Портрет евгения онегина. Образ евгения онегина

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Евгения Онегина

Евгений Онегин – главный герой одноименного романа в стихах .

Прототип персонажа

Многие критики и литераторы пытались выявить, с кого же писал образ Онегина. Предположений было множество – , Чаадаев, сам … Однако писатель уверял, что Евгений Онегин – это собирательный образ дворянской молодежи.

Происхождение и ранние годы

Евгений Онегин родился в Петербурге. Он был последним представителем знатного дворянского рода и наследником всех своих родственников.

Воспитывался Евгений дома, образование пытался получить разностороннее, но в итоге получил поверхностное. Знал немного латыни, немного фактов из мировой истории. Однако учеба не так влекла его, как «наука страсти нежной» . Предпочитал вести праздную и веселую жизнь, наслаждаясь каждой минутой. Регулярно посещал светские приемы, театры и балы, а также занимался покорением женских сердец и умов.

Развитие и раскрытие характера Онегина согласно роману

В первой главе Евгений предстает перед читателем избалованным и самовлюбленным молодым человеком, напрочь лишенным моральных принципов и умения проявлять сострадание. Когда Онегин получает письмо, в котором говорится о болезни его дядюшки, тот нехотя собирается к нему, жалея лишь о том, что придется на время оставить светскую жизнь. Во второй главе Евгений Онегин становится богатым наследником скончавшегося дяди. Он по-прежнему весельчак и любитель празднеств, однако благодаря сценам общения Онегина с крепостными крестьянами показывает читателю, что понимание и сочувствие совсем не чужды герою.

Появление Владимира Ленского, нового соседа Онегина, помогает читателю увидеть темные стороны Евгения – зависть, соперничество ради соперничества, а не для достижения какой-то цели.

В третьей главе романа писатель начинает любовную линию. Евгений Онегин посещает дом Лариных и покоряет одну из хозяйских дочерей Татьяну. Влюбленная Татьяна пишет Евгению трогательные письма с признаниями в любви, но ответа не получает. В четвертой главе Татьяна и Евгений все же встречаются. Онегин уверяет Татьяну, что в том случае, если бы он мечтал создать крепкую семью, он непременно бы взял ее в жены, однако такая жизнь не для него. Евгений советует Татьяне примириться с судьбой и перебороть свои чувства. Татьяна остается один на один со своей болезненной любовью.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Спустя несколько лет Евгений Онегин вновь прибывает в дом Лариных. От скуки и ради забавы он начинает ухаживать за Ольгой, сестрой Татьяна и невестой своего друга Владимира Ленского. Ленский вызывает Онегина на дуэль. В результате поединка Владимир оказывается убитым. Шокированный невольным убийством своего, пожалуй, единственного друга и неспособный понять самого себя и свои мотивы, Евгений отправляется в путешествие по России.

Спустя три года Евгений Онегин встречает Татьяна Ларину в Петербурге. Из нескладной девушки Татьяна превратилась в прекрасную женщину, обаятельную и невероятно притягательную. Евгений без памяти влюбляется в ту, что много лет назад могла спасти его от самого себя и от того зла, что живет внутри него. Однако теперь Татьяна – жена знатного генерала. Евгений признается в любви Татьяне и забрасывает ее романтичными письмами. В конце романа Татьяна признается, что и она испытывает к Евгений нежные чувства, однако ее сердце отдано другому. Евгений Онегин остается в полном одиночестве и растерянности. При этом дарит Онегину четкое понимание того, что в ее нынешнем положении и состоянии не виноват никто, кроме него самого. Приходит осознание ошибок, но – увы! – слишком поздно.

Роман заканчивается диалогом Татьяны и Онегина. Но читатель может понять, что дальнейшая жизнь Евгения вряд ли будет кардинально отличаться от того, каким образом он жил на протяжении романа. Евгений Онегин – человек противоречивый, он умен, но при этом лишен самодовольства, не любит людей, но при этом страдает без одобрения. В первой главе романа Пушкин говорит о своем герое так: «Упорный труд ему был тошен» . Именно из-за этой его особенности мечты о другой жизни так и останутся для Онегина только мечтами.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Речевой портрет - это речевые предпочтения личности, совокупность особенностей, которые делают ее узнаваемой.

В данной работе мы пытаемся исследовать «речевой портрет» литературного героя. Актуальность работы обусловлена недостаточной разработкой как теоретических, так и практических аспектов по теме исследования, отсутствует единая общепринятая схема анализа.

Научная новизна исследования состоит в попытке составить речевой портрет Евгения Онегина. Мы исследуем лексический и синтаксический уровни, особенности речевого поведения, которые рассматриваются в совокупности с языковыми особенностями.

Речевой портрет литературного героя как способ выражения языковой личности является вопросом интересным и актуальным. Языковая личность Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А.С.Пушкина стала объектом нашего исследования .

Предмет исследования - монологические высказывания Евгения Онегина как отражение в языке индивидуальных черт характера человека в их соотнесении с проявлением типического в речевом поведении его современников.

Цель исследования - составить речевой портрет литературного героя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Изучить литературу, посвященную исследованию речевого портрета в русской лингвистике;

Проанализировать монологи персонажа, описать лексические и синтаксические особенности речи Евгения Онегина;

Выявить индивидуальные и типические особенности речевого поведения и их отражение в языке героя.

Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей две главы, выводов и списка использованной литературы.

В первой главе данной работы рассмотрены теоретические основы изучения речевого портрета как отражение индивидуальных и типических проявлений языковой личности. Вторая глава посвящена особенностям речевого портрета литературного героя, языковому анализу текста, его лексическим и синтаксическим особенностям, речевому поведению Евгения Онегина.

В написании данной работы использовались труды в области «речевого портрета» таких авторов, как: Караулов Ю.Н., Гончарова Е. А., Чурилина Л.Н., Китайгородская М.В., материалы Литературного энциклопедического словаря под общей редакцией В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. В работах этих исследователей, описывающих «речевой портрет», выделяются характеристики, необходимые для проведения анализа речевого портрета. К ним относятся особенности языковых единиц и речевого поведения, представляющие наибольший интерес в исследовательском плане. Именно поэтому в описании «речевого портрета» литературного героя мы рассмотрим основные возможные и реализованные в современной лингвистике способы его анализа.

Результаты данной работы могут быть использованы для достижения метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в школьной практике.

Речевой портрет как отражение индивидуальных и типических проявлений языковой личности

В языкознании сформировалось особое направление, изучающее языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.

Изучение понятия «речевой портрет» исторически начинается с фонетического портрета, важные приемы описания которого разрабатываются в середине 60-х годов ХХ века М.В. Пановым. Анализируя произношение отдельных личностей, М.В. Панов создает ряд фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых .

Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования» . Исследователь выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические.

Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения. Существует много исследований, посвященных языковой личности современного политического деятеля, студента, школьника. Кроме того, существует понятие национального речевого портрета, подразумевающего определение особенностей, присущих национальной языковой личности.

Объектом изучения может стать и персонаж художественного произведения. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов, М.В. Пьянова, А.К. Жунисбаева.

Л.Н. Чурилина выявляет соотношение понятий «ментальный лексикон», «внутренний лексикон» и «индивидуальный лексикон» и представляет словарь персонажа - «список слов, в совокупности составляющих его дискурс». Индивидуальный лексикон в ее работе описывается как «система, обслуживающая коммуникативные потребности отдельной личности», с помощью которой возможна реконструкция «фрагментов индивидуального образа мира» .

Речь персонажа с позиции лексики и синтаксиса рассматривает Е.А. Гончарова: « лексический состав фразы дает представление об образно-понятийной сфере персонажа, а ее синтаксическая организация отражает особенности логико-экспрессивного сцепления образов и понятий в процессе их познания» . Особое внимание уделяется явлениям повтора и многозначности. По Е.А. Гончаровой, представление об особенностях речевой структуры персонажа дают не только повторы лексического уровня - любимая лексика, лексика социально и территориально окрашенная, - но и тяготение к однотипным синтаксическим конструкциям.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «функциональной моделью языковой личности» и выделяют параметры, по которым производится анализ этой модели. Одним из этих параметров является лексикон языковой личности - уровень, который отражает владение лексико-грамматическим фондом языка. На этом уровне анализируется запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность. Следующей ступенью исследователи называют тезаурус, репрезентирующий языковую картину мира. При описании речевого портрета делается акцент на использовании разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой. Третий уровень - прагматикон, включающий в себя систему мотивов, целей, коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации.

Все три уровня данной модели соответствуют уровням языковой личности в модели Ю.Н. Караулова. По определению Ю.Н. Караулова, языковая личность «есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, есть личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» . В языковой личности, по его мнению, можно выделить три структурных уровня. Первый уровень - вербально-семантический (инвариантный), отражающий степень владения обыденным языком, уровень речевой культуры. Второй уровень - когнитивный , актуализирующий знания и представления, присущие социуму (собственно языковой личности) и создающие коллективное и (или) индивидуальное когнитивное пространство. Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, выражение и отражение ценностных смыслов как личностных, так и культурно-исторических. И третий уровень - прагматический, который включает выявление мотивов и целей, движущих развитием языковой личности.

Параметры языковой личности до конца еще не разработаны. Обычно она характеризуется определенным запасом слов, имеющих ту или иную частотность употребления, которые заполняют синтаксические модели. Если модели достаточно типичны для представителя данного языкового коллектива, то лексикон и манера речи могут указывать на его принадлежность к определенному социуму, свидетельствовать об уровне образованности, типе характера, указывать на пол и возраст и т.д., то есть становятся составляющими речевого портрета.

Единого определения понятия «речевой портрет» в науке пока не существует. В нашей работе под речевым портретом мы будем понимать набор определенных качеств языковой личности, которые являются, как правило, отражением в речи присущих ей психологических черт и выражаются определенным набором языковых средств.

Итак, индивидуальный речевой портрет демонстрирует яркие особенности характера отдельного человека, но обязательно отражает определенные (типические) особенности группового речевого поведения. В настоящее время модели описания речевого портрета опираются на изучение особенностей функционирования в текстах, созданных языковой личностью, единиц разных уровней языковой системы, в первую очередь, лексического и грамматического, а также на изучение и описание особенностей речевого поведения.

Речевой портрет Евгения Онегина - героя романа в стихах А.С.Пушкина

2.1.Языковые особенности монологов

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов - это и характер, и внешность, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных - речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Талантливо созданная речевая характеристика героя - украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик - один из инструментов профессионального литератора. Речевой портрет - это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д., а также излюбленные “словечки” и обороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной).

