Поведение рыцаря санчо пансы и дульсинеи. Читаем «дон кихота» - зарубежная литература - открытый урок - рефераты - тинейджеры

Владимир БАХМУТСКИЙ
Экранизация «Дон Кихота»
(о фильме Г.Козинцева «Дон Кихот»)

В задачу статьи не входит всесторонний анализ фильма. Ее смысл в другом - попытаться определить те художественные принципы, которые легли в основу экранизации «Дон Кихота».

Роман Сервантеса - произведение очень сложное. Задуманный как пародия на рыцарский роман, он превратился в лебединую песню европейского гуманизма, а сам Дон Кихот из смешного и безумного идальго, начитавшегося рыцарских романов, - в одного из самых высоких и благородных героев мировой литературы. Именно в этом смысле следует понимать известные слова Гейне о том, что «перо гения всегда больше самого гения»1. Всю глубину открытой им жизненной ситуации Сервантес очевидно постигал не сразу, лишь по мере работы над романом проникаясь все большей и большей любовью к своему смешному и безумному герою.

По-настоящему смысл «Дон Кихота» выявляется только во втором томе романа, написанном Сервантесом в полемике с автором продолжения «Дон Кихота» Авильянедой, который увидел одну комическую сторону бессмертных образов романа и оказался неспособным проникнуть в их истинное содержание, заключенное уже в первом томе книги. Во втором томе, где мысль Сервантеса впервые выступает достаточно ясно и четко и где ситуация, изображенная в романе, в значительной степени уже осознана самим писателем, чисто комические, не осложненные трагизмом эпизоды почти не встречаются, и безумие героя теперь уже совсем неотделимо от его мудрости и благородства. Глубокой печалью веет от последних страниц книги, когда, потерпев поражение в битве с Рыцарем Белой Луны, Дон Кихот возвращается домой, понимает, как безумны были все прежние его мечтания, превращается в доброго помещика Алонзо Кихано и умирает «от тоски и печали». Внутренний трагический смысл всего романа по-настоящему становится ясным только теперь. Но интересно, что и последующие эпохи не сразу постигли его. Для Вольтера и Фильдинга «Дон Кихот» - лишь пародийная комическая эпопея, и только в XIX веке немецкие романтики, а за ними Гейне, Тургенев и многие другие увидели в нем не столько смешную, сколько глубоко печальную книгу и всячески возвеличивали фигуру Рыцаря Печального Образа.

Такая эволюция восприятия романа Сервантеса объясняется тем, что его пародийная сторона со временем утратила свое живое звучание, критика рыцарской романтики перестала быть актуальной в век господства буржуазной прозы и трезвого расчета, и трагическая сторона романа выступила на первый план. Такое понимание образа Дон Кихота лежит и в основе фильма Г.Козинцева, созданного по сценарию Евг. Шварца.

Видя идею романа в «гибели гуманистической мечты, разрушающейся перед первым натиском силы», авторы фильма не могли воспринимать образ Дон Кихота как смешной. Они должны были всячески подчеркнуть трагическую сторону романа, ибо только на этом пути можно приблизить Дон Кихота к современному зрителю, показав все величие и благородство Рыцаря Печального Образа. Г.М.Козинцев говорил актерам, что Дон Кихот смешон прежде всего потому, «что он слишком честен и слишком свят для своей среды и своего времени... - Вспомните, что писал Шаляпин: “...О, Дон Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу и как я его люблю. Он чистотой и святой простотой прошиб до слез”. - Вот и задача для вас»2.
По мысли Козинцева, кинематограф не в состоянии передать сочетание трагического и буффонады, насмешки над героем и восхищения им (восхищения в самом смехе), которое составляет замечательную черту романа Сервантеса. Не чувствуя себя в силах выразить на экране горький юмор Сервантеса, готового каждый раз возвеличить и одновременно унизить своего героя, авторы фильма предпочли воспроизвести лишь трагическую сторону романа3.
Комичными являются в фильме многие ситуации, в которые попадает Дон Кихот, но не сам герой, не его характер, не его высокое служение людям. Благородная фигура Рыцаря Печального Образа придает самым комическим эпизодам иное - патетическое или горько трагическое звучание.

Возьмем, например, сцену, в которой Дон Кихот принимает постоялый двор за зачарованный замок, девиц зазорного ремесла - за знатных дам и грубую Мариторнес - за графиню. И все же в этой сцене герой кажется нам не смешным, но все время - возвышенным и трагичным. Эпизод с Мариторнес в этом отношении особенно показателен. Высокопарность слов и выражений, с которыми обращается Дон Кихот к Мариторнес, разумеется, сама по себе смешна, но в фильме она выглядит возвышенной и серьезной; несмотря на нестерпимую боль, Дон Кихот вежлив и предупредителен к женщине, он благодарен ей за то человеческое тепло и участие, которое она проявляет к нему: «После злобы и неблагодарности - ласка и мир». Мариторнес - единственная среди всех этих людей, потерявших человеческий облик, способна смутно ощутить благородство Дон Кихота, она заступается за него и готова ему помочь. Образ Мариторнес в фильме дан в двойном освещении. Ее реальный облик контрастирует с идеализированными представлениями о ней Дон Кихота (Мариторнес не знатная дама, не графиня), но она и не то, что видят в ней обитатели постоялого двора (возвышенным речам Дон Кихота резко контрастирует грубый окрик любовника Мариторнес: «потаскуха»), и, кто знает, может быть, один Дон Кихот постиг ее истинную душу, прекрасную в своей основе и только униженную теми социальными условиями, в которые поставила ее жизнь.

И уже всякого комизма лишена сцена, где Дон Кихот поражает меха с вином, которые кажутся ему похожими на дурацкие смеющиеся толстогубые головы великанов. Они символизируют и для Дон Кихота, и для зрителя облик улюлюкающей толпы - страшный мир, окружающий героя.

Такова же сцена, в которой Дон Кихот встречает монахов, сопровождающих карету, принимает их за волшебников и вступает с ними в бой. Конечно, все это только еще одна фантазия безумного рыцаря; сражение со слугой, защищающимся подушкой, которую Дон Кихот протыкает своей шпагой (и весь оказывается в перьях), имеет, естественно, комический характер; и все же этот комизм не разрушает ощущения силы, доблести и храбрости Дон Кихота. Он рыцарски защищает даму и один поражает и монахов, и слуг, дюжих парней, вступивших с ним в поединок. Даже требование отправиться к Дульсинее Тобосской, которое имеет откровенно пародийный характер, заключает и свою прекрасную, возвышенную сторону - безупречную верность Дон Кихота своей даме, верность, которую не удается поколебать Альтисидоре (актриса Т.Агамирова), хотя она свободна, красива и предлагает Дон Кихоту любовь свою.

Благородство Дон Кихота выглядит смешным не в глазах авторов фильма, а лишь в глазах озверевшей толпы постоялого двора и светской черни герцогского замка. Яснее всего это выражает сам герцог, когда говорит Дон Кихоту: «Вы убедительно доказали, что добродетельные поступки смешны, верность забавна и любовь - выдумка разгоряченного воображения». Но весь фильм - полемика с этой философией герцога, он проникнут верой в добрые начала жизни.

Дон Кихот в фильме, как и в романе, - борец за справедливость, защитник угнетенных и слабых. Но, пожалуй, не эта тема является в фильме центральной. Она звучит в эпизодах с пастушонком, с каторжниками, - эпизодах, имеющих важное значение, но никак не исчерпывающих всего содержания фильма.

