Порядок создания комиссии по трудовым спорам. Процедура организации трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

В случае возникновения серьезных разногласий между администрацией и работниками любого уровня на предприятии начинает работать комиссия по трудовым спорам. Ее полномочия во многом сходны с судебной инстанцией, поскольку решения обязательны для исполнения. О том, как созывается и работает такой орган, подробно рассказывается в статье.

Подобная комиссия действительно обладает широкими полномочиями, которые во многом делают ее похожей на суд (хотя любая судебная инстанция, очевидно, является органом власти и обладает бо льшими правами). Законодательство определяет комиссию как орган, в котором происходит рассмотрение, анализ противоречий между сотрудниками и представителями работодателя, после чего принимаются решения по трудовым спорам.

Речь идет о тех разногласиях, которые касаются только трудовых отношений – т.е. они противоречия возникают в отношении применения соответствующих норм. Имеются в виду не только нормы действующих законов, но и требования внутренних документов на предприятии (например, должностных инструкций, самих трудовых договоров и т.п.).

Члены комиссии принимают решение, которое обязательно для выполнения. Сроки для выполнения – 3 рабочих дня. Постановление может быть и обжаловано (подобно судебному решению), но не позднее 10 рабочих дней.

Споры, которые рассматриваются в комиссии

Представители этого органа могут рассматривать не все категории споров, а только в пределах таких вопросов:

  1. Изменение некоторых условий трудового договора, с которыми не согласна какая-либо из сторон.
  2. Противоречия, возникающие в связи с условиями формирования зарплаты, а также компенсаций за работы в выходные дни, сверхурочные и т.п.
  3. Наложение каких-либо дисциплинарных взысканий (или их снятие) – например, выговора, штрафов за опоздание и т.п.

Споры, которые невозможно рассмотреть в КТС

Все остальные противоречия допускается решать только в судебном порядке. Это могут быть самые разные ситуации, наиболее распространены следующие:

  1. Любое изменение должности, в том числе и перевод на новое место работы в пределах разных филиалов/структурных подразделений.
  2. Отказ в приеме на работу нового лица.
  3. Восстановление на старом рабочем месте после увольнения (по любым основаниям).
  4. Компенсационные выплаты, связанные с ситуацией вынужденного прогула.
  5. Споры о выплате компенсации, связанные с тем, что сотрудник вынуждено перевелся на позицию, труд на которой оплачивается по меньшей ставке.
  6. Нарушения со стороны работодателя, которые связаны с обработкой личных данных сотрудников (в том числе данных документов).
  7. Претензии сотрудников, которые полагают, что они получили моральный ущерб в связи с дискриминацией по любому основанию (национальному, гендерному и т.п.).
  8. Также комиссия не может рассматривать и трудовые споры по ущербу, который причинил работник своей компании (например, порча имущества, хищение третьих лиц по причине недосмотра и т.п.).

Таким образом, даже если комиссия начнет совещание в связи с подобными проблемами и примет решение, оно не может считаться законным: возможно только обращение в суд.

Положение о КТС

Прежде чем созывать совещательный орган, работодатель должен позаботиться о том, чтобы обеспечить законность собрания. На каждом предприятии разрабатывается и подписывается Положение, в котором фиксируются основные моменты по работе комиссии. Типовая форма документа содержит такие разделы:

  1. Четкое перечисление полномочий КТС, обозначение предмета ее работы.
  2. Порядок созыва совещательного органа.
  3. Процедура работы органа – как, кто, в каком количестве будет заседать, как принимаются решения, какие подписываются отчетные документы и т.п.
  4. Конкретное описание прав и обязанностей членов, работающих в органе.
  5. Процедура обращения сотрудника в КТС: сроки, основания, порядок.
  6. Процедура принятия и оформления решений.
  7. Особенности исполнения принятых решений.

По сути все эти стороны работы регулируются ТК, поэтому компания вправе взять за основу именно действующий кодекс. Также образец документа можно скачать в открытых источниках – он выглядит так.




Порядок созыва и работы: пошаговая инструкция

В общем случае правом созыва обладают все участники трудовых отношений – как сам сотрудник, так и представитель работодателя. Причем они могут инициировать заседание и одновременно, т.е. подать соответствующее заявление совместно. Также правом инициирования обладают и представительные органы:

  • профсоюзы;
  • собрание работников.

Таким образом, даже один сотрудник может подать заявление с целью начать работу КТС.

Шаг 1. Подача заявления: образец

Чтобы комиссия начала работать и рассматривать конкретный трудовой спор, заинтересованному лицу следует подать заявление по установленному образцу. Типовой бланк разрабатывается в каждой компании, его вид стандартный:

  1. Шапка с указанием адресата (т.е. собственно комиссии) и заявителя (ФИО, должность).
  2. Предмет обращения – подробное, конкретное описание противоречивой ситуации (или набора случаев), которые считаются стороной несправедливыми. По мере необходимости свои утверждения обосновывают отсылками к нормам законодательства, собственного трудового договора, а также других документов (например, должностной инструкции).
  3. Просительная часть – одно или несколько требований (в виде перечня), которые предъявляет заявитель.
  4. Приложения – список оригиналов или копий документов, которые сторона приобщает к своему заявлению.
  5. Дата, подпись, расшифровка подписи (фамилия, инициалы).

Поданное заявление обязательно регистрируется во внутренних документах компании (в журнале регистрации). Ставится дата, подпись ответственного члена комиссии.

СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ. Важно понимать, что заявитель должен обратиться в КТС и подать указанное заявление в течение 90 календарных дней с момента возникновения противоречивой ситуации. Однако этот срок может быть и увеличен, если у сотрудника не было объективной возможности обратиться вовремя (например, он болел). Соответственно заявитель должен предоставить документы, которые доказывают факт уважительности причины.

Шаг 2. Формирование состава комиссии

После регистрации в журнале факта поступления заявления КТС должна приступить к работе в течение 10 календарных дней.

Комиссия всегда созывается только по необходимости. А ее состав определяется заранее, причем законодательство предусматривает только общие требования к членам:

  1. Их должно быть одинаковое количество от каждой стороны (например, 3 человека от коллектива и 3 человека от администрации).
  2. Они должны представлять интересы сторон (т.е. либо это сотрудники, либо представители работодателя, а не посторонние лица).

Таким образом, теоретически могут присутствовать любое (равное) количество членов. При этом они должны выбрать председателя и его заместителя. Кворум представляет наличие хотя бы половины представителей и с той, и с другой стороны.

Шаг 3. Начало работы: кто должен присутствовать

Заявитель должен обязательно присутствовать на всех заседаниях совещательного органа. При этом сотрудник может не явиться лично, а:

  • послать своего представителя;
  • указать в заявлении, что он согласен с тем, что дело будет рассматриваться без его личного участия.

Если заявитель не явился однократно, КТС откладывает совещание. Если же он не пришел во второй раз по неуважительной причине, КТС вправе приостановить работу. При этом работник может еще раз подать заявление и инициировать работу комиссии по тому же вопросу. Однако если сотрудник отзывает свое заявление, это означает, что он уже не сможет созвать комиссию по данному вопросу. Вместе с тем это не лишает его права обращения в суд.

Шаг 4. Порядок работы: образцы оформляемых документов

Орган рассматривает проблемные ситуации в ходе заседаний. Их может состояться довольно много, и практически по каждому рабочему дню члены КТС должны представить отчет – протокол определенного образца (конкретная форма устанавливается на предприятии).

В протоколе проставляют дату, отметку о явке всех членов заседания (в том числе и приглашенных свидетелей, наблюдателей, экспертов и т.п.). Фиксируют заявления сторон, ключевые моменты заседания, а также протоколируют все документы и другие доказательства, которые стороны представляют друг другу. По сути, заседание ведется аналогично тому, как оно идет в суде.

КТС должна использовать именно собственную печать, а не общий оттиск работодателя.

Шаг 5. Принятие решения

Совещательный орган принимает решения путем тайного голосования. Один человек дает один голос, причем решение принимается простым большинством. Если же количество голосов одинаковое, назначается дополнительное обсуждение до получения большинства.

Целью создания комиссии по трудовым спорам на предприятии является обеспечение защиты прав сотрудников и противодействие недобросовестным работодателям. Создается из представителей обоих сторон и рассматривает индивидуальные споры. Ее решения имеют директивный характер и подлежат немедленному исполнению.

Зачем нужна комиссия по разрешению трудовых споров?

Формирование призвано решать проблемы обоих сторон – работодатели тоже часто страдают от недобросовестности работников. Его состав, срок полномочий, характер принимаемых решений и регламент их исполнения закрепляется в положении о комиссии по трудовым спорам. Оно разрабатывается уже после утверждения состава и определения функций, определяет компетенции, срок полномочий и процедуру проведения заседаний. Все его пункты формулируется строго в рамках Конституции и ТК РФ.

С заявлением в комиссию по трудовым спорам может обратиться, как сотрудник предприятия, так и его руководитель при наличии личного конфликта сторон. Задача комиссии – разобраться по существу, определить виновную сторону в соответствии с действующим трудовым законодательством, особенностями функционирования предприятия и исполняемых сотрудником обязанностей.

Все действия должно строго соответствовать закону. Вынесенное решение обязательно для исполнения обеими сторонами конфликта. Ни работник, ни работодатель не вправе его проигнорировать. Единственной причиной неисполнения является увольнение по собственному желанию.

Кто входит в состав комиссии по трудовым спорам?

Инициировать создание такого внутреннего исполнительного органа может, как коллектив, так и его руководитель. Но, не редки случаи, когда этот призыв остается нереализованным. Работники часто не хотят портить отношения с коллегами, занимая положение судьи. Руководитель предприятия обязан утвердить положение о комиссии и не мешать ее работе. В противном случае к нему применяются меры административной комиссии – работники вправе обратиться в инспекцию по труду и суд.

В комиссию входит не менее 15 человек. Контроль и регулирование ее работы осуществляют следующие люди.

  • Председатель. За ним всегда последнее слово, он утверждает все решения, без его согласия не осуществляется ни один важный шаг. Избирают его из уже действующих членов комиссии путем открытого голосования.
  • Заместитель. Выполняет функции председатели при его отсутствии и является его советником.
  • Секретарь. Фиксирует все важные моменты на заседаниях, составляет протоколы, оформляет решения. На эту должность выбирают грамотного и опытного человека.
  • Представители работодателя. Их задача – отстаивание и защита интересов работодателя. Назначаются руководителем компании. Особых директивных полномочий не имеют, то есть, диктовать свои условия не могут. Только доводят до сведения присутствующих на заседании позицию руководства.

К работе в комиссии привлекаются грамотные, инициативные и неравнодушные сотрудники. Им направляется письменное приглашение от имени инициативной группы. Согласившиеся кандидаты на первом же заседании наделяются полномочиями, закрепленными положением о комиссии. Им вручается удостоверение участника комиссии по трудовым спорам.

С какого момента комиссия считается легитимной?

Свою работу – прием и рассмотрение заявлений – комиссия начинает только после утверждения положения. Но, первым шагом является обращение к руководству компании и издание на его основе приказа о создании комиссии по трудовым спорам. Без него ее работа считается не законной. Поводом для создания является зафиксированное правонарушение в отношении работника или руководства компании. Опытные руководители инициируют создание комиссии сами еще до возникновения серьезных конфликтов.

Как выносится решение комиссии по трудовым спорам?

Любой спор рассматривается только по инициативе пострадавшей стороны – заявление с указанием проблемы регистрируется секретарем комиссии. На его рассмотрение закон отводит 10 дней – в течение этого срока заинтересованные лица оповещаются о времени и месте заседания комиссии.

  • Вопрос выносится на рассмотрение;
  • Выслушиваются представители сторон и их аргументы;
  • Анализируется нормативная база;
  • Формулируется заключение со ссылками на закон (Конституция и статьи ТК РФ);
  • Оформляется протокол собрания и само решение;
  • Копия решения вручается обеим сторонам.

Вынесенное решение может быть, как в пользу работника, так и руководства. Оно обязано быть объективным и законным. Его исполнение обязательно. Игнорирование влечет за собой санкции, предусмотренные внутренним регламентом предприятия, и обращение в суд.

В соответствии с той законодательной базой, на которой держатся взаимоотношения работника и работодателя на территории нашей страны, комиссия по так называемым трудовым спорам по полному праву является местом, куда обращаются с проблемами , так называемая социальная защита граждан от недобросовестных работодателей. То есть комиссией.

Если говорить о сроках, на который создается этот, безусловно, важный и нужный орган, то он, как таковой, не оговорен в законе. Также, информации о сроке нет и в важнейшем нормативно-правовом акте в плане трудовых отношений – в Трудовом кодексе нашей страны.

Таким образом, созданная однажды комиссия по трудовым спорам собирается как для рассмотрения разового, то есть случая, который является единственным, так и для множественных нарушений работодателей в отношении работников.

Если вы спросите о том, на основании чего функционирует данная комиссия , то ответ будет состоять из нескольких частей. Во-первых, это, конечно, Конституция Российской Федерации, ведь каждый гражданин имеет право на труд. Во-вторых, это, конечно же, трудовой кодекс. В-третьих, это особое Положение, на основании которого комиссия осуществляет свою деятельность.

Кто может просить о создании комиссии? Ошибочно полагать, что это право принадлежит только работникам. Очень часто работодатели становятся жертвами недобросовестных работников и хотят справедливости. Поэтому инициаторами создания КТС может быть и та и другая сторона.

Как правило, для того, чтобы комиссия была собрана, необходимо совершить какое либо действие, подталкивающее ее к этому. Так, работодателем или работником должно быть оформлено обращение, обязательно в письменном виде и желательно, по установленному образцу.

Где получить разъяснения о том, как составить данное обращение. Для начала, можете поинтересоваться на своем рабочем месте и если не получите достаточных разъяснений – можете прибегать в помощи Трудового кодекса, а именно, к статье 384.

Подводные камни

Во-первых , это нежелание работников создавать комиссию. Объясняться это может по-разному. Работники не видят смысл в создании комиссии, ведь решение очевидно или же не усматривают изначально в деяниях того или иного лица неправомерный подтекст.

Во-вторых , это нежелание портить отношение с кем-либо по службе.

Нужно сказать, что в случае, если работники отказываются собираться в группу и формировать комиссию — в этом нет ничего ужасного. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и тем более — оштрафован.

Если сам работодатель не собирается создавать комиссию на предприятии или отказывается наделить ее полномочиями, то за это полагается административная ответственность. Именно поэтому согласие работодателя на создание комиссии по трудовым спорам просто обязательно.

Каждый из работников, которые войдут в состав комиссии, должны быть оповещены об этом не только устно, но и письменно. Так, каждому из указанных лиц высылаются специально предусмотренные письменные приглашения.

Как образуется?

Комиссия образуется в несколько этапов. Для начала должно появиться условие или основание возникновения подобной комиссии. Это может быть правонарушение одного из работников или работодателя и так далее.

Следующим этапом является формирование комиссии.

Формируется комиссия по трудовым спорам из работников, преимущественно занимающимися общественной деятельностью. Кандидатам рассылаются специальные предложения, на которые работники могут ответить как положительно, так и отказом. Далее, работники обязательно должны еще раз подтвердить свое согласие. А вот следующим, самым важным этапом является составление приказа.

Приказ о создании комиссии

Приказ о создании комиссии по трудовым спорам это, в первую очередь, официальный документ. Именно на основании него формируется комиссия по трудовым спорам, которая может рассматривать в своих рамках далеко не одно дело. О там как правильно составить подобный приказ должен знать каждый работодатель. Все , должны быть составлены верно, и приказ — не единственный.

Так, приказ создается на специальном бланке , а в его отсутствие – на листе А4. Далее, в бланке должно быть обязательно указаны следующие данные: дата создания приказа, город и, безусловно, название организации.

Затем обязательно слово приказываю, после которого работодатель утверждает создание комиссии по трудовым спорам. Затем назначает представителями работников определенных лиц, информацию о которых также перечисляет в документе.

Следом назначается председатель комиссии, его секретарь. Также в приказе должно быть прописано время заседаний, а также, что это никак не скажется на их заработной плате. Подписан приказ должен быть руководителем организации или ее генеральным директором с указанием инициалов.

Только после этого приказ считается вступившим в силу. О приказе должны быть оповещены все работники, а также должны быть с ним ознакомлены. Именно поэтому копия приказа передается либо из отдела в отдел, либо вешается на специальном стенде в общественной части организации.

Подробнее о составе

Как мы уже знаем, комиссии по трудовым спорам образуются только по инициативе работников. Из числа работников, состоящих в комиссии, избирается председатель, его заместитель и собственно, секретарь. Этим людям предоставляется право контролировать и регулировать работу комиссии по трудовым спорам. В некоторых ситуациях может происходить .

Как правило, в ее состав входит не менее пятнадцати человек. На места основных членов комиссии попасть не так уж и просто. Для этого необходимо пройти процедуру голосования и только по ее итогам можно занять какое-либо место.

Таким образом, только те кандидатуры, которые получили необходимое число голосов, могут замещать эти места.

Председатель, его заместитель и секретарь являются членами руководства сформированной комиссии по трудовым спорам.

Председатель

Председатель – это практически самый важный член комиссии по трудовым спорам. Избирается большинством голосов.

Суть его деятельности или работы состоит в том, что председатель не только контролирует работу всей комиссии, за ним также остается право последнего слова.

Таким образом, решение в каком либо споре не может быть вынесено без одобрения председателя . Как правило, председателем является незаинтересованное в исходе дела лицо. На решении о споре председатель ставит свою подпись.

Заместитель

Заместитель председателя также, безусловно, важная личность. В отсутствии председателя именно на его плечи ложится ответственность за принятие , каких либо решений. В отсутствие председателя заместитель контролирует работу комиссии, является последней инстанцией в принятии решения.

В случае присутствия председателя заместителя по большей части является его советником, и консультирует по каким-либо вопросам.

Секретарь

Несмотря на достаточно простую должность, на секретаря комиссии ложатся достаточно серьезные обязанности, которые он обязан выполнять. Именно поэтому на должность секретаря выбирают ответственного и проверенного человека.

Секретарь не только должен печатать всю документацию, но и фиксировать ход процесса по разрешению какого-либо спора. Именно поэтому секретари являются важной фигурой в разрешении трудовых споров.

Представители работодателя

Представители работодателя в комиссии – люди, безусловно, важные. Кем они назначаются?

Все просто, представители в комиссию по трудовым спорам со стороны работодателя назначаться руководителем самой организации.

Представители выбирают посредством проведения конференции с элементом голосования.

Чем занимаются эти люди? В случает трудового спора с работодателем они отстаивают его интересы, аргументируя то или иное действие. Нередко, представители отказываются от своих должностей и за это не несут никакой ответственности и штрафных санкций. Узнайте в , каковы этапы коллективных трудовых споров.

Заключение

И восстанавливает справедливость. Но кроме того, она выполняет еще одну, маленькую, но одновременно очень важную функцию. Она сближает людей, показывает им то, что все проблемы решаемы и сплошает коллектив.

Именно потому в случае возникновения спора не старайтесь его уладить в одностороннем порядке. Иногда достаточно банальной процедуры создания комиссии по трудовым спорам и работники точно смогут увидеть ваше непредвзятое отношение и мудрость руководителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя. Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации. От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников. Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС. В свою очередь, решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС.

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания работников организации либо профсоюзного органа работников организации. Полномочия работников в КТС, которые назначены решением профсоюзного органа организации, действительны до проведения первого после такого делегирования собрания (конференции) работников организации. Полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, могут быть подтверждены на общем собрании (конференции) работников организации. Однако собрание (конференция) работников организации может избрать других представителей в состав КТС. В этом случае полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, заканчиваются с момента избрания новых представителей работников в КТС общим собранием (конференцией) работников организации. Следовательно, решение профсоюзного органа о делегировании представителей работников в состав КТС не может противоречить решению общего собрания (конференции) работников организации.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации. Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации.

Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС. По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя. Однако законодательство не устанавливает их численность. Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС. В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС. И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников.

По решению общего собрания работников организации комиссии по трудовым спорам (КТС) могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии также должны состоять из равного количества представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС структурного подразделения могут быть назначены приказом руководителя организации или по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. До проведения общего собрания работников структурного подразделения в состав действующей в нем КТС представители работников могут быть делегированы решением представительного органа работников организации или профкома структурного подразделения. Полномочия этих представителей могут быть подтверждены на общем собрании работников структурного подразделения. Но при этом общее собрание может не подтвердить их полномочия и избрать в состав КТС других представителей работников. Причем законодательство не предписывает избрание в состав КТС в качестве представителей работников только работников данного подразделения или состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому членом КТС от работников могут стать не только работники соответствующего структурного подразделения, но и другие работники организации, а также лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон. Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС. В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет. В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников. Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения. При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС. Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения. Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.

И работодатель, и сотрудники обязаны следовать положениям Трудового кодекса. Однако очень часто положения закона нарушаются. При наличии мелких претензий в суд обращаться нет смысла. Это довольно неэффективное решение. Имеет смысл решать вопрос прямо на месте. Для этого формируются комиссии по трудовым спорам.

Что собой представляет комиссия по трудовым спорам

Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.

Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.

Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.

Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.

Задачи и преимущества комиссии

Комиссия создается для решения вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Нарушения трудового соглашения.
  • Незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
  • Выплаты командировочных и сверхурочных.

Комиссия уполномочена разрешать только трудовые споры индивидуального характера. Формирование этой структуры отличается этими преимуществами:

  • Повышение доверия сотрудников. Работники знают, что в случае возникновения проблем они могут обратиться за помощью, а потому работодатель может рассчитывать на лояльность. Комиссии позволяют предотвратить обращение в суд и прокуратуру.
  • Решение проблем прямо на месте. Обращение в суд или трудовую инспекцию предполагает трату большого количества времени и средств, утрату репутации. А потому удобно решать проблемы в пределах самого предприятия. Это ускоряет процесс, сокращает издержки.
  • Упрощение сбора документации. Если возникли проблемы, комиссия сама запрашивает все нужные документы у руководителя. В случае если решение комиссии не удовлетворит сотрудников, они могут обратиться в суд. Работникам не придется собирать документы, так как за них это сделано комиссией.

Комиссии по трудовым спорам – это цивилизованный и законный способ решать все возникающие локальные проблемы.

Компетенции представителей комиссии

Комиссия принимает жалобы и претензии от бывших и действующих сотрудников, касающихся следующих аспектов:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Исполнение положений трудового соглашения.
  • Штрафы, различные взыскания (выговоры, увольнения).
  • Прочие вопросы, которые не удалось решить при прямых переговорах с работодателем.

Комиссия не имеет полномочий для решений вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Восстановление сотрудников в должности.
  • Восстановление сотрудника в должности после увольнения.
  • Начисление компенсаций за прогулы при наличии уважительных причин.
  • Выплата разницы в ЗП при понижении в должности.
  • Причинение вреда сотруднику по вине предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Во всех этих случаях нужно идти в суд. Только он имеет право принимать юридически действительные решения. Компетенции комиссии оговорены в статье 385 ТК РФ. В частности, это исключительно индивидуальные трудовые споры.

Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

Создание комиссии может инициироваться как сотрудниками, так и работодателями. В состав структуры должно входить равное количество представителей работников и руководителя. Точное число участников комиссии законом не установлено.

Как это происходит? Работодатель получает письменное предложение о создании комиссии. В течение 10 суток работодатель и представительский орган сотрудников направляют в комиссию своих представителей (часть 1 статьи 384 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ! Рассматриваемый орган формируется по обоюдному решению руководителя и работников.

Представители работодателя и сотрудников должны утвердить Положение о комиссии. Именно на его основании будет действовать структура. Издается приказ о формировании комиссии. Это распорядительная бумага, через которую руководитель устанавливает все важные положения, касающиеся образования органа.

Работодатель на основании части 2 статьи 384 ТК РФ должен установить перечень своих представителей, которые будут участвовать в работе комиссии. Именно руководитель должен обеспечить организационно-техническое сопровождение работы структуры на основании части 4 статьи 384 ТК РФ.

После основных этапов формирования комиссии ее участники избирают председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Избираются представители этих должностей из членов структуры. Основание – часть 5 статьи 384 ТК РФ.

В нормативных актах ничего не сказано по поводу сроков функционирования органа, поэтому комиссия может формироваться как для решения конкретного вопроса, так и для постоянной деятельности. Состав участников структуры может изменяться. К примеру, если нужно решить финансовый вопрос, в состав включается бухгалтер.

Особенности деятельности комиссии

Приведем этапы обращения сотрудника в комиссию по трудовым спорам:

  1. Подача заявления сотрудником. Обращаться в орган нужно в течение 90 дней с даты возникновения правонарушения. Обращение составляется в письменной форме. Документ оформляется на имя председателя комиссии. Составляться обращение может в свободной форме. Главное – изложить суть претензии и требования. Если есть дополнительные документы, подтверждающие позицию сотрудника, рекомендуется их приложить к заявлению.
  2. Проведение заседания. Не позже 10 суток после получения обращения организуется заседание. Протокол его вручается сотруднику, который направил заявление. Работник может не участвовать в заседании, но нужно оговорить это в заявлении. Комиссия может не рассматривать обращение, если сотрудник не явился на заседание без предварительного уведомления.
  3. Сбор требуемого пакета документов. Комиссия имеет право затребовать у работодателя эти бумаги: приказ о наложении взыскания, табель рабочего времени, различные бухгалтерские отчеты, объяснительные и докладные. Документы требуются в том случае, если предоставленной информации для решения вопроса недостаточно.
  4. Голосование участников комиссии. Вопрос ставится на голосование после изучения всех документов и материалов, слушаний представителей сторон конфликта. После этого организуется тайное голосование. В нем должно участвовать не меньше 50% представителей и работодателя, и сотрудника.
  5. Вынесение вердикта. Решение комиссии принимается на базе большинства голосов. В решении указывается эта информация: суть проблемы, доводы сторон, юридическое обоснование, резюме. Экземпляры документа в течение 3 дней передаются и сотруднику, и работодателю.

Все требования должны быть исполнены в трехдневный срок. Исчисляться он будет после 10 суток после принятия решения. 10 дней – это время для обжалования решения. Если требования не были исполнены, сотрудник может обратиться к судебным приставам. На основании удостоверений, выданных комиссией, инициируется исполнительное производство.




Top