Покрас Лампас: «Искусство – это то, как я вижу, а зритель либо принимает это, либо нет. «Либо ты сел на поезд в будущее, либо сядешь в него, когда все уже уехали»

Покрас Лампас – каллиграфутурист. С помощью кистей, маркеров и других доступных инструментов он покрывает своим знаменитым паттерном любые поверхности, от холстов и кредитных карт до стеклянного пешеходного перехода и крыши «квадратного Коллизея». Design Mate поймал художника в перерыве между проектами, чтобы расшифровать посты из социальных сетей, разобраться в языках арабско-кириллической вязи и узнать, о чем будет первый манифест Покраса Лампаса.

Почему ты уделяешь так много внимания постпродакшну: фотографиям, видео перфомансов, которые публикуются в социальных аккаунтах?

И в искусстве, и в творчестве очень важный момент – документация того, что ты создал. Иногда ценность перфоманса бывает не в том, что было сделано, а в том, как это визуально задокументировано и описано. С точки зрения истории и хронологии, если о проекте не было правильно рассказано, – его практически не существует. Поэтому для меня важно, чтобы каждый проект был наиболее интересно раскрыт. Все полученные материалы, тексты, фотографии, видео, нужно правильно систематизировать, превратить презентацию, загрузить на условный Behance, и создать из этого еще один проект, о котором можно говорить. Также строится ведение соцсетей. Это мое . Если посмотрите мои посты, не увидите там лишних слов. Почти все они посвящены творческому пути. Именно так я популяризирую и современное искусство, и то, что делаю сам.

Чем отличаются друг от друга проекты Покраса Лампаса? Почему это нельзя назвать одним и тем же орнаментом, нанесенным на разные поверхности?

Нет такого, что за год или два художник делает абсолютно разные холсты. Наоборот, все работы с точки зрения искусства анализируются в течение десятилетий. И за каждый временной отрезок формируются определенные периоды, из которых вычленяются ключевые работы и серии работ. Многие избаловали себя интернет-источниками, где каждый день выдается по три подборки разной каллиграфии, дизайна, плакатов, топографики.

Пользователи привыкли к тому, что художник должен постоянно их развлекать чем-то новым.

При этом в реальности люди, которые постоянно показывают что-то новое, скорее всего, много заимствуют у своих коллег, и заимствуют поверхностно. Рано или поздно этот фонтан останавливается. Первое, к чему я пришел и к чему продолжаю стремиться, – правильная самоидентификация. Так что если мою работу можно легко узнать, основную задачу за этот период времени я выполнил наиболее эффективно. Что касается самого паттерна, конечно, внутри него я могу экспериментировать с формами буквы, всегда по-разному. Каллиграфия очень сильно завязана на том, как пишет рука. Изменился чуть-чуть угол наклона инструмента, ширина инструмента, вязкость краски и плотность, шероховатость либо гладкость поверхности, и каллиграфия будет другой.

Это незначительные изменения для тех, кто бегло просматривает работы, но для зрителя, который следит за этим давно, различия очевидны. Формы букв, новые строения композиций, геометрия – где-то квадрат, где-то круг, где-то дуга, где-то линия. Та же работа с паттерном предлагает человеку понять, насколько круто он может раскрыть потенциал той или иной поверхности. Моя задача сделать так, чтобы результат казался очень просто сделанным, несмотря на то, что я убиваю себя часами, десятками часов в процессе работы.

Какая из московских поверхностей была самой сложной?

Естественно, переход между «Атриумом» и Курским вокзалом. Не потому, что я писал на стекле впервые в жизни, а из-за сложных погодных условий. Ноябрь- декабрь, температура минусовая, очень холодно. Чтобы писать на полу в переходе, мы ставили самые мощные дизельные тепловые пушки, которые работают, как турбины, которые еще и не доставали до меня. Плюс я работал с краской, очень стойкой к реагентам и прочим воздействиям, которая позволила сохранить переход на долгое время. Когда я ей писал, сильно прилипал. Это очень неудобно, в том числе и психологически: некомфортно создавать что-то, когда видишь в каждом движении очень много стеснения и проблем. Все остальное для меня просто – даже роспись крыши.