Центральная тема фильма - вера в человека, в его возможности. Это, быть может, и самая важная сторона романа Сервантеса. Но в решении этой центральной темы фильм и близок роману, и одновременно отличен от него.

Магистральная тема всей литературы европейского Возрождения (вера в безграничные возможности человеческой личности) выступает у Сервантеса уже в комическом освещении - как выражение безумного игнорирования Дон Кихотом объективных условий жизни. Представление о человеке как о творце своей судьбы, «сыне своих дел», - основной тезис гуманистической этики - приобретает в романе гротескный характер. Оно приводит Дон Кихота к переоценке своих возможностей, что находит свое выражение в комическом несоответствии между тем, чем является Дон Кихот в его собственных глазах (сильным и могучим рыцарем), и тем, чем он является в действительности (слабым и тощим, уже немолодым испанским идальго). В то же время характерно, что это представление не является некоей манией величия у Дон Кихота: ведь оно распространяется им на возможности всякого человека. Неграмотный крестьянин Санчо Панса может, в его глазах, управлять островом не хуже иного графа, а крестьянка Альдонса - «положить достойнейшее начало знатнейшим поколениям в грядущих столетиях».

Таким образом, само несоответствие между представлениями Дон Кихота и реальной действительностью имеет и в романе не только комический характер. С одной стороны, между Дульсинеей Тобосской - идеальной рыцарской дамой и крестьянской девушкой, простой скотницей, грязной и неопрятной Альдонсой - целая пропасть (отсюда рождается смех Сервантеса), с другой же - то обстоятельство, что Альдонса оказалась в некотором роде образцовой дамой, ради которой Дон Кихот готов умереть («вонзай свое копье, рыцарь, Дульсинея Тобосская самая прекрасная женщина в мире», - восклицает поверженный Самсоном Карраско Дон Кихот), говорит о том, что простая крестьянка может и в самом деле сыграть роль прекрасной дамы не хуже любой сеньоры. И неизвестно еще, кто более прав в оценке человека - безумный Дон Кихот или мещанский здравый смысл с его трезво практическим подходом к жизни.

Да и сам Дон Кихот демонстрирует каждым своим подвигом не только несоответствие идеала и жизни, но и, в известном смысле, реальность этого идеала. В некоторых отношениях Дон Кихот действительно «самый доблестный из всех рыцарей, какие когда-либо опоясывались мечом». Правда, он часто терпит поражение, попадает в комические ситуации, но, по его собственному признанию, обладает неуязвимостью совсем особого рода, не физической, а духовной, и никакое поражение не может поколебать его решимость защищать страдающих, служить людям. Все его подвиги свидетельствуют не только о благородстве его идеалов, но и о замечательной личной храбрости, и в самом деле достойной доблестных героев рыцарских романов, и, хотя он тощий и старый, а копье его - всего лишь длинная палка, он часто наносит своим врагам удары весьма внушительные и, как правило, терпит поражение, только столкнувшись с многочисленным противником.

Так же сложна в романе и трактовка увлечения Дон Кихота рыцарскими романами и его стремления подражать их героям. В самом увлечении рыцарскими романами здесь не усматривается ничего особенно удивительного: рыцарские романы читают и другие персонажи книги. Безумие Дон Кихота заключается в том, что он верит в реальность идеальных героев и подражает им, в то время как другие любители рыцарской литературы уже видят в них лишь вымысел, романтику, не имеющую опоры в действительности. Таков, например, хозяин постоялого двора. Сосчитав дневную выручку, он любит послушать о подвигах героев рыцарских романов, но при этом ясно отдает себе отчет в том, что все эти славные подвиги - только сказка, и что времена теперь уже не те. Дон Кихот видит в героях рыцарских романов некое высшее проявление жизни. Он стремится сравниться с ними и даже превзойти их. Эта вера в реальность идеального образа - характерная черта эстетики Ренессанса, но Сервантес уже остро ощущает прозаичность нового общественного уклада, и контраст поэзии и прозы становится важной темой его книги (с этим связана и полемика с романтикой рыцарской литературы).

Своеобразие юмора Сервантеса заключается в том, что утверждение и отрицание у него неотделимы друг от друга. В споре Дон Кихота с окружающим его миром Сервантес как бы утверждает правоту одной стороны только для того, чтобы тут же ее опровергнуть. Ренессансная этика «доблести», ренессансная вера в величие и возможности человека выступали уже в эпоху Сервантеса как утопия. «Дон Кихот» стоит на пороге литературы барокко, развивавшейся под знаком кризиса идеалов минувшей эпохи, ощущения призрачности всех прежних ценностей, открытия звериного облика, волчьих законов нового общества. Поэтому гуманистическая вера в возможности человека сочетается у Сервантеса с глубоким скепсисом, выступает не только как великая мудрость Рыцаря Печального Образа, но и как самое смешное безумие его. Комическое в романе имеет свою трагическую изнанку - трагично именно то, что является непосредственным объектом смеха: переход мудрости в безумие и безумия в мудрость.

В конце романа, казалось бы, проза одерживает победу над поэзией. Дон Кихот прозревает, постигает безумие своей мечты и умирает в горьком сознании того, что все, во что он верил, к чему стремился, ради чего жил, оказалось лишь плодом его больного воображения.

Однако победа прозы в романе не абсолютна. Подобно героям Шекспира, Дон Кихот не примиряется с торжеством этой прозы, хотя и осознает неизбежность ее победы. Признание собственного неразумия еще не означает для героя признания разумности мира. Вот почему смерть «от тоски и печали» оказывается закономерным, единственно возможным для него исходом.

В самой художественной ткани романа поэзия тоже в конечном итоге торжествует над прозой. Дон Кихот возвышается над остальными персонажами. В романе 669 действующих лиц, но они не запоминаются читателю, большинству из них недостает яркости, даны они не изнутри, а извне и играют в романе лишь роль фона. Только Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса приковывают наше внимание на протяжении всей книги. По меткому замечанию исследователя творчества Сервантеса Л.Пинского, герои фона «часто играют не большую роль, чем стадо баранов или ветряные мельницы, с которыми воюет Дон Кихот»4.

И все же в романе Сервантеса акцент падает на неизбежность поражения Дон Кихота, на утопичность его веры.

Это прежде всего относится к Дон Кихоту.

Поскольку подвиги рыцаря никому пользы не приносят, превращаются в некую самоцель, в простое молодечество, даже истинное проявление храбрости и доблести Дон Кихота выглядит в романе смешным. У Козинцева эта сторона книги получила иное, новое звучание. «Есть такие нечестивцы, - восклицает в фильме Дон Кихот, - что утверждают, будто бедствуют люди по собственному неразумию и злобе, и никаких злых волшебников нет на свете. А я верю, верю, что виноваты в наших горестях и бедах драконы, злые волшебники, неслыханные злодеи, которых надо обнаружить и покарать»5. Другими словами, Дон Кихот убежден, что зло - не в природе человека, а в каких-то вне человека лежащих силах, Дон Кихоту не известных, таинственных, а потому принимающих облик злых великанов и волшебников. Недаром борьба Дон Кихота с волшебником Фрестоном становится одним из лейтмотивов фильма.

«Это самый трудный рыцарский подвиг, - восклицает Дон Кихот, - увидеть человеческие лица под масками, что напялил на вас Фрестон. Но я увижу, увижу!»

