Поведение полковника произведении после бала. Полковник на балу и после бала

В основе сюжетной линии рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит история из жизни, случившаяся с очевидцем событий. Образ и характеристика Полковника на балу и после бала раскроет двуличность главного персонажа, обнажив его истинную сущность. Характеристика полковника Б происходит через призму восприятия его Иваном Васильевичем. Он акцентирует внимание на том, как разительно отличается внешний вид и поступки полковника на балу и после него.

Полковник Б – Петр Владиславович Б. Центральный персонаж рассказа. Отец Вареньки.

Семья

Его семья жена и дочь Варенька. Проживали они в провинциальном городе, в добротном доме. В дочери полковник души не чаял. Все деньги уходили на нее. Балы, дорогая одежда требовали немалых денежных вложений. Отказывая себе во всем, он старался, чтобы дочь ни в чем не нуждалась. Примерный отец и семьянин. Он казался образцом для подражания, вызывая невольную зависть.

Внешность

Высокий, статный мужчина в возрасте. Румяное лицо с подвитыми усами. Аккуратные бакенбарды. На лице всегда блуждала ласковая улыбка. Взгляд блестящих глаз открыт. Походка твердая, уверенная. Он располагал к себе, вызывая невольное уважение и почитание.

Одежда

Петр Владиславович всегда носил форму. Увидеть его в штатском большая редкость. Мундир полковника безупречен. Сапоги хороши, но давно вышли из моды. Сбитые, без каблуков. С острыми, четвероугольными носками. На руках черные замшевые перчатки.

На балу

На очередном балу, куда полковник привез дочь, он, как всегда, был галантен и учтив. Было видно, какие у них с дочерью доверительные отношения. Он казался искренним, всем поведением и видом показывая любовь к Вареньке. Когда они кружили по залу, с них не сводили глаз. За этой парой приятно было наблюдать.

Полковник любил танцевать. Несмотря на преклонный возраст, старался не пропускать подобных мероприятий. Иван Васильевич, рассказчик, при первой встрече с бравым военным, был очарован им, как и другие. Все изменилось, когда ему пришлось увидеть полковника во время службы. Произошла эта встреча уже после бала.

После бала

Праздник закончился. Гости разошлись. После бала сон не шел. Эмоции переполняли Ивана Васильевича. Он направился к дому Вареньки и невольно стал свидетелем неприглядного зрелища, где главная роль была отведена полковнику. На этот раз, уже без парадного мундира, он выполнял свои непосредственные обязанности.

Перемены были разительны. Он изменился не только внешне, но и внутренне. В нем не осталось ничего человеческого. Наказанию подвергся солдат, пытавшийся совершить побег. Полковник оставался глух и нем к его мольбам о пощаде. Ему казалось, что он недостаточно наказан. Его гнев обратился на подчиненных. Он орал на них, унижал, заставляя причинить еще большую боль провинившемуся солдату.

Увидев Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что не узнал его. Отвернулся и продолжил свое грязное дело. Трудно представить, что еще недавно он нежно щебетал с дочерью, был галантен с дамами, шутил и смеялся, радуясь жизни. Сняв маску с лица, он принял истинный облик, который тщательно скрывал.

Кто виноват в случившемся

Что за человек на самом деле полковник? Садист или жертва сложившихся обстоятельств? Петр Владиславович не считал себя виноватым. Он выполнял свою работу. В то время палочная дисциплина для армии была нормой. Так было принято. Характер этого человека формировало общество, окружавшее его. Жестокий век с его нравами калечил души людей, превращая их в моральных инвалидов.

Петр Владиславич – персонаж рассказа Л. Н. Толстого «После бала», пожилой полковник, отец Вареньки Б. Это был красивый, статный и свежий старик с румяным лицом, белыми бакенбардами и подвитыми усами. С его лица не сходила ласковая улыбка, такая же, как у Вареньки. На балу он так грациозно танцевал мазурку с дочерью, что все присутствующие любовались. То, что произошло после бала, никак не вязалось с его образом любящего отца и воспитанного кавалера.

Рассказчик под утро застал совершенно иную картину. У дома Вареньки вели бедного татарина, которого били палками солдаты, а рядом шествовал сам Петр Владиславич и следил, чтобы исправно били. Если солдат промахивался, тогда он бил того по лицу. Это был человек, который мог держать рукой в замшевой перчатке талию любимой дочери и потом этой же перчаткой бить солдат по лицу. Для рассказчика, который успел на балу проникнуться уважением к седому вояке, такое раздвоение было полной неожиданностью. Ни до, ни после этого случая, он не мог понять, правильно ли это, улыбаться ангельской улыбкой в одном кругу, и жестоко бить людей – в другом.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Иван Васильевич, главный герой рассказа "После бала" Л.Н.Толстого, предстает перед нами в роли рассказчика, который уже имеет большой опыт на своем веку.

Он переносит нас в прошлое, во времена, когда он был беззаботным студентом, покоренным любовью. Его сердце захватила Варенька Б..., молодая девушка с грациозными и величественными повадками.

Дело было на балу у губернского предводителя. "Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского" - так описывал автор. Там он танцевал до упаду и, конечно, больше всего с Варенькой.

Тут Иван Васильевич впервые встречает отца своей возлюбленной. Это был статный и величественный мужчина, уважаемый среди высшего общества. Стоит сразу отметить, что его внешний вид говорит о служении и подчинении Николаю I: "Лицо румяное, с белыми, как у Николая I, подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками".

Рассказчика особенно умилил и восхитил танец отца и дочери, который выдавал всю грациозность этой семьи.

От глаз студента не укрылось, что полковник не баловал себя новыми модными сапогами, очевидно, тратя большую часть денег на дочь. У молодого человека сложилось исключительно положительное мнение об отце своей возлюбленной, но вскоре оно изменится.

Бал подошел к концу, окрыленный от него студент пошел домой и, само собой, не смог заснуть, мучая себя мыслями лишь об одной персоне. И он решил пойти на улицу к ее дому.

И увиденное там его поразило. Сперва его настигла "жесткая, нехорошая музыка", из-за тумана он стал различать темные фигуры и сразу догадался, что это, должно быть, солдаты. Первая мысль, посетившая его, была: "Верно, ученье". Но узнав от проходившего мимо кузнеца, что сейчас собираются гонять татарина за попытку побега, пошел поближе со всем своим бескрайним любопытством.

Увидев, что все это возглавляет отец Вареньки, он был шокирован и разочарован. Происходившее зрелище было непонятно ему. И жалобное "Братцы, помилосердуйте" оставило темный след на сердце, все нутро говорило, что это неправильно. Но полковник оставался равнодушен или пытался таковым быть, он "шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивая в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу". Но вся грозность была им показана, когда он начал кричать и бить одного солдата, который недостаточно сильно ударил татарина. И, когда полковник увидел Ивана Васильевича, сделал вид, что не знает его, что говорит о том, что для него важнее выполнение приказа, а не человечность.

Перед главным героем предстало две сущности одного и того же человека, что заставило его задуматься о реальности происходящего, а не только о праздности и радости.

Этот случай хорошо показывает нам, что люди меняются в различных ситуациях. И не стоит судить о человеке, встретив его впервые, ведь позже вы можете быть удивлены.

>Сочинения по произведению После бала

Полковник на балу и после бала

Историю, легшую в основу рассказа «После бала», Л. Н. Толстой услышал от своего брата. Она его так впечатлила, что он захотел непременно написать об этом рассказ. В студенческие годы старший брат писателя, Сергей Николаевич, был влюблен в дочь одного военного начальника. Когда он узнал о жестоком обращении ее отца с беглыми солдатами, его чувства вмиг улетучились. Более того, он передумал идти в армию. Так одно событие кардинально изменило судьбу юноши.

Основная проблема, затрагиваемая в рассказе – это человеческая двуличность, с которой герой ранее не сталкивался. Повествование ведется от первого лица. Несмотря на то, что события произошли на самом деле, имена героев вымышленные. Так, главный герой Иван Васильевич , рассказывает о том, что с ним произошло в юности. Он был тогда сильно влюблен в Вареньку Б. , дочь местного полковника . Однажды на балу он сумел завоевать ее внимание на весь день, и оттого был бесконечно счастлив. Там же он познакомился с отцом девушки, который показался ему достойным человеком.

Полковник Петр Владиславич показал себя на балу не только как заботливый отец, но и как галантный человек. Он был вежлив и учтив, грациозно танцевал круг мазурки с дочерью, ласково и мило всем улыбался. Рассказчик невольно проникся симпатией к этому не по годам веселому человеку и был счастлив познакомиться с ним. Вернулся Иван Васильевич под утро и никак не мог заснуть. Тогда он принял решение немного пройтись по городу. Ноги его сами привели к дому Вареньки, а там его ждала необычайная картина.

Солдаты в черном подгоняли и избивали беглого татарина под руководством Варенькиного отца. А он спокойно шествовал рядом и контролировал, чтобы не промазали. Те, кто плохо били, сами получали по лицу от полковника. Увиденное настолько потрясло Ивана Васильевича, что его чувства к Вареньке быстро остыли. Для себя он решил никогда не идти на службу. Так событие одного утра навсегда изменило жизнь молодого студента.

Ивана Васильевича тревожило одно обстоятельство, как человек мог быть таким двуличным. Он даже не до конца понимал хорошо это, или плохо. Ведь на балу полковник чуть ли не рассыпался в любезностях и старался казаться таким добросердечным. А после бала рассказчик увидел его настоящую сущность, что его сильно разочаровало. Поэтому, когда его собеседники рассуждали о том, что может изменить жизнь человека, он уверенно отвечал – случай.




Top