Понятие культуры обществознание егэ. Массовая культура

Решая задачи по теории вероятностей, мы постоянно используем одну и ту же формулу, которая одновременно является классическим определением вероятности:

где k - число благоприятных исходов, n - общее число исходов (см. «Тест по теории вероятностей »).

И эта формула прекрасно работает до тех пор, пока задачи были легкими, а числа, стоящие в числителе и знаменателе - очевидными.

Однако последние пробные экзамены показали, что в настоящем ЕГЭ по математике могут встречаться значительно более сложные конструкции. Отыскание значений n и k становится проблематичным. В таком случае на помощь приходит комбинаторика. Ее законы работают там, где искомые значения не выводятся непосредственно из текста задачи.

В сегодняшнем уроке не будет строгих формулировок и длинных теорем - они слишком сложны и, к тому же, совершенно бесполезны для решения настоящих задач B6. Вместо этого мы рассмотрим простые правила и разберем конкретные задачи, которые действительно встречаются на ЕГЭ. Итак, поехали!

Число сочетаний и факториалы

Пусть имеется n объектов (карандашей, конфет, бутылок водки - чего угодно), из которых требуется выбрать ровно k различных объектов. Тогда количество вариантов такого выбора называется числом сочетаний из n элементов по k . Это число обозначается C n k и считается по специальной формуле.

Обозначение:

Выражение n ! читается как «эн-факториал» и обозначает произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно: n ! = 1 · 2 · 3 · ... · n .

Кроме того, в математике по определению считают, что 0! = 1 - подобный бред редко, но все же встречается в задачах по теории вероятностей.

Что дает нам эта формула? На самом деле, без нее не решается практически ни одна серьезная задача.

К сожалению, в школе совершенно не умеют работать с факториалами. Кроме того, в формуле числа сочетаний очень легко запутаться: где стоит и что обозначает число n , а где - k . Поэтому для начала просто запомните: меньшее число всегда стоит сверху - точно так же, как и в формуле определения вероятности (вероятность никогда не бывает больше единицы).

Для лучшего понимания разберем несколько простейших комбинаторных задач:

Задача. У бармена есть 6 сортов зеленого чая. Для проведения чайной церемонии требуется подать зеленый чай ровно 3 различных сортов. Сколькими способами бармен может выполнить заказ?

Тут все просто: есть n = 6 сортов, из которых надо выбрать k = 3 сорта. Число сочетаний можно найти по формуле:

Задача. В группе из 20 студентов надо выбрать 2 представителей для выступления на конференции. Сколькими способами можно это сделать?

Опять же, всего у нас есть n = 20 студентов, а выбрать надо k = 2 студента. Находим число сочетаний:

Обратите внимание: красным цветом отмечены множители, входящие в разные факториалы. Эти множители можно безболезненно сократить и тем самым значительно уменьшить общий объем вычислений.

Задача. На склад завезли 17 серверов с различными дефектами, которые стоят в 2 раза дешевле нормальных серверов. Директор купил в школу 14 таких серверов, а сэкономленные деньги своровал и купил дочке шубу из меха соболя за 200 000 рублей. Сколькими способами директор может выбрать бракованные серверы?

В задаче довольно много лишних данных, которые могут сбить с толку. Наиболее важные факты: всего есть n = 17 серверов, а директору надо k = 14 серверов. Считаем число сочетаний:

Красным цветом снова обозначены множители, которые сокращаются. Итого, получилось 680 комбинаций. В общем, директору есть из чего выбрать.

Как видите, число сочетаний из n по k считается достаточно просто. Проблема в том, что многие школьники никогда не работали с факториалами. Для них это новый и незнакомый математический объект, и для его освоения требуется некоторая тренировка.

Хорошая новость состоит в том, что во многих задачах формулы C n k оказывается вполне достаточно для нахождения ответа. Но есть и плохая новость: в тех редких случаях, когда нужны дополнительные правила, решение задачи резко усложняется. Эти правила мы сейчас и рассмотрим.

Закон умножения

Закон умножения в комбинаторике: число сочетаний (способов, комбинаций) в независимых наборах умножается.

Другими словами, пусть имеется A способов выполнить одно действие и B способов выполнить другое действие. Путь также эти действия независимы, т.е. никак не связаны между собой. Тогда можно найти число способов выполнить первое и второе действие по формуле: C = A · B .

Задача. У Пети есть 4 монеты по 1 рублю и 2 монеты по 10 рублей. Петя, не глядя, достал из кармана 1 монету номиналом 1 рубль и еще 1 монету номиналом 10 рублей, чтобы купить сигарету за 11 рублей у бабули в подземном переходе. Сколькими способами он может выбрать эти монеты?

