Позор Эрмитажу: посетителей возмутила cкандальная выставка мертвых животных. Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты Белеет заяц одинокий

Егор Руссак/ТАСС

Выставка знаменитого бельгийца Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» открылась в Эрмитаже 22 октября в зданиях на Дворцовой набережной и помещениях в Главном штабе. Противники современного искусства нашли уязвимое место выставки. Им оказались коты и собаки: в парной инсталляции «Карнавал мертвых дворняг» (2006) и «Протест мертвых бездомных котов» (2007), расположенной в Главном штабе и занимающей один из залов анфилады, художник использовал чучела животных на фоне классической голландской и фламандской живописи, в том числе натюрмортов с битой дичью. Музеем сразу было разъяснено: Фабр подбирал трупы на обочинах автострады, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами. Соответствующие залы выставки отмечены возрастной маркировкой 16+.

Однако эта история получила продолжение: 10 ноября ровно в 15 часов началась сетевая атака на музей — массовые перепосты с хештегом #позорэрмитажу. Как всегда в таких случаях, в этих постах преобладают высказывания агрессивные с использованием ненормативной лексики. Люди, которые не были на выставке (о чем свидетельствует приложенное к их жалобам фото с распятым котенком, которого нет в экспозиции) и не способны без ошибок написать фамилию директора музея, призывали к закрытию выставки, увольнению директора, в этой же толпе зазвучали голоса о физической расправе над художником и музейщиками.

Среди бескомпромиссных критиков современного искусства предсказуемо оказались певица Елена Ваенга и депутат Госдумы РФ Виталий Милонов .

Возмущение выставкой Фабра разделяет и Лиана Рогинская , вдова художника Михаила Рогинского , известная фанатичной любовью к животным. «На мой взгляд, никакого отношения к искусству это не имеет, но это отличный пример того, до какой мерзости может дойти нарциссизм и эксгибиционизм в сочетании с отсутствием таланта. Один вопрос: а если бы трупы были не собачьи, а человечьи, вы бы тоже аплодировали этому Херсту для малоимущих?» — заявляет она.

Одиннадцатого ноября противники выставки создали на портале change.org петицию в адрес министра культуры с требованием закрыть выставку. Характерно, что в самом тексте опять упомянут «распятый кот», который «привел в шок верующих, глубоко задев их чувства», хотя такой работы, повторимся, на выставке нет. К настоящему моменту петицию подписали почти 10 тыс. человек.

В ответ Министерство культуры разместило на своем сайте комментарий, объявив, что не считает нужным вмешиваться в выставочную политику музея: «Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн».

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский , относящийся к творчеству Фабра весьма критично, написал : «Думаю, касательно этой конкретной петиции, вовсе не в зверюшках дело. Перед простодушными любителями живого готов извиниться — я не про вас. Вас просто призвал бы не понимать искусство буквально — иначе трудно будет найти для себя что-либо совсем уж нейтрально-отрадное. Особенно в искусстве современном. Так что берегите себя. Или постарайтесь взглянуть чуть шире. Я — про авторов петиции. И комментов в сетях — не поленился просмотреть. Они написаны удивительно злым, бескомпромиссно обличающим языком. Настолько нетерпимым тоном, что понимаешь: нелюбовь к людям превосходит любовь к зверюшкам, якобы попранную художником и его эрмитажными кураторами. Если ты заботишься о живом, так о людях не пишут. Таким тоном писались в приснопамятные времена требования применять высшую меру».

На стороне Фабра петербургская зоозащитница Анна Кондратьева , написавшая в своем аккаунте на Facebook: «А для того, чтобы показать (рассказать. — TANR) добреньким и впечатлительным зрителям о тех тысячах и тысячах брошенных животных, погибших под колесами, принесенных на усыпление. Фабр как бы достает скелеты из шкафов и предъявляет их публике. Имхо, шубы и меховые горжетки на плечах модниц гораздо менее уместны, нежели чучела в залах Эрмитажа».

