Пракситель дионис. Пракситель — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.

ПРАКСИТЕЛЬ (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель – сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 до н.э., а в 350–330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.

Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный ок. 340 до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др.

Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.

Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты – в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.

Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля , названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.

Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).

По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой – к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.

Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, – такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского , называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке – лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) – в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.

В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида , хранящаяся в Дрездене. Второй вариант – т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 до н.э., – принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.

Одна из последних работ Праксителя – группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.

Пракситель, древнегреческий скульптор

Пракситель (Praxitйles) (около 390 до н. э. - около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор . Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах . Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов (оригиналом является, возможно, группа "Гермес с младенцем Дионисом", около 340 до н. э., Музей , Олимпия). В ранних работах Пракситель следует в основном традициям Поликлета. Впоследствии вырабатывает новый, более утончённый идеал красоты, отвечающий художественным веяниям эпохи. Созданные Праксителем образы богов, стройные и гармоничные по пропорциям, полны мечтательной задумчивости и созерцательности. С помощью виртуозной обработки мрамора скульптор достигает осязаемой чувственности и гибкой пластичности изображений, тончайшей светотеневой игры (мягкое перетекание скульптурной поверхности создаёт, например, в его статуях эффект "влажного взгляда"), К числу нововведений Праксителя относятся использование элементов жанровости, а также применение для фигур внешней точки опоры, позволяющее придать позам большее изящество и непринуждённость ("Аполлон Сауроктон", или "Аполлон, убивающий ящерицу", около 370 до н. э., Ватиканские музей; "Афродита" для острова Кос, или "Афродита из Арля", около 360-350 до н. э., Лувр). Среди наиболее прославленных в древности скульптур Праксителя, неоднократно воспроизводившихся в копиях, - "Афродита Книдская" (около 350 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан, и

Леохар

Леохар (Leocháres), древнегреческий скульптор эпохи поздней классики .

Диана Версальская "Похищение Ганимеда" Аполлон Бельведерский

Пракси́тель

Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) - древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий. Пракситель - первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская). В честь Праксителя назван кратер на Меркурии.

Афродита Книдская, Аполлон, убивающий ящерицу «Гермес с младенцем ионисом»

350-330 гг. до н. э. Мрамор. Лувр, Париж

Лувр, Париж

Скопас

Скопас (греч. Σκόπας, Skopas; ок. 395 до н. э., Парос - 350 до н. э.) - древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.

Сотрудничал с Праксителем. Участвовал в сооружении храма Афины в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.), выступая и как архитектор, и как ваятель.

Среди дошедших до нас произведений Скопаса самым значительным считается фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (создан совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты - в Британском музее).

Многие работы Скопаса известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.).

Произведений резца Скопаса, великого скульптора, жившего в IV веке до н.э., осталось мало, остались только древнеримские копии, да и те дошли до нас в обломках. Но и обломки говорят много. Скопас был художником бури, страстным, огненным, а его Менада – это буря дионисийской пляски.

Скопас и его безумная "Менада"

Все скульптуры Скопаса запечатлены в момент движения, движения фигур порывисты, они почти утрачивают равновесие. Его Менада напрягает всё тело, конвульсивно выгибает торс, запрокидывает голову. Невольно думается: должно быть нешуточными были оргии греков – не просто увеселения, а действительно "безумящие игры". Судя по всему, энергичным танцем дело не ограничивается, александрийский грамматик Каллистрат описывает это произведение Скопаса под названием "Менада, разрывающая козла".

Но почему это привлекло Скопаса? Неистовые пляски менад были обычаем очень древним, однако раньше дионисийская стихия не прорывалась с такой силой в искусстве – в искусстве побеждала ясность и гармония.

Но Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления об античности. И предпочёл – страсть: безумные глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это оказало влияние на следующие поколения скульпторов и на искусство в целом.

Статую Менады можно смотреть с разных сторон – каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. И это стало ещё одним шагов вперёд. Ведь в прежние времена у скульптура была рассчитана на восприятие лишь с одной точки зрения.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Пракситель.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018

Пракситель.
Плиний говорил, что в его время статую Афродиты Книдской считали не только
лучшим произведением Праксителя, но и самой прекрасной статуей древности. Город
Книд стал местом, куда стекалась масса паломников, чтобы увидеть статую богини.
Когда вифинский царь Никомед I (278–255 годы до нашей эры) предложил книдянам
простить им очень значительный долг, если они отдадут ему статую, книдяне без
колебаний ответили ему отказом. Даты рождения и смерти Праксителя точно
неизвестны. Биография великого скульптора является результатом кропотливого труда
многих поколений учёных, которые путём сопоставления различных сведений
воссоздали историю жизни и творчества мастера. Пракситель родился около 390 года
до нашей эры. Он был афинянин и происходил из семьи художников. Его дед,
Пракситель Старший, и отец, Кефисодот Старший, были скульпторами. Впоследствии
скульпторами стали и сыновья самого Праксителя - Тимарх и Кефисодот Младший.
Ещё в мастерской отца Пракситель слышал споры художников, философов и поэтов, и
именно эта художественная и интеллектуальная атмосфера оказалась необычайно
важной для формирования молодого скульптора. Большую роль в его жизни сыграла и
любовь к красавице Фрине, которая сумела создать вокруг Праксителя атмосферу
любви и творческого подъёма. Пленительные женские образы Праксителя, без
сомнения, имели своим прототипом Фрину. Произведения Праксителя постигла та же
судьба, что и большинство произведений великих греческих скульпторов: оригиналы их
утрачены, и судить о них можно лишь по копиям римского времени. Если Книд
прославился благодаря Афродите, то маленький беотийский городок Феспии - родина
Фрины - привлекал путешественников потому, что Фрина поместила сюда
мраморного Эрота работы Праксителя.