Итак, сначала Петя достает k = 1 монету из n = 4 имеющихся монет номиналом 1 рубль. Число способов сделать это равно C 4 1 = ... = 4.

Затем Петя снова лезет в карман и достает k = 1 монету из n = 2 имеющихся монет номиналом 10 рублей. Здесь число сочетаний равно C 2 1 = ... = 2.

Поскольку эти действия независимы, общее число вариантов равно C = 4 · 2 = 8.

Задача. В корзине лежат 8 белых шаров и 12 черных. Сколькими способами можно достать из этой корзины 2 белых шара и 2 черных?

Всего в корзине n = 8 белых шаров, из которых надо выбрать k = 2 шара. Это можно сделать C 8 2 = ... = 28 различными способами.

Кроме того, в корзине имеется n = 12 черных шаров, из которых надо выбрать опять же k = 2 шара. Число способов сделать это равно C 12 2 = ... = 66.

Поскольку выбор белого шара и выбор черного - события независимые, общее число комбинаций считается по закону умножения: C = 28 · 66 = 1848. Как видим, вариантов может быть довольно много.

Закон умножения показывает, сколькими способами можно выполнить сложное действие, которое состоит из двух и более простых - при условии, что все они независимы.

Именно этой формулы многим не хватило для решения задачи B6 на пробном ЕГЭ по математике. Разумеется, существуют и другие методы решения, в которых комбинаторика не используется - и мы обязательно рассмотрим их ближе к настоящему экзамену. Однако ни один из них не сравнится по надежности и лаконичности с теми приемами, которые мы сейчас изучаем.

Закон сложения

Если закон умножения оперирует «изолированными» событиями, которые не зависят друг от друга, то в законе сложения все наоборот. Здесь рассматриваются взаимоисключающие события, которые никогда не случаются одновременно.

Например, «Петя вынул из кармана 1 монету» и «Петя не вынул из кармана ни одной монеты» - это взаимоисключающие события, поскольку вынуть одну монету и при этом не вынуть ни одной невозможно.

Аналогично, события «Выбранный наугад шар - белый» и «Выбранный наугад шар - черный» также являются взаимоисключающими.

Закон сложения в комбинаторике: если два взаимоисключающих действия можно выполнить A и B способами соответственно, то эти события можно объединить. При этом возникнет новое событие, которое можно выполнить X = A + B способами.

Другими словами, при объединении взаимоисключающих действий (событий, вариантов) число их комбинаций складывается.

Можно сказать, что закон сложения - это логическое «ИЛИ» в комбинаторике, когда нас устраивает любой из взаимоисключающих вариантов. И наоборот, закон умножения - это логическое «И», при котором нас интересует одновременное выполнение и первого, и второго действия.

Задача. В корзине лежат 9 черных шаров и 7 красных. Мальчик достает 2 шара одинакового цвета. Сколькими способами он может это сделать?

Если шары одинакового цвета, то вариантов немного: оба они либо черные, либо красные. Очевидно, что эти варианты - взаимоисключающие.

В первом случае мальчику предстоит выбирать k = 2 черных шара из n = 9 имеющихся. Число способов сделать это равно C 9 2 = ... = 36.

Аналогично, во втором случае выбираем k = 2 красных шара из n = 7 возможных. Число способов равно C 7 2 = ... = 21.

Осталось найти общее количество способов. Поскольку варианты с черными и красными шарами - взаимоисключающие, по закону сложения имеем: X = 36 + 21 = 57.

Задача. В ларьке продаются 15 роз и 18 тюльпанов. Ученик 9-го класса хочет купить 3 цветка для своей одноклассницы, причем все цветы должны быть одинаковыми. Сколькими способами он может составить такой букет?

По условию, все цветы должны быть одинаковыми. Значит, будем покупать либо 3 розы, либо 3 тюльпана. В любом случае, k = 3.

В случае с розами придется выбирать из n = 15 вариантов, поэтому число сочетаний равно C 15 3 = ... = 455. Для тюльпанов же n = 18, а число сочетаний - C 18 3 = ... = 816.

Поскольку розы и тюльпаны - это взаимоисключающие варианты, работаем по закону сложения. Получаем общее число вариантов X = 455 + 816 = 1271. Это и есть ответ.

Дополнительные условия и ограничения

Очень часто в тексте задачи присутствуют дополнительные условия, накладывающие существенные ограничения на интересующие нас сочетания. Сравните два предложения:

  1. Имеется набор из 5 ручек разных цветов. Сколькими способами можно выбрать 3 ручки для обводки чертежа?
  2. Имеется набор из 5 ручек разных цветов. Сколькими способами можно выбрать 3 ручки для обводки чертежа, если среди них обязательно должен быть красный цвет?

