Постановка для школьного театра. Сценарий для театральных детских студий "Несмеяночка"; Сценарий для детских театрализаций "Сундук игрушек"

В. СОЛЛОГУБ « БЕДА ОТ НЕЖНОГО СЕРДЦА» ИЛИ « КОЙ ЧЁРТ ДОГАДАЛСЯ В ЭТОМ ДОМЕ ПОСЕЛИТЬСЯ»
Блестящий водевиль Владимира Соллогуба более 150 лет идёт на театральных подмостках и интересен как неопытному, так и взрослому зрителю. Граф Владимир Александрович Соллогуб(1814-1882) -известный русский писатель, автор « светских» повестей, очерков, воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе и ВОДЕВИЛЕЙ. Этот жанр был самым любимым в России в первой половине 19 века И « Беда от нежного сердца» -самый известный, впервые поставленный в 1850 году. Автор -блестящий знаток законов этого жанра.В финале всегда побеждает добродетель и справедливость.

ВЛАДИМИР СОЛЛОГУБ « БЕДА ОТ НЕЖНОГО СЕРДЦА» . ВОДЕВИЛЬ.

Действующие лица:

Дарья Семеновна Бояркина.

Маша, ее дочь.

Настасья Павловна, ее племянница.

Аграфена Григорьевна Кубыркина.

Катерина Ивановна, ее дочь.

Василий Петрович Золотников, откупщик.

Александр Васильич, сын его.

ЯВЛЕНИЕ 1

ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА А, Боже ты мой! Розового-то платья все-таки нет. Что ж
это такое? Платье заказано для нынешнего вечера, а получишь завтра утром"
Здесь все так, все так. Такая досада: просто побила бы кого-нибудь! Настя!
Настя! Настенька!
НАСТЯ Я здесь, тетушка.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА . Ну, слава Богу! Где пропадала, матушка? В голове все
вздор, а ведь нет того, чтоб подумать о тетушке; посылала ли ты к marchande
de modes?
НАСТЯ Посылала, тетушка.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Ну, что Машенькино платье?
НАСТЯ Готово, тетушка"
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Так что ж не несут?
НАСТЯ Да, тетушка"
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Ну что ты ворчишь?
НАСТЯ (тихо) Без денег, тетушка, не отдают; говорят, и без того много
должны.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Что ты, грубить мне, матушка, что ли, хочешь? Вот
благодарность-то: сироту круглую взяла к себе дом, кормлю, одеваю, а она
мне еще колкости говорит. Нет, милая, забываться я не позволю. Что?
Принесли сухари, а?.. Вертят мороженое" А?.. Ни об чем не подумаешь. Ну что
ты стоишь как вкопанная? Видишь, Машенька еще не причесана; подавай
шпильки.
МАША Вот здесь на лбу пустить бы колечки" вот так" Маменька, как вам
угодно, а платье не принесут - я не выйду ни за что; останусь в своей
комнате, скажусь больной. Как вам угодно.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Что ты? Что ты? С ума сошла! Для тебя я делаю вечер, а
тебя не будет; прикажешь мне вместо тебя танцевать? У нас будут самые
первые жени" то есть кавалеры.
МАША Да! Точно так и поедут.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА А отчего ж, матушка, и не поедут?
МАША Что они здесь забыли? Ведь бал-то есть нынче получше вашего;
говорила я вам отложить, да вы все хотите по-своему.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Пора бы тебе замуж, Машенька, а то с этими вечерами
сил моих недостает. Смотри, сегодня будет князь Курдюков, постарайся ему
понравится.
НАСТЯ Ах, тетушка, он старик!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Вас никто не спрашивает. Что ж, что старик, деньги у
него молодые.

Входит слуга с письмом

Это от кого? "ну" (с досадой) Прекрасно, бесподобно" Князь Курдюков
извиняется, быть не может.
МАША Ну, что я говорила!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА А что, Машенька, посылать ли за розовым платьем? Ведь
князя не будет.
МАША уж, разумеется, посылать" Что вы думаете? Что я из-за вашего
старика буду без платья ходить, что ли?
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Ах, Машенька, ты хоть бы людей постыдилась.
МАША Да он француз, не понимает.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Ну, так я пойду за деньгами, пошлю за платьем.
МАША Давно бы пора.. ну, ну" ступай же.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Вот и вырастила себе невесту - разорение да и только!
(Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 2 .

МАША (парикмахеру) Вот здесь еще" так"! Настя" Настя" об чем ты
думаешь?
НАСТЯ Так, ни об чем, грустно что-то"
МАША Вздор какой! Посмотри-ка, пристала ко мне эта прическа?
НАСТЯ Пристала.
МАША Очень пристала?
НАСТЯ Очень.
МАША Право" Ну а ты что наденешь?
НАСТЯ Да я так останусь, мне к чему наряжаться" меня никто не заметит.
МАША Ты хоть бы ленту вплела в волосы" там у меня в шкапу много старых
лент.
НАСТЯ Нет, зачем?
МАША Ну как хочешь.
ЗОЛОТНИКОВ (за кулисами) Дарья Семеновна дома что ли?
МАША Ах, стыд какой, мужчина! (убегает за нее парикмахер).

Явление 3.

ЗОЛОТНИКОВ Извините" я испугал здесь кого-то. (в сторону) А, вот эта
дочка.(вслух) А хозяйки нет дома, видно?
НАСТЯ Нет-с, дома; я пойду скажу ей.
ЗОЛОТНИКОВ Ни, ни, не беспокойтесь; мне именно вас-то и надо.
НАСТЯ Меня?
ЗОЛОТНИКОВ Да; позвольте хорошенько взглянуть только на вас.
Повернитесь немного, вот так" бесподобно" лучше вас и желать бы не мог.
НАСТЯ Да я вас не знаю вовсе.
ЗОЛОТНИКОВ Со мной скоро познакомитесь. Который вам год?
НАСТЯ Восьмнадцать
ЗОЛОТНИКОВ Отлично. Скажите, женихи есть у вас?
НАСТЯ Нет-с.
ЗОЛОТНИКОВ Что ж они, дураки, не глядят! А вы помышляете о замужестве?
НАСТЯ Извините, мне некогда.
ЗОЛОТНИКОВ Нет, вы не сердитесь. Я - Золотников, откупщик. Слыхали
может быть? Человек разбогатевший, так речь у меня резка немножко. А,
впрочем, я принимаю в вас живое участие; поверите ли, для вас нарочно
приехал из Казани, чтоб сделать вам предложение.
НАСТЯ Вы?
ЗОЛОТНИКОВ Да вы не думайте, чтоб я о себе говорил. Во-первых, мне
пятьдесят лет; во-вторых, физиономия моя далеко не взрачна; в-третьих, у
меня жена сидит в Тамбове. Нет-с, я хочу женить своего сына, и именно, коли
сказать всю правду, очень бы мне хотелось женить его на вас. Разумеется,
если вы полюбитесь друг другу. Вы ведь никого не любите? Скажите по правде"
НАСТЯ Никого-с.
ЗОЛОТНИКОВ Ну, и не любите. Я сына вам представлю. Он - малый добрый.
Сердце только нежное. Дайте только слово, что вы не будете прочь от моего
предложения.
НАСТЯ Послушайте, слово не шутка: давши слово, надо его держать, а я
сына вашего не знаю.
ЗОЛОТНИКОВ Так что ж? Он здесь дожидается, в гостиной.

ЯВЛЕНИЕ 4 .

ЗОЛОТНИКОВ Э" да" никак вот и хозяйка! Эге-ге-ге, как переменилась!
Талия-то была в рюмочку, а теперь, слава тебе Господи" Дарья Семеновна,
узнаете ли вы меня?
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА (разглядывая) Виновата-с.
ЗОЛОТНИКОВ Припомните-ка хорошенько.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Позвольте" Нет, не могу.
ЗОЛОТНИКОВ Спасибо, Дарья Семеновна. А позвольте спросить - играете ли
вы еще на фортепианах?
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА И, батюшка, куда мне"
ЗОЛОТНИКОВ А помните, в девятнадцатом году в Казани"
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Боже ты мой, Василий Петрович!
ЗОЛОТНИКОВ Аз многогрешный. Вот оно время-то. Другим человеком стал.
(указывает на жилет) Тут ничего не было - появилось. (указывает на голову)
Тут много было - ничего почти не осталось. Дарья Семеновна не узнала!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Вот Бог привел свидеться. Так ли я вам, батюшка, стара
кажусь, как вы мне? Да я слышала, вы разбогатели страшно.
ЗОЛОТНИКОВ С горя, Дарья Семеновна. Как вы отказали мне, помните, я
вошел в дела, в торги, на беду свою, разбогател да с отчаяния и женился.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Из постоянства, верно; а сюда какими судьбами?
ЗОЛОТНИКОВ Делишки есть, да вот сына привез.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА А детей у вас много?
ЗОЛОТНИКОВ Один сын всего.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Женатый?
ЗОЛОТНИКОВ Нет, холостой еще.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Прошу покорнейше садиться. Настенька, погляди, зажжены
ли свечи в гостиной. Садитесь, пожалуйста; о чем, бишь, мы говорили?
ЗОЛОТНИКОВ Да об сыне; женить хочу его.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Ах, будьте осторожны, Василий Петрович! В Петербурге
девушки все хороши на вид; а как выйдут замуж, сразу видно, что воспитание
не то, вовсе не то. Вот у меня дочка, так уж могу похвастаться.
ЗОЛОТНИКОВ Да я говорил сейчас с ней.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА И нет! Вы говорили с моей племянницей, сиротой,
которую я держу из милости. Я мать, Василий Петрович,.. но я вам скажу, что
дочь моя так воспитана, так приготовлена"
МАША (за кулисами) Маменька!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Что, светик мой?
МАША Платье принесли.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВН А Сейчас, мой друг; и невинная такая младенца пристыдит.
ЗОЛОТНИКОВ Вот этого-то мне и надо. Саша мой малый добрый, только в
голове у него еще ветер; наговорили ему, что у него два миллиона"
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Два миллиона?..
ЗОЛОТНИКОВ Два миллиона. Так поверите ль, сердце у него такое нежное,
только юбку увидит, так и растает; что ни день, то влюблен; что станешь
делать! Ну, для шалости оно бы ничего, а летом, в Тамбове, жениться вздумал
на интриганке какой-то. К счастью, гусар подвернулся, а то бы я век с ним
плакался. Я вижу дело плохо: сына с собой в Питер, да и к вам, Дарья
Семеновна, из старой памяти знаю, что не откажите в добром совете; а у вас,
я слышал, дочь. Кто знает? Может быть дети наши познакомятся, слюбятся"
Коли не мы, так дети наши, Дарья Семеновна, не так ли?
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Что старое припоминать!
ЗОЛОТНИКОВ Не возвратится уж, подлинно. Ну на детей полюбуемся"
Позвольте руку поцеловать.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА С удовольствием.
ЗОЛОТНИКО В И рука-то постарела; вы табак нюхаете?
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Для глаз, Василий Петрович.
МАША Маменька, да подите же сюда; какие вы несносные!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Сейчас, сейчас, мой ангел" Сейчас приведу вам ее" Не
будьте слишком строги.