Язык – ключевой элемент твоих работ. Сколько языков ты знаешь?

Я изучаю языки, основываясь не на лингвистике или грамматике, а на деконструкции. Самое важное – проанализировать язык с точки зрения того, как его пишут. Я могу не знать, что пишет японец, но буду точно знать, что в конкретный момент он держит руку в определенном положении, делает определенное движение, заканчивает линию под конкретным углом. Эта информация ценнее, чем дословный перевод.

Когда я стал изучать корейский, полетел в Корею, прожил там полтора месяца, стал читать и писать по-корейски.

Когда я писал, рядом сидел местный каллиграф, и направлял меня. Он говорил: «Покрас, здесь ты сделал слишком длинную линию, здесь ты не можешь делать плотную точку, потому что получится другой символ», и так далее. Сейчас в приоритете изучение японского, чтобы понять язык будущего, – он очень лаконичен и глубок в плане форм. Я не исключаю, что в течение жизни пройдусь по всем культурам и посвящу часть периодов творчества тому, что буду направленно прилетать в какую-то страну и делать серию работ, посвященную местной культуре. В данный момент, на стадии формирования концепции, первичного манифеста, мне не обязательно знать язык, чтобы деконструировать его. Пока хватает имеющихся знаний, того, как я слежу за письмом, как вижу буквы, чтобы было достаточно комфортно работать одновременно и с арабским, и с китайским, и с другими языками.


Цифры – это тоже язык?

Конечно. Во-первых, есть все варианты с кодированием: двоичный код, 64-ичный и так далее. Во-вторых, смысл цифр в том, что, например, арабские цифры присутствуют практически во всех современных письменностях, шрифтах. Если не получается где-то повторить форму буквы, можно заменить ее цифрой. И это относится ко многим языкам, потому что мы визуально идентифицируем, что «1» - это «I», «0» - это «О», «5» - это «S». Цифра становится буквой – в плане деконструкции по форме они очень близки. «З» и «3» мы даже не различим при написании. Когда я пишу текст, могу спокойно заменить «З» тройкой просто потому, что вдруг стало скучно.

Ты как-то работаешь со шрифтом Брайля?

Я конвертирую в шрифт Брайля некоторые из своих текстов и конспектов, чтобы посмотреть, как это выглядит. Это интересный визуальный прием для потенциальных проектов. Но пока не хочется смешивать все в одну кастрюлю.

Почему ты пробуешь себя в моде?

Мода стала одним из направлений искусства. Если мы посмотрим, например, на ребят из «A-Cold-Wall», то заметим, что их коллекции – это больше демонстрации восприятия одежды художником, чем восприятия одежды дизайнером. Дизайн – это поиск какой-то технологичной, удобной, понятной вещи. Искусство – это то, как я вижу, а зритель либо принимает это, либо нет. В моде больше свободы. Стерлинг Руби и Раф Симонс – крутой пример того, как художник и дизайнер вместе создают нечто новое. Не только вещи, но и презентации этих вещей: интерьерные оформления, инсталляции – это все один большой мир, и не стоит о нем забывать.


Что касается меня, я вижу потрясающую возможность правильно популяризировать и показать свою точку зрения, в том числе на вещи, через моду. В новой коллекции я готовлю одежду, на которой будет частично напечатан манифест.

Моя позиция раскрывается в рамках искусства, медийного присутствия и вещей.

Они становятся неотъемлемой частью жизни, человек ассоциирует себя с вещью, с этими словами, с самим артом. Я делаю одежду не для денег, а ради реализации моих идей. Вместо того, чтобы выпускать дешевые футболки, мы по полгода разрабатываем крой, ищем ткань, делаем какие-то дикие деревянные бирки, которыми можно писать каллиграфию. Я пытаюсь раскрыть вещи с помощью доступных инструментов. Поэтому на них Маяковский, манифесты, слово «культура».


