Покрас Лампас: «Искусство – это то, как я вижу, а зритель либо принимает это, либо нет. Покрас Лампас: от первого лица Покрас лампас обои

Архив пресс-службы

Покрас Лампас — человек известный далеко за пределами стрит-арта, совсем недавно художник появился в программе Юрия Дудя, посвященной героям «новой России». Его легко узнаваемые росписи с каллиграфией можно увидеть не только в России, но и Риме, и в Лондоне .

А 1 февраля специально для гостей вечеринки, посвященной запуску мужского аромата Y от Yves Saint Laurent Beaute, он устроил художественный перфоманс . Рассказываем, что нужно знать о художнике прямо сейчас.

1 . Руки Покраса часто покрыты пятнами краски. Это не татуировки или позерство, он действительно постоянно работает. Мы встретились в перерыве в работе над одним из его последних проектов — раскраски нового клуба на бывшей территории Бадаевского пивзавода.

2 . То, что делает Покрас, называется «каллиграффити». Это новый термин, который происходит от комбинации слов «каллиграфия» и «граффити». Покрас Лампас — официальный амбассадор этого движения.

3 . Покрас Лампас — не просто набор букв, как у многих других стрит-артистов. Имя художника происходит от когда-то популярного в стрит-арт тусовке выражения «пойти покрасить», а «лампас» — просто самая абсурдная рифма, которую он смог придумать.


Архив пресс-службы

4 . Настоящее имя Покраса Лампаса — с Арсений Пыженков. Но это вскоре поменяется. Художник уже подал на новый паспорт и официально станет Покрасом Лампасом. Это должно упростить многое, в частности, заказ билетов. Так, был случай, когда художнику выписали авиабилет на имя Покрас, и пришлось его менять.

5 . Туннель от Атриума до Курского вокзала раскрашен только наполовину. Причина в том, что часть его принадлежит торговому центру, а часть — РЖД, и последние отказались предоставить свой отрезок туннеля Покрасу.

6 . Покрасу понадобилось всего полтора часа, чтобы раскрасить пятиметровую букву Y. Это произошло во время специального перформанса на Хлебозаводе в рамках сотрудничества с брендом YSL. «Я хотел сделать что-то большое, что-то дикое с точки зрения количества краски». Это была настоящая импровизация: «Я писал свои мысли о будущем, о культуре, немножко о космосе, о вдохновении. Что приходит в голову в процессе работы — то я и пишу».


Архив пресс-службы

7 . Покрас родом из подмосковного города Королев и много времени провел в пригородных электричках, рассматривая граффити на ограде вдоль железнодорожных путей. Это подстегнуло интерес Покраса к стрит-арту. Он начал рисовать в 15−16 лет и активно влился в стрит-арт жизнь столицы.

8 . Покрас в прошлом занимался татуировками. Он работал с несколькими известными студиями, но бросил это дело года три назад.

«Татуировка — очень личная вещь, я как художник понимаю, что я вложу очень много сил и времени, но в итоге это будет работа для одного человека».

9 . Сейчас Покрас живет и работает в Санкт-Петербурге. Переезд случился пару лет назад. «Все очень просто, Петербург — город для творчества, Москва — город для бизнеса. В Питере можно сосредоточиться на себе и в такой творческой медитации пробыть три-четыре месяца».

10 . За пять лет не появилось ни одно тэга поверх раскрашенной Покрасом Лампасом арки в Екатеринбурге. «У меня была идея покрыть полностью всю арку, включая и пол, и потолок, и стены, и столбы, и кондиционеры, и все, что там было. Я расписал все так, что не осталось ни единого свободного места».

Фото: © Игорь Жук

За последние два года молодой каллиграф Арсений Пыженков с забавным псевдонимом «Покрас Лампас» стал широко известен в среде поклонников каллиграффити и востребован в сфере дизайна. Сейчас Арсений не только оттачивает мастерство письма, но и охотно делится со всеми желающими своими знаниями и наработками. Мы попросили Покраса рассказать нашим читателям о своем творческом пути.

Учеба и граффити

Меня зовут Арсений, мой творческий псевдоним - Покрас Лампас (Pokras Lampas). Мне двадцать три года. Я родился и вырос в подмосковном городе Королеве. Первый раз я взял в руки баллончик еще в школе, примерно в 2005-м году. Это все было баловством: теги за гаражами и неумелые флопы. Серьезным увлечением граффити стало после знакомства с Андреем Анте . Окончив девятый класс, я уехал учиться в колледж, и там Андрей показал мне другую сторону граффити: яркие оформления, проработанные рисунки и основательный подход к делу. Это зарядило меня мотивацией делать эскизы каждый день и постоянно работать над формами, за что я ему очень благодарен.

