Пониженный гитарный строй. В каком строе играют известные рок-группы

Одной из проблем, с которыми сталкивается каждый гитарист во время обучения, является выбор гитарного строя. Гитарный строй определяется звучанием открытых струн, соответственно, переход в ту или иную тональность осуществляется настройкой струн на соответствующие ноты. Ниже приведен перечень самых широко используемых строев:

. «Испанский», или стандартный. Этот строй считается классикой. Именно с него начинается овладение техникой игры. Многие по завершении обучения продолжают играть в нем, так как данный строй является универсальным. Обозначение - EBGDAE, в соответствии со струнами (от 1й до 6й).

Drop D. Один из популярных строев, часто используемый в рок-музыке, особенно исполнителями хард-рока. Буквально переводится как «пониженный ре». Причина такого названия кроется в том, что в данном строю 6-я струна звучит на тон ниже, нежели в стандартном строю, то есть отвечает ноте ре (D). Подобный строй лучше всего звучит на электрогитаре.

Drop C. Этот гитарный строй, как и предыдущий, базируется на том, что шестая струна звучит на полный тон ниже, чем первая. Однако в случае с Drop C струны с первой по пятую сначала настраиваются ровно на тон ниже от стандартного строя. То есть у нас получается DAFCGC. В таком строе гитара звучит более низко и тяжело. Используется преимущественно в тяжелой музыке.

Open D. Данный строй чаще всего используют при игре на слайд-гитаре.

Повышенные и пониженные строи. Часто музыканты понижают или повышают гитарный строй на полтона, на тон или даже больше. Перестраивать можно все струны одинаково или по-разному. Однако (особенно классические) при игре в повышенном строю подвергаются риску получить повреждения.
. Инструментальный строй. Подразумевает в стандартный для другого инструмента строй. Можно ее настроить наподобие балалайки, чаранго, кифары.

Также хочется упомянуть, что гитара, в отличие от многих музыкальных инструментов, настроена не в квинтовом строе. Почему же, несмотря на то, что квинта дает самое чистое и приятное звучание, гитара настроена столь непонятным, на первый взгляд, способом? Ответ на этот вопрос более чем прост: стандартный гитарный строй обеспечивает наибольшую простоту и удобство игры.

С чего же начинать? Естественно, с овладения техникой игры в классическом (испанском) строе. Только изучив музыкальную грамоту, в особенности аккордов, вы сможете выбрать, в каком строю удобнее играть тот или другой аккорд, ту или иную песню. Стоит отметить, что новичку играть в альтернативном строю будет гораздо сложнее, в особенности если он не владеет техникой баррэ.

Если вы играете или планируете в дальнейшем играть на стоит особое внимание на геометрию грифа, особенно на высоту струн. Возможно, придется по-новому отстроить гитару во избежание провисания струн и дребезжания при игре в новом строю. Электрогитары для начинающих не рассчитаны на игру в альтернативных строях, и их звучание, например, в Drop C, может вас не обрадовать. Немпременно учтите это при покупке!

Неклассические настройки используются для удобства игры в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных произведений .

Классический метод настройки

  1. камертона
  2. По 1-й струне настраивается 2-я струна, которая, будучи прижатой на V ладу, должна звучать одинаково с 1-й открытой (не прижатой) струной.
  3. 3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается по 2-й открытой струне.
  4. 4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 3-й открытой струне.
  5. 5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 4-й открытой струне.
  6. 6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 5-й открытой струне.

Настройка флажолетами с темперацией

Позволяет производить намного более точную настройку, так как точность ладов не всегда достаточна.

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку - звуку камертона - или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. 6-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал в унисон с 1-й струной.
  3. 5-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с 1-й струной, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,372 Гц (одно биение за 2,7 секунды).
  4. 4-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 5-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,497 Гц (одно биение за 2,01 секунды).
  5. 3-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 4-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,664 Гц (одно биение за 1,51 секунды).
  6. 2-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал почти в унисон с флажолетом 1-й струны на VII ладу, но чуть недотягивается, чтобы слышались биения частотой 1,12 Гц (одно биение за 0,9 секунды).

При настройке по камертону A («ля») первой настраивается 5-я струна (флажолет на V ладу в унисон с камертоном), затем 1-я и 6-я, а потом 4-я, 3-я и 2-я.

При хорошем слухе, накопив достаточный опыт, можно обойтись без взятия флажолетов, улавливая биения обертонов в звучании открытых струн.

Поскольку изменение натяжения струны ведёт к деформации корпуса гитары и расстройке остальных струн, рекомендуется настраивать гитару в 2-3 итерации, первую из которых можно делать без темперации (без тщательного подсчёта частоты биений).

Пониженные строи шестиструнной гитары

Пониженные (то есть ниже обычного строя EBGDAE) строи применяются для более удобной игры в определённой тональности, либо для получения более низкого «тяжелого» звука. В частности, многие рок-гитаристы любят т. н. Drop-строи, которые именуются с дописыванием к «Drop» ноты на 6-й струне, которая опускается на 1 тон ниже первой (например: Drop C = DAFCGC). Для перестройки из классического строя в какой-либо пониженный, все струны гитары опускаются на определённый интервал (например чтобы перестроиться в строй D необходимо все струны гитары опустить на тон). Для понижения строя гитары более чем на тон может понадобиться смена струн на более толстые из-за ослабления их натяжения. Также для строя ниже B (си) используются в основном баритон-гитары .

Струна Строй E♭ (ми-бемоль) Строй D (ре) Строй D♭ (ре-бемоль) Строй C (до) Строй B (си)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая e♭¹ (ми-бемоль первой октавы) 311.13 d¹ (ре первой октавы) 293.66 d♭¹ (ре-бемоль первой октавы) 277.18 c¹ (до первой октавы) 261.63 b (си малой октавы) 246.94
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08 a (ля малой октавы) 220.00 a♭ (ля-бемоль малой октавы) 207.00 g (соль малой октавы) 196.00 g♭ (соль-бемоль малой октавы) 185.00
Третья g♭(соль-бемоль малой октавы) 185.00 f (фа малой октавы) 174.62 e (ми малой октавы) 164.81 e♭ (ми-бемоль малой октавы) 155.56 d (ре малой октавы) 147.83
Четвёртая d♭ (ре-бемоль малой октавы) 138.59 c (до малой октавы) 130.82 B (си большой октавы) 123.48 B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54 A (ля большой октавы) 110.00
Пятая A♭ (ля-бемоль большой октавы) 103.80 G (соль большой октавы) 98.00 G♭ (соль бемоль большой октавы) 92.50 F (фа большой октавы) 87.31 E (ми большой октавы) 82.41
Шестая E♭ (ми-бемоль большой октавы) 77.78 D (ре большой октавы) 73.91 D♭ (ре-бемоль большой октавы) 69.30 C (до большой октавы) 65.41 B¹ (си контроктавы) 61.74
Ноты



Open C

Одной из характерных особенностей является легкость извлечения основных мажорных аккордов. Простое барре на 2 м ладу даст «Ре», 4м - «Ми», 5м - «Фа» и так далее. Открытые струны предоставят вам «До».

Дла того чтобы настроить гитару в «Open C», надо (отталкиваясь от «стандартного строя»): 1-я струна (тонкая) Оставить как в «стандартном строе» - «Ми»(«E»)
2-я струна. Поднять на полшага до «До»(«C»)
3-я струна. Оставить как в «стандартном строе» - «Соль»(«G»)
4-я струна. Опустить на шаг до «До»(«C»)
5-я струна. Опустить на шаг до «Соль»(«G»)
6-я струна (толстая). Опустить на два шага c «Ми» до «До»(«C»)

Повышенные строи шестиструнной гитары

Повышение строя гитары, особенно классической , может привести к повреждению инструмента , а также к травмам из-за внезапного обрыва перетянутой струны.

Для повышения строя можно использовать каподастр . Если перестройка гитары все же необходима, рекомендуется использовать более тонкий набор струн.

Струна Строй F (фа) Строй F# (фа-диез) Строй G (соль) Строй G# (соль-диез) Строй A (ля)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая f¹ (фа первой октавы) 349.23 f¹# (фа-диез первой октавы) 369.99 g¹ (соль первой октавы) 392.00 g¹# (соль-диез первой октавы) 415.30 a¹ (ля первой октавы) 440.00
Вторая с¹ (до первой октавы) 261.63 с¹# (до-диез первой октавы) 277.18 d¹ (ре первой октавы) 293.66 D¹# (ре-диез первой октавы) 311.13 e¹ (ми первой октавы) 311.13
Третья g# (соль-диез малой октавы) 207.00 a (ля малой октавы) 220.00 a# (ля-диез малой октавы) 233.08 b (си малой октавы) 246.94 c¹ (до первой октавы) 261.63
Четвёртая d# (ре-диез малой октавы) 155.56 e (ми малой октавы) 164.81 f (фа малой октавы) 174.62 f# (фа-диез малой октавы) 185.00 g (соль малой октавы) 196.00
Пятая A# (ля-диез большой октавы) 116.54 B (си большой октавы) 123.48 c (до малой октавы) 130.82 c# (до-диез малой октавы) 138.59 d (ре малой октавы) 147.83
Шестая F (фа большой октавы) 87.31 F# (фа-диез большой октавы) 92.50 G (соль большой октавы) 98.00 G# (соль-диез большой октавы) 103.80 A (ля большой октавы) 110.00
Ноты




Строй «Drop D»

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре , так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord ), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Строй «Drop C»

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна - на два тона .
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Строй «Double Drop-D»

Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон .
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом . Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом .

Строй «DADGAD»

Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке . Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки .
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны.

Строй «DADDAD»

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую , вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой .

Строй «Open D»

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах .
Для перестройки в этот строй из классического первая , вторая и шестая струны опускаются на тон , третья опускается на полутон .

Строй «Open G»

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая , пятая и шестая струны опускаются на тон .

«Новый стандартный строй»

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового » строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам , причем первая , вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке . Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних - на тонкие.

«Альтернативный строй Cross A»

E-A-E-A-E-A ."Sitar A" - альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Семиструнные строи

Стандартный

Строй струн семиструнной гитары смешанный - терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).

В данной статье сайта сайт речь пойдет об альтернативных гитарных строях.

Необычная настройка гитары – это такой вид строя, который отличается от классического и общепринятого строя по квартам.

Важно понимать, что речь здесь именно об открытых струнах, то есть ноты будут извлекаться из открытых струн без прижатия.

Классическая настройка шестиструнной гитары в нотах выглядит так (от первой струны – к шестой): E (ми), H (си), G (соль), D (ре), A (ля), E (ми).

Этот строй используется гитаристами в 95% случаев и считается стандартным по умолчанию.

Например, если вы видите сетку аккорда с указанным расположением пальцев, значит – подразумевается вот эта классическая настройка, и использовать нужно только ее.

С другой стороны, есть масса музыкальных групп, которые пользуются своей индивидуальной настройкой инструментов. Зачастую такой альтернативный строй мало отличается от общепринятого, и изменения затрагивают только отдельные струны.

Например, шестая басовая струна в тяжелых музыкальных стилях нередко опускается на тон ниже – из МИ – в РЕ, добавляется дополнительная седьмая струна СИ (самая толстая).

Аналогичные приемы альтернативного строя используются и на бас-гитаре, в особенности, пятиструнном, где в басах вместо классической МИ лежит СИ или даже СИ-бемоль.

Если вы просмотрите табы тех же Korn, Sepultura или Cannibal Corpse, то обязательно заметите использование альтернативного гитарного строя.

Однако нестандартная настройка гитары не ограничивается только одной струной. Те же металлические команды, чтобы придать музыке больше тяжести и мрака, перестраивают всю гитару.

Например, классический гитарный строй часто весь смещается на полтона-тон вниз, переходит из общего строя квартами МИ – в общую настройку РЕ.

Реализуется все это просто: все струны гитары опускаются на одинаковый интервал ниже, чем добивается особый пониженный звук.

С другой стороны, альтернативный строй гитары часто используется и в других стилях.

В дажзе, в блюзе, в гранже и даже в роке.

Например, при игре слайдером (особый наконечник, одеваемый на палец гитариста) очень удобно выстроить гитару квинтами, чтобы при пережимании лада звучал целый аккорд без диссонирующих нот. Аналогичная практика встречается и в других стилях музыки.

Необычный строй гитары, альтернативная настройка

Чтобы не томить читателя долгими рассказами, приведем несколько вариантов альтернативного строя для шестиструнной гитары. Использовать эти вариации настройки вы можете по собственному усмотрению.

Например, чтобы разнообразить свою игру, чтобы найти новые музыкальные идеи, чтобы сменить однообразное классическое звучание инструмента…

Альтернативная настройка гитары обычно реализуется так, чтобы все открытые струны инструмента создавали конкретный минорный или мажорный аккорд.

При игре в таком строе вы можете просто зажимать целые лады гитары и получать новые аккорды.

Например, настроив гитару в РЕ-мажор и пережав все струны на пятом ладу, вы получите чистый СОЛЬ-мажор, а на седьмом ладу – ЛЯ-мажор.

Примечание: в примерах ниже указывается альтернативный порядок нот от ШЕСТОЙ струны – к ПЕРВОЙ (шестая – крайняя слева, а первая – крайняя справа).

Чтобы выполнить правильную настройку вам придется или подтянуть или попустить отдельные струны, выйти за пределы общепринятой настройки.

1. Альтернативная настройка гитары в РЕ-мажор (D):

2. Необычная настройка гитары в СОЛЬ-мажор (G):

3. Настройка шестиструнной гитары в тональность ДО-мажор (C):

4. Альтернативный строй МИ-мажор (E):

5. Нестандартный строй СОЛЬ-минор (Gm):

6. Альтернативная настройка гитары в РЕ-минор (Dm):

7. Необычный строй шестиструнной гитары в тональности ЛЯ-минор (Am):

И еще несколько совершенно необычных вариантов настройки:

8. Строй СОЛЬ-ладовый (G):

9. Альтернативная настройка в РЕ-ладовый (D):

10. Стой гитары ЛЯ-мажор (A dur):

11. Настройка гитары с басами СОЛЬ:

12. Необычный строй инструмента с басами ДО:

13. Басы перестроены в РЕ (D):

14. Строй гитары с пониженной первой струной:

Примечание: «B» – это обозначение СИ-бемоля, а просто СИ записывается как «H». При этом на картинках к этой статье «B» обозначает ноту СИ.

Такая путаница связана с обозначением ноты СИ в различных вариантах нотной записи, но пускай это вас не пугает. В статье чистая нота СИ обозначается исключительно как «Н».

Как можно заметить, существуют разные подходы к перестройке шестиструнного инструмента. В некоторых случаях изменяются все ноты, а в отдельных ситуациях – подкручиваются только некоторые струны (не все).

Например, изменения нередко вносятся в басовые струны, и этот вариант вы можете встретить особенно часто. Наиболее проблематичным видом настройки гитары является добавление струн.

Чтобы реализовать такой строй потребуется или использовать семиструнный инструмент, или сместить все струны, добавив в басах толстую струну СИ.

В общем, такие альтернативные настройки вы могли бы придумать и самостоятельно, экспериментируя с различными гитарными строями.

Не стоит думать, что все возможные варианты ограничиваются только 14-ю вышеописанными примерами. На самом деле альтернативных способов настройки намного, намного больше!

Настройка гитары


Если Вы в первый раз взяли гитару в руки, то сразу без помощи кого-либо, даже зная правила, настроить гитару, скорей всего, у Вас не получится. Все это придет со временем.
О способах настройки речь пойдет ниже, а сначала стоит ознакомиться о различных строях гитары.

Классический строй.

Также известен как «испанский» строй или строй E (ми). Наиболее популярный строй, большинство табулатур и аппликатур даны именно для этого строя.

Струна

Нота

Частота

Первая

e¹ (ми первой октавы)

329,63

Вторая

b (си малой октавы)

246.94

Третья

g (соль малой октавы)

196.00

Четвёртая

d (ре малой октавы)

146.83

Пятая

A (ля большой октавы)

110.00

Шестая

E (ми большой октавы)

82.41


Строй «Drop D».

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре, так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Струна

Нота

Частота

Первая

e¹ (ми первой октавы)

329,63

Вторая

b (си малой октавы)

246.94

Третья

g (соль малой октавы)

196.00

Четвёртая

d (ре малой октавы)

146.83

Пятая

A (ля большой октавы)

110.00

Шестая

D (ре большой октавы)

73.91

Строй «Drop C».

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна - на два тона.
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Струна

Нота

Частота

Первая

D4 (ре первой октавы)

293.7

Вторая

A3 (ля малой октавы) 220.00

Третья

F3 (фа малой октавы) 174.61

Четвёртая

C3 (до малой октавы) 130.81

Пятая

G2 (соль большой октавы 98.00

Шестая

C2 (до большой октавы) 65.41

Строй «Double Drop-D».

Строй, похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон.
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом. Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом.

Струна

Нота

Частота

Первая

D¹ (ре первой октавы) 293.65

Вторая

B (си малой октавы) 246.94

Третья

G (соль малой октавы) 196.00

Четвёртая

D (ре малой октавы) 147.83

Пятая

A (ля большой октавы) 110.00

Шестая

D (ре большой октавы) 73.91

Строй «DADGAD».

Строй, наиболее часто используемый в фолк-музыке. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки.
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны.

Струна

Нота

Частота

Первая

d¹ (ре первой октавы) 293.66

Вторая

a (ля малой октавы) 220.00

Третья

g (соль малой октавы) 196.00

Четвёртая

d (ре малой октавы) 147.83

Пятая

A (ля большой октавы) 110.00

Шестая

D (ре большой октавы) 73.91

Строй «DADDAD».

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой.

Строй «Open D».

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах.
Для перестройки в этот строй из классического первая, вторая и шестая струны опускаются на тон, третья опускается на полутон.

Струна

Нота

Частота

Первая

d¹ (ре первой октавы) 293.66

Вторая

a (ля малой октавы) 220.00

Третья

f# (фа-диез малой октавы) 185.00

Четвёртая

d (ре малой октавы) 147.83

Пятая

A (ля большой октавы) 110.00

Шестая

D (ре большой октавы) 73.91

Также сушествует вариант строя Open D-minor, где третья струна настраивается на ноту фа малой октавы.

Строй «Open G».

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая, пятая и шестая струны опускаются на тон.

Струна

Нота

Частота

Первая

d¹ (ре первой октавы) 293.66

Вторая

b (си малой октавы) 246.94

Третья

g (соль малой октавы) 196.00

Четвёртая

d (ре малой октавы) 147.83

Пятая

G (соль большой октавы) 98.00

Шестая

D (ре большой октавы) 73.91

«Новый стандартный строй».

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового» строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам, причем первая, вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке. Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних - на тонкие.

Струна

Нота

Частота

Первая

g¹ (соль первой октавы) 392.00

Вторая

e¹ (ми первой октавы) 329.63

Третья

a (ля малой октавы) 220.00

Четвёртая

d (ре малой октавы) 147.83

Пятая

G (соль большой октавы) 98.00

Шестая

C (до большой октавы) 65.41

«Альтернативный строй Cross A».

E-A-E-A-E-A."Sitar A" - альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Струна

Нота

Частота

Первая

a¹ (ля первой октавы) 440.00

Вторая

e¹ (ми первой октавы) 329.63

Третья

a (ля малой октавы) 220.00

Четвёртая

e (ми малой октавы) 164.81

Пятая

A (ля большой октавы) 110.00

Шестая

E (ми большой октавы) 82.407


Семиструнный (русский).

Строй струн семиструнной гитары смешанный - терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).

Струна

Нота

Частота

Первая

d¹ (ре первой октавы) 293.66

Вторая

b (си малой октавы) 246.94

Третья

g (соль малой октавы) 196.00

Четвёртая

d (ре малой октавы) 147.83

Пятая

B (си большой октавы) 123.48

Шестая

G (соль большой октавы) 98.00
Седьмая D (ре большой октавы) 73.91


Способы настройки гитары (классический строй)


1. Самый распространенный способ.


Для настройки традиционным способом желательно найти аналог звучания первой струны, например, камертон ноты ми или же камертон ноты ля (но тогда 1 струну необходимо зажать на пятом ладу). Также подойдет любой темперированный (т.е. уже настроенный) музыкальный инструмент, способный извлечь точную ноту ми. Это может быть пианино, синтезатор, баян. Типа другая гитара, скрипка и подобное не подойдет, т. к. само может быть растроено.
Если Вы находитесь в "пожарных условиях" и ничего подобного под рукой нет, то настраиваем 1 струну приблизительно, так, чтобы она не очень провисала и не была слишком перетянута. Конечно, это далеко не лучший способ, но, что поделаешь.
Далее следуем правилам:
- 2 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон (одинаково) с 1 открытой струной;
- 3 струна, прижатая на 4 ладу должна звучать в унисон со 2 открытой струной;
- 4 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон с 3 открытой струной;
- 5 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон с 4 открытой струной;
- 6 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон с 5 открытой струной.

2. Настройка гитары с помощью тюнера.

Самый простой способ настройки гитары. Вам не нужно иметь никаких слуховых навыков, достаточно иметь под рукой тюнер – устройство для настройки гитары. На рынке подобных устройств множество. Например, такое:

Гитарный тюнер YAMAHA YT-150

С помощью данного тюнера вы можете настраивать как акустическую, так и электрогитару. Для настройки акустической гитары есть встроенный микрофон, для электрогитары можно воспользоваться линейным входом для инструментального кабеля.
Суть в том, что когда вы извлекаете звук струны тюнер показывает ноту которая соответствует частоте колебания струны (такие частоты указаны в настроечных таблицах выше. Поэтому такие приборы можно использовть для настройки гитар с альтернативным строем). Таким образом, вы можете без труда настроить все шесть струн. Тюнер показывает вам ноту, а также что нужно делать со струной, понижать или повышать. Крутите колки до тех пор, пока индикатор не встанет точно по центру нужной вам ноты и загорится устойчиво зеленый светодиод. Подробные инструкции обычно прилагаются к подобным устройствам.

3. Настройка флажолетом.


Флажолет - это звук-обертон, производимый на струнных, смычковых и щипковых инструментах и напоминающий тембр флейты (отсюда название). Различные приемы исполнения флажолета основаны на легком касании струны в точке деления ее длины пополам (на ладах).

- 2 струна на 5 ладу должна звучать в унисон (одинаково) 1 струне на 7 ладу;
- 3 струна на 4 ладу должна звучать в унисон 2 струне на 5 ладу;
- 4 струна на 5 ладу должна звучать в унисон 3 струне на 7 ладу;
- 5 струна на 5 ладу должна звучать в унисон 4 струне на 7 ладу;
- 6 струна на 5 ладу должна звучать в унисон 5 струне на 7 ладу.

