Пожелание для портфолио. Портфолио ученика

.:: 23.04.2010

«Портфолио для ребенка» - звучит непривычно. Но в последнее время его все чаще требуют в школах. Когда я в первый раз услышала от сына, о необходимости портфолио была немного обескуражена. А не рановато ли во втором классе? Хотя в некоторых школах портфолио требуют уже в первом. Но постепенно, разобравшись, что же это за загадочное слово, идея мне понравилась.

Портфолио для учеников начальной школы используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.

Никаких конкретных, общих требований для выполнения портфолио в школах нет, а само по себе его оформление - это уже творческая работа. Довольно часто вместо портфолио можно услышать термин «портфель достижений».

Мне представляется, что портфолио являет собой некий соревновательный элемент, заставляет задуматься каждого ученика, что есть ему показать классу и окружающим. Услышав о портфолио, дети в нашем классе сразу начали перебирать в уме, чем бы им можно было бы гордится. У кого-то накопилось достаточно грамот за участие в конкурсах, у кого-то не было ничего, и надо было разобраться, почему вызывает затруднение вопрос о собственных достижениях? Почему нет интереса, может слишком низкая самооценка? Это уже на заметку родителям и учителю.

В нашем классе решено было, что портфолио - это не только папка с грамотами и дипломами, а это возможность рассказать о себе интересно и грамотно. Раскрыть свой творческий потенциал.

Цель проекта

фиксировать успех, причем в любой области. Повышать самооценку, и создавать позитивный настрой на будущее. К тому же, составление портфолио позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны.

Общее оформление

Портфолио представляет собой папку со скоросшивателем. Все документы вкладываются в отдельные глянцевые файлы, формата А4. Для оформления работ используется обычная бумага формата А4, краски, ручки, карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д. Текст может быть написан от руки или отпечатан на компьютере, если ребенок в состоянии с этим справится.

Разделы портфолио

  • Мой мир (содержание)
  • Мне интересно

Включает в себя личные данные ребенка. Фамилия Имя Отчество, год рождения, город проживания, возраст. Титульный лист можно украсить на свой вкус и поместить на него фотографию.

Раздел заменяет содержание. В портфолио, которое я предлагаю вашему вниманию начало каждого раздела оформляется на отдельном листе в виде презентации: название раздела и картинки, отражающей образ темы. Вместо названия «мой мир», можно использовать «моя планета». Думаю название символично, потому что портфолио отражает именно маленькую жизнь во всех ее проявлениях, а вовсе не книжное содержание.

Здесь предлагается рассказать, что означает имя, которым нарекли дитя родители. Рассказать, какой характер имеют люди с данным именем, и согласится или не согласится с этой характеристикой. Привести примеры людей прославивших это имя. И составить небольшой рассказ о них.

Надо рассказать о маме, папе и всех тех родственниках с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции, какое место ты занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи. Прилагаются фотографии или рисунки.

Кто они, где подружились, за что ты ценишь своих друзей, какой у них характер. Раскрыть вопрос: «А какой есть друг - ты?» Фотографии друзей и совместных игр. Если друзей нет - и такое бывает. Ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь.

У каждого человека есть какие-то интересы, а у детей их обычно множество, вот и описывайте с удовольствием, размещайте картинки, вырезки из журналов, фотографии, описания.

Вот и добрались до самого главного. Чем тебе годится дружок? Ну у кого есть грамоты и дипломы - понятно! А если нет? Тогда надо подумать… можно гордится тем, что ты любящий сын и помогаешь маме, гордится тем, что научился читать, писать без помарок. Может ты сделал скворечник для птиц или у тебя пятерки по поведению, ты сам записался в библиотеку и прочитал много книг, умеешь отжиматься 10 раз или пришивать пуговицы… В общем ребенку предлагается найти что-то в себе что позволит ему понять - все в его руках, ему есть к чему стремится. Подумать, что же надо сделать, чтобы иметь успех в делах.

В этом разделе предлагается рассказать о том, что тебя удивило, и запомнилось больше всего в жизни. Впечатления о поездках, экскурсиях, прочитанных книжках, просмотренных фильмах и мультиках. Прилагаются фотографии, рисунки, вырезки.

Здесь собираются рисунки или фото любых рукотворных работ: лепки, рисунков, вязания, шитья, аппликаций и т.д. Помимо данных разделов, можно включить и такие:

Моя школа

Отдельные странички по предметам (что нравится, не нравится, мнение о предмете его нужности). Мои учителя (отношение к ним, любимые педагоги и тренера, чем вызвано уважение)

Моя общественная работа

Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержания класса, школы, семьи, дома. Рассказы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т.д.

Не каждая школа взяла за правило заводить портфолио на ученика. Пока идея осуществляется в качестве эксперимента. Однако, скорей всего портфолио все таки станет обязательным атрибутом каждого ученика. Я хочу предложить варианты:

1. С чего начать?

Личностное портфолио старшеклассника профильной школы представлено в виде персональных дневников. С их помощью юноши и девушки совместно с психологом, учителем, классным руководителем проводят рефлексивный анализ происходящих с ними изменений на этапе перехода из школьного детства во взрослость.Эти изменения касаются укрепления индивидуальных ресурсов, усиления лидерской позиции как основы будущей сферы профессионал ной деятельности, фокусировки активности на обеспечении будущей жизненной успешности. Текст пособия представлен таким образом, что отдельные его страницы могут быть размножены и использованы как наглядный раздаточный материал для работы на классных часах и занятиях элективных курсов. На основе содержания предложенных материалов педагог и психолог могут формировать различные варианты портфолио по своему усмотрению. Для классных руководителей, психологов, организаторов воспитательной работы в системе школьного и дополнительного образования.

Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из Портфолио-9 не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.

2. Цели и задачи.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!) является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А вот как определяет основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах учитель из Санкт-Петербурга Ольга Уханова1:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Вот такой девиз работы с портфолио рекомендуется в начальной школе.
_______________

2 Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.

3. Главное не победа, главное - участие!

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию3 (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
_______________

3 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность.

4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока напомню, что для «борьбы» с подобного рода обязаловкой и прочими «административными перекосами» существует такой орган, как попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте!

5. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.

5.1. Примерная структура портфолио

Вариант 1. ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ЛИСТЫ
(для самостоятельного раскрашивания)

Последовательность действий
1. Cкачиваем листы-разделители и листы-вкладыши и распечатываем.

2. Черно-белые листы раскрашиваем.

3. Заполняем титульный лист.

4. Вкладываем титульный лист, разделители и вкладыши в папку, дополняем подходящими материалами (подробные рекомендации см. ниже в главе 5.3).

5. Заполняем последний лист «Содержание».

5.3. Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

И ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - «СОДЕРЖАНИЕ»

Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.

6. Важно помнить.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Постепенно «человек для сообщества» уступает место «человеку для себя». Заметили? Поэтому одной из целей педагогики сейчас стало воспитание в ребенке не общественных абстрактных потребностей, а то, что ему нужно лично для его самореализации.

Портфолио изначально было задумано, как коллекция художественных работ. Для него отбирались лучшие работы, чтобы подчеркнуть художественную эволюцию автора. Портфолио в образовании преследует две цели - отразить репрезентативность и прогресс в обучении. Разберемся, как сделать портфолио для школьника 1 класса.

Новым инструментом оценки успеваемости, который эффективно используется, является портфолио ученика. Для того чтобы правильно создать его, для начала необходимо определить цель. А она должна быть связана с тем, как вы планируете портфолио использовать. Например, для диагностики успеваемости ученика и овладения им определенных навыков в течение длительного времени.

Участие ученика необходимо в процессе формирования портфолио. Важно, чтобы вы вместе с ребенком выбрали то, что будет в нем находиться. Конечно, в портфолио должно быть несколько обязательных разделов, но две или три его части ученик может подобрать по своему желанию.

Как же правильно сделать портфолио для школьника? В принципе, нет какой-то обязательной официальной его модели. В нашем случае, исходя из целей, которые преследуются, портфолио условно можно разделить на две части.

Первая - формальный структурированный раздел. Здесь будет содержаться общая информация об учащемся, а также могут быть собраны все замечания и указания, касающиеся учебного процесса с соответствующим оцениванием. Сюда же можно поместить результаты взаимодействия учителя и родителей с указанием предложений в отношении дополнительных образовательных мероприятий. Также в этой части могут записываться важные результаты внеклассного опыта ученика.

В неформальной части могут быть собраны материалы индивидуальной работы ученика или результаты занятий в группах, а также школьных значимых тестов.

Формирование портфолио - процесс не одномоментный, а накопительный. Это может быть подшивка с большим количеством прозрачных структурированных папок. Портфолио в начальной школе становится единым для всего четырехлетнего периода или состоит из четырех томов - по одному на учебный год.

О том, как сделать портфолио для первоклассника самостоятельно, читайте дальше.

Рассмотрим, как сделать портфолио для школьника своими руками с помощью фотошопа.

Для его создания мы обладаем массой возможностей. Во-первых, можно просто приобрести готовый шаблон в любой книжной лавке, где, кстати, попутно стоит купить и папку с прозрачными файлами для накопления материалов. Во-вторых, в Интернете есть великое множество шаблонов портфолио, как говорится, на любой вкус и цвет. Вам остается только скачать его себе на компьютер и распечатать.

Третий вариант - творческий. Вы можете самостоятельно создать портфолио таким, каким себе его представляете, с помощью небезызвестного фотошопа. Для этого сначала вам следует подготовить портфолио в программе Word, то есть создать все необходимые разделы и подразделы, которые потом нужно перенести на макет.

Порядок действий:


Секреты успешного портфолио

Перед началом заполнения портфолио вы должны провести с ребенком вводный инструктаж и объяснить ему такие моменты:

  • Ведение портфолио не означает погоню за достижениями и разочарования от неудач. Здесь, как в спорте, главное - участие. Хотя стараться для результата тоже нужно.
  • Не следует подражать в ведении портфолио своим друзьям. Необходим творческий подход, фантазия и аккуратность. Нужно развивать в себе индивидуальность.
  • Важно учиться радоваться своим успехам, пусть даже небольшим.
  • Не стоит заполнять портфолио в плохом настроении.

Готовое портфолио ученика начальных классов: образец заполнения

Портфолио открывается титульным листом. Здесь указываются персональные данные и помещается фотография первоклассника. Теперь давайте подробно остановимся на каждом разделе.

«Мир вокруг меня». В этом разделе можно поместить следующую информацию:

  • рассказ о себе, своем имени и семье;
  • о близких друзьях;
  • мир увлечений;
  • о своих впечатлениях и приключениях;
  • о доме и школе.

«Мои задачи и цели»:

  • перспективный учебный план;
  • внешкольная работа - занятия спортом, кружки, секции.
  • «Общественная работа»:
  • информация о выполненных поручениях;
  • информация об участии в жизни школьного коллектива.

«Достижения». В этом разделе материалы необходимо размещать в хронологическом порядке, чтобы было проще отследить прогресс личных достижений:

  • лучшие творческие работы;
  • положительные отзывы учителей;
  • дипломы и награды;
  • участие в школьных олимпиадах и конкурсах.

«Материалы по учебе»:

  • письменные работы (можно распределить по предметам);
  • результаты значимых тестов.
  • «Взаимодействие учителя и родителей»:
  • предложения в отношении дополнительных образовательных мероприятий;
  • информация о дисциплине поведения.

С итальянским словом «портфолио» в наше время малыши знакомятся порой еще в детском саду. Ну а в школе практически каждый ребенок сталкивается с необходимостью создать эдакий дневник достижений.

Надо заметить, что предложение ввести обязательное изготовление портфолио для школьника не лишено оснований. Во-первых, такая работа объединяет ребенка и родителей, которые совместными усилиями создают нечто, призванное представлять личность ученика. Во-вторых, развиваются нужно придумать оформление, формулировки, создать красивую композицию из текста и изображений. В-третьих, формируется позитивное восприятие себя, ведь в альбом добавляются разнообразные дипломы, грамоты и другие свидетельства детских достижений.

Как сделать портфолио для школьника за 1 час

Самый простой и быстрый вариант - использовать для создания портфолио школьника шаблоны. Это готовые страницы, в которые можно вклеивать или врезать с помощью нужные фото и фрагменты текста. Можно выбрать из огромного многообразия тем и оформлений то, что будет близко ребенку - любимого мультипликационного героя, например. Школьники постарше оценят дизайн в или клубной темы. Для работы понадобится около часа времени, цветной принтер и фотографии в электронном или печатном виде.

Как сделать портфолио для школьника с нуля

Перед тем для школьника, необходимо обсудить с ним вид будущего альбома, его общую тему и конкретные детали. Также важно набросать примерный план. Ниже приведен удобный алгоритм, которым можно пользоваться, создавая портфолио младшего школьника. Он будет отображаться в виде списка листов, которые должны содержаться в папке, а уж как именно их организовать - вопрос ваших предпочтений и возможностей. С учетом того, что в портфолио должны будут добавляться новые страницы, лучше всего выбрать файловую папку на кольцах с толстой картонной обложкой.

  1. Его центральную часть будет занимать фото ученика, а по периметру можно расположить вырезанные из журналов или открыток изображения его любимых мультгероев, игрушек или других предметов увлечения. Здесь же указываются данные ребенка (ФИО, дата рождения) и учебного заведения, в котором он получает образование.
  2. Карман с открытками и поздравлениями, полученными ко Дню Знаний.
  3. Мое имя. Раздел может включать более одного листа. Школьник расшифровывает значение, рассказывает об истории возникновения своего имени. Повествует о том, кто принимал решение назвать его именно так, чем этот человек руководствовался.
  4. Семья. Можно обильно проиллюстрировать раздел фотографиями. Рассказ о каждом из родственников и в целом о семье, каких-то фамильных традициях и других интересных вещах. Отличный вариант - генеалогическое древо, позволяющее ребенку больше узнать о своих предках.
  5. «Это Я». Автопортрет.
  6. Моя рука в 1 (2,3,4…) классе. Предлагается обвести ладонь по контуру или вымазать ее краской и оставить отпечаток на листе (что гораздо веселее).
  7. Мой режим дня. Описание с иллюстрациями.
  8. Увлечения.
  9. Друзья.
  10. Мой город. Краеведческий экскурс в историю родного города, фотографии достопримечательностей и видов, все, что ребенок хочет поведать о своей малой родине.
  11. Как я хожу в школу. Схема маршрута от дома до школы с обязательными отметками в наиболее опасных фрагментах пути, а еще - домашний адрес вашего школьника.
  12. Моя школа.
  13. Любимые учителя. Фотографии, имена и отчества, а также характеристики педагогов, с которыми ученик регулярно взаимодействует.
  14. Мой класс. Общий снимок класса со списком детей. Друзей можно отметить особо.
  15. Расписание уроков. Лист заменяется каждый год или прикрепляется новый.
  16. Кем я буду, когда подрасту. Описание будущей профессии и обоснование ее выбора.

Далее следуют подразделы «Мои достижения» (грамоты и дипломы за участие и победы в различных конкурсах и соревнованиях, благодарственные письма) и «Копилка творчества» (собрание творческих работ за время обучения: рисунки, стихи, сочинения, фотографии поделок).

