Портретная характеристика жулина в рассказе кавказский пленник. Краткая характеристика жилина из повести кавказский пленник

Тема. Когда наступит лето?
Цели: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах и
их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены
времён года.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
2. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их
последовательности.
3. Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие
способности.
2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать
выводы.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
1. Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем
года.
2. Формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение
применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы
своего края.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности
сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать время года по характерным
признакам; усвоить правила укрепления здоровья.

Предварительная работа: прогулка с целью наблюдения за зимними явлениями
в природе.
Оборудование: компьютер, таблички с названиями дней недели, месяцами,
карточки для работы в парах, у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.
I.Организационный момент
Ход урока
­Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня у нас не обычный урок, у нас
присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать, чему
научились.
­Давайте улыбнёмся друг другу, и в дружеской обстановке проведём урок.
II. Актуализация знаний
1.Беседа
­ Отгадайте загадку Муравьишки.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели.)
­ Назовите по порядку все дни недели.
2. Игра «Какой день недели?»
­ Какой день недели был вчера?
­ Какой день недели будет послезавтра?

3. Игра «Неделька, стройся!»
(Учитель заранее готовит таблички с названиями дней недели. Вызывает к доске
семерых учеников, дает каждому по табличке. По команде «Неделька, стройся!»
дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который
назовет учитель.)
Работа в парах. Соедините названия дней недели с их номером по порядку.(2
пары)
Проверка (Как вы соединили дни недели их номерами по порядку? А другая
пара?
III. Самоопределение к деятельности
(Слайды 2­3)Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
­ А когда же приходит лето? (Ответы детей.)
Какая же тема нашего урока? (Когда наступит лето?)
­ А еще какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку. Какой
месяц год заканчивает? А какой начинает?
(Не все ученики могут ответить на предложенные вопросы, некоторые путаются.)
­ Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О временах года.)
­ Какую учебную цель мы поставим перед собой? О чем должны будем узнать?
(Как сменяются времена года? В какой последовательности? Какие месяцы
соответствуют каждому времени года?
IV. Работа по теме урока
Вот и нашему Муравьишке стало интересно: а когда же все – таки наступит
лето? Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой
загадкой. (Слайд 4)
Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты?
­ Ребята, кто догадался, о чем загадка? (О временах года.)
­ А какое сейчас время года? (Ответы детей.)
­ Рассмотрите рисунок – схему на с.10. Найдите на этой схеме название времен
года. Сколько их? Назовите. (Зима,весна,лето,осень.)
­ Мудрая Черепаха приготовила загадки о временах года. Есть желающие
отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?
(Дети отгадывают и показывают это время годы на схеме.)
(Слайд 5)Птица – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)
­Найдите на годовом круге на стр. 10 учебника это время года.
­Что происходит в природе зимой?
(Слайд 6) Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)

­Найдите весну на годовом круге. А какие изменения в природе происходят в это
время года?
(Слайд 7)Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)
­ Найдите лето там же. А летом что происходит в природе?
(Слайд 8)Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Припрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)
­И последнее время года найдите на годовом круге. Какие изменения в природе
происходят осенью?
­ Кто ­нибудь догадался, почему эта схема называется годовым кругом?(Времена
года идут друг за другом, так что получается круглый год. А за 1 годом
наступает следующий. И так без конца.)
­ Ребята, а вы знаете, почему происходит смена времён года?
(Слайд 9)
(Потому, что Земля вращается вокруг солнца, а более подробно мы поговорим об
этом на другом уроке)
­ Скажите ещё раз какое сейчас время года?
­ Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было
до него?
­ А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?(Лето наступит тогда, когда
закончится весна)
­ А могут ли времена года нарушить порядок?

­А в какой сказке это произошло? (12 месяцев) (Слайд 10)
­А почему так произошло?
­Отгадайте загадку Муравьишки
(Слайд 11)Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются? (Месяцы года)
­ Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)
­ Прочитайте их названия.
­ Сколько месяцев в каждом времени года?
­ Назовите и запомните зимние месяцы (декабрь, январь, февраль), весенние
месяцы (март, апрель, май), летние (июнь, июль, август), осенние (сентябрь,
октябрь, ноябрь) (слайд 12)
­Ребята, а вы знаете почему месяцы года так называются? А хотите узнать?
Некоторые ребята приготовили сообщения об этом. Послушайте их.
Во многих странах и у нас тоже месяцы называют так, как придумали в Древнем
Риме. Вначале они называли месяцы просто по номерам: первый, второй, третий,
а считать начинали с марта.
Первый месяц –январь.Этот месяц назван в честь любимого в Риме бога
времени, покровителя путешественников и моряков – Януса.
Февраль. В середине этого месяца римляне справляли большой праздник:День
очищения от всех грехов и плохих поступков.Этот праздник они назвали « Диес
Фебрутус», а потом и весь месяц стали называть фебруарис, а по русски –
февраль.
Март. Римляне назвали этот месяц мартусом в честь римского бога войны­
Марса.
Апрель. На латинском языке « априкус», значит «согретый солнцем», а «априре»
­открывать, расцветать. Правда подходит для весеннего месяца?
Май. Назван в честь богини весны и гор, богини плодородия «Майи».

Июнь. Он назван римлянами в честь богини Юноны, жены владыки неба
Юпитера.
Июль. Назван в честь римского императора Юлия Цезаря.
Август. Назван в честь другого императора – Октавиана августа.
Сентябрь. « Септембер», что по латыни значит «седьмой». Помни, что римляни
начинали считать месяцы не января, как мы, а с марта. Поэтому номера месяцев
у них не такие как у нас.
Октябрь. Октобер – по латыни «восьмой»
Ноябрь. Новембер, что значит «девятый»
Декабрь. Децембер, что значит « Десятый»
­Я думаю, вам было интересно узнать об образовании названий месяцев.
V.Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)
VI.Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику: стр.11
­ Рассмотрите рисунки Муравьишки, он торопился и допустил ошибки, найдите
их.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 стр. 9
­ Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки в
правильном порядке.

­ Картинку с каким временем года надо наклеить первой?
­ Выполните задание (Проверка в парах)
№2 стр.9
­ Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем похожи? Чем отличаются? Подумай,
какую одежду носить Муравьишке в разное время года?
№ 3 стр.10
(Работа в группах)
­Прочитайте названия первых 3 месяцев
­ К какому времени они относятся?
­ Придумай значок обозначающий зиму.
(Учащиеся придумывают значок для каждого времени года. Проверка. Каждая
группа рассказывает о результатах своей работы)
№ 4 стр.10.
­ Прочитайте названия месяцев. Что заметили?
­ С какого месяца начинается год? (с января)
­Поставьте рядом с январём в кружок цифру 1.
­ Продолжите нумерацию в правильном порядке.
VII. Подведение итогов урока
­ Посмотрите на доску и продолжите цепочки (запись написана заранее)
Осенние месяцы: сентябрь………………..
Зимние месяцы: декабрь………
Времена года: весна,……….
Весенние месяцы: март,…..
Летние месяцы: июнь……….
­ Так что же мы ответим Муравьишке? Когда же наступит лето(Ответы детей)

­ Вернёмся к цели урока. Как сменяются времена года? Мы узнали когда
наступит лето?(В определённой последовательности, друг за другом)Узнали, что
каждому времени года соответствуют свои месяцы(Назвать)
VIII. Рефлексия
Ребята представьте, что наступило лето а, вы же знаете, что летом расцветают
много красивых цветов. Вот и я вам положила на парту по 3 цветочка. Давайте
мы с вами соберём все вместе букет.
Кому урок очень понравился, было всё понятно, пусть приклеит красный
цветочек.
А вот кто испытывал небольшие затруднения, кто справился не со всеми
заданиями, тот пусть приклеит белый цветочек.
Кому было трудно понять тему урока, кому ещё нужна помощь учителя,
товарищей, приклейте жёлтый цветочек.

Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу написания рассказа «Кавказский пленник». Во время пребывания на Кавказе великий писатель попал в западню к горцам. Там он оказался вместе со своим приятелем, но им удалось избежать печальной участи. Они целые и невредимые вернулись домой. Это происшествие напрямую отразилось на этом произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров. Каждый из них полная противоположность другому. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что если не сидеть, сложа руки, все получится.

Характеристика героев«Кавказского пленника»

Главные герои

Иван Жилин

Главный герой «Кавказского пленника». Он предстает в образе настоящего русского офицера, доблестного и бесстрашного. По характеру Жилин строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Мужчина требует уважения к своей персоне даже от пленивших его татар. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и рассудительно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить все что угодно. Главное отличие его от Костылина – это сила воли и твердость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.

Костылин

Офицер. Однако он – полная противоположность Жилину. Костылин грузный и неповоротливый. Такой же он и по характеру и поведению. Мужчина полностью согласен с участью пленника. Костылин находится постоянно в унынии, всегда жалуется. У него нет гордости, даже уважения к самому себе. От такого образа жизни он вскоре заболел. Костылин предстает перед читателями подлым трусом, неспособным побороться за свою свободу. Позднее, за него прислали выкуп родные.

Второстепенные персонажи

Старик

Один из самых ярких второстепенных героев. Раньше он считался лучшим джигитом в ауле, очень богатым. У старика было три супруги и 8 сыновей. Потом пришли русские и убили 7 сыновей, разграбили имение. Один сын сдался русским, а старик после его убил собственноручно как предателя. Теперь старик – Ходжи, молится Богу. А на всех русских он затаил ненависть. Даже ходил к Абдулу - Марату с просьбой убить Жилина.

Абдул - Марат

Зажиточный «черный» татарин, у которого в плену оказались два офицера. Он заставил пленников написать письма домой, чтобы родные прислали выкуп. Как хозяин Абдул характеризуется с положительной стороны. Он уважает пленников. Описание личности татарина, дает понять, что с одной стороны он добрый, но в то же время видит в Жилине врага.

Дина

В рассказе Толстого Дина – дочь Абдула - Марата, ей всего 13 лет. Милая и спокойная девочка, она была просто в восторге от кукол, которые для нее делал Жилин. Дина очень добрая и жалостливая. Она помогла совершить побег Жилину. Все то время, пока он был в плену, она украдкой приносила еду. В конечном итоге, Дина и русский офицер расстались друзьями.

Кази Мугамед

Его называют «красным татарином», из-за его бородки такого же цвета. Изначально, Жилин был в плену у Кази Мугамеда. Именно он пленил русского офицера, а потом продал Абдулу - Марату. Он с пренебрежением относится к Жилину.

Старуха

Имени старухи в произведении не указано. Она разбила куклу, сделанную Жилиным. Постоянно ворчит на Дину, заставляет ее работать. Полная характеристика персонажа старухи не ясна, но судя по сжатому анализу ее роли, она ворчлива и недовольна жизнью.

В «Кавказском пленнике» герои – это два полностью противоположных персонажа. Данный материал будет полезен для написания сочинений по школьной программе 5 класса.

Небольшой рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» удивляет своим языком написания, похожим на тот которым пишут сказки. Но это далеко не детское сочинение, поднимает серьезные вопросы нравственности и морали общества. На первом месте стоит противостояние, которое удачно раскрывается на примере двух основных героев рассказа Жилина и Костилина. Реалистично описанный быт горных народов и неповторимые красоты природы Кавказа – дополняют картину. События развиваются настолько динамично, что все сочинение читается просто на одном дыхании. Основная заслуга в этом принадлежит автору произведения.

Л.Н.Толстой очень умело пользуется таким приемом как «противопоставление», поэтому два его основных героя как шахматисты на поле играю разными фигурами. Костылину достаются все черные, а Жилин соответственно играет белыми. Характеры прорисованы настолько контрастно и подчеркнуто полярно, что у читателя просто не возникает иного выбора как сопереживать положительному герою и винить во всех бедах отрицательного. Таким приемом пользуются множество писателей и поэтов, но только у Л.Н. Толстого все получается логично и органично, так как должно быть и есть в реальной жизни. Благодаря вот такой правдоподобности, читатель верит буквально каждому слову.

Жилин, практически с первых строк рассказа, создает впечатление жизнерадостного человека, такого себе «умельца-удальца» которому нипочем все жизненные перипетии. Таких людей все уважают и соответственно любят, не то что злобного и жестокого Костылина, в образе которого сквозит недоброжелательность и некоторая черствость ко всему что его окружает. Причем нельзя сказать, что явное различие между ними продиктовано определенными обстоятельствами. Они воют по «одну сторону баррикад» и никак не являются врагами, в отличии от жителей Кавказа, которые в свою очередь описаны даже более гуманными и терпимыми, чем этот негативный персонаж.

Широкая душа главного героя прописана до мельчайших деталей, поэтому образ Жилина выглядит немного сборным. Здесь также проглядывается линия сказочного персонажа, достаточно вспомнить русских добрых молодцев. Кажется, что автор произведения взял и свел все хорошие черты каждого воедино и получился Жилин. Его душа широкая и открытая, как бескрайние родные поля. Он искренен по отношению к себе, поэтому ищет такого же отношения от других. Жилин способен на помощь и сострадание. Даже когда его предает сослуживиц, он все равно спасает его, несмотря на трусость последнего. Главный герой не в состоянии представить, что можно поступать по-другому, поэтому когда они вместе с Костылиным попадают в плен, Жилин все равно берет ненадежного друга с собой. Здесь раскрывается еще одна грань характера – способность прощать. Отношение Жилина к матери, также заслуживает особенного внимания. Он знает что ей неоткуда взять деньги на выкуп, поэтому с удвоенной силой и энергией ищет возможности побега.

Хороший сын своей матери и страны, уверенный в себе, сильный, мужественный, дальновидный и способный на сострадание – именно таким должен быть каждый человек. Автор рассказа «Кавказский пленник» верит в своего героя, в широту русской души, поэтому наше поколение должно обязательно прислушиваться и равняется на такого персонажа как он.

Относил написанный в 1872 году для «Азбуки» рассказ «Кавказский пленник». Содержание его было навеяно воспоминаниями о реальном случае из жизни самого писателя. Во время службы на Кавказе он едва не попал в плен. Льву Николаевичу и ехавшему рядом с ним чеченцу чудом удалось спастись от преследовавших их горцев.

Особую привлекательность произведению придает образ Жилина - смелого и решительного русского офицера, сумевшего и в плену противостоять превратностям судьбы.

Место действия и главные герои

«Кавказский пленник» - рассказ о временах войны на Кавказе. Жилин получает письмо от матери, в котором она просит сына хоть ненадолго приехать домой. Ему дают отпуск, и офицер с обозом - в одиночку ездить было опасно - отправляется в путь. Время тянется медленно, потому вместе с другим военным, Костылиным, герой решает дальше добираться самостоятельно. Однако когда предусмотрительный Жилин поднимается на кручу, чтобы оглядеть местность, его замечают горцы. Костылин с ружьем бросает своего спутника, и главный герой остается в одиночестве. В первую же минуту он решает биться до последнего, как и подобает русскому офицеру. Сам бросается на татарина, но силы не равны. Раненый Жилин оказывается в плену. Вскоре туда же привозят Костылина.

В ауле

Татарин, которому достались русские офицеры, решил получить за них выкуп. Но Жилин знал, что матери денег найти негде, потому написал на конверте неправильный адрес, и стал думать, как выбраться из плена самому. Познакомившись с хозяйской дочерью, пленник начал делать для нее глиняных куколок. В благодарность Дина тайком приносила лепешки и молоко. Понравился все умеющий Жилин и татарам: одному часы починил, другому - ружье. Характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник» дает понять, что это был человек трудолюбивый, привыкший во всем полагаться только на себя.

В отличие от Костылина, просто ждавшего, когда за него заплатят выкуп, главный герой деятелен. Он постоянно обдумывает план побега. Во время жизни в плену находит общий язык с горцами, завоевывает любовь девочки. Во время прогулок изучает местность и прикидывает, где находится русская крепость. Делает в сарае - там держали пленных - подкоп. Даже собаку хозяйскую прикормил. Предусмотрев все неожиданности, Жилин стал ждать подходящего момента.

Первый побег

Несмотря на предательство Костылина, герой решает взять его с собой. Удачно выбравшись из аула, офицеры в кромешной тьме пытаются найти дорогу. И здесь Жилин ведет себя мужественно. Он, невысокий да удалый, с изрезанными ногами, долгое время тащит на себе обессиленного грузного Костылина. И хотя таким образом за ночь не много смогли пройти, Жилин не бросил товарища.

Отправившиеся в погоню горцы схватили обоих, но теперь уже бросили их в яму. Герой и здесь пытается сделать подкоп, да татары сразу заметили: землю некуда девать было. Так характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник» показывает его жизненную стойкость и готовность в любой ситуации бороться до конца.

Освобождение

Бежать пленнику все же удалось. Помогла Дина. Когда в ауле почти не осталось мужчин, она спустила в яму длинный шест, по которому Жилин выбрался на землю. Костылин в этот раз рисковать не стал - его через месяц, обессиленного и больного, выкупили у татар родные.

С колодкой на ногах, превозмогая боль и усталость, офицер сумел за ночь добраться до своих. Уже перед самой крепостью его заметили горцы, но казаки вовремя подоспели на подмогу - кстати, именно так сумел спастись от плена и сам Л. Толстой. Таким образом, лучшие такие, какстойкость, мужество, готовность бороться в любой ситуации, природная доброта, мастерство, помогли главному герою не только выжить, но и найти путь к освобождению. Такова характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник».

Главный герой: оценка автора и читателей

Л. Толстой симпатизирует русскому офицеру. Об этом свидетельствует и фамилия героя: Жилин - имеющий крепкую «жилу», т.е. выносливый, крепкий. И название произведения: в нем употреблено единственное число вместо множественного. Следовательно, Костылин, апатичный и полагающийся только на родных, в расчет не берется. И сам стиль рассказа: в повествовании о русском офицере, вроде бы, все просто, но за этой простотой скрываются истинный героизм и стойкость, свойственные русскому человеку.

Характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник» может быть дополнена высказыванием В. Шкловского. Он отметил, что главный герой - хороший человек. И читателю, чтобы понять это, достаточно знать о нем то, что есть в произведении.

Признавая высокое значения рассказа Л. Толстого, С. Маршак поставил его в один ряд с лучшими произведениями, которые имеет мировая литература. «Кавказский пленник», по его мнению, - самый «совершенный образец маленькой повести для детей». А большое воспитательное значение рассказа, несомненно, связано с образом главного героя.




Top