Построение гипсовой головы поэтапно. Построение гипсовой головы карандашом поэтапно

Для того чтобы нарисовать голову под каким-либо углом необходимо понять ее базовую структуру и сделать конструктивное построение головы человека поэтапно.
Для начала мы игнорируем детали и подготавливаем самую простую основу головы.
Схема (заготовка) (о которой мы поговорим во втором уроке) помогает построению изображения формы головы.

Урок №1

Вам понадобится лист бумаги, карандаш или уголь. И самое главное – это натура.

С натуры рисовать всегда предпочтительней. Посадите перед собой того, кто сможет уделить вам достаточно времени - свою бабушку или деда. Хорошо если вы учитесь вместе со своим другом – можно рисовать и позировать поочередно.
Если же возможности рисовать с натуры нет, то используйте фотографию, непременно очень хорошего качества. Однако знайте, фотография – плохой товарищ и лучше использовать её в крайнем случае.

Начнем. Перед нами натура. Или фотография.
Делаем конструктивные наброски. Не беспокоимся о чистоте…

1. Скомпонуйте голову человека, а также шею (можно и плечи) на плоскости листа. Для начала используем глазомер и заодно проверяем себя.
2. Находим основной объем головы, шеи и плечевого пояса. Представьте, что перед вами не человек, а точнее не его голова, перед вами, в первую очередь, форма, объем. Постарайтесь понаблюдать за этим объемом. Нам необходимо перенести этот объем на плоскость листа. Начинаем с изображения основных объемов и плоскостей. Никаких деталей, сейчас нет ни глазок, ни ресничек.
Не забывайте о трехмерном изображении формы. Попробуйте почувствовать конструкцию формы лицевой части. Обратите внимание на выступающие части скелета. На данном этапе вам необходимо понять, видите ли вы конструкцию этого объема.
Всё ещё читаете?... Рисуйте! Сейчас важно понять сам процесс. Внимательно изучайте форму, примечайте и улавливайте все свои ощущения.


Итак, чтобы нарисовать голову человека необходимо зацепиться, найти то, с чего необходимо начинать работу.
Во-первых, находим основные точки (о которых речь пойдет позже). Во-вторых, находим основные плоскости, образующиеся изломами формы.
Точки, плоскости и изломы, улавливаемые нами, на самом деле не случайны. Это и есть структура головы человека, её конструктивные моменты. Это то, что образует характерный объем головы и индивидуальные особенности человека.

Глядя на натуру первое, что мы находим по самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке - высоту головы, далее выделяем: шары глаз в глазницах, пирамиду носа, скуловые точки, выпирающий объем подбородка и плоскость лба.
В ходе выполнения данного упражнения вы, надеюсь, поняли, что голова это такой же объем, который имеет грани и плоскости, основные точки, высоту, ширину, глубину и светотень.

Урок №2

Конструктивные точки позволяют определить пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы человека. Они образуют форму головы.
Разберем детально все конструктивные точки:


  1. Глазницы и глазничные впадины
  2. Скуловые точки
  3. Лобные бугры
  4. Точка подбородка
  5. Угол (точка) нижней челюсти
  6. Самая высокая точка на черепе
  7. Височные точки (как они образуются, скажем ниже)
  8. Теменные бугры на затылочной части


Оси, разделяющие голову на определенные части:

  1. Линия, разделяющая голову вертикально на две симметричные части – красный цвет.
  2. Линия, разделяющая голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую, проходит по надбровным дугам – синий цвет.
  3. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части, проходит через самую высокую точку черепа и ушные отверстия – зеленый цвет.
  4. Линия, определяющая в дальнейшем трехчетвертной поворот головы, проходит скуловую и височную точки, а также теменной бугор- желтый цвет.
  5. Линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа, проходит через нижнюю линию носа, и нижние точки ушей – бирюзовый цвет.

Заготовки. Заготовки или шаблоны могут быть прямоугольными или овальными. Прямоугольные заготовки в данном случае дают нам самое простое и понятное представление о пропорциях человеческой головы.
На рисунке показаны сразу три положения: в три четверти, в профиль и анфас.
Основные конструктивные точки и линии позволяют выявить некоторые закономерности.
Обычно высота уха равна расстоянию между линией надбровной дуги и нижней частью носа.
Рот расположен на одной линии с точкой, определяющей угол нижней челюсти.
Голова условно делится на три части одинаковой высоты: от точки на подбородке до нижней части носа = от нижней части носа до надбровных дуг = от надбровных дуг до точки, которая располагается на два пальца выше лобных бугров.
Не забывайте о правилах перспективы. В положении в три четверти та ча сть головы, что располагается ближе к нам, будет иметь истинные размеры, а та, что дальше будет искажаться в размерах в меньшую сторону.


Поработаем с матрицей-заготовкой и закрепим полученные знания.
Порядок работы:
1. Намечаем композицию на листе бумаги, вырисовываем основные объемы.
2. Определим основные пропорции, форму и характер головы. Возможно, голова будет круглая или грушевидная.
3. Проведем вертикальную ось. Для этого необходимо определиться с поворотом головы и, соответственно, с положением носа, так как линия пройдет вдоль него. Ось разделит нашу заготовку на правую и левую части. В результате мы получим самую высокую точку черепа и точку подбородка.
4. Окончательно определимся с поворотом головы. В этом нам поможет линия трехчетвертного поворота . Предварительно наметим скуловую точку, её точное местоположение мы откорректируем позже. И проводим через неё линию.
5. Линия надбровной дуги . Визуально определите, сколько места необходимо для черепной части, а, сколько для лицевой части. Проведите линию, не забывая о перспективе.

6. Линия нижней части пирамиды носа. Как мы отметили выше - линия надбровной дуги и линия нижней части носа делят голову на три равные части (в идеальном случае). Воспользуемся этой закономерностью, учитывая индивидуальные особенности

натуры.
7. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части. Рисуем ее по форме головы, проводя через самую высокую точку черепа и ушные отверстия
8. Височная точка – выпуклое место на черепе человека. Она автоматически определиться в месте пересечения линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части, и линии трехчетвертного поворота.

9. Намечаем нос. Место для него уже задано. Переносица будет располагаться на уровне верхнего века (о расположении глаз – ниже)
10. Намечаем ухо. Высота уха равна расстоянию между линиями надбровной дуги и нижней части носа.

