Портик эрмитажа. Атланты эрмитажа

Координаты : 59°56′28″ с. ш. 030°19′03″ в. д.  /  59.94111° с. ш. 30.31750° в. д.  / 59.94111; 30.31750 (G) (Я)

Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга ; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни «Атланты» :

… Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.

История создания

Автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Л. Кленце в 1840 году представил два проекта портика; в отвергнутом при обсуждении проекте вместо атлантов были кариатиды . В соответствии с замыслом Кленце скульптор И. Гальбиг выполнил уменьшенную модель атланта в виде фараона ; модель из Мюнхена была прислана в Санкт-Петербург. В 1846 году Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята.

Изготовление всех фигур велось под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью - руками, ногами, торсом…; лица Тербенёв заканчивал собственноручно. Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. Кленце в изданном им в 1850 году к окончанию строительства Нового Эрмитажа увраже писал:

Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже.

Повреждения

Деформации и трещины

Портик жёстко связан с фасадной стеной здания: в уровне перекрытий (над 1-м этажом) и в уровне фундаментов (в подвальной части здания). В результате основная часть здания, нагруженная больше, оседая, увлекает за собой портик. Неравномерная осадка - крен в сторону здания - вызывает деформации: в измерениях 1997 года максимальное горизонтальное смещение (до 4 см) было отмечено в верхнем уровне четырёх атлантов, расположенных по поперечным осям портика.

Атланты были установлены на гранитные постаменты и поддерживают головой и руками балки -прогоны портика. Проект предполагал, что эти балки будут опираться только на колонны, а атланты не будут несущим элементом. Однако даже при небольшой деформации конструкции деформируются и скульптуры, испытывающие дополнительные напряжения (особенно в верхней и нижней частях); это приводит к возникновению трещин.

По результатам исследования были сделаны рекомендации: каким-либо образом убрать жёсткую связь между портиком и зданием (например, сделав гибкое шарнирное соединение). Также предлагалось изменить соединение скульптур с балками-прогонами, исключив опирание балок - при этом для обеспечения устойчивости атлантов необходимо создать специальные горизонтальные связи. Однако до сих пор не дошло до какой-либо практической реализации этих рекомендаций.

Попадание снаряда

Во время ленинградской блокады , 29 декабря 1941 года, в портик Нового Эрмитажа попал снаряд (один из 30 снарядов из дальнобойных орудий, попавших в здания Эрмитажа ). Один из атлантов был повреждён особенно серьёзно - на его торсе образовалась рваная «рана».

Фотогалерея

    Caryatid brideNight.jpg

    Вид при вечернем освещении

    Atlantes-Saint Petersburg-4.jpg

    Atlantes-Saint Petersburg-5.jpg

Напишите отзыв о статье "Портик Нового Эрмитажа"

Литература, ссылки

История создания

  • на сайте Эрмитажа
  • Милица Коршунова . // «Наше наследие» . - № 66, 2003

Деформации и трещины

  • Алексеев С. И. // «Реконструкция городов и геотехническое строительство». - № 3, 2000
  • Михаил Кулыбин . // «Петербургский строительный рынок». - № 3, 2003

Отрывок, характеризующий Портик Нового Эрмитажа

– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
– Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.

Санкт-Петербург - город белых ночей и разводных мостов, обладает особой волшебной атмосферой, и конечно же здесь есть множество мест, где можно загадать желание, которое обязательно сбудется!

У того, кто приехал в Петербург ненадолго, очень много дел: нужно успеть обойти все счастливые памятники города. Эти памятники в два счета исполняют любые желания, приносят удачу, любовь и благополучие, решают самые сложные проблемы. Некоторые из них делают это просто так, другим нужно что-то потереть или погладить, третьим кинуть монетку, четвертым налить водки… В общем, без подробной инструкции тут не обойтись.

И начнем, пожалуй, с центра города - дворцовой площади...

Помните... у Александра Городницкого:

Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках...

Атланты, вошедшие в песни о городе на Неве, являются одним из символов Петербурга. Портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы украшен десятью гигантскими фигурами атлантов. Их создатель - скульптор А. И. Теребенев, под руководством которого в 1844-1849 годах работало более 150 каменотесов. Их вытёсыванием в течение трёх лет, окончательную отделку фигур производил сам скульптор. Первоначально планировалось выполнить атлантов из красного гранита, но это нарушало цветовую цельность всего здания. Поэтому специальная комиссия решила делать атлантов их серого сердобольского гранита

Главное,что тут есть своя счастливая примета.

Существует легенда, что во время Великой отечественной войны в непосредственной близости от атлантов произошел взрыв. И по счастливой случайности они не пострадали. Осколком был поврежден только ноготь одного из атлантов в середине портика. Узнать этот ноготь не сложно, он специально не был отреставрирован. Существует поверье, что того кто ноготь потрет, не возьмет ни вражеская пуля, ни снаряд.

Говорят, что примета и правда работает. Утверждают, что именно большой палец левой ноги второго атланта от Марсова поля обладает удивительной силой, необходимо подержаться за него и поведать ему свои желания..
Сейчас и второй ноготь атланта почти стерт.

Существует еще и современная примета для молодоженов. Нужно взяться за большие пальцы Атлантов и за руки. В этом случае счастливая жизнь и крыша над головой обеспечены... Кроме того, для молодоженов очень важно именно за какой палец нужно подержаться: за левый подержишься — будет девочка, за правый — мальчик. Либо просто подержаться за пальцы Атлантов, чтобы дети родились красивыми. Кстати, встретить свадебный кортеж у атлантов тоже считается удачей!


Недалеко от Дворцовой площади у Адмиралтейства есть фонтан. Встаньте так, чтобы здание было перед вами, а фонтан за спиной, загадайте желание и киньте монетку через голову. Потом не оборачиваясь идите дальше!

Следующее магическое место находится у Инженерного (Михайловского) замка . Здесь установлен памятник Петру I, который стоит на постаменте, украшенном бронзовым рельефом «Битва при Гангуте». Издалека вы заметите сверкающую пяточку человека, забирающегося в лодку. Потрите ее, думая о том, чего бы вам хотелось, и желание сбудется!

От Инженерного замка отправимся к Фонтанке . Здесь, как известно, пил водку знаменитый Чижик-Пыжик, памятник которому расположен рядом с Пантелеймоновским мостом напротив дома №6. Автор памятника Резо Габриадзе. Эта фигурка является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге. Его высота всего 11 см, а вес - около 5 кг. Для того, чтобы желание исполнилось, нужно, чтобы брошенная монетка осталась лежать на постаменте памятника!

Вот уже почти десять лет желания по мере сил исполняет «Петербургский фотограф» на Малой Садовой улице. Очень серьезный на вид мужчина — олицетворение городского фотографа XIX-XX веков — в компании с английским бульдогом как магнитом притягивает к себе туристов. Для того, чтобы привалило счастье, нужно просто взять фотографа под локоток. Для того, чтобы не переводились деньги, надо подержаться за его мизинец, который кокетливо отведен в сторону. Ну, а закрепить результат можно, погладив по голове бульдога. Говорят, он не кусается.

Идем дальше. Совсем недалеко от «Петербургского фотографа», на Итальянской улице возле ресторана «Золотой Остап», стоит Остап бронзовый. Товарищ Бендер, сын турецкоподданного. Со стулом. За прошедшие годы он стал значительно добрее и теперь приносит желающим удачу во всех их начинаниях, причем предпочтительно не благих, а авантюрных. Если самостоятельно вы побаиваетесь сделать какой-нибудь особо смелый шаг, попросите поддержки у Бендера.

Для того, чтобы коммуникация состоялась, нужно всего лишь потереть Остапу… нос. Да-да, такая вот фамильярная традиция. Народная любовь сделала великого комбинатора добродушным бизнес-ангелом с носом, затертым до золотого блеска. Блестит, кстати, и стоящий рядом стул. Вы присаживайтесь: Остап и это стерпит.

На улице Правды любую просьбу можно шепнуть на ухо собаке Гаврюше. Собака Гаврюша, или просто Добрая собака, изначально жила во дворе одного из домов на Малой Садовой улице. Однако жильцы дома были очень недовольны постоянными скоплениями под окнами публики, сделавшей Добрую собаку культовым персонажем. Необычный памятник был переведен в парк современной скульптуры на улице Правды, а двор на Малой Садовой сейчас, наверное, охраняет кто-нибудь другой. Гаврюша, кстати, ко всему прочему, еще и умная собака — она умеет читать. Свое желание вы можете написать на листочке и опустить в специальный ящик неподалеку, периодически Гаврюша проверяет почту.

Берег возле Академии художеств на другой стороне Невы охраняют сфинксы, которым по три с половиной тысячи лет. Cфинкса, прибывшие в Питер из далекого Египта не просто стерегут сон жителей города, но еще и исполняют желания. Cуществует городская легенда об этих жителях Фив.Во-первых, ни в коем случае не нужно тревожить их сон. То есть залезать на них, отламывать кусочки на сувениры. Сфинксы - это проводники в потусторонний мир. И есть большие шансы, что они заберут смельчака с собой.
Во-вторых, питерские сфинксы отличаются друг от друга. В одном больше выражено мужское начало, в другом - женское. Прежде чем начать загадывать желание, стоит определиться, какой сфинкс вам больше нравится.

Рядом со сфинксами на набережной сидят очень обаятельные грифоны — с этими-то и нужно договариваться. Схема такова: вспоминаем заветное желание, одной рукой гладим грифона по голове, другой — держим за правый зуб. Одновременно со всеми этими манипуляциями смотрим в глаза ближайшему сфинксу. Если хотя бы один ингредиент нашего магического микса будет утерян — желание не сбудется. Сделаете все правильно — пятерка за внимательность и желание в карман. Грифоны ответственно относятся к своим обязанностям и вот уже много лет гарантированно решают чужие проблемы. Про них петербуржцы так и говорят: «Нашелся добрый человек, и тот грифон…»

За все надо платить

Как показывает практика, многие чудесные памятники могут легко исполнить любой ваш каприз, но далеко не все делают это бескорыстно. Для того, чтобы желания сбывались, придется раскошелиться. Но на счастье мелочи не жалко, не так ли?

Мелкие деньги в Петербурге принимают в основном представители животного мира: монетки можно кидать Чижику-Пыжику, коту Елисею, кошке Василисе и Зайцу, что возле Петропавловской крепости. Чижик-Пыжик — самый маленький памятник в городе — весит всего пять кило, но мелочи ему досталось уже, наверное, несколько тонн. Загадав желание, надо бросать монетку с моста на постамент, где сидит птичка. Чижик исполнит просьбу в том случае, если монетка не упадет в Фонтанку, а удержится на его камешке. Говорят, в хорошие дни под памятником скапливается около 300 рублей.

Кот Елисей и кошка Василиса сидят на высоте второго этажа на Малой Садовой улице и глядят на туристов, как на сметану. Монетки им бросать нужно по тому же принципу, что и Чижику-Пыжику: попадете на постамент — желание сбудется. Отличие лишь в том, что в случае неудач мелочь не тонет в Фонтанке, а падает обратно к вашим ногам, стало быть, тренироваться в меткости можно без особых финансовых затрат. Кошки на Малой Садовой сидят не просто так: по одной из версий, их создали в память о ярославских кошках, которых завезли в блокадный Ленинград, чтобы очистить город от крыс.

В мае 1703 года в устье Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость. Согласно одной из легенд, во время наводнения какой-то отчаянный заяц прыгнул в сапог царю Петру и тем самым спасся от воды. Наш Великий дед Мазай — император Петр I — порадовался спасенному питомцу и повелел назвать остров, с которого начался город, Заячьим. Триста лет спустя благодарные потомки поставили на одной из свай возле Иоанновского моста, ведущего к Петропавловской крепости, скульптуру «Зайчик, спасшийся от наводнения». По примеру старших товарищей Заяц сразу начал собирать дань с туристов и жителей города. На его постамент тоже кидают денежку взамен на заветное желание. Чаще всего монетки остаются на свае возле памятника, и тогда желание исполняется. Зайчик-то фартовый!

Как помочь влюбленным?

Есть в каждом городе люди, которые не просто хотят счастья, а чтобы их счастье никогда не заканчивалось. Это влюбленные и молодожены. С семейным благополучием связаны разные городские традиции. Вернемся, например, к Чижику-Пыжику. С обычных людей он собирает мелочь, а с молодоженами не прочь и выпить. Жениху на свадьбе нужно спустить Чижику на веревке рюмку водки и чокнуться с его бронзовым клювом. Жених, который с Чижиком «на Фонтанке водку пил», может считать, что сделал для своей семьи самое главное: заручился поддержкой всемогущей птахи, охраняющей семейное счастье получше всякого аиста.

На стрелке Васильевского острова молодоженов ждет не менее увлекательный алкогольный эксперимент. О шар у причальной стены нужно аккуратно, не повредив невесту и гостей, разбить бутылку шампанского. Новая семья, как новый корабль, отправляется в большое плавание, которое будет счастливым, только если выполнить все морские традиции. Хорошо бы на стрелке еще и «Яблочко» сплясать.


Говоря о влюбленных, нельзя не упомянуть бегемотиху Тоню, живущую во дворике филологического факультета на Университетской набережной среди целого букета необычных скульптур. Табличка у памятника гласит “По легенде девушка, которая мечтает найти жениха, должна подержаться за правое ухо бегомотихи, а молодой человек, если он хочет найти невесту - за левое” .К крошечному творению художника Василия Петровичева прилагается легенда. Она гласит, что в XVIII веке влюбленная пара была разлучена по воле родителей. С горя местная Джульетта бросилась в Неву, а ее верный Ромео - следом… Но, согласно этой истории, в Неве пару столетий назад водились бегемоты. В общем, девушка схватилась за правое ухо чудища речного, а юноша - за левое. Так и спаслись. А местную бегимотиху, покровительницу влюбленных, назвали Тоней.

Для влюбленных и сочувствующих есть еще одна удивительная новость: в Петербурге существует «Памятник Дырке». Откуда он взялся на улице Маяковского, почти никто не знает. Жители местных домов считают, что когда-то давно рабочие таскали на стройку камни и один потеряли по пути — вот он и остался. Но на самом деле памятник был выполнен в рамках проекта по благоустройству города, и с ним также связана добрая традиция. В отверстие «Памятника Дырке» нужно просунуть руку, для того чтобы в сто раз увеличить вероятность найти себе спутника жизни.

Любовь к халяве

Петербург - большой город. В нем более четырех миллионов человек, значительная часть из которых студенты. Эти хитрецы умеют сдавать экзамены, затрачивая минимум усилий, так как знают, с кем надо договориться.

Перед сессией питерским студентам помогают наши великие императоры — Петр и Екатерина. Постамент конного памятника Петру возле Михайловского замка украшен барельефом «Битва при Гангуте». Бронзовая пятка спасенного матроса отполирована до блеска, потому что подержавшийся за нее студент «выплывет» на любом экзамене. Тысячи молодых людей из года в год старательно трут эту пятку, успешно сдают сессии и становятся прекрасными молодыми специалистами. Впрочем, никакой, даже самый счастливый матрос не сравнится с покровительницей наук Екатериной II. Отчаянный, но не отчаявшийся студент должен прийти к памятнику Екатерине на площади Островского возле Александринского театра и нежно коснуться декольте императрицы. Сделать это не просто, если не иметь при себе стремянки или не уметь летать — высота памятника вместе с постаментом почти 15 метров. Но если уж студент доберется до бюста царицы, в долгу она перед ним не останется.

Закончим наше маленькое путешествие по чудодейственным местам Санкт-Петербурга на Поцелуевом мосту через Мойку. Приметы, относящиеся к этому месту, связаны с влюбленными. Долгий поцелуй на мосту или под мостом гарантирует прочные и счастливые отношения! Конечно же, мост популярен у новобрачных, и в день свадьбы пары скрепляют свою любовь поцелуем именно здесь.

Пусть ваши желания сбываются! Главное - в это верить, а величественный Санкт-Петербург и его волшебные уголки вам в этом помогут!

Прославленный русский скульптор Александр Теребенёв появился на свет в Петербурге 201 год назад - 21 января 1815 года.

