Пословицы к ненецкой народной сказке кукушка. Пословицы и поговорки к сказке «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

Наталья Пильщикова
«В мире сказок». Конспект занятия по чтению ненецкой народной сказки «Кукушка»

Цель : понимание морали сказки

Задачи : учить понимать мораль сказки , расширять представления детей о сказках разных народов , о традициях и обычаях народов севера . Развивать внимание, мышление, память, внимание. Воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости, уважения к матери.

Словарь : чум, малица, пимы, тундра.

Оборудование : иллюстрации : чума, малицы, пимов, шкатулка, золотой ключик, наперсток, цветные полоски (синяя, красная, желтая) каждому ребенку, книжка- малышка сказка "Кукушка ", ребус.

Ход занятия

1. Игровой момент. "Ключик, ключик золотой!

Сказку новую открой !"

Кто может прочитать название сказки ? Как вы думаете, о ком эта сказка ? Кто такая кукушка ? Что вы знаете о ней? Отвечает подготовленный ребенок. (Кукушка - перелетная птица . Она не строит гнездо,свои яйца подкладывает в чужие гнезда. Никогда не заботиться о своем потомстве.)

Какие бывают сказки ? (о животных, волшебные, бытовые) Сказки каких народов вы знаете ? (русские, казахские, украинские и т. д)

"Кукушка " - это ненецкая народная сказка . Кто такие ненцы? Отвечает подготовленный ребенок. (Ненцы - это жители севера. Занимаются оленеводством. На севере очень длинная и холодная зима, поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур.)

2. "Мастерская слов"

В шкатулке что-то лежит. (иллюстрации) Что такое чум? Подготовленный ребенок : чум - это жилище северных народов , покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш. Что такое малица? Подготовленный ребенок : малица - это одежда из оленьих шкур с капюшоном мехом вовнутрь. Что такое пимы? Подготовленный ребенок : пимы- это у северных народов меховые сапоги .

3. Рассказывание сказки воспитателем .

4. Физминутка. (воспитатель читает, дети показывают действия)

Жила на земле бедная женщина. Дети одежду промочат, а женщина - сушит. Снегу натащат, а мать - убирай. И рыбу она ловила на реке. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, просит принести ей воды. Мать встала посреди чума, малицу надевает. Берет мать доску, она превращается в хвост. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей, вылетела из чума.

5. Индивидуальное задание. (5 детей отгадывают ребус по первым буквам предметных картинок. У каждого одно слово.)

6. Беседа по сказке : Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом? Как вы относитесь к своим мам? Чем помогаете своим близким и родным? Какие слова говорите своим мамам, когда они устают?

7. Пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о матери? ("При солнышке тепло, при матери добро", "Нет такого дружка, как родная матушка", "Материнская ласка не знает конца")Что они означают?

Ребята отгадали ребус. Назовите свои слова. ("Сердце матери лучше солнца греет") Кто может повторить пословицу? Как понять?

8. Итог. Рефлексия. Как называется сказка ? Кто ее автор? Какая это сказка ? Вам понравился конец сказки ? Какой конец сказки предложили бы вы ? Из трех цветных полосок выберите две : первая - это ваше настроение в начале сказки , а вторая - ваше настроение в конце сказки . Какие полоски выбрали вы? Почему? Я выбрала три полоски : в начале сказки у меня было спокойное настроение поэтому желтая полоска, синяя - в середине, потому, что заболела мать и дети не дали ей воды, красная полоска в конце сказки потому , что мать улетела и дети остались одни.

Ненецкую сказку «Кукушка» проходят дети во 2 классе , и среди заданий могут встретиться такие:

  • Определите, какая пословица подходит к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, подходящие к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, выражающие смысл сказки.

Сказку неспроста выбрали для изучения в школе. Она содержит глубочайший смысл и раскрывает очень важную тему взаимоотношений между родителями и детьми. Сказку полезно также прочитать детям дошкольного возраста, если те не слушаются и расстраивают маму.

Ненецкая сказка повествует о семье, в которой только мать и четверо детей. Мать трудилась и трепетно ухаживала за детьми. А они, в свою очередь, не слушались ее, играли и шалили. В трудную минуту, когда мама заболела, дети не пришли на помощь. Обернувшись птицей, мать собралась покинуть свой дом. Дети осознали, как дорога им мама, только когда ее не стало.