Чувствуете разницу? В первом случае мы вправе брать любые цвета, какие нам нравятся - дополнительных ограничений нет. Во втором случае все сложнее, поскольку мы обязаны выбрать ручку красного цвета (предполагается, что она есть в исходном наборе).

Очевидно, что любые ограничения резко сокращают итоговое количество вариантов. Ну и как в этом случае найти число сочетаний? Просто запомните следующее правило:

Пусть имеется набор из n элементов, среди которых надо выбрать k элементов. При введении дополнительных ограничений числа n и k уменьшаются на одинаковую величину.

Другими словами, если из 5 ручек надо выбрать 3, при этом одна из них должна быть красной, то выбирать придется из n = 5 − 1 = 4 элементов по k = 3 − 1 = 2 элемента. Таким образом, вместо C 5 3 надо считать C 4 2 .

Теперь посмотрим, как это правило работает на конкретных примерах:

Задача. В группе из 20 студентов, среди которых 2 отличника, надо выбрать 4 человека для участия в конференции. Сколькими способами можно выбрать этих четверых, если отличники обязательно должны попасть на конференцию?

Итак, есть группа из n = 20 студентов. Но выбрать надо лишь k = 4 из них. Если бы не было дополнительных ограничений, то количество вариантов равнялось числу сочетаний C 20 4 .

Однако нам поставили дополнительное условие: 2 отличника должны быть среди этих четырех. Таким образом, согласно приведенному выше правилу, мы уменьшаем числа n и k на 2. Имеем:

Задача. У Пети в кармане есть 8 монет, из которых 6 монет по рублю и 2 монеты по 10 рублей. Петя перекладывает какие-то три монеты в другой карман. Сколькими способами Петя может это сделать, если известно, что обе монеты по 10 рублей оказались в другом кармане?

Итак, есть n = 8 монет. Петя перекладывает k = 3 монеты, из которых 2 - десятирублевые. Получается, что из 3 монет, которые будут переложены, 2 уже зафиксированы, поэтому числа n и k надо уменьшить на 2. Имеем:

В обоих примерах я намеренно пропустил детали работы с факториалами - попробуйте выполнить все расчеты самостоятельно. Разумеется, для этих задач существуют и другие способы решения. Например, с помощью закона умножения. В любом случае, ответ будет один и тот же.

В заключение отмечу, что в первой задаче мы получили 153 варианта - это намного меньше, чем исходные C 20 4 = ... = 4845 вариантов. Аналогично, 3 монеты из 8 можно переложить C 8 3 = ... = 56 способами, что значительно больше 6 способов, которые мы получили в последней задаче.

Эти примеры наглядно демонстрируют, что введение любых ограничений значительно сокращает нашу «свободу выбора».

Лекция:

Понятие культуры

Вам известно, что человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений. Остановимся на этом:

Культура - результаты созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология.

Культура делится на две части:

  • Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека.
  • Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.

Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге).


Формы культуры: массовая, элитарная, народная

Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовую, элитарную, народную.

Признаки массовой культуры:

1. Приобретает всё большую популярность в условиях глобализации.

2. Продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется с помощью современных коммуникативных технологий.

3. У неё много потребителей, потому что она отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для людей, не имеющих образования и специальной подготовки.

4. Носит развлекательный характер и не способствует духовному росту.

5. Носит коммерческий характер.

Примерами массовой культуры являются кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.

В современном мире учёные выделяют такую разновидность массовой культуры, как экранная культура. Это культура, создаваемая и передаваемая с помощью компьютера. Её примерами являются компьютерные игры, социальные сети.

Признаки элитарной культуры:


1. Узкий круг ценителей и потребителей. Доступна, как правило, интеллигенции – людям интеллектуального труда: учёным, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т. д.

2. Продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

3. Это высокая культура, которая трудна для восприятия неподготовленным человеком, например, живопись Пикассо не всем понятна.

4. Носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.

Примерами элитарной культуры являются классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского, классическая литература Достоевского, Шекспира, изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т. д.

Признаки народной культуры:


1.
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

2. Носит локальный характер, потому что каждый народ имеет свою особенную народную культуру (фольклор), связанную с традициями данной местности.

3. Передаётся из поколения в поколение.

4. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (рассказ, легенда), групповым (исполнение танца или песни), массовым (карнавал, масленица).

Примерами народной культуры являются сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.

Общая культура населения делится на части – субкультуры, присущие определённым социальным группам (молодёжи, пожилым, профессиям). У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
Также культура делится на национальную и мировую. Национальная включает ценности, нормы и образцы, характерные для какой-либо одной нации, одной страны. Мировая же объединяет в себе лучшие достижения национальных культур различных народов планеты.

Функции культуры

Как было сказано на предыдущем уроке каждый социальный институт выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей людей. Какие же функции выполняет культура? Познакомимся с ними:

    Познавательная функция позволяет человеку приобрести богатые знания и опыт, накопленный множеством поколений людей с помощью научных и художественных книг, музыкальных композиций, картин, скульптур и т. д.