Петербургская художница и волонтер Центра помощи диким животным «Сирин» Александра Гарт точно отметила на своей странице в Facebook: «В связи с последней вспышкой зоошизоидной активности в ленте пришла такая мысль — а Хёрст молодец, умный мужик. Свинок и акул никому не жалко, хоть и убиты они специально для его произведений. А злой, нехороший человек Фабр набивает чучела из кошечек и собачек, хоть и уже дохлых — подвесить его на крюки!»

Эрмитаж 12 ноября запустил ответный хештег #кошкизафабра и получил поддержку, в частности, от музея и кафе «Республика кошек», где живут в том числе и взятые из Эрмитажа коты. «Ни одна кошка не пострадала при подготовке выставки Яна Фабра, как бы того ни хотели авторы хештега #позорэрмитажу», — написал в Facebook Дмитрий Озерков , глава отдела современного искусства Эрмитажа.

Эрмитаж — единственный в мире музей, который уже десятилетия имеет в своем штате на довольстве целую команду котов и даже проводит ежегодный праздник «День кота».

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в своей статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» написал:

«В Эрмитаже открылась выставка мудрого художника Яна Фабра . Все смотрят на натюрморты Снайдерса и думают, как они красивы. Но срезанные плоды, убитые животные — напоминание о смерти. Стоит представить на секунду, как пахнет „Лавка дичи“ или „Рыбная лавка“ Снайдерса. В его натюрмортах есть второй смысл. Глядя на них, человек должен видеть мастерство художника и думать о том, что жизнь проходит.

Поэтому Фабр между картинами вставляет черепа. Вспоминайте! Напротив он располагает чучело павлина, которое держит скелет. Вспоминайте! Свое изображение он ставит вплотную к картине так, что из носа „течет кровь“. Слишком близко к искусству приближаться опасно. У Фабра всюду сложные смыслы.

Его инсталляции с чучелами кошек и собак в Главном штабе шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник.

Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр „кричит“ о том, что происходит в мире. Неуютно? Да, но вспоминайте о том, что происходит.

У меня на столе пачка протестов. Пишут как под копирку: „уберите Фабра из Эрмитажа“ (это, дескать, „бескультурье“). Упрекают: как можно показывать это сейчас, когда страну взбудоражила история хабаровских живодерок. Именно сейчас это звучит особо. Ужасы характерны для нашего времени, как характерна и нетерпимость.

В „крике“ Фабра много глубокого смысла. Не хотите слышать, не слушайте. Он безупречен, точно останавливается на грани, за которой ужас и грязь.

Современное искусство — вызов. Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают — это нормально».

«На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стекла, с соответствующим звучанием. Собака, подвешена за кожу на крюки. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках» - оставила гневное сообщение посетительница музея Светлана Сова.

«Мёртвых животных надо хоронить, а не глумиться над ними. Дети и люди с неокрепшей психикой не будут разбираться, нашёл он мёртвое животное или сам убил, пойдут, прибьют собачку и подвесят, и скажут - так в Эрмитаже делают, значит, так правильно», - прокомментировала одна из зоозащитниц в соцсети.


«Фабр призывает к бережному отношению к животным. Сегодня отношение человека к ним потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным», - говорится в пояснительной статье к выставке на сайте Эрмитажа.


Ян Фабр готовил выставку для петербуржского музея в течение двух лет. Сотрудничество с художником инициировал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после того, как увидел его подобным же образом вписанные в традиционную экспозицию Лувра работы. Выставка в петербургском музее открылась 21 октября 2016 года, планируется, что она продлится до апреля 2017 года.


В залах Государственного Эрмитажа открылась выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты».

До начала апреля следующего года одиннадцать залов Зимнего дворца, Нового Эрмитажа, Главного штаба будут заполнены многочисленными произведениями Яна Фабра. Фабр – не только художник и скульптор, он еще и известный режиссер, автор театральных текстов, перформансов. И все эти свои таланты он щедро использовал при создании выставки в Эрмитаже. Так что получилось зрелище чрезвычайно разнообразное и нескучное: блестящие фантасмагорические головы с карикатурными рогами, ушами и другими атрибутами, рисунки в различных техниках, получившие объемное воплощение натюрморты Снайдерса с кроликами, перепелками, утками, попугаями и прочей дичью-снедью, головы хищных птиц-стервятников, выстроившихся в похоронную шеренгу на фоне традиционных пейзажей, одежда и рыцарские доспехи из навозных жуков, гигантские гипсовые слепки, прикорнувшие под портретами старых мастеров, и снова – чучела лебедей, павлинов...

Эти перечисления можно продолжать почти до бесконечности. Но главная особенность и основная и всех объектов Фабра – его «зацикленность» на искусстве старых голландских мастеров, рефлексия и переживания на темы натюрмортов, пейзажей, жанровых сцен, портретов Рубенса, Йорданса, Рембрандта, Снайдерса, Ван Дейка, Брейгелей и других выдающихся живописцев маленькой полосы суши вдоль берега холодного моря, которая дала миру выдающихся живописцев.

Я приехал из очень маленькой страны – Бельгии, но это совершенно удивительная страна, которую на протяжении многих веков оккупировали французы, немцы, испанцы, бельгийцы, но в живописи наших мастеров вы увидите сопротивление любой оккупации, прославление радостей повседневной жизни, - сказал на открытии выставки Ян Фабр. – Но в живописи французов, испанцев всегда прославляется власть, сила, а у нас – карнавал, радость, настоящий праздник жизни.

Ян Фабр родился в Антверпене. По словам художника, его отец с ранних лет водил сына в дом Рубенса, где он рисовал, копируя манеру старых мастеров. Его дед Жан Анри Фабр – знаменитый энтомолог, автор известной на весь мир книги «Жизнь насекомых». Поэтому не удивительно, что внук постоянно обращается к эстетике животного мира: он использует чучела животных, создает свои произведения из панцирей жуков, из рогов и скелетов зверей. А еще он пишет кровью и синими чернилами шариковой ручки BIC.

Выставка Фабра в Эрмитаже – это не выделенная экспозиция, не отдельный зал или какая-то огороженная его часть: экспонаты Фабра заполнили собой пространства залов с работами старых мастеров. Подвешенные на разной высоте тушки-чучела кроликов и перепелов, которые держат в своих челюстях черепа, сделанные из панцирей тропических жуков, висят возле рам с полотнами Снайдерса. Рядом с работами Йорданса, Рубенса стоят гипсовые слепки, перед голландскими пейзажами выстроен целый ряд голов хищных птиц-стервятников (объект «Обезглавленные вестники смерти»).

Работы Фабра ведут постоянный диалог с картинами старых мастеров, они раскрывают их подлинный смысл, философию жизни и смерти, которую не всегда воспринимают зрители, глядя на роскошество красок и пиршество радостей земной жизни голландских художников. Ведь убитая и растерзанная поваром дичь на холсте Снайдерса ничем принципиально не отличается от чучела куропатки, которую держит в зубах символ смерти череп, сделанный Фабом из блестящих панцирей жуков. И то и другое – мертвая натура, символ вечной жизни и ее спутницы – смерти, кружащихся в бесконечном танце. Именно эта тема – диалог жизни и смерти, их неразрывное единство – и является главной темой творчества Яна Фабра художника, скульптора, режиссера.

Отвечая на вопрос – как радость и торжество жизни, которые свойственны фламандскому искусству, сочетаются с торжеством насилия, убийства животных? – Фабр ответил, что это не связано с насилием, это все торжество природы, и если России до сих пор едят кроликов, а чтобы их съесть, их нужно освежевать, это не означает насилия, это все равно жизнь, это нормальный процесс. «В Бельгии и Фландрии особое отношение к животным, их очень любят, считают самыми лучшими врачами, лучшими философами жизни, к ним надо прислушиваться, - сказал Фабр. – Животные – часть нашей жизни». О том, что «ни одно животное не пострадало ради выставки», Фабр неоднократно говорил во время открытия: все кошки, кролики, собаки, куропатки погибли своей смертью или были сбиты на дороге, потом попали в мастерскую таксидермиста, оттуда – в руки художника. Даже жуки не погибли ради искусства: их блестящие крылья и панцири Фабр взял у хозяев юго-восточных ресторанов, где готовятся блюда из таких насекомых.