Таким образом, сказка учит людей бережно относиться к родителям, ценить и уважать их. Но, к сожалению, пока близкие люди рядом, мы склонны не замечать их добрых поступков. А потом бывает уже поздно. Нужно ценить добро и любовь близкого человека здесь и сейчас, отвечать добром на добро.

К ненецкой сказке «Кукушка» подходят русские народные пословицы о добре и любви, о родителях и детях:

Не плюй в колодец пригодится водицы напиться.
Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Плохо ветвям без ствола.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Родную мать никем не заменишь.
Родительское сердце - в детях, а детское - в камушке.

Радуется сердце тяти от ласкового дитяти.
Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
Детки деткам рознь.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Птица рада весне, а дитя - матери.
У отца с матерью за пазухой - и на морозе тепло.
Во всяком хлебе есть мякина: бывает добр и худ детина.
Дай детям полную волю - сам наплачешься.
Малые дети заснуть не дают, большие вырастут - сама не спишь.
Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
На свете все сыщешь, кроме отца с матерью.
Детей растить - осинку глодать.
В семье - любовь да совет, так и нужды нет.
Семья вместе - и душа на месте.

Нет такого дружка, как родимая матушка.
Кто матери не послушает, в беду попадет.
Около матки хорошо дитятке.
Ребенок без матери, что стол без скатерти.
Мать при детках, что птица в клетке.

Добро не лихо - ходит тихо.
Нет худа без добра.
За добро добром и платят.
Истинное добро всегда просто.

Кукушка кукует, по бездомью горюет.
Кукушка на радость в лесу, ребёнок на радость в дому.
Кукушка не мать, не каждому судьбу поймать.
Кукушка не мать, не каждому счастье поймать.
Кукушка своего гнезда не вьёт.
О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.
Скуковала кукушка на голый лес.

О браз этой невзрачной птицы, которую редко кто видел вживую, довольно часто встречается в фольклоре народов Европы и Азии. Существо, не обладающее ярким внешним видом, привлекло к себе внимание человека нестандартным, по общепринятым меркам, поведением по отношению к своему потомству. В русских, украинских, белорусских народных поверьях кукушка - пророчица, олицетворение одинокой женщины, вдовы. У западноевропейцев репутация вестника весны и главной птицы-вещуньи подкреплялась убеждением в связи кукушки с демоническими силами.

На аналогии между кукушкой и женщиной, бросившей детей, построена одноименная ненецкая сказка. Ненцы - самый многочисленный народ, проживающий на территории европейского Севера и Севера Западной Сибири. В прошлом более распространённым было название самоеды. Слово «ненэц» означает «настоящий человек». Существует две этнографические группы, отличающиеся не только по месту расселения, но и диалектом: тундровые ненцы - занимают тундровые части Кольского полуострова и правобережья Енисея; лесные - населяют таёжные зоны Обско-Енисейского водораздела.

Основное занятие ненцев - оленеводство - стало формирующим фактором кочевого образа жизни этого народа, что в свою очередь определило особенности быта. Домом для часто кочующего оленевода с семьёй служит разборный чум. Основной рацион - оленина и рыба.

Несмотря на отсутствие собственной государственности и до некоторого времени письменности, появившейся только в 30-х годах двадцатого века, ненцам удалось сберечь родной, ненецкий язык, который по сей день используется наравне с русским. Верование ненцев основано на вере в духов, являющихся хозяевами неба, земли, огня, природных явлений. Особенность религиозных традиций этого народа - наличие такого явления, как шаманизм.

Сюжет сказки «Кукушка» довольно прост и вместе с тем очень драматичен. У одной бедной женщины было четверо сыновей. Тяжело приходилось матери - дети нисколько не помогали ей. Трудная работа и отсутствие помощи привели к тому, женщина заболела и слегла. Измученная жаждой мать просит своих детей принести ей воды. Но ни один из сыновей не выполнил её просьбу, каждый ссылался то на мокрые пимы (тёплая ненецкая обувь), то на отсутствие шапки. Так и не дав напиться родной матери, сыновья выбежали играть.