    Информационная функция (функция преемственности) заключается в том, что культура включает в себя мир артефактов (созданных людьми предметов и явлений), а также мир языка (смыслов и знаков, образующих тексты), которые содержат в себе информацию, передающуюся из поколения в поколение с помощью традиций. К примеру, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.

    Коммуникативная функция способствует общению людей, с помощью которого человек усваивает культурные нормы и ценности. Общение необходимо и для создания, сохранения, развития культуры. В результате общения происходит обмен идеями и духовное обогащение. Как говорил Бернард Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остаётся лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».

    Регулятивная или нормативная функция обеспечивает порядок в обществе с помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т. д., которые дают человеку ориентиры в поведении и регулируют его действия.

    Функция социализации – в результате усвоения культурных норм и овладения образцами поведения человек включается в определённый культурный контекст общества, в котором живёт. Культура также регламентирует и гендерные роли мужчины и женщины.

    Компенсаторная функция позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (например, чтения книг, посещения театра, слушания музыки), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.

Задание: Приведите свои примеры массовой, элитарной и народной культур. Напишите их в комментариях 📝

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию, мини-эссе на тему: «Массовая культура: симптом вырождения общества или условие его здоровья?»

Симптом вырождения общества или условие его здоровья – две крайние точки в оценке массовой культуры.

С одной стороны, массовая культура – это различные культурные продукты, а также система их распространения и создания. В ней, наряду с низкопробными продуктами есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким этическим и эстетическим критериям. Массы сами могут оценивать произведения искусства и исполнять коллективное наслаждение. В доступности этой культуры можно увидеть проявление демократизма, то есть обращение ко всем слоям общества. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу, оказывает большое своеобразное влияние на человека, в том числе психологически. Через масс-медиа навязывает своих кумиров, образ мыслей и образ жизни.

С другой стороны, массовая культура агрессивно проникает в слои общества и сужает аудиторию «качественных» культур и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. Насаждение ложных жизненных ценностей, оценка человека по уровню богатства и другое: ведет к вырождению общества – т.е. к упрощению его системы. Иногда к непоправимым последствиям: отклонению от нормальной деятельности в виде недоразвитых или извращенных умственных, волевых процессов либо к их дисгармоничному сочетанию.

Являясь постоянным компонентом психического склада личности на протяжении жизни, массовая культура – неотъемлемый элемент жизни, имеющий свои плюсы и минусы.

Парыгина Наталья, учащаяся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5

Массовая культура – симптом вырождения общества или
условие его здоровья?

Существует две точки зрения на счет массовой культуры. По мнению критиков, массовая культура снижает культурный уровень развития общества. А по мнению сторонников, такая культура доступна для всех людей и в этой доступности можно увидеть проявления подлинного демократизма.

Я придерживаюсь второй точки зрения. По моему мнению, массовая культура имеет множество преимуществ. Во-первых, она позволяет тесно взаимодействовать большой группе общества, что повышает качество их коммуникации. Во-вторых, массовая культура помогает человеку воспринять большой поток информации. В-третьих, благодаря современным техническим устройствам, множество людей получают доступ к любой сфере культуры, в том числе и высокопрофессиональной.

Таким образом, я считаю, что массовая культура — это условие здоровья, а не вырождение общества. «Массовая культура — это феномен современности, выполняющий ряд важных функций. Несмотря на невысокий уровень ее продукции и оценки качества произведений, массовая культура предоставляет человеку изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора.»

Волков Роман, учащийся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5

Массовая культура — это комплекс духовных ценностей, соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым.
С одной стороны, массовая культура- это явление положительное, так как для ее произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные образы героев. Потребители массовой культуры- это люди низкого и среднего достатка, у которых, возможно, присутствуют проблемы морального или материального плана.
Но с другой стороны, массовая культура имеет массу недостатков, множество отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Многие вредные привычки распространились посредством массовой культуры. Кроме того, массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное видение мира.
Массовая культура- это не что-то абстрактное, далекое от нас, она перед нами каждый день, каждую минуту. Мы не только объекты массовой культуры, но и ее субъект. Произведения массовой культуры способствуют удовлетворению многих духовных и социальных потребностей человека, не требуя больших материальных затрат.
Массовая культура имеет свои как плюсы, так и свои минусы.
Несмотря на различия в точках зрения на ее значение, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющая на повседневное бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты поведения и деятельности.

Елманова Ксения, учащаяся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5

Симптом вырождения общества или условие его здоровья?


Что же такое массовая культура: «симптом вырождения общества» или «условие его здоровья»? Поразительный простор для мыслей открывает этот вопрос.

