Поместье ил марш. Внешность женщины в черном

ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ

В основу сценария лег бестселлер Сьюзен Хилл. Роли в фильме Джеймса Уоткинса сыграли Дэниэл Рэдклифф, Кьяран Хайндс, Джанет МакТир и Лиз Уайт. Фильм снят на студии Talisman совместно с Exclusive Media Group.

Опубликовав свой роман в 1982 году, Сьюзен Хилл не подозревала, что его ждет такая насыщенная жизнь. «Ведь вы не пишете книгу с расчетом на экранизацию, правда? – улыбается писательница. – Вы просто пишете книгу. А уж потом, если она окажется успешной, за нее берутся другие».

По счастью многие читатели находили ее книги более чем интересными. Особенно это касается «Женщины в черном» – по роману снят телефильм, поставлен спектакль, записана радио постановка. Теперь этот список пополнится киноверсией. «Главное – книга присутствует в каждой из вариаций, – считает Хилл. В этом состоит искусство адаптации, которым я, к сожалению, никогда не владела. Авторы спектакля, а теперь и фильма, брали за первоисточник мою книгу, черпали оттуда вдохновение. Интерпретации менялись в зависимости от формата».

Роман Хилл, написанный тридцать лет назад, для большого экрана адаптирован впервые. Эта идея пришла в голову продюсера студии Talisman Films Ричарду Джексону еще в 1997 году. На волне успеха предыдущего фильма студии РОБ РЭЙ агенты Хилл обратились к Джексону с предложением рассмотреть возможность снять фильм по роману «Женщина в черном». «Адаптировать эту историю для полнометражного проекта было не так просто, – признается продюсер. – В течение нескольких лет разные сценаристы предпринимали попытки взяться за ЖЕНЩИНУ В ЧЕРНОМ, но, ни один из предложенных сценариев меня не устраивал».

Ситуация кардинально изменилась в тот момент, когда продюсеры встретились с генеральным директором и президентом компании Hammer Саймоном Оуксом. Он к тому времени как раз подыскивал проект, который помог бы возродиться историческому бренду студии Hammer. «Не лишним будет отметить, что я с опаской отнесся к предложению сотрудничества, ведь фильм стал бы обновленной визитной карточкой студии, переживающей второе рождение, – объясняет Джексон. – Однако Саймон развеял все мои сомнения и заверил, что его намерения более чем серьезные. Он сам и другие представители Hammer были полны решимости взяться за этот амбициозный проект и снять фильм с учетом авторского стиля Сьюзен. При этом фильм, с их точки зрения, должен был получиться интересным для самого широкого круга зрителей».

«Саймон довольно четко дал мне понять, что обновленная студия Hammer будет браться только за «интеллектуальные» ужастики, – уточняет Джексон. – Примерно той же жизненной позиции придерживается и Сьюзен Хилл».

Для Саймона Оукса фильм стал первым приобретением, которое он сделал от лица обновленной компании. «Когда мы решили заново открыть Hammer, первым делом определились с общей концепцией развития, – объясняет Оукс. – Мы определились с тем, что в жанре ужасов есть несколько поджанров и за последние несколько лет кинематографисты нередко отдавали предпочтение ужастикам, в которых качество определялось количеством трупов. Роман «Женщина в черном» уже была адаптирована и для телеэфира, и для театральной сцены. Я увидел в этой готической истории о призраках огромный потенциал для полнометражной картины».

Между тем продолжались поиски автора, который смог бы учесть все ошибки и неточности своих предшественников и написать достойный сценарий. «Кандидатуру Джейн Голдман одобрили все продюсеры, – говорит Джексон. – Ей очень понравился сюжет истории. Она каким-то непостижимым образом ухитрилась обойти все рифы и мели, на которые сели другие сценаристы, пытавшиеся трансформировать роман в сценарий».

«Я много читал о Джейн и видел некоторые из ее работ, – говорит Оукс. С нашей первой встречи я знал, что она отлично справится с этим нелегким делом. Ее сценарий расставил все на свои места. Режиссер Джеймс Уоткинс прочитал сценарий и влюбился в него. Дэниэл Рэдлклифф прочел сценарий сразу после того, как закончил сниматься в ГАРРИ ПОТТЕРЕ и тоже влюбился в него. Вообще проект обрел многих значимых участников благодаря таланту Джейн».