Лишь когда старший проголодался, он заглянул в чум и увидел, что мать стоит посреди жилища и пытается одеться, но малица (теплая национальная одежда) превращается в перья. Превратившись в кукушку, мать вылетает из чума, испуганные сыновья бегут за ней с ковшом воды, умоляя вернуться. Но кукушка не желает возвращаться к неблагодарным и летит на «вольные воды», а место, где сыновья бежали за птицей, стирая ноги в кровь, покрылось красным мхом. В конце повествования говорится, что с тех пор кукушки не вьют гнёзда, это позволяет назвать сказку этиологической, то есть объясняющей причины и происхождение того или иного явления.

Ключевую мысль произведение можно выразить русской пословицей: «Материнское сердце в детях, а детское - в камне». Любящая мама буквально растворяется в своем ребёнке. Нервущаяся нить, связывающая женщину с детьми, не позволяет материнскому сердцу хоть на миг забыть о своем чаде, неважно, сколько ему лет. В народе эта мысль выражена в пословице «Материн ребёнок до ста лет детёнок». Но ребёнок не всегда отвечает той же лаской и заботой своим родителям.

Неблагодарность и жестокосердие родных детей оставляют самые горькие и глубокие раны в сердце матери. «Нет сына - один раз поплачешь, есть сын - десять раз поплачешь» (удмуртская пословица). Необходимо помнить, что непочтительное отношение к родителям вернётся неблагодарностью собственных детей.

Чему же учит сказка? Любви, благодарности, уважению к самому дорогому человеку на земле - Маме. «Всё на свете найдёшь, кроме родной матери», «Мать - щит человека» - гласят русское и персидское народные изречения. Лимит материнской любви безграничен, но при этом есть предел душевным и физическим силам. Беречь своих матерей - священная обязанность каждого человека!

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к ненецкой народной сказке «Кукушка»; краткое содержание сказки «Кукушка»; о том, чему учит эта сказка.

Это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.
Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.
Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:
Чтение перевернутого текста:
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:
Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Чтение «задом наперёд»
Это упражнение тренирует внимание. Текст читается в нормальном исполнение, а потом задом наперед. После тренировок чтение обычного чтения будет очень легким.

Средняя общеобразовательная школа № 26

Урок литературного чтения
во 2 классе
по теме: В.А.Осеева «Добрая хозяюшка»

Подготовила: Салихова А.Р.
учитель начальных классов

г.Уральск

Тема: В.Осеева «Добрая хозяюшка»
Цели: формировать представление о творчестве В.Осеевой, совершенствовать навыки сознательного, беглого и выразительного чтения, учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев;
развивать творческие способности и творческое воображение учащихся, развивать память, связную речь;
воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
Тип урока: комбинированный
Межпредметная связь: самопознание
Оборудование: портрет В.Осеевой, карточки со словами к схеме, карточки с пословицами, разноцветные листы для проведения «ковра идей», компьютер, магнитофон, учебник, иллюстрации к произведению.

Ход урока.

I. Психологический настрой
II. Фаза вызова интереса.
1) Разминка: чтение слогов, слов предложений демонстрируемых на компьютере (с элементами анимации)
2) - Послушайте стихотворение. Какие похожие слова вы услышали?
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Как вы думаете, что такое доброта?
- Среди слов, которые записаны на карточке, назовите те, которые подходят к слову «доброта»
Отзывчивость, упрямство, помощь, щедрость, страх, сердечность, грубость, неуважительность, бескорыстие, забота, внимательность.
Составление схемы

Про какого человека можно сказать, что он добрый?
- Прочитать определение доброты и доброго человека
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.

Мы вернемся к этим словам после чтения произведения В.Осеевой «Добрая хозяюшка».