Массовая культура – культура, приспособленная в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Под массовой культурой, как «симптомом вырождения общества» понимается «плохая культура». Но вместе с тем, массовая культура – это и условие развития общества, она способствует его духовной эволюции. Теперь попробуем разобраться: массовая культура – хорошо это или плохо. Рассмотрим два подхода.


С одной стороны, благодаря СМИ, массовая культура стала слишком доступной, она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Также, она насаждает ложные жизненные ценности, а именно — материальные. Материальная культура способствует стремлению к случайному обогащению. Это происходит в связи с возникновением различных телешоу с денежными призами. Современная киноиндустрия диктует нам ложные человеческие ценности. Это не доброта, ум, честность, бескорыстность, духовность, а лесть, ложь, материальное богатство, консьюмеризм. Основа массовой культуры – идеология коммерческого успеха. Производство нацелено не на качество продукции, а на ее количество. Человеком массы нашего времени востребованы такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и порочные наклонности.

С другой стороны, массовая культура способствует культурному и духовному развитию общества. Благодаря ей, массы могут оценивать произведения искусства и получать коллективное наслаждение.

Я считаю, что массовая культура – это «условие здоровья» общества, потому что это понятие все-таки не равнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: Ч. Чаплин, Ж. Габен, Ф. Астер, Э. Пиаф, П. Чайковский, В. Моцарт, И. Левитан, В. Васнецов и другие. Неужели можно считать, что их творчество способствует духовной деградации личности? Конечно же, нет. Да, современная культура, и не только массовая, опошляется, но какие фильмы и спектакли смотреть, какие читать книги, какую слушать музыку, полностью зависит от самого человека, от его духовного воспитания. Это он выбирает: развиваться ему духовно или деградировать. И если каждый будет выбирать именно такую продукцию массовой культуры, которая будет развивать его как личность, будет воспитывать в нем правильные духовные ценности, то впоследствии не останется места «плохой культуре», она просто станет невостребованной.

Итак, чем станет для тебя массовая культура: «симптомом вырождения» или «условием здоровья», выбирать тебе.

Краева Ксения, учащаяся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5

Современные музыкальные стили и направления

Современная музыка включает в себя огромное количество направлений, каждое из которых имеет собственные, присущие только ему, черты. При этом одни являются более привлекательными с коммерческой точки зрения, а другие – имеют большую ценность в культурном плане. В настоящее время принято выделять несколько основных музыкальных стилей , к которым относятся:

  • Поп-музыка характеризуется не только как музыкальное направление , но и как вид современной массовой культуры. Музыка, относящаяся к данной категории, отличается легкостью восприятия и мелодичностью. Огромное внимание в ней уделяется аранжировке и вокальному мастерству исполнителя, тогда как инструментальная составляющая отодвигается на второй план. Несмотря на кажущуюся легкость и скоротечность, именно поп-музыка оказывает наибольшее влияние на мировую музыкальную культуру. Самые популярные исполнители и музыканты в данном направлении определяются на ежегодном вручении премии Grammy Awards, проходящем в США;
  • Рок-музыка зародилась в середине 50-х годов прошлого столетия и сразу получила статус своеобразной философии. Именно в этом современном стиле огромная роль отведена музыкантам, которые очень часто являются исполнителями собственных композиций. Характерным отличием рок-музыки является использование электромузыкальных инструментов. Помимо вокалиста в состав группы, как правило, входят гитарист и бас-гитарист, ударник и клавишник. Современная рок-музыка имеет множество направлений, среди которых есть как более легкие стили, так и тяжелые, агрессивные направления;
  • Ритм-н-блюз ( R&B) – направление, подаренное миру афроамериканскими музыкантами. Данное течение вобрало в себя характерные черты «расовой» музыки: джаза, соула и блюза. В конце 90-х появилось новое течение хип-хоп-соул, которое и получило наибольшую популярность. В нем сохранились черты классических стилей, получивших совершенно новую аранжировку.

Как правило, большая часть детей интуитивно испытывает влечение к музыке, которое сформировалось еще в раннем возрасте, когда Ваш малыш засыпал под мамины колыбельные. Детские галереи Kids Art Gallery помогут ребенку понять и полюбить современную музыку и, возможно, самому приобщиться к миру удивительных мелодий, созданных настоящими гениями!

— , приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Материал для преподавателя . Занятие №5

Тема : Духовная культура общества (наука, образование, религия, искусство, мораль) .

Структура урока

Ожидаемый результат:

формирование и развитие у обучающихся знания понятий: «культура», «субкультура», «контркультура» «мораль», «нравственность».