11. Корректируем скуловые точки. Они расположены на уровне середины носа на линии трехчетвертного поворота.
12. Линия рта располагается на расстоянии двух третей от кончика подбородка до основания носа. Длина рта (в идеальном случае) равна расстоянию между точкой подбородка и линией рта.
13. Точка нижней челюсти. Лежит на пересечении линии рта и линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части.
14. Определим место для глаз. Линия глаз расположена примерно посередине между самой высшей точкой черепа и точкой подбородка. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз. То есть между глазами можно было бы поместить еще один точно такой же глаз. Не забывайте о перспективных сокращениях форм и расстояний!
15. Лобные бугры – два выпуклых выступа в верхней части лобной кости. Определяются визуально. От лобных бугров до самой высокой точки на черепе можно провести по форме головы линии (чтобы почувствовать объем).
16. Если это предполагает ракурс головы, определяем самую выпуклую часть на затылке – теменной бугор.

Тяжело в учении - легко в бою.
Поэтому, перед тем, как взяться за карандаши, нам потребуется "запастись" материалом, по которому собственно и будет проходить обучение.
Наш книжный оказался бессильным в плане обучающей литературы на эту тему. Именно поэтому пришлось обратиться к интернет магазину.
На просторах всеми знакомого намиozon"ая нашла пару довольно приличных и недорогих книг. (1.https://www.ozon.ru/context/detail/id/20413958/ 2.https://www.ozon.ru/context/detail/id/3379370/)

Оформив заказ, не стоит отправдываться тем, что "мол, когда придут книги, тогда и возьмусь за дело". К великому счастью и везению, на youtube есть куча видео на эту тему(не забывайте искать на других языках. особенно на английском. даже если с языком у вас туго, то понять какая линия за какой идёт будет понятна даже глухому китайцу).
Книги в интернете поискать тоже можно. Особенно "ВКонтакте" на просторах таких пабликов, как "академический рисунок", "типичный творческий" - часто попадаются полезные штуковины. Но расчитывать на великие литературные шедевры тоже не приходится. Чаще всего попадаются просто несколько зарисовок или пару страниц из хорошей книги.

  • Практика. Практика. И ещё раз практика.

    Книги уже пылятся у тебя на полке, а ты так ничего и не сделал? У меня для тебя плохие новости...
    В противном же случае, если книги уже вызубренны на зубок, то пришло время непрерывного рисования, пока не получится так, как надо.
    Не забывай, что ты идёшь к своей цели и ни в коем случае не отказывайся от неё.Даже если первые твои попытки провалились - это ещё не значит, что ты абсолютный бездарь. (Хотя если после 10ого твоего "произведения искусства" больших сдвигов совершенно абсолютно нет, то лучше стоит отказаться от этой идеи, а не терять времени)
    п.с. не забудь хотя бы один раз посмотреть, как рисовать череп. это действительно облегчит в дальнейшем твою жизнь при построении гипсовой башки.

    И ещё пара советов:
    1. Пробуй рисовать части лица по отдельности. В один день рисуй только глаза (зазных голов, разумеется), на другой - губы и т.д.

    2. Практика должна быть регулярной. не вздумай отлынивать.
    3. Не относись к этому занятию, как к сплошной рутине. Музыку громче, карандаши в зубы и вперёд!

    (по мере накапливания денег, можно покупать ещё кучу книг, которые не будут лишними)

  • Критика.

    Твои работы несомненно шедевральны и ты уже просто не знаешь, что в них нужно исправить? Пришло время послушать критику и срочно исправить все недочёты, которые уже незаметны нашему глазу, уставшему от вечной практики.
    Что делать:
    1. Сфотографируй на твой взгяд самую удавшуюся из последних работ (не забудь, что фотографировать надо под ровнымуглом в 90 градусов, иначе тебя примут не только за бездарность, но и за идиота)

    2. Возвращаемся во все наши любимые паблики/группыдля творческих(о коих уже упомяналось ранее) и выкладываем свои работы в альбомы с названиями типа: "критика", "объективное мнение", "творчество наших подписчиков" и т.д.

    3. Говори всем, что рисуешь уже в течении 10 лет, посещаешь художественную школу. Так мнение будет ещё более критичным. А нам нужен хороший результат, верно?

    4. После прочтения десятка комментариев похожих на "10 лет ходил в художку, а рисуешь такой кривой и некрасивый нос", "глаза близко посажены", "а мне нравится", "слишком мало плоскостей" и прочую ересь, берёшь карандаш и рисуешь так, чтобы этих ошибок и близко не было

    Данную процедуру можно повторять до посинения.
    И не стоит принимать КАЖДОЕ слово в комментариях близко к сердцу. Нервная система ещё понадобится.

  • Повторяем теорию за день до экзамена

    У нас всё получится!

    И ради всего святого, выспись наконец.

  • День экзамена.

    Дорога до универа не близкая, поэтому можно захватить с собой некоторыекниги, записи, рисунки, чтобы просмотреть всё по дороге, сидя в автобусе. И возьми пожрать.
    О, не забудь взять все необходимые карандаши, резинки и т.д.
    п.с. надеюсь, ты в начале года познакомился с форматом бумаги на какой тебе придётся рисовать

    Удачи, бро. Утебя всё получится \о/

    И если ты реально дошел до этого пункта, то они просто обязаны взять тебя на платное.

    P.S. не забудь оставить комментарии с:

  • Изучение головы человека, как и любой дру­гой сложной формы, ведется на основе дли­тельного штудирования модели. Длительныйрисунок дает возможность учащемуся полно­стью усвоить закономерности построения изображения. Хорошим рисунком, в академическом смысле, считается такой, который исчерпывающе передает существенные признаки модели, т. е. те признаки, по которым зритель получает, возможно полное представление, о данном предмете. Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его; не механически копируем его внешнюю форму, а стремимся понять его внутреннюю структуру., Это изучение всегда начинается с непосредственного зрительного знакомства с изображаемым предметом, а затем внимание рисующего переходит на изучение харак­терных признаков его строения, пропорций, деталей. Для примера рассмотрим процесс рисования головы «Аполлона Бельведерского» скульптора Леохара (IVвек до н. э)

    Первая стадия работы

    КОМПОЗИЦИОННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ

    Работа начинается с композиционного размещения головы на листе бумаги. Пред­варительно прикиньте в наброске, как выгоднее вкомпоновать голову в данном фор­мате. Изображение намечается очень легко, предельно скупо, обобщенно. Выявляется характер большой формы, движение — поворот головы и шеи; словом, определяется об­щий вид модели (рис. 23).