Моему псевдониму около шести лет. Сначала я его придумал для себя: как-то само в голову пришло назваться Покрасом, а «Лампас» я взял для рифмы - показалось смешным. Со временем я к нему привык и стал использовать как основной творческий псевдоним. Дошло даже до того, что недавно организаторы мастер-класса в Турции купили мне билеты на имя «Покрас Лампас».

Каллиграфия

Awesome letter, 2013 г. © Покрас Лампас

Каллиграфией я увлекся около четырех лет назад. Я всегда любил сложный тегинг и выиграл не один конкурс, поэтому рука у меня была набита хорошо. Я стал пробовать писать различные готические буквы, а после знакомства с работами Нильса Шу Мёльмана (Shoe) и Люки Барчеллоны (Luca Bercellona) я понял, насколько серьезно это можно развить.

Работа Нильса Мёлмана

Работа Люки Барчеллоны

Я - самоучка. Даже свои первые готические алфавиты я писал из головы: никаких академических правил вроде «высота буквы равняется n ширин пера» и прочего. Еще с граффити-времен для меня было ценнее всего получить оригинальный стиль, поэтому я старался оградить себя от лишнего влияния даже в обучении каллиграфии. Я ездил в электричке с учебы и писал прямо в дороге, стараясь не испачкать окружающих тушью или маркером. Недавно пересматривал - все криво и порой неправильно, но это было очень важно, так как приучает к формированию образа буквы в голове.


© Покрас Лампас
Turkey, 2014 г. © Покрас Лампас

2013 г. © Покрас Лампас

Sasha Swamp, 2013 г. © Покрас Лампас

Minimonster, 2013 г. © Покрас Лампас

Los Cikos La Brendos, 2013 г. © Покрас Лампас

Sullen, 2013 г. © Покрас Лампас

Грубо говоря, я самостоятельно с нуля изучил базовые основы, а «правильную» историческую каллиграфию внимательно стал изучать после, когда меня начали приглашать проводить мастер-классы на эту тему. Актуальную информацию я находил в различных тематических блогах, читал статьи, пытался переводить. В итоге оказалось, что есть историческая каллиграфия и переосмысленная - как раз та, которую я всегда и пытался писать. Это усилило мою уверенность в необходимость экспериментов и самообучения.

© Покрас Лампас

Мой основной принцип работы - постоянная импровизация, а потом подробный анализ результата и запоминание интересных моментов. Таким образом я могу написать сто раз одно и то же слово по-разному, а потом весь этот опыт применить для создания оригинальной шрифтовой композиции. Смысл в том, что эскиз, набросок, разлиновка и так далее формируют невидимую планку, границу в творчестве. С таким подходом можно научиться идеально писать фрактуру или ротунду , но практически нереально сгенерировать тот необычный образ, который ты даже сам до конца не представляешь.

© Покрас Лампас, 2014 г.

Я всегда придерживался мнения, что нельзя быть профессионалом во всем, тем более в моем возрасте. Поэтому основной упор всегда был на шрифты. Буквы дают огромный простор для творчества, так как, помимо каллиграфии, есть леттеринг, типографика, множество различных инструментов, техник, и стилистик. Со шрифтами можно связать и знания из области графического дизайна, верстки, всевозможные программы, прикладные материалы, мурализм, различные эскперименты. Так что я стараюсь не ограничиваться плоскостью разлинованного листа.

Граффити и стрит-арт

Работа Покраса Лампаса в Выксе, 2013 г.

Список любимых граффити-райтеров, уличных художников, каллиграфов и художников у меня огромный. Я стараюсь следить как за нашей граффити-сценой, так и за европейской. А если добавить еще графический дизайн, иллюстрацию и различные комплексные проекты, то список станет просто гигантским. Предпочтения со временем, конечно, меняются.

Следить за развитием граффити и уличного искусства интересно. Я рад, что улучшается восприятие окружающими граффити-культуры, рад распространению искусства в общественных пространствах, рад, что проводятся различные выставки и мероприятия. Конечно, с одной стороны, у нас все появляется с некоторым опозданием и развивается не так активно. Но, с другой стороны, для многих это - возможность быть в первых рядах, так что везде есть свои плюсы.