Обучающиеся-

умеют характеризовать с научных позиций мораль, науку, религию, искусство, культуру;

умеют осуществлять поиск социальной информации, представленной в тексте в явном виде;

умеют конкретизировать примерами/раскрывать разновидности культуры

умеют применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Структура урока

    Приветствие. Организационный момент (подготовка необходимого оборудования, раздаточного материала)

    Проверка домашнего задания. Обсуждение трудных вопросов ЕГЭ, работа над ошибками.

    Фаза- вызов .- 1 .Мотивационный этап. Актуализация, имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов, постановка целей учебной деятельности и выдвижение проблемы

(Приём «ассоциации»).

    Фаза -осмысление.2 . Знакомство с новой информацией, соотнесение её с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий (если есть) корректировка целей.

(приём «блиц-опрос по цепочке», работа в парах, «аукцион»)

Теоретический блок. Лекция- диалог . Введение новых понятий (родовых и видовых). Запоминание признаков и характеристик понятий.

    Фаза – рефлексия 3. . Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности, т.е «новый вызов».

    Мини-тест.

    Выдача домашнего задания.

Необходимое оборудование (Интернет, проектор, компьютер, обществознание школьный словарь 10-11 кл, раздаточный материал)

Фаза- вызов .- 1 .Мотивационный этап

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. (приём «ассоциации»)

Попробуйте предположить, как это относится к нашей теме Культура?

(обучающиеся высказывают свои ассоциации по поводу изображения)

Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Сразу скажем, что однозначно дать определение понятию культура очень сложно. Это настолько обширное понятие, что только научных определений в словарях, энциклопедиях насчитывают 200-30

Запомним самое простое определение!

Культура совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы.

Уже знакомый нам американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин называл культуру «надприродным явлением» (или «второй природой»). Фактически, культура – это основной отличительный признак человеческого общества. Только социум создает культуру!

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Есть такое высказывание известного писателя

Природа предлагает нам свою мудрость, а не навязывает ее нам.

Фазиль Искандер, "Сандро из Чегема"

Именно природа помогает нам понять, для чего нужна культура.

Посмотрите на эту фотографию , вы скажите, причём здесь муравьи? На самом деле именно они помогли учёным понять значение и роль культуры в жизни нашего общества.


Недавно было опубликовано интересное исследование про муравьев (речь об экспериментах новосибирского биолога Жанны Резниковой и ее коллег.). В муравейнике, как известно, узкая специализация: есть муравьи-солдаты, муравьи-пастухи и так далее, и есть там муравьи-«интеллектуалы». Суть эксперимента такая: из наблюдаемого муравейника изъяли всех «интеллектуалов» и отсадили в соседний бокс. И вдруг выяснилось, что, оставшись без интеллектуалов, муравьи забаррикадировались в своем гнезде и отказываются принимать пищу. Сначала некоторые еще выходили за едой и подкармливали остальных (в каком-то смысле у муравьев коллективный желудок). Но потом наступил тотальный бойкот. Насекомые начали вымирать. Прежде чем ученые спохватились и досрочно прекратили эксперимент, погибла чуть ли не половина муравейника. При этом в контрольном гнезде, откуда не забирали интеллектуалов, всё было нормально. И тут начинается история, но уже не про муравьёв, а про людей: роль интеллигенции в обществе, ученые-диссиденты советской эпохи, интеллект и власть, утечка мозгов из страны, проблема популяризация науки, внедрение инновационных технологий

Почему? Ответ: Потому что, интеллектуалы, это носители культуры, они выполняли очень важные функции. Какие? Давайте подумаем!)

Фаза -осмысление.2 . Знакомство с новой информацией

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Так как культура – невероятно обширное понятие, ее сфера охватывает все сферы деятельности человека. Поэтому культуру обычно ассоциируют с Творчеством, Искусством, Духовной сферой. Но это все УЗКИЙ смысл понимания данного термина.

Соответственно, выделяют массу проявлений, форм и разновидностей культуры. Какие из них основные?

Самые важные – МАТЕРИАЛЬНАЯ и ДУХОВНАЯ культура.

Фактически, это результат двух основных видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека – создание материальных благ и духовное творчество. Человек создает как необходимые условия существования (это продукт экономики прежде всего), так и результаты деятельности разума – идеи, теории, технологии, идеи (это ДУХОВНАЯ сфера).

Необходимо отметить, что эти две формы неразрывно взаимосвязаны. Любой материальный продукт создается в результате творческого замысла. И обратно, любая идея воплощается в материальной форме.

Помним, что любой теоретический тезис нуждается в конкретном примере! Классическими и самыми простыми являются – книга (результат творчества писателя, учёного воплощенный в бумажной материальной форме ). Картина – творение эстетического вкуса художника без красок, кистей, холста невозможны.

Также, выделяют следующие РАЗНОВИДНОСТИ культуры:

По степени охвата (распространения):

    НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.

    МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

Культура неоднородна!

Культуры, создаваемые представителями отдельных социальных групп (возрастных, территориальных, профессиональных, конфессиональных) принято называть субкультурами.

Банк заданий №1

Культурные ценности, которые выходят за рамки социальной среды принято называть контркультурой- это социокультурная система противостоящая господствующей культурой, стремящаяся вытеснить её. Чаще всего, это ценностная система асоциальных групп населения . (предложить привести примеры)

Также в вопросах ЕГЭ вы можете встретить понятие Диалог культур - взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами.

Как вы думаете, а на базе нашего региона проводится такой «диалог культур»? (предложить привести примеры)

С 7 по 11 сентября 2016 г. в Оренбурге состоится I Международный молодежный образовательный форум «Евразия», участниками которого станут сотни молодых людей. Это ученые, представители культуры, политики, предприниматели, журналисты, лидеры и активисты социальных некоммерческих объединений.
В течение пяти дней участниками «Евразии» станут 800 представителей молодого поколения не только из России. Свои заявки уже подали Болгария, Великобритания, Исландия, Китай, Финляндия, Норвегия, Черногория и еще более двух десятков стран.


Но основной массив заданий данной темы в формате ЕГЭ проверяется по направленности, ценностям, носителям культуры.

Это Народная (ТРАДИЦИОННАЯ) культура Элитарная и Массовая.

Для начала ассоциации! Народная культура – сказки, фольклор, любое устное народное творчество, ремесло. Элитарная культура – направлена на узкий круг специалистов в области искусства, например – балет, некоммерческое кино, абстрактная живопись. Массовая – наиболее распространенная сегодня, результат деятельности СМИ. . Это реклама, коммерческий кинематограф, интернет.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА носит часто сельский характер, анонимна, коллективна (не имеет авторства, продукт творчества всего народа) и является основой любой культуры. С чего начинается воспитание ребенка? Ему читают сказки, поют колыбельные.

Эта форма культуры стирается в городском пространстве индустриального и постиндустриального общества, формируют иные ценности, враждебные ей.. Вспомним о ВЕСТЕРНИЗАЦИИ – наступлении западной коммерческой культуры, угрожающей национальным традициям, языку. Поэтому, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА нуждается в защите государства.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА формирует ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ценности. ЭСТЕТИКА –наука о прекрасном. То есть элитарная культура –искусство в чистом виде. Она носит не коммерческий характер, не стремится к массовой аудитории. Поэтому зачастую непонятна обычным людям, подвергается огульной критике.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА сегодня наиболее активна, связана с развитием рыночных институтов, ее задача – коммерческий успех, прибыль. Она носит городской характер, тиражируется рекламой на радио, телевидении, интернетом. СМИ – ее проводник, без них она невозможна. Часто МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – инструмент пропаганды (социальной, политической), чему пример любой рекламный и агитационный плакат.

Фаза – рефлексия 3. . Суммирование и систематизация новой информации .

Устный блиц-опрос по цепочке ( первый обучающийся задаёт пример второму, тот- третьему, и так до последнего ученика. На ответ даётся только несколько секунд.)

Теперь методом перебора, определим к какой форме культуры относятся данные примеры:

1) фортепианный концерт – сложен для восприятия, это элитарная культура.

2) философское эссе – еще сложнее, это тоже элитарная культура.

3) детективный роман , его могут читать все, он имеет авторство, значит, это продукт массовой культуры

4) героическая былина – это фольклор, народная культура

5) эпос – народная культура , например, древнегреческий миф

6) телевидение – это СМИ, следовательно, продукт массовой культуры

7) радиотрансляция эстрадного концерта – радио это тоже СМИ, следовательно, как и всем понятные эстрадные песни, значит это массовая культура.

В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, приводим КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:

Попробуйте определить о каких формах культуры идёт речь в каждом конкретном предложении . (работа выполняется в паре)

С 15 июня 2016 в Зале церковных соборов на территории храма Христа Спасителя будет проходить прокат постановки «Троица. Ожившая история». (элитарная) По замыслу создателей она представляет собой «мультимедийное путешествие вглубь истории и культуры России» (массовая) . Герои постановки вместе со зрителями в течение полутора часов знакомятся с русскими обрядами и культурными традициями (народная). . На сцене присутствуют до 70 артистов и музыкантов одновременно. Действие разворачивается на фоне полотен из фондов Третьяковской галереи под музыку Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Шнитке и других. (элитарная), Классические произведения исполняет оркестр народных инструментов. (народная и элитарная). . В постановке принимают участие лучшие народные коллективы: оркестр солистов «Русские узоры», ансамбль танца «Русские сезоны» и Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова. . (народная и элитарная). .