ЯВЛЕНИЕ 5.

ЗОЛОТНИКОВ Господи, что за перемена! Меня не узнала" вот тебе и урок,
Василий Петрович" Тридцать лет вспоминал об ней с наслаждением" воображал
ее прежней красавицей. И вот дернуло меня сюда приехать!
Ах, право хуже оплеухи,
Как не видавшись тридцать лет,
Найдешь в развалинах старухи
Любви восторженный предмет.
Ах! Даша! В прежние годочки
С тобой встречались мы не так;
(Со вздохом) Тогда ты нюхала цветочки,
Теперь - ты нюхаешь табак!

ЯВЛЕНИЕ 6 .

АЛЕКСАНДР (кидается отцу на шею) Батюшка, обними меня. Я согласен"
будь по- твоему" я женюсь не ней" она мне нравится, очень нравится. Я
доволен, я рад, я счастлив, благополучен" Батюшка, обними меня.
ЗОЛОТНИКОВ Да погоди!
АЛЕКСАНДР Нет, обними меня.
ЗОЛОТНИКОВ Да выслушай!
АЛЕКСАНДР Нет, обними меня: вот так" еще раз. Кончено, решено, я
исполню твою волю: я женюсь на ней, и именно на ней, ни на ком другом, а на
ней! Вот придумал, вот отец" Обними меня еще раз.
ЗОЛОТНИКОВ Да выслушай!
АЛЕКСАНДР Глаза, талия, волосы" какой характер" Сейчас видно. Батюшка,
благослови!
ЗОЛОТНИКОВ Да отвяжись, пожалуйста" Мы ошиблись, это не она.
АЛЕКСАНДР Как не она? Она, она, она! Я не хочу, чтоб она была не она!
ЗОЛОТНИКОВ Да я сам ошибся: ты думаешь, что говорил я там в гостиной с
дочерью"
АЛЕКСАНДР Ну да.
ЗОЛОТНИКОВ Вот в том-то и дело, что она не дочь.
АЛЕКСАНДР Как не дочь? Не родилась же она без отца и без матери?..
Чья-нибудь же она дочь?.. Мать была же какая-нибудь, да и отец тоже.
ЗОЛОТНИКОВ Она племянница.
АЛЕКСАНДР Все равно.
ЗОЛОТНИКОВ Да говорят тебе, что она племянница.
АЛЕКСАНД Р Да хоть бы дядей она была, я все-таки на ней женюсь! Твоя
была воля" воля отцовская - закон.
ЗОЛОТНИКОВ Да я прочил тебе другую.
АЛЕКСАНДР Нет, воля отцовская - закон!.. Я не хочу другую.
ЗОЛОТНИКОВ Да не шуми, они идут сюда.
АЛЕКСАНДР Так пущай нейдут" скажи, чтоб не шли.
ЗОЛОТНИКОВ Да взгляни только.
АЛЕКСАНДР И глядеть не хочу.

ЯВЛЕНИЕ 7 .

ДАРЬЯ СЕМЕНОВН А Вот вам и моя Машенька, Василий Петрович; прошу любить
да жаловать. (на ухо) Держись прямее! (громко) Она у меня застенчива. (на
ухо) Да присядь же хорошенько. (вслух) Вы ее извините, Василий Петрович:
она у меня девушка не светская, все за рукодельем да за книгами.
МАША (на ухо матери) Да перестаньте, маменька!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Нет, я ей говорю: "Что ты, Машенька, в свои лета глаза
портишь", в твои лета надо искать удовольствий, веселится", а она мне
говорит: "Нет, маменька, не хочу я ваших светских удовольствий, что в них"
Женское дело не танцевать и не кокетничать, а быть доброй супругой, нежной
матерью".
МАША Маменька, я уйду"
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Поверите ли, я ей все хозяйство отдала на руки -
пускай привыкает, а в свободное время музыкой занимается, рисует" где бишь
у тебя эта головка, которую ты кончила без учителя, ну, знаешь, этого
Аполлона Вельбедерского?
МАША (вслух) Изорвала. (на ухо) Маменька, вы мне надоели!
ЗОЛОТНИКОВ А вот, сударыня, и сынок мой. (сыну) Да кланяйся же!
АЛЕКСАНДР Не хочу.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Очень приятно познакомится: вы в первый раз пожаловали
к нам в Петербург?
АЛЕКСАНДР Да!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Долго думаете здесь оставаться?
АЛЕКСАНДР Нет.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Отчего же это так?
АЛЕКСАНД Р Так.
МАША АХ, маменька, ваши вопросы очень не скромны: может быть им
неприятно.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Да где мне уметь говорить с молодыми? Это твое дело
занимать молодых людей. Пойдем-ка Василий Петрович; сколько лет не
видались, есть о чем переговорить" (на ухо) Пущай они познакомятся; без нас
посвободнее будет.
ЗОЛОТНИКОВ Конечно.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА А ты, душенька, похозяйничай здесь без меня; пора
привыкать: нынче девушка, а завтра сама, может быть, будешь жить домком.
Все в воле Господней.
(целует ее в лоб и говорит на ухо) Не забудь! Два миллиона! (Вслух)
Пойдемте, Василий Петрович.

явление 8

.
МАША (в сторону) Он, кажется, вовсе необтесанный. Ах, жалость какая!
АЛЕКСАНДР (в сторону) Ну как ее можно сравнивать с той! У той глаза,
талия, волосы" Однако ж и эта порядочная так себе.
МАША Не угодно ли садится?
АЛЕКСАНДР Нет-с, зачем!

Молчание

МАША Как вам нравится наш Петербург?
АЛЕКСАНДР (рассеяно) Что-о-с?
МАША Петербург вам нравится?
АЛЕКСАНДР Петербург, что ли? Город известный-с!
МАША Вы когда приехали?
АЛЕКСАНДР В самый день магнитного освещения, изволили, конечно,
слышать?
МАША Да-с слышала, а не видела"

Молчание

В Пассаже вы уже были?
АЛЕКСАНДР Как же, давеча внизу подовые пироги ел.
МАША Вам нравится?
АЛЕКСАНДР Пироги что ли?
МАША Нет" Пассаж.
АЛЕКСАНДР приятное гуляние.
МАША Что ж вы не садитесь?
АЛЕКСАНДР Не беспокойтесь! (в сторону) Глаза-то, глаза-то какие! Где ж
у меня были глаза, что я не заметил ее глаз!
МАША У нас в нынешнем году славная опера.
АЛЕКСАНД Р Говорят-с.
МАША Вы сами, может быть, музыкант?
АЛЕКСАНДР Как же-с! Играю немножко.
МАША На фортепианах?
АЛЕКСАНД Р Преимущественно на валторне.
МАША А!
АЛЕКСАНДР А вы-с? (разнеживаясь)
МАША Я пою немножко.
АЛЕКСАНДР Неужели? Как это приятно! (в сторону) Я не знаю, отчего она
мне с первого разу не понравилась. Она очень-очень мила" И манера какая
прекрасная. (Ей) Я, право, не знаю" смею ли я вас просить.
МАША Как-с?
АЛЕКСАНДР Я говорю" я не знаю, смею ли я вас просить..
МАША Что?
АЛЕКСАНД Р Я не знаю, с первого раза смею ли я просить" Ободрите,
пожалуйста.
МАША (кокетничая) Отчего же? Что вам угодно?
АЛЕКСАНДР Смею ли я просить" например" (в сторону) Да это прелесть, а
не девушка" (Ей) Осчастливте, пожалуйста, дайте послушать.
МАША Да мы ждем гостей.
АЛЕКСАНДР Успеете.
МАША Я, право, не в голосе.
АЛЕКСАНДР Попробуйте.
МАША (кокетничая) Разве только для вас" (идя к фортепиано)
АЛЕКСАНД Р (в сторону) Для вас, для меня" Она сказала для вас" Я ей
понравился" Да это не девушка" очарование!
МАША Только вы аккомпанируйте, пожалуйста; у меня тут новый романс.
АЛЕКСАНДР С удовольствием (садится за фортепиано)
МАША
Скажи, о чем в тени ветвей,
Когда природа отдыхает,
Поет весенний соловей
И что он песнью выражает?
Что тайно всем волнует кровь?
Скажи, скажи, какое слово
Знакомо всем и вечно ново?
Любовь!
Скажи, о чем наедине
В раздумье девушка гадает?
Что тайным трепетом во сне
Ей страх и радость обещает?
Недуг тот странным назови,
В котором вечная отрада.
Чего ей ждать? Чего ей надо?
Любви!
Когда от жизненной тоски
Ты, утомленный, изнываешь
И, злой печали вопреки,
Хоть призрак счастья призываешь"
Что услаждает грудь твою?
Не те ли звуки неземные,
Когда услышал ты впервые -
Люблю?!

АЛЕКСАНДР (вскакивает со стула и бежит к Маше) Ах, что за голос! Что
за голос! Какое чувство! Какая душа! Вы меня с ума свели; я" я в восторге,
я теперь с ума сойду, коль не позволите надеяться.
МАША Как надеяться?
АЛЕКСАНДР А разве вы ничего не знаете?
МАША Нет.
АЛЕКСАНДР вы не знаете, что ваша старуха была влюблена когда-то прежде
в моего старика?
МАША Как, и маменька тоже? Вот никак бы не подумала. Да она мне не
говорила об этом.
АЛЕКСАНДР Да они никогда об этом не говорят. Вот, батюшка, выдумал,
чтоб я бы на вас" или вы за меня. Это все равно" только это от вас зависит.
Ну, влюблен, влюблен, совершенно влюблен. Ну, а как вы не согласитесь, я
буду самым несчастным смертным.
МАША Так говорите же.
АЛЕКСАНДР Батюшка желает моего счастья; он только и думает, что о моем
счастии; да и я желаю себе счастья - кто не желает себе счастья! Только вы,
может быть, не хотите моего счастья?
МАША Помилуйте" отчего же?
АЛЕКСАНДР Как? Вы хотите моего счастья?.. В самом деле?
МАША Разумеется.
АЛЕКСАНДР Так я могу надеяться?
МАША Я завишу от маменьки.
АЛЕКСАНДР Не в маменьке тут дело, в сторону маменьку; вы мне про себя
скажите" могу ли я вам нравится?
МАША (жеманно) Почему же нет?
АЛЕКСАНДР Марья" как по батюшке?
МАША Петровна.
АЛЕКСАНДР Машенька! Я счастливейший человек в мире, я вас стану
любить, любить, любить, как никто не любил еще, да и любить не будет!
МАША Да подождите же.
АЛЕКСАНДР К чему ждать, ждать? Это лицемерство; я не хочу ждать; я
люблю вас, мы любим друг друга, мы будем счастливы; у нас будут дети;
делайте из меня что хотите; приказывайте, располагайте, позвольте только
доказать вам любовь мою.
МАША Вы, право, престранный человек. Однако, послушайте, у нас сегодня
танцевальный вечер.
АЛЕКСАНДР Вы хотите танцевать со мной? Уж не взыщите, как сумею.
МАША Все равно, только, видите, у меня нет букета.
АЛЕКСАНДР Так что ж? На что вам букет?
МАША Оно в моде: иметь в руках букет" Вы не понимаете?
АЛЕКСАНДР Нет.
МАША Ну так я вам скажу: ступайте за букетом, только из живых цветов.
АЛЕКСАНДР Да куда же я пойду?
МАША Куда хотите: это уж ваше дело. А мне надо гостей принимать" До
свидания (протягивает руку)
АЛЕКСАНДР (целуя руку) Какая ручка!
Что за ручки, просто чудо!
Целовать бы век готов.
МАША
Ну, ступайте же, покуда,
Принесите мне цветов.
АЛЕКСАНДР
Что за странности какие,
Вам в букете что за прок!
Вам на что цветы чужие,
Сами лучший вы цветок!

ЯВЛЕНИЕ 9 .

ЗОЛОТНИКОВ Куда ты, сумасшедший?
АЛЕКСАНДР Батюшка, с букетом поздравляю тебя!.. Обними меня! Я исполню
твое приказание" Твое желание для меня закон! Да! Я женюсь на ней" Я
счастлив.. Я весь переродился" Из живых цветов.
ЗОЛОТНИКОВ Да что случилось?
АЛЕКСАНДР Как что случилось? Я влюблен по твоему приказанию. Воля
отцовская - закон! Да! Тебе угодно, я женюсь, когда хочешь, хоть нынче"
Родитель, благослови.
ЗОЛОТНИКОВ Да объясни сперва.
АЛЕКСАНДР Нет, обними, обними по-родительски.. Вот так! Кончено! Я
женюсь на ней!
ЗОЛОТНИКОВ Да на ком же на ней?
АЛЕКСАНДР На ней!
ЗОЛОТНИКОВ На племяннице?
АЛЕКСАНДР На дочери.
ЗОЛОТНИКОВ На Настеньке?
АЛЕКСАНДР На Машеньке, на моей Машеньке, на Марье Петровне. Для всех
она Марья Петровна, а для меня Машенька!
ЗОЛОТНИКОВ Да как же ты мне сказывал, что влюблен в другую, в первую?
АЛЕКСАНДР В первую?.. нет! Это мне так показалось; впрочем, и она
очень, очень, очень милая девушка. Только эту ты сам, отец мой, мне
назначил, а к тому же она поет" так поет! Батюшка, ты слышал Гризи?
ЗОЛОТНИКОВ Нет, не слыхал.
АЛЕКСАНДР И я не слыхал, так вот как поет. Ну, едем!
ЗОЛОТНИКОВ Как едем?
АЛЕКСАНДР Да едем за букетами, за конфетами.. Она этого желает, она
приказала; ну, бери шляпу - едем!
ЗОЛОТНИКО
В Да ступай один.
АЛЕКСАНДР Нет, один нейду: ничего не найду; вернемся сейчас.
ЗОЛОТНИКОВ Да объясни, по крайней мере.
АЛЕКСАНДР Дорогой все объясню. Не забудь, что от этого зависит судьба
моей жизни. Ну, идем.

ЯВЛЕНИЕ 10.

КУБЫРКИНА Это бювар ваш, матушка, конечно.
КАТЯ Будуар, маменька
КУБЫРКИНА Ну, все равно, у генеральши Ахлебовой точно такой же есть;
Скажите, как в Петербурге все живут!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА А вы давно здесь не были?
КУБЫРКИНА Пятнадцать лет; шутка сказать! Только, надо признаться,
дорогонько у вас.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Да, не дешево.
КУБЫРКИН А Помилуйте, за что не возьмись" говядина филей 34 копейки!
Слыханное ли дело! Поверитель, квартиру наняла такую, что у нас в Тамбове
стряпчий не захотел бы жить" К чему не приступись, такая шарите"
КАТЯ Cherte, маменька.
КУБЫРКИНА Все равно.
МАША (Кате) Ваше платье шито дома или в магазине?
КАТЯ Конечно, в магазине.
МАША (в сторону) Солгала; сейчас видно, что дома.(Ей) А пелеринку где
брали?
КАТЯ В Пассаже.
МАША Очень мило.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Поигрываете ли вы, Аграфена.Григорьевна, в карточки?
КУБЫРКИНА Страстная охотница, матушка, только не из интереса, а так,
по маленькой.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА А много ли вы теперь выезжаете? Балы начались"
КУБЫРКИНА Да на беду Катенька моя захворала; хорошо еще, что натура
крепкая, выздоровела скоро, а то доктор боялся, что сделается рецитатив.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Рецидив, матушка.
КУБЫРКИНА И, матушка, рецидив, рецитатив - все равно. А где же ваша
комната, Марья Петровна?
МАША Здесь, с этой стороны.
КУБЫРКИНА Ах, позвольте полюбопытствовать.
МАША Пожалуйте.
КУБЫРКИНА Пойдем же, Катенька.
КАТЯ Сейчас приду, маменька; только локоны поправлю.

ЯВЛЕНИЕ 11 .

КАТЯ (одна перед зеркалом) Какая манерная эта Машенька! Из чего она
нос подымает? Вот важность, что живет в Петербурге. А разве я ее хуже? Ну,
чем?.. просто ничем, просто ничем не хуже.
Мне самой семнадцать лет,
И спроси любого,
В Петербурге лучше нет
Кати из Тамбова!
Против барышень других
Я ничуть не хуже!
Станом я не меньше их,
В талии поуже,
Густы волосы в косе,
И к тому ж я с детства
Изучила тайны все
Женского кокетства;
Знаю, шалости любя,
Сердцем как лукавить,
Как наверное себя
Полюбить заставить
А глаза мои и взгляд
Вечно куролесят:
То улыбкой подарят,
То насмешкой взбесят.
Мне самой семнадцать лет,
И спроси любого,
В Петербурге лучше нет
Кати из Тамбова!

ЯВЛЕНИЕ 12.

АЛЕКСАНДР Вот и букетец" Насилу достал.. Вот еще (роняет все) Боже ты Р
мой! Кого я вижу? Катерина Ивановна!
КАТЯ Александр Васильевич! Ах! (падает в обморок на стул)
АЛЕКСАНДР С ней дурно" с ней дурно! Я испугал" Это для меня" Помогите!
Помогите!
КАТЯ Да не кричите же!
АЛЕКСАНДР очнулась"очнулась" Катерина Ивановна!

Катя опять падает в обморок

Фу, опять припадок; она этак задохнется в корсете.. Нет ли ножниц
разрезать снуровку" А, вот кстати.. (берет поспешно с туалетного столика
ножницы)
КАТЯ (вскакивая) Не подходите! Не трогайте! Что вам надо? Зачем вы
здесь? Мало вам, что вы обманули меня, что после всех ваших обещаний,
уверений, вы бросили меня, сироту? Ступайте, не показывайтесь мне на глаза!
АЛЕКСАНДР Вот те на! Как, я еще виноват?
КАТЯ Он спрашивает" виноват ли он" Да вы изверг, а не человек! Вы
Дон-Жуан бессовестный!
АЛЕКСАНДР Это что такое Дон-Жуан?
КАТЯ Не ваше дело! Отвечайте" объясните ваш поступок. Я, право, не
знаю, как говорю еще с вами. Ну скажите пожалуйста" Вы живете у нас в
деревне"Вы притворяетесь влюбленным, ищите руки моей, и когда я, как
неопытная, беззащитная девушка начала чувствовать к вам склонность"
АЛЕКСАНДР Пожалуйста, не глядите на меня так"
КАТЯ Когда я согласилась на предложение ваше, вверяю вам участь свою,
вы вдруг уезжаете, не говоря ни слова, не простившись, не напившись даже
чаю" как вор точно" (плача) Ах я несчастная! Что ж я такое сделала?
АЛЕКСАНДР Нет-с позвольте" Нет-с позвольте"Поглядите-ка на меня
КАТЯ Извольте"
АЛЕКСАНДР (в сторону) Фу ты, пропасть" Опять похорошела" (Ей) Что,
бишь, я хотел спросить? Да, позвольте вас спросить, что вы из меня хотели
сделать?
КАТЯ Как что" Я думала, что вы будете моим мужем. Ну хорошо ли? Ну
скажите после этого, на кого вы похожи?
АЛЕКСАНДР Я похож на матушку" да не в том дело. Каким мужем хотели вы
меня сделать?
КАТЯ Каким мужем? Обыкновенным.
АЛЕКСАНДР Да каким обыкновенным?

Хотелось очень мне узнать бы,
В какие именно мужья
Спустя недельку после свадьбы,
Попал бы, грешный, с вами я?
Все пополам у жен с мужьями,
Чем их Господь благословит,
Но как же муж, скажите сами,
Гусара с вами разделит?
КАТЯ Какого гусара?
АЛЕКСАНДР Что? Не знаете какого гусара? А вот того гусара-ремонтера,
который гостил у вас в деревне!
КАТЯ Да он мне братец.
АЛЕКСАНДР Какой братец?
КАТЯ Троюродный.
АЛЕКСАНДР Знаю я этих братцев! Спасибо за этакое братство; слуга
покорный!
КАТЯ Вы забываете"
АЛЕКСАНДР Нет я, напротив, очень помню" Вы не притворяйтесь - я все
знаю.
КАТЯ Что вы знаете?
АЛЕКСАНДР я знаю, что он вам письма писал.
КАТЯ Неправда!
АЛЕКСАНДР вот прекрасно! Я сам читал, и что за письма такие" "Ангел
мой, Катенька!" Ангел мой" где они учатся, гусары, этакие письма писать?
КАТЯ Так вы за это рассердились?
АЛЕКСАНДР Мало, что ли? Чего бы вы еще хотели?
Катя смеется.
Ну, чему вы смеетесь?
КАТЯ помилуйте, вы такой смешной!
АЛЕКСАНДР Кто, я смешной? Нет, я не смешной, я обижен" Может вы
объясните, зачем вы получали гусарские письма?
КАТЯ Нет ничего легче.
АЛЕКСАНДР Ну попробуйте, объясните-ка!
КАТЯ Не хочу.
АЛЕКСАНДР Катерина Ивановна, пожалуйста, объясните.
КАТЯ Вы не стоите того.
АЛЕКСАНДР Катерина Ивановна! Умоляю вас, объясните" не будьте жестоки.
КАТЯ Ну, так слушайте; помните вы Катеньку Рыбникову?
АЛЕКСАНДР что у вас гостила? Помилуйте, да она Авдотья.
КАТЯ Это старшая сестра, а та другая; эти письма к ней, я их только
предавала. Он даже хотел на ней жениться.
АЛЕКСАНДР Как, в самом деле? Ах, Катерина Ивановна! Дурак я, злодей,
нечестивец, клеветник! Терзайте меня, бейте меня! Без вины виноват! И зачем
мне эти гусары лезли в голову? Простите меня, Катерина Ивановна!
КАТЯ Нет, поздно теперь.
АЛЕКСАНДР Катерина Ивановна, так вы невинны?
КАТЯ Ну, конечно! А впрочем, как вам угодно.
АЛЕКСАНД Р (бросаясь на колени) Катерина Ивановна, будьте великодушны,
не заставьте умереть с горя.
КАТЯ (плача) Нет! Я бедная девушка, я люблю гусаров" Меня каждый
оскорбить может" Мне суждено вечно быть несчастной - вечно любить да
страдать в одиночестве.
АЛЕКСАНДР (на коленях) Катерина Ивановна, простите меня.
КАТЯ Вы не будете больше ревновать?
АЛЕКСАНД Р Никогда, Катерина Ивановна" только"

ЯВЛЕНИЕ 13.

ЗОЛОТНИКОВ (в дверях) Ба! Это новость какая!

Катя убегает

АЛЕКСАНДР Батюшка, это она, Катерина Ивановна, Катя Тамбовская! Я
изверг рода человеческого гусар писал письма к Рыбниковой, хотел жениться
на Рыбниковой, а она, моя Катенька, любила да страдала меня"
ЗОЛОТНИКО В Да говори хоть по-русски.
АЛЕКСАНДР Она страдала, батюшка, да любила за меня.
ЗОЛОТНИКОВ Да ты, брат, из ума выжил!
АЛЕКСАНДР Батюшка, обними меня.
ЗОЛОТНИКОВ Отвяжись, болван; всего измял!
АЛЕКСАНДР Нет, я должен, я хочу, я решился загладить свое
преступление" Я обязан перед Катенькой; я не могу иначе: я женюсь на
Катеньке, на моей Катеньке.
ЗОЛОТНИКОВ Да женись на ком хочешь; ты мне надоел наконец. Я даю тебе
четверть часа одуматься, а уж там велю освидетельствовать в губернском
правлении да посажу в сумасшедший дом. Терпения никакого не станет! Слышишь
ли, чтоб через четверть часа был ответ!
АЛЕКСАНД Р Батюшка! Обними только.
ЗОЛОТНИКОВ Отвяжись ты, осел, от меня!

ЯВЛЕНИЕ 14.

АЛЕКСАНДР (один, ходя по комнате) Нет! Вот положение" вот положение. Я
женюсь на Катерине Ивановне, это решено; это моя священная обязанность.. Но
я просил руки Марьи Петровны; я взволновал ее воображение" И что за девушка
Марья Петровна! Прелесть, идеал, рассудка гибель. ,очень и на ней хотелось
бы жениться! Да вот Настенька, племянница, и на ней недурно было бы
жениться" Вот положение! На трех жениться не позволят, а на одной мало! Вот
оно нежное сердце! Вот оно до чего доводит! А тут батюшка с ножом пристал;
ему легко было, он ведь женился на матушке, а мне-то каково? Убит, просто
убит! Катенька, Настенька, Машенька; Настенька, Машенька, Катенька" Что мне
делать? Погибаю во цвете лет! (падает в кресло с большой спинкой, так что
его не видно.)

ЯВЛЕНИЕ 15 .

ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Я не могу наглядеться на вашу Катеньку, Аграфена
Григорьевна: в полном смысле красавица!
КУБЫРКИНА Много милости, Дарья Семеновна. Что вам не чужих глядеть! На
свою Машеньку, я чаю, не успеете налюбоваться. Давеча мы говорили об ней с
генеральшей Ахлебовой. Вот уж девушка, можно сказать, что девушка!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Все при себе держала, а вы дома свою воспитывали?
КУБЫРКИНА Дома, Дарья Семеновна.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Скажите, пожалуйста, какие приемы точно в большом
свете век жила.. и скромность какая, как себя держит!
КУБЫРКИНА Я уж тем, Дарья Семеновна довольна, что она с вашей
Машенькой сблизилась. Поверите ль, вот месяц, как мы приехали, а я уж
нахожу, что Катенька много выиграла. Да у кого и перенимать, как не у вашей
Машеньки? Вот примерная девица и бель-ом какая!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Бель-фам, хотите вы сказать.
КУБЫРКИНА Да, матушка, все равно" Ну уж нечего сказать, загляденье
ваша Маша.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА А на Катеньку вашу, вы думаете, не весело глядеть?
КУБЫРКИНА Что за манеры!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Какой бон-тон!
КУБЫРКИНА Какая приятность!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Какая ласка в разговоре!
КУБЫРКИНА Нельзя не поздравить
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Со стороны порадуешься.
КУБЫРКИНА Я удивляюсь, как она еще не замужем! Женихов-то, я думаю, и
перечесть нельзя!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Да, есть-таки - четырнадцать генералов сваталось.
КУБЫРКИНА (в сторону) Врет" просто врет!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Были и полковники и капитаны, князь был один. Только я
Машеньку не неволю, пущай сама выбирает. Ведь ей жить вместе придется, а не
мне. Однако ж вам как доброй приятельнице я могу сказать секрет: я сегодня
Машеньку свою сговорила.
КУБЫРКИНА Неужто? Вот вышел счастливый день, а я Катеньку сговорила
сегодня.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Дочь моя выходит за богача; да не в этом дело -
человек хороший. Вы, может быть, слыхали про Золотникова Александра?
КУБЫРКИНА что? Вот пустяки! Моя дочь выходит за Золотникова; они
обручены давно, а нынче снова порешили.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Нет-с, извините.. он сейчас же просил руки Машеньки.
КУБЫРКИНА Нет-с не Машеньки, а Катеньки.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Машеньки, говорят вам!
КУБЫРКИНА Нет-с, Катеньки" Ваша Машенька, конечно милая девушка,
однако ж где ей сравниться с моей Катенькой! Оно хоть и не заметно очень,
однако все известно, что она немножко ведь кривобока.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Как? Машенька моя кривобока! У вас глаза разве
кривобоки! Я ей прикажу раздеться перед вами. Кривобокая! Вот прекрасно! Не
с того ли вы это взяли, что у вас-то дочь вся на вате?
КУБЫРКИНА что? Дочь моя на вате? У меня салоп на вате, а не дочь, моя
дочь не салоп. Дочь моя как родилась, так и есть, а платье она носит только
для приличия. Ей обманывать некого.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Да и не обманывает; Золотников даром что не дальнего
ума, однако ж и не такой же пошлый дурак, чтоб жениться на вашей дочери.
КУБЫРКИНА А почему так?
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА А потому, что все известно, что ваша дочь бегала за
гусарским офицером, который посмеялся над ней, да и бросил; и тут же бедную
сироту оклеветали, которая ни душой, ни телом не виновата. Благородный
поступок! Гусар сам рассказывал.
КУБЫРКИНА Вы смеете говорить это мне.. Вы! А разве, вы думаете, не
известно всем, что ваша кривобокая влюблена в итальянского певца? Срам,
говорят, смотреть на нее, как в опере сидит.. все смеются!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Да вы, кажется, забываетесь? Я вас к себе впускать не
велю.
КУБЫРКИНА Я и сама не поеду; и без вас найдем, слава Богу, знакомство:
генеральша Ахлебова и получше вас, да находит со мной удовольствие.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА И не удерживаю, матушка, не удерживаю!
КУБЫРКИНА Прощайте, матушка, пойду за Катенькой. Нога моя у вас не
будет!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Скатертью дорога!
КУБЫРКИНА А дочка ваша за нашего жениха не выйдет.. не выйдет!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Ваша просидит в девках!
КУБЫРКИНА я с собой шутить не позволю; у меня дядя - сенатор, я найду
себе защиту! Уйти поскорее, чтоб хуже не было!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Да я вам" да я вас" да это неслыханная грубость! Да вы
со мной так не разделаетесь! Прощайте, век бы с вами не видеться!

ЯВЛЕНИЕ 16.

АЛЕКСАНДР (из-за кресла) вот она! Вот она! Вот она штука-то какая!
Одна кривобока, другая на вате. Одна любит гусаров, другая итальянца" а обо
мне говорят, что я дурак! (выбежав из-за кресла) Так нет же, не дурак! Я не
позволю себя дурачить. Я сделаю по-своему! Я выберу третью, то есть первую,
не ту и не другую, а третью, то есть первую! Вот она штука-то какая, вот
она, вот она! (увидя Настю) Да, вот и она! Погодите, сударыня, позвольте
сказать вам два слова.
НАСТЯ Мне?
АЛЕКСАНДР Вам" вы на меня сердитесь?
НАСТЯ За что?
АЛЕКСАНДР Ну-ну, признайтесь, что сердитесь?
НАСТЯ Нисколько.
АЛЕКСАНДР Как же! Я показал вам с первого раза столько внимания, а
потом занялся совершенно посторонними предметами.
НАСТЯ Так что же!
АЛЕКСАНД Р Позвольте сперва спросить, у вас нет родственников гусаров?
НАСТЯ Нет.
АЛЕКСАНДР Вы не поете итальянских арий?
НАСТЯ У меня нет голоса.
АЛЕКСАНДР Какая вы бесценная девушка! Настасья" как по батюшке?
НАСТЯ Павловна.
АЛЕКСАНДР Настенька! Я вам торжественно предлагаю руку свою.
НАСТЯ Ах, Боже мой! Вы, конечно, не здоровы! Не послать ли за
доктором?
АЛЕКСАНДР Вы будете моим доктором.
НАСТЯ Извините, мне некогда" (хочет уйти)
АЛЕКСАНДР (удерживая) Нет, решите сперва участь жизни моей. Не
конфузьтесь только; скажите, будет ли вам приятно, чтоб я женился на вас?
НАСТЯ Я удивляюсь, как вы смеете так говорить со мной. Я бедная
девушка, но я не позволю дерзких шуток.
АЛЕКСАНДР Да, помилуйте, я не шучу; я имею положительное намерение
жениться на вас.
НАСТЯ Да кто вам сказал, чтоб я разделяла это намерение! С чего вы
взяли, чтоб я вышла замуж за первого встречного? Я знаю, в Петербурге
богатые женихи не опасаются отказа, но для меня в жизни есть еще многое
кроме денег. Там, в гостиной, говорили сейчас, что у вас два миллиона, и,
признаюсь, по этому случаю я столько наслышалась, что мне стало гадко.
Впрочем, вам жениться не трудно, скажите только слово" и невесты сбегутся
со всех сторон, а мне нужен не бумажник, а человек, которого я могла бы
любить и уважать. Прощайте!
АЛЕКСАНДР Настасья Павловна! Выслушайте меня.
НАСТЯ Зачем? Вы ошиблись во мне: я не похожа на других" Где вам понять
гордость бедной девушки, которая, за неимением других сокровищ, хранит
душевное богатство? Она не променяет души своей на роскошь, ей не нужную;
она может сжалится и осчастливить, потому что она высоко себя ценит, но
никогда не продаст себя.
АЛЕКСАНДР Так вы мне отказываете, Настасья Павловна?
НАСТЯ Решительно.
АЛЕКСАНДР И надежды не оставляете?
НАСТЯ Ни малейшей.
АЛЕКСАНДР Послушайте, Настасья Павловна, я глуп, смешон, дерзок, неуч
- все, что вам угодно; только, право, человек я не дурной. У меня нежное
сердце; ну, виноват ли я; ну, поверите ль, - все думаю, как бы привязаться,
полюбить хорошенька, да затем и баста! Душа-то, душа-то так и шепчет:
"Привяжись, болван, привяжись", - ну, а тут, как нарочно, судьба так и
дразнит. То гусар подвернется, то итальянец какой-нибудь, а я в дураках с
деньгами! Ну, что мне в этих деньгах, скажите сам.. Все хотят моих денег, а
меня-то, меня-то самого никто не хочет.
НАСТЯ (в сторону) Он в самом деле жалок. (вслух) Поищите, не
торопитесь - найдете, может быть.
АЛЕКСАНДР Да я хочу вас, Настасья Павловна; вы открываете мне глаза. Я
чувствую себя новым человеком; сжальтесь над моим богатым положением.
НАСТЯ Я вам сказала свой решительный ответ. Будьте уверены, что я
говорила с вами по убеждению, а не из пустого кокетства. Не сердитесь на
меня; этот урок может быть вам полезен; когда вы будете слишком забываться
с некоторыми женщинами, вы вспомните невольно, что есть такие, которые не
только заслуживают, но даже требуют уважения.
(холодно приседает и уходит.)

ЯВЛЕНИЕ17.

АЛЕКСАНДР Фу ты, пропасть! Час от часу не легче. Давеча было три
невесты, а теперь ни одной!
ЗОЛОТНИКОВ (в дверях) Ну, что, решился?
АЛЕКСАНДР Погодите, погодите"
ЗОЛОТНИКОВ С кем поздравить?
АЛЕКСАНДР Да ни с кем: отказала!
ЗОЛОТНИКОВ Кто, Катенька?
АЛЕКСАНДР Нет.
ЗОЛОТНИКОВ Машенька?
АЛЕКСАНДР Да нет!
ЗОЛОТНИКОВ Так кто же?
МАША (входит) Александр Васильевич, что это значит? Правда ли, что вы
делали предложение Катеньке? Вы оскорбите меня хотите? Только это так не
обойдется" У меня есть брат на Кавказе.. Вы с ним не разделаетесь. Слышите
ли?
АЛЕКСАНДР Я, право, не понимаю, что вам угодно.
ЗОЛОТНИКОВ вот она каковская!
КУБЫРКИНА (входит) Она уже здесь, а я-то на что? Выпровожу, не оставлю
вдвоем. Марья Петровна, а я у вас в комнате платочек оставила. Позвольте
получить.
МАША (в сторону) Какая несносная! Вот вовремя пришла! (вслух) Сейчас
принесу-с.
КУБЫРКИНА Извините за беспокойство! (уходит)
КАТЯ (входит) Александр Васильевич, что я узнала? Вы опять хотели
обмануть меня: на Машеньке сватаетесь. Это уж слишком" Это вам не пройдет
даром - мой троюродный брат вступится за меня, будет биться с вами на
пистолетах, убьет, непременно убьет!
ЗОЛОТНИКОВ Хороша и эта.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА (входит) Так и есть, она уже подцепила молодца: а я-то
на что? Катерина Ивановна, вас маменька зовет.
КАТЯ (в сторону) Вот в пору пришла, чтоб ее" (вслух) Где ж она?
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Сюда кажется пошла, я вас провожу (в сторону) А уж
вдвоем не оставлю.
АЛЕКСАНДР Слышишь, батюшка, что за история.
ЗОЛОТНИКОВ Молчи!
НАСТЯ (проходя через сцену) Ах, я думала, что вы уехали.
АЛЕКСАНДР Нет, я иду... я еду" Настасья Павловна, я в отчаянии.

Кубыркина , Катя, Маша, Дарья Семеновна выбегают из разных дверей и
кидаются на Александра, скороговоркой и почти одновременно.

ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Нет, это так оставаться не может!
КУБЫРКИНА Это должно объясниться!
МАША Да-с, извольте сказать правду!
КАТЯ Довольно я страдала от вас!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Вы сватались на моей Машеньке?
КУБЫРКИНА Вы сватались на моей Катеньке?
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Я не дам оскорбить моей дочери.
КУБЫРКИНА А я буду жаловаться; у меня дядя сенатор.
КАТЯ Да что же вы глаза вытаращили?
МАША Что вы стоите, как вкопанный? Говорите же, объясните!
ЗОЛОТНИКОВ (выбегая) Саша, Саша! Здесь ты? Саша, пропали мы с тобой!
Погиб! Беда случилась! Дурно мне!
АЛЕКСАНДР (с испугом) Батюшка! Что это с тобой случилось?
ЗОЛОТНИКОВ Лопнул! Лопнул!
АЛЕКСАНДР Кто лопнул?
ЗОЛОТНИКОВ
Тамбов.
ВСЕ Тамбов!
АЛЕКСАНДР Что, землетрясение?
ЗОЛОТНИКОВ То есть не Тамбов, а откуп тамбовский, залоги все пропали -
ведь на два миллиона было" все мое состояние! Вот письмо получил.
деревенька одна осталась, и ту с молотка" Саша! У нас ничего нет больше.
АЛЕКСАНДР Ну, слава Богу! А я так перепугался: думал, что с тобой
холера сделалась! Ну и к чему так кричать? Денег у тебя не будет, а я-то на
что, я-то на что?
НАСТЯ (прислушиваясь) Да он благородный человек!
МАША Ах, бедная Катерина Ивановна!
КАТЯ Ах, несчастная Марья Петровна!
КУБЫРКИНА Жалко мне вас, Василий Петрович, вот! Можно сказать"
неприятный контреданс.
КАТЯ Kontrdans, маменька.
КУБЫРКИНА Все равно; вам осталось смириться перед Промыслом" Сын ваш
молод; теперь он остепениться, как женится на Марье Петровне.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Нет, сын ваш сватался к Катерине Ивановне; я у нее
женихов не отбиваю - пускай живет счастливо.
ЗОЛОТНИКОВ Да позвольте спросить: кто же выходит за Сашу?
МАША Уж, конечно, не я!
КАТЯ Да и не я!
ЗОЛОТНИКОВ (Насте) Так не вы ли?
АЛЕКСАНДР Нет, батюшка, она мне и богатому-то отказала! Пойдем отсюда,
пора за ум взяться, от денег-то у меня и голова кругом пошла, такая
забилась дурь в голову. Теперь надо самому быть человеком. Что ж ты
думаешь, чурбан я, стул, скотина какая-нибудь, не чувствую, чем я тебе
обязан? Ты поработал на своем веку для меня, слава Богу, теперь моя
очередь. Обеспечу тебя, прокормлю тебя, пойду во что угодно, в магазин, в
поденщики, в сапожники, в мастеровые, в батраки, в журналисты, в
литераторы! (Публике) Господа, есть ли у кого местечко? Без протекций, вы
сами знаете, ведь трудно. Не откажите, оправдаю: честен, добр, предан,
останетесь довольны! Ну, пойдем, батюшка, будем сами собой, а не придачей к
своим деньгам. Урок этот стоит всего твоего богатства.
ЗОЛОТНИКОВ Ну, пойдем.
НАСТЯ Погодите, Александр Васильевич, я перед вами виновата.
АЛЕКСАНДР Вы?
НАСТЯ Я оскорбила вас давеча, потому что не знала благородства ваших
чувств.
АЛЕКСАНДР
Не говорите, не говорите, а то опять сердце пойдет вверх
дном; я теперь и свататься не смею.
НАСТЯ А я только теперь могу согласиться на ваше предложение; во мне
много гордости и я чувствую, что могу заменить все, что вы потеряли. Вот
вам моя рука.
АЛЕКСАНД Р Что я слышу?.. Настенька" Настасья павловна!
ЗОЛОТНИКОВ Дочь моя! Обними меня" Ну, и ты обними меня, только в
последний раз.
КАТЯ Как трогательно!
КУБЫРКИНА Вот глупость-то!
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Да скажите, Василий Петрович, как это несчастье могло
с вами случиться?
ЗОЛОТНИКОВ Да оно, извольте видеть, матушка, не случилось, а могло
только случиться.
КУБЫРКИНА Что это значит?
ЗОЛОТНИКОВ А это значит, что я еще в прошлом году отказался от всех
откупов, а два миллиончика пойдут, так уж и быть, Настеньке на булавки.
Схитрил, матушка, грешный человек! Вот Сашу своего выручить хотел.
НАСТЯ Так вы меня обманули?
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Это из рук вон!
МАША Какова Настя? Ведь провела, догадалась должно быть.
КАТЯ Наперед все знала; впрочем я очень рада!
КУБЫРКИНА Это ни на что не похоже; мы не дадим себя дурачить; у меня
дядя сенатор!
СЛУГА гости приехали.
ДАРЬЯ СЕМЕНОВНА Пойдем, Машенька. Делать нам здесь нечего. А ты,
матушка, поздравляю, мастерица! Отплатила за мои попечения! Всех провела!
НАСТЯ Я всех провела" Они в самом деле подумают" Это нестерпимо! Нет,
я скорее откажусь от слова.
ЗОЛОТНИКОВ А кто говорил, что слово свято? Нет, если всякого толка
бояться, так и жить нельзя будет. Нет, пусть говорят что угодно, а мы
веселым пирком да за свадебку.
АЛЕКСАНДР Поскорей бы, батюшка!
ЗОЛОТНИКОВ То-то же! А ты гляди на жену, да выбей пустяки из головы, и
будет тебе радость да утешение, а не беда от нежного сердца.
АЛЕКСАНД Р:
Свои окончив похожденья,
Теперь в решительный сей час,
Просить я должен снисхожденья,
За сочинителя и нас.
Боимся мы, что надоели,
Вы нас утешьте, господа,
Чтоб сердца нежного беда
Бедой не вышла в самом деле!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Улу-Теляк им.В.Лесунова»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

Мини-спектакль для школьного театра

«В деревне Лемяшино» по рассказу

Ольги Елагиной «Лемяшинский триптих»

Галлямова Юлия Рафаэловна

452405 Республика Башкортостан,

Иглинский район,

с. Урман, ул.Мостовая, д.35, кв.3;

89371532325

2014 г.

Пьеса «В деревне Лемяшино» предназначена для постановки школьным театральным кружком. Спектакль рассчитан на 15 минут.

Предварительная подготовка

    Распределение ролей.

    Изготовление костюмов (возможно широкое использование содержимого бабушкиных сундуков).

    Изготовление декораций на полотнах из бязи при помощи акриловой краски (14 л) и колера нужных цветов. Кисти использовать как малярные, так и художественные. На заднюю стену сцены приготовить полотно размером 3х9 (9 метров – примерная ширина сцены). На нем изобразить деревню Лемяшино так, чтобы главные детали оказались в центре, на 6 метрах шириной. Такое расположение рисунка даст возможность использовать декорации и на маленьких школьных сценах. Остальные декорации должны представлять собой фрагменты внутреннего убранства домов или картин природы и др. Их изготовить на полотнах высотой 2 м, а шириной – 3 метра. Декорации 2х3 сделать переносными: на двух деревянных стойках установить перекладину для прикрепления полотна. Переносные декорации при необходимости можно сделать двухсторонними, используя в два раза больше ткани.

    Приготовить реквизиты: кухонную утварь, предметы быта и др.

    Для музыкального оформления спектакля сделать запись музыки, песен.

    Конферансье должен представить театральный коллектив и перед началом каждой сцены объявить её название.

Такая предварительная подготовка поможет создать любой мини-спектакль для школьного театрального кружка.

При работе театрального кружка 3-4 часа в неделю 15-20-минутный мини-спектакль возможно подготовить в течение 5-6 месяцев с учетом того, что в кружке будут заниматься воспитанники с разным уровнем развития: от детей с замедленным психическим развитием до самых одаренных.

Действующие лица

Бабка, Ассоль

Дед, муж Ассоль

Митрофанов

Мальчик

Папа

Игнатий

Ермилов

Жена Ермилова

Жители деревни Лемяшино

Сцена 1. Ассоль

Звучит балалайка.

Комната с русской печью в старом деревенском домике. За столом на скамье сидят дед с бабкой.

Бабка . Как бы я жила без тебя, если бы не вышла за тебя замуж! Ведь меня хотели брать в жены и богатый татарин, и колдун-цыган… За тебя, дурака, выдали! Какие матросы мимо проплывали, они звали меня с собой. Даже один капитан чуть не увез.

Дед . Так ведь, старая, реки-то у нас нет.

Бабка . Молчи, у-у, изверг! Помню всех! Заезжие геологи, известный, болеющий чахоткой, писатель, художник-пейзажист, троюродный брат из Белозера…

Дед . ( Перебивая ). Дык откуда? Тебе до меня и шестнадцати ещё не было!

Бабка . ( Машет рукой ). А, что ты знаешь?! Он за мной всё равно ещё приедет!

Дед . ( Испуганно , волнуясь ). Дык кто? Кто приедет-то?

Бабка не отвечает, улыбается, смотрит в окно.

Ложатся спать. Старуха не то скулит, не то постанывает во сне чему-то своему.

Дед . ( Скребет голову ). Стыдоба, ох, стыдоба.

Поутру начинается прежняя песня.

Бабка . ( Со стоном ). Какие женихи были! А капитан-то!

Дед . ( Нервно елозит по скамье ). Спятила, старая, совсем. Нету у нас реки! Нетуть!

Бабка . ( Истерично ). Была раньше! Была раньше река! Там, за лесом, и была!

Дед . И где? ( С ехидством ). Куда теперь подевалась?

Бабка . Иссохлась.

Ложатся спать.

Звуки вьюги за окном. Бабка смирно сидит в углу. Дед идет на улицу, встречает Митрофанова, здоровается.

Дед . Разлюбила меня совсем.

Митрофанов . ( Уверенно ). Перебесится.

Дед берет снежную лопату, расчищает дорогу. Заходит в дом.

Дед . ( Трогает старуху за плечо ). А что, старая, жить будем, проживем.

Ложатся спать.

Просыпаются, встают. Бабка смотрит в окно. Слышится пение птиц.

Бабка . Никак весна настала.

Бабка надевает большие новые резиновые сапоги, уходит.

Дед . Вот так вот каждый день. И где она так долго ходит?! А, пусть.

Звуки весны (пение птиц, журчание ручейков). Дед выходит на улицу. Овраг. Туман. Еловый лес.

Дед . Где ж старуха моя? Ассоль! Ассоль!

Звучит тревожная музыка. Собираются в лесу жители деревни. Кричат на все лады.

Толпа . Ассоль! Ассоль! Ау! Ассоль!

Один из толпы . Пропала!

Сцена 2. Праздник света

Жители деревни . Электричество дали!

Один . Включай утюги.

Другой . Давай приемник на полную мощность.

Мальчик . Папа, включи гирлянду!

Папа . Включил. А ты встань на табурет и держи пробки на счетчике, чтобы их не выбило. Сейчас кипятильник включу.

Складывается торжественная процессия к Игнатию Ермилову, у которого ещё сохранился телевизор. Игнатий предусмотрительно запирает дверь на три огромных засова.

Люди . ( Стучат ). Отвори дверь!

Митрофанов . ( Грузно поддавая дверь ). А ну отвори!

Бабы . ( Тоненькими голосами ). Игнаш, а, Игнаш, открой!

Мужики стучат в дверь. Слышен грохот и треск засова.

