Последний ужин леонардо да винчи. Интереснейшие факты о картине «Тайная вечеря

Тексту 33 псалма в православной Псалтири предшествует такая необычная надпись: «Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился». Такое предисловие сразу же наводит на мысль о том, что данная на основе какого-то исторического события. Авимелех – это не имя, а титул филистимского царя, которого звали Анхус. Известно, что Давид, как победитель Голиафа, был представлен Анхусу, и, чтобы избавиться от навязчивого внимания филистимского правителя, был вынужден притвориться сумасшедшим.

Слова «Придите, дети» (Пс. 33, 12) толкование 33 псалма поясняет таким образом: убежав от Авимелеха и оказавшись на улице, Давид был окружен толпой детей, но, чтобы не нарушить свой образ безумца, был вынужден продолжать игру, за что дети его жестоко осмеяли. Уже будучи царем, Давид сильно жалел об этом инциденте, поскольку, по его мнению, уронил себя в глазах подрастающего поколения, и слова «Придите, дети, страху Господню научу вас» говорят о том, что он готов исправить ошибку. Читать, слушать и смотреть онлайн 33 псалом рекомендуется для защиты от нападающих врагов.

Слушать на видео православную молитву псалом 33 на русском языке

Читать текст на русском языке молитвы псалом 33

Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а не терпят нужды ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Псалтырь, читать 33 псалом на церковно славянском языке

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала eго во устех моих. О Господе похвалится душа моя; да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя eго вкупе. Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищiй воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся eго и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святiи eго, яко несть лишенiя боящымся eго. Богатiи обнищаша и взалкаша; взыскающiи же Господа не лишатся всякаго блага. Прiидите, чада, послушайте менe, страху Господню научу вас. Кто eсть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, eже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и. Oчи Господни на праведныя, и уши eго в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, eже потребити от земли память их. Воззваша праведнiи, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смирeнныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни eдина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящiи праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающiи на него.

Среди хвалебных псалмов Давида особенно выделяется номер 33, который был написан царем во время гонений на него Саула и в момент его избавления от другого не менее жестокого царя Авимилеха. Псалом выражает надежду помазанника Божьего на то, что Господь избавляет от зла и всегда защищает, какие бы трудности и опасности ни были на пути человека.

История написания

После помазания Давида на царство пророком Самуилом, бывший пастух стал служить при царском дворе, ведь он избавил хитростью Израиль от Голиафа. Но царь Саул завидовал Давиду и начал его преследовать, несмотря на то, что он был его зятем. Несколько лет повел Давид в скитаниях, стараясь спрятаться и уберечь свою жизнь, ведь Саул преследовал его и хотел убить.

Саул пытается убить Давида

Будущий царь спрятался от гонений в земле филистимлян, но народ той земли помнил поражения своего героя и схватил беглеца, чтобы представить его перед своим царем Авимилехом.

Давид понимал, что царь не помилует его, поэтому решил притвориться безумцем и начал падать перед троном, ползать по земле и пускать пену изо рта. Царь не поверил своим слугам, что этот безумец и есть тот герой, который сразил самого Голиафа и выгнал прочь их вместе с Давидом.

На заметку! Получив неожиданное спасение, Давид от сердца написал Господу благодарственную песнь, излагая в ней все чаяния и надежды, а также благодаря Всевышнего за избавление и сохранение его жизни.

Толкование псалма

Сегодня можно прочитать псалом на старославянском и русском языках. Если поискать, можно даже найти новый перевод, который относится к сегодняшней современности. Но какой бы перевод христианин ни читал, смысл песни не меняется.

1. Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

2. Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

3. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

4. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

5. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

6. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

7. Сей нищий воззвал, - и Господь услышал и спас его от всех бед его.

8. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

9. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

10. Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

11. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

12. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

13. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

14. Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

15. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

16. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их.

17. Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

18. Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

19. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

20. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

21. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

23. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Следует растолковать псалом по стихам, чтобы лучше осмыслить его:

  • 1-3 стиха: все, что делает человек доброе - заслуга Бога. Он делает человека успешным, он сохраняет жизнь и благословляет. Нужно непрестанно славить Его;
  • В стихе 4 псалмопевец просит всех слышащих, вместе с ним прославить Всевышнего, потому что у него одного не хватит сил, чтобы воздать Богу достойную славу;
  • Стих 6-7: Давид призывает всех приблизиться к Творцу, чтобы получить мудрость свыше и узнать истину. Он получил уже упование и желает, чтобы другие его тоже получили. Он возлагает свое упование на Бога, который из простого пастуха сделает себе не только воина, но и царя своему народу;
  • Восьмой стих говорит об ополчении Ангела Господня на тех, кто выступит против праведника, т.е. о том, что Божье воинство защищает праведников;
  • Девятый стих говорит о благости Божьей и призывает других испытать Всевышнего и познать Его милость;
  • Стих 11: народ иудейский назван тут алкающим, т.е. жаждущим Господа. Стих также указывает на отделенность народа Божьего от прочих язычников;
  • Стихи 12–14: Давид просит язычников познать учение Бога Израиля и иметь страх Божий, а также не осуждать брата. Он предлагает прочим народам принять исповедание евреев и познать, каков есть Бог;
  • Стих 15-16: напоминание, что необходимо уклоняться от зла и что глаза Бога есть праведные и все видят, поэтому каждый добрый поступок не остается незамеченным;
  • Стих 21: Господь сохраняет человека и его доблести такие как воздержание, благочестие и всякая добродетель;
  • В 22 стихе Давид напоминает какова участь тех, кто отказался признать и принять Господа, в противном случае их ждет геенна огненная.
Совет! Как и любой другой псалом, песня 33 читается во время утреннего и вечернего молитвенного правила, а также во время богослужений. Нет никаких особых правил прочтения данного текста, главное подходить к чтению с открытым и чистым сердцем, веря, что Господь услышит и усмотрит все.

Псалом 33: Псалом нового рождения

Историческую основу данного псалма можно найти в 1 Царств 21. Спасаясь от преследования Саула, Давид искал убежища у царя Гефского, Анхуса, или, согласно заголовку данного псалма, Авимелеха (возможно, "авимелех" – это титул, а не имя). Опасаясь, что этот вражеский царь может убить его, Давид притворился безумным; он чертил какие-то знаки на дверях и пускал слюну по бороде. Эта уловка ему помогла. Царю уже надоели сумасшедшие, поэтому он отпустил Давида, который стал скрываться в пещере Одолламской. Этот эпизод, безусловно, нельзя назвать сколько-нибудь героической или яркой главой в богатой событиями биографии псалмопевца, но Давид, тем не менее, вспоминал о нем как волнующем примере спасения, пришедшего от Господа, поэтому написал в честь этого события данный псалом.

На протяжении столетий верующие любят Псалом 33 за то, что он так красноречиво выражает их личное свидетельство о спасении по благодати через веру в Господа. Рассмотрим псалом в этом свете.

33:1, 2 Спасение от греха – это дар такой огромной ценности, что он должен вызывать в наших сердцах нескончаемую благодарность к его Подателю. Даже благословляй мы Господа во всякое время, этого не оказалось бы слишком много. Если бы хвала Ему была непрестанно у нас на устах, мы и тогда не в силах были бы исчерпать эту тему. Человеческий язык за целую вечность так и не сможет должным образом выразить благодарность Богу.

33:3 Обратившийся в веру человек хвалится Господом, а не собственными достоинствами или достижениями. Когда мы понимаем евангелие благодати, мы осознаем, что все грехи – в нас, а все спасение – во Христе . Так что хвалиться мы должны только Им. Если те, кто все еще находится под властью греха, услышат и воспримут наше свидетельство о всеобъемлющем и доступном для всех спасении, они проникнутся радостным пониманием того, что для них тоже существует надежда.

33:4 По настоящему спасенная душа не ограничится уединенным празднованием своего спасения. Эта тема столь величественна, что верующий созовет всех своих собратьев славить Господа вместе с ним и превозносить имя Его соборно. Некоторые супружеские пары гравируют этот стих на своих обручальных кольцах.

33:5 Когда Дух Божий начинает окормлять душу грешника, Он вселяет в нее божественное стремление искать Господа. И лишь позднее спасенный грешник понимает, что это Господь изначально искал его! Как говорится в одном гимне:

Я Господа искал, и понял я –

Господь искать Себя подвиг меня.

Не я Тебя нашел, Спаситель мой,

Нет, я был найден и спасен Тобой.

И в то же время, пока мы взыскуем Его, Он откликается, избавляя нас от всех опасностей и всех наших страхов страха перед неизвестностью будущего, страха умереть, погрязнув в неисповеданных и непрощенных грехах, страха предстоять на суде перед Великим Белым Престолом. Когда мы вверяем себя Христу, как Господу и Спасителю, мы слышим Его слова отпущения нашего: "Грехи твои прощены; иди с миром"!

33:6 Но это не особое личное спасение – оно доступно всем. Все те, кто воззрел на Христа в вере, просвещались. Хмурые лица озаряет радостная улыбка, а уныние и отчаяние сменяются ликованием. Ни один человек, посвятивший свою жизнь Господу, не пожалеет об этом; Он не может обмануть верующее сердце.

33:7 Мы приходим к Нему в нищете своей и лохмотьях, в унижении и беспомощности и торжественно исповедуем свою неспособность самим обрести для себя спасение. Мы полностью уповаем на Него. Мы должны говорить так:

Ничем, чтоб заплатить, не обладая,

К Твоему кресту я припадаю.

Господь слышит наши стоны. Сама наша нищета взывает к Его безграничному изобилию. Он снисходит к нам и спасает нас от всех бед наших – спасает из коварной паутины греха, которую мы соткали собственными руками.

33:8 Верующий не только спасен, но также огражден от бед. Ангел Господень, то есть Сам Господь Иисус Христос, создает охранные посты вокруг боящихся Его, избавляя их от опасностей видимых и невидимых. Ни одна из Его овец вовек не погибнет (Ин. 10:28).

Это искренний и настойчивый призыв к необращенным. Мы можем рассуждать, что-то доказывать, апеллировать к логике, перечислять христианские свидетельства, но когда все это будет сделано и все высказано, останется человек, которому нужно будет самому попробовать и самому увидеть. Мэрдок Кэмпбелл пишет:

"Мы можем спорить о Боге, доказывать Его существование, указывать на вечные свидетельства, которые дают нам вселенная и провидение. Но лишь тогда, когда Его любовь и близость коснутся нашего сердца, сможем мы действительно познать Его в Его неизъяснимой благости". Затем следует призыв к обращенным. Это призыв жить в вере. Святые Его призваны ходить верой, а не видением, чтобы получать прекрасные, чудесные, изобильные дары Божиего провидения. Об этом говорится в Мф. 6:33:

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

33:11 Хотя скимны иногда бедствуют от недостатка пищи и терпят голод, ищущие Господа не будут испытывать нужды ни в каком благе, ибо Господь Иисус Христос – наш великий и вседостаточный Податель благ!

(33:11) Некоторые ученые полагают, что слово "скимны" следует читать как "отвергающие Бога", однако смысл стиха при этом не меняется.

33:12 Благодать Божия не только спасает, оберегает и питает, но и наставляет нас.

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:11-14). Итак, теперь псалмопевец дает своим детям практическое наставление, чтобы научить их истинному страху Господню.

33:13-16

1. Воздержанность на язык – то есть, чтобы язык был чист от зла и от коварных слов.

2. Особые пути – обособление от зла и обособление для того, чтобы делать добро.

3. Миролюбие – как сказал Павел, "если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18).

Петр наставляет в 1 Петра 3:9: "благословляйте, зная, что вы к тому призваны [благословлять других людей], чтобы наследовать благословение". Затем он цитирует стихи 13-17а из этого псалма в подтверждение своему учению о том, что мы не должны воздавать злом за зло и бранью за брань, а должны вместо этого благословлять. Благословение означает благоволение Господа; очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их.

33:17 Цитируя стих 17, Петр ограничивается первой его половиной: лицо Господне против делающих зло.

Он не приводит оставшуюся половину, которая гласит: чтобы истребить с земли память о них.

Первая часть этого стиха верна в любом веке. Вторая половина исполнится тогда, когда Господь Иисус Христос вернется на землю как Царь царей.

33:18 Праведные имеют неоценимую привилегию, заключающуюся в том, что они мгновенно получают доступ к общению с Господом. Он слышит их всякий раз, когда они взывают к Нему, и от всех скорбей их избавляет их. Здесь Барнс комментирует: "никто еще полностью не оценил привилегию, дающую право взывать к Богу, привилегию молиться".

Прежде чем расстаться со стихом 18, мы должны отметить, что Господь не спасает нас от бед; Он спасает нас в бедах . Верующие не застрахованы от бед, но у них есть всемогущий Избавитель! Это различие имеет решающее значение.

33:19 Господь умеет отказывать в милости гордым, но не умеет отказывать кающимся и сокрушенным сердцем. Он всегда остается доступным для сокрушенных сердцем и готов помочь тем, кто смирен духом.