Зная о том, как сделать портфолио для школьника, вы будете уверенно чувствовать себя, выполняя это задание, сможете проявить больше фантазии, и ваша работа станет тем, что ребенок теперь с гордостью будет демонстрировать в школе и с удовольствием перелистывать дома.

Как заполнять портфолио ученика начальных классов? Шаблон портфолио, можно заполнить с помощью графических редакторов, а потом полностью готовые страницы с фотографиями и текстовым наполнением, распечатывают. Для этого необходимо знать как: обрезать (вставить, изменить) размер картинки (фото) и внести необходимый текст на страницу портфолио, сохранить (не испортив при этом шаблон). Если у вас есть хотя бы элементарные знания специальных программ, то это может быть один из вариантов.

Только здесь нужно учесть, что портфолио вы распечатываете, собираете в папку и отдаете в школу (в том числе и ещё не заполненные листы), где портфолио будет собираться постепенно и дети уже с преподавателями будут вносить в него изменения и дополнения. Все это, соответственно, делается ручкой. И для этого в готовых шаблонах есть дизайн пустого шаблона, на нем можно писать рукой или заполнять при помощи графических программ. Сейчас большинство портфолио для школьников делают по этому принципу - распечатывают по шаблону с красочным оформлением, а дети заполняют их своими ответами и записями. А для того чтобы заполнять портфолио вручную лучше взять гелевую ручку, чтобы не было излишнего давления на бумагу.
Но какой способ наполнения вам ближе это уже выбирать вам. Кому какой больше нравится. В идеале, было бы превосходно, если бы ребенок сам поучаствовал в его заполнении, ведь идея самого портфолио - это развитие и выявление индивидуальных творческих способностей ребенка.
Пустой шаблон в портфолио специально оформлен так, чтобы наполнить можно было как в графическом редакторе так и вручную. Для этого специально подобран цвет и тон шаблона и картинок.

Второй вопрос - чем заполнять?…

Для этого нужно знать что такое портфолио.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы - «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

Из всего вышеизложенного следует, что портфолио является как бы копилкой достижения ребенка в процессе обучения. По мнению учителей нужно сделать основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Примерный вариант как и чем наполнить портфолио!

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
· «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
· «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
· «Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
· «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
· «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
· «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
· «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
«Мой знак зодиака» Здесь можно рассказать, что представляет из себя знак зодиака и какими способностями и личными качествами обладают люди родившиеся под этим знаком.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, сочинениями и диктантами

Литературное чтение - Литература
Здесь ребенок пишет авторов и название книг, которые он прочитал. Так же этот раздел можно дополнить кратким описанием прочитанного и небольшой «рецензией».

Русский язык
Раздел для написанных сочинений, литературных работ, диктантов и т.д.

Математика
Раздел для письменных работ по математике

Иностранный язык
Этот раздел наполняется работами по изучению иностранного языка.

Окружающий мир
В портфолио первоклассника этот раздел наполняется работами по предмету «окружающий мир».

Информатика
Здесь размещаются распечатки работ, выполненных на компьютере

Труд
Этот раздел можно дополнить фотографиями или оригиналами работ, выполненных на уроке труда

Физическая культура - Физкультура
В этом разделе отмечаются результаты по спортивному развитию ребенка

Изобразительное искусство - ИЗО
Этот раздел можно дополнить фотографиями или оригиналами работ, выполненных на уроке изобразительного искусства

Музыка
В этом разделе отмечаются музыкальные успехи школьника

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе - поручениям. Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа - поделка, нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно - познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе - похвальный лист и успехи, например, в спорте - диплом. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк - пустой шаблон, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

И это не предел так как здесь нас никто не ограничивает и можно придумать еще множество страниц, помогающем открыть способности и знания вашего ребенка!




Top