Политехнический музей история создания. Как доехать до «Научных лабораторий»

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Политехнический Музей

Московский Политехнический музей по праву считается главным музеем России, представляющим историю отечественной науки и техники. Богатая музейная коллекция, насчитывающая более 100 тыс. экспонатов, охватывает все области знания: физику, химию, биологию, автоматику, метрологию, вычислительную технику, металлургию, энергетику, транспорт, космонавтику, минерально-сырьевые ресурсы Земли и пр. Многие собрания уникальны. Например, коллекция микроскопов одна из крупнейших в мире, в ней насчитывается около 1000 образцов, от первых однолинзовых «мушиных» до электронных микроскопов XX в. Кроме того, в Политехническом собрана обширная научно-техническая библиотека, включающая фонд редких изданий, работает Центральный лекторий знаменитая Большая аудитория, не раз становившаяся трибуной для главных действующих лиц российской истории и культуры

Политехнический музей в Москве – национальный музей истории науки и техники, один из старейших научно-технических музеев мира. На протяжении своего более чем 137-летнего существования он не раз становился свидетелем важнейших исторических и политических событий российской жизни, фундаментальных научных открытий, встреч с замечательными людьми. Политехнический сегодня – это большой научный комплекс, в который наряду с богатой музейной коллекцией, насчитывающей более 100 тыс. единиц, входит обширная научно-техническая библиотека и Центральный лекторий. В многочисленных залах музея развернуты экспозиции по автоматике, метрологии, вычислительной технике, физике, химии, минерально-сырьевым ресурсам Земли, металлургии, энергетике, транспорту, космонавтике и другим отраслям знания.

Политехнический музей – первое публичное учреждение в России, которое изначально создавалось для популяризации научно-технических знаний среди широких слоев населения. Идея его возникновения родилась в 60-е гг. XIX века, в эпоху реформ Александра II, когда в результате проводившихся в стране преобразований наступила некоторая либерализация общественной жизни, позволившая развернуть свою деятельность многим научным сообществам.

В 1863 г. при Московском университете было учреждено Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Главной задачей его основатели ставили не только содействие науке, но и распространение среди населения естественно-научных знаний. Они выступили с инициативой создания в Москве доступного просветительского музея, призванного «служить для народа наглядною техническою школой по всем отраслям промышленности и по приложению к ним науки», «содействовать распространению сведений между недостаточно образованными классами» (Соловьев, 1872, с. 134).

Для начала было решено провести в Москве Политехническую выставку, которая бы ознакомила российскую общественность с наиболее передовыми научными и техническими идеями, самые же интересные экспонаты составили основу будущих музейных коллекций. Эта идея встретила горячую поддержку со стороны властей и предпринимательских кругов Москвы. Проведение выставки приурочили к 200-летию со дня рождения Петра Великого, чтобы обеспечить ей покровительство со стороны царствующего дома.

Летом 1872 г. в самом центре Москвы, как было записано в программе, «в Кремле и около него, под умолкнувшими бойницами древней защиты выставились произведения труда». Общая площадь павильонов, занявших территорию Манежа, Александровского сада и набережной Москвы (вдоль Кремлевской стены до Москворецкого моста), составила 20 га. В них разместили свою продукцию около 10 тыс. отечественных и 2 тыс. зарубежных экспонентов. Посетителями выставки стали 750 тыс. человек, что превысило все тогдашнее население Москвы.

Выставка имела грандиозный успех. Она стала ярким событием не только российской, но и международной жизни. После ее закрытия Комитет отобрал наиболее интересные экспонаты для открывающегося Музея прикладных знаний – будущего Политехнического музея.

«…дворцом смотрит и не лишено оригинальности»

Землю под строительство музея в самом центре Москвы, на Лубянской площади, пожертвовала Московская городская Дума. Здание, проект которого составил известный архитектор И. А. Монигетти, стало одним из первых в России зданий общественного назначения, отделка которого выполнена в «русском стиле». «Пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности…», – так восторженно отозвался о его фасаде искусствовед В. В. Стасов.

Строительство музейного здания в общей сложности продолжалось 32 года, вплоть до 1907 г., когда был закончен последний корпус с Большой аудиторией. Однако двери для посетителей Политехнический открыл уже 12 декабря 1872 г. (во временном помещении на Пречистенке). Этот день и считается официальной датой открытия музея.

Первая экспозиция состояла из девяти отделов: технического, прикладной физики, прикладной зоологии, сельскохозяйственного, архитектурного, учебного, торгового мореходства, турке-станского, почтовой техники. С самого начала руководство музея придавало большое значение разъяснению коллекций, проведению разного рода курсов и лекций, на которые могли прийти все желающие. Очень быстро Политехнический обрел популярность.

Руководителями отделов и научных лабораторий музея были многие замечательные ученые: А. С. Владимирский, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский и др. Именно здесь, в Политехническом, впервые загорелась «электрическая свеча» Яблочкова и лампа накаливания Лодыгина, здесь проводились эксперименты по передаче звука на расстоянии под руководством П. М. Голубицкого, Жуковский докладывал о «новых исследованиях о летании», здесь обсуждался вопрос об освоении Северного Морского пути.

После «разгрома» в 1911 г. Московского университета многие ученые, вынужденные его покинуть, смогли продолжить свою научную и лекционную работу в Политехническом музее. Среди них К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин.

Большая аудитория

Новый размах просветительская деятельность музея обрела с открытием в 1906 г. Большой аудитории. Рассчитанная на 900 мест, она была снабжена всем необходимым для проведения публичных лекций и демонстрации опытов. Очень удачной аудитория оказалась и в акустическом плане, так что вскоре она стала главным лекционным залом Москвы.

В ней проводились известные на всю Москву воскресные «объяснения коллекций» музея. Так, в 1907 г. с интересной лекцией здесь выступил молодой физик, создатель электронно-лучевой трубки Б. Л. Розинг, а в 1909 г. Большая аудитория принимала крупнейшего ученого-биолога И. И. Мечникова, вернувшегося из-за границы после присуждения ему Нобелевской премии.

Начало XX в. ознаменовалось расцветом художественных и литературных течений в русском искусстве. Символисты, футуристы, акмеисты, имажинисты, кубисты отстаивали свои убеждения в Политехническом. С трибуны Большой аудитории звучали голоса С. Есенина, В. Хлебникова, И. Северянина, К. Бальмонта, им вторили их оппоненты: И. Бунин, В. Вересаев, М. Горький, А. Серафимович, К. Чуковский. В 1920-е гг. в Политехническом выступали А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский.

Неизменный интерес вызывали словесные баталии на тему «религия и социализм» наркома просвещения А. В. Луначарского и митрополита А. А. Введенского.

Пройдут годы, а Большая аудитория Политехнического, переименованная в середине XX в. в Центральный лекторий, по-прежнему будет собирать полные залы на лекции общества «Знание» и поэтические вечера, став самым узнаваемым символом «хрущевской оттепели». Зачастую она не могла вместить всех желающих послушать стихи молодых поэтов – Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной.

Испытания XX века

Политехнический музей стал и свидетелем, и непосредственным уча­стником многих трагических событий XX в. С началом Первой мировой войны в его аудиториях разместился лазарет, силами сотрудников отдела физики заработал рентгенологический кабинет (его услугами пользовались все московские госпитали и больницы), постоянно проводились благотворительные вечера в помощь жертвам войны.

В годы революции музей оказался ареной бурных политических дебатов: в Большой аудитории проходили митинги и собрания, выступали В. И. Ленин, Ф. Э. Дзержинский.

Несмотря на смену политического режима, сотрудникам музея до конца 1920-х гг. удавалось сохранять ту идейную основу, что была заложена еще членами ИОЛЕАиЭ: содействовать науке, просвещать и образовывать. По инициативе работников отдела прикладной физики были проведены две большие выставки: свето- и радиотехническая. В 1921 г. в Политехническом музее обсуждался план ГОЭЛРО в рамках проходящего VIII Всероссийского электротехнического съезда.

Предвестники ЭВМ

Одним из величайших достижений XIX в. в области вычислительной техники стало изобретение арифмометров (от греч. arithmos – «число» и metreo – «измеряю»). Они широко применялись в различных сферах деятельности, оставаясь самыми популярными счетными машинами вплоть до середины следующего столетия.
Политехнический музей располагает внушительной коллекцией механических арифмометров – более 80 образцов. Большая их часть – редкие экземпляры середины XIX – начала XX вв.
Начало коллекции положил арифмометр англичанина Дж. Эдмондзона необычной цилиндрической формы – усовершенствованная версия первого промышленного арифмометра, созданного французским инженером К. Томасом. Одним из наиболее ценных приобретений музея стал арифмометр петербургского инженера В. Т. Однера. Разработанная им модель сыграла ведущую роль в становлении российского счетного машиностроения. Представленный в собрании образец относится к небольшой партии первых промышленных машин, изготовленных на чугуно-меднолитейном заводе «Людвиг Нобель». К настоящему времени сохранилось всего три экземпляра: два находятся в Смитсоновском институте (США), один – в собрании Политехнического музея.


Благодаря многолетней деятельности сотрудников музея удалось достаточно полно представить историю развития механических арифмометров, от первого в мире промышленного арифмометра Томаса до модели «Феликс», завершившей собой эволюцию счетных машин.
В «биографии» многих машин есть интересная «музейная легенда» или мемориальная значимость, повышающие историческую ценность экспоната. Например, арифмометр «Тринкс-Брунсвига», известный своей высокой разрядностью, был приобретен в 1915 г. счетоводными курсами Общества распространения коммерческого образования. Наглядная иллюстрация потребностей дореволюционной России в импортной вычислительной технике! А машина «Оригинал-Однер», принадлежавшая известному мостостроителю Г. К. Евграфову, использовалась для расчета конструкций мостов через р. Москва, в частности метромоста на Воробьевых горах.

Старший научный сотрудник О. А. Ананьева

Радикальные изменения в деятельности музея произошли в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Тогда стартовала новая музейная политика государства, согласно которой музеи должны были стать базой научно-технической пропаганды. К руководству в Политехническом пришли новые люди. Из фондов были изъяты все «идеологически чуждые» экспонаты, и главный технический музей страны стал местом, где демонстрировались достижения социализма. К началу XVII съезда ВКП(б) в 1934 г. все экспозиции музея были в спешном порядке свернуты и на их месте открылась выставка «Наши достижения».

С началом Великой Отечественной войны и до 1943 г. музей был закрыт для посещения. На его базе работали курсы шоферов и радистов, сотрудники музея готовили передвижные выставки, консультировали москвичей, как экономить топливо и электроэнергию.

«Критические точки» русского металлурга

С древнейших времен человек стремился улучшить свойства металла то нагревая, то охлаждая его, но полностью управлять этими процессами он не мог. Только в 60-е гг. XIX в. была установлена взаимосвязь между температурой нагрева, структурой железа и его свойствами. Честь этого основополагающего для металлургии открытия принадлежит русскому инженеру Д. К. Чернову.


В 1866 г. молодой инженер, окончивший Петербургский технологический институт, поступил на Обуховский завод – крупнейший в России центр сталепушечного производства. Занимаясь по долгу службы бракованными деталями, он на протяжении двух лет изучал влияние различных факторов на качество раскаленных стальных слитков. В результате он пришел к выводу о существовании определенных критических точек нагрева, при которых происходит изменение структуры металла и его свойств.
Чернов изложил свои выводы в Записках Русского технического общества. Вокруг них тотчас разгорелись горячие научные споры. Они не утихали на протяжении двадцати лет, пока в 1886 г. известный французский исследователь Ф. Осмонд не подтвердил выводы Чернова, применив только что изобретенный термоэлектрический пирометр Ле-Шателье.


Открытия русского исследователя, опередившие свое время, легли в основу будущего научного металловедения, послужив источником формирования многих современных технологий литья. Как выразился известный французский ученый-металлург А. Портвен, труды Чернова явились «фундаментом для последующего удивительного прогресса в области металлургии стали, для которой вторжение науки оказалось поистине революционным… Столь прекрасная жизнь, получившая мировую оценку, делает великую честь России!»*
Дмитрий Константинович прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Его разносторонние дарования и активная жизненная позиция привлекали к нему людей самых разных профессий. Он состоял в переписке с известными государственными и общественными деятелями, учеными и инженерами из России и зарубежья.
В Отделе письменных источников Политехнического музея хранится личный фонд Чернова. На основе материалов этого фонда было проведено несколько выставок, а к 160-летию ученого, которое отмечалось в 1999 г., в экспозиции музея был открыт раздел, посвященный творчеству этого выдающегося ученого-металлурга.

Старший научный сотрудник С. Г. Морозова
(Политехнический музей, Москва)

После войны, в период восстановления народного хозяйства, в стране остро встал вопрос квалифицированных кадров и современной техники. Группа ученых и общественных деятелей под руководством Президента Академии наук СССР академика С. И. Вавилова выступила с инициативой создания Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний среди широких слоев населения. Так появилось знаменитое общество «Знание», и Политехнический перешел под его управление. Лаборатории и лекционные залы снова стали пристанищем для научной мысли. В 1950-е гг. в Политехническом выступали такие видные популяризаторы науки, как физик А. Ф. Иоффе, геолог Д. И. Щербаков, физиолог Л. А. Орбели, механик И. И. Артоболевский, полярный исследователь О. Ю. Шмидт.

На все важные события в истории науки и техники Политехнический откликался новыми экспозициями и выставками. В 1950-1960-е гг. в музее открылись экспозиции радиоэлектроники и электросвязи, ядерной энергетики, химии полимеров, автоматики, вычислительной техники, космонавтики.

Политические события, произошедшие в конце XX в., заставили по-новому взглянуть на роль музея в жизни российского общества. Перед работниками Политехнического встала непростая задача: не только сохранить накопленное, но и разработать новую «систему координат», которая позволит музею жить и развиваться в новых экономических условиях.

Политехнический сегодня – это главный музей России, представляющий историю отечественной науки и техники. Он живет и развивается, сохраняя традиции просветительства, восприимчивости к новому и глубокого интереса к достижениям науки и техники, заложенные в нем его основателями. Пережив непростой период своей истории, тесно связанной с судьбой Российского государства, и сохранив в своих стенах уникальные коллекции, Политехнический с уверенностью смотрит в будущее.

Литература

Анисимов А. И. Наш Политехнический: Страницы истории. М.: Знание, 1983. 192 с.

Двадцатипятилетие Музея прикладных знаний в Москве. 30-е нояб. 1872 г. – 30-е нояб. 1897 г. // Высочайше утвержд. Комитет по устройству Музея прикл. знаний в Москве. М., 1898. 81 с.

Поздняков Н. Н. Политехнический музей и его научно-просветительская деятельность (1872-1917) // Ист. муз. дела: Сб. ст. Вып. 1. 1957. С. 129-160.

Программа Морского отдела Московской Политехнической выставки. СПб., 1872. 14 с.

Пятидесятилетие Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1863-1913 / Сост. В. В. Богданов. М.: Тип. Тов-ва Рябушинских, 1914. 252 с.

Сквозь призму времени: Политехнический музей вчера, сегодня, завтра / Сост. Я. Д. Барский. М.: Знание, 1987. 176 с.

Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1872. 135 с.

* Albert Portevin. Дмитрий Константинович Чернов (1839–1921). Очерки из жизни и деятельности, посмертные произведения и избранная переписка. Пг. 1923. С. 25

Уже более 250 лет наша страна является одним из лидеров в сфере мировой науки. За это время в стенах отечественных вузов сделано множество открытий и изобретений в различных сферах, изменивших жизнь людей на всех континентах. Чтобы познакомить общественность с наиболее важными и интересными из них, в 1872 году был открыт Политехнический музей в Москве. Основой его коллекции стали экспонаты выставки, организованной в честь 200-летия со дня рождения Петра Первого — монарха, сделавшего огромный вклад в дело превращения России из отсталой аграрной страны в государство с развитой промышленностью и экономикой.

Немного истории (XIX век)

Политехнический музей в Москве, или, как он тогда назывался, Музей прикладных знаний, изначально располагался во временном здании на Пречистенке. В 1877 году он переехал в специально возведенное здание по адресу: Лубянский проезд, 4. Однако на протяжении последующих 30 лет продолжались строительные работы, в результате которых рядом с центральным корпусом появились два крыла: северное и южное. Тем не менее даже в эти годы в стенах музея велась активная просветительская работа и неоднократно выступали с лекциями такие светила науки, как Яблочков, Менделеев, Тимирязев, Жуковский и другие.

Политехнический музей в Москве в первой половине XX века

В годы Первой мировой войны многие сотрудники этого заведения отправились на фронт, в самом здании был организован лазарет, а входившие в состав экспозиции, стали использоваться в качестве оборудования для рентгенологического кабинета. стала важной вехой в истории этого культурно-просветительского учреждения. В частности, в первые годы после установления в стране Советской власти Политехнический музей в Москве стал ареной жарких политических дебатов.

Однако главным направлением деятельности для его сотрудников продолжали оставаться традиции, заложенные создателями. Благодаря их героизму удалось сохранить множество экспонатов, которые были признаны новыми властями идеологически чуждыми. Но, к сожалению, потерь все же не удалось избежать, в том числе среди членов коллектива музея, которых увольняли, заподозрив в нелояльности к коммунистическому режиму.

В 1930 годах в музее организовывались встречи с такими выдающимися личностями, как Нильс Бор, а также с героями-челюскинцами и летчиками из экипажа Валерия Чкалова, совершившими невероятный на тот момент беспосадочный перелет из столицы СССР в Нью-Йорк.

В первые годы Великой Отечественной войны Политехнический музей в Москве закрывают для посещений, но уже в 1944 году там восстанавливается прежний режим работы.

История музея с 1950-го по 2000 год

Бурное развитие прикладных научных направлений послевоенного периода приводит к открытию новых экспозиций и разделов, посвященных химии полимеров и космонавтике. В 1991 году Политехнический музей, экскурсии по которому не переставали пользоваться популярностью даже в самые трудные для страны годы, Указом Президента РФ был включен в число особо ценных объектов культурного достояния России.

Московский Политехнический музей в XXI веке

В начале 2000 годов стало ясно, что требуется новый подход как к оформлению экспозиции, так и к организации экскурсий. Однако первые годы нового тысячелетия были далеко не лучшим временем для экономики страны, которая только пыталась прийти в себя после затяжного кризиса. И лишь в 2010 году был дан старт модернизации, а в 2013-м закрыто на реконструкцию здание. Политехнический музей при этом не прекратил свою работу, так как его фонды были перемещены на временные площадки. В частности, сегодня часть его экспонатов можно увидеть на ВДНХ, в павильоне номер 26. Кроме того, подразделения музея, в том числе его библиотека, действуют на территории КЦ ЗИЛ, где также разместился Университет детей, лекторий и научные лаборатории.

Те, кто уже посетил новую экспозицию, действующую в павильоне номер 26, утверждают, что она сегодня является одним из значимых мест в Москве для всех интересующихся последними достижениями науки и техники. Судя по отзывам, создатели этой временной площадки для размещения части экспозиции Политехнического музея проделали огромную работу и учли самый передовой опыт европейских коллег. В результате получилась великолепная интерактивная выставка, где каждый желающий может почувствовать себя исследователем, делающим важное научное открытие.

Политехнический музей на ВВЦ действует под девизом “Россия делает сама”, и его экспозиция большей частью посвящена отечественным ученым и их научным достижениям.

Экскурсии по павильону № 26 на ВДНХ

Когда посетитель приходит в политехнический музей на ВДНХ, то в каждом выставочном зале его встречают гиды. Но это не аккуратные старушки или строгие дамы в возрасте, которые сопровождали посетителей в здании на Новой площади. Дело в том, что данная экспозиция оснащена по последнему слову техники, и даже гиды там интерактивные. Поэтому если визитер хочет послушать информацию о разделе или о том или ином экспонате, то ему достаточно встать на специальный круг, снабженный датчиками. Кроме того, рядом с витринами имеются планшеты, воспользовавшись которыми, можно узнать много интересного.

Экспозиция

Те, кто бывал в здании музея на Новой площади, возможно, даже не заметили макета ядерной бомбы, который там был установлен на лестнице. А вот в новой экспозиции на ВДНХ ему отведено главное место. Более того, встав на особую площадку, можно почувствовать на себе некоторые факторы, вызываемые ядерным взрывом: сильное вибрирование от резкий порыв ветра и др. В этом же зале посетителям предлагают написать свои пожелания на бумажных журавликах, которые в Японии символизируют память о жертвах

Особый интерес у посетителей вызывает космический сектор, где выставлена экипировка космонавтов и можно понаблюдать за реализацией некоторых экспериментов, проводимых на МКС, таких как гидропоника. Кроме того, людей всегда интересуют бытовые подробности жизни на орбите, и единственное место, где обычный человек может, например, увидеть, как выглядит космический унитаз — это Политехнический музей. Отзывы также рекомендуют побывать в разделе "Иллюзии", где представлены уникальные голограммы, а также 3D-фильм, которому более 40 лет.

Что показать детям?

В последние десятилетия во многих странах стали открывать образовательные центры музейного типа для детей, главной целью деятельности которых является популяризация науки и зарождение интереса к ней у школьников. Отзывы туристов и москвичей подтверждают, что новый Политехнический музей в Москве, фото которого не могут дать полного представления обо всем разнообразии его экспозиций, является одним из лучших мест в столице для посещения с детьми. Обязательно стоит побывать в разделах "Аналоги природы", "Новый антропогенез" и "За пределами Земли". Кроме того, в музее регулярно, особенно в период каникул, организуются различные При этом родителям следует учесть, что для сохранности экспонатов в музейных залах поддерживается постоянная температура около +18 градусов, и детей на длительные экскурсии следует приводить одетыми потеплее.

Цены

Политехнический музей в Москве (фото из его временного павильона на ВДНХ см. ниже) открыт для посещений со вторника по воскресенье с 10:00 и до 20:00 (понедельник - выходной день). Цена входного билета для взрослых — 300 рублей, для студентов и пенсионеров — 150 рублей. Для ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних и некоторых других категорий посещение музея бесплатно.

В Москве - национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно технических музеев мира. Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для… … Энциклопедия ньюсмейкеров

В Москве, создан в 1872 на основе первой в России политехнической выставки. С 1992 единый музейный комплекс; функционирует как научный, образовательный и культурно досуговый центр. При Политехническом музее Центральная политехническая библиотека … Русская история

Здание Политехнического музея в 1880 х годах. Москва. Политехнический музей (, 3/4), один из старейших научно техничических музеев мира. Создан в 1872 по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при содействии его… … Москва (энциклопедия)

В Москве, создан в 1872 на основе первой в России политехнической выставки. С 1992 единый музейный комплекс; функционирует как научный, образовательный и культурно досуговый центр. При Политехническом музее Центральная политехническая библиотека … Энциклопедический словарь

В Москве, один из крупнейших и старейших научно технических музеев. Создан в 1872 на основе первой в России политехнические выставки, организованной по инициативе общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в связи с 200… … Большая советская энциклопедия

См. Музеи … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Политехнический музей - Политехн ический муз ей … Русский орфографический словарь

Политехнический музей - … Орфографический словарь русского языка

Политехнический музей в Москве - национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно‑технических музеев мира. Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для устройства в Москве… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Координаты: 55°45′27.87″ с. ш. 37°37′46.15″ в. д. /  … Википедия

Книги

  • 200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века. Альбом , Книга-каталог выставки&171;200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание ХХ века&187;. Выставка, организованная Политехническим музеем, Московским музеем современного искусства и… Категория: История и теория искусств Издатель: Политехнический музей , Производитель: Политехнический музей ,
  • , Демчикова Анастасия , Возраст 5+3 фишки:- книжка с любимыми лабиринтами- 100 наклеек- 23 музеяПоход в музей - это настоящее приключение и путешествие по разным странам и эпохам. Хотите познакомиться с мамонтенком… Категория: Для детей Издатель: Клевер-Медиа-Групп , Производитель:

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012




Top