Идея эрмитажной выставки возникла после Лувра, где Фабр семь лет назадсделал временную экспозицию в залах фламандской и голландской школ живописи.

Я благодарен и потрясен открытостью кураторов Эрмитажа, - сказал Ян Фабр на открытии. – Семь лет назад Пиотровский и Озерков увидели мою выставку в Лувре, и потом пригласили меня в Эрмитаж. И все время, пока шла подготовка к ней, все сотрудники Эрмитажа шли мне навстречу, во всем помогали и отзывались на любые просьбы.

Кроме работ в залах старых мастеров, в Главном штабе открыта большая самостоятельная экспозиция Яна Фабра – здесь представленная и серия рисунков, и отдельные объекты. Один из них посетители буквально проходят насквозь: слева и справа по ходу в полутьме с потолка свисают сверкающие нити карнавального серпантина и новогодней мишуры, а между струями блестящего дождя летят в пространстве, подвешенные к потолку, или лежат в разных позах на полу чучела кошек и собак в клоунских колпачках с бантами на шее. Обилие чучел, особенно в сочетании с черепами, может вызвать у посетителей оторопь и недоумение, но, по мнению организаторов выставки, это не намерение художника вызвать негативные эмоции, связанные с переживанием страха смерти, а, наоборот, напоминание о тесной связи жизни и смерти, о чем, собственно, и говорили и говорят в своем творчестве все художники мира.

Ничего эпатажного в этой выставке нет, - считает Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа. – У старых мастеров вы встретите куда более эпатажные работы. Это выставка-размышление о том, что такое по сути фламандское искусство. Мы привычно восхищаемся роскошью их живописи, а Фабр видит это в контексте всего европейского искусства. Например, у Йорданса мы никогда не обращали внимания, что практически на всех его картинах изображенные собаки. Почему? Потому что это все сюжеты про верность, преданность. Отсюда параллель с чучелами собак, выставленных в Главном штабе, которые, в первую очередь, перекликаются с темой женского и мужского начала.

В нескольких залах Эрмитажа кроме экспонатов Фабра демонстрируется фильм, снятый им в прошлом году: художник, облаченный в рыцарские доспехи, ходит по музею, преклоняя колени перед творениями гениев прошлого, и выходит из залов преображенный светом искусства. К выставке подготовлена и большая образовательная программа, которая проходит в Эрмитаже до конца этого года – фильмы, цикл лекций, мастер-классов и серия публичных дискуссий. Завершится программа акцией «Оммаж Яну Фабру. Интеллектуальный Марафон»: в течение суток 31 марта–1 апреля 2017 в Главном штабе Эрмитажа будут идти дискуссии и круглый стол с участием критиков, искусствоведов, театральных деятелей, музыкантов, художников на фоне показа спектакля-перформанса Яна Фабра Mount Olympus. Выставка продлится до 9 апреля 2017 года.

21 октября в Эрмитаже открылась выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Один из крупнейших мастеров современного европейского искусства бельгийский художник Ян Фабр представил в Эрмитаже двести тридцать работ: графику, скульптуру, инсталляции, фильмы. Выставка вызвала неоднозначную реакцию у посетителей музея, что говорит о безусловном интересе петербургской аудитории к творческим высказываниям автора. В Эрмитаж поступают письма от посетителей музея с критикой произведений Фабра и просьбой убрать некоторые работы художника из экспозиции. Мы подготовили ответы на наиболее часто задаваемые нам вопросы.

– Почему Фабр экспонируется не только в Главном штабе, который зрители уже привыкли ассоциировать с современным искусством, но также и в Главном музейном комплексе?

Действительно, работы Фабра . Идея представить Фабра в Эрмитаже – в диалоге с фламандскими мастерами XVII века, возникла семь лет назад, когда директор музея, Михаил Борисович Пиотровский, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом Современного искусства, побывали на выставке Яна Фабра в Лувре, где инсталляция художника соседствовала с шедеврами Рубенса. По словам куратора проекта Д. Озеркова, «это не вторжение. Фабр, современный художник, приходит в наш музей не для того, чтобы с ним соперничать, а чтобы преклонить колено перед старыми мастерами, перед красотой. Эта выставка не про Фабра, она про энергии Эрмитажа в его четырех контекстах: живопись старых мастеров, история зданий, колыбель революции и место, где жили цари» (The Art Newspaper Russia).

Фотография Александра Лаврентьева

Мерцающие зеленые композиции бельгийца, созданные в жанре vanitas vanitatum (суета сует) на мотив memento mori (помни о смерти), внедряются в стены Нового Эрмитажа (Зал фламандской и голландской живописи). Ян Фабр – тонкий колорист. В Двенадцатиколонном зале он работает в цветах серого мрамора и декоративной позолоты. Его драгоценные изумрудные панно напоминают зрителю об эрмитажных малахитовых чашах и столешницах, о декоре Малахитовой гостиной Зимнего дворца.


Фотография Кирилла Иконникова

Его рисунки ручкой "Bic" близки к лазуриту ваз Больших просветов Нового Эрмитажа.

Лаконичные и строгие рельефы Фабра с «королевами» соседствуют с парадными портретами английской знати и придворных дам кисти Антониса ван Дейка.

Удачно соседство Фабра с «Лавками» Снейдерса, современный художник не цитирует фламандского мастера, а лишь осторожно добавляет мотив черепа – очевидный для историка искусства смысл: тему тщеты и суеты бытия.


Фотография Валерия Зубарова

Сам Фабр на встрече с петербуржцами в Атриуме Главного штаба рассказал о том, что его работы в залах искусства Фландрии призваны заставить зрителей «остановиться, уделить время искусству». «Посетители проходят мимо Рубенса, как мимо витрин большого магазина, они не смотрят на детали», – говорит художник.

– Обращаюсь ко всем службам Государственного Эрмитажа! Как зоозащитник и волонтер я считаю недопустимым для выставления напоказ всем возрастным категориям и губительным для детской психики чучело собаки на крюках! Выставка Яна Фабра – это бескультурье. Особенно это безнравственно в свете огромного отклика на случаи живодерства в Хабаровске. Пожалуйста, уберите из экспозиции чучела животных!

Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть. «Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мертвый пес в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака».

Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания.

Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним.

Зачастую мы любим не животных, а свою любовь к ним. Называя их нашими меньшими братьями, мы часто не понимаем, насколько жестоко относимся к ним. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Против этого выступает Ян Фабр. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества – в укор человеческой жестокости.

– Почему Фабр не мог использовать искусственные материалы вместо чучел животных? Современные технологии позволяют делать их совершенно неотличимыми от настоящих.

«Почему мрамор, а не пластик?», – спрашивает Фабр, отвечая на этот вопрос на встрече в Главном штабе. «Мрамор – это традиция, Микеланджело, это тактильно другой материал. Материал – это и есть содержание». Этот тезис Фабра можно сопоставить с мыслью русских формалистов о единстве формы и содержания.

Для Яна Фабра очень важны «эротические отношения с материалом», чувственная составляющая. Он вспоминает о том, что фламандские художники были алхимиками, для изготовления красок они использовали кровь и измельченные человеческие кости. Художник рассматривает тело как «удивительную лабораторию и поле битвы». Для него тело – это «нечто прекрасное и очень мощное, но при этом уязвимое». Создавая своих монахов для инсталляции «Умбракулум», Фабр использует кости – полые, «духовные тела» его персонажей имеют «внешний скелет», их нельзя ранить, они находятся под защитой.


Фотография Валерия Зубарова

– Чучелам не место в Эрмитаже, они должны находиться в Зоологическом музее.