По справедливому замечанию Козинцева здесь получила выражение центральная тема творчества Евг. Шварца, с особой силой прозвучавшая в «Драконе» - пьесе, направленной «против самого основания фашизма, коверканья человеческих душ»6, где рыцарь Ланселот, подобно Рыцарю Печального Образа, продолжает несмотря ни на что веровать в живую душу человека.

В отличие от героя Сервантеса, наивно верящего в самого себя и в мир вокруг, Дон Кихот Шварца трагически надломлен, во многом осознает свое бессилие, понимает собственное безумие, сознательно действует без надежды на успех, действует, чтобы «пробудить огонь, дремлющий под пеплом», чтобы все увидели, что есть на земле доблесть и благородство. В этих условиях даже подвиг ради самого подвига не лишен внутреннего смысла. Всем своим поведением Дон Кихот демонстрирует, чего стоит человек, на что он способен. Демонстрация возможностей для Дон Кихота - такая же борьба за утверждение гуманистических идеалов, как и помощь страдающим и обездоленным.

Различие между романом и фильмом особенно ярко выступает в кадрах со львом. Здесь наглядно проявляется безмерная храбрость Рыцаря Печального Образа. Он стоит перед открытой клеткой и с нетерпением ждет, когда лев выпрыгнет из повозки, чтобы вступить с ним в рукопашный бой. Однако героизм Дон Кихота в романе сведен на нет презрительно равнодушным поведением благородного зверя, который, не обращая внимания на ребяческий задор Дон Кихота, «повернулся, показал нашему рыцарю свои задние части, а затем спокойно и невозмутимо растянулся в клетке».

210
Кихот? Перескажите гл. XXII. Как стремление Дон Кихота защищать обездоленных и угнетённых было развенчано в эпизоде с каторжниками работа Составление плана характеристики Дон Ки- хота (см. образец в уроке 20). Устная характеристика героя.
И того вы е вопросы Вопрос 2 из раздела учебника Читаем самостоятельно Какую нравственную оценку можно дать главным героям романа Домашнее задание

Подготовить сообщение на основе задания 3 из раздела учебника Читаем самостоятельно. Перечитать главы X, XVII (ч. II). Прочитать фрагменты из романа и выполнить задания практикума Читаем, думаем, спорим. Письменно ответить на вопрос Почему образ Дон Кихота вызывает не только смех?».
УРОК ДОНКИХОТ ПАРОДИЯ НА РЫЦАРСКИЕ РОМАНЫ
Основное содержание урока Образ Дульсинеи Тобосской. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе.
Основные виды деятельности. Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие пародия. Обсуждение иллюстраций Г. Доре к роману
Сервантеса.
Образ Дульсинеи Тобосской
Составление киносценария эпизода встречи Дон Кихо- та с дамой его сердца (ч. II, гл. X со слов Итак, увидев крестьянок, Санчо быстрым шагом направился к господину своему Дон Кихоту...» до конца главы. Прокомментируйте поведение рыцаря, Санчо Пансы и Дульсинеи в этом эпизоде. Как в нём проявляется здравый смысли крестьянская сметка оруженосца Каковы способы создания комического эффекта?
Название
киноэпизода
Границы
кино-
эпизода
Место
действия
Смена
пла-
нов
Звуки за ка-
дром
Группа 1 . Дон Кихот видит трёх поселянок на ослицах
Группа 2. Дон Кихот и
Санчо Панса на коленях

211
Название
киноэпизода
Границы
кино-
эпизода
Место
действия
Смена
пла-
нов
Звуки за ка-
дром
Группа 3. Ослица сбросила Дульсинею с седла
Группа 4. Дульсинея забирается на ослицу
Группа 5. Диалог Дон
Кихота и Санчо Пансы о волшебниках, заколдовавших Дульсинею
Анализ эпизода Происшествие со львами. Прочитайте по ролям диалог Дон Кихота, Санчо Пансы и возницы (ч. II, гл. XVII).
2. Как создаётся в эпизоде комический эффект. Охарактеризуйте Дон Кихота в этом эпизоде. Что, по-вашему, общего у Дон Кихота и Санчо Пансы?
Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе
Комментирование понятия пародия :
Пародия
(от греч. parodia - противопеснь
) - юмористическое или сатирическое подражание литературному произведению с целью его вышучивания, осмеяния. Цель пародии - передразнивание оригинала с целью приземлить его, высмеять. (С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов (см http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1
&wrd=ПАРОДИЯ&bukv=П).)
Почему Сервантес решил написать пародию (чтобы внушить людям отвращение к вымышленными нелепым историям , описываемым в рыцарских романах Какие рыцарские романы Сервантес считал удачными («Амадис Галльский, «Пальмерин Английский, Дон Бельянис Греческий,
«Тирант Белый. Они названы в числе книг, которые священники цирюльник решили не предавать огню, когда приговорили к сожжению библиотеку спятившего рыцаря.)
Практическая работа Составление таблицы Черты пародии в романе Дон Кихот“» (см. ссылку Черта рыцарского
романа
Её пародирование в романе
«Дон Кихот»
«Громкое» название
Хитроумный идальго Дон Кихот Ла- манчский
Герой - знатный красавец рыцарь, совершающий подвиги
Захудалый идальго, его имущество фамильное копь, древний щит, тощая кляча и борзая собака»;
Продолжение

измене идеалу, долгу, любви к Дульцинее и человечеству. Ф. М. До-
стоевский.
Викторина:
1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской?
(Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)
2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем (Из картона иже- лезных пластинок. Что обозначала кличка его лошади (Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше, что означает бывшая кляча. Какие профессии были у его главных приятелей (Священники цирюльник. Сколько было ветряных мельниц, которых Дон Кихот принял за великанов (Тридцать или сорок. Как звали жену Санчо Пансы? (Тереса Панса. )
7. Кто украл у Санчо Пансы его серого (Плут и вор Хинес де
Пасамонте.)
8. Как звали отца Дульсинеи Тобосской? (Лоренсо Корчуэло.)
9. Из чего Дон Кихот сделал чётки для чтения молитв в горах Си- ерра Морены (Он оторвал полосу от подола своей рубахи и сделал на ней 11 узелков, один из которых был крупнее остальных. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсили по- беждён.)
11. Каким способом можно было расколдовать Дульсинею Тобос- скую (Санчо Панса должен был нанести себе три тысячи триста ударов плетью. Как назывался остров, губернатором которого был Санчо Пан- са? (Баратария.)
13. Сколько дней он управлял островом (Десять дней. Какое условие в наследственном завещании поставил Дон Кихот для будущего мужа своей племянницы (Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)
Чтение и обсуждение стихотворения Д. Мережковского Дон
Кихот».
И того вы е вопросы Какие положительные черты характера Дон Кихота показаны в романе Только ли смех вызывают его похождения Отчего спасает героя уход в воображаемый мир Можно ли считать героя только безумным мечтателем В чём смысл образа Санчо Пансы? Как он понимает правду жизни Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос Почему образ Дон Кихота считают вечным образом мировой литературы, используя фрагмент книги Ю. А. Абрамова и В. Н. Дёмина «100 великих книг (см. практикум Читаем, думаем, спорим...»).
Индивидуальное задание Подобрать материалы о Шиллере, портреты писателя и иллюстрации к балладе Перчатка с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя

УРОК Ф. ШИЛЛЕР. ПЕРЧАТКА ПРОБЛЕМЫ БЛАГОРОДСТВА,
ДОСТОИНСТВА И ЧЕСТИ
Основное содержание урока Краткий рассказ описателе. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь. Баллада в актёрском исполнении. Переводы баллады. Понятие о рыцарской балладе.
Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника Иоганн Фридрих Шиллер» и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие баллада. Обсуждение иллюстраций к балладе.
Краткий рассказ описателе Рассказ учителя о И. Ф. Шиллере с включением сообщений учащихся и показом портретов и памятников писателю, мест в Германии, связанных сего именем (см. материалы Вики- педии).
Чтение статьи учебника Иоганн Фридрих Шиллер» и составление её плана.
Вопрос
Пункт плана
Какие убеждения сформировались у Шиллера в годы учёбы?
Годы учёбы: ненависть к деспотизму и любовь к свободе
Какие препятствия преодолевал
Шиллер вначале литературной деятельности Постановка пьесы Разбойники и побег из герцогства Вюртембергского. Годы скитаний
Против чего направлены ранние произведения Шиллера?
Протест против произвола и тирании Чем ознаменовался веймарский период в жизни и творчестве
Шиллера?
Самообразование и преподавание в университете
Какое творческое наследие оставил Шиллер?
Стихи, баллады и пьесы Под влиянием каких факторов в характере писателя сформировались свободолюбивые черты личности, бесстрашие и стремление к справедливости

Повествование о феодальных нравах
Рассказ учителя о феодальных нравах рыцарской чести, культе прекрасной дамы , подвигах во имя неё и т. п. Показ иллюстраций, изображающих рыцарей. Выявление особенностей их одежды, оружия, отношения к любви и нравственных норм. (См http://www.fujo.ru/mir- Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз.
Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь
Сообщение учителя о юном МЮ. Лермонтове, который пе- ревёл балладу Ф. Шиллера Перчатка влети опытном переводчике В. А. Жуковском. В 1831 году - он известный автор стихов и баллад, многие из которых имели немецкие первоисточники.
Чтение и обсуждение баллады Перчатка (перевод МЮ. Лермонтова В чём конфликт произведения Какими изображены король, рыцарь, красавица, звери Какие детали указывают на черты их характера и поведения В чём неожиданность финала?



«Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: «Вн.чт. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как...»

Конспект урока литературы в 6 классе.

Тема: «Вн.чт. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных

идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

Образ Санчо Пансы».

Цель: познакомить учащихся с творчеством Сервантеса Сааведра; прочитать и проанализировать

отдельные главы из романа «Дон Кихот».

План урока.

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Проверка дом. зад. (15 мин).

3. Изучение нового материала (20 мин.).

4. Подведение итогов (2 мин.).

5. Домашнее задание с комментированием к нему (2 мин.).

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка дом. зад.

Слушаем пересказ «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

3. Изучение нового материала.

I. Вступительное слово. Жизнь в Испании в бурном XVI веке.

Карл V провел жизнь в походах и почти не бывал в Испании. Войны с турками, нападавшими на испанскую державу с юга и на владения австрийских Габсбургов с юго-востока, войны с Францией изза преобладания в Европе и особенно в Италии, войны со своими собственными подданными - протестантскими князьями в Германии - занимали все его царствование. Грандиозный план создания мировой католической империи рухнул, несмотря на многочисленные военные и внешнеполитические успехи Карла. В 1555 г. Карл V отказался от престола и передал Испанию вместе с Нидерландами, колониями и итальянскими владениями своему сыну Филиппу II (1555-1598).



Филипп не был сколько-нибудь значительным человеком. Малообразованный, ограниченный, мелочный и жадный, крайне упорный в преследовании своих целей, новый король был глубоко убежден в непоколебимости своей власти и тех, принципов, на которых эта власть покоилась, - католицизма и абсолютизма. Угрюмый и молчаливый, этот канцелярист на троне всю свою жизнь провел взаперти в своих покоях. Ему казалось, что бумаг и предписаний достаточно для того, чтобы знать все и распоряжаться всем. Как паук в темном углу, он плел незримые нити своей политики. Но эти нити рвались от прикосновения свежего ветра бурного и беспокойного времени: его армии часто бывали биты, его флоты шли ко дну, и он с грустью признавал, что «еретический дух способствует торговле и процветанию». Это не помешало ему заявить: «Я предпочитаю вовсе не иметь подданных, чем иметь в качестве таковых еретиков».

В стране свирепствовала феодально-католическая реакция, высшая судебная власть по религиозным делам сосредоточилась в руках инквизиции.

Оставив старые резиденции испанских королей Толедо и Вальядолид, Филипп II устроил свою столицу в маленьком городке Мадриде, на пустынном и бесплодном кастильском плоскогорье.

Неподалеку от Мадрида возник грандиозный монастырь, являвшийсяодновременно дворцомусыпальницей, - Эскориал. Были приняты суровые меры против морисков, многие из которых продолжали втайне исповедовать веру своих отцов. На них особенно свирепо обрушилась инквизиция, принуждая отказаться от прежних обычаев и языка. В начале царствования Филипп II издал ряд законов, усиливавших преследования. Доведенные до отчаяния мориски в 1568 г. восстали под лозунгом сохранения халифата. Лишь с большим трудом правительству удалось в 1571 г. подавить восстание. В городах и селениях морисков поголовно истреблялось все мужское население, женщины и дети продавались в рабство. Оставшихся в живых морисков изгнали в бесплодные районы Кастилии, обрекая на голод и бродяжничество. Кастильские власти беспощадно преследовали морисков, инквизиция массами сжигала «отступников от истинной веры».

Жестокое угнетение крестьян и общее ухудшение экономического положения страны вызывало неоднократные крестьянские восстания, из которых самым сильным явилось восстание в Арагоне в 1585 году. Политика беззастенчивого ограбления Нидерландов и резкого усиления религиозных и политических преследований привела в 60-х годах XVI в. к восстанию в Нидерландах, которое переросло в буржуазную революцию и освободительную войну против Испании.

Экономический упадок Испании во второй половине XVI- XVII вв.

В середине XVI – XVII вв. Испания вступила в полосу длительного экономического упадка, который охватил сначала сельское хозяйство, затем промышленность и торговлю.

Говоря о причинах упадка сельского хозяйства и разорения крестьян, источники неизменно подчеркивают три из них:

тяжесть налогов, существование максимальных цен на хлеб и злоупотребления Месты. Страна переживала острый недостаток продуктов питания, что еще больше взвинчивало цены.

Значительная часть дворянских владений пользовалась правом майората, они передавались по наследству лишь старшему сыну и были неотчуждаемыми, то есть не могли закладываться и продаваться за долги. Неотчуждаемыми являлись также церковные земли и владения духовнорыцарских орденов. В XVI в. право майората распространилось и на владения бюргерства.

Существование майоратов изымало из обращения значительную часть земель, что затрудняло развитие капиталистических тенденций в сельском хозяйстве.

В то время как по всей стране стал заметным упадок земледелия и сократились посевы зерновых, процветали отрасли, связанные с колониальной торговлей. Страна ввозила значительную часть потребляемого зерна из-за границы. В разгар Нидерландской революции и религиозных войн во Франции из-за прекращения ввоза хлеба во многих областях Испании начался настоящий голод.

Филипп II был вынужден допускать в страну даже нидерландских купцов, привозивших хлеб из балтийских портов.

В конце XVI - начале XVII в. экономический упадок охватил все отрасли хозяйства страны.

Привозимые из Нового Света драгоценные металлы в значительной части попадали в руки дворян, в связи с чем у последних пропадала заинтересованность в хозяйственном развитии своей страны. Это определило упадок не только сельского хозяйства, но и промышленности, и в первую очередь производства тканей.