Сьюзен Хилл признается, что была поражена результатом Голдман. «Когда Джейм прислала мне сценарий на одобрение, я смогла ей ответить только: «Да, получилось, конечно, прекрасно, но…», – вспоминает писательница. – Но на самом деле сценарий получился просто потрясающим! Джейн, наверное, переживала, что мне могут не понравиться все изменения, которые она внесла в сюжет. Но меня это совершенно не беспокоило. Не на шутку обеспокоить меня могло бы, если бы она превратила историю в какую-то второсортную комедию. Однако она избежала и этого. Джейн – удивительно одаренный сценарист. Она смогла написать свой сценарий, в котором я без труда узнавала свою книгу».

Голдман в свою очередь была озабочена тем, чтобы соблюсти баланс в тональности сценария. «Эту историю было непросто адаптировать, – говорит она. – Это – замечательный роман, который очень удачно и чувственно был транслирован с театральной сцены. Мне кажется, что сюжетная линия книги раскрывается очень экономично, поэтому для киносценария потребовалось добавить некую многослойность».

«Я расценивала свою работу, как возможность познакомить кинозрителей с Женщиной в Черном, – продолжает сценарист. – Иначе говоря, я пыталась передать кинематографическим языком то, что Стивен Маллатратт уже рассказал театралам».

По счастливому стечению обстоятельств режиссер фильма РАЙСКОЕ ОЗЕРО Джеймс Уоткинс прочел в прессе о том, что Джейн Голдман пишет сценарий по книге Сьюзен Хилл. Он связался со своим агентом, чтобы тот предложил кандидатуру Уоткинса на должность режиссера будущего фильма. «В тот момент я сам работал над историей о привидениях, но все, что получалось, мне не нравилось, – вспоминает Уоткинс. – Прочитав сценарий Джейн, я нашел в нем все то, чего мне так не хватало в моем собственном проекте. Ей удалось сочетать страшные элементы с эмоциональными. Мне ее интерпретация очень понравилась и, дочитав до конца, я понял, что хочу сам снять фильм по этому сценарию».

«У Джеймса – семь пядей во лбу, – убежден Саймон Оукс. – Он – отличный режиссер, который знает не только как рассказать историю, но и как сделать это очень страшно».

По словам актрисы Лиз Уайт, которая играет Женщину в Черном, на съемочной площадке у Уоткинса установилась очень спокойная атмосфера, располагающая к творчеству. «Я прошла пробы на роль примерно за два месяца до начала съемок, – говорит актриса. – Уже тогда Джеймс показался мне очень великодушным человеком. Это великодушие он сохранил и на съемочной площадке. Я всегда чувствовала себя желанной гостьей в семействе Женщины в Черном».

Вместе с Уоткинсом Джейн Голдман начала работать над шлифовкой сценария, в ходе которой планировала расставить акценты в соответствии с романом Сьюзен Хилл. «В ранних версиях сценария было несколько флэшбэков с участием Женщины, – говорит Голдман. – Но мы смогли пойти дальше банальных флэшбэков. Это не будет очередная страшилка о том, как Женщина в Черном стала Женщиной в Черном. Это не будет очередной вариацией истории Фрэдди Крюггера. Артур будет открывать для себя кошмарные секреты, а зрители будут видеть как бы его глазами то, что происходит».

Уточняет, что особенно важно было сделать ЖЕНЩИНУ В ЧЕРНОМ понятной и интересной для всех зрителей, вне зависимости, являются ли они поклонниками ужастиков или нет. «Мы хотим заверить зрителей, что ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ им понравится хотя бы потому, что фильм получился очень качественным, – говорит продюсер. – Не важно, любите ли вы фильмы ужасов или предпочитаете кино другого жанра. А привлечение Дэниэла Рэдклиффа на главную роль лишь увеличит и без того немалую, надеемся, аудиторию».

КАСТИНГ АКТЕРА НА РОЛЬ АРТУРА

Подыскивая актера на главную роль Артура Киппса, режиссер Джеймс Уоткинс выставлял следующие требования – это должен был быть молодой талантливый актер, в образе которого бы сочетались грусть и уязвимость.

Дэниэла Рэдклиффа Уоткинс, конечно же, знал, как исполнителя главной роли во франшизе о Гарри Поттере. Именно он, с точки зрения режиссера, отлично подошел на главную роль в фильме . «Впервые встретившись с Дэном, мы долго говорили и пришли к выводу, что видим главного героя одинаково, – объясняет Уоткинс. – Артур Киппс – очень глубокий персонаж. Дэну такого героя играть было с одной стороны не сложно, а с другой – интересно».

Джейн Голдман принялась за работу над сценарием к фильму задолго до того, как Рэдклифф был утвержден на главную роль. «Я всегда представляла Артура молодым человеком, – говорит сценарист. – Особенно с учетом той эпохи и его положения в обществе».