Тебя представляет дубайская «Opera Gallery». Ты работал с Fendi, Nike, YSL Beautē и другими большими брендами. Почему ты продолжаешь создавать мерч, приглашать подписчиков на закрытые мероприятия, – почему ты так доступен для не светской аудитории?

В России для меня основная цель – не сделать холсты, чтобы их продать, а сделать что-то, что увидит зритель, что он услышит, почувствует. Поэтому я надеюсь сделать здесь выставку через «Opera» не как галерею, а через «Opera», которая свяжет меня и правильные музейные пространства. В России есть люди, которые хотят со мной поработать, музеи, с которыми можно найти общий язык. В правильном слиянии строгой серьезной галереи, моего желания популяризировать искусство для разной аудитории, и адекватного музея, который также видит в этом большой потенциал, – мы сделаем что-то большое, комплексное. Где будут и вещи, и аксессуары, и холсты, и манифесты, и проекции – в правильном гармоничном соотношении, погружающем в новую визуальную культуру.

Долгое время я задавался такими же вопросами: ревностно следил за тем, что у нас происходит, кто кому платит за городские инсталляции и арт-объекты, кто их уничтожает, кто отмывает деньги, кто защищает искусство – кто вообще участвует в подобных процессах. Однажды я пошел спикером на «Московский культурный форум» в Манеже, где удалось встретиться с префектами нескольких управ центра и окраинных районов. Я пообщался с замминистром культуры – он очень крутой. Появилось понимание, что не хватает людей от искусства, которые готовы идти на адекватный диалог, и не хватает людей от власти, которые готовы взять на себя серьезные риски. Есть много людей культуры и государства, которые хотят что-то делать. Но так как все решается на разных уровнях, недостает ключевого доверия. Я дорожу своей репутацией, поэтому если я сказал, что какой-то проект можно сделать – он будет сделан. И это будет качественный результат, который получит внимание аудитории. Нужно, чтобы у других художников появилась такая же возможность работать. А это напрямую зависит от них самих. Чем больше автор сам создает и защищает свою позицию, тем быстрее идет его карьера в месте, где ничего не происходит.

19 мая пройдет ежегодная акция «Ночь в Музее» . Покрас активно готовится к этому событию, отрабатывая смены по 14 часов. Его арт-объект выделит вход в Новую Третьяковку, который традиционно откроется с Крымской набережной. В социальных сетях художник предупреждает: это

Самые громкие проекты стрит-арт художника

То, чем занимается Покрас, называется «каллиграффия». Термин происходит из слияния двух слов – «каллиграфия» и «граффити», а молодой человек является официальным амбассадором этого культурного направления.

В творчестве Покрас Лампас предпочитает не гнаться за трендами, а создает их сам.

«Есть два вида дизайнеров. Первые следят за трендом, делают по тренду, за счет этого имеют клиентов. Есть и другие, которые гнут свою линию, не следят за трендом, а работают над своим трендом и продвигают в массы, становятся лидерами общественного мнения.»

Покрас уверен, что бренды активнее сотрудничают именно с трендмейкерами. Для них важны люди со стержнем, те, кто может гнуть свою линию. Такие люди, по словам каллиграфа, дают проекту больше имиджа.

Покрас Лампас - не просто псевдоним, представляющий собой набор букв, как это распространено в стрит-арт тусовке.

Имя художника происходит от выражения «пойти покрасить», которое часто используют граффитисты, а «лампас» - просто первая рифма, которая пришла в голову. Вскоре псевдоним станет официальным именем молодого человека. Он уже подал заявление на смену имени и фамилии. По словам каллиграфа, благодаря этому станет проще осуществлять сделки и сотрудничать с брендами, также это упростит бытовые вопросы, например, заказ билетов. Однажды со стрит-арт художником произошел случай, когда его авиабилет был выдан на имя Покрас Лампас и его пришлось менять.