Принимая во внимание трехуровневую модель языковой личности, предлагаемую Ю.Н. Карауловым, можно выделить несколько параметров описания речевого портрета. Одним из наиболее информативных является лексикон - на этом уровне исследуется словарный запас конкретной языковой личности, уровень владения лексико-грамматическими средствами языка. На основе анализа лексикона можно выделить обобщенные смыслы, которые дадут представление о системе ценностей в отраженной речевыми произведениями картине мира данной личности. На следующем уровне анализируются особенности речевого поведения, включающие мотивы и цели в системе социальных ролей, характеризующих данную языковую личность и реализующихся в конкретной коммуникативной ситуации. На первом этапе исследования, прочитав роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», мы получили представление о многих чертах характера главного героя из рассказа самого автора. Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства представителей дворянского общества 20-х годов 19 века. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум..." Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне его еще больше мучают собственные настроения, ощущение пустоты жизни.

Причину противоречий в характере героя, странности его хандры при внешнем благополучии условий жизни помогают понять его монологи. Нами изучено 3 отрывка из произведения: в первой строфе романа рассуждения героя о своем дяде, монолог-исповедь, прозвучавший в ответ на письмо Татьяне Лариной (4 глава), и письмо Онегина в 8 главе. На основании анализа можно сказать, что герой говорит правильным литературным языком. Онегин не отличается многословием: в данных отрывках общее количество словоупотреблений - 629, из них существительных - 139, глаголов - 108, прилагательных - 46, наречий - 32. Как видим, в морфологическом строе речи заметно преобладают имена существительные, что позволяет нам считать Евгения Онегина языковой личностью именного типа. В преобладании именных частей речи находят языковое выражение такие черты характера, как сдержанность, уравновешенность, рассудительность. Мы предполагаем, такое количество глаголов говорит о способности к действию. Малое количество прилагательных и наречий свидетельствует об отсутствии эмоциональности, в характере преобладают холодность, скрытность и равнодушие.

Рассмотрим лексико-грамматические особенности монологов Евгения Онегина.

Лексические особенности

Первая строфа романа, представляющая прямую речь героя, вводит читателя непосредственно в середину действия, которое получает продолжение лишь в конце главы с LII по LIV строфу. Подчеркнуто-бытовой и сатирический характер эпизода придает зачину пародийный характер. В тексте 61 лексическая единица. Наиболее частотными являются имена существительные - 15 и глаголы -13. Тематика одна - стенания молодого человека из-за необходимости «с больным сидеть и день и ночь». С этим же связано и нагнетание в первой строфе фразеологизмов разговорной речи: «самых честных правил», «не в шутку занемог», «лучше выдумать не мог», «его пример другим наука», казалось бы, восхваляющих дядю. Но вызывает недоумение выражение «уважать себя заставил», которое можно считать оксюмороном. Разве можно заставить уважать? Через эти фразеологизмы выражается отношение Онегина к ситуации. Молодой человек вынужден ехать к умирающему дяде, ухаживать за ним. Иначе он не получит наследство. И, не испытывая к «больному», «полуживому» никаких родственных чувств, Онегин с тоской думает о скуке, подстерегающей его, называя вынужденную заботу об умирающем богатом родственнике «низким коварством». В одной строфе упоминание и бога и черта, наверное, свидетельствует о легкомысленности героя.

Лексика монолога-исповеди из 4 главы представляет две тематические группы, которые условно можно назвать «чувства», «семья». Порядка 296 лексических единиц в этом монологе. Наиболее частотными являются имена существительные - 61. Исповедь Онегина, которая превратилась в «проповедь», противопоставлена письму Татьяны. На первом месте лексика, связанная с чувствами - любовь, искренность, волненье, блаженство. Торжественность и высокопарность речи придают использование устаревших грамматических форм и высокой лексики (внимая, молвил, нашед, младая дева, ужели), определение, образованное от литературного термина («без блесток мадригальных»), эмоциональные, выразительные эпитеты («любви невинной», «умолкнувшие чувства», «печальных дней», «души доверчивой», «чистой, пламенной душой», «строгою судьбой», «легкие мечты»), метафоры («признанья души», «жребий повелел»). Неоднократное повторение слова «душа» - 4 словоупотребления - служат для противопоставления героев: Онегин о себе - «чужда душа моя», «не обновлю души моей», и о Татьяне - «души доверчивой признанье», «чистой, пламенной душой». Лексика сцены объяснения Онегина с Татьяной подкупает высоким благородством и честностью: «умолкнувшие чувства», «пленился». Читая суровую «проповедь» Татьяне, Онегин старается быть искренним. Он объективно оценивает свой характер, привычки, образ жизни. В своей исповеди Онегин признается Татьяне в том, что он не сможет быть её хорошим мужем. В тексте представлена тематическая группа слов со значением «семья, дом»: домашний круг, отец, супруг, невеста, подруга, супружество, семья, жена, муж, брат. Явная ирония звучит при описании возможной семьи: перифраз «какие розы нам заготовит Гименей», слова «низкого», разговорно-бытового стиля «бесить», «судьбу, однако ж, проклиная». Онегин говорит: «Супружество нам будет мукой». Эпитеты, которыми награждает Онегин возможного мужа, несут негативную окраску: «недостойный», «скучный», «нахмурен, молчалив, сердит и холодно-ревнив». Такой муж не сможет сделать Татьяну счастливой. Онегин не верит в любовь, он сравнивает её с «деревцом», которое время от времени сбрасывает свои листья, Онегин считает, что любовь между людьми так же непостоянна, и поэтому он может любить Татьяну только «любовью брата». Наиболее частотным в этом отрывке являются однокоренные существительные, объединенные темой «любовь» - 6 словоупотреблений. Но это не признания в любви, наоборот, отрицание её: «сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас», «люблю любовью брата». Видимо, чувство любви недоступно Онегину. Онегин доверяет здесь лишь своему рассудку и жизненному опыту, не доверяя своей душе. Онегин, пытаясь убедить Татьяну, уповает на жребий - 2 словоупотребления: «…когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел», «…ужели жребий вам такой назначен строгою судьбой». Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Смысл речи Онегина в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой ("спаситель" или "соблазнитель"), а просто как хорошо воспитанный и вполне порядочный человек, который "очень мило поступил с печальной Таней". Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни.

В письме Онегина из 8 главы 272 лексические единицы. Наиболее частотными являются имена существительные - 63, глаголы - 51. В письме Онегина можно выделить одну тематическую группу. Главная тема отрывка связана с понятием «любовь» («печальной тайны объясненье», «в вас искру нежности заметя», «ловить влюбленными глазами», «бледнеть и гаснуть... вот блаженство!», «томиться жаждою любви»). Восьмая глава обнаруживает в Онегине возможности, которых за ним прежде не было. Это взлет героя, в котором открылась самозабвенная, непосредственная любовь и поэтическое чувство. Онегин в начале романа и в конце его - это разные люди. Во втором отрывке преобладает количество личных местоимений «я», «мое» - 22 словоупотребления в сравнение с «вы», «вас» - 15, то есть герой больше говорил о себе, даже выказывал свое превосходство, не исповедовался, а «проповедовал Евгений»: «учитесь властвовать собою: не всякий вас, как я, поймет: к беде неопытность ведет». В третьем отрывке количество местоимений «я» (17) - «вы» (19) и их производных примерно одинаково. Человек уже думает не только о себе, но и в большей степени о любимой. Письмо пишет «второй» Онегин, изменившийся за время странствий, способный любить. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни и страсти. Об этом свидетельствуют эмоциональные метафоры («искра нежности», «затеи хитрости», «томиться жаждою любви», «волнение в крови»), оксюморон (злобному веселью), эпитеты («печальной тайны», «горькое презренье», «гордый взгляд», «привычке милой», «постылую свободу», «мольбе смиренной», «притворным хладом», «хитрости презренной»). Здесь находим «высокую» лексику («внимать», «тягостны», «смиренной»), слова «низкого», разговорно-бытового стиля («тащусь»), славянизмы («уст», «хлад», «боле», «укор»). В письме Онегин часто использует слова, связанные с «высшими силами» («душу», «Боже мой», «вот блаженство», «наудачу», «судьбой отсчитанные дни», «в мольбе моей смиренной», «ваш укор», «и предаюсь моей судьбе»). В речи главного героя, который является проводником мыслей самого автора, появляется афористичность: «Я думал: вольность и покой//Замена счастью».

Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности - пишет любовное письмо замужней даме. Понимая, что он может навредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит: лишь « видеть вас, повсюду следовать за вами». Вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин - тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, - не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить: «И, зарыдав, у ваших ног // Излить мольбы, признанья, пени». И в итоге герой признает себя побежденным: «я сам себе // Противиться не в силах боле; // Все решено: я в вашей воле // И предаюсь моей судьбе». Здесь почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: я в вашей воле», - пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…». Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то - и счастье и несчастье одновременно.

Таким образом, анализ лексической организации отрывков отражает процесс духовного просветления личности героя. Об этом свидетельствуют изменения в лексике: в количественном составе, а в большей степени в качественном составе лексики. На смену подчеркнуто-бытовому характеру первого монолога Онегина с немногословной разговорной лексикой приходит эмоциональная речь, богатая высокой лексикой, метафорами, эпитетами.

Синтаксические особенности

Монологические высказывания, которые мы исследовали, небольшие по объему: в первой строфе 3 предложения, в следующих двух отрывках по 18 предложений. Всего 59 предложений, из них только 10 простых, остальные сложные, причем со значительным преобладанием бессоюзных сложных предложений (19), 7 сложноподчиненных предложений. Простые предложения в основном восклицательные (Какое горькое презренье// Ваш гордый взгляд изобразит!) или вопросительные (Чего хочу? С какою целью открою душу вам свою?). Бессоюзие сложных предложений с несколькими рядами однородных членов придает динамичность стиху, выражающую взволнованность героя. Среди осложняющих структуру компонентов встречаются также вводные слова (быть может, однако ж), что указывает на способность к рефлексии.

Средством выражения эмоций являются экспрессивные синтаксические конструкции, среди которых встречаются:

Лексические повторы: «…мне дорог день, мне дорог час»; «ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал»;

Инверсии: «с вами днем увижусь я»; «в мольбе моей смиренной»; «открою душу вам свою»;

- анафора: «Когда бы жизнь домашним кругом// Я ограничить захотел;//Когда б мне быть отцом, супругом// Приятный жребий повелел;// Когда б семейственной картиной // Пленился я хоть миг единый…»;

Градация: «излить мольбы, признанья, пени…», «…пред вами в муках замирать, бледнеть и гаснуть».

Таким образом, использование Онегиным в своей речи преимущественно сложных предложений, выражение эмоций через экспрессивные синтаксические конструкции говорит об образованности героя, владеющего всеми нормами литературного языка.

2.2. Особенности речевого поведения

Создание речевого портрета включает в себя анализ речевого поведения. Под речевым поведением понимают обычно осознанные (реже неосознаваемые) речевые поступки, совершаемые языковой личностью в определенной ситуации общения и направленные на решение коммуникативной задачи. В речевом поведении так же, как и в использовании языковых единиц, проявляются индивидуальные и типические черты языковой личности.

Монологи и письмо Онегина - это и есть речевые поступки. Неформальный характер общения позволяет адресанту выразить свои мысли и чувства с максимальной свободой и полнотой.

В начале романа монолог Онегина обращен к самому себе, его чертыханья по поводу вынужденной поездки в деревню - это разговор с самим собой. Мы еще не знаем героя, возникает интрига, желание узнать подробности жизни «молодого повесы».

В 4 главе описывается свидание Татьяны Лариной и Евгения Онегина, предполагается диалог между молодыми людьми, но мы слышим только Онегина. «Едва дыша, без возражений, Татьяна слушала его». Поэтому, на наш взгляд, можно именовать данный отрывок монологом, в котором начинает раскрываться характер Онегина. Можно сказать, что этот молодой человек искренен не только перед самим собой, но и перед Татьяной. Онегин пытается донести в своей речи, что они не могут быть вместе. Он не любит её, он, уставший и разочарованный в жизни, не способен её оценить.

В восьмой главе «сердечное страданье уже пришло ему невмочь», и Онегин готов к гибели («заранее писать к прадедам готов о скорой встрече»). Он действительно сумел «забыть себя»: преданность чувству сильнее страха смерти, он, «как дитя влюблён». Он дорожит каждым мгновением жизни, в которой присутствует Татьяна.

Обязательной этикетной частью монолога и письма является обращение. Знание этикетных формул и умение ими пользоваться - важная составляющая коммуникативной компетенции: их использование - это признак вежливости, свидетельствующий об уважении к адресату, и признак воспитанности самого пишущего. Онегин на протяжении всего письма обращается к Татьяне на «вы» («вас оскорбит»; «глядеть на вас»). Это проявление вежливости или сдержанность чувств? Он не способен забыться в своем чувстве любви и невольно (как Татьяна) перейти на «ты». В Онегине нет этой полной самоотдачи: казалось бы, он влюблен, но, страстно признаваясь в любви, продолжает контролировать свои чувства, мысли, речь.

Таким образом, особенности речевого поведения не просто соотносятся с выявленными нами ценностными смыслами данной языковой личности, но и определяются ими. Речь Евгения Онегина является безупречной с точки зрения соблюдения языковых норм, соответствующих не только 1 половине 19 века, но и началу 21 века. Речь литературного героя отличается выразительностью, логичностью, доступностью, ясностью изложения, богатством словарного запаса. Наблюдается строгое соблюдение всех этических норм общения: знание и применение речевых формул приветствия, просьбы, прощания, благодарности, обращение на «вы». Общекультурная составляющая обеспечивает богатство как пассивного, так и активного словарного запаса. Умение мыслить обеспечивает логичность изложения мыслей.

Заключение

В ходе исследования монологических высказываний из романа «Евгений Онегин» мы убедились, что в художественной литературе речевой портрет раскрывает отличительные черты и свойства действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором. А.С.Пушкин подбирает для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей полнотой передают основные особенности изображаемых им характеров и позволяют читателю составить представление об их культуре, социальной среде, психологии. Это достигается при помощи тщательного выбора лексических и интонационно-синтаксических форм речи, придающих ей индивидуальное своеобразие. Всё это создаёт речевую характеристику, анализ которой важен для понимания индивидуальных и типических особенностей речи действующих лиц.

В монологах Евгений Онегин предстает как уникальный человек - со своим набором слов, характерными речевыми оборотами, «любимыми» синтаксическими конструкциями. Анализ языка монологов позволил нам выявить те нравственные ценности, которые были важны Онегину в разные периоды жизни. Исследование дало возможность проследить эволюцию характера персонажа с начала произведения до его финала.

Каждая языковая личность существует в пространстве культуры своего времени и того социального слоя, к которому принадлежит. Поэтому в индивидуальном речевом портрете обязательно отражаются типические черты коллективного речевого портрета. Так и в речевом портрете Евгения Онегина нашли отражения черты типичного представителя русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, которая, «живя без цели и трудов», критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике, не находила смысла жизни, не умела любить и не смогла стать счастливой.

Использованная литература

1. Гончарова Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте / Отв. ред. З. Я Тураева. - Томск: Издательство Томского университета, 1984.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Караулов Ю.Н. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 264 с.

3.Китайгородская М.В. Русский речевой портрет/ Китайгородская М. В., Розанова Н. Н.- Фонохрестоматия. - М.: Наука, 1995.-128 с.

4. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета / Крысин Л.П. // Русский язык в научном освещении. - № 1. - М., 2001. - С. 90-106

5.Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева - М.: Сов. энциклопедия, 1987.

6. Пушкин А.С. Евгений Онегин/ Пушкин А.С. - М.: Просвещение, 1986. - 256 с.

7. Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. канд. филол. наук/ Тарасенко Т. П. - Краснодар, 2007.

8. Чурилина Л.Н. Языковая личность в художественном тексте/ Чурилина Л. Н. - М.: Флинта: Наука, 2011.

Сочинение. ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».:

Евгений Онегин - это очень неординарный герой. Он интересен мне как человек, резко выделяющийся из остальной массы людей. Пушкин создает образ «лишнего человека». Поэт рисует Онегина очень похожим на себя по воспитанию в детстве (Пушкин воспитывался няней, и Онегин воспитывался не родителями), но очень часто их взгляды на жизнь не совпадали. Пушкин пишет роман так, что, хотя он и не герой, он постоянно присутствует рядом с Онегиным и сравнивает его с собой.

В детстве отцу Онегина неохота было заниматься его воспитанием, и он нанял «убогих»madameи monseir, которые ничему не учили мальчика, а лишь слегка за “слегка за шалости бранили”. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Онегин - светский молодое человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от народной почвы

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь...

И немудрено, что из Онегина вырос эгоист, думающий только о своих желаниях и удовольствиях. Хорошее в его душе благодаря воспитанию и обществу оставалось в нем. Образование он получил поверхностное, но сам, хотя и без всякого удовольствия, углублялся в чтение книг. Как потом выясняется, он читает не только художественную литературу, но и философские книги. И это очень пошло ему на пользу, потому что, встретившись с Ленским, окончившим один из лучших в мире в то время университетов, он мог спорить даже с ним на такие серьезные темы, как философия и политика.

Онегин вращается в высшем свете. Сначала он живет, как и все светские люди: ездит на балы, ходит в театры, но это он делает без удовольствия, как что-то обязательное, его даже перестало интересовать, что происходит на сцене:

“...потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился - и зевнул”.

(Хотя Пушкин называет театр «волшебным краем».)

Но по своим взглядам и требованиям к жизни он стоит намного выше не только своих соседей-помещиков в деревне, но и представителей петербургского света, и потому эта бессодержательная, пустая жизнь ему вскоре надоела:

Но к жизни вовсе охладел.

Как Child Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он... В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни

Онегин хотел бы расстаться с такой жизнью, но у него не хватает на это ни сил, ни желания. При этом его эгоизм, невнимание к чувствам других постоянно приводят к тому, что, не желая этого, он причиняет зло тем людям, с которыми его сталкивает судьба. Получив любовное письмо Татьяны, он чувствует, что не может ответить ей тем же и отказывает ей,но отказывает вежливо в мягкой форме, не считаясь с ее чувствами. Но, по-моему, это было лучше, чем если бы он обнадежил ее, обещая ей ответить тем же, заведомо не любя ее. Он решает отомстить Ленскому за то,что Владимир сказал Онегину что на именинах Татьяны кроме родных и близких людей никого не будет. он причиняет боль Татьяне и Ленскому на именинах Татьяны, открыто ухаживая за Ольгой. Пушкин показывает Онегина эгоистом, но он «страдающий эгоист», а не самодовольный и влюбленный в себя. Он, видимо, понимает, что основной источник его тоски - это отсутствие труда, общественной деятельности. Но его ум не позволяет ему идти по проложенной дороге, по которой шли многие молодые дворяне, желающие найти себе «полезное» занятие. Пойти служить офицером или чиновником он не мог, так как понимал, что это значит поддерживать тот строй, из-за которого и появляется у него тоска. И единственным трудом для него остается борьба со злом тогдашней русской жизни - крепостным правом и царским самодержавием. Но как раз к этому он не был способен в силу своего воспитания и условий жизни, убивших в нем всякий интерес к труду:

«Труд упорный ему был тошен». Онегин не принадлежал к дворянским революционерам, но то, что он чувствовал себя неуютно в тогдашней обстановке, говорит о том, что он стоял значительно выше дворянской молодежи. Пушкин говорит, что Онегин был «сноснее других».

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал -

Но (нет правил без исключений)

Иных он очень отличал

И вчуже чувство уважал,

То есть он видел в других и ценил то живое, чего уже не осталось в нем.

Почти на протяжении всего романа действия, мысли, речи Онегина остаются неизменными, принадлежащими умному человеку, озлобленному на общество (у него злой, острый язык, он зло отзывается обо всем окружающем), разочарованному во всем и неспособному к каким-либо сильным чувствам и переживаниям. Но события, о которых Пушкин рассказывает в последних главах, производят на Онегина сильное впечатление. И мы видим, что он обнаруживает такие черты характера, которых даже не подозревал в себе. Дуэль с Ленским дает ему возможность понять, к чему его привел эгоизм, его невнимательность к людям, забота только о себе. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов".. Он уже не такой высокомерный, не эгоист, стоящий выше всех жизненных впечатлений, он приходит в ужас от своего бессмысленного поступка:

Мгновенным холодом облит,

В тоске сердечных угрызений...

Убийство Ленского перевернуло всю его жизнь. В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь.Теперь уже Онегин не может игнорировать чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить. Повлияла на него действительность жизни русского народа, которую он увидел во время путешествий. После пережитого Онегин изменяется, становится совершенно другим человеком. Но, несмотря на странствия, эгоизм и самолюбие в Онегине не поубавились. Это и есть «перерождение» Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине.Написав письио Татьяне Онегин не задумывается о её чувствах,думает только о себе. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Образ Онегина - это образ, вобравший в себя общие черты, типичные для целого слоя тогдашней молодежи. Это молодые люди, обеспеченные трудом, но получившие плохое, беспорядочное образование и воспитание, которые ведут пустую, бессодержательную жизнь с развлечениями на балах, в гостях, на праздниках. Но в отличие от остальных слоев, то есть господствующего класса, относящегося к своему безделию спокойно, эти молодые люди более умны, у них есть хоть какая-то доля совести, они испытывают неудовлетворенность от окружающей среды, от того общественного строя и недовольны собой, но все-таки они так же, как Онегин, благодаря своему воспитанию, не могут порвать с такой жизнью. Пушкин очень хорошо характеризует скуку и чувства, свойственные этим людям:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Хотя весь роман - это повествование о Евгении Онегине как об индивидуальности, здесь он показан как типичный представитель дворянской молодежи того времени.