Благодаря своему таланту, он смог привлечь к себе внимание царского двора, украсить Северную столицу своими творениями, но судьба заставила его погибать в одиночестве и нищете.

сайт рассказывает, как одаренный скульптор взошел на вершину профессии, откуда упал на самое дно жизни.

От Греции к естественному

В январе 1815 года в семье скульптора и карикатуриста Ивана Теребенёва в Петербурге появился сын Александр. Мальчик решил пойти по стопам отца. В 1824 году, желая развить природный дар, он поступил в Императорскую Академию художеств. Какое-то время здесь Александр Теребенёв провел в рисовальном классе, но затем избрал своей специальностью именно скульптуру. Ей он обучался у известного профессора Василия Демут-Малиновского, работавшего, в частности, над оформлением здания Главного Адмиралтейства.

Скульптура в академии в момент обучения молодого Теребенёва стала стремиться к изображению естественных, реальных форм, хотя до этого было принято подражать древней классической Греции. В то время скульптор делал успехи. В 1835 году Теребенёвым были получены награды за бюст с натуры книготорговца И.В. Оленина, являвшегося его дядей, а также медали за барельефы. За один из них - «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», его оставили пенсионером в академии. Год спустя Теребенёв уже выставлялся на выставке художественных произведений.

Барельеф «Битва амазонок с центаврами», выполненный Теребенёвым, в зале кавалерийского караула Зимнего дворца на акварели Эдуарда Гау « Зал развода караула», (1864). Фото: Commons.wikimedia.org

Скульптора, делавшего головокружительную карьеру, ждала Европа. Теребенёву предложили выполнить работу на соискание большой золотой медали, что позволило бы отправить его за казенный счет в Италию. Поездка не состоялась, поскольку у Теребенёва была намечена свадьба с дочерью профессора Андрея Егорова Евдокией Алексеевной.

Награды перстнями

Несмотря на то, что скульптор не смог впитать в себя дух Старого света, его работы пользовались популярностью. После выхода из академии он исполнил горельеф Веры для здания Опекунского совета, а также вылепил барельеф четырех евангелистов для церкви в Петергофе.

Вскоре в Зимнем дворце произошел серьезный пожар. После него и пригодились дарования Теребенёва. Он выполнил две статуи, изображающие Мудрость и Правосудие - они расположились у парадной лестницы. Также его руке принадлежит барельеф, изображающий битву амазонок с центаврами, размещенный в кавалерийском зале, и ряд других фигур. После этого у скульптора появилось много заказов, ведь теперь он попал в число лучших.

Несостоявшаяся поездка в Италию была замещена командировкой в Крым. Здесь он в 1844 году руководил изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Теребенёв успел поработать на полуострове над бюстом керченского градоначальника Херхеулидзе, а затем, не закончив здесь же начатую статую Амфитриды, вернулся в столицу с древностями, многие из которых удачно реставрировал.

После поездки в Крым Теребенёву поручили сложнейшую задачу - для возведения Императорского музеума (Эрмитажа) требовалось создать десять огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы. Уже только за глиняные модели скульптору дали звание академика. Замысел же Теребенёва был полностью осуществлен лишь к 1849 году.

Атланты Эрмитажа Фото: www.globallookpress.com / Уже за глиняную модель атлантов Теребенёву дали звания академика.

Глиняную модель было очень сложно исполнить в камне, тем более что русские резчики с такой работой до этого никогда не сталкивались. При этом лицо каждого из атлантов скульптор оканчивал сам.

Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло ему создать совершенные героические образы, являющиеся сегодня символом Петербурга. После окончания работ для Эрмитажа Теребенёву дали орден Анны 3-й степени и кроме причитавшейся ему платы ещё 17 тысяч рублей награды от императора Николая I. Затем скульптор сделал несколько подобных работ, какие были выполнены для Эрмитажа, и для прусского короля. Их отвез в Берлин сам Теребенёв, за что был награжден королем - автору достался бриллиантовый перстень.