На сегодняшний день творчество Арсения можно увидеть не только в России, но и в Европе. Молодой каллиграф уже успел поработать в Риме, Лондоне и других крупных городах. С Покрасом активно сотрудничают такие мировые бренды, как Saint Laurent, Lamborghini, Fendi, Levi’s, Dries Van Noten.

Что такое современная каллиграфия?

Каллиграфия – одно из древнейших культурных течений, представляющее собой шрифтовую графику. Название происходит от греческого «callos» - красота и «grapho» - пишу, красивое и четкое письмо. Искусство каллиграфии прошло долгий, тысячелетний путь развития. Каллиграфы десятилетиями оттачивали свои умения, создавали новые стили и шрифты.

На сегодняшний день считается, что современная каллиграфия — это сочетание новейших тенденций, экспериментов, абстракций и исторических форм шрифта.

Покрас Лампас утверждает, что современная каллиграфия – это когда ты вместо того, чтобы продолжать традиции каллиграфии, письменности, создаешь новые правила, новые ценности. Сам каллиграф работает в основном с кириллицей. Для него это важная культурная составляющая, возможность показать часть русской культуры всему миру.

«Выставляясь в Эмиратах, я рассказываю, что это написано по-русски».

Для Арсения важно показать не один стиль. Молодой человек часто путешествует и пытается узнать и перенять множество разных шрифтов.

Покрас Лампас рассуждает и о будущем каллиграфии.

«Я пытаюсь выявить и понять, какой каллиграфия станет через сто лет. Что изменится со стилем и со шрифтом».

Он считает, что многие культуры будут смешиваться и переплетаться. Какие-то течения будут связаны и с каллиграфией. Это, в свою очередь, поможет обществу познакомиться с разными культурами, с разными тенденциями, изучить их.

Calligraphy on girls

Это один из самых первых проектов Покраса. Главная идея заключалась в том, что стрит-арт художник должен разрисовать обнаженное женское тело. Сам Арсений воспринимал этот проект как коммерческий. Молодой художник понимал, что это привлечет внимание.

«Есть такая тема, называется фейм, это что-то вроде пиара, только внутри определенной тусовки, комьюнити. Вот рисовать на девушках это фейм».

Каллиграф говорит, что этот проект не был чем-то кардинально новым, такие коммерческие приемы в граффити применяются давно. По словам художника, главное – это качественная реализация, тогда даже не самые новаторские идеи будут нравиться широким массам.

Крыша «Красного октября»

Пожалуй, это один из самых громких проектов. По словам художника, именно он принес ему мировую известность. В сентябре 2015 года в Москве на крыше «Красного октября» появилась самая большая в мире каллиграфия. Площадь рисунка составила 1625 квадратных метра, в длину это практически высота 22-х этажного дома.

На создание этого стрит-арт объекта ушло два дня. Лампас использовал 730 литров краски, а ширина самой большой кисти составила 1 метр. Каллиграф говорит, что в рисунке зашифровано послание, однако он никому не рассказывает, какой же тайный смысл в нем содержится.

Процесс создания каллиграфии снимали на видео, после чего сделали большой ролик, который разлетелся по всему миру. Лампас говорит, что именно после этого ролика он обрел широкую популярность и ему стали предлагать сотрудничество ведущие бренды мира. Стрит-арт художник считает, что в наше время продакшн имеет большое значение и это тоже своего рода искусства.

«Современная молочная культура» в Питере

Покрас Лампас совместно с питерскими художниками Евгением Киселевым и Макси Шиловым создал дизайн для продуктов фирмы «Молочная культура». Художники создали лимитированную серию арт-стаканов для молока, ряженки и йогурта. Проект получил название «Современная молочная культура». Главной целью коллаборации представителей стрит-арта и компании, продающей молочные продукты, стало желание сломать существующие стандарты и расширить границы восприятия. Покрас говорит, что, когда компания обратилась к нему с просьбой создать дизайн для их продуктов, он сразу же отбросил все стереотипы. Как правило, на молочной продукции изображены поля, луга, коровы. Арсений решил отойти от привычной символики и обратиться к каллиграфии.