В граффити и стрит-арте я ценю оригинальность и смелость решений. При этом смелость для меня может быть как в выборе размера, так и в технике, композиции, цветовом решении и, конечно, в идее. Не терплю использование граффити и паблик-арта в политических целях.

Сейчас мало райтеров уделяет внимание мастерству написания тегов. У меня этому следующее объяснение: исторически тег был заменой логотипа на улицах, тогда в приоритете была узнаваемость, скорость и оригинальность. А сейчас тег используется как подпись, и если он сложный, то он может сместить акцент с работы. Например, если тег будет слишком плотный, то он будет восприниматься как цветовое пятно. Многие заимствуют приемы из того же дизайна: подписываются сильно разряженным или узким читаемым шрифтом, который бы дополнял, а не нарушал общую композицию.

Мастер-классы

Казань. Фото: © Юлия Субботская

Почему мне нравится проводить выступления и мастер-классы? В первую очередь, обучение требует систематизации накопленных знаний. Таким образом я всегда открываю для себя в своих же работах определенные тезисы, принципы и приемы. Во-вторых, я рад, что продвигаю каллиграфию как культуру в России. Это позволяет мне, помимо основ написания букв, делиться своим опытом работы с клиентами, помогать не совершать мои ошибки и передавать мое отношение к творческому развитию в целом.

В девятом классе Покрас Лампас (это, конечно, псевдоним - но уже проникший даже в паспорт) начал расписывать стены родного города Королева. Сегодня Покрас создает каллиграфический дизайн для брендов - от Nike до Lamborghini и паблик-арт для «Атриума», «Красного Октября» и даже Новой Третьяковки. Его идея фикс - глобалистский проект мультикультурного будущего с амбициозным названием «Новая Визуальная Культура». «Нож» вместе с художником разложил это будущее на составляющие, от медиа до технологий, выяснил последние тренды мира стрит-арта и вспомнил неловкие истории из прошлого, разбираясь с отношениями каллиграфии, современного искусства и феминизма.

Мурал «Дуализм» (пресс-релиз)

- Ты часто упоминаешь про особый статус поколения миллениалов. А в новой работе «Дуализм» для питерского отеля Wynwood вообще покрываешь огромную стену неким «манифестом миллениалов». Текст в твоих работах нечитаем для зрителя - поэтому расскажи, что это за манифест.

Текст очень простой. Там написано, что мы создаем новую визуальную культуру и что мы - это будущее. И то же самое по-английски.

Моя идея в том, что именно этот посыл передается из одного поколения в другое - с небольшими изменениями. И эти изменения я пытаюсь выразить не через сам текст, но через то, как он написан. Сами символы включают отсылки к разным культурам и указывают на то, что новое поколение более открыто к мультикультурным связям.

- Сейчас многие считают ультрасовременным поколением не миллениалов - поколение Y - а поколение Z, родившееся после 1995 года. Интересно, что их разделяет именно в мире стрит-арта и каллиграфии.

Я сам 1991 года рождения, ближе к Z. Но если честно, всегда больше смотрел на людей, которые уже успешны. И с удивлением видел, что у нас с ними разрыв в десять-пятнадцать лет. То есть я всегда чувствую, что догоняю их, иду за ними.

Но молодое поколение мощно работает с фотографией, с диджиталом. Один из самых крутых ребят, кто точно выстрелит, - это @eduard_ov . Ему 20 лет, и он выдает очень качественные и крутые вещи, работая с дополненной реальностью.

Что мы знаем о стрит-арте? Люди не ходят на посвященные ему выставки, не обсуждают новые работы известных художников. Что мы знаем о каллиграфии? Мало кто вообще думает, что это самое настоящее искусство.

Молодой художник с творческим псевдонимом Покрас Лампас , представитель движения «каллиграфити», объединил в своём творчестве уличную культуру и технику красивого письма.

Арсений Пыженков – каллиграф из подмосковного города Королев. Стрит-артом он увлекся в 15-16 лет, не предполагая, что к своим 27 станет одним из самых известных представителей данного направления в искусстве.

Каллиграфия серьёзно увлекла Покраса почти восемь лет назад. На усердную работу над стилем и техникой его вдохновляли иностранные художники, такие как Нильс Шу Мёльман и Luca Bercellona.

Покрас – самоучка. Он не ходил на мастер-классы, не оканчивал художественных школ и академий – всё постигал сам. Основной задачей художника было выработать свой собственный стиль, не уйти в подражание и копирование. Он не изучал академических правил каллиграфии, а писал, используя собственные чутьё и фантазию.