К концу века на фоне прогрессирующего упадка сельского хозяйства и промышленности продолжала процветать только колониальная торговля, монополия на которую по-прежнему принадлежала Севилье. Наивысший ее подъем относится к последнему десятилетию XVI в. и к первому десятилетию XVII в. Однако, поскольку испанские купцы торговали преимущественно товарами иностранного производства, золото и серебро, поступавшие из Америки, в Испании почти не задерживались. Все шло в другие страны в уплату за товары, которыми снабжались сама Испания и ее колонии, а также расходовались на содержание войск. Испанское железо, выплавляемое на древесном угле, вытеснялось на европейском рынке более дешевым шведским, английским и лотарингским, при изготовлении которого стал применяться каменный уголь. Металлические изделия и оружие Испания стала теперь привозить из Италии и немецких городов.

Северные города были лишены права торговать с колониями; на их суда возлагалась только охрана караванов, направлявшихся в колонии и обратно, что привело к упадку кораблестроения, особенно после того, как восстали Нидерланды и резко сократилась торговля по Балтийскому морю.

Тяжелый удар нанесла гибель «Непобедимой армады» (1588), в составе которой было много судов из северных областей. Население Испании все больше устремлялось на юг страны и эмигрировало в колонии.

Государство испанского дворянства, казалось, делало все для того, чтобы расстроить торговлю и промышленность своей страны. Колоссальные суммы тратились на военные предприятия и армию, увеличивались налоги, неудержимо возрастал государственный долг.

Еще при Карле V испанская монархия сделала большие займы у иностранных банкиров Фуггеров. В конце XVI века более половины расходов казны составляла выплата процентов по государственном долгу. Филипп II несколько раз объявлял государственное банкротство, разоряя своих кредиторов, правительство теряло кредит и для получения в долг новых сумм должно было предоставить генуэзским, немецким и другим банкирам право сбора налогов отдельных областей и другие источники доходов, что еще более увеличивало утечку драгоценных металлов из Испании.

Огромные средства, получаемые от ограбления колоний, не использовались для создания капиталистических форм хозяйства, а шли на непроизводительное потребление феодального класса. В середине века 70 % всех доходов казны пост пало из метрополии и 30 % давали колонии. К 1584 г.

соотношение изменилось: доходы от метрополии составили 30 %, а от колоний - 70 %. Золото Америки, протекая через Испанию, стало важнейшим рычагом первоначального накопления в других странах (и прежде всего в Нидерландах) и значительно ускорило там развитие капиталистического уклада в недрах феодального общества.

Если буржуазия не только не окрепла, но совершенно разорилась к середине XVII в., то испанское дворянство, получив новые источники доходов, усилилось экономически и политически.

По мере спада торговой и промышленной деятельности городов внутренний обмен сокращался, ослабевало общение жителей разных провинций между собой, пустели торговые пути. Ослабление экономических связей обнажало старые феодальные особенности каждой области, воскрешался средневековый сепаратизм городов и провинций страны.

В сложившихся условиях в Испании не выработался единый национальный язык, по-прежнему сохранялись обособленные этнические группы: каталонцы, галисийцы и баски говорили на своих языках, отличных от кастильского диалекта, который составил основу литературного испанского языка.

В отличие от других государств Европы абсолютная монархия в Испании не сыграла прогрессивной роли и, не смогла обеспечить подлинной централизации.

Внешняя политика Филиппа II.

Упадок скоро обнаружился и во внешней политике Испании. Еще до вступления на испанский престол Филипп II был женат на английской королеве Марии Тюдор. Карл V, устроивший этот брак, мечтал не только восстановить католицизм в Англии, но и, соединив силы Испании и Англии, продолжать политику создания всемирной католической монархии. В 1558 г. Мария умерла, а брачное предложение, сделанное Филиппом новой королеве Елизавете, было отвергнуто, что диктовалось политическими соображениями. Англия не без оснований видела в Испании свою самую опасную соперницу на море. Воспользовавшись революцией и войной за независимость в Нидерландах, Англия всячески стремилась обеспечить здесь свои интересы в ущерб испанским, не останавливаясь перед открытым вооруженным вмешательством. Английские корсары и адмиралы грабили испанские суда, возвращавшиеся из Америки с грузом драгоценных металлов, блокировали торговлю северных городов Испании.

После смерти последнего представителя царствующей династии Португалии в 1581 г.

португальские кортесы провозгласили Филиппа II своим королем. Вместе с Португалией под власть Испании перешли и Португальские колонии в Ост- и Вест-Индии. Подкрепленный новыми ресурсами, Филипп II стал поддерживать в Англии католические круги, интриговавшие против королевы Елизаветы и выдвигавшие вместо нее на престол католичку - шотландскую королеву Марию Стюарт.

Но в 1587 г. заговор против Елизаветы был раскрыт, а Мария обезглавлена. Англия направила к Кадису эскадру под командованием адмирала Дрейка, который, ворвавшись в порт, уничтожил испанские суда (1587). Это событие послужило началом открытой борьбы между Испанией и Англией. Испания приступила к снаряжению огромной эскадры для борьбы с Англией. «Непобедимая армада» - так называли испанскую эскадру - отплыла от Ла-Коруньи к берегам Англии в конце июня 1588 г. Это предприятие закончилось катастрофой. Гибель «Непобедимой армады» была страшным ударом, нанесенным престижу Испании и подорвавшим ее морское могущество.

Неудача не помешала Испании совершить еще одну политическую ошибку - вмешаться в гражданскую войну, кипевшую во Франции. Это вмешательство не привело ни к усилению испанского влияния во Франции, ни к каким-либо еще позитивным для Испании результатам. С победой Генриха IV Бурбона в войне дело Испании было проиграно окончательно.

К концу своего царствования Филипп II должен был признать, что почти все его обширные планы потерпели крушение, а морское могущество Испании сломлено. Северные провинции Нидерландов отложились от Испании. Государственная казна была пуста. Страна переживала тяжелый экономический упадок.

II. Биографическая справка Биографическая статья о Мигели де Сервантесе Сааведра (1547-1616 гг.) (с. 263-265, ч. 2, учебник).

Мигель де Сервантес Сааведра - знаменитый испанский писатель, автор «Дон Кихота», родился в 1547 г. Известно, что крестили его 9 октября; возможно, датой рождения было 29 сентября, день св. Мигеля. Его семья, знатная, но бедная, жила в городке Алькала-де-Энарес. Когда Мигель подрос, родители были близки к разорению, поэтому он поступил на службу к Джулио Аквавива-иАрагону, послу Папы Римского, работал у него ключником. Вместе они в 1569 г. уехали из Мадрида в Рим.

При Аквавиве Сервантес находился примерно год, а во второй половине 1570 г. он становится военнослужащим испанской армии, полка, дислоцировавшегося в Италии. Этот период биографии занял у него 5 лет и оказал значительное влияние на дальнейшую жизнь, поскольку Сервантес имел возможность близко познакомиться с Италией, ее богатейшей культурой, общественными порядками.

Знаменитое морское сражение при Лепанто 7 октября 1571 г. стало знаменательным и для Сервантеса, т.к. он был ранен, вследствие чего действующей у него осталась только правая рука. Госпиталь в Мессине он покинул лишь весной 1572 г., но продолжил военную службу.

В 1575 г. Мигель и его брат Родриго, также военнослужащий, были захвачены пиратами на корабле, направлявшемся из Неаполя в Испанию. Они были проданы в рабство и оказались в Алжире.

Избежать тяжких наказаний и смерти Сервантесу помогло наличие рекомендательных писем к королю.

Четыре попытки бежать закончились неудачей, и лишь спустя 5 лет, в 1580 г., христианские миссионеры помогли обрести ему свободу.

На смену жизни, полной злоключений, пришла монотонность гражданской службы, постоянные поиски средств к существованию. К этому периоду относится и начало литературной деятельности.

Почти 40-летний Сервантес написал в 1585 г. пасторальный роман «Галатея» и порядка 30 пьес, которые не произвели особого впечатления на публику. Доходы от писательского труда были слишком малы, и писатель переехал из Мадрида в Севилью, где нанялся на службу - на должность комиссара по продовольственным заготовкам. За 6-летний период службы ему пришлось трижды оказываться арестованным: такие последствия имела небрежность ведения документации.

В 1603 г. Сервантес вышел в отставку, в следующем году переехал из Севильи в Вальядолиду, которая была временной столицей Испании. В 1606 г. главным городом королевства был провозглашен Мадрид - Сервантес перебрался туда, и с этим городом в его биографии связан наиболее удачный в творческом отношении период. В 1605 г. увидела свет первая часть величайшего романа Сервантеса Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», который, будучи пародией на рыцарские романы, стал настоящей энциклопедией жизни Испании XVII в., литературным произведением, наполненным глубочайшим философским и социальным содержанием. Имя его главного героя давно превратилось в нарицательное. Мировая известность пришла к Сервантесу далеко не сразу, автор «Дон Кихота» был известен больше как человек с богатым жизненным опытом, переживший алжирский плен.

Вторая часть романа была написана только через 10 лет, и в этом промежутке публикуется целый ряд произведений, укрепляющих его писательскую славу: второе по значимости сочинение Назидательные новеллы» (1613), сборник «8 комедий и 8 интермедий». В конце творческого пути появился любовно-приключенческий роман под названием «Странствия Персилия и Сихизмунды».

Несмотря на известность, Сервантес оставался человеком бедным, жил в мадридском районе для малообеспеченных.

В 1609 г. он стал членом Братства рабов святейшего причастия; его две сестры и жена приняли монашеский постриг. Сделал то же самое - стал монахом - и сам Сервантес буквально накануне смерти.

Любопытная деталь: в тот же день окончилась жизнь еще одного знаменитого литератора – У.

Шекспира. Невезение преследовало Сервантеса и после смерти: отсутствие надписи на его могиле привело к тому, что очень долгое время место захоронения оставалось неизвестным.

Следует сообщить, что Сервантес написал также много пьес и новелл, но «Дон Кихот» навсегда остался его главной книгой.

Роман «Дон Кихот» - со дня его появления не утихают споры. Это произведение было недостаточно оценено современниками и принесло автору лишь посмертную славу. Только критики XIX-XX веков объявили роман величайшим созданием человеческой мысли, но из-за чрезвычайно глубокого и сложного идейного смысла книга вызвала несметное множество толкований, часто несходных и противоречивых.

Важен в романе и образ верного оруженосца Санчо Пансы, который обладает всеми положительными качествами человека из народа: оптимизмом, жизненной стойкостью, мудростью, проницательностью и правильным ощущением жизни. Если вначале он становится спутником Дон Кихота из корыстных соображений (желает стать губернатором острова), то, испробовав эту должность на себе, мудро изрекает, что каждый человек должен делать то дело, для которого родился, и отказывается от губернаторства. Под влиянием дон Кихота душа Санчо Пансы становится тоньше, возвышеннее, его корыстный «здравый смысл» уступает место народной мудрости, герой понимает, что «делать добро всегда правильнее, нежели зло».

IV. Вопросы по главам романа

Вопросы и задания к главам I-IV:

1. Что привлекало дон Кихота в рыцарских романах? Какие атрибуты рыцарства он решил создать для себя? Как он мастерил свои доспехи?

2. Опишите внешний вид дон Кихота. Почему он так смешон?

3. Какие факты его пребывания в гостинице вызывают смех?

4. Инсценируйте обряд посвящения дон Кихота в рыцари. В чем комизм изображенной ситуации?

5. Почему заступничество дон Кихота не помогло мальчику Андресу?

6. Как сам дон Кихот объяснял свое поражение в столкновении с купцами?

Вопросы и задания к главам VI-VII, XVII:

1. Почему Санчо Панса поступил на службу к дон Кихоту?

2. Перескажите эпизод битвы дон Кихота с ветряными мельницами.

3. Докажите, что рыцарь и его оруженосец видят окружающий мир по-разному.

4. Как стремление дон Кихота защищать обездоленных и угнетенных было развенчано в эпизоде с каторжниками?

Вопросы и задания к главам XXXVIII, XL:

1. Прокомментируйте поведение рыцаря, Санчо Пансы и Дульсинеи.

2. Как в Санчо Пансе проявляется здравый смысл и крестьянская сметка оруженосца?

3. Прочитайте по ролям диалог дон Кихота, Санчо Пансы и возницы в происшествии со львами (гл. XL).

4. Что, по-вашему, общего у дон Кихота и Санчо Пансы?

Вопросы и задания к главам L-LII, LVII:

1. Какие проблемы между людьми разрешил Санчо Панса, когда был губернатором? Какие черты его характера привлекательны для автора?

2. Почему так стремившийся к губернаторской должности Санчо Панса все же отказывается от нее?

3. Как при этом проявляется мудрость и нравственная позиция автора романа?

4. Что, по-вашему, главное в завещании дон Кихота, составленном им перед смертью?

5. Какой смысл вы видите в том, что в финале романа он перестал быть безумцем, а закончил свой жизненный путь «в здравом уме»?

V. Словарная работа Идальго (исп.) - в средневековой Испании человек, происходящий из благородной семьи и получающий свой особый статус по наследству, передававшийся только по мужской линии. Для доказательства принадлежности к идальго требовалось привести пять свидетелей, которые бы подтвердили, что прадед этого человека имел подобный статус; не менее трех человек из свидетелей должны были также быть идальго. Обладатели этого статуса освобождались от многих налогов, не могли быть подвергнуты казням, считавшимся позорными, - повешение, сожжение, четвертование, растерзание животными. Лишить идальго его статуса было невозможно.

мадис Гальский - герой средневековых испанских романов об Амадисе, созданный Г рси Родригесом де Монт льво.

Сид Кампеадор, более известный как Эль Сид Кампеадор настоящее имя Родриго Диас де Вивар (исп.

Руи Диас); род. 1041-1057, кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм.

Буцефал или Букефал (букв. «бычьеголовый») - кличка любимого коня Александра Македонского.

Бабьека Сида - знаменитая лошадь Эль-Сида. Эль-Сид получил коня в подарок от своего крестного отца, священника Пейре Прингоса. Тот имел возможность предложить своему крестнику на выбор лучших жеребцов, потому что испанские монастыри издревле занимались разведением лошадей.

Мальчик выбрал самого неказистого, некрасивого жеребенка, что заставило священника воскликнуть:

Babieca! («Олух!»). Под этим, прямо скажем, не самым подходящим для боевого друга именем конь и остался в истории. Идеальный кавалерийский конь, Бабьека был представителем породы, теперь известной как андалузская. Хотя его рост, по-видимому, не превышал 1,52 м, он был способен нести вес вооруженного рыцаря. Бабьека был послушным, проворным и исполненным живости и отваги, что делало его незаменимым в бою.