III. Подготовка к восприятию текста
Показ портрета писательницы
- В.Осеева написала много произведений для детей. Они серьезные и юмористические и юмористические. Она писала о любви к природе, дружбе и трудолюбии.
- Как вы думаете, о чем будет произведение «Добрая хозяюшка»?
IV. Работа над произведением.
Первичное чтение с остановками
Чтение эпизода о петушке
- Была ли девочка петушку настоящим другом?
- Почему она решила поменять его на курочку?
Чтение эпизода про курочку
– Понравилась девочке курочка? – Чем закончилась эта дружба?
Чтение эпизода про уточку
– Может быть, дружба с уточкой получилась?
Чтение эпизода о щенке
– Как развивались события дольше? – Почему же девочка осталась одна? - Можно ли назвать девочку доброй хозяюшкой?
Повторное чтение
Чтение рассказа детьми с переворачиванием книги по сигналу учителя.
Выборочное чтение
– Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки. – Может быть, курочка обрадовалась? – А уточка? – А как поступил щенок?
– Давайте, определим наше настроение от прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку» - Уважаете ли вы девочку за такие поступки?
Работа с пословицами
- Прочитать пословицы и выбрать те, которые подходят к произведению (чтение задом наперед)
Ешчул ошорох ьтипутсоп, меч ошорох ьтировог.
Улед ямерв, а ехетоп – сач.
Яьзурд ястюанзоп в едеб.
Йырбод кеволеч урбод и тичу.
Тен агурд – ищи, а лёшан – игереб.
Юукперк убжурд и йодов ен ьшёьлозар.
- Объясните свой выбор.
– Почему девочка осталась без домашних питомцев? – Можем ли мы уважать ее за такие поступки? – Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка? – Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость? – Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
«Ковер идей» (работа в группах)

В разделе Воспитание детей на вопрос Ненцкая сказка кукушка надо пословицу к смыслу заданный автором Valentina Kanareva лучший ответ это я в детстве так плакала от этой сказки, мне жалко почему то детей было, как они бежали за ней.. .
А пословицы такие: без труда не выловишь рыбку из пруда. Не плюй в колодец пригодится водицы напится.
Гулять -гуляй, но отца и мать уважай.

2 ответа

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ненцкая сказка кукушка надо пословицу к смыслу

Помогите напишите пожалуйста пословицы, поговорки, загадки, интересные факты или сообщение про птиц? Срочно!!!

Хобби Кулики сороки Пословица про птиц

Лингвистика Кулики сороки поговорки и пословицы про животных

Боги леса и диких животных Донские калмыки Лён. Помогите нужно найти загадки, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, загадки о растении лён.

План и технологическая карта урока

Тема: Ненецкая сказка «Кукушка». Дата:___________

Предмет: литературное чтение

Цели: познакомить учащихся с ненецкой сказкой «Кукушка»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; развивать мышление, внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел, высказываться о своем отношении к народным сказкам, восстанавливать события сказки, сравнивать их, рассказывать сказку с использованием опорных слов, определять качества главных героев сказки, называть их.

Оборудование: учебник по литературному чтению для 2 класса

УУД на уроке:

Познавательные: находить информацию в тексте; представлять информацию; сравнивать факты; анализировать и обобщать;

Регулятивные: работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям; самостоятельно находить ответы на заданные вопросы определить цель (проблему); принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Коммуникативные: овладение монологической речью; выражать свои мысли и действия; работать в коллективе.

Предметные: уметь определять жанр произведения.

Личностные: формирование позитивного отношения к семье, своим близким и семейным ценностям; уметь: находить в сказках отражение быта, традиций народов; самостоятельно определять мотивы действий героев; строить собственные суждения; выбирать подходящую интонацию; составлять собственные тексты; оценивать ситуацию.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Организаци-

онный момент

(1-2 минуты)

Проверка готовности к уроку

Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть.

Актуализация знаний

  1. минут)

1.Проверка домашнего задания. Выразительное чтение нанайской сказки «Айога».

2.Речевая разминка.

Прочитайте текст речевой разминки про себя.

Читайте жужжащим чтением.

Прочитайте выразительно.

КУУД: овладение монологической речью

Постановка

учебной задачи

(4-5 минут)

К чему призывают нас строчки речевой разминки? Почему?

Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. Удивило вас название?

Будет ли она отличаться от сказок, прочитанных на предыдущих уроках? Если да, то что?

Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как вы думаете, о чем эта сказка?

Ответы учащихся.

Предположения детей.

ПУУД: находить информацию в тексте; представлять информацию; сравнивать факты; анализировать и обобщать;

«Открытие нового знания» (построение

выхода из затруднения)

(7-8 минут)

Сегодня мы познакомимся с ненецкой сказкой «Кукушка».

1.Чтение сказки учителем.

2.Вопросо-ответная работа. – Какие чувства вы испытали во время чтения?-Что вас особенно тронуло в сказке?

3.Какие слова и выражения вам были непонятны?

4.Словарная работа. — Чум — русское название переносного жилища северных народов-конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком.

Малица — на севере: одежда из оленьих шкур с капюшоном. –Наперсток — колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.

Скоблят шкуры — скрести острым предметом, счищая, снимая поверхностный слой с чего-либо.

Стелется — медленно распространяться красный мох над поверхностью тундры.

Следить за учителем, определять себе непонятные слова, выражения.

Ответы учащихся.

Записать в тетрадь словарные слова.

Самостоятельное чтение сказки.

ЛУУД: формирование позитивного отношения к семье, своим близким и семейным ценностям; уметь: находить в сказках отражение быта, традиций народов; самостоятельно определять мотивы действий героев; строить собственные суждения; выбирать подходящую интонацию; составлять собственные тексты; оценивать ситуацию.

Физминутка

МИКС –ПЭА-ШЭА двигаются по классу

РЕЛЛИ РОБИН отвечают на вопрос учителя: 1.Что важнее оказалось для детей: свои дела или просьба матери? 2.Поняли ли дети свою ошибку?

Учащиеся двигаются по классу.

Коротко отвечают на вопрос.

ЛУУД: формирование позитивного отношения к семье, своим близким и семейным ценностям; строить собственные суждения; выбирать подходящую интонацию;

Первичное

закрепление

(4-5 минут)

Пословицы на ваших партах, какую можно использовать в качестве названия к ненецкой сказке «Кукушка». ТАЙМД ПЭА ШЭА.

*Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

* Вывела курица утят, да и плачется с ними.

* Материнское сердце в детках, а детское в камне.

*Детки хороши –отцу-матери венец, худы- отцу-матери конец.

*При солнышке тепло, при матери добро.

Два ученика делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

КУУД: выражать свои мысли и действия; работать в коллективе.

ПУУД: представлять информацию; сравнивать факты; анализировать и обобщать;

ЛУУД: самостоятельно определять мотивы действий героев; строить собственные суждения; составлять собственные тексты; оценивать ситуацию.

Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

На какую сказку похожа эта сказка?

Какая мысль объединяет эти 2 сказки?

Ответы учащихся(«Три сестры»)

ЛУУД: строить собственные суждения;

Включение нов. знания в систему знаний и повтр.(6-7мин)

Знакомство с народом.

Можно ли по содержанию сказки, по иллюстрации к ней что-нибудь узнать об этом народе? Докажите.(учитель рассказывает об этом народе)

Ответы учащихся.

Рефлексия

деятельности.

(1-2 минуты)

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После уроков мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Выбор, ответы учащихся. Почему?

ПУУД: сравнивать факты; анализировать и обобщать;

Итог урока

(2-3 минуты)

С какой сказкой вы познакомились?

Чему учит эта сказка?

Ответы учащихся.

КУУД: выражать свои мысли и действия;

ПУУД: сравнивать факты; анализировать и обобщать;

Домашнее задание

— Запишите домашнее задание: с.82-83 выразительно читать, пересказать содержание сказки.

Учащиеся анализируют домашнее задание, записывают в дневник.

Литературное чтение

Тема: Ненецкая народная сказка «Кукушка»

Класс: 2

УМК: «Планета знаний»

Тип урока: Изучение нового материала

Задачи:

Образовательные:

— познакомить с ненецкой сказкой «Кукушка»

— учить выделять главную мысль, полноценно воспринимать всё произведение

Развивающие:

— развивать интерес к литературному чтению

— развивать познавательную мотивацию через создание эмоционального настроя

— развивать воображение, аналитические и творческие способности учащихся, устную речь, обогащать словарный запас, умение делать выводы

— развивать навыки выразительного чтения

Воспитательные:

— воспитывать любовь, заботу и уважение к матери

Ход урока

1.Организационный момент

2.Речевая разминка (слайд 1)

Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай.