Основной принцип его работ – импровизация. Художник считает, что эскизы и наброски не позволяют создать тот оригинальный и запоминающийся образ, к которому он стремится. Поэтому Покрас с радостью участвует в живых перформансах на различных мероприятиях (перформансы на показе UOT Lena Maximova, VK-фестивале и для бренда YSL).

Множество работ Покраса выполнены в стиле каллиграфутуризма. Его придумал сам художник, и он является экспериментом на тему будущего каллиграфии. В основе каллиграфутуризма лежат нечитаемые шрифты - символы множества алфавитов и придуманные лично художником.

Казалось бы, футуризм и каллиграфия – две несовместимые вещи.

Футуризм в живописи – прообраз искусства будущего, разрушение сложившихся культурных стереотипов. В картинах футуристов главное – движение и скорость. Каллиграфия же – это искусство красивого и чёткого письма. Покрасу удаётся совмещать данные направления в своих работах, не теряя лёгкости написания и энергии движения, свойственных футуризму.

«Что будет, если почувствовать флоу арабской вязи, ритмику и стройность европейской готики, лёгкость италика плоской костью и чёткость, звонкость японской типографики? Добавить туда уличного стрит стайла, ориентала и ацтекских символов, современных инструментов, новых цветов - и работа готова. Таким я вижу каллиграфутуризм. Баланс культуры, искусства и техники. Это не манифест и не концепция» , – пишет Покрас о собственном стиле на публичной странице Vkontakte.

Действительно, когда смотришь на работы каллиграфа, то видишь что-то своё в этих литерах смешанных языков и стилей, легкого дыхания академизма в союзе с экспрессией и веянием современной каллиграфии. Работы Покраса завораживают четкостью и в то же время абстрактностью композиции. Буквы и символы, сплетающиеся в круги, напоминают новую интерпретацию спирали Фибоначчи и, возможно, поэтому так гармоничны.

Именно отхождение от академического стиля делает каллиграфию художника такой запоминающейся. Футуризм легко заметить во множестве изогнутых или чётких линий, дополняющих символы и создающих ощущение движения и нескончаемой энергии. В работах Покраса можно увидеть влияние европейских каллиграфов, но с добавлением самобытности реалий российской художественной среды.

Полотна каллиграфа выставляются по всему миру, это инсталляции в Петербурге и Москве, выставки в Сеуле и престижной Opera Gallery в Дубае.

Для выставки в столице Объединенных Арабских Эмиратов была создана новая серия картин, которая и положила начало каллиграфутуризму в творчестве Покраса.

Художник сотрудничал с Nike и Mercedes-benz, Tele2, Reebok и «Мегафоном», создавал образы для коллекции одежды Dries Van Noten для парижской Недели моды. Он соглашался на настоящие авантюры: расписывал туннель Атриума, крышу в португальском городе Луре, которая представляет собой инсталляцию площадью 1200 квадратных метров.

Одним из самых значимых проектов в творчестве Покраса является самая большая каллиграфия в мире на крыше бывшего завода «Красный Октябрь». Её размер составил 1625 квадратных метров, а на создание было потрачено 730 литров краски и два дня работы. Данную каллиграфию видно даже из космоса.

Надземный переход от Курского вокзала к Атриуму – самый сложный российский проект Покраса. Стены и пол туннеля покрыты переосмысленными современным искусством цитатами Маяковского, Родченко и других русских авангардистов.

Дом моды FENDI пригласил Покраса расписать крышу Дворца итальянской цивилизации в Риме. Само здание, являющееся памятником архитектуры и выполненное из мрамора, расписывать было нельзя. Поэтому на крыше построили специальный настил, на котором разместилось послание творцам, «желающим создавать новое и связывать различные культуры и поколения вместе».



Все свои глобальные проекты Покрас выполняет в одиночку, сам пишет трёхметровые буквы на португальской крыше, расписывает спорткары Lamborgini, Ferrari и Shortcut. Художник говорит, что большие проекты дают силы двигаться дальше, «расправляют крылья за спиной». По его словам, «…у творчества нет единого верного пути и единой миссии, но оно всегда зависит от духа времени и отражает его» .

Путь Покраса в искусстве – это постоянная борьба с собой и преодоление личностных пределов. Своим творчеством художник не только бросает вызов академической каллиграфии, но и стремится показать молодому поколению синтез стрит-арта и каллиграфии в новом свете, донести до публики всю художественную ценность уличной культуры.




Top