Легенда гласит, что Эль-Сид погиб в 1099 году в осаждённой Валенсии. Повинуясь его последнему приказу, его тело в доспехах и со щитом привязали к седлу Бабьеки, обнажённый меч вложили в безжизненную руку и под предводительством мёртвого Эль-Сида всадники в полном молчании в полночь вошли в лагерь мавров.

Рыцари были одеты в белое и несли белые знамена, и, по легенде, лицо Эль-Сида светилось под поднятым забралом шлема «неземным сиянием». Призрачное видение всадника на белоснежном коне, ехавшего во главе безмолвного войска, обратило мавров в бегство. Они кричали, что Эль-Сид восстал из мертвых. Испанцы безжалостно преследовали их. Эль-Сид был похоронен в монастыре Сан Педро де Кардена неподалеку от Бургоса, хотя в последствии его тело было перезахоронено в бургосском соборе.

Бабьека с тех пор не знал всадника. Он пал двумя годами позже в возрасте сорока лет.

ФЕБ («Лучезарный») - эпитет солнечного бога Аполлона и других «солнечных» божеств, а также Солнца. Иносказательно: лучезарный, блестящий стиль.

Паладин (придворный) - в средневековой западно-европейской литературе название сподвижников франкского императора Карла Великого или короля Артура (легендарного вождя кельтов в Британии).

Позднее П. стали называть доблестного рыцаря, преданного своему государю или даме. В переносном значении (ирон.) - человек, беззаветно преданный какой-либо идее или лицу.

Реал - стол с наклонной верхней доской и полками внизу, служащий рабочим местом для ручного наборщика.

Викторина На уроке возможна и викторина на лучшее знание текста романа, включающая в себя вопросы различной сложности:

1. Каковы настоящие имена дон Кихота и Дульсинеи Тобосской? (Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего Дон Кихот сделал свой рыцарский шлем? (Из картона и железных пластинок.)

3. Что обозначала кличка его лошади? (Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означало «бывшая кляча»).

4. Какие профессии были у его главных приятелей? (Священник и цирюльник.)

5. Сколько было ветряных мельниц, которых дон Кихот принял за великанов? (Тридцать или сорок).

6. Как звали жену Санчо Пансы (Тереса Панса).

7. Кто украл у Санчо Пансы его серого? (Плут и вор Хинес де Пасамонте.)

8. Как звали отца Дульсинеи Тобосской? (Лоренсо Корчуэло.)

9. Из чего дон Кихот сделал четки для чтения молитв в горах Сиерра Морены? (Он оторвал полосу от подола своей рубахи и сделал на ней одиннадцать узелков, один из которых был крупнее остальных).

10. Как дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом? (Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побежден).

11. Какой способ был предложен, чтобы расколдовать Дульсинею Тобосскую? (Для этого Санчо Панса должен был нанести себе три тысячи триста ударов плетью).

12. Как назывался остров, губернатором которого был назначен Санчо Панса? (Баратория).

13. Сколько дней Санчо Панса управлял островом? (Десять дней.)

14. Какое условие в наследственном завещании поставил дон Кихот для будущего мужа своей племянницы? (Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

4. Подведение итогов.

Подводя итоги уроков, следует подчеркнуть, что нравственный смысл романа Сервантеса высоко оценили потомки. В образе дон Кихота под видом безумца, очарованного рыцарскими романами, постоянно попадающего в комические ситуации и терпящего неудачи, писатель представил человека, который не умеет и не хочет считаться с реальными условиями жизни. Его влечет быть заступником обиженных и угнетенных, он стремится искоренить в мире насилие и гнет, утвердив на земле царство справедливости и свободы.

Главный герой Сервантеса обладает лучшими человеческими качествами:

самоотверженностью, мужеством, смелостью, твердостью духа. Он благороден в своих стремлениях, искренен в убеждениях, беззаветно предан своему делу, готов терпеть лишения и неудачи. Но к достижению высоких целей он, к сожалению, идет ложными, фантастическими путями, не чувствуя веяний времени, которое ниспровергло прежние идеалы и ценности. Дон Кихот живет в своем особом, призрачном мире, далеком от реалий жизни. Поэтому все его «подвиги», сталкиваясь с реальной жизнью, заканчиваются печально и для него самого, и для тех, кому он пытается помочь. Поэтому роман наполнен авторской иронией и является блестящей пародией на канувшие в прошлое рыцарские романы.

В заключение может быть прочитано стихотворение Д. Мережковского «Дон Кихот», фрагмент которого помещен на форзаце учебника для 6 класса.

Итоговые вопросы уроков

1. Какие положительные черты характера дон Кихота показывает автор в романе?

2. В чем комизм приключений рыцаря? Только ли смех вызывают его похождения?

3. От чего спасает героя уход в воображаемый мир? Можно ли считать героя только безумным мечтателем?

4. В чем смысл образа Санчо Пансы? Как он понимает правду жизни?

5. Почему роман Сервантеса называют пародией на рыцарские романы?

6. Какое место в жизни человека должны занимать мечтательность и рассудительность?

В заключение урока можно познакомить учащихся с высказываниями о великом романе его знаменитых читателей - Ф. Достоевского и И. Тургенева.

«Смерть дон Кихота, - писал Тургенев, - навевает на душу несказанное умиление. В это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому».

Победителю - репортажу, вы встали на защиту жизненно важной традиции. Первые шестнадцать слов из приветствия Солу Беллоу 1 на церемонии присуждения ему в Йельском университете степени почетного...» ЛЕВИТАНСКОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ КИНЕМАТОГРАФИЧНОСТИ Работа посвящена анализу сюжета и композиции в поэтических текстах Юрия Левитанского и их кинематографичности. Рассмотрен лирический сюжет текстов сквозь призму граммати...» Архангельск № Площадка ФИО 1. Антуфьев Илья Николаевич 2. Буцыкин Роман Алексеевич 3. Вязова Александра Владимировна 4. Вязова Александра Владимиров...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

З накомство шестиклассников с книгой Сервантеса «Дон Кихот» может быть организовано в режиме урока

внеклассного чтения. Однако при наличии учебного времени на изучение романа необходимо отвести два-три урока, на которых следует прочитать и обсудить его главные эпизоды.

Во вступительном слове учителя о писателе можно подчеркнуть, что о романе со дня его появления не утихают споры. Это произведение было недостаточно оценено современниками и принесло автору лишь посмертную славу. Только критики XIX–XX веков объявили роман величайшим созданием человеческой мысли, но из-за чрезвычайно глубокого и сложного идейного смысла книга вызвала несметное множество толкований, часто несходных и противоречивых.

Слово о Сервантесе должно включать в себя биографические сведения, изложенные в учебнике. Этот материал может быть прочитан вслух на уроке. Следует сообщить, что Сервантес написал также много пьес и новелл, но «Дон Кихот» навсегда остался его главной книгой. Сам роман учащиеся читают дома самостоятельно, но ввиду его значительного объёма и сложности следует порекомендовать обязательно при подготовке к урокам прочитать главы I–IV, VI–VII, XVII, XXVII, XL, L–LII, LVII.

Значительную помощь в восприятии атмосферы романа может оказать знакомство школьников с иллюстрациями французского художника Гюстава Доре.