Прочитайте пословицу жужжащим чтением.

Назовите знакомые части речи.

3.Проверка домашнего задания

Прочитайте сказку по ролям.

Пересказать сказку.

1. Мобилизующий этап. Формулирование темы урока.

2. Учитель: Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений.

«А Котьке так понравилось работать, что он ещё сбоку ступеньки проделал».

«Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло.»

«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пришла _ несолоно хлебавши».

— Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку. Назовите общий признак для оставшихся отрывков. Это будет первое слово в названии темы урока.

Дети: лишний отрывок первый. Это из рассказа Н. Носова «На горке». Остальные отрывки из сказок. Значит первое слово в названии темы — сказка.

Учитель: Определим второе слово в названии темы урока. Возьмём карточку №1. Знакомимся с содержанием карточки, вставляя пропущенное слово.

— Какое слово было пропущено в карточке?

Дети: Пропущено слово кукушка. Значит второе слово в теме урока — кукушка.

Учитель : Сформулируйте тему урока полностью.

Дети: Тема урока «Сказка «Кукушка».(слайд 2)

Учитель: Сформулируйте цель урока.(слайд 3 опорная запись).

Цель: познакомиться …… «….»; учиться……

Дети : познакомиться со сказкой «Кукушка» ; учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку « Кукушка»

Учитель: Это ненецкая сказка. Кто такие ненцы, вы узнаете, выполнив задание на карточке № 2.

Карточка № 2.

Ненцы _____________Крайнего Севера. Живут на _______. Название «ненец» в переводе обозначает « человек». Основные занятия ненцев _____________, охота на пушного зверя,__________.Многие ненцы сохраняют кочевой образ жизни. Поселением кочевых оленеводов является подвижное стойбище, состоящее из нескольких__________.

Ученики работают в парах. Вставляют пропущенные слова. После этого читается восстановленный текст.

Дети: Ненцы — народность Крайнего Севера. Живут на побережье Северного Ледовитого океана. Название «ненец» означает «человек». Основные занятия ненцев — оленеводство, охота на пушного зверя, рыболовство. Многие ненцы сохраняют кочевой образ жизни. Поселением кочевых оленеводов является подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов.(слайд 4)

2.Словарная работа.(слайд 5)

Учитель: В сказке встретятся незнакомые слова. Постарайтесь объяснить их значение.

Чум — жилище из оленьих шкур.

Малица — верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном.

Тундра — безлесная равнина со скудной бедной растительностью.

Кочка — бугорок на сырой или заболоченной земле.

Напёрсток — наконечник, надеваемый на палец при шитье для предохранения от уколов иглой.

Учитель: По названию и данным словам попробуйте определить, о ком сказка. (высказывания детей).

3.Первичное чтение.(слайд 6)

Учитель: Перед вами изображение тундры. Бескрайние заснеженные просторы. Мы переносимся в этот холодный, трудный для жизни край, где испокон веков жили ненцы.

4.Чтение сказки учителем.

Учитель: Почему мы не смогли определить содержание сказки?

Дети: У нас не было опорных слов.

Учитель: Вы правы. Это были слова, значение которых было непонятно. Назовите жанровые признаки сказки, которые встречаются в этом произведении.

Дети: Это сказка, потому что это история вымышленная, есть сказочный зачин « Жила на свете …», повтор действий, волшебные превращения; мать превращается в кукушку.

Учитель: Определите вид сказки.

Дети: Это сказка по сюжету — бытовая. Описывается ситуация, которая могла быть на самом деле. Но с элементами волшебной сказки — превращение матери в птицу.

Учитель: Постарайтесь одним предложением сказать, о ком сказка, используя карточку № 3 .

Карточка № 3.Эта сказка о том, как дети …………маму и она …….их. (Справка: покинула, слушались, не, ругала, любили, старались, помогали)

Дети: Эта сказка о том, как дети не помогали, не слушались маму и она их покинула.

5.Вторичное чтение. Анализ сказки.

Учитель: Прочитаем сказку ещё раз. Обратите внимание на слова, помогающие понять, что это ненецкая сказка.