Роман «Евгений Онегин» – это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой – Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин – дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум…

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений – это «добрый… приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

… но труд упорный Ему был тошен…

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна – это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».

Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин – это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

Нет похожих записей.

В сети попался замечательный очерк Бориса Бим-Бада о Евгении Онегине!

Бим-Бад Б. М. О психологии душевной пустоты.

И где ж беглец людей и света,

Красавиц модных модный враг,

Где этот пасмурный чудак,

Убийца юного поэта?

А. С. Пушкин

Среди многообразия злодеев есть один характер, казалось бы, мирный и неопасный, «самых честных правил», но таящий в себе смерть для окружающих, даже самых близких людей, и душевные страдания тем, кто имел несчастье их любить. В гениальном психологическом романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина живо описан этот тип личности.

Что же составляет нрав этих опасных «пасмурных чудаков»?

Неизбывное чувство превосходства над окружающими приходится поставить на первое место, поскольку Пушкин предпосылает «Евгению Онегину» эпиграф: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может, мнимого».

Онегин презирает людей иногда до степени цинизма. Он понимает, что это низко — притворяться, что лицемерить — «низкое коварство». И он мысленно идет на это, чтобы получить наследство. «Прочтя печальное посланье, / Евгений тотчас на свиданье / Стремглав по почте поскакал, / И уж заранее зевал, / Приготовляясь, денег ради, / На вздохи, скуку и обман» / (И тем я начал мой роман)».

«Манерой глядеть свысока» назвал Ф. М. Достоевский это свойство Онегина. Именно взгляд свысока сделал «то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил её в первый раз... Не узнал он её и потом в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все её совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им; в том и трагедия их романа».

Болезнь. Навязчивое возвышение себя над «двуногих тварей миллионами» сочетается у такого человека с неотступной тоской. Для Онегина всё скука, где бы он ни был и что бы ни видел. «Хандра ждала его на страже, / И бегала за ним она, / Как тень иль верная жена».

Пушкин считает преследующую Евгения Онегина хандру болезнью. «Недуг, которого причину / Давно бы отыскать пора, / Подобный английскому сплину, / Короче: русская хандра / Им овладела понемногу; / Он застрелиться, слава Богу, / Попробовать не захотел, / Но к жизни вовсе охладел. / Как Child-Harold, угрюмый, томный / В гостиных появлялся он; / Ни сплетни света, ни бостон, / Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, / Ничто не трогало его, / Не замечал он ничего».

Гениальный наблюдатель и аналитик Пушкин ищет и обнаруживает причину сего недуга, — болезни душевной пустоты.

Пустота души. «Когда же юности мятежной / Пришла Евгению пора», он оказался ленив и бессодержателен. Из своего пустопорожнего детства он не вынес ни любознательности, ни идеалов, ни серьезных интересов.

Свою пустоту герой ловко скрывает за поверхностностью, сходя даже за весьма ученого человека. «Имел он счастливый талант / Без принужденья в разговоре / Коснуться до всего слегка, / С учёным видом знатока / Хранить молчанье в важном споре / И возбуждать улыбку дам / Огнём нежданных эпиграмм».

Познания и душевный труд ему и не понадобились, поскольку он предался охоте на юных девушек.

Разврат. Он наслаждался обманом и жестокостью. Притворяясь любящим, он добивался любви, чтобы потом читать обманутым мораль. Победить, чтобы унизить. Для достижений извращенной этой цели «Как рано мог он лицемерить, / Таить надежду, ревновать, / Разуверять, заставить верить, / Казаться мрачным, изнывать, / Являться гордым и послушным, / Внимательным иль равнодушным! / Как томно был он молчалив, / Как пламенно красноречив, / В сердечных письмах как небрежен! / Одним дыша, одно любя, / Как он умел забыть себя! / Как взор его был быстр и нежен, / Стыдлив и дерзок, а порой / Блистал послушною слезой!»

«Как он умел казаться новым, / Шутя невинность изумлять, / Пугать отчаяньем готовым, / Приятной лестью забавлять, / Ловить минуту умиленья, / Невинных лет предубежденья / Умом и страстью побеждать, / Невольной ласки ожидать, / Молить и требовать признанья, / Подслушать сердца первый звук, / Преследовать любовь, и вдруг / Добиться тайного свиданья... / И после ей наедине / Давать уроки в тишине!»

Одновременно Онегин проявляет безжалостность и неразборчивость в злобе. «Когда ж хотелось уничтожить / Ему соперников своих, / Как он язвительно злословил! / Какие сети им готовил!». Из дальнейшей истории Онегина мы узнаем, что он к тому же еще и мстителен.

«Но был ли счастлив мой Евгений, / Свободный, в цвете лучших лет, / Среди блистательных побед, / Среди вседневных наслаждений? / Нет: рано чувства в нём остыли; / Ему наскучил света шум; / Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум; / Измены утомить успели; / Друзья и дружба надоели...»,

Ему наскучило «Всё те же слышать возраженья, / Уничтожать предрассужденья, / Которых не было и нет / У девочки в тринадцать лет!»

Побеждать невинных ему стало мало. Одновременно он еще и «Непостоянный обожатель / Очаровательных актрис". Его волнуют и женщины полусвета — «Сердца кокеток записных».