В классе может быть показано и одно из лучших современных изданий романа, выпущенное в серии «Литературные памятники» (М.: Наука, 2003) и содержащее множество литературоведческих комментариев, с которыми интересно познакомиться и учителю, и его воспитанникам.

При выборочном чтении и обсуждении глав необходима значительная словарная работа, которую могут провести заранее подготовленные ученики с использованием карточек-информаторов. Несомненно, что уже в главах I–IV в толковании нуждаются такие слова и выражения, как идальго, Амадис Галльский, Пальмерин Английский, Сид Руи Диас, непобедимый Роланд, Буцефал, Бабьека Сида, Феб, паладин, посвящение в рыцари, реал и другие.

Работа с текстом может быть организована в форме фронтальной беседы или в творческих группах, включая различные виды пересказов, чтение по ролям, инсценирование, составление киносценария отдельного эпизода, дискуссии о героях романа.

Вопросы и задания к главам I–IV

1. Что привлекало Дон Кихота в рыцарских романах? Какие атрибуты рыцарства он решил создать для себя? Как он мастерил свои доспехи?

2. Опишите внешний вид Дон Кихота. Почему он так смешон?

3. Какие факты его пребывания в гостинице вызывают смех?

4. Инсценируйте обряд посвящения Дон Кихота в рыцари. В чём комизм изображённой ситуации?

5. Почему заступничество Дон Кихота не помогло мальчику Андресу?

6. Как сам Дон Кихот объяснял своё поражение в столкновении с купцами?

Вопросы и задания к главам VI–VII, XVII

1. Почему Санчо Панса поступил на службу к Дон Кихоту?

2. Перескажите эпизод битвы Дон Кихота с ветряными мельницами.

3. Докажите, что рыцарь и его оруженосец видят окружающий мир по-разному.

4. Как стремление Дон Кихота защищать обездоленных и угнетённых было развенчано в эпизоде с каторжниками?

Вопросы и задания к главам XXXVII, XL

1. Составьте киносценарий эпизода встречи Дон Кихота с дамой его сердца. Прокомментируйте поведение рыцаря, Санчо Пансы и Дульсинеи в этом эпизоде.

2. Как здесь проявляются здравый смысл и крестьянская сметка оруженосца?

3. Прочитайте по ролям диалог Дон Кихота, Санчо Пансы и возницы в происшествии со львами (гл. XL).

4. Что, по-вашему, общего у Дон Кихота и Санчо Пансы?

Вопросы и задания к главам L–LII, LVII

1. Какие проблемы между людьми разрешил Санчо Панса, когда был губернатором? Какие черты его характера привлекательны для автора?

2. Почему так стремившийся к губернаторской должности Санчо Панса всё же отказывается от неё?

3. Как в этом проявляются мудрость и нравственная позиция автора романа?

4. В чём смысл завещания Дон Кихота, составленного им перед смертью?

5. Какой смысл вы видите в том, что в финале он перестал быть безумцем, а закончил свой жизненный путь "в здравом уме”?

На уроке возможна и викторина на лучшее знание текста романа, включающая в себя вопросы различной сложности.

1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской?

(Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем?

(Из картона и железных пластинок.)

3. Что обозначала кличка его лошади?

(Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означало "бывшая кляча”.)

4. Какие профессии были у его главных приятелей?

(Священник и цирюльник.)

5. Сколько было ветряных мельниц, которые Дон Кихот принял за великанов?

(Тридцать или сорок.)

6. Как звали жену Санчо Пансы?

(Тереса Панса.)

7. Кто украл у Санчо Пансы его серого?

(Плут и вор Хинес де Пасамонте.)

8. Как звали отца Дульсинеи Тобосской?

(Лоренсо Корчуэло.)

9. Из чего Дон Кихот сделал чётки для чтения молитв в горах Сиерра Морены?

(Он оторвал полосу от подола своей рубахи и сделал на ней 11 узелков, один из которых был крупнее остальных.)

10. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом?

(Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побеждён.)

11. Какой способ был предложен, чтобы расколдовать Дульсинею Тобосскую?

(Для этого Санчо Панса должен был нанести себе три тысячи триста ударов плетью.)

12. Как назывался остров, губернатором которого был назначен Санчо Панса?

(Баратария.)

13. Сколько дней он управлял островом?

(Десять дней.)

14. Какое условие в наследственном завещании поставил дон Кихот для будущего мужа своей племянницы?

(Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

Итоговые вопросы уроков

1. Какие положительные черты характера Дон Кихота показывает автор в романе?

2. В чём комизм приключений рыцаря?

3. Только ли смех вызывают его похождения?

4. От чего спасает героя уход в воображаемый мир? Можно ли считать героя только безумным мечтателем?

5. В чём смысл образа Санчо Пансы? Как он понимает правду жизни?

6. Почему роман Сервантеса называют пародией на рыцарские романы?

7. Какое место в жизни человека должны занимать мечтательность и рассудительность? Докажите, что в романе автор развенчивает как безумные фантазии рыцаря, так и "здравый смысл” его слуги. Возможно ли разумное сосуществование мечты и реальности?

В заключение урока можно познакомить учащихся с высказываниями о великом романе его знаменитых читателей - Ф.Достоевского и И.Тургенева.

"Смерть Дон-Кихота, - писал Тургенев, - навевает на душу несказанное умиление. В это мгновение всё великое значение этого лица становится доступным каждому”.

"Идеал странствующего рыцаря столь велик, столь прекрасен и полезен и так очаровал сердце благородного Дон Кихота, - заметил Достоевский, - что отказаться верить в него совсем уже стало для него невозможностью, стало равносильно измене идеалу, долгу, любви к Дульцинее и человечеству”.

Подводя итоги уроков, следует подчеркнуть, что нравственный смысл романа Сервантеса высоко оценили потомки. В образе Дон Кихота под видом безумца, очарованного рыцарскими романами, постоянно попадающего в комические ситуации и терпящего неудачи, писатель представил человека, который не умеет и не хочет считаться с реальными условиями жизни. Его влечёт быть заступником обиженных и угнетённых, он стремится искоренить в мире насилие и гнёт, утвердив на земле царство справедливости и свободы. Главный герой Сервантеса обладает лучшими человеческими качествами: самоотверженностью, мужеством, смелостью, твёрдостью духа; он благороден в своих стремлениях, искренен в убеждениях, беззаветно предан своему делу, готов терпеть лишения и неудачи. Но к достижению высоких целей он, к сожалению, идёт ложными, фантастическими путями. Дон Кихот живёт в своём особом, призрачном мире, далёком от реалий жизни. Поэтому все его "подвиги”, сталкиваясь с реальной жизнью, заканчиваются печально и для него самого, и для тех, кому он пытается помочь. Поэтому роман наполнен авторской иронией и является блестящей пародией на канувшие в прошлое рыцарские романы.

Важен в романе и образ верного оруженосца Санчо Пансы, который обладает всеми полoжительными качествами человека из народа: оптимизмом, жизненной стойкостью, мудростью, проницательностью и точным ощущением жизни. Если вначале он становится спутником Дон Кихота из корыстных соображений - желает стать губернатором острова, - то, испробовав эту должность на себе, он мудро изрекает, что каждый человек должен делать то дело, для которого родился, и отказывается от губернаторства. Под влиянием Дон Кихота душа Санчо Пансы становится тоньше, возвышеннее, его корыстный "здравый смысл” уступает место народной мудрости, герой понимает, что "делать добро всегда правильнее, нежели зло”.

В заключение урока может быть прочитано стихотворение Д.Мережковского «Дон Кихот».




Top