Д: В сказке встретились слова тундра, чум, малица, шкуры скоблят.

У: Кто был главным героем сказки?

Д: Главные герои сказки: мать и её дети, потому что все события связаны с ними.

У: Расскажите о жизни семьи.

Д: Жила на свете бедная женщина. Было у неё четверо детей. Дети не слушались мать. Играли с утра до вечера. А мать работала без отдыха, ведь дети ей совсем не помогали.

У: Вы сказали, что дети не слушались мать, не берегли её. В чём это проявлялось?

Д: Дети не следили за своей одеждой. Это делала мама. Они не помогали ей ловить рыбу. Они жили в своё удовольствие. Когда мама тяжело заболела они не стали за ней ухаживать. Они не откликались на её просьбы. Им было безразлично, как она себя чувствует. Дети вспомнили про маму, когда сами захотели есть.

У: -Давайте поговорим, какими были наши герои. Какой была в вашем представлении, мать.?

Д: — Мать была доброй, трудолюбивой, заботливой, чуткой.

У: — Какими были дети?

Д:- Дети были бессердечными,ленивыми, злыми, равнодушными.(слайд 7

Мать Дети

Трудолюбивая ленивые

Заботливая равнодушные

Добрая злые

чуткая бессердечные

У: — Составьте сообщение о матери и детях, используя в каждом предложении слова антонимы.

Д: — Мать была трудолюбивой, а дети – ленивыми. Мать заботилась о детях, а они росли бессердечными. Мать добрая, а дети — злые. Мать была чуткой, а дети равнодушными.

У: — У нас получился текст в котором дана сравнительная характеристика героев. Мама показана в сказке такой хорошей, доброй, трудолюбивой. Так почему же она покинула своих детей?

Д: — Мать покинула своих детей потому, что обиделась на них. Мать решила проучить своих детей, оставить их, чтобы они задумались над своими поступками и изменились.

У: — Прочитаем по ролям отрывок. Сколько чтецов надо выбрать? С какой интонацией будем читать слова детей? Слова матери?

Д: — Нам надо выбрать автора, мать, старшего сына и младших сыновей. Слова старшего сына надо прочитать удивлённо и испуганно. Слова младших детей надо прочитать с жалостной интонацией. Слова матери – с интонацией равнодушия или сожаления.

У: — Как вы думаете, почему мама превратилась именно в кукушку?

Д: — Кукушка подбрасывает яйца в гнёзда другим птицам, она не высиживает своих птенцов, не заботится о них.

У:- Народ, сочинивший сказку, пытался объяснить, почему кукушка не высиживает птенцов. Сформулируйте основную мысль сказки.

Д: — Дети должны быть внимательными, заботливыми, должны слушаться родителей и помогать им.

У: — О маме, о родителях нужно заботиться, особенно когда они болеют. Мамы тяжело переживают равнодушие детей. Родители хотят видеть своих детей чуткими, отзывчивыми, добрыми.

6.Творческая работа.

У :- Прочитайте слова (слайд8) .Соберите две пословицы. Выберите ту, которая подходит к сказке. Объясните свой выбор.(Работа выполняется в парах.)

Карточка № 4 .Сердце, в детках, лучше, а детское ______, матери, солнца, Материнское, в камне, сердце, греет.

Д: — Мы составили две пословицы:Сердце матери лучше солнца греет. Материнское сердце в детках, а детское — в камне. Вторая пословица больше подходит к сказке, потому что мать думала только о своих детях, беспокоилась, заботилась о них, а дети росли равнодушными, бессердечными.

У: — Вы правы. И в жизни часто так бывает:дети привыкают думать только о себе, вырастают жестокими,равнодушными.

7 . Домашнее задание :-Придумайте своё окончание сказки.

8 . Рефлексия.

У :-Возьмите изображение сердечек. Закончите предложения записанные на них (слайд9).

Счастье матери _________

Д: — Счастье матери — заботливые, внимательные дети. Счастье матери, когда дети растут умными, трудолюбивыми.

У: — Подарите сердечко маме,скажите добрые, ласковые слова. Но не забывайте, что свою любовь надо показывать не только словами, а главное своими поступками.




Top