Пракситель Плиний говорил, что в его время статую Афродиты Книдской считали
не только лучшим произведением Праксителя, но и самой прекрасной статуей
древности. Город Книд стал местом, куда стекалась масса паломников, чтобы увидеть
статую богини. Когда вифинский царь Никомед I (278–255 годы до нашей эры)
предложил книдянам простить им очень значительный долг, если они отдадут ему
статую, книдяне без колебаний ответили ему отказом. Однажды она попросила у
скульптора в доказательство его любви подарить ей прекраснейшую статую из его
мастерской. Он хотел предоставить выбор ей, но Фрина, в надежде узнать его
собственное мнение, однажды вбежала к нему с вестью о пожаре в его студии;
Пракситель вскричал: «Я пропал, если мои Сатир и Эрот сгорели». Фрина выбрала
Эрота и подарила статую родному городу. Эрот, бывший некогда богом­творцом у
Гесиода, у Праксителя превратился в изящного и мечтательного юношу - символ
могущественной, покоряющей душу любви. Ему было ещё далеко до озорного и
распущенного Купидона эллинистического и римского искусства. Одно из
произведений Праксителя «Сатир, наливающий вино» было настолько прославлено, что
дошло до нас во многих римских репликах: Нимфы со смехом весёлым, Даная­краса, о
Пракситель, Пан козлоногий - вина мех он несёт на себе, - Белого мрамора всё. Но к
этому нужно прибавить Мудрые руки твои, гения высший талант. Даже сам Мом -
злоковарный насмешник невольно промолвит: Верх совершенства, о Зевс! Истинный
гения дар! Как отмечает Г. И. Соколов: «Тема отдыха, покоя, мечтательной
задумчивости, прозвучавшая в ранней работе мастера, определила дальнейший
характер его творчества. Сатир, изображённый в виде стройного юноши, наливающего
вино из кувшина в чашу, воплощает собой прекрасную и гармоничную природу.
Композиция изваяния безупречна. Изгиб фигуры изящен и грациозен. Голова заключена
в прекрасную рамку рук и воображаемой струи влаги. Умение создавать плавные,
текучие контуры статуй - одна из самых замечательных способностей Праксителя.
Элегия его образов рядом со взволнованными героями Скопаса воспринимается
особенно отчётливо». Ещё в ранний период своего творчества Пракситель обращается
и к воплощению в своём искусстве женской красоты. В 1651 году в античном театре, в
Арле (во Франции), была найдена статуя, которая считается копией его статуи
Афродиты, приобретённой в своё время жителями города Коса. В этом прекрасном
изображении полуобнажённой юной богини чарует плавный ритм, непосредственность и
свежесть, которые характеризуют ранние произведения Праксителя. И вместе с тем
образ обладает той внутренней значительностью, которая рождается только высоким,
гуманным представлением художника о людях. В период между 364 и 350 годами до
нашей эры Пракситель совершил поездку в Малую Азию. Он был уже вполне
сложившимся мастером. В этот период он создал статую обнажённой Афродиты,
приобретённую городом Книдом (364–361 годы до нашей эры). Моделью ему по­
прежнему служила Фрина. Статуя Афродиты Книдской вызывает глубоко волнующее
чувство. Она более человечна и одухотворённа, чем в произведениях искусства
предшествующего столетия. Соединение духовного и физического совершенства
придаёт образу Афродиты Книдской ту глубину и обаяние, которые ощущались

