для Фамусова главные жизненные ценности - чины и богатства. И людей он также судит по количеству медалей и орденов, не принимая во внимание нравственные качества и ум.

Главная цель жизни фамусовского общества - "и награжденья брать и весело пожить". Фамусов поучает молодежь: "Учились бы, на старших глядя". Его идеал человека - дядя Максим Петрович: "он не то на серебре, не то на золоте едал; сто человек к его услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, и при каком дворе!" Причем неважно, какой ценой достались эти блага. Главное и бесценное человеческое качество - уметь "сгибаться вперегиб", подличать и пресмыкаться, а также не иметь собственного мнения или, боже упаси, каких-то новых мыслей. Фамусов с восторгом рассказывает о том, как дядя сумел использовать для блага даже конфуз, случившийся при дворе императрицы. Сделав из себя посмешище, дядя сумел добиться и чина, и пенсии.

Это чинопоклонство и подличанье Фамусов называет мудростью. Так живут все, а потому те, кто не желает "прислуживаться", по его мнению, глупцы и вообще государственно опасные люди.

В таком обществе нельзя иметь собственное мнение, если не имеешь чинов. Во всем нужно ориентироваться на богатых и именитых людей. Неслучайно в финале Фамусов восклицает: "Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!"

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки,

Как станешь представлять к крестику ль, к местечку:

Ну как не порадеть родному человечку!

Жизнь Фамусова удивительно пуста в духовной точки зрения. Он ярый ненавистник просвещения, считает его основным источником вольнодумства:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чем занят ум этого человека? Разговорами о благах и путях их зарабатывания, обсуждением чужих богатств, осуждением молодежи да мыслью о том, как бы выгоднее выдать дочь замуж. "Кто беден - тот тебе не пара" - внушает он дочери. Вот почему Скалозуб - идеальный жених:

Известный человек, солидный

И знаков тьму отличья нахватал;

И не по летам и чин завидный

Не ныне-завтра генерал.

Фамусова не интересует. Что полковник глуп, груб, умеет рассуждать лишь о службе и орденах. Но в характере Скалозуба обнаруживается еще одна черта - хищность и подлость. Вот как он стал полковником:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Это истинный философ, когда речь заходит о каналах "добычи" чинов. Его заветная цель - сделаться генералом. Скалозуб заслуживает полного и безоговорочного одобрения Фамусова.

Также на хорошем счету у этого московского туза и Мочалин. В соответствии с принципом классической трагедии, у этого человека "говорящая" фамилия. Умение промолчать, а также умеренность и аккуратность - достоинства, особо почитаемые в фамусовском обществе. Поэтому он и оказался на службе у Павла Афанасьевича, хотя и не доводится ему родней.

При встрече с Чацким Молчалин разговаривает с ним в тоне снисходительного участия ("Вам не дались чины, по службе неуспех?"), даже с сознанием собственного превосходства. Чацкий открыто издевается над ним, но Молчалин в силу своей ограниченности не понимает этого. Он в курсе всех новостей и суждений, всех московских сплетен: где и что можно добыть (у Татьяны Юрьевны, например).

Молчалин услужлив, льстив. Ему нет равных в искусстве поднять платок, поставить стул, погладить шпица влиятельной старухи, с похвалой отозваться о том, о чем все отзываются также.

Поэтому Молчалин так успешно продвигается по службе. Он незаменим. Это образ приспособленца, главное достоинство которого в глазах окружающих - говорить то, что от него хотят услышать. На самом же деле за его скромностью, уступчивостью скрывается беспринципность и безнравственность, пустота. Мы видим, как он открывает свое истинное лицо: даже искреннюю любовь Софьи он пытался использовать в корыстных целях.

В обществе фамусовых и молчалиных Чацкий - единственный здравомыслящий человек на двадцать пять глупцов, по признанию автора. Это герой естественно и закономерно объявлен сумасшедшим за то, что посмел судить устои старого мира: слепое подражание Западу, бесчеловечное отношение помещиков к крестьянам, ненависть к просвещению, раболепство, умственный застой. Он изгнан фамусовским обществом, но, как замечал Гончаров, "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей".

Комедия Грибоедова "Горе от ума" была создана автором в особую, переходную эпоху - эпоху декабристов, эпоху столкновения крепостников и прогрессивно настроенного дворянства.

Неожиданный приезд Александра Андреевича Чацкого сталкивает в доме Фамусова две эпохи: "век нынешний" и "век минувший". Мы видим, что поколение отцов продолжает жить по своим давно устоявшимся законам и обычаям: балы, обеды, ужины, забота о карьере. Самый ярый защитник "века минувшего" - Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте. В его образе наиболее полно отразились черты старого московского барства.

Нехитрая идеология этого человека раскрывается в разговоре с Чацким. Для Фамусова главные жизненные ценности - чины и богатства. И людей он также судит по количеству медалей и орденов, не принимая во внимание нравственные качества и ум.

Главная цель жизни фамусовского общества - "и награжденья брать и весело пожить". Фамусов поучает молодежь: "Учились бы, на старших глядя". Его идеал человека - дядя Максим Петрович: "он не то на серебре, не то на золоте едал; сто человек к его услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, и при каком дворе!" Причем неважно, какой ценой достались эти блага. Главное и бесценное человеческое качество - уметь "сгибаться вперегиб", подличать и пресмыкаться, а также не иметь собственного мнения или, боже упаси, каких-то новых мыслей. Фамусов с восторгом рассказывает о том, как дядя сумел использовать для блага даже конфуз, случившийся при дворе императрицы. Сделав из себя посмешище, дядя сумел добиться и чина, и пенсии.

Это чинопоклонство и подличанье Фамусов называет мудростью. Так живут все, а потому те, кто не желает "прислуживаться", по его мнению, глупцы и вообще государственно опасные люди.

В таком обществе нельзя иметь собственное мнение, если не имеешь чинов. Во всем нужно ориентироваться на богатых и именитых людей. Неслучайно в финале Фамусов восклицает: "Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!"

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки,

Как станешь представлять к крестику ль, к местечку:

Ну как не порадеть родному человечку!

Жизнь Фамусова удивительно пуста в духовной точки зрения. Он ярый ненавистник просвещения, считает его основным источником вольнодумства:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чем занят ум этого человека? Разговорами о благах и путях их зарабатывания, обсуждением чужих богатств, осуждением молодежи да мыслью о том, как бы выгоднее выдать дочь замуж. "Кто беден - тот тебе не пара" - внушает он дочери. Вот почему Скалозуб - идеальный жених:

Известный человек, солидный

И знаков тьму отличья нахватал;

И не по летам и чин завидный

Не ныне-завтра генерал.

Фамусова не интересует. Что полковник глуп, груб, умеет рассуждать лишь о службе и орденах. Но в характере Скалозуба обнаруживается еще одна черта - хищность и подлость. Вот как он стал полковником:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Это истинный философ, когда речь заходит о каналах "добычи" чинов. Его заветная цель - сделаться генералом. Скалозуб заслуживает полного и безоговорочного одобрения Фамусова.

Также на хорошем счету у этого московского туза и Мочалин. В соответствии с принципом классической трагедии, у этого человека "говорящая" фамилия. Умение промолчать, а также умеренность и аккуратность - достоинства, особо почитаемые в фамусовском обществе. Поэтому он и оказался на службе у Павла Афанасьевича, хотя и не доводится ему родней.

При встрече с Чацким Молчалин разговаривает с ним в тоне снисходительного участия ("Вам не дались чины, по службе неуспех?"), даже с сознанием собственного превосходства. Чацкий открыто издевается над ним, но Молчалин в силу своей ограниченности не понимает этого. Он в курсе всех новостей и суждений, всех московских сплетен: где и что можно добыть (у Татьяны Юрьевны, например).

Молчалин услужлив, льстив. Ему нет равных в искусстве поднять платок, поставить стул, погладить шпица влиятельной старухи, с похвалой отозваться о том, о чем все отзываются также.

Поэтому Молчалин так успешно продвигается по службе. Он незаменим. Это образ приспособленца, главное достоинство которого в глазах окружающих - говорить то, что от него хотят услышать. На самом же деле за его скромностью, уступчивостью скрывается беспринципность и безнравственность, пустота. Мы видим, как он открывает свое истинное лицо: даже искреннюю любовь Софьи он пытался использовать в корыстных целях.

В обществе фамусовых и молчалиных Чацкий - единственный здравомыслящий человек на двадцать пять глупцов, по признанию автора. Это герой естественно и закономерно объявлен сумасшедшим за то, что посмел судить устои старого мира: слепое подражание Западу, бесчеловечное отношение помещиков к крестьянам, ненависть к просвещению, раболепство, умственный застой. Он изгнан фамусовским обществом, но, как замечал Гончаров, "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей".

Содержимое сочинения:

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реакционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии вышли герои Сенатской площади — декабристы.
Реакционеры стремились во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Прогрессивные же дворяне боролись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век нынешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» составляет главную тему комедии.
«Век нынешний», по мнению Грибоедова, явился порождением революционных настроений в дворянских кругах. Из прогрессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи. В произведении автор раскрыл типические образы московского барства, а также нарисовал картину жизни, впитавшей в себя все недостатки самодержавия и крепостнического строя в России.
Московское барство разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и воры», подобные Загорецкому, сплетники и пустые «прожигатели жизни». Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и пошлых людей:
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
Эти люди — жестокие крепостники, беспощадные истязатели. Сановник Фамусов за малейшую провинность грозит страшными карами своим слугам. «В работу вас, на поселенье вас!» — кричит он. Московский барин готов упечь неугодных ему крепостных на военное поселение. Чацкий с возмущением говорит о помещике, который:
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей,
Заставил всю Москву дивиться их красе,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!
Помещики не считают своих крепостных людьми. Старуха Хлестова, например, свою служанку ставит наравне с собакой:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку.
Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Крепостное право было для фамусовского общества нормальным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высоких связях. К службе они относятся формально, бюрократически, как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:
А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Как барин, на всякий труд он смотрит пренебрежительно, на службу он принимает только родных.
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для людей его круга — источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ — низкопоклонство перед вышестоящим.
Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Однако он всюду поспевает:
Там Моську вовремя погладит;
Тут впору карточку вотрет.
И ему обеспечена карьера:
… дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
И эти люди управляли государством. Чацкий с возмущением говорит о них:
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения:
Чтоб наших дочерей учить всему —
И танцам! и пеньeю! и нежностям! и вздохам!
И сам Фамусов не отличается образованностью и в чтении не видит проку. Причины вольнодумия он объясняет так:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
И его окончательное слово о просвещении и образовании в России — «забрать все книги бы, да сжечь». Следовательно, в просвещении московский барин Фамусов видит опасность, угрожающую всему государственному строю России того периода.
Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который «слова умного не выговорил сроду», как и Фамусов, враг просвещения и всего передового. Гостей Фамусова он спешит обрадовать тем, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так, для больших оказий». Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось потерять свои привилегии.
Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой, доходит до смешного, Чацкий говорит, что общество все «отдало в обмен»:
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу.
Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским».
Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу.
По словам французика из Бордо, он
Приехал и нашел, что ласкам нет конца,
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил.
Основное в этом обществе — «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.
Фамусов проводит время в праздности, безделье, пустых развлечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Фамусова — Татьяна Юрьевна дает балы, от рождества и до поста, и летом — праздники на даче. Не обходится это общество и без сплетников, ведь сплетничество — одна из главных его черт. Здесь знают подноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден и сколько крепостных душ у Чацкого:
«Четыреста» — «Нет! триста».
И Хлестова обиженно добавляет:
«Уж чужих имений мне не знать!»
Среди московских тузов находит свое место «отъявленный мошенник, плут Антон Антоныч Загорецкий», которого принимают лишь потому, что «мастер услужить». Для фамусовского общества характерен Репетилов, в котором подчеркнуто пустое фразерство, показное свободомыслие.
Таким образом, в каждом из героев и внесценических персонажей автор сумел найти определенный тип представителя московского барства, а название каждого типа скрыто в фамилии героя, его представляющего.
Итак, представителей фамусовского общества характеризуют отсутствие высоконравственных чувств, преобладание эгоистических интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личных выгод, нравственная неразборчивость в людях, угодливость перед «высшими» людьми и деспотическое отношение к «низшим» — крестьянам, слугам, низкий уровень образованности, увлечение французской культурой, страх перед подлинным просвещением.
Грибоедов очень метко определил идеалы этого общества. Они просты: «и награжденья брать, и весело пожить». Фамусовское общество — это лицо всей дворянской России тех лет. Как передовой человек своего времени, Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает крепостническую систему и призывает к уничтожению ее — в этом революционное значение комедии. Именно так понимали ее декабристы и все передовые люди русского общества.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» - одно из самых злободневных социально-политических произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни. В центре повествования – «барская» Москва, преимущественно ее старшее поколение. Но это скорее собирательный образ, поскольку в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и «необозримые равнины», «все та же глушь и степь» широких просторов России, которые представляются воображению главного героя Чацкого.
Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего». Такое столкновение было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны, - лагеря феодальной реакции, защитников крепостного слоя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком. При этом моральные и духовные ценности Чацкого в корне расходятся с ценностями патриархальной Москвы. Вот почему главному герою так чужды нравы и обычаи «века минувшего», ведь главному герою совсем не свойственны лицемерие, карьеризм, невежество:
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету…
«Век минувший», или поколение отцов, в комедии является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал этого общества, его грубо эгоистическая философия жизни. Поколение Фамусова имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои, конечно, крепостнические, и все же проникнутые искренним убеждением в превосходстве взгляды. Уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, быть не может у всякого здравомыслящего человека. Старшее поколение искренне не понимает, как, вместо того, чтобы получить очередной чин или награду, человек отправляется в деревню читать книги или увлекаться, например, химией. Насколько пуста жизнь фамусовского общества с духовной точки зрения, настолько яростнее и категоричнее пытаются его представители «изобличить» плоды просвещения, считая его основным источником вольнодумства
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
При этом вольнодумство у представителей «века минувшего» считается тождественным сумасшествию. Так, «завирательные» идеи Чацкого облегчают распространение сплетни о его невменяемости. Поколение отцов в данном случае предпочитает, чтобы их дети не имели собственного мнения, слепо доверяясь воле родителей. Тот же Фамусов с детства внушает дочери Софье мысль о том, что во всем следует ориентироваться на богатых и именитых людей. Сама забота Фамусова о дочери не вызывает сомнений в том, что является лишь видимой и сводится к воспитанию светской барышни, которая могла бы грамотно вести себя в людных московских гостиных. Моральная сторона дела для поколения «отцов» не имеет особого значения, в таком обществе собственное мнение значимо ровно настолько, насколько высокопоставленным лицом является его выразитель. В обществе Фамусова процветает низкопоклонство, кумовство, протекция. Воспитанный и выросший в доме Фамусова Чацкий вспоминает, как его «для замыслов каких-то непонятных дитей возили на поклон». Для «отцов» же это является нормой.
В фамусовском обществе считается так же естественным вмешиваться в чужие дела и распоряжаться судьбами. Возьмем, к примеру, Хлестову – властолюбивую московскую барыню. Не разбираясь в современных науках, по большому счету не имея образования вовсе, Хлестова тем не менее отлично разбирается в чужих доходах. Также среди гостей Фамусова видим мы чету стариков Тугоуховских с дочерьми, приехавшими с целью поиска богатых женихов. При этом невежественная старуха-княгиня также высказывает свое возмущение современным образованием. Примером лицемерия барского общества может послужить и еще один персонаж – Антон Антоныч Загорецкий, которого всюду приглашают, несмотря на то, что вокруг него всегда ходят унизительные слухи, поддерживаемые тем же обществом.
Итак, на мой взгляд, вывод очевиден: поколение «отцов» в комедии «Горе от ума», объединенное защитой самодержавно-крепостнического строя и консервативной ненавистью ко всему прогрессивному, единодушно изгоняет единственного разумного представителя «века нынешнего» – Чацкого, почувствовав в нем угрозу былому укладу их лицемерного образа жизни. И у героя не остается другого выхода, кроме бегства из этого общества с последующим гневным обличением поколения «отцов» в заключительном монологе комедии А.С. Грибоедова.

“Горе от ума” – главное произведение А. С. Грибоедова. он работал над пьесой несколько лет. Окончательная редакция текста была завершена осенью 1824 года. Однако впервые “Горе от ума” было поставлено на сцене в 1831 году, а опубликовано с очень серьезными цензурными искажениями только в 1833 году. Комедия распространялась в рукописных списках, пользовалась популярностью в декабристских кругах. Непростая судьба пьесы объясняется тем, что в ней автор отразил конкретную историческую ситуацию и поставил злободневные проблемы: рабства и свободы, просвещения и воспитания, независимости личности, чести и бесчестия и т. п. С точки зрения проблематики центральный конфликт в пьесе – это конфликт между граждански активной личностью и общественно-пассивным, реакционным большинством, между Чацким и фамусовским обществом. Группу, которая противостоит главному герою, принято называть поколением “отцов”. Это определение указывает не столько на возраст, сколько на идеологические принципы, которых придерживаются фамусовцы.
“Отцы” в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Это большая группа действующих лиц и внесценических персонажей. Они объединены консервативным мировоззрением: заинтересованы в сохранении самодержавно-крепостнической системы, выступают против свободы слова и против всего прогрессивного. Малейшее инакомыслие расценивается ими не только как отрицание привычных, освященных “отцами”, “старшими” идеалов и образа жизни, но и как угроза общественного переворота: ведь Чацкий, по словам Фамусова, “властей не признает”.
Противники Чацкого выступают против образованности. Например, Фамусов, как и все “отцы”, отождествляет “ученость” с “вольнодумством”. В просвещении он видит огромную опасность:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Полковник Скалозуб разделяет отношение Фамусова к просвещению. Образованность не представляет для него никакой ценности: “Ученостью меня не обморочишь”. Скалозуб не в состоянии понять “блажь” двоюродного брата, который “набрался каких-то новых правил” и вместо того, чтобы выслужить чины и награды вышел в отставку и “в деревне книги стал читать”. На балу у Фамусова он объявляет:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так, для больших оказий.
Репетилов, в отличие от других представителей фамусовского общества, на словах – горячий поклонник “учености”. Но просветительские идеи, которые проповедует Чацкий, он окарикатуривает и опошляет, призывая, например, чтобы все учились “у князь-Григория”, где “напоят шампанским на убой”. Репетилов все же проговорился: поклонником “учености” он стал только потому, что ему не удалось сделать карьеру (“И я в чины бы лез, да неудачи встретил”). Просвещение, с его точки зрения, – лишь вынужденная замена карьере. Загорецкий на балу принимает участие в обмене мнениями о вреде просвещения, однако тут он придерживается более либеральных позиций по сравнению с Фамусовым и Скалозубом:
Нет-с, книги книгам рознь. А если б между нами,
Был ценсором назначен я, на басни бы налег; ох! басни – смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
Загорецкий смертельно боится прослыть вольнодумцем. Он прекрасно понимает, что за аллегориями в баснях скрывается осуждение сильных мира. А “отцы” – это как раз те люди, которые стремятся к продвижению вверх.
Отношение к службе – главный вопрос для фамусовского общества. Все в этом кругу стремятся дойти “до степеней известных”, желают обеспечить себе безбедное существование, высокое положение в обществе. Путь к процветанию – чинопочитание, угодливость. По мнению Фамусова, достойный пример для подражания “покойник дядя” Максим Петрович, сделавший удачную придворную карьеру (“при государыне служил Екатерине”). Он имел надменный нрав, но, если того требовали интересы карьеры, умел ловко “подслужиться” и легко “сгибался в перегиб”. Именно эту науку продвижения по служебной лестнице отлично усвоил Молчалин. Он тоже убежденный консерватор и считает, что без покровителей не добиться высоких чинов. Он знает формулу успеха:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить…
Для успешной карьеры в фамусовском обществе необходимо не только угождать, но и использовать родственные связи. Фамусов, например, всегда готов “порадеть родному человечку”. Все члены фамусовского общества хотят “и награжденья брать, и весело пожить”.
Чацкий разоблачает нравы фамусовского общества в монологе “А судьи кто?..”, рассказывая о недостойном образе жизни “отечества сынов” (“разливаются в пирах и мотовстве”), о неправедно нажитых ими богатствах (“грабительством богаты”), об их аморальных, бесчеловечных поступках, которые они совершают безнаказанно (“защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”). Один из внесценических персонажей, упомянутых Чацким, “толпу” преданных слуг, спасавших его “в часы вина и драки”, “выменил” на трех борзых собак. Другой “для затей / на крепостной балет согнал на многих фурах / от матерей, отцов отторженных детей”, которые затем были “распроданы поодиночке”.
Гости в доме Фамусова воплощают ограниченность, косность, ханжество, пошлость, праздность. Для Чацкого они сливаются в “мучителей толпу”. В этом обществе не брезгуют доносчиком, сплетником и картежным шулером Загорецким, уважают вздорных Хрюминых, боятся деспотичной Хлестовой, снисходительно относятся к угодливости Молчалина, к тупости Скалозуба, к болтливости Репетилова. И лишь одного не выносят – ума, нравственного превосходства Чацкого. Автор обличает, осуждает “отцов” и считает, что необходима непримиримая борьба с их безнравственной жизненной философией. Я считаю, что комедия А. С. Грибоедова не потеряла своей актуальности, потому что от социальных и нравственных пороков очень сложно избавиться.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Поколение “отцов” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1)


Top