33:20 Как уже говорилось, у праведных действительно много скорбей. Может быть, нам однажды доведется обнаружить, что у нас их больше, чем у безбожных. Но, по крайней мере, все наши скорби ограничены этой жизнью. Кроме того, нам не приходится претерпевать их в одиночестве, ведь наш вечный Друг всегда рядом с нами! У нас есть залог полного и окончательного избавления от скорбей через воскресение Господа Иисуса. Поскольку Он воскрес из мертвых, мы тоже однажды воскреснем, навеки избавленные от греха, болезней, печалей, страданий и смерти!

33:21 Но даже в смерти Господь оберегает тела Своих святых:

Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Этот стих свое буквальное исполнение обрел в смерти нашего Господа:

"Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: "кость Его да не сокрушится"" (Ин. 19:33, 36). Разумеется, таким образом наш Господь стал совершенным исполнением прототипа пасхального агнца, о котором написано:

"Костей ее [пасхи] не сокрушайте"

(Исх. 12:46). 33:22, 23 Последние два стиха псалма связаны с понятием "погибели" как осуждения. Что касается грешников, то для них смерть станет катастрофой, и они погибнут. Но у рабов Иеговы есть Тот, Кто искупил их души, и никто из уповающих на Него не погибнет. Слава Богу, нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе! (см. Рим. 8:1).

Нам ли теперь ожидать осуждения? После смерти Христа и

Его воскресения, и вознесения Одесную Любви ради нашего искупления,

Нам ли теперь ожидать осуждения?

Гораций Бонар

Итак, верующий обретает спасение, защиту и обильные дары провидения во времени и в вечности. Нет ничего чудесней, чем родиться свыше! Таков смысл этого псалма.

Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом. Сегодня мы поговорим о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которое оно скрывает.

Месторасположение и история создания:

Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

На фото Церковь Санта-Мария-делле-Грацие.

Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.

На фото "Тайная вечеря" в трапезной.

Идея произведения:

«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники)

На фото Эскиз Тайной вечери

1. Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.

На фото Иисус и Мария Магдалина.

2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.

На фото Мария Магдалина

4. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.

На фото Фреска Тайная вечеря.

5. Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными.

Признанным шедевром мирового искусства счита-ется фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в трапезной миланской церкви Санта-Мария делла Грацие. Художник выбирает кульминационный момент Тайной вечери, когда Христос говорит ученикам: «Один из вас предаст Меня». Перед зрителем раскрывается сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания.

Прямо посередине прямоугольного стола (именно это место считается почётным) Леонардо да Винчи рас-полагает фигуру Христа, выделяя её на фоне светлого дверного проёма. Он вслушивается в речи двенадцати апостолов, сидящих по обе стороны от него. Вгляди-тесь в лицо Иисуса, которое так долго художник не ре-шался написать. Почему оно так грустно и спокойно? Может быть, потому, что ему хорошо известна даль-нейшая судьба? И он смиренно готов принять её?..

Да, не величественный божественный образ являет фигура Спасителя, так хорошо нам знакомый по мно-гим произведениям искусства, а олицетворение люб-ви, милосердия и кротости.

А что же ученики? Каждый из них по-своему от-кликается на происходящее событие, у каждого — свой ответ на слова Христа. Их лица, позы и жесты вы-ражают почти все человеческие эмоции — от смятения до печали, от удивления до гнева, от неверия до глубо-кого потрясения. Вопреки сложившейся традиции Ле-онардо размещает Иуду среди верных и преданных ему учеников. Представленный в резком повороте, он со страхом смотрит на Христа и судорожно сжимает ко-шель с тридцатью сребрениками. Его затенённый, гру-бый, уродливый профиль контрастирует с ярко осве-щённым прекрасным лицом Иоанна.

Да, невозможно оторвать глаза от этой фрески: так она значительна и прекрасна. И становится понятным, почему Леонардо да Винчи готовился к её созданию около двадцати лет, почему сделал к ней так много на-бросков и эскизов, почему настолько медленно продви-галась его работа. Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

  • Эволюционные учения леонардо да винчи

  • Тайная вечеря доклад

  • Доклад тайная вечеря

Вопросы по этому материалу:

  • В чём особенно-сти художественного воплощения сюжета Тайной Вечери в известных вам произведе-ниях искусства? Сравните их между собой.




Top