Банк заданий № 2

Банк заданий № 3

Банк заданий № 4

Таким образом, мы сегодня проработали тему Формы и разновидности культуры . Мы определили термин культура, охарактеризовали народную, элитарную и массовую культуры, их проблемы и взаимодействие.

Знаете ли Вы, что говоря «Жизнь коротка, искусство вечно!» великий Гиппократ, основатель современной медицины, имел ввиду не художественное творчество, а искусство врачевания? Он говорил, что искусство врача не освоить и за всю жизнь. Для освоения по темы Искусство задания ЕГЭ 2016 года у нас нет целой жизни, поэтому приступим к их разбору!

Что же, приступим, для начала вспомнив функции искусства: для этого мы прочитаем интервью известного современного художника . (предложить кому-нибудь из обучающихся прочитать текст, остальные работают в парах и определяют функции искусства используя схему и подчёркивая нужные предложения)

«Константин Батынков. Виды»

Я хожу в мастерскую и рисую там по восемь-десять часов. И делаю это последние тридцать лет. А есть художники, которые отдыхают, путешествуют, думают, у них происходят какие-то события.

Ради чего?

- Цель - эскапизм. Жизнь омерзительна, случайна, несправедлива и быстротечна. Грех так говорить, но все выглядит именно так. Художник в творчестве прячется от жизни, как в келье. Рисовать картинки намного интереснее, чем часами сидеть в издательстве перед компьютером. Почему людей так тянет рисовать? Почему этим начинают заниматься какие-нибудь знаменитости из других сфер искусства: артисты, писатели? Потому, что это физическая потребность человека. Ученые объясняют: когда ты рисуешь, зрение то фокусируется, то расфокусируется, благодаря чему вырабатываются серотонин и эндорфины - гормоны счастья. Добавьте к этому запах краски, тактильные ощущения. У меня дедушка в 40 лет стал художником. Он всю жизнь ходил в магазин, где продавались краски, и ему там очень нравился запах. Однажды ему все надоело: бабушка, дети, внуки, и он всех «послал». Ушел с работы, а был чиновником - начальником отдела в Госплане. Купил себе этюдники, стал ходить на природу и писать пейзажи. В 50 лет я так организовал свое пространство, что могу ходить в мастерскую пешком. Прихожу в мастерскую, пью кофе, потом включаю музыку или аудиокнигу и сижу рисую. Это же счастье! Я не езжу в метро. Для меня поехать в Москву - это целое событие. На работу ходить не нужно. Главное, что с людьми не надо общаться, потому что к 56 годам мизантропия уже дает о себе знать.

Мы помним , что при правильной подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2016 любой теоретический тезис должен быть подкреплен теоретическим аргументом. Попробуем привести конкретный пример, конкретизирующий каждую из функцию искусства:

Банк заданий № 5

Предлагаю подумать над следующим высказыванием

Банк заданий № 6

Нравственность и жизнь - единое целое. Этика- опора жизни, а нравственный человек – истинный гражданин жизни.

(Т. Манн (1875-1955)- немецкий писатель)

Работаем со словарём! Отрабатываем все перечисленные понятия. (приём «аукцион»- обучающиеся называют какое-то свойство, функцию, признаки определённого понятия. Они дополняют друг друга, получая как можно больше знаний об этом понятии, термине, явлении, процессе. Тот, кто назовёт признак, после чего другие уже не смогут его дополнить, выигрывает и получает, соответственно, наивысшую оценку)

Следуя по теме «мораль» выполним следующее задание. ( Устный блиц-опрос)

Опираясь на знания обществоведческого курса и личный опыт, приведите четыре нравственных принципа.

    1. Коллективизм

      Индивидуализм

      Пессимизм

      Оптимизм

      Альтруизм

      Эгоизм

      Гуманизм

      Патриотизм

      Фатализм

      Аскетизм

      Самоотверженность

      Нигилизм

      Требовательность и пр.

Используя знания обществоведческого курса, назовите еще три любые функции морали в обществе.

    1. Регулятивная

      Ценностно-ориентационная (утверждение человеческого в человеке)

      Мотивационная

      Координационная (обеспечение согласованности взаимодействия людей в разных ситуациях)

Подведем итоги (приём «незаконченное предложение», преподаватель начинает фразу, а обучающиеся должны продолжить, затем преподаватель может зачитать свои варианты ответов.)

Что мы сделали сегодня?

1. Мы вспомнили…………….(основные институты духовной культуры.)

2. Мы определили……………(их влияние на духовный мир личности.)

3. Мы поняли, что при подготовке к ЕГЭ 2016 по обществознанию необходимо …………………(для себя конкретизировать каждый теоретический постулат (термин, функцию).

5. Мы убедились, что визуализация материала………(повысит Ваши шансы запомнить большой объем теоретических сведений).

Возможны любые другие ответы!




Top