Представители «Молочной культуры» признаются, что им крайне симпатизирует позиция Покраса в отношении внедрения новых техник и веяний, ухода от привычных изображений и символик. Именно поэтому для создания нового дизайна пригласили именно его.

«Мы выражаем солидарность создающим новое, мыслящим не как все, ломающим границы, устремленным в будущее профессионалам».

Такое сотрудничество предоставило возможность «Молочной культуре» выпустить новый, идеальный продукт. Теперь это не просто молочная продукция – это искусство: искусство внутри, искусство снаружи.

Тоннель от Атриума до Курского вокзала

В 2017 году Покрас расписал тоннель, который соединяет ТЦ «Атриум» и Курский вокзал. Раскрашенный Арсением тоннель стал одной из инсталляций на «Ночи искусств» в Москве. Согласно задумке каллиграфа, тоннель должен быть не просто переходом из одного здания в другое, а неким бесконечным, космическим пространством.

Идею об апгрейде тоннеля поддержал «Атриум», по словам Покраса Лампаса, это его «большие друзья». Однако «РЖД» – именно этой компании принадлежит половина тоннеля – высказались против арт-задумки. Именно поэтому часть перехода покрыта зеркалами и росписью, а другая часть осталась без изменений.

Лампас признается, что это был один из самых сложных для него проектов. Для него было важно поработать с пространством, в котором ежедневно находится большое количество людей, и показать, как привычная для всех локация может трансформироваться и выглядеть совершенно иначе. Ключевой задачей было создать пространство очень близкое, удобное для людей. Так появились большие зеркала, в которых каждый проходящий смог бы сделать фото.

Инсталляция художника – это не просто граффити в большом тоннеле – это четко продуманная композиция, во многом связанная в известными российскими авангардистами XX века. На стенах тоннеля написаны цитаты Малевича, Родченко, Маяковского. Каллиграф говорит, что авангард XX века — это мощная отсылка к нашей культуре и нашему искусству. Можно сказать, что вся роспись представляет собой одну большую отсылку. «Каждая форма есть мир» – это одна из цитат Малевича, которую можно найти на стенах перехода. Рядом с этой цитатой изображен спутник. Покрас олицетворяет его с космосом, миром. В слове мир на росписи буква «Р» написана в обратную сторону, что по словам Покраса является отсылкой к работам российских конструктивистов. Сам Лампас говорит, что этот тоннель – «инсталляция, объект молодого искусства России».

Коллаборация с Lamborghini

Да! Покрас Лампас расписывает не только стены, крыши и холсты, но и машины. Итальянская компания, производящая спорт кары заказала каллиграфию на одном из самых дорогих автомобилей в коллекции. Дизайнерский автомобиль был впервые выставлен в Дубае. Создавался такой автомобиль в течение 36 часов. По словам Арсения, до официальной презентации автомобиля его дизайн хранили под завесой тайны.

Такой дизайн – это имиджевая история, говорит каллиграф. Цена на роспись одной такой машины варьируется от 5000 до 20000 долларов (за цифры спасибо Юрию Дудю).

Покрас Лампас – молодой художник-каллиграфист, чьи работы стали известны по всему миру. Это творческий псевдоним художника, который в скором времени должен стать его настоящим именем. Биография художника Покраса Лампаса богата интересными событиями. О том, как развивался творческий путь райтера и в каком стиле он работает рассказывается

Творческий путь художника

Настоящее имя художника – Арсений Пыженков, он появился на свет в городе Королёве 19 сентября 1991 года. Его творческий путь начался еще со школьной скамьи. Псевдоним был выбран примерно в эти же годы. “Покрас” в переводе с райтерского сленга означает “пойти покрасить”, а слово “Лампас” просто стало забавной рифмой. Для художника стал переломным случай, когда организаторы мастер-класса из Турции купили художнику билет на имя “Pokras Lampas”. В тот момент билет пришлось менять, а художник принял решение поменять свое настоящее имя на творческий псевдоним и в паспорте.