В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлены кони из Царскосельского Арсенала Николая I (это конские шкуры, натянутые на деревянную основу). В Зимнем дворце Петра I (Конторке Петра Великого) экспонируется чучело собаки, это левретка, одна из любимиц императора. Их нахождение в Эрмитаже не кажется посетителям странным или провокационным, не вызывает страха и возмущения.


Фотография Валерия Зубарова

Художник использует те или иные средства, исходя из принципа внутренней необходимости и собственной сверхзадачи. Для восприятия современного искусства недостаточно беглого взгляда, оно требует (от каждого из нас) внутренней работы и духовного усилия. Это усилие бывает связано с преодолением стереотипов, предубеждений, страха, идеологических и психологических клише, религиозных установок. Оно требует отваги и терпения, заставляет нас расширять границы нашего восприятия. Современное искусство – это то, к чему нельзя быть полностью готовым. Сам Фабр говорит, что его работы «связаны с поиском примирения и любовью. Любовь – это поиск интенсивного диалога и вежливости».


Фотография Валерия Зубарова

Текст: Цибуля Александра, Дмитрий Озерков

Предлагаем Вам также познакомиться со следующими материалами:

«Наша цель достигнута, люди говорят о защите животных»: Дмитрий Озерков - о скандале вокруг чучел на выставке в Эрмитаже (Бумага)

Выставка бельгийского художника Яна Фабра в Эрмитаже вызвала шок и неодобрение многих петербуржцев, в том числе и тех, кто не успел её посетить. Музей обвиняют в пропаганде живодёрства из-за экспозиции с чучелами животных, официальную группу музея «ВКонтакте» заполнили возмущённые комментарии, Эрмитажу пришлось публиковать на сайте дополнительные пояснения.

Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты», которая 21 октября открылась в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вызвала волну критики и неодобрения. Посетителей музея и зоозащитников возмутила экспозиция с чучелами животных, многие ещё не посетили выставку, но высказываются в социальных сетях.

Группу Эрмитажа «ВКонтакте» заполонили возмущённые комментарии, блогеры сравнивают бельгийского художника с , обвинёнными в жестоком убийстве не менее 15 животных и птиц.


Многих возмутило также, что выставка Фабра, включающая помимо экспозиции с животными картины и скульптуры, разместилась не только в Главном штабе, где обычно выставляют современное искусство, но и в Зимнем дворце. В статье с пояснениями, которую музею пришлось выпустить в ответ на возмущения, объясняется, что идею соседства современного искусства с классическим представители Эрмитажа почерпнули после визита в Лувр.

Идея представить Фабра в Эрмитаже, в диалоге с фламандскими мастерами XVII века, возникла семь лет назад, когда директор музея, Михаил Борисович Пиотровский, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом Современного искусства (куратор выставки Фабра, - прим. Medialeaks), побывали на выставке Яна Фабра в Лувре, где инсталляция художника соседствовала с шедеврами Рубенса. - Государственный Эрмитаж

Что касается обвинений в пропаганде жестокости к животным, представители Эрмитажа объясняют, что бельгийский художник специально давал пресс-конференцию к открытию выставки, где объяснял свой посыл в работах с чучелами.

Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть. «Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мёртвый пёс в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака». - Государственный Эрмитаж

В официальном комментарии Эрмитажа подчёркивается, что художник, напротив, призывает бережно относиться к животным.

Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним. - Государственный Эрмитаж

Но эти объяснения многих не удовлетворили и вызвали новую волну возмущений.


В сентябре в Москве разгорелся скандал вокруг выставки «Джок Стёрджес. Без смущения», на которой были показаны . Её раскритиковали сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова, назвав «детской порнографией». А на следующий день представители организации «Офицеры России», о которой Medialeaks, заблокировали вход в Центр фотографии имени братьев Люмьер, где проходила выставка, и добились её закрытия.

Но в итоге глава «Офицеров России» Антон Цветков и представители Центра фотографии возложили всю Лену Миро, которая первой потребовала закрыть выставку и опубликовала откровенные снимки детей.




Top