Фигуры ангелов Теребенёва, изображающие Старый и Новый заветы в Придворном соборе Спаса Нерукотворного на акварели Эдуарда Гау «Собор в Зимнем Дворце», (1866). Фото: Commons.wikimedia.org

Одиночество и смерть

К 1850 году скульптор уже числился помощником главы второго отделения Эрмитажа, в позднее заведовал всеми скульптурными произведениями в императорских садах и дворцах. Выполнял Теребенёв, в числе прочих бюсты поэта Александра Пушкина из мрамора и российского актера Василия Каратыгина из бронзы.

Доходы скульптора в период расцвета были огромными - от заказов не было отбоя. Однако слишком вольно Александр Теребенёв обходился с деньгами. Он позволял себе роскошные обстановки в квартирах, собственные выезды, балы и званые обеды. Такая расточительность привела его к финансовому краху. Когда ему нужны были деньги, он продавал имущество, чтобы хоть как-то прожить до нового крупного заказа.

Хуже всего было Теребенёву из-за покинувшего его вдохновения. Заказы начали поступать всё реже и скульптор попросту разорился. К тому же его уволили из Эрмитажа, не дав дослужить до пенсии.

В 1858 году Александр Теребенёв заболел. Его сломила свирепствовавшая в то время черная оспа. Скульптор успел заразить жену, которая в итоге умерла. Сам Тербенёв лежал в Мариинской больнице, где справился на какое-то время со смертельным недугом.

Похороны скульптора организовал рабочий, трудившийся с ним при создании атлантов. Фото: www.globallookpress.com

Уход из жизни супруги Евдокии Алексеевны он пережить уже не смог. Он то и дело беспокоился о своём здоровье, но в итоге серьезно простудился весной 1859 года, попав в Обуховскую больницу, где пролежал до 31 июля 1859 года. Ко дню своей кончины он был нищ и совершенно забыт всеми.

Похороны были устроены за счет знакомого ему мраморщика, помогавшему Теребенёву во время работ в Эрмитаже. За гробом прославленного скульптора шли лишь пара товарищей.

“Дом с Атлантами” - так большинство людей называют эту несомненно выдающуюся достопримечательность города Петербурга) На самом деле конечно же никакой это не дом - скорее часть здания Нового Эрмитажа, так называемый “портик”

Из них ослабни кто-то - и небо упадёт…

Портик Нового Эрмитажа расположен на главном фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу. До середины 1920-х годов здесь был вход в музей


Портик украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита-рапакиви. Остальные элементы портика - пилоны, фриз и колонки балкона - выполнены из кирновского мраморизованного известняка. Во время реставрации здания 2000 года кирновский камень был закрашен под вид штукатурки, в результате чего исчезли его естественный цвет и фактура

Автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Л. Кленце в 1840 году представил два проекта портика; в отвергнутом при обсуждении проекте вместо атлантов были кариатиды. В соответствии с замыслом Кленце скульптор И. Гальбиг выполнил уменьшенную модель атланта в виде фараона; модель из Мюнхена была прислана в Санкт-Петербург. В 1846 году Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята


Изготовление всех фигур велось под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью - руками, ногами, торсом…; лица Тербенёв заканчивал собственноручно. Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. Кленце в изданном им в 1850 году к окончанию строительства Нового Эрмитажа писал:

Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже

Первые трещины в стенах и перекрытиях Нового Эрмитажа были отмечены в 1880-1890-х годах; вскоре был сделано предположение, что они связаны с появлением наклонной осадки фундамента из-за осадки правой части здания. Более всего от этой осадки пострадал портик. Трещины на скульптурах атлантов впервые были замечены в 1909 году, новые трещины появлялись в 1914, 1921, 1948, 1976, 1987, 1997, 2000 годах. На правой стороне портика образовалась сквозная трещина, продолжившаяся в верхней части здания; при реставрации эта трещина была оформлена в искусственно созданный осадочный шов

В 1997 году была проведена инженерная оценка состояния и устойчивости конструктивных элементов портика, включая атлантов; измерения выполнялись с помощью высокочувствительных датчиков - пьезоакселерометров