«Сценарий попал в руки Дэниэла по какой-то счастливой случайности, – говорит продюсер Ричард Джексон. – Он «проглотил» его в самолете, пока летел в Штаты. Как только он сошел с трапа, позвонил своему агенту и сказал, что хочет получить эту роль».

Рэдклифф понимал, что ему необходимо как-то дистанцироваться от роли юного волшебника, которая принесла ему популярность. «Я очень горжусь Поттером, – признается актер. – Но теперь пришла пора доказать зрителям, что я серьезный актер, способный играть различные роли. И для этого, конечно, должен найтись соответствующий интересный материал».

Сценарий Голдман и встреча с Уоткинсом сделали свое дело, и Рэдклифф окончательно убедился в том, что амплуа Артура Киппса – именно то, что ему нужно. «Артур – очень непростой герой, в нем чувствуется характер, – говорит актер. – Мне было очень интересно сыграть такого человека».

Немало Рэдклиффа подкупала и возможность сыграть в викторианской истории о призраках. «Когда мы впервые встретились с Джеймсом, он процитировал Кубрика, сказав, что все фильмы о потусторонних силах связаны друг с другом, потому что в них речь, так или иначе, идет о «том свете», – вспоминает Рэдклифф. – Главный герой теряет жену, отправляется в старый дом и видит там призрак женщины. Он решает остаться в этом доме с привидениями, поскольку подсознательно или инстинктивно ищет подтверждение того, что его жена – в лучшем из миров».

Джеймс Уоткинс считает, что Дэниэл Рэдклифф сделал роль Артура Киппса более солидной и весомой – именно такой, какой она и должна была быть. «Он очень самозабвенно подходит к работе, – объясняет режиссер. – Он мне безраздельно доверял и экспериментировал вместе со мной, изучая различные стороны роли. Кроме того, мне кажется, Дэн нашел много схожих черт со своим героем».

Уоткис считает, что перед зрителями Рэдклифф предстанет совершенно неузнаваемым. «Это будет совершенно другой, новый, повзрослевший Дэн, – говорит режиссер. – Я думаю, у зрителей перехватит дыхание от того, каким мы его покажем».

«Не вспомню другого актера, который бы настолько отдавал себя своей работе, – говорит Джейн Голдман. – Мы встречались несколько раз на ранних стадиях работы над шлифовкой сценария и обсуждали его героя. Он был готов отдать Артуру Киппсу всего себя».

Когда Сьюзен Хилл услышала о том, что Рэдклифф утвержден на главную роль, она была потрясена. «Я никогда не читала книг о Поттере и не смотрела ни единого фильма, – говорит писательница. – Но я, разумеется, знала, кто такой Дэниэл Рэдклифф. И в тот момент, когда мне сообщили эту новость, я поняла, что именно таким и должен быть Артур».

Хилл считает, что зрители будут приятно удивлены тем, насколько взрослым предстанет перед ними Артур Киппс – адвокат, вдовец и отец: «Действительно, вряд ли мы могли найти на эту роль кого-то, кто бы подошел больше».

«В одном из интервью Дэниэл сказал, что этот фильм – не просто очередная страшилка, – продолжает она. – Картина повествует о горечи утраты и о том, куда эта горечь может привести человека. И он прав – именно это я и пыталась сказать на страницах книги. Дэниэл – молодец. Он понял и ухватил самую суть».

Рэдклифф описывает Артура Киппса, как человека «совершенно убитого смертью супруги; настолько, что он не представляет, как дальше жить в мире живых».

«Артур не может общаться с людьми, даже с собственным сыном, – продолжает актер. – Он, конечно же, любит его, но не может постоянно быть с ним рядом. Он не может сделать детство сына счастливым, потому что сам напрочь утратил понятие счастья».

Рэдклифф объясняет, что первое же появление Киппса на страницах сценария Джейн Голдман очень наглядно характеризует его душевное состояние: «В начале фильма мы видим, что человек находится на грани отчаяния. Он держит опасную бритву у своего горла. Спустя секунду выясняется, что он просто бреется. Однако мне кажется, что он в тот момент был готов перерезать себе горло».

Не так просто Рэдклиффу далось необъяснимое спокойствие Артура: «В фильме будут моменты, когда вы не сможете с уверенностью сказать, о чем думает Артур. Наверное, мысли далеко не жизнерадостные, но вы не сразу поймете, чем это вызвано. Это сделано намеренно, чтобы зрители имели какую-то почву для размышления. В пробелы можно вставить любую подходящую эмоцию, и вы не ошибетесь».

«Он по-настоящему вжился в свою роль, – говорит Джеймс Уоткинс об участии в проекте Рэдклиффа. – Он дошел до той черты, когда мне оставалось вносить какие-то мелкие, незначительные коррективы. К концу фильма ему вообще не нужен был режиссер на площадке. Он отлично понимал, что должен чувствовать персонаж, и как поступать. Дэн просто жил жизнью Артура».

Уоткинс, без сомнения, знает, что любой режиссер будет хвалить актера, исполняющего главную роль в его фильме. Но по его словам – в случае с Рэдклиффом он совершенно не кривил душой. «Я просто в восторге от работы с ним, – говорит Уоткинс. – Я знаю, так все говорят, но тут я говорю от чистого сердца!»

Рэдклифф говорит, что на плечи актера, играющего главную роль, ложится функция настроя других актеров, участвующих в сцене: «Я видел площадки, на которых актеры играли через силу. Роли им давались с трудом, и вовсе не потому, что они не годились для этих амплуа. Просто они были несчастливы на съемочной площадке. И это настроение передается всей съемочной группе. Я люблю свою работу и делаю все, чтобы на работу – как на праздник».

По словам Сьюзен Хилл яркий характер Дэниэла проявился уже на первой их встрече. «Мы очень мило поговорили про наших собак – у нас обоих терьеры, – смеется писательница. – Мы разговаривали во время ланча в доме Саймона. Мне кажется, молодой человек отлично понимал, что происходит и как себя нужно преподать. Он умен, хороший актер, не испорчен, не избалован. Он просто очарователен. В его возрасте под грузом свалившейся на него славы многие начинают «звездить». Ему же удалось сохранить почву под ногами, надеюсь, он никогда не утратит это чувство. А еще я надеюсь, что когда-нибудь он сыграет еще в каком-нибудь фильме, снятом по одной из моих книг».

РЕКОНСТРУКЦИЯ МИРА

Наравне с Рэдклиффом в фильме сыграли многие другие талантливейшие актеры, включая Кьярана Хайндса, Джанет МакТир и Шона Дули. Они исполнили роли жителей мрачной деревеньки Гриффин Гиффорд. «За подбор актеров отвечала директор по кастингу Карен Линдси-Стюарт, – говорит . – Вместе мы решили, что деревенские жители должны быть предельно убедительными. Нам не был нужен приевшийся сельский колорит. Мы не хотели показать их деревенщинами. Не хотели, чтобы казалось, будто они только что вышли со скотобойни. К актерам было единственное требование – от их героев должно было веять болью утраты и отчаянным испугом, который бы диктовал их странное поведение».

Было очень важно, чтобы каждый персонаж вел себя в соответствии с выбранной для него или нее легендой. «Уже во время кастинга мы с Джейн проводили кропотливые разработки легенды для каждой роли, – вспоминает Уоткинс. – Правда же, мне хотелось, чтобы у каждого героя было что рассказать о своем прошлом».

Режиссер остался очень доволен подобранными актерами. «На правах режиссера ты имеешь привилегию задаваться вопросом: «Кто из моих любимых актеров мог бы подойти на эту роль?» – объясняет Уоткинс. – Не скрою, мне нравится, как играет Кьяран Хайндс. И нравится довольно давно. Мне показалось, что он отлично справится с этой ролью».

Сынишку Артура Киппса Джозефа играет Миша Хэндли, крестник Дэниэла Рэдклиффа. «Мы отсмотрели множество мальчишек на эту роль, – говорит режиссер. – Однако Дэн и Миша так хорошо ладят друг с другом, что мы решили перенести эту дружбу в фильм. Не говоря уже о том, что Миша – один из самых одаренных мальчиков на свете, прирожденный актер».

По книге сын Киппса рождается лишь после того, как Артур возвращается в Лондон из Гриффин Гиффорд. В сценарии Голдман этот нюанс был изменен. Фантазия Джейн подсказала ей, что Киппс должен мучительно переживать вынужденную разлуку с сыном до тех пор, пока на первый план не выходят жители Гриффин Гиффорд, которые подливают масло в огонь страстей, кипящих в сердце молодого адвоката.

«Мы хотели провести обе эти линии через весь фильм, – объясняет Уоткинс. – Они являются ключевыми факторами, влияющими на поведение Артура в той или иной ситуации. Что же касается смерти его жены – мне хотелось изучить подноготную этой утраты, а не просто констатировать ее».

«Привлекательность романа отчасти обуславливается выдержанным стилем викторианской истории о призраках, герои которой не задаются теми вопросами, которые могут появиться у зрителей фильма, – объясняет Джейн Голдман. – Например, «почему Артур сразу же не уехал из деревни?» В фильме описываются события, некоторые из которых необходимо, так или иначе, объяснять. В частности, нам было важно ответить на негласный зрительский вопрос «что двигало главным героем?» и «почему ему было так важно остаться в деревне?»

Роман Сьюзен Хилл повествует историю Женщины в Черном в классической традиционной форме викторианских историй о привидениях. Работая над адаптацией романа, Голдман решила прибегнуть к несколько нестандартным для американского кинематографа стилям подачи материала. «История Сьюзен – бессовестно страшная и переполненная различными яркими эмоциями, – говорит сценарист. – В моей интерпретации я во многом руководствовалась критериями японских ужастиков».

Голдман объясняет, что у японских ужастиков, самыми яркими представителями которых являются фильмы и , и викторианских историй о призраках найдется немало точек соприкосновения: «И те, и другие – очень эмоциональны и очень страшны. В этих двух аспектах вообще трудно изобрести что-то новое. При этом японцы проявляют повышенный интерес к культурному наследию викторианской эпохи. Очень забавно наблюдать за тем, как это отражается в японских фильмах».

Джеймсу Уотсону такое пересечение диаметрально противоположных реалий показалось интригующим и увлекательным. «Японский хоррор, спроецированный на викторианскую эпоху – это интересно и свежо, – считает режиссер. – Об этой стилистике мы много и подолгу говорили с оператором Тимом Морисом-Джонсом. Мне не хотелось, чтобы фильм выглядел так, словно его сняли с полки, где он пылился лет 100 или больше. Камера должна была работать в современном стиле. То, как мы выстраивали сцены, полностью соответствует требованиям кинематографа в наши дни».

Мрачное поместье Ил Марш сильно отличается от других домов в деревне Гриффин Гиффорд. Уоткинс и в этом вопросе не решил идти на поводу общепринятых стереотипов и воздержаться от шаблонных домов с привидениями: «Понятно, что он должен выглядеть ветхим, но и от монохромных клише я тоже решил отказаться».

Режиссер рекомендовал художнику-постановщику Кейв Куинн прибегнуть к более богатой палитре, нежели общепринятой в этих случаях. Экстерьер и интерьер дома должны были получиться более насыщенными. «У нас в принципе – довольно насыщенная и красочная картинка, – продолжает Уоткинс. – Но «красочная» – не значит «жизнерадостная». В нашей палитре преобладают краски разложения и смерти – лиловый, черный и насыщенные, глубокие оттенки багрового. Однако благодаря именно этим краскам проступает истинная красота дома. В то же время это – дом с привидениями. Поэтому в нем будут и закутки, и укромные местечки, и альковы, и темные углы, в которые никогда не падает свет. Вообще, игра света и тени в фильме играет немалую роль».

По словам Куинн, процесс работы над поместьем Ил Марш начался с поиска подходящего экстерьера: «Во время подготовительного периода мы озадачили нашего локейшн-менеджера поисками подходящего дома. Он должен был быть очень выразительным сам по себе, чтобы при одном взгляде на него чувствовалось – у этого дома богатая история. У дома, который мы нашли, разве что не было глаз. Якобинская постройка с характерным навесом на фасаде непроизвольно вызывали чувство тревоги у любого, кто их видел».

После того, как принципиальная локация была утверждена, Куинн и Уоткинс начали работать над интерьером. «Я собрала богатую базу набросков различных деталей интерьера и отделки, после чего нам осталось только подобрать грамотную палитру, – говорит художница. – Чтобы придать деталям интерьера ветхий вид, мы брали за основу оттеки темно-лилового и болотного цветов».

Найти деревеньку, которую можно было бы представить как Гриффин Гиффорд, было куда сложнее. «В XXI веке крайне мало осталось мест, в которых не встретишь современных машин, дорожных знаков, новостроек и прочих символов цивилизации, – объясняет Куинн. – Мы пытались найти место, не тронутое прогрессом, в котором время бы остановилось много десятилетий назад. И по счастью нашли такую деревню прямо в центре Йоркшира – она называется Хэлтон Гилл. Такое ощущение, что цивилизация обошла этот поселок стороной, и дома остались такими же, как и 400 лет назад».

Куинн добавляет, что работать с Джеймсом Уоткинсом было на удивление легко и комфортно: «Мы нашли общий язык на первой же встрече и общались на этом языке на протяжении всего съемочного периода».

«Кейв творит чудеса, когда дело доходит до дизайна, а кроме того – она просто удивительный человек, – возвращает комплемент Уоткинс. – Она сразу же поняла, что я хочу увидеть в кадре. Она настолько тщательно продумала всякие длинные коридоры и темные закутки, что у меня появилась глубина кадра, о которой можно только мечтать. Многие подобные ракурсы можно видеть в фильмах Полански – например, когда камера смотрит через дверной проем и свет падает лишь на часть интерьера комнаты».

«В истории о призраках что-то обязательно должно оставаться вне кадра или, по крайней мере, вне фокуса, – резюмирует режиссер. – Вы не можете, да и не должны видеть, что происходит в темных углах комнаты. Если такие ракурсы присутствуют в картине, то это заслуга художника-постановщика».

«Мы снимали в формате 2.35:1 вместо общепринятого 1.85:1, – говорит Джексон о высоте кадра, которая больше свойственна эпическим голливудским боевикам. – Вы подумаете, что подобный выбор, по меньшей мере, необычен. В формате 2.35:1 можно ожидать какого-нибудь масштабного вестерна. Пропитанной клаустрофобией истории о призраке больше подходит формат 1.85:1. Однако выяснилось, что и наша картина будет на удивление гармонично смотреться в столь широком формате».

Тим Морис-Джонс говорит, что первичная директива, которую он получил от Уоткинса, заключалась в одном слове «контраст». «Мы экспериментировали, освещая съемочную площадку единственным источником света, – вспоминает оператор. – Обычно за освещение сцены отвечает несколько независимых источников – ключевой свет направлен в лицо актера, рассеянный свет уходит на фон, а задние софиты выделяют определенные требуемые объекты на фоне. Мы пробовали играть светом и тенью при помощи лишь одного источника света, добиваясь поразительно красноречивого контраста».

Для создания общей мрачной атмосферы в фильме Уоткин чередовал общепринятые во всем мире методы и приемы. «Мы делали все только для того, чтобы расшатать и без того периодически накреняющуюся лодку, – говорит он. – Мы пробовали снимать на разной скорости, делали неожиданные скачки с одного плана на другой во время монтажа, различные нарезки. Старались, конечно, избежать излишней игривости при монтаже – я это не люблю. Балансировали на краю. При этом надо было рассказать правдоподобную историю, и этому я придавал едва ли не первостепенную важность. А в остальном для нас не было правил. Мы были свободными исследователями, и это было очень здорово!»

«В монтажной мы себя чувствовали совершенно расслабленно, – соглашается Джон Харрис. – Джеймс на гора выдавал различные идеи о том, как сделать ту или иную сцену еще более захватывающей и страшной. У нас вообще работа носила поступательно-возвращательный характер. Мы могли что-то склеить в монтажной, он отсматривал материал и если не закончил ту сцену, мог что-то добавить или исправить».

«Мы пытались полностью задействовать периферийное зрение аудитории, – продолжает монтажер. – Я сам в привидения не верю. Но когда ты оказываешься в старом заброшенном доме, невольно периферийным зрением улавливаешь какое-нибудь движение. Мы долго размышляли над тем, как добиться этого эффекта в кино, ведь это не так просто, как кажется. Ты можешь попытаться заставить зрителя посмотреть в какую-то определенную точку, при этом он будет смотреть совсем не туда».

Уоткинс говорит, что работать с Харрисом ему очень нравится. Они уже встречались в монтажной дебютного проекта Уоткинса – фильма РАЙСКОЕ ОЗЕРО, а также на съемках режиссерского дебюта Харриса – фильма (Уоткинс тогда выступал соавтором сценария). «Джон начал «монтировать» еще когда мы работали над раскадровками, – вспоминает режиссер. – Он был режиссером второй съемочной группы и принимал активное участие в шлифовке сценария, над которым мы работали вместе с Джейн».

«Когда мы работаем дуэтом, один без лишних вопросов понимает, что хочет сказать или сделать другой, – добавляет Харрис. – Я работал в монтажной и одним глазом следил за тем, что происходит на съемочной площадке, чтобы убедиться, что все идет, как задумано».

ВНЕШНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ В ЧЕРНОМ

Лиз Уайт считает Женщину в Черном располагающим к себе персонажем. «Когда я читала сценарий, невольно прониклась ее горем от потери сына и душевными страданиями, которые это событие вызвало, – говорит актриса. – Она разуверилась в своей сестре, отце, сводном брате – словом, всех близких людях. Когда же она стала свидетелем того, как сестра оставила ее ребенка на произвол судьбы, это буквально разбило ей сердце».

Уайт говорит, что костюмы и грим помогли ей вжиться в образ. «Все сразу начинают тебя чураться, – вспоминает она. – Ты можешь пытаться заглянуть собеседникам в глаза, но они отворачиваются. Это состояние отчужденности помогало пропитаться эмоциями, которые переполняли мою героиню. Играть такую роль очень сложно, но интересно. Ведь внутренний мир героя формируется только в твоем воображении. Для актера это – развлечение».

Кит Мэдден провел довольно много времени, изучая траурные и погребальные одежды викторианской эпохи, чтобы подобрать соответствующий гардероб для Женщины в Черном. «Нам такие одеяния было бы видеть весьма непривычно, – убежден костюмер. – Однако в викторианскую эпоху женщина, у которой умирал муж или сын, выглядела именно так. Мне хотелось, чтобы при взгляде на нее рождалась одна аналогия – «невеста скорби». Ее лицо скрывает глухая вуаль. В то время для изготовления вуалей использовали креп – ткань довольно грубую и безжизненную. Однако на камере креп получился бы не настолько хорошо, поэтому я решил заменить ткань на более «фотогеничную». Одежда получилась не такой старой и как будто была пропитана скрытой энергией. При этом ткань хорошо держала форму и в должной степени облегала фигуру».

«С самого начала мы договорились о том, что кожа вообще не должна быть видна, – продолжает Мэдден, – ни между перчаткой и рукавом, ни сзади на шее – нигде. Мы хотели, чтобы зрители буквально почувствовали, насколько ей тяжело. И, надеюсь, это произойдет достаточно быстро».

Однако едва ли не главной деталью наряда Женщины в Черном стала все же черная вуаль. Складки как будто повторяли шрамы на скрытом за тканью лице. По словам Мэддена этот эффект получился исключительно благодаря счастливой случайности и страсти к экспериментированию. «На тот момент я еще не знал, насколько режиссер решит открыть лицо героини, и просто играл с тканью, – вспоминает костюмер. – Я попробовал сделать маску с лица, буквально наложив на него ткань. При этом если подвязать вуаль снизу ленточкой, ткань складывается в некое подобие кинжальных лезвий или дорожек слез. В совокупности с гримом Джереми выглядело просто бесподобно».

Джереми Вудхэд, занимавшийся не только гримом, но и прическами, создал очень мрачную и пугающую внешность Женщины в Черном. Хотя сам он говорит, что работать над образом этой героини было очень весело. «Киношный грим кардинально отличается от модного макияжа, – уверен визажист. – В кино ты создаешь образ, который важен сам по себе для демонстрации персонажа. Он играет если не первостепенную, то немаловажную роль».

По словам Вудхэда, в первую очередь он должен был придать лицу главной героини пугающую мертвенную бледность: «Несмотря на то, что Женщина в Черном – призрак, мы хотели избежать клише в отображении бесплотного духа. Ее кожа высушена и изъедена временем. Кроме всего прочего это придает скорби персонажу. Мы не хотели делать ее каким-то монстром – да, она не от мира сего и очень печальна, но когда-то была очень красива».

Процесс трансформации Уайт в Женщину в Черном был долгим и кропотливым. «Я приходила в гримерную примерно за два часа до того, как звучала команда «на грим» для всех других актеров, – вспоминает актриса. – Мой грим состоял из трех различных слоев некой клейкой субстанции, которую лепили мне на лицо и открытые участки тела. Моя героиня по идеи довольно продолжительное время провела в земле – грим должен был подчеркнуть результаты разложения».

В первой половине фильма Женщина предстает перед зрителем в таких ракурсах, которые киношники называют «моргни – и не заметишь», например, в окне или дверном проеме при движущейся камере. Уоткинс снял несколько различных планов, чтобы иметь пространство для творческого поиска в монтажной.

«Мне хотелось снять чувственную историю о призраке, в которой был бы некоторый налет мрачности и страха, нарастающее чувство опасности и тревоги, – объясняет режиссер. – Я старался избежать штампов классических ужастиков. В кадре может проплыть окно, и зритель засомневается: «Там что-то промелькнуло в окне? Или мне показалось?» Вы заметите это «что-то» лишь краем глаза. Для меня такая Женщина в Черном – куда страшнее откровенно отталкивающей физиономии на весь экран».

Смотреть фильм «Женщина в чёрном» на русском бесплатно он-лайн

«Женщина в черном» - российская премьера фильма состоится 15 марта.

Молодой лондонский юрист Артур Киппс по долгу службы очутился в местности, в которой для выживания требуется девять жизней. Странные призраки в густом тумане, зловеще каркающие вороны, призрачные тени и видения, ожившие механические игрушки - таким его встретило опустевшее поместье Ил Марш.

Викторианская Англия конца девятнадцатого века. Сотрудник юридической канторы Артур Киппс отправляется в захолустную деревушку для составления реестра документов опустевшего после смерти его хозяев поместья Ил Марш.

Местные жители встречают приезжего недружелюбно, и на то есть свои причины. «Не возвращайтесь в Ил Марш, этого нельзя делать», - предупреждает его жена трактирщика. Ведь в проклятом поместье живет дух сестры умершей хозяйки дома - женщина в черном. И каждый раз, когда кто-то видит таинственное видение леди в черном, при странных обстоятельствах погибает кто-то из местных детей. Появление в деревне Артура с новой силой возобновило таинственные смерти.

Недавняя гибель жены расположила Артура к вере в потустороннее. Поэтому, вместо того, чтобы броситься бежать с этого заколдованного места на всех парах, он с обреченностью жертвы заклания продолжает бродить по окрестностям и заброшенному дому, таящему смертельную опасность. Тайны, тайны, леденящие кровь тайны требуют разгадки…

«Женщина в черном» - вторая режиссерская работа британца Джеймса Уоткинса, и это такой же мистический фильм ужасов, как его первая работа «Райское озеро». Надо отметить, что наводить страхи - в этом Уоткинс преуспел, вопрос лишь «зачем?». Но с другой стороны - есть спрос, будет и предложение.

Дэниэл Рэдклифф, десять лет воплощавший на экране знаменитого юного волшебника Гарри Поттера, очевидно, решил не спешить с возвращением в реальный мир, выбрав в качестве первой роли после поттериады участие в мистическом триллере «Женщина в черном» Джеймса Уоткинса. Подобная среда ему знакома, и чувствует он себя в ней вполне уверенно.

В роли единственного обитателя деревни, сумевшего сохранить здравое мышление среди всеобщей истерии страха, Сэма Дэйли - симпатичный британский актер Кирен Хайдз (Юлий Цезарь из сериала «Рим»).

Кинолента «Женщина в черном» по стилю напомнила мне некоторые новеллы Эдгара По - та же мрачная безысходность и патологическая тяга заглянуть за таинственную пелену по ту сторону жизни. Персонаж в картине высказывает мысль о том, что соприкосновение с миром духов опасно для человека, а страх так и подавно разрушает психику.

Одно ясно, это мнение лишь персонажа фильма, сам режиссер в подобное не верит. Ведь, если бы верил, то не стал бы играть с тем, что намного опаснее огня…

Женщина в черном 2: Ангел смерти

Она не простила. Она не забыла. Она никогда не уходила.

Действие фильма «Женщина в черном 2: Ангел смерти» происходит 40 лет спустя после событий триллера «Женщина в чёрном» (2012). Напомню, о чём первый фильм. Англия, конец 19 века. Молодой адвокат Артур Киппс приезжает по делам в особняк Ил-Марш (англ. Eel Marsh House) умершей Алисы Дрэблоу, чтобы разобрать её бумаги и найти завещание. Поместье находится в глухой провинции, жители этой деревни по необъяснимой причине воспринимают адвоката в штыки, а в самом поместье так вообще происходят странные и пугающие вещи, одна из которых это мертвенно-бледный лик женщины в окне. Роль адвоката и вдовца исполняет Дэниел Рэдклифф, прославившийся как Гарри Поттер. Фильм 2012 года был не столько пугающим, сколько создающим атмосферу ужаса, который возрастает вместе с желанием адвоката преодолеть пугающую неизвестность и узнать тайну женщины в черном.

Новый фильм-ужасов «Женщина в черном 2: Ангел смерти» повествует о событиях всё в том же особняке Ил-Марш, где когда-то произошла трагедия. Время действия фильма — Вторая мировая война. В пустующее поместье привозят эвакуированных из Лондона детей, за которыми присматривает молодая женщина Ева. Одновременно в особняке пробуждается зло, воплощённое в женщине в черном.

Режиссёр: Том Харпер
В фильме снимались: Хелен МакКрори, Джереми Ирвин, Фиби Фокс, Окли Пендергаст, Нед Деннехи, Лиэнн Бест, Лейла Де Меса, Хейли Джоэнн Бэйкон, Эдриан Роулинз, Амелия Пиджон

Несколько кадров из фильма «Женщина в черном 2: Ангел смерти»




Top