«Вот как убил он восемь лет, / Утратя жизни лучший цвет».

Пресыщение развратом. Наибольшая совокупность удовольствий как по продолжительности, так и по разнообразию, казалось бы, заслуживала название радости. Но чувственников подстерегает пресыщение — страшное наказание.

К тому же во времена Онегина сексуальные подвиги вышли из моды: «Разврат, бывало, хладнокровный / Наукой славился любовной, / Сам о себе везде трубя / И наслаждаясь не любя. / Но эта важная забава / Достойна старых обезьян / Хвалёных дедовских времян: /Ловласов обветшала слава».

Онегин остался совсем без всякого дела. «И снова, преданный безделью, / Томясь душевной пустотой, / Уселся он — с похвальной целью / Себе присвоить ум чужой; / Отрядом книг уставил полку, / Читал, читал, а всё без толку... Как женщин, он оставил книги, / И полку, с пыльной их семьей, / Задёрнул траурной тафтой».

Понятно, почему: ведь «труд упорный ему был тошен», а чтение — труд. Труд и творчество, как говорил наш философ В. Ф. Асмус. Чтение бесполезно без понимания, вчувствования, сравнения с жизненным опытом, работы воображения.

Испытание истинной любовью. На жизненном пути человека, страдающего болезнью пустоты, встретились две истинные любви — Владимира Ленского и Татьяны Лариной. Ленского Онегин уничтожает, Ларину отвергает.

Невозможно не согласиться с Достоевским в том, что «Ленского он убил просто от хандры...».

Страшная месть — преамбула к убийству. И в самом деле, раздражение и даже негодование Онегина по отношению к юному другу вызвало обилие гостей на именинах у Татьяны. «Чудак, попав на пир огромный, / Уж был сердит. Но девы томной / Заметя трепетный порыв, / С досады взоры опустив, / Надулся он и, негодуя, / Поклялся Ленского взбесить / И уж порядком отомстить. / Теперь, заране торжествуя, / Он стал чертить в душе своей / Карикатуры всех гостей».

План мести состоял в том, чтобы привычно увлечь во время танцев глуповатую Ольгу, вызвать ревность у Владимира Ленского и пренебречь чувствами Татьяны.

«К минуте мщенья приближаясь, / Онегин, втайне усмехаясь, / Подходит к Ольге. Быстро с ней / Вертится около гостей, / Потом на стул её сажает, / Заводит речь о том о сём; / Спустя минуты две потом / Вновь с нею вальс он продолжает; / Все в изумленье. Ленский сам / Не верит собственным глазам... / Не в силах Ленский снесть удара; / Проказы женские кляня, / Выходит, требует коня / И скачет. Пистолетов пара, / Две пули — больше ничего — / Вдруг разрешат судьбу его».

Онегин узнал, что даже перевыполнил свой план, когда поутру получил от Ленского вызов на дуэль.

«То был приятный, благородный, / Короткий вызов, иль картель: / Учтиво, с ясностью холодной / Звал друга Ленский на дуэль».

Роковое первое движение онегинской души. «Онегин с первого движенья, / К послу такого порученья / Оборотясь, без лишних слов / Сказал, что он всегда готов...».

Почему же — с первого движенья? Почему — не подумав? Ведь он «Наедине с своей душой / Был недоволен сам собой. / И поделом: в разборе строгом, / На тайный суд себя призвав, / Он обвинял себя во многом: / Во-первых, он уж был неправ, / Что над любовью робкой, нежной / Так подшутил вечор небрежно. / А во-вторых: пускай поэт / Дурачится; в осьмнадцать лет / Оно простительно. Евгений, / Всем сердцем юношу любя, / Был должен оказать себя / Не мячиком предрассуждений, / Не пылким мальчиком, бойцом, / Но мужем с честью и с умом. / Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь; / Он должен был обезоружить / Младое сердце...».

Да потому, что за свою постылую жизнь он не тревожился (перед поединком он «Спал мёртвым сном»), смерти друга в расчет не принимал, а боялся прослыть трусом. «Но дико светская вражда / Боится ложного стыда».

«Теперь сомненья решены. / Они на мельницу должны / Приехать завтра до рассвета, / Взвести друг на друга курок / И метить в ляжку иль в висок».

Но Онегин метил в грудь, под сердце. «Свой пистолет тогда Евгений, / Не преставая наступать, / Стал первый тихо подымать. / Вот пять шагов ещё ступили, / И Ленский, жмуря левый глаз, / Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Пробили / Часы урочные: поэт / Роняет молча пистолет, / На грудь кладёт тихонько руку / И падает. Туманный взор / Изображает смерть, не муку. ... Недвижим он лежал, и странен / Был томный мир его чела. / Под грудь он был навылет ранен; / Дымясь из раны кровь текла».

После убийства. «Онегин (вновь займуся им), / Убив на поединке друга, / Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов, / Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел. / Оставил он своё селенье, / Лесов и нив уединенье, / Где окровавленная тень / Ему являлась каждый день...»

«И постепенно в усыпленье / И чувств и дум впадает он, / А перед ним воображенье / Свой пёстрый мечет фараон. / То видит он: на талом снеге, / Как будто спящий на ночлеге, / Недвижим юноша лежит, / И слышит голос: что ж? убит...».

Татьяна указала ему (вместе с его любовью к себе) на дверь: «Я вас прошу меня оставить».

Где же он, убийца юного поэта? Где он сейчас? — Здесь, среди нас.




Top