Игнатий . Да щас, щас, поспать не дадут!

Игнатий открывает дверь и отступает на шаг. Люди входят в избу Игнатия, и Митрофанов грозно рыскает глазами по углам.

Митрофанов . Где?

Игнатий . Что где?

Митрофанов . ( Строго ). Сам знаешь.

Бабы . Добро-ом про-осим, добро-ом.

Игнатий молча кивает головой на тумбу под покрывалом в углу. Митрофанов сдергивает покрывало, торжественно водворяет телевизор на стол.

Митрофанов . Включай!

Игнатий . ( Осторожно ). Ну, с Богом!

Шипение телевизора. Игнатий руководит антенной, улучшая звук. Митрофанов, пряча что-то за пазухой, уходит на кухню. За ним подтягиваются поодиночке другие.

Игнатий . Куда вы? Вы же сами. Сами же хотели телевизор. Так вот, смотрите!

Бабка . Ну вот, уже все включили. Теперь и спать можно.

Выключается электричество. Всё разом стихает и гаснет. Темнота.

Сцена 3. Последний пассажир

Осень. Ермилов стоит, облокотившись на калитку, и смотрит вперед. Слышится стук проходящего пассажирского поезда.

Ермилов . Много лет наблюдаю за этим поездом. Какая удивительная пунктуальность! Проезжает нашу деревню Лемяшино минута в минуту. Хоть бы раз сесть в него и доехать до города В. Не останавливается здесь поезд, некому здесь выйти.

Ермилов вздыхает, глядя поезду вслед.

Ермилов . Город этот, должно быть, солнечный и чистый, а все женщины там прекрасные.

Из окна дома за Ермиловым наблюдает жена.

Жена Ермилова . Куда смотришь? О чем думаешь?.. Помнишь, какая раньше была наша деревня? Этот поезд делал здесь остановку ровно на шестьдесят секунд. Я ведь тогда, девятилетняя, приехала сюда разыскивать бабку, потому что осталась сиротой.

Ермилов . А мне тогда было четыре года. Я не помню, как ты приехала. Я думал, что ты, как и я, родилась здесь. (В сторону ). Добрая овца ты моя.

Занавес

Звучит балалайка

Артисты выходят кланяться

Страница 1 из 21

Студенты театральной труппы «Остров Сокровищ» под руководством Елены Лебедевой. Сборник одноактных пьес для постановки с детьми 10–12 лет
Детская драматургия

Каждая театральная студия, работающая с детьми и ориентированная на то, чтобы быть интересной не только ее участникам, рано или поздно сталкивается с проблемой недостатка драматургического материала.
Эта проблема становится особенно острой в тех студиях, где руководитель-педагог работает над развитием каждого ребенка, стараясь распределить творческую нагрузку в первую очередь в соответствии с потребностями и – после – со способностями членов детского коллектива. Такой подход, в частности, обуславливает поиск значимых ролей для каждого студийца. Совершенно очевидно, что в крупных формах достигнуть такого баланса чрезвычайно сложно, и этим объясняется высокая востребованность миниатюр и коротких одноактных пьес.
Одним из решений данной проблемы может стать работа со студийцами над созданием собственных драматургических произведений, что, в свою очередь, дает возможность ребятам лучше понимать, что такое актерская задача, событие, конфликт, и тем самым более качественно работать над своими ролями в постановках.
Наиболее простым и понятным для школьников жанром является сказка, однако этот жанр таит в себе и немало сложностей при попытке создавать сказки, актуальные для старших подростков. Ситуация упрощается
в условиях разновозрастного студийного коллектива: в нем старшие вполне могут писать пьесы-сказки для актеров более младшего возраста, создавая дополнительный элемент для укрепления театрального коллектива.
По этому пути в свое время пошла и театральная труппа детской организации «Остров Сокровищ» под руководством Елены Лебедевой. После обучения основам драматургии члены театрального отряда в летнем лагере создавали собственные одноактные пьесы, которые впоследствии ставились на театральных фестивалях в том же лагере или в школе с младшими подростками из 5–7 классов. Надо признать, что не все работы ребят обладали достаточным качеством для того, чтобы считаться законченными драматургическими произведениями и быть интересным для постановки. Тем не менее, как уже отмечалось ранее, сама работа над пьесами развивала ребят как актеров. Кроме того, как законченные, так
и незаконченные пьесы давали пищу для драматургического разбора: поиска ошибок и путей их решения.
В этом сборнике вашему вниманию предлагаются работы старшеклассников, созданные в профильном летнем лагере детской организации «Остров Сокровищ» и выдержавшие постановки с участием ребят помладше и руководителя проекта. Авторы надеются на то, что эти пьесы помогут руководителям театральных студий как в решении проблемы поиска драматургического материала, так и для работы со старшими студийцами по анализу драматургического материала.

Занятие театрального кружка для детей младшего школьного возраста «Удивительные дети»

Действующие лица : Ведущий, Помощники ведущего (ученики).

Инсценировка «Перемена»

Действующие лица: Вовка, Ученик, Ученица, Одноклассники, Девочка, Мальчик.

Инсценировка «Получил двойку и поет»

Действующие лица: Вовка, Папа, Мама.

Инсценировка «Выдержала свой характер»

Действующие лица : Катя, Папа, Мама.

Инсценировка «Два подарка»

Действующие лица : Алеша, Отец, Учительница Мария Николаевна.

В записи звучит песня «Все хочется узнать салит» из к/ф «Приключения Петрова и Васечкина, муз. Т. Островской, сл. В. Аленикова.

В фильме рассказывается о мальчишках и девчонках, с которыми приключаются разные интересные истории.

Ведущий. Вот сегодня и поведем разговор на эту тему. Прошу помощников на сцену!

Выходят на сцену мальчик и девочка.

Вы знаете,

Сколько на свете ребят?

Сто тысяч, пятьсот,

Миллион, миллиард!

И даже побольше!

Вот сколько нас, дети!

И все мы живем

На огромной планете!

Ведущий. Что еще вы нам можете предложить?

Мальчик. А вот это! Там секрет, название нашей сегодняшней темы.

Предлагает девочке раскрыть свернутый в рулон плакат.

Девочка. Мы развернем рулон, а вы прочтете, что там написано.

Разворачивает рулон. Дети (участники занятия) читают: «Удивительные дети».

В записи звенит школьный звонок. Распахиваются двери, слышен нарастающий шум детских голосов.

Ведущий. Это перемена. Какая она?

Ученик (выбегая из-за кулис).

Перемена! Перемена!

Заливается звонок!

Первым Вовка непременно

Вылетает за порог.

Ученики (в недоумении разводят руками). Вылетает за порог!

Ученица. Семерых сбивает с ног!

На сцену один за другим из-за кулис падают дети. Их семеро. Сверху, орудуя руками и ногами, прыгает Вовка. Все барахтаются. Настоящий клубок!

Ученик (изумленно). Неужели это Вовка?!

Ученики (одноклассники). Продремавший весь урок

Неужели этот Вовка

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не смог?

Вовка, улыбаясь во весь рот, согласно машет головой. Одноклассники наконец освобождаются из-под Вовки.

1-й одноклассник.

Если он, то, несомненно,

Одноклассники (хором). Большая перемена!!!

Вовка снова начинает носиться по всей сцене. Одноклассники пытаются его остановить, но все попытки тщетны.

2-й одноклассник. Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

3-й одноклассник. Он за пять минут успел

Переделать кучу дел!

В записи звучит тиканье часов. Одноклассники выносят большой макет часов с переводными стрелками. Дети передвигают стрелки, отмеряя 5 минут.

Девочка. Он подставил три подножки.

Одноклассники (один за другим, спотыкаясь). Кольке, Ваське и Сережке!

Одноклассники, потирая ушибленные места, грозят Вовке кулаком.

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил.

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи.

В общем сделал все, что мог!

На сцене передвигаются дети в разных направлениях. В записи вновь звонок. Все замирают.

Дети. Ну а тут - опять звонок.

Вовка моментально сникает, идет заплетающимися ногами в класс.

Девочка (вздохнув). Вова в класс плетется снова!

Дети. Бедный! Нет лица на нем!

Вовка (вытирая пот со лба). Ничего!

Ведущий. Вздыхает Вова.

Вовка. На уроке отдохнем!

Ведущий. А в вашем классе есть такие ученики, как Вовка?

Дети. Да! Есть!

Ведущий. А написал стихотворение «Перемена», которое инсценировали, замечательный поэт Б. Заходер.

Показывает портрет.

Кто читал это стихотворение? Где оно встречается?

Дети. В учебнике! В сборнике стихов.

Ведущий. Молодцы! Правильно! Как вы думаете, какую оценку мог получить Вовка в этот день по одному из предметов?

Ответ детей.

Что мешало ему? (Он не слушал на уроках объяснения учителя; хотел спать, лежал на парте.)

А еще что? (Плохое поведение.)

Как родители отреагируют на это?

Ответы детей.

Ведущий. Как отреагировали родители на плохую оценку, мы узнаем из инсценировки «Получил двойку и поет».

Звучит песня «Двойка», муз. В. Шнайдера, сл. Э. Могиковской.

На сцене Вовка. Он раньше мамы пришел домой.

Вовка (грустно). Как скрыть от родителей злосчастную двойку? Вдруг потребуют дневник. Хмурый вид обеспокоит папу и маму. Сделаю веселый вид и буду петь. Это меня спасет. Какая песня подойдет?

Придумал! Русская народная песня «Жили у бабуси...» подойдет. Ведь гуси напоминают в профиль двойку.

И Вовка громко запел. Мама улыбается. Она рада, что сын такой веселый. Ставит на табурет авоську, в ней много вкусного.

Мама. Ты, сынок, сегодня очень веселый. Даже песенку поешь. Да как громко! Видно, в школе дела идут хорошо. Молодец!

Гладит сына по голове. Вовка ухмыляется.

Вовка. Мне сегодня весело! Повода для огорчений нет.