каждым видевшим её. Богиня изображена совершенно обнажённой, собирающейся
войти в воду. Её слегка изогнутая фигура, сдвинутые ноги, стыдливый жест правой
руки - жизненно верны и вместе с тем лишены житейской обыденности. Грация
движений, певучий и плавный внутренний ритм усиливают впечатление гибкости и
стройности её зрелого, прекрасно развитого тела. На лице богини блуждает лёгкая
мечтательная улыбка, томно и нежно смотрят небольшие чуть удлинённые глаза, их
«влажный» взгляд полон жизни. Мягкие пышные волосы дополняют прелестный облик
Афродиты. Это созданное вдохновенным резцом изваяние оживляла раскраска, так что
мы вправе представить себе голубые глаза, нежный румянец щёк, яркие губы и золотые
волосы. Несмотря на женственность и грацию образа, статуя была довольно
монументальна. Этому способствовали и её сравнительно большой размер (около двух
метров) и такая деталь, как большая гидрия с наброшенной на неё одеждой богини.
Создавая равновесие в нижней части, где стройные ноги Афродиты были бы слишком
легки по сравнению с верхней частью статуи, гидрия придаёт и всей композиции
большую устойчивость. Сохранилось несколько греческих эпиграмм на статую
Афродиты Книдской Праксителя. Вот, к примеру, две из них, написанные философом
Платоном: 1. В Книд через пучину морскую пришла Киферея­Киприда, Чтобы
взглянуть на свою новую статую в нём, И, осмотрев её всю, на открытом стоящую
месте, Вскрикнула «Где же нагой видел Пракситель меня?» 2. Нет, не Пракситель тебя,
не резец изваял, а сама ты Нам показалась такой, какой ты была на суде. Оригинал
статуи не сохранился, и сегодня приходится воссоздавать образ Афродиты Книдской,
прибегая к копиям римского времени. Лучшей из них считается Ватиканская, хорошо
передающая монументальность статуи. Её автору, однако, не хватило умения
полностью передать совершенство моделировки мрамора. Кроме того, впечатление от
Ватиканской статуи портят неудачно реставрированные руки. Мастеру другой
(мюнхенской) копии удалось передать женственность и чарующую неясность богини, но
его работа, выполненная, вероятно, во II веке нашей эры, носит отпечаток излишней
утончённости. Лучше других удалось передать прелесть оригинала греческому
мастеру, создавшему копию из собрания Кауфман. Тонкая моделировка отлично
передаёт нежность томного, полного жизни взгляда, сочность губ, чистый лоб, гибкую
полноту прекрасной шеи и смело очерченный овал лица. Особую красоту образу
Афродиты придают мягкие волнистые волосы, разделённые прямым пробором и
собранные на затылке в тяжёлый узел. Из Книда Пракситель отправился в город Эфес,
где несколько лет проработал над украшением алтаря Артемиды Прототропии
восстанавливаемого в то время знаменитого храма Артемиды Эфесской. Именно его
сжёг в 356 году до нашей эры печально известный Герострат. В Париопе, где
Пракситель пробыл некоторое время, им была создана статуя Эрота, пользовавшаяся
значительной известностью.

Изображения Эрота сохранились на монетах, но они дают только самое общее
представление об этой статуе. Около 350 года до нашей эры Пракситель возвратился в
Афины. В его жизни к этому времени произошёл перелом, бурная молодость была
позади, он расстался с Фриной, наступила зрелость, пора раздумья. Творчество
Праксителя становится строже и глубже. В Афинах он выполнил для храма Артемиды
Брауронии на Акрополе статую Артемиды. В Габиях (в Италии) была найдена
мраморная статуя Артемиды, которая, вероятно, представляет собой копию Артемиды
Праксителя. Позднее, в 343 году до нашей эры, Пракситель выполнил свою другую
известную статую Гермеса с Дионисом.



















безудержное
представляющая собой дальнейшее развитие композиции «Гермеса с Дионисом». Около
330 года до нашей эры Пракситель умер. Он создал большую школу, имел много
последователей, почитателей своей манеры и стиля. Однако его ученикам не удавалось
достичь такой же красоты и жизненности его образов. Сыновья Праксителя - Тимарх
и Кефисодот Младший, работавшие в конце IV - начале III века до нашей эры, уже
были художниками эпохи эллинизма. Пракситель - великолепный мастер гармонии,
отдохновения. Его памятники вызывают светлые мысли и чувства, слегка тронутые
дымкой печали. Как считает Дюрант, «до сих пор ни одному скульптору не удавалось
превзойти уверенное мастерство Праксителя, почти чудодейственную его способность
вдохнуть в застывший камень покой, грацию и самое нежное чувство, сладострастную
негу
веселье».
В Афинах он выполнил для храма Артемиды Брауронии на Акрополе статую
Артемиды. В Габиях (в Италии) была найдена мраморная статуя Артемиды, которая,
вероятно, представляет собой копию Артемиды Праксителя. Позднее, в 343 году до
нашей эры, Пракситель выполнил свою другую известную статую Гермеса с Дионисом.
Вилл Дюрант пишет: «С достойной сожаления краткостью Павсаний замечает, что
среди статуй Герайона в Олимпии был „каменный Гермес с младенцем Дионисом на
руках, работы Праксителя". Немецкие археологи, работавшие на этом месте в 1877
году, увенчали свои труды находкой этой фигуры, погребённой под столетними
отложениями мусора и глины. Описания, фотографии и слепки не способны передать
всю красоту этого произведения; нужно встать перед ним в маленьком музее в
Олимпии и украдкой коснуться пальцами его поверхности, чтобы ощутить гладкость и
живую ткань этой мраