Порядок закрытия предпринимательской деятельности. Подготовка документов для самостоятельного закрытия ип

На сегодняшний день индивидуальное предпринимательство становится одним из основных видов заработка. Но иногда возникают ситуации, когда нужно его закрыть. Ликвидация подразумевает завершение деятельности предпринимателя и исключение его из государственного реестра.

Стоит сразу сказать, что вся процедура имеет свои определенные специфические черты, но она проще, чем ликвидация ООО. Но по каким причинам предприниматель может решить закрыть ИП? И может ли его деятельность закрыться независимо от него самого?

Возможные причины ликвидации

Как основные причины закрытия деятельности следует выделить следующие:

  • Смерть предпринимателя;
  • Желание предпринимателя закрыть свое дело (наиболее распространенный случай);
  • Судебное постановление о запрете на ведение бизнеса или другие решения суда (чаще всего в таком случае ликвидация происходит в принудительном порядке);
  • Банкротство ИП, решение арбитражного суда;
  • Окончание регистрации или смена местожительства в РФ, а также аннулирование документа, который подтверждает право человека проживать в России.

Государственная регистрация человека как индивидуального предпринимателя перестает быть действительной только после того, как сведения об этом внесены в единый государственный реестр. Существует добровольная и принудительная ликвидация ИП . Первая имеет место, когда человек сам решил прервать свою деятельность. Вторая же происходит, когда наступает смерть физического лица, которое было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, когда суд признает ИП несостоятельным (наступает банкротство) или же вынесено соответствующее решение суда.

Кроме того, принудительная процедура ликвидации происходит в случае аннулирования документа, который подтверждает право человека из другой страны проживать на территории РФ. Такой документ может быть аннулирован по решению суда или же из-за окончания срока его действия.

Регистрация также прекращается, когда наступает смерть ИП, с момента вынесения судом решения. Вне зависимости от того, какой вид ликвидации произошел, итогом все равно будет исключение предпринимателя из реестра и получение соответствующего свидетельства, которое подтверждает завершение работы ИП.

Что нужно для закрытия?

Государственная регистрация прекращается, если предприниматель решил завершить свою деятельность или вынесено соответствующее решение суда. Если ИП добровольно решил закончить свою работу, он должен подготовить следующие документы:

  • Подписанное заявителем собственноручно заявление по форме Р26001 о государственной регистрации. Заявление это очень небольшое, необходимо будет заполнить всего лишь одну страничку, которая состоит из нескольких строк, а конкретно:
    • Фамилия, имя, отчество;
    • ОГРНИП;
    • Контакты (телефоны, адреса электронной почты, адреса и вообще все, что поможет найти предпринимателя быстрее всего);
    • Паспортные данные предпринимателя;
    • Название налогового органа, а также его номер, который указывается вверху страницы;
    • Номер документа регистрации индивидуального предпринимателя;
    • Идентификационный код ИП;
    • Дата регистрации;
    • Сведения, которые заполняются специалистом;
    • Сам текст заявления о прекращении работы;
    • Подпись.

    Есть один интересный нюанс: если вы несете данное заявление лично, расписаться лучше в присутствии кого-то из сотрудников налоговой. Наиболее оптимально будет расписаться при сотруднике, который и будет принимать документы. В противном случае подпись должна быть нотариально заверена (если вы решили подать заявление при помощи представителя или через почту).

  • Документ, свидетельствующий об уплате государственной пошлины. Стоит сказать, что для нужно будет отдать 800 рублей государственной пошлины, а вот для закрытия хватит всего лишь 160 рублей . Здесь важно понимать, что закрытие деятельности не освобождает от необходимости погашения задолженностей, уплаты налогов, штрафов и тому подобного. Кстати, есть очень удобный способ получить квитанцию на оплату госпошлины. Ее можно сформировать на официальном сайте Налоговой Службы . Достаточно выполнить несколько простых шагов:
    • После перехода по ссылке следует поставить галочку возле надписи «Государственная пошлина за регистрацию прекращения ФЛ деятельности в качестве ИП»;
    • После этого нажмите «Далее»;
    • Заполните все необходимые данные;
    • Укажите, как вы хотите оплатить госпошлину – в банке или в онлайн режиме. В первом случае вы получите выписку для оплаты, с которой потом пойдете в ближайший банк. Во втором вам предложат варианты оплаты, из которых следует выбрать наиболее подходящий.
    • Оплатите госпошлину и получите чек (распечатайте, если оплата происходила в онлайн режиме).

    Если же вариант с оплатой на сайте не подходит, просто сходите в местное отделение Налоговой и возьмите квитанцию там.

  • Свидетельство о государственной регистрации ИП. Это документ, который подтверждает, что человек является индивидуальным предпринимателем.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Обязательна ли справка из ПФР?

Скажем прямо: предоставление справки из Пенсионного Фонда Российской Федерации об отсутствии долгов на данный момент не является обязательным . Причиной этому служит то, что ИФНС и так узнает все ваши данные, которые есть у ПФР, ведь обмен между ними происходит по их специальным каналам.

Конечно, лучше всего позвонить в местное отделение Налоговой службы и уточнить этот вопрос. В некоторых случаях данную справку могут потребовать совершенно неожиданно, поэтому всегда лучше перестраховаться.

Подробная пошаговая инструкция

Комплексный процесс закрытия индивидуального предпринимательства состоит из следующих этапов.

Сбор всех необходимых документов

В первую очередь нужно идти в Налоговую службу, где осуществлялась регистрация индивидуального предпринимателя. Там берется квитанция для оплаты госпошлины. Если оплачивать вы собираетесь при помощи сайта службы, то в данном случае поход в Налоговую не обязателен.

В НС нужно пойти обязательно, если на руках нет справки про государственную регистрацию ИП.

Иногда возникают ситуации, когда, к примеру, регистрация происходила в одном месте, на учет ставили в другом, и куда идти за документами непонятно. В таком случае необходимо позвонить в федеральную НС в своем регионе, продиктовать там свои данные. После этого сотрудник службы назовет адрес инспекции, куда следует обратиться.

Что касается заявления о закрытии, его тоже можно взять в Налоговой или найти на официальном сайте. Кстати, если заполнить самостоятельно будет сложно, можно обратиться за помощью к юристу или в специальную фирму. Стоит сказать, что правильность заполнения напрямую влияет на сроки закрытия, ведь если возникнет какая-то ошибка, все нужно будет переделывать с самого начала.

Подача документов в Налоговую службу

В данном случае возможно несколько вариантов:

  • Отдать документы лично;
  • При помощи представителя (в данном случае необходима нотариально заверенная доверенность);
  • Через почту (нужно будет приложить опись вложения);
  • Через официальный сайт Налоговой службы.

Разумеется, лучший вариант – отнести в местное отделение Налоговой все документы собственноручно. Все мы знаем, как происходят дела, где необходимо сталкиваться с документами. Поэтому могут возникнуть различные нюансы, которые лучше всего прояснить на месте. После предоставления документов в ИФНС нужно потребовать расписку об их получении.

Более удобно, конечно же, подать документы в электронном виде. Это можно сделать . В данном случае крайне важно максимально внимательно прочитать инструкцию и постепенно заполнять необходимые поля.

Получаем справку о том, что ИП закрыт

По прошествии пяти рабочих дней после того, как Налоговая получит все документы, вы получите справку о прекращении предпринимательской деятельности. Кроме того, вам дадут выписку из государственного реестра ИП. Кстати, за документами можно и не приходить, в таком случае они будут направлены через почту по адресу, указанному в данных предпринимателя.

Если что-то было оформлено неверно, вы получите извещение, в котором будут указаны причины отказа в закрытии. Чаще всего это происходит из-за ошибок при заполнении документов. Часто возникает ситуация, когда предприниматель не заплатил какой-то штраф, о котором он даже и не подозревал.

Наглядно процедура ликвидации отображена на следующем видео:

Как ликвидировать ИП с долгами?

Закрыть предпринимательство с долгами можно точно так же, как и без них. Но все долги заплатить все-таки придется, хотя и не сразу. Во время оформления всех документов никакой инспектор не имеет никакого права требовать погасить долги . Раньше, чтобы закрыться, нужно было брать справку об отсутствии задолженностей из Пенсионного Фонда. Сейчас же такая справка уже не нужна. Любое физическое лицо может погасить все долги после закрытия.

Если денег для погашения задолженностей нет и не будет, необходимо обратиться в суд для того, чтобы ИП был признан банкротом. Тогда для уплаты задолженности произойдет опись имущества, которое будет реализовываться на рынке.

Нюансы ликвидации с работниками

Если предпринимательство осуществлялось с помощью наемных работников, необходимо за две недели до увольнения направить уведомление о том, что трудовой договор был разорван, в службу занятости. Сама процедура увольнения состоит из одного единственного этапа – для каждого работника составляется индивидуальный приказ.

После закрытия увольнять работников уже нельзя. При увольнении необходимо выплатить компенсацию, но если такой пункт в трудовом договоре отсутствует, выплачивать ее не нужно.

Закрыть ИП можно в любой день: хоть на следующий день после регистрации, в законе ограничений нет. Система налогообложения тоже не играет роли.

Дешевле закрывать ИП сразу, как решили, потому что пока ИП работает, нужно платить взносы. За год — это 27 990 рублей, за полгода — 13 995 рублей.

Разобраться с долгами

Некоторые предприниматели думают: «Я закрою ИП и не буду должен партнерам». Это не так.

После закрытия ИП долг остается, если его не отдать, можно попасть под суд как физлицо. Это как с гражданством: когда человек меняет гражданство, долги в прежней стране никуда не исчезают. Поэтому первая задача — разобраться с обязательствами.

Стрясти деньги без скандала

Разбираться лучше до закрытия ИП. Как только вы теряете статус ИП, банк блокирует переводы с вашего расчетного счета, и вы уже не можете законно расплатиться с партнерами. Придется придумывать схемы оплаты через физлицо.

Вторая задача — наоборот, собрать долги. Если клиенты отдают вам старые долги, а вы закрыли ИП, это незаконное предпринимательство. Налоговой такое не понравится, можно и штраф получить. Чтобы не рисковать, стрясите деньги с клиентов, пока ИП работает.

Закрыть счет

Если с долгами разобрались, пора разбираться с расчетным счетом. В законе нет сроков для закрытия счета, поэтому формально вы вправе закрыть его в любое время.

На практике это не так. Налоговая насторожится, если увидит работающий счет: зачем платить за обслуживание счета, если вы уже не ИП? Если человек готов тратить деньги на банк, значит, планирует получать доход без статуса предпринимателя, а это незаконно.

Чтобы не нервировать налоговую, закройте счет до подачи документов. Сразу после того, как получите деньги от клиентов и расплатитесь с поставщиками.

Если на счете есть деньги, банк их отдаст. Модульбанк отдает деньги при закрытии счета: вы из личного кабинета закрываете счет, указываете реквизиты для перевода, и банк переводит деньги. Ходить никуда не надо.

Оплатить госпошлину

За закрытие ИП надо платить госпошлину, в 2017 году это 160 рублей.

Чтобы не искать реквизиты, подготовьте платежку на сайте налоговой. Подготовка занимает пять минут: заходите на сайт, выбираете пункт «Государственная пошлина за регистрацию ИП» → «Госпошлина за регистрацию прекращения ФЛ деятельности в качестве ИП», и дальше идете по подсказкам.

Когда платежка готова, оплачивайте госпошлину: можно оплатить с сайта налоговой или скачать и оплатить через кассу банка. Для оплаты подходит любой российский банк.

Сохраните подтверждение оплаты — квитанцию от банка или выписку из интернет-банка. Налоговая сама проверяет, платили вы или нет, но надежней принести квитанцию с собой.

Заполнить заявление

Следующий шаг — заполнить заявление на закрытие ИП.

Заявление заполняется в одном экземпляре, на компьютере или от руки. Заполнить его — дело на минуту: пишете сведения об ИП, выбираете, как получить документы о закрытии, и заявление готово.

Заявление простое, но вот, что надо знать:

указывать телефон и почту, которыми пользуетесь. Если налоговой что-то не понравится в заявлении, она может позвонить. Вы быстрее решите вопрос, если она до вас дозвонится;

заполнять четвертый пункт, только если подаете заявление через представителя. Вообще заявление можно подать самим или через посредника — бухгалтера, маму или любого другого человека. Главное, это указать в заявлении.

Так выглядит заявление:

Как заполните, распечатайте заявление, но не подписывайте. Подписать можно только в присутствии налоговика, иначе налоговая заявление не примет.

Сдать документы в налоговую

Мы в середине пути, теперь документы надо передать в налоговую. Вот, что понадобится:

  • копия паспорта;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • заявление.

Документы можно подать разными способами, они отличаются сложностью, ценой и надежностью.

Подать документы самому. Документы принимает налоговая по месту регистрации ИП. Если не помните адрес своей инспекции, его можно найти на сайте налоговой.

Сайт показывает адрес и график работы инспекции:

Почтой. Заверяете все документы у нотариуса, отправляете их письмом с объявленной ценностью и описью документов. Письмо может идти две недели, месяц, а может и вовсе потеряться.

Через посредников: интернет-бухгалтерию, МФЦ или маму с папой.

Для посредников понадобятся дополнительные документы: если посредник подает заявление через интернет, нужна электронная подпись; если вживую, то доверенность от нотариуса. Обычно всё это готовят посредники.

На сайте налоговой. Способ подходит, если у вас есть электронная подпись: тогда ходить в налоговую не надо, а все документы загружаются через интернет.

При любом способе подачи документов, налоговая отдает расписку: какой сотрудник забрал документы, какие и когда. Если подаете лично, налоговик отдаст расписку в руки, если через почту — отправит письмом, если через сайт — вы скачаете расписку с электронной подписью.

Храните расписку, пока налоговая не закроет ИП. Если налоговая потеряет документы, вы докажете, что вы их сдавали. Налоговая восстанавливать ничего не будет, но зато не придется платить госпошлину еще раз.

Получить выписку из ЕГРИПа

Чтобы убедиться, что ИП закрыто, надо получить документ от налоговой — выписку из ЕГРИПа. У налоговой пять рабочих дней на выписку, срок считается со следующего дня после подачи документов. Если подали 15 мая, налоговая подготовит выписку к 22 мая.

Выписка выглядит так:

Забывать о выписке нельзя. Налоговая может не закрыть ИП из-за опечатки в отчестве и ждать, пока вы придете за выпиской. Как придете — так и скажет. А вы всё не приходите, ИП работает, долг копится.

Как налоговая передаст выписку, зависит от заявления на закрытие ИП. Если написали, что заберете лично, то отдаст в руки; если через посредника — передаст посреднику, например, юристу Модульбанка.

Оплатить взносы

Если выписка у вас на руках, оплатите страховые взносы: в пенсионный фонд и фонд медстрахования. Время на оплату взносов — 15 дней со дня закрытия ИП.

Сумма взносов фиксированная и зависит от минимального размера оплаты труда. В этом году это 27 990 рублей. Хорошая новость — вы платите взнос не за весь год, а за время работы ИП. Получается, с первого января по последний день ИП — даты, когда вас выписали из ЕГРИПа. Если в выписке 13 мая, платите взносы с 1 января по 13 мая.

Если заработали больше 300 000 рублей за год, надо платить дополнительные взносы: вы считаете 1% от суммы, которую получили на счет, минус 300 000 рублей. Взнос считается также — с первого января по последний день работы.

Платежку на оплату готовит сайт налоговой. Заходите на сайт и выбираете, как будете платить и за что. На сайте много подсказок: если что-то непонятно, смотрите пояснения.

Вот, что надо написать:

кто платит — «Индивидуальный предприниматель»;

тип документа. Если не знаете, как будете платить — наличными или по карте, выбирайте «платежный документ»;

за что платите. Для этого достаточно написать КБК, остальное сайт подставит сам. Для взносов в пенсионный фонд — 182 1 02 02140 06 1110 160, для медстрахования — 182 1 02 02103 08 1013 160;

основание платежа — «Платежи текущего года»;

налоговый период — «Конкретная дата», и ставите дату закрытия ИП;

сумму взносов, данные ИП, и квитанция готова.

Платежка готовится так:

Взносы можно оплатить с сайта или распечатать квитанцию и оплатить в кассе любого банка.

Налоговая иногда просит оплатить взносы до закрытия ИП. В духе: «Пока не принесете квитанцию об оплате, заявление принимать не будем». Так вот, это незаконно. Если такое происходит, ссылайтесь на Налоговый кодекс и требуйте принять заявление.

Сдать декларацию и заплатить налоги

Последний этап — сдать декларацию и оплатить налоги, срок и порядок отчетности зависит от налогообложения.

Упрощенка. Оплатить налоги и сдать декларацию нужно до 25 числа следующего месяца за датой закрытия ИП. Если закрыли 15 мая, ваш срок — 25 июня.

ЕНВД. Сначала вы подаете заявление о снятии с учета, а потом — сам отчет, и платите налог. Налоговая ждет заявление через пять дней после закрытия ИП, декларацию и налоги — по итогам квартала, в котором зарыли ИП: до 20 числа — декларацию, до 25 — налог.

Если вы закрыли ИП 15 мая, подайте заявление до 20 мая, сдайте декларацию за второй квартал до 20 июля, а до 25 июля заплатите налог.

Патент. Если вы на патенте, вам повезло — ничего подавать в налоговую не надо.

Хранить документы

Если вы получили выписку из ЕГРИПа и рассчитались с налоговой, то всё готово — ИП закрыто. Поздравляем!

Только сохраните документы. Налоговая может прийти с проверкой по налогам, а документов, что вы ничего не должны, нет.

Чтобы не тратить время на разборки, храните выписку о закрытии ИП и всё, что связано с работой: договоры, счета, акты. Еще это ваша обязанность по Налоговому кодексу — хранить документы четыре года.

Открыть ИП заново

Новое ИП можно открыть в любой момент, хоть через день закрытия предыдущего. Специальных условий для повторного открытия нет, поэтому всё придется делать, как в первый раз.

Система налогообложения сохраняется до конца года. Если вы работали на упрощенке 6%, новое ИП тоже будет на упрощенке. Если нужна другая система, придется ждать следующего года.

Бизнесмены, имеющие статус ИП, имеют обязательства перед государством и рядом официальных учреждений. Поэтому, если предпринимательская деятельность «не пошла» или человек решает перейти на другую форму ведения бизнеса, распрощаться с ИП ему придётся, соблюдая ряд формальностей. Поговорим о том, что нужно, чтобы закрыть ИП в нашей статье.

Аббревиатура «ИП» пришла в современном российском законодательстве на смену более громоздкой «ПБОЮЛ» (то есть «предприниматель без образования юридического лица»). В своё время параллельно с ПБОЮЛ использовался также и термин «частный предприниматель», имевший абсолютно такое же значение. В итоге вся возможная путаница с несколькими эквивалентными названиями была решена в пользу единого наименования. Им и стало словосочетание «индивидуальный предприниматель».

термины ПБОЮЛ и «частный предприниматель» заменили на ИП

Со времён, когда ИП ещё называли ПБОЮЛ, суть этой разновидности физических лиц осталась неизменной. Статус индивидуального предпринимателя освобождает человека от необходимости создавать юридическое лицо, позволяя ему при этом заниматься коммерческой деятельностью. В целом, по сравнению с «фирмой» ИП имеет множество преимуществ, однако существуют и весьма серьёзные недостатки и «подводные камни». Наиболее наглядно все тонкости можно проследить, сопоставив принципиальные отличия юридического лица от индивидуального предпринимателя.

Таблица 1. Разница между ИП и юрлицами

Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо
Регистрация Оплачивается фиксированная госпошлина, не требуется наличие уставного капитала, расчётного счёта, печати или устава Оплачивается более высокая госпошлина, необходимо предоставление учредительных документов и наличие уставного капитала, печати и счёта
Бухгалтерия На ИП не возлагается обязанность ведения бухгалтерского учёта и составления баланса убытков и прибылей Вне зависимости от того, какая форма налогообложения используется, юрлица обязаны вести и сдавать бухучёт
Налогообложение Фиксированных налоговых ставок на прибыль у ИП нет Учредитель юридического лица выплачивает 13% с любой прибыли
Отчётность В случае если ИП не имеет дела с наёмными работниками, необходимость предоставления ежеквартальных отчётов в ФСС, ИФНС и ПФР отсутствует Общество с ограниченной ответственностью каждый квартал подаёт отчёты по форме ЕРСВ, 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и 4-ФСС
Ограничения на виды деятельности Лицо со статусом ИП лишено права производить алкоголь, лекарства, пиротехнику и боеприпасы, оказывать услуги банка, ломбарда и туроператора, также существует целый ряд прочих ограничений Юридические лица при наличии соответствующих лицензий и разрешений могут осуществлять любую деятельность в рамках действующего законодательства
Продажа или переоформление ИП невозможно продать либо переоформить (единственный вариант: закрытие ИП с последующим открытием нового) Юридическое лицо может быть переоформлено, также существует возможность его продажи новому владельцу
Количество владельцев Индивидуальный предприниматель – это всегда один человек У юрлица может быть до 50 учредителей, что даёт возможность ведения совместного бизнеса
Размер штрафов Будучи физическим лицом, ИП может быть оштрафован не более, чем на 50 тысяч рублей Административная ответственность юридического лица может вылиться в штраф до миллиона рублей
Патентное налогообложение Индивидуальный предприниматель вправе выбрать патентную систему Организации лишены возможности выбора патентной системы
Ответственность По своим обязательствам ИП отвечает всем своим имуществом Учредители юрлица отвечают строго в рамках уставного капитала