    Длительный рисунок может начинаться и с предварительного наброска, при усло­вии, что последний будет заключать в себе основную композиционную идею рисунка. Как правило, в учебном рисунке голову лучше всего размещать посреди листа бумаги, немного выше центра, не оставляя, однако, слишком больших полей пустыми.


    Вторая стадия работы

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ФОРМЫ ГОЛОВЫ, ПРОПОРЦИЙ И НАКЛОНА ГОЛОВЫ

    Когда вы убедились, что в общем характер формы схвачен верно, можно перейти к уточнению наклона головы. Для этого, прежде всего, надо верно наметить профильную линию лица или ось симметрии, которой голова делится на две равные половины. Про­фильной линией мы называем условно такую линию, которая должна проходить через середину лба и переносицу к середине кончика носа и через «раздвоинку» подбородка (рис. 24).

    Чтобы найти правильный наклон головы, мысленно соедините прямой линией перено­сицу и середину подбородка и представьте себе, какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Определив правильно угол наклона профильной линии с вертикалью, вы правильно определите и наклон головы. Когда профильная ли­ния и наклон головы намечены верно, можно переходить к выявлению пропорций — характера формы головы.

    Симметричное построение головы заставляет рисующего попеременно рисовать то правую часть головы, то левую. Например, наметив правую височную кость, необходимо сразу же наметить и левую; наметив правое крыло носа, следует одновременно наметить и левое и т. д.

    Античная голова делится по линии разреза глаз на две равные части, а собственно лицо — на три равные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания (корня) носа и от основания носа до основания подбородка.

    Отрезок от надбровных дуг до основания носа в свою очередь делится на три рав­ные части; между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает шов скуловой и височной кости, уголки глаз, слезники и пере­носицу; третья часть включает в себя основание и крылья носа. Отрезок между основа­нием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой и второй частью проходит средняя линия рта, которую часто в обиходе называют линией разреза губ; линия между второй и третьей частью делит подбородок (по высоте) попо­лам. Расстояние между глазами равно длине глаза, т. е. линия разреза глаз также де­лится на три равные части. Высота уха равна длине носа.

    Для художников древнего мира эта пропорциональная закономерность членения головы на части являлась каноном красоты. В эпоху классицизма античные каноны превратились в догму академических правил рисования. В наше время эту пропор­циональную закономерность мы рассматриваем как условную закономерность членения головы.

    Третья стадия работы

    ОБЪЕМНО-КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВЫ

    В построении реалистического рисунка существенную роль играет конструктивный анализ формы и понимание законов и правил перспективного изображения объема на плоскости. Выявление конструктивных особенностей изображаемого предмета всегда входит как главная часть в изображение объемной формы по определенным законам и требует ясного, логического суждения о форме в пространстве(рис. 25).


    Конструктивный анализ объемной формы предмета происходит во всех ее состав­ных частях как видимых глазом, так и невидимых. Например, рисуя куб, мы не ограничиваемся анализом его видимых поверхностей, а стараемся мысленно проникнуть внутрь формы и увидеть, вернее — ясно представить себе остальные, не видимые с дан­ной точки зрения стороны куба, ибо они-то и помогают определить правильное перспек­тивное направление видимых сторон, увязать их в строго закономерную конструктивную связь.

    Как мы умеем представлять себе линейную конструкцию простых предметов, так необходимо научиться представлять себе и конструктивную схему человеческой головы, фигуры.

    Каждую объемную форму учащийся должен представлять в пространстве так же, как он это делает на занятиях по начертательной геометрии. Изображая объемную форму в пространстве, рисующий должен следить за ее перспективными сокращениями.

    Рассмотрим подробнее, как использовать законы перспективы в рисовании головы человека.

    Если мы рисуем голову на уровне наших глаз, вспомогательные конструктивные линии, которые проходят по надбровным дугам, разрезу глаз, основанию носа, разрезу рта и основанию подбородка, будут параллельны линии горизонта, т. е. будут прямыми. Если голова модели наклонена, то все эти линии или дуги своими вершинами напра­вятся вниз. Если голова будет запрокинута вверх, то и конструктивные дуги своими вершинами будут обращены вверх. Необходимо заметить при этом, что все эти вспо­могательные линии будут между собой параллельны.

    Очень часто при незначительных поворотах головы ученику бывает трудно опре­делить: наклонена вниз голова или, наоборот, запрокинута вверх. В этих случаях зна­ние схемы конструктивного строения головы и помогает правильно определить поло­жение головы в пространстве. Когда голова находится в фасовом положении (на уровне наших глаз), то основание носа и низ ушной раковины находятся на одной гори­зонтали. Если голова запрокинута вверх, то уши по отношению к основанию носа и надбровным дугам как бы смещаются вниз. Если мы замечаем, что низ мочки уха выше основания носа, значит, голова опущена.

    Но не только положение ушной раковины определяет наклон головы. Рисующий должен знать, что в перспективе все формы сокращаются и поэтому, хотя лицо антич­ной головы по канонам делится на три равные части, при поднятой голове размеры этих частей будут уменьшаться: лоб по отношению к подбородку будет казаться тем меньше, чем больше будет запрокинута голова. При наклоне произойдет обратное — лоб будет самой большой массой, не говоря уже о том, что станет виден верх черепной коробки.


    Четвертая стадия работы
    ПЛАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИРОВКА ФОРМЫ

    Пластическую моделировку формы головы нужно считать наиболее трудоем­ким, длительным и ответственным этапом работы. Рисующий должен следить за тем, чтобы изображение было подчинено законам перспективы, голова прорисована согласно ее анатомическому строению. На этом этапе работы рисовальщик обязан разо­браться в пластической форме предмета, понять анатомическую сущность видимой сна­ружи формы — выпуклостей и впадин, которые моделируются сначала легкой свето­тенью.

    Для начала, достаточно будет легко закрыть мягким тоном теневые планы, и тем самым отграничить ихот освещенных, т. е. определить основные массы света и тени. Благодаря этому приему выявятся передние, боковые и нижние планы головы. Это, во-первых, поможет проверить сделанное в предыдущих стадиях работы и, во-вторых, яс­нее (рельефнее) подчеркнет объем головы.

    Светотень ложится по форме предмета и тем самым выявляет его объем. Недоста­точно точно скопировать светотень с натуры,— необходимо понять, осознать и прочув­ствовать ее взаимосвязь с конструкцией. Грани пересечения плоскостей (планов) го­ловы образуют условную линейную конструкцию рисунка; эти грани в свою очередь яв­ляются границами света и тени.

    Покрыв легким тоном теневые планы головы, начинаем уточнять местоположение глазных впадин, скуловых костей и ушных раковин (рис. 26).

    Пятая стадия работы

    ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

    На этой стадии работы над рисунком происходит постепенное насыщение боль­шой формы деталями. Рисующий переходит от анализа большой формы к анализу малых форм, постоянно соизмеряя их с общей мас­сой головы. Например, уточняется форма крыльев носа, характер очертания и объем губ; глазное яблоко накрывается веком, при­чем обратите внимание, что веко имеет тол­щину, поэтому не рисуйте веко одной ли­нией (рис. 27).

    Если какая-то деталь головы плохо усваивается вами, порисуйте эту деталь от­дельно. Весьма полезно рядом с изображен­ной головой или на особом листе сделать рисунок носа, уха, глаза. Рисуя глаз, надо помнить, что в основе это — шарообразная форма, которая находится в глазничной впа­дине. Поэтому рисовать веки надо так, чтобы они облегали эту объемную форму.

    Затем внимательно следите за перспективным сокращением толщины века. Парные формы (например, глаза, крылья носа) рисуйте одновременно. Детали сравнивайте между собой и большой формой, иначе не получится цель­ного рисунка. Кроме того, такое сравнение помогает рисовальщику находить у себя в рисунке ошибки и исправлять их.

    Шестая стадия работы

    ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

    ТОНАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ФОРМЫ

    Тональной проработкой объемной формы завершается работа над рисунком. На Этой стадии следите, как ложится светотень на выпуклые места и впадины, учитесь видеть взаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, т. е. понимать, как и почему именно так, а не иначе распределяется свет на поверхности предмета. Не зная строения предмета, на который падает свет, вы не сумеете выявить и его формы. Зная же конструкцию, вы будете свободно лепить форму светотенью (рис. 28).

    (рис. 29).

    Методическая последовательность в работе над рисунком должна строго соблю­даться, ибо нарушение ее замедляет усвоение учебного процесса. Рисование, прохо­дящее беспорядочно, вне всякой системы, не дает возможности учащемуся освоить на­выки построения реалистического рисунка и понять те правила, которые выработала рисовальная практика больших ма­стеров. Повторяем, нельзя переска­кивать через отдельные этапы в работе над рисунком. Например, не найдя основной массы объема, пере­ходить к прорисовке деталей; не по­няв конструкции предмета, перехо­дить к передаче фактуры. Ученик обязан закрепить последовательные стадии учебного рисунка, так как каждая предыдущая стадия входит составной частью в последующую. Итак, резюмируя все стадии развития длительного рисунка, ука­жем, что в начале работы, когда ри­сующий намечает на листе бумаги общий контур головы и схематично выявляет ее объем, он идет путем общего изображения формы, ее крупного объема. Далее рисоваль­щик вступает на путь анализа, пе­реходит от общего к частному — к насыщению большой формы более мелкими формами и деталями. В конце работы, когда рисовальщик подчиняет детали целому, он вступает на путь синтеза — обобщения. Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изуче­ния, но и постоянным «фоном», на котором познается каждая часть в отдельности. По­этому в академическом рисунке изображение натуры следует начинать с ее общей ха­рактеристики, затем постепенно перейти к детали и снова возвратиться к общей форме, иначе говоря, пройти путь от общего через детальное изучение натуры к цельному вы­ражению. Последовательное выполнение рисунка от общего к частному и от частного снова к общему строго обязательно.

    РИСОВАНИЕ. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА.

    Долго искала бесплатный мастер-класс, но не нашла. вот попалась книга, решила
    скопировать и текст и фото.В этой книге нет обучающего материала. будет
    только очень подробное строение головы. насколько это поможет-- не знаю.
    материал большой, попробую сократить.
    Нашли натуру, посадили? Нашли соответствующую картинку- крепим на мольберте вверху слева. Крепим к мольберту листок А2 из обоев и берем уголь.
    Теперь рисуем голову человека- конструктивные наброски, как получится, о чистоте не беспокоимся. Начинаем...
    1. Компонуйте голову человека (не забывайте о шее и можно с плечами) в плоскости листа- для поиска основных пропорциональных соотношений высоты- ширины используем глазомер и проверяем себя.
    2. Находим основные объемы головы, шеи, плечевого пояса. Глазомер работает в полную силу, проверяйте свои действия несколько раз.
    3. Теперь вспоминаем предыдущие уроки. Вспоминайте, как мы рисовали с вами кубик, потом геометрические фигуры, как делали упражнения для развития логического мышления. Теперь смотрите- перед нами не страшнющий человек, вернее его голова. Перед нами- форма, объем и не более того. Он не кусается (шучу). На этом этапе голова человека для нас- невоодушевленный предмет.
    Сейчас постарайтесь понаблюдать за этим объемом и перенести весь этот объем в плоскость листа. Как получится, просто давайте посмотрим, что мы сможет сейчас сделать. Только начинайте не с деталей, а с основных объемов и плоскостей. Достаточно основных, не дробите форму, не вырисовывайте глазики и реснички, их сейчас нет. Можете предупредить свою натуру, что скорее всего, она не увидит того, что от вас ожидает и не воскликнет- "Ой, как похоже!"- этого не будет.

    Не забывайте о трехмерном изображении формы. Вы не рисуете плоскую картинку, прочувствуйте как объем, например- шар затылочной части головы "заворачивается" в пространство. Прочувствуйте конструкцию формы лицевой части, в этом помогут видимые выступающие части скелета. А невидимые можно попытаться проанализировать самостоятельно. Попытайтесь. Мне нужно знать (и вам в первую очередь нужно понять самим), как вы можете видеть конструкцию этого объема.

    2.

    Итак, что дала нам эта совместная работа? Главное: мы понимаем, что, что- бы нарисовать голову человека, ее объем, нужно в первую очередь "цепляться" за что- то, понять- с чего начинать, браться рисовать форму, по чему "ловить" объем, как его строить. Цепляться есть за что. Во- первых, это могут быть некие точки, которые видны при осмотре сразу, их наличие дают понять сильно выпирающие области на объеме головы, как большие так и меньше. На рисунке вы можете видеть, как я нахожу общий объем головы, как нахожу эти основные точки- они выделены сильнее всего. Второе- нахожу основные плоскости, которые образуются изломами формы. Видно, как я пытаюсь найти пропорциональные соотношения при помощи воображаемых трех точек- можно увидеть, как они образуют углы.

    5.

    6.

    Смысл: в процессе работы можно понять, что самые "улавливаемые" нами точки и плоскости, изломы, находятся не случайно. Это конструктивные моменты головы человека. Это ее структура, образующая характерный объем как самой головы, так и пропорции каждого человека в отдельности.
    Сейчас нам на глаза наиболее всего попадаются во внимание проще сказать- скулы, или скуловые точки, дальше- нос, который из основных своих плоскостей образует пирамиду (в основе носа есть пирамида или еще называют призмой), плоскость лба, выпирающий объем подбородка, шары глаз, расположенные в глазницах. Да и саму высоту головы мы нашли по ее характерным точкам- самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке.
    Ну а под конец нашей работы можно еще обозначить свет и тень. Вот так как видите, общими основными плоскостями. Для этого не нужно смотреть "влоб" натуре, прищурьте глаза и основные свет и тень вам будет хорошо видно. Замечу только, что и голову человека так- же можно вписать в куб, отсюда и тень найти будет не проблема- как общего объема головы, так и носа и глазниц в частности.
    На данном этапе работы еще могу добавить, что вы начали изучать, "прощупывать" пропорциональные соотношения частей скелета головы человека. Главное вы поняли, надеюсь, что голова человека это такой- же объем, где существуют плоскости и грани, так называемые конструктивные точки, светотень, высота, глубина и ширина. А при наличии всего этого можно успешно рисовать голову человека, как и все то, что мы рисовали до этого. Также вы поняли, что даже голову можно вписать в куб, о чем свидетельствует распределение света и тени. А значит и здесь то, что к нам ближе будет активнее, то, что дальше- будет уходить в воздух. То- есть, будем знать, как распределяется свет по форме.


    Продолжаем... Из предыдущей работы мы поняли, что существуют некие конструктивные точки, которые образуют форму головы человека. В рисовании головы они очень важны. Именно по ним находятся пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы, по ним строится объем головы. Сейчас мы с вами их разберем детально и добавим еще кое- что. Пока читаем и улавливаем суть.
    Как нарисовать голову человекаСмотрим на рисунок справа.
    Здесь показаны основные конструктивные точки черепа человека. Давайте разбирать:
    1. Самое первое, что попадает в поле зрения рисующего, это, конечно, глазницы и глазничные впадины.
    2. За ними идут скуловые точки,
    3. и лобные бугры.
    4. Точка подбородка,
    5. точка (угол) нижней челюсти.
    6. Дальше присматриваемся более углубленно к натуре и замечаем самую высокую точку на черепе.

    6.


    7. Уделим внимание височной точке. Височные кости, (в книгах) считаются не самые выпуклые по ширине на черепе, книги считают самыми выпуклыми по ширине- теменные бугры. Но книги не говорят, что теменные бугры редко "используются" в рисунке. Понаблюдайте за людьми, за строением их черепа, порисуйте хотя- бы наброски и вы поймете это. Вы еще поймете то, что есть точки более значимые для рисования- височные точки, которые, кстати, очень часто расположены шире теменных. Именно эта система обучения настаивает на введение в арсенал для построения головы человека- височные точки. Как они образуются будем говорить дальше.
    8. А самые выпуклые по ширине кости- на затылочной части черепа- мозговой коробке- теменные бугры, они и образуют еще одни характерные точки, используются в зависимости от характера поворота головы в пространстве.
    Пока этих точек достаточно, нужно проработать и по- возможности запомнить. Дальше обратите внимание на разноцветные линии, которые рассекают голову человека. Эти оси разделяют, схематически делят голову человека на определенные части.
    Как научиться рисоватьСмотрим на следующий рисунок справа. Здесь сохранены все конструктивные точки, которые мы только- что рассматривали, можете сравнить, этот рисунок уже не обделен "мышечной массой", такие рисунки- схемы нам вполне пригодны и не мешают усваивать информацию. Красоту будем наводить потом.

    7.

    Итак, продолжим разговор о осях, разделяющих голову человека на определенные части. Смотрим и сравниваем рисунки.
    1. Красным цветом показано ось симметрии, которая разделяет голову на две равные половины.
    2. Линия надбровных дуг показана синим- она проходит по линии надбровных дуг и нижней части затылка. Делит голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую.
    3. Линия делящая голову на лицевую часть и затылочную показана зеленым цветом. Она проходит через самую высокую точку на черепе и ушные отверстия.
    4. Желтая линия- линия трехчетвертного поворота, очень важная линия, по которой вы можете безошибочно определить поворот головы. Она проходит в первую очередь через скуловую точку и височную точку. Повторяю, по этой линии мы будем определять поворот головы.
    5. Не надо забывать о цилиндре шеи, на котором "восседает" человеческая голова.
    6. Есть еще одна ось, определяющая нижнюю часть пирамиды носа и проходит она, естественно, через нижнюю линию носа и по нижним точкам ушей. Показана она бирюзовым.
    Все схемы, которые вы увидели, можно пока просто просмотреть. Это для визуального усвоения понимания конструкции головы. А ниже я даю несколько упрощенную "версию" происходящего. Начинать учиться рисовать голову и изучать присутствие конструктивных точек, осей и основных плоскостей и пропорции головы лучше с рисования болванок. Вот как раз теперь и переходим к нашим болванкам

    8.


    Смотрите: я рисую болванки сразу в трех положениях- спереди, сбоку и трехчетвертной поворот и обозначаю конструктивные точки и оси.
    Для прощего понимания можно начать с болванок в виде прямоугольника. Голову можно вписать в квадрат, но это делается просто для лучшего понимания распределения светотени. На самом деле голова вписывается в прямоугольник. Но сути дела это не меняет. А вот в болванках овальной формы четко просматривается уже структура, похожая на структуру головы- в черепную часть очень хорошо вписать шар или овал. Более приближено к натуральной форме.
    Здесь показаны основные конструктивные точки в каждом из поворотов головы. Показаны основные оси, которые делят голову на части. Также уже смотря на эти схемы можно заметить, что существуют четкие пропорциональные соотношения частей головы. Добавлю больше: четко просматривается строение. Например: высота между надбровной дугой и линией, определяющей нижнюю часть пирамиды носа равна высоте уха, ухо обычно и располагается в этих пределах. Еще: на одной линии располагается рот и угол нижней челюсти. Понимая это можно осознанно рисовать голову, заранее зная ее конструктивные особенности, то- есть, если вы намечаете рот, то проверить его месторасположение можно проведя дугу по его уголкам и точке нижней челюсти. Выше- ниже линию рта вы уже воздержитесь намечать. Конечно, люди бывают разные, как и формы их ртов, но это- основы. Далеко от них вы все равно не уйдете.
    Кстати, можно в свою работу вносить элементы перспективы. На рисунке показано как ее добиться. Та часть головы, которая расположена к нам ближе всего, будет иметь оригинальные размеры. Все, что будет уходить в пространство, будет немного (не переусердствуйте) искажаться в размерах в меньшую сторону.
    Самое время закрепить материал, осталось порисовать наброски головы человека в виде болванок, рисуем пока по представлению, натура вас может отвлекать и пугать (опять шучу=)) деталями. Кто посильнее, я конечно не против- рисуйте с натуры и сразу сравнивайте рисунок болванки с живой головой. Но все- же советую пока работать без натуры, по представлению. Сейчас нам надо поискать эти самые конструктивные точки и оси. Теоретическая часть закончилась, теперь рисуем вместе со мной.
    Болванка может стать для нас неким инструментом, прототипом, шаблоном, матрицей в рисовании головы человека. Изучая голову человека можно понять ключевые моменты в построении и рисовании ее на основе этой простой формы- болванки. Притом, очень просто понять перспективные соотношения частей головы на ее основе. И, наконец, понять сам ход работы в построении объема головы. Смотрите

    9.

    1. Допустим, вы рисуете голову человека. Вы уже наметили композицию в листе, нашли основные объемы, нашли место для самой головы.
    2. Теперь вам нужно найти сам объем головы, найти пропорциональные соотношения высоты и ширины, сам характер головы- круглая голова, овал или грушевидная (допустим). Используем принцип рисования болванки. Ее форма будет зависеть от характера объема головы человека. Вот, основа для головы, болванка у нас намечена.
    3. Следующий шаг- есть огромное желание показать вертикальную ось, которая делит голову человека на две симметричные части- левую и правую. Определяется эта ось очень просто, зацепиться за нее можно по расположению носа. Эта ось, разделив голову на две части, даст нам две конструктивные точки- высокую точку черепа и самую нижнюю точку на голове человека- точку подбородка.
    Ага, зацепка у нас есть, процесс выстраивания объема нашей головы запущен, ведем его дальше.

    10.

    4. Мы начали находить поворот головы, сейчас определимся с этим окончательно. Для этого нужно наметить так называемую линию трехчетвертного поворота, которая и определяет поворот головы в пространстве.
    Эта линия находится очень просто, достаточно остановиться на скуловой кости, конструктивной скуловой точке. Намечаем точку скулы и проводим линию.
    В процессе этой работы наш глазомер улавливает пропорциональные соотношения основной лицевой части и всего остального объема головы.
    Скуловую точку можете только слегка наметить, так как точное ее месторасположение еще будет определено окончательно далее, этот этап при поиске скул подготовительный. Достаточно сейчас просто наметить поворот головы и предварительное место точки скулы (точек скул). Итак, у нас есть общий объем головы, ось, делящая голову на симметричные части, точка подбородка, высокая точка черепа, линия трехчетвертного поворота, намечены скуловые точки. Работаем дальше.
    5. Сейчас находим линию надбровных дуг.
    Наш глазомер должен определить эту линию, вернее- нужно заметить, сколько объема будет занимать черепная часть головы, располагающаяся выше относительно надбровных дуг (линии бровей), и сколько лицевой части головы, располагающейся ниже линии надбровных дуг.
    Немного усилий уделяем наблюдательной перспективе и линия надбровных дуг найдена. Смотрите:

    12.

    13.

    Дальнейший ход:
    6. определяем линию, котрая определяет нижнюю часть пирамиды носа. Найти ее не составляет труда, достаточно глянуть на нос натуры, а проверить себя можно следующими знаниями:
    линия надбровных дуг и линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа разделяют нашу голову на равные части (в идеале), берем за основу это, сопоставляем с особенностями строения головы нашей натуры, возможно могут быть какие- либо отклонения (возможно мозговая часть у натуры большая или подбородок слишком массивный, или наоборот маленький), и обозначаем эту линию.

    13.

    7. А теперь нужно наметить линию, которая будет разделять нашу голову на две части: лицевую часть и затылочную. Эта конструктивная линия проходит через ушные отверстия, а также через самую высокую точку на черепе.
    8. А когда вы ее проведете, автоматически найдется височная точка на пересечении этой найденной линии и линии трехчетвертного поворота.
    Линии проводятся по форме головы, если в вашем рисунке этого не чувствуется пока, то корректируйте свои действия глазомером. Или анализируйте- если линия, делящая голову на затылочную и лицевую часть, при пересечении с линией трехчетвертного поворота дает височную точку, то это равнозначно тому, что височная точка будет находиться на пересечении этих линий.
    Глазомер определяет это выпуклое место на черепе человека, находится височная точка- это является основанием того, что через нее идут две линии, о которых мы сейчас говорим. Так можно свои действия проверять и в нужный момент корректировать пропорциональные соотношения.
    В нашем рисунке уже намечено, найдено очень много конструктивных моментов, позволяющих сделать следующее:

    14.

    9. Во- первых, наметить нос- место для него уже уготовлено, найдено.
    10. Наметить ухо.
    Место для него найдено благодаря предшествующим действиям автоматически. Линия, разделяющая лицевую и затылочную часть проходит через ушные отверстия, а высота уха (в идеале) равна той величине, которая образовалась у нас после того, как были намечены линия надбровных дуг и линия, показывающая нижнюю часть пирамиды носа. То- есть, расстояние между ними будет равно высоте уха.
    Конечно, как и в предыдущем случае, себя можно проверять и в случае ошибок- исправлять их. Достаточно только напрячь свою наблюдательную перспективу. Но теперь вы можете сами видеть свои ошибки, можете сами анализировать то, что рисуете, каждый свой шаг. Рассеивайте почаще свое зрение, смотрите почаще на общий объем головы, основные пропорциональные соотношения. А детали никуда не убегут, они всегда будут иметь свое место внутри основного.

    15.

    Находим остальные основные пропорциональные соотношения. Смотрим на рисунок слева: 11. находим скуловые точки- теперь их расположение найти проще простого, когда они зажаты в рамки. 12. И находим угол нижней челюсти: эта точка будет находиться на пересечении линии делящей голову на лицевую и затылочную часть и линии, которая образуется при нахождении рта. 13. Я думаю рот вы быстро найдете.

    16.

    Смотрим на рисунок справа. Что нам осталось сделать? 14. Найти место для глаз- раз, 15. найти надбровные бугры, выступающие точки на бровях (по простому)- два, и 16. найти лобные бугры, месторасположение которых проверяется визуально, располагаются лобные бугры на одной горизонтальной линии и найти их просто, достаточно от надбровных бугров провести линии вверх к самым выпуклым точкам лба. Добавлю: так как мозговая часть- черепная часть головы человека имеет форму шара, то и конструктивнее ее понимать проще именно так. Нам нужно привязать лобные бугры к форме головы. Для этого связываем точки лобных бугров с высокой точкой на черепе и с височной (височными). Так лучше понимается откуда появляется объем, какой он имеет характер и все в нашей форме связано между собой. Вот такая конструкция у нас получается.
    К этому, если, конечно, поворот головы позволяет видеть, определяем теменной бугор- самую выпуклую часть по ширине на затылочной части головы.

    17.


    Вот так, на основе рисования простейшей формы- болванок можно находить конструкцию головы и воспроизводить все это на бумаге. Но в этом случае вы можете отлично понимать весь процесс и в случае неудач самостоятельно корректировать его.
    Да и светотень распределяется и вылепливается форма головы штрихом гораздо охотнее, когда четко понимаешь ту форму, на которую собственно и собираешься "ложить" штрих.
    Повращайте болванки, основываясь при рисовании конструктивными особенностями, которые мы рассмотрели. Слева вы можете видеть рабочий рисунок. Можно начинать вращать болванки так. Пока порисуйте так, как запомнили материал. Сколько запомнили конструктивных точек, те и используйте. Попробуйте просто повращать их в пространстве.
    Когда рука немного привыкнет к этой форме, когда вы усвоите то, что запомнили сразу, то сравните с рисунками болванки, которые мы сделали выше. Возможно все конструктивные моменты не учтены. Потом "повращайте" болванку с учетом всех конструктивных моментов, дабы усвоить весь материал. Предполагаю, что лучше всего вы можете пока рисовать болванки в тех положениях- фас, профиль, трехчетвертной, с небольшими отклонениями в наклонах головы. Ну и хорошо, для начала и это не плохо.

    18.


    Не забывайте, что голова- объемная форма, старайтесь проводить линии по форме, по объему, ложите на объем головы линии, тогда они у вас не будут получаться вырезанными, чужими, прямыми, ну и так вы учитесь "чувствовать" объем, "прощупывать" его конструкцию.
    Как нарисовать голову человека
    Сейчас то, что мы находили, изучали на болванках, будем переносить на живую голову человека. Переводить теоретические знания в практические. Будем потихоньку приближаться к живому объему головы. Сейчас садите на
    туру перед собой, у кого нет- берите картинки, фото и начинаем работать. Я, что- бы вам показать ход работы, использую схематические рисунки, уж извините, фото показать не могу.

    Итак.... Рассмотрите внимательно голову своего натурщика, во всех трех поворотах, привыкните к ней. Вполне возможно уже сейчас вы совсем не смотрите на человека как на личность и сам образ его вас не отвлекает, вы этого не боитесь. У вас проснулся интерес понять саму структуру головы и подсознательно хотите понять его объем. Профессиональный взгляд заинтересованного рисовальщика, ищущего не красоту в картинке, а "устройство" этой красоты. Заинтересованный, оценивающий взгляд- это именно то, что нам нужно.
    А теперь все то, что мы изучили выше, попытаемся перенести на живую голову. Все конструктивные точки, все важные линии и оси спроецируем на натуральный живой объем головы. Смотрите:

    21.

    22.

    23.

    Это весь материал, который мы с вами изучали выше. Все то, что мы делали с болванками спроецировано на живую голову.
    Как видите, здесь так- же точно присутствуют все конструктивные точки, все линии и оси. К этому мы еще можем видеть- как образуется, находится высота уха и конструктивная точка- угол нижней челюсти.

    А теперь все тоже, что вам сейчас было показано, проработайте со своей натурой. Найдите все то, что найдено здесь мной.
    Названия осей и конструктивных точек не пишу, к этому этапу вы должны были уже запомнить как что и где называется еще работая с болванками. Забыли- возвращаетесь и изучаете еще раз.
    И сейчас, вклинясь в процесс, я вам расскажу еще кое- что о пропорциях. Есть две вещи. 1) идеальные пропорции человеческой головы, их еще можно назвать "греческие", так как греки создавали каноны красоты, которые как раз и основывались на точности и правильности. 2) а есть те пропорции, которые присутствуют абсолютно у каждого человека именно в конструкции его головы и они могут несколько отличаться от идеальных. И именно расхождения между ними, между каждым человеком и помогают иметь свою индивидуальность. Это когда вы делаете рисунок, безошибочно находите пропорциональные соотношения частей головы данного человека и достигаете похожести- значит, уловили правильно пропорции. Посмотрите на следующий рисунок, здесь показаны основные, большие пропорции:

    22.

    Если соединить расположенные так сказать- напротив друг к другу конструктивные точки или точки наиболее значимых частей лица (нос, рот или подбородок), то все они будут проходить через ушное отверстие. А вот эти радиусы, если так можно выразиться, или просто- величины от ушного отверстия до конкретно взятой точки, как раз и могут помочь нам в успешном поиске пропорциональных соотношений частей головы.
    Эта столь существенная деталь ни в одной книге мне, к огромному сожалению, не встречалась. На уроках рисунка на этом акцентируют внимание учителя. Скорее всего, этот момент относится непосредственно к практическим навыкам, которые улавливаются, нарабатываются в процессе работы. И нам он очень важен.
    Естественно, такой принцип поиска основных пропорций можно применять и в трехчетвертном повороте, и в вид- спереди, то- есть в фас или когда голова имеет ракурс, с той только разницей, что в профиль эти "длины" или линии видны визуально практически ровными, а в других случаях, они будут "ложиться" по форме, "заворачиваться" в пространстве по объему головы. Поиск их всего лишь дело опыта, а опыт- есть практика. Но вы об этом уже предупреждены, осталось дело за малым.

    И сейчас закрепим пройденный материал. Давайте порисуем голову, просто учтем то, что прошли.

    23.

    Работаем по шагам:
    1.Компонуем место головы с плечами в плоскости листа. У меня голове человека немного тесновато в листе- что- бы лучше было видно. Вообще можно делать ее поменьше. Но принцип такой: перед лицевой частью головы отступ от края планшета больше, чем от затылка до края планшета. Сверху отступ меньше, чем снизу. Плечи могут быть видны полностью, но сейчас не обязательно. Итак, вы закомпоновали композицию в листе по общей ширине и высоте (используем поиск этих величин с помощью условных трех точек).

    2. Находим место объему головы, шеи и плечам по отдельности основными массами.

    3. Рисуем болванку головы, учитывая пропорциональные особенности натуры. Не забываем о шее: объем головы крепится на объем, цилиндр шеи- она не плоская. А шея крепится на плечах, как на постаменте. Плечевой пояс- тоже объемная форма, сейчас достаточно просто уловить основные пропорциональные соотношения его и наметить объем плечей.

    А) Намечаем ось, разделяющую голову на две равные половины- левую и правую. Образуются точки- высокая точка и точка подбородка.

    Б) Намечаем линию трехчетвертного поворота. Она идет через скуловую точку, следовательно, будет предварительно найдена и последняя.

    В) Находим линию надбровных дуг. Ее можно намечать по линии бровей, проведя ее дальше. Но сюда добавим еще один момент- точку, где скуловой отростк лобной кости переходит в лобный отросток скуловой кости. Эту точку заметить не сложно, это место излома, где надбровные дуги меняют свое направление (смотрите по бровям). Названия из раздела пластанатомии, углубляться не будем, просто назовем ее- точка излома надбровных дуг.

    Г) Находим линию, которая располагается под пирамидой носа и проводим ее так- же, как и в случае с линией надбровных дуг. Проверяйте себя постоянно глазомером и не смотрите "влоб" натуре. Во время нахождения пропорций старайтесь сидеть в одном положении, не меняя угол зрения.

    Д) Находим височную точку. Ее на натуре очень хорошо видно. На одной линии располагается височная точки, высокая и ушное отверстие. Линия ложится по форме, по объему головы. В моем случае эта линия совпадает с "краем" головы, "заворачивается" в пространстве.

    Ж) Намечаем уши и нос. Уши- высота уха найдена, особенности формы получаем с натуры. Теперь нос: обобщенная форма- пирамида. Намечаем ее схематически общим объемом, который нос занимает. У моей натуры нос довольно массивный, очень хорошо развита его нижняя часть- будет видна нижняя плоскость пирамиды, намечаю ее.

    Теперь следующее и очень важное: ни одна форма на голове человека не "живет" сама по себе. Присутствует постоянное перетекание, вхождение, сопрекасание, переход из одной формы в другую. Вот так происходят дела и с нашим носом. Он соединяется с надбровными буграми образуя еще одну плоскость, которая находится между бровей и хорошо видна.

    З) Находим скуловые точки окончательно. Замечу, точки скуловых отростков лобной кости и точки скул дадут нам характерную условную плоскость. У каждого человека она разная. Ловите пропорции. А от этих- же точек можно наметить еще одну условную плоскость, проведя линии от этих точек к середине уха.

    К) Находим место для рта. Проведя линию рта по форме определяем угол нижней челюсти.

    Л) Находим место для глаз. Пока линию, на которой располагаются глаза. Линия примерно идет по уголкам глаз. В идеале если провести линию от края пирамиды носа вверх, то она сопрекасается с внутренним уголком глаза. В живой форме не всегда так получается, можно проверить себя следующим образом: между глаз должно хватать места еще для одного глаза.

    М) Не забываем о лобных буграх. От тех самых конструктивных точек, которые были найдены при построении пирамиды носа- надбровных бугров, ведем линии к самым выпуклым точкам на лбу человека, которые также располагаются симметрично относительно центральной оси. Так мы "завязываем" лобные бугры в общую форму головы и не даем им свободно "болтаться" в пространстве листа. А от них можно уже провесли линии к высокой и височным точкам- таким образом образуются еще одни плоскости.

    И естественно, всю эту работу мы поддерживаем нашими знаниями линейной перспективы. Посмотрите как я делаю. Если все условно горизонтальные линии провести дальше, то где- нибудь в точке схода на линии горизонта они сойдутся. Объем головы не имеет больших величин- ширины и глубины, так что совсем немного вводим перспективу, что- бы она только чувствовалась. Ведь голова у нас все- же форма объемная и находится в пространстве.

    Все, на начальном этапе дальше вести работу не нужно. Усвойте этот материал, запомните, проработайте, нужно что- бы вы чувствовали себя уверенно с этой порцией знаний, прежде чем переходить к следующему материалу. Следующий материал вас подождет здесь- рисуем голову человека простым карандашом часть вторая.

    И, на- последок, разрешите дать маленький совет лично- лично от себя: иногда крепкий здоровый сон может помочь усвоить информацию и "переварить" ее намного лучше и быстрее, чем бессонные часы трудоемкой работы с воспалившимися от усталости глазами и затертым до дыр планшетом. Работа очень важна, но и отдыхать не забывайте. Именно во сне ваш мозг предназначен сам себе и именно в это время он и "расставляет все аккуратно по полочкам", чем вы его за день нагрузили. Другого времени- пока вы спите, у него для приведения себя в порядок- нет.

    Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

    Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

    Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

    Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

    Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

    То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

    Второй момент - это осевая линия.

    Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

    Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

    Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

    Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

    Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

    Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

    Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

    Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

    Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

    Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

    Методология поэтапного рисования...


    Конструктивный анализ формы предметов быта.


    Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



    Натюрморт из геометрических тел.


    Предметный натюрморт на этапе придания формы.



    Законченный предметный натюрморт.



    Простой столовый натюрморт.


    Рисунок сложного предмета.


    Рисунок гипсовой палетки.



    Рисунок капители колонны Ионического ордера.


    Рисунок драпировки.


    Перспективный рисунок интерьера.


    Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


    Рисунок обрубовки человеческой головы.


    Рисунок экорше человеческой головы.


    Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


    Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


    Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


    Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



    Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



    Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


    Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.



    
    Top