У художника нет академического образования, о чём он сам не раз признавался. В своих работах он не придерживается академических основ искусства, а делает всё интуитивно. Изучать основы каллиграфии ему пришлось только в тот момент, когда его стали звать на мастер-классы и выступать перед публикой. По признанию самого художника, тогда на него возлегла большая ответственность, и он должен был предоставлять верную информацию с точки зрения основ художества. Как ни странно, но в процессе чтения книг, он обнаружил, что все профессиональные авторы писали о том, к чему Покрас интуитивно двигался всю жизнь.

Стиль художника

Стиль этого художника называют “каллиграффити” – слияние каллиграфии и граффити. По факту, Покрас является родоначальником данного направления, и занимается его активным развитием. Нигде в мире ранее не применялась подобная техника. Художник каждый день разрабатывает новые методики нанесения рисунка, придумывая новые шрифты и стили. Его работы выполнены в готическом стиле, однако в его манере рисования можно найти и смесь разных направлений, которые помогают создать необычные и оригинальные решения. На счету этого художника огромное количество выполненных работ, он разъезжает по всему свету и выступает на мастер-классах. Увидев его работы единожды, Покрас Лампаса уже не удастся с кем-то спутать.

Работы Покраса Лампаса

«Awesome letter», 2013

Декор на Ламборгини

Мостик между «Атриумом» и Курским вокзалом, 2018

«Транзитная Зона», 2014

Работа на арке в Екатеринбурге

(Pokras Lampas) - успешный иллюстратор, графический дизайнер и стрит-арт художник (каллиграфия). Творческий путь Покрас Лампас начался в 2005 году, когда Арсений, именно так зовут художника, заинтересовался граффити. Коллега и товарищ Андрей Анте познакомил его с миром граффити (оформления, качественные работы и вдохновение). При освоении новых техник перешел на маркеры. Его проекты отличают оригинальная каллиграфия и качественный леттеринг. Поэтому на проработку шрифтов к каждому проекту уходит много времени. Все эти навыки Покрас Лампас изучал самостоятельно. На данный момент Арсений проживает в Санкт-Петербурге, но его творчество становится известным в сотни городах по всему миру.

Каллиграфия на девушках

Получил всеобщую известность благодаря проекту « ». Идея “расписывать” тело родилась спонтанно и вылилась в целую серию работ. Кроме гармоничного “вписывания” шрифтов на тело, он создает масштабные росписи на стенах и целые серии рисунков на холстах. Художнику нравится реализовывать нестандартные проекты.

Его потрясающая роспись арки в Екатеринбурге выполнена так, что закрасить её другими рисунками невозможно. Поэтому она стала своего рода элементом ориентира в городе. В этой росписи он вшил фразу “All Your Walls Are Belong To Us” (Все ваши стены принадлежат нам), которая читается только в ультрафиолете - ночью с направленным потоком света (фонарь или лампа). На работу ушло около недели. Она была сложной, потому что расписывать пришлось все поверхности – трубы, столбы, кондиционеры, пол и потолок.

Работы и картины Pokras Lampas

Постоянное общение и встречи позволяют Pokras Lampas делиться информацией, перенимать знания, анализировать их и использовать в своём творчестве.

Постоянно путешествует и пребывает в творческом процессе - разрабатывает принты и логотипы, эскизы к новым тату, экспериментирует, тренирует стили, занимается оформлением, проводит воркшопы и мастер-классы, участвует в фестивалях, ездит по городам, сотрудничает с крупными автомобильными брендами Германии и Чехии. Его лекции настолько интересны, что многие после них начинают серьёзно заниматься каллиграфией.




Top