Также существует ещё ряд отличий ИП от юридического лица, однако основные преимущества и недостатки статуса индивидуального предпринимателя можно проследить по приведенной выше таблице. Главный риск регистрации как ИП – это необходимость нести ответственность по взятым на себя обязательствам целиком всем имуществом, принадлежащем физическому лицу, которое осуществляет коммерческую деятельность. Ещё одним существенным минусом специалисты называют то, что применительно к ИП отчисления на соцстрахование рассчитываются даже в том случае, если никакая деятельность в календарном году вообще не осуществлялась.

Нужно ли закрывать ИП?

Исходя из нюансов, которые были рассмотрены в предыдущем пункте, ответ на вопрос: нужно ли закрывать ИП, если предпринимательская деятельность по факту не ведётся, очевиден. Да, сделать это необходимо во избежание лишних трат и прочих неприятных сюрпризов.

Важно понимать, что все шаги, которые должны быть предприняты человеком, желающим расстаться со статусом индивидуального предпринимателя, зафиксированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, и их следует неукоснительно придерживаться. Нарушение последовательности законом не допускается.

Некоторые предприниматели, решающие расстаться с данным статусом, ошибочно полагают, что когда они ликвидируют ИП, им не придётся отвечать за долги, накопленные в ходе осуществления коммерческой деятельности. На самом деле, это не так. Да, ИП можно закрыть и без погашения долгов, однако от необходимости отвечать по данным обязательствам это экс-бизнесмена не избавит.

Что нужно, чтобы закрыть ИП: пошаговая инструкция

Причины, по которым ликвидируется ИП, могут быть различными. В числе наиболее распространённых обычно называются следующие:

  • закрытие ИП по собственной инициативе индивидуального предпринимателя, решившего расстаться с данным статусом;
  • по факту смерти данного субъекта коммерческой деятельности;
  • вследствие принятого судебного решения (такая процедура считается принудительной ликвидацией);
  • в случае, когда индивидуальный предприниматель подпадает под приговор, подразумевающий запрет на занятие данным видом деятельности;
  • если у физического лица оканчивается регистрация жительства на территории Российской Федерации.

При этом под добровольным закрытием понимается только первый вариант. В остальных ситуациях личная инициатива хозяйствующего субъекта во внимание может и не приниматься.

Стандартная процедура закрытия ИП состоит из шести последовательных этапов. Их нужно выполнять по порядку, какие-либо варианты в данном случае будут неуместны. Перечень требуемых шагов выглядит следующим образом:

  • сбор полного пакета документов, которые требуются для закрытия ИП;
  • оплата через банк госпошлины за закрытие ИП;
  • предоставление требуемой информации в местный орган Пенсионного фонда;
  • сдача пакета документов в местное отделение налоговой службы;
  • получение на руки свидетельства о снятии регистрации ИП в ФНС;
  • снятие с учёта в Федеральном фонде обязательного медстрахования, а также в ПФР.

Всем этим действиям предшествует достаточно насыщенный подготовительный этап, в ходе которого следует выяснить, числятся ли за ИП какие-либо задолженности. Подкованные в процедуре ликвидации ИП знатоки могут возразить, что в налоговой могут прекратить ИП с долгами, однако подобное развитие событий является крайне нежелательным – в дальнейшем физическому лицу, утратившему статус индивидуального предпринимателя, всё равно придётся отвечать по этим обязательствам.

После погашения задолженности необходимо решить все вопросы по страховым выплатам в пенсионный фонд – это касается тех ИП, деятельность которых подразумевала взаимодействие с наёмным персоналом. Все тонкости этой процедуры зафиксированы в Трудовом кодексе РФ, в статье 81. По факту расторжения договоров с сотрудниками экс-работодатель заканчивает взаимодействие с фондами медицинского и социального страхования. Если этого не сделать, обязанность выплаты взносов за наёмных работников сохранится и после закрытия ИП.

Ещё одним немаловажным моментом будет расторжение всех договорённостей с контрагентами, в числе которых могут быть как другие ИП, так и юридические лица.

Далее настаёт время снятия с учёта всей контрольно-кассовой техники (если таковая эксплуатировалась в ходе осуществления предпринимательской деятельности) и закрытия расчётного счёта, который использовался для ведения бизнеса. После того, как все составляющие подготовительного этапа успешно пройдены, можно переходить непосредственно к шести шагам, описанным выше.

Некоторые пункты данной инструкции зачастую вызывают у индивидуальных предпринимателей, решивших ликвидировать ИП, определённые вопросы. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные из них.

Какие документы нужны, чтобы закрыть ИП?

Основным документом для закрытия ИП, если оно осуществляется по доброй воле физического лица, является его заявление о государственной регистрации прекращения им деятельности в статусе индивидуального предпринимателя. Это стандартный бланк по форме Р26001, его можно скачать на официальном сайте Федеральной налоговой службы , скачать на нашем сайте, либо получить в бумажном виде непосредственно в налоговой.

Данное заявление выглядит как одностраничная анкета, в которой обязательными к заполнению являются четыре графы:

  • строчка для указания основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, или ОГРНИП;
  • поле для идентификационного номера налогоплательщика, то есть ИНН;
  • данные о фамилии, имени и отчестве заявителя;
  • контактные данные, чтобы сотрудники налоговой могли связаться с человеком, подавшим это заявление.

В случае если хозяйствующий субъект, который планирует закрыть ИП, подаёт заявление в налоговый орган лично, он должен иметь при себе паспорт гражданина Российской Федерации.

Важный момент! Заявление должно быть подписано в присутствии сотрудника ФНС. Бланки, подпись на которые была поставлена заранее, у вас не примут. Если же вы планируете отправить заявление по почте либо подать его через представителя, без личного присутствия, ваша подпись на доверенности должна получить заверение у нотариуса.

Следующей обязательной составляющей пакета документов, необходимых для закрытия ИП, является квитанция, подтверждающая факт уплаты госпошлины. Размер этой пошлины сравнительно невелик – он составляет 160 рублей. Скачать квитанцию можно на сайте ФНС. По факту внесения платежа рекомендуется сделать ксерокопию документа, который будет предоставлен в налоговую. Это избавит вас от необходимости повторной уплаты госпошлины в случае, если данная квитанция будет утрачена не по вашей вине.

В число документов, которые должны быть предоставлены в комплекте с квитанцией и заявлением, также может включаться и обязательное подтверждение о снятии с учёта кассы, если ККМ использовалась в ходе коммерческой деятельности.

ИП закрыто, нужно ли сдавать декларацию?

По факту госрегистрации прекращения хозяйствующим субъектом деятельности в качестве ИП подаются так называемые ликвидационные декларации. Подача ликвидационной декларации осуществляется независимо от отчётного периода. При этом сроки, в которые это надлежит сделать, варьируются для каждой системы налогообложения.

Для ИП, работавшего по «упрощёнке», крайним сроком будет 25-е число месяца, который следует за месяцем прекращения деятельности. Для тех, кто работал по ЕНВД, срок будет на пять дней короче – до 20-го числа следующего месяца. 3-НДФЛ же, необходимая при общей системе, должна быть подана не позднее пяти дней с даты фактического закрытия ИП.

Когда закрываешь ИП, какие отчеты нужно сдавать?

Форма ликвидационной декларации напрямую будет зависеть от налоговой системы, на основе которой строилась коммерческая деятельность ИП.

Таблица 2. Требуемые для прекращения ИП декларации

Налоговая истема Форма ликвидационной декларации
Упрощённая система («упрощёнка», УСН) Декларация должна быть представлена по форме, приведённой в Приложении 1 к приказу ФНС за номером ММВ-7-3/99@ от 26 февраля 2016 года
Патентная система (патент) По факту применения данной системы налогообложения лицо не обязано предоставлять никакой декларации
Общая система (ОСН) Требуется предоставление декларация по форме 3-НДФЛ
Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) Ликвидационная декларация для ИП, работавшего на основе единого налога на вменённый доход, имеет форму, зафиксированную в Приложении 1 к приказу ФНС за номером ММВ-7-3/590@ от 22 декабря 2015 года

Видео — Ликвидация ИП своими руками

Резюмируем

Те, кто имеет непосредственное представление о процедуре и последствиях ликвидации ИП, рекомендуют предпринимателям, собирающимся завершить свою деятельность, предварительно решить все оставшиеся вопросы финансового и трудового характера. В первую очередь, нужно рассчитаться с сотрудниками в случае их наличия, а затем закрыть банковский счёт и осуществить все предписанные выплаты в страховой и пенсионный фонды. Данные действия лучше всего делать до подачи заявления в налоговую, поскольку сам факт ликвидации ИП не означает прекращения обязательств человека, который перестал быть индивидуальным предпринимателем.

Когда весь перечень действий, обязательных для ликвидации ИП, выполнен в предписанном порядке и отсутствует какая бы то ни было задолженность, исключение ИП из Единого госреестра индивидуальных предпринимателей (сокращённо ЕГРИП) осуществляется в течение пяти дней, начиная с даты подачи заявления. Окончательным итогом прекращения ИП в этом случае становится выдача свидетельства об исключении из ЕГРИП. После этого, если решение о прекращении коммерческой деятельности без образования юрлица было принято хозяйствующим субъектом по его личной инициативе, может быть открыто новое ИП.

В целом, процедура закрытия ИП в настоящее время максимально упрощена. Достаточно упомянуть, что это может быть проделано даже в случае наличия у индивидуального предпринимателя неисполненных обязательств. Однако, как показывает практика, при оформлении отказа от осуществления предпринимательской деятельности оптимальным является вариант, когда сначала решаются все накопившиеся в ходе работы проблемы, а уже потом инициируется процедура закрытия ИП.

Закрытие ИП — предусмотренный законом механизм, при котором гражданин, прекращающий свою деятельность в качестве предпринимателя, обращается в налоговые органы с соответствующим заявлением. О том, как осуществить закрытие ИП и в какую сумму это обойдется, поговорим ниже.

Что нужно, чтобы закрыть ИП?

Сразу скажем, что закрытие ИП не требует больших финансовых и временных затрат. Все, что нужно для закрытия ИП , — это подготовка небольшого комплекта документов, который и будет представляться в территориальный налоговый орган (речь идет о заявлении, справках, квитанциях, декларациях и др.).

Какие документы нужны для закрытия ИП. Заявление на закрытие ИП 2015-2016 - скачать бланк

Через 5 дней после того, какдокументы для закрытия ИП в 2015-2016 годах будут сданы, ИФНС выдаст документ, подтверждающий закрытие ИП .

Госпошлина за закрытие ИП в 2015-2016 годах

Если интересует, сколько стоит закрыть ИП , то все зависит от того, осуществляется процедура самостоятельно или с привлечением третьих лиц (например, если вы решили воспользоваться услугами профессиональных юристов). В первом случае стоимость закрытия ИП ограничится размером госпошлины — 160 рублей, а во втором — это могут быть суммы от 3000 до 10000 руб.

Госпошлина за закрытие ИП может быть оплачена в любом отделении банка или в банкоматах. Кроме того, имеется возможность произвести платеж в онлайн-банках. В любом случае у гражданина на руках должен быть чек, подтверждающий оплату. Госпошлина за закрытие ИП 2015-2016 формируется на сайте ФНС. Если нет доступа к интернету, то за реквизитами можно обратиться в отделение налоговой инспекции.

Как закрыть ИП с долгами?

Закрытие ИП с долгами — это одна из двух ситуаций, вызывающих наибольшее число вопросов у предпринимателей, решивших свернуть деятельность.

Закрытие ИП в этом случае возможно только тогда, когда долги имеются не перед ИФНС — то есть налоговая задолженность должна быть погашена в любом случае. Если же до закрытия ИП вы не рассчитались с контрагентами, то отдать такие долги вы можете и после утраты статуса предпринимателя. То же самое можно сказать и в отношении ПФР: погасить задолженность по пенсионным отчислениям можно и после закрытия ИП .

Как закрыть ИП, если деятельность не велась?

Вторым актуальным вопросом является возможность закрытия ИП при отсутствии деятельности. В основном закрытие ИП в обоих случаях производится по общим правилам, о которых говорилось выше, но некоторые особенности закрытия при отсутствии деятельности все же присутствуют. Ведь даже если деятельность фактически не осуществлялась, обязанности по подаче налоговой отчетности, документов в ФСС и уплаты пенсионных отчислений с вас никто не снимет.

В данном случае вам потребуется сначала сдать все необходимые документы в ИФНС, чтобы закрыть ИП . Затем необходимо подать документы в ФСС и ПФР и уплатить взносы, начисленные за период с открытия ИП по текущее время.

В законе нет такого термина, как "ликвидация ИП". Индивидуальный предприниматель - физическое лицо. Физическое лицо нельзя ликвидировать. Закрытие ИП осуществляется путем государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Как закрыть ИП? Пошаговая инструкция ниже

Документы

Отчетность

Налоговая

УСН ЕНВД Патент ОСНО
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, прекращена предпринимательская деятельность(Статья 346.23 п.2). Бесплатное создание деклараций УСН прямо на сайте С учета по ЕНВД нужно сниматься до закрытия ИП и нужно подавать декларацию до закрытия ИП. Воспользуйтесь нашим простым сервисом Бесплатное создание деклараций ЕНВД и/или расчет налога прямо на сайте При ПСН (патенте) отчетность ИП не подает поэтому сроков нет. обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию(статья 229 п.3)

Как уволить работников?

Основание для увольнения: п. 1 ст. 81 ТК РФ: "1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;". По данному пункту разрешается увольнять любых работников, в том числе и беременных женщин (ч. 1 ст. 261 ТК РФ).

Сотрудников нужно не менее чем за два месяца письменно уведомить о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Не менее чем за две недели до первого увольнения по п. 1 ст. 81 ТК РФ нужно уведомить Центр Занятости населения (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). См. образец заявления в ЦЗ.

Приложение 1. ИНФОРМАЦИЯ о массовом высвобождении работников

(полное наименование предприятия, учреждения, организации; для лиц, нанимающих отдельных граждан по договорам, - фамилия, имя, отчество)

Адрес__________________________________________________________

Телефон________________________________________________________________

Списочная численность занятых на предприятии (чел.) (на дату уведомления)____________

Причина массового высвобождения_____________________________________

Численность работников, подлежащих высвобождению (чел.)_________________

Дата начала массового высвобождения___________________________________

Дата окончания массового высвобождения_________________________________

Сведения о работниках, подлежащих увольнению

Профессия Численность (чел.) Дата увольнения

"...." _________________ 199 г.

Подпись руководителя

Ф.И.О. и телефон исполнителя

Приложение 2. СВЕДЕНИЯ о высвобождаемых работниках

(полное наименование предприятия, учреждения, организации; для лиц, нанимающих отдельных граждан по

договорам, - фамилия, имя, отчество)

Адрес ________________________________________________________________________

Телефон ______________________________________________________________________

Образование

Профессия или специальность

Квалификация

Средняя заработная плата

"..." ______________ 199 г.

Подпись руководителя

Ф.И.О. и телефон исполнителя

Постановление Правительства РФ от 05.02.1993 № 99

Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения

  • В налоговой берется ликвидационная карта ("бегунок" в народе). При себе иметь: - Заявление о закрытии ИП (Форма Р26001). - Квитанция об оплате государственной пошлины на закрытие ИП (подлинник) с пометкой об оплате.
  • Сдаются все не сданные декларации, даже за неполный период. Подробнее смотрите в
  • С 2011 года в ПФР (если вы без работников) не надо ходить, т.к. отменили РСВ-2.
    Необходимо обратиться в УФНС, по месту регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности и снятии с налогового учета. Налоговая инспекция самостоятельно запрашивает в Пенсионном фонде справку о Вашей задолженности, если таковая имеется (соглашение о взаимодействии от 22.02.2011 г. № ММВ-27-2/5, № АД-30-33/04 СОГ) и принимает решение о снятии Вас с налогового учета.
    Вы должны перечислять взносы не позднее 15 календарных дней с даты госрегистрации прекращения (приостановления) деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
    ВОПРОС? Сколько платить взносов, ведь год неполный. Ответ: воспользуйтесь калькулятором фиксированного платежа ИП

    Часто в налоговой требуют справку об отсутствии задолженности перед ПФР. Процедура получения справки в ПФР? (показать/скрыть)

    Процедура получения справки в ПФР:
    1) Специалист ПФР принимает у вас документы
    2) Вы пишете заявление на закрытие ИП (образец есть в пенсионном фонде)
    3) Специалист ПФР делает окончательную сверку и выдает вам акт
    4) Специалист ПФ делает расчет задолженности или переплаты на дату закрытия
    5) В случае задолженности он выдает вам квитанции на погашение задолженности
    6) В этот же день вы оплачиваете эти квитанции в ближайшем отделении Сбербанка или через р/с
    7) В этот же день либо на следующий день вы приносите квитанции с пометкой об оплате
    8) Специалист ПФ на следующий день выдает справку об отсутствии задолженности.

  • Нужно уничтожить печать.
  • Как уничтожить печать? (показать/скрыть)

    Как уничтожить печать?

    Есть два способа. Первый - самостоятельно. Второй - с привлечением организации, изготавливающей печати.

    В первом случае вами назначается комиссия, которая уничтожает печать и составляет акт с указанием состава присутствующих лиц; даты и места; причины и способа уничтожения; оттиска и наименования печати или штампа; заключения комиссии о полной ликвидации без возможности восстановления; подписей. На основании акта вносится запись в журнал учета печатей и штампов.

    Второй вариант: необходимо предоставить следующие документы:

    1. Заявление установленного образца на уничтожение печати, подписанное самим предпринимателем.

    2. Документ, подтверждающий факт оплаты стоимости за уничтожение печати – квитанция из банка (оригинал)

    3. Ксерокопия паспорта предпринимателя.

    4. Доверенность от индивидуального предпринимателя на "уничтожение печати/штампа" лицу, ответственному за ее уничтожение с указанием в ней: наименования печати и ее реестрового номера (доверенность на уничтожение, после изготовления новой печати - заверяется новой печатью).

    5. Печать или штамп, который следует уничтожить.

  • Последний этап сдаем в налоговую: свидетельство о регистрации ИП; свидетельство из Пенсионного Фонда об отсутствии задолженностей; заявление о закрытии ИП; квитанция об оплате госпошлины.
  • Можно также послать эти документы по почте, ценным письмом с описью вложения . При этом нужно подпись в заявлении заверить у нотариуса. Кстати, проверить получили ли в ФНС документы закрытия ИП отосланные по почте можно с помощью нового сервиса на налог.ру (достаточно ввести ФИО).
  • Причины

    • в связи с принятием ИП решения о прекращении деятельности;
    • в связи со смертью лица, зарегистрированного в качестве ИП;
    • по решению суда: в принудительном порядке
    • в связи с вступлением в силу приговора суда лишения права заниматься предпринимательской деятельностью;
    • в связи с аннулированием документа(просрочкой), подтверждающего право данного лица проживать на территории России;
    • в связи с принятием судом решения о признании ИП несостоятельным (банкротом).

    После закрытия

    Пенсионный и налоговая могут взыскивать с вас недоимки, пени и штрафы после закрытия ИП только через суд (Статьи 23, 24 ГК РФ; ст. 48 НК РФ; ч. 3, п. 4 ч. 4 ст. 18, ч. 1 ст. 21 Закона N 212-ФЗ). Также закрытие ИП не освобождает от обязательств перед контрагентами, работниками. Долги могут взыскать и после закрытия ИП.

    Важно: хранить все бухгалтерские и налоговые документы нужно не менее 4 лет после закрытия ИП(по причинам описанным строкой выше). Документы по работникам нужно сдать в архив.



    
    Top