Жёстко связан с фасадной стеной здания: в уровне перекрытий и в уровне фундаментов. В результате основная часть здания, нагруженная больше, оседая, увлекает за собой портик. Неравномерная осадка - крен в сторону здания - вызывает деформации: в измерениях 1997 года максимальное горизонтальное смещение (до 4 см) было отмечено в верхнем уровне четырёх атлантов, расположенных по поперечным осям портика


Атланты были установлены на гранитные постаменты и поддерживают головой и руками балки-прогоны портика. Проект предполагал, что эти балки будут опираться только на колонны, а атланты не будут несущим элементом. Однако даже при небольшой деформации конструкции деформируются и скульптуры, испытывающие дополнительные напряжения; это приводит к возникновению трещин

По результатам исследования были сделаны рекомендации: каким-либо образом убрать жёсткую связь между портиком и зданием. Также предлагалось изменить соединение скульптур с балками-прогонами, исключив опирание балок - при этом для обеспечения устойчивости атлантов необходимо создать специальные горизонтальные связи. Однако до сих пор не дошло до какой-либо практической реализации этих рекомендаций


Во время ленинградской блокады, 29 декабря 1941 года, в портик Нового Эрмитажа попал один из 30 снарядов из дальнобойных орудий, попавших в здания Эрмитажа. Один из атлантов был повреждён особенно серьёзно - на его торсе образовалась рваная “рана”

Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни “Атланты”:

…Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках…


Крыльцо Нового Эрмитажа – один из символов Петербурга. Его украшают знаменитые атланты – исполинского размера фигуры, обросшие множеством городских легенд и не единожды воспетые советскими бардами. До 20-х годов прошлого века здесь был главный вход эрмитажного комплекса.

Построенное в середине XIX века здание, которое должно было вместить разросшуюся художественную коллекцию Зимнего дворца, спроектировал немецкий архитектор Лео фон Кленце. К тому времени он уже зарекомендовал себя как автор нескольких удачных проектов музейных комплексов в Европе. Многие искусствоведы считают фон Кленце основателем архитектурного стиля неогрек, сочетавшего современные тенденции с античными традициями. В стиле древнегреческих построек решен и портик Нового Эрмитажа.

На суд Николая I было предложено два художественных проекта галереи крыльца музея. Согласно первому, портик должны были поддерживать кариатиды, согласно второму – атланты. После утверждения второго проекта, европейский скульптор Иоганн Гальбиг представил уменьшенную модель фигур египетских фараонов, которые и должны были стать теми самыми атлантами. Такой вариант не удовлетворил заказчика, и на основе чертежей фон Кленце русскими мастерами были выполнены скульптуры, по сей день поддерживающие портик Нового Эрмитажа.

Скульптор Александр Теребенёв использовал для фигур камень с берегов Ладожского озера – сердобольский гранит. 150 каменотесов на протяжении двух лет трудились над созданием атлантов. Сама конструкция портика, выполненная из известняка, к сожалению, не дошла до нас в изначальном виде, поскольку в ходе реставрационных работ 2000 года цвет и фактура внешней отделки ее были изменены.

Каждый рассказ об эрмитажных атлантах обязательно в начале или в конце содержит цитату из известной песни Александра Городницкого. Не будем нарушать этой традиции и мы.

«Их тяжкая работа важней других работ

Из них ослабни кто-то – и небо упадет»

Монументальные фигуры, держащие на своих плечах небесный свод стали своеобразным символом стабильности, надежности и постоянства. Может быть, поэтому одной из городских народных традиций является посещение атлантов женихом и невестой во время свадьбы. Потри большой палец левой ноги одного из атлантов – и твой брак будет незыблемым долгие годы.

Стоит отметить, что на самом деле атланты не являются несущей частью конструкции. Вес портика опирается только на колонны, а атланты – исключительно декоративный элемент здания. Однако, с начала прошлого века фундамент Нового Эрмитажа стал давать осадку, и портик в прямом смысле лег на плечи исполинских фигур. К 90-м годам XX столетия под этим весом на статуях стали появляться трещины. До сих пор найдено никакого инженерного решения этой проблемы, но хочется верить, что в ближайшее время небо не упадет на землю.

Самый большой урон скульптурной композиции нанесло попадание снаряда в одну из фигур в декабре 1941 года.




Top