Запел еще громче. Папа выходит из соседней комнаты. Он отдыхал после ночной смены.

Папа. Что он так орет?

Мама. Всегда весело на душе, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь. Наверное, пятерку получил, вот он и поет.

Папа (приветливо). Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи свой дневник с пятеркой.

Вовка (сник, петь перестал). Зачем?

Нехотя подает дневник отцу и уходит в другую комнату.

Папа листает страницы дневника, видит двойку, на лице изумление.

Папа. Ты гляди, получил двойку и поет. Этого еще не хватало! Что он, с ума сошел? Вовка, иди сюда! У тебя случайно нет температуры?

Папа (растерянно разводит руками). Тогда тебя надо наказать за это пение.

Мама. Сынок, лучше бы ты сразу признался, а то начал петь...

Вовка. Не везет мне...

Немая сцена. Только слышно тиканье часов.

Ведущий. Вовка получил двойку и пел песню. А почему бы нам не спеть про двойку. Остановимся на частушках.

Катя в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Пять часов сидела Лиза,

Нос уткнувши в телевизор.

А назавтра на строке

Вырос лебедь в дневнике.

«Два» на ножке приседает

И головку наклоняет,

Так красиво шею гнет,

Прямо лебедем плывет.

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее - нет!

В школе есть такая птица:

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой.

Перед нами - цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Ведущий. Все ругают двойку! Древние греки говорили, что двойка - символ равновесия. Оно находится между светом и мраком, между добром и злом, теплом и холодом. Число два символизирует изменчивый характер. И это так. Девочка Катя, получив двойку, всегда меняла свой характер. Вот как это было! В новой инсценировке вы увидите, как Катя менялась в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Ребята вносят длинный лист с названием инсценировки.

Дети читают.

Она рассказала родителям про двойку

Катя (родителям). Я сегодня здорово выдержала свой характер.

Папа (гладит дочку по голове). Молодчина! Я тебе куплю подарок, если будешь сдерживать свое слово!

Катя. Учительница у меня спросила урок, а я ей отвечать не стала.

Мама. Наверно, ты урока не знала?

Папа. Наверно, ты урок забыла?

Хочет завизжать и затопать ногами.

Родители (машут руками). Нет! Нет! Не надо!

Катя. Так вот, поставили мне двойку ни за что.

Папа. Как ни за что?

Катя. Я дала себе слово молчать и выполнила его с честью!

Мама (изумленно). Для чего же ты это слово давала, можешь объяснить?

Катя. Чтобы выполнить его!

Папа. М-да...

Мама (гладит дочку по голове). Ничего понять не могу!

Катя (смело улыбаясь). Между прочим, вас обоих завтра в школу вызывают.

Родители (удивленно). Зачем?

Катя. За то, что у меня твердый непоколебимый характер. Неужели вы этого не понимаете?

Папа. И нам за него придется отвечать?

Мама (отцу). Чему тут удивляться, если у дочки твой характер.

Папа. Но я никогда никого не запутал на своей работе, и никто меня не запутал. А когда я учился в школе, не запутывал своих учителей.

Мама. Оставь ребенка в покое!

Папа. М-да...

Катя (облегченно вздыхает). Понял, что мне поставили двойку ни за что!

В записи звучит детский смех в компьютерной обработке.

Ведущий. Ребята! Сделайте вывод: какой же характер у Кати? Какое чувство возникает к ней?

Дети делают выводы. Завязывается спор.

Ведущий. Давайте немножко поиграем, пока ребята готовят следующий номер. Игра в рифмы.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого...

(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит...

(Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь...

(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим...

(Простите, пожалуйста!)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят...

(До свидания)

Игру заканчивать пора.

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал добрее и умней.

Ведущий. Какие хорошие слова!

А теперь приступим к инсценировке. Внести нужный реквизит!

Вносят плакат, на котором написано название инсценировки. Дети читают вслух.

Два подарка

Звучит музыкальная тема «С днем рождения тебя!»

Отец. Алеша! Поздравляю тебя с днем рождения! Дарю тебе ручку с золотым пером. Учись на пятерки!

Алеша, поблагодарив отца, рассматривает ручку и обнаруживает на ней дарственную надпись.

Алеша. Спасибо, папа! Мне она нравится. Я хочу тебе прочитать дарственную надпись: «Алеше в день рождения от папы». Здорово!

Я горжусь тобой, папа! Можно я покажу твой подарок своей учительнице Марии Николаевне?

Отец. Конечно, покажи! Да не очень хвастай!

Алеша. Я понял!

Отец. Я ухожу на работу. Мама придет в два часа дня. Учи уроки.

Алеша (рассуждает сам с собой). Вдруг Мария Николаевна забудет дома свою ручку, тогда я дам ей подаренную папой ручку, чтобы она могла поставить оценку в журнал. Она похвалит папин подарок. А я ей скажу, что ручка с золотым пером!

Алеша, конечно, уроков не выучил. Так и отправился в школу. Мария Николаевна в этот день забыла дома ручку. Начался урок.

Учительница. Алеша, иди к доске! Напиши предложение об осени. Затем расскажешь правило о безударных гласных.

Алеша. Я забыл выучить правило. Я... У меня...

Учительница. Это очень плохо!

Ищет свою ручку, но тщетно.

Алеша. Мария Николаевна! Возьмите мою ручку!

Ждет, что она станет ею восхищаться. Но напрасно.

Учительница. Ставлю тебе двойку!

Не обращает внимание на дарственную надпись и золотое перо. Возвращает ручку Алеше.

Алеша. Как же так получается?

Учительница. Ты о чем, Алеша?

Алеша. О золотом пере... Разве можно ставить двойки золотым пером? Ручку подарил мне папа!

Учительница. Значит, сегодня у тебя не золотые знания.

Алеша. Выходит, что папа подарил мне ручку, чтобы двойку ею ставили?

Учительница. Ручку тебе подарил папа, а сегодняшний подарок ты сам себе сделал!

Алеша поник, опустив голову.

Ведущий. Все инсценировки поучительны. Думаю, что вы для себя сделали выводы. Хочется всем пожелать удачи во всем. Умейте исправлять свои ошибки.

Звучит финальная песня из т/ф «Приключения Петрова и Васечкина», муз. Т. Островской, сл. В. Аленикова.

В сценарии дана извечная проблема школьников - оценка знаний. Что порождает злосчастная двойка? Это можно понять из инсценировок. За основу их были взяты рассказы из сборника Виктора Голявкина «Я жду Вас всегда с интересом»; стихотворения Б. Заходера «Перемена» для написания инсценировки «Перемена».

Реквизит.

2. Столы, стулья.

3. Плакаты с названиями инсценировок.

5. Дневник.

6. Журнал.

7. Рюкзаки.

Театр, доступный и в детсадовских, и в домашних условиях! В этом содержательном разделе собрано множество сценариев детских спектаклей и театрализованных постановок - от ставших вечной классикой русских народных сказок, до «старых историй на новый лад» и совершенно оригинальных инсценировок. Работа над любым из представленных здесь спектаклей станет для Ваших подопечным настоящим праздником, а процесс участия в «оживлении» любимых персонажей и сюжетов - подлинным волшебством.

Настоящая энциклопедия для педагогов-«сценаристов».

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 5268 .
Все разделы | Сценарии спектаклей. Театрализованные представления, инсценировки

Авторская постановка «Берегите дети матерей свои х!» . Старший школьный возраст, дети с ОВЗ. Столярова Инна Николаевна Было прекрасное время, когда я работала в школе - интернате. Вместе со своей напарницей Ириной Анатольевной, мы вели театральную студию «Искорка» . Предлагаю ...

Сценарий театрализованного представления «То ли быль, то ли сказка…» Театрализованное представление построено на подлинном этнографическом фольклоре. Это детский народный календарь, в котором все обряды проводились на самом деле. Эти традиционные действа с играми, песнями, шутками происходили ещё в начале прошлого века. И, конечно, упоминание о...

Сценарии спектаклей. Театрализованные представления, инсценировки - Сценарий спектакля «Фронтовик»

Публикация «Сценарий спектакля...»
Сцена 1 Играет музыка. Люди гуляют (например - сестры с шариками, девушка продает цветы, пара с зонтиком) По радио звучит голос Левитана, все подходят к радио и слушают. Сцена 2 Занавес открывается, декорация квартиры. Дома- мать, дед, сестры и Ваня-фронтовик. Фронтовик: Война...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. 02.08.2019г. Под руководством Калининой В.А. дети старшей группы №5 «Почемучки» совместно с...


Ольга Малышева. Группа раннего возраста.Дети с2-3 лет. Фотоотчет об открытом показе «Игры-инсценировки»Русской народной сказки «Репка». «Игра-инсценировка»по мотивам Русской народной сказки «Репка».Дети раннего возраста с2 до 3 лет. Основным видом деятельности детей раннего...

Сценарий экологического спектакля «Сказ про то, как спасали Волгу-матушку!» СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ «СКАЗ ПРО ТО, КАК СПАСАЛИ ВОЛГУ - МАТУШКУ»! Цель и задачи:  формирование у детей экологического сознания и культуры природопользования.  расширять театральный опыт, литературную речь, мимику, жесты, дикцию. ...

Сценарии спектаклей. Театрализованные представления, инсценировки - Сценарий театрализованного осеннего представления «Королевство Огород» для детей подготовительной группы

Цель: создать условия для эмоционального отдыха детей, творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми в театрализованной деятельности. Зал празднично украшен осенними листьями, цветами,сказочными декорациями. Звучит музыкальный фрагмент А. Вивальди- «Осень» Дети с...

Ольга Малышева.Группа раннего возраста с 2 до 3 лет. Фотоотчет о Выставке «Золотая рыбка» . Рыбки-рыбёшки,все хороши! И папы,и мамы,и малыши! Рыбки гуляют только в воде, И не гуляют больше нигде! Весной, Вдохновлённые игрой-инсценировкой Майи Родиной «Рыбки-рыбешки»(Кукляндия,...




Top