4. Так настраивают профессионалы.

При таком способе настраиваются между собой все открытые струны. Этот способ наиболее быстрый и точный (конечно, если гитара элементарно строит по ладам). Этот способ основан на соотношении чистых интервалов между струнами. Если новые струны не получается сразу настроить таким способом, то целесообразно сначала настроить гитару более простым, любым из вышеизложенных способов (кроме настройки по тюнеру), а затем достроить более тонко этим.
Настраиваем первую струну, как в способе 1 и далее следуем в таком порядке:
- 6 открытая струна должна звучать в две октавы к 1 открытой струне;
- 5 открытая струна должна звучать в квинту через октаву к 1 открытой струне;
- 4 открытая струна должна звучать в кварту вниз к 5 открытой струне;
- 3 открытая струна должна звучать в кварту вниз к 4 открытой струне;
- 2 открытая струна должна звучать в кварту к 1 открытой струне.

5. Настройка гитары по темперированным интервалам.

Настраиваем первую струну, как в способе 1 и далее следуем в таком порядке:
- 6 открытая струна, взятая флажолетом на 12 ладу должна звучать в унисон к 1 открытой струне;
- 4 струна на 2 ладу должна звучать в унисон к 6 струне взятой флажолетом на 12 ладу;
- 2 струна на 3 ладу должна звучать в унисон к 4 струне взятой флажолетом на 12 лад;
- 3 струна на 7 ладу должна звучать в унисон к 4 струне взятой флажолетом на 12 лад;
- 5 струна взятая флажолетом должна звучать в унисон к 3 струне на 2 ладу;

Если гитара не настраивается?

Иногда бывает, что, несмотря на все опробованные способы настройки гитары, она все равно "не строит". Причин может быть множество. Самой безболезненной из них является старение струн. Изношенные струны подвержены микродеформациям при их соприкосновении с ладами, и из-за этого меняется частота звучания. Замена струн решает проблему.
Если замена струн не решила проблему, то инструмент необходимо показать гитарному мастеру. Скорее всего гитара не строит "по ладам" т.е. неправильная установка ладов (металлических порожков), грифа, подставки и др. В большинстве случаев это заводской брак. Так что если Вы только что купили такую гитару, лучший выход из положения ее заменить на другую модель.

Перестройка акустической гитары в альтернативный строй способна вдохновлять, ведь благодаря небольшим манипуляциям, вам становятся доступны нестандартные открытые струны, а вместе с тем и переходы между аккордовыми формами, которые обычно были бы невозможны. Сегодня мы познакомимся с некоторыми альтернативными строями для акустической гитары , а так же наглядно определим как изменяется постановка аккордов после перестройки.

Drop D (DADGBE)

Open D (DADF#AD)

Open D широко используется в фолке и блюзе и отлично подходит для игры слайдом. Строй приближает гитарный диапазон к фортепиано, что придает экспрессии и выразительности. Поэкспериментируйте с гармонией в этом строе, ведь для того, что бы поставить аккорд на 5, 7 и 12 ладу вам понадобится всего один палец.

Open D minor (DADFAD)

Про Open D minor на акустической гитаре мы писали в отдельной статье, по этому советуем вам познакомиться с ней. Данный строй отлично подходит для фолка, блюза и даже метала.

Open E (EBEG#BE)

Open E схож с Open D, но данный строй не остался без внимания слайд гитаристов, таких как Элмора Джеймса, Джа Уолша и Дерека Тракса. Перестройка инструмента в этот строй станет для многих гитаристов по истине чем-то новым и необычным, ведь вместо того, что бы ослаблять струны, мы наоборот подтягиваем их.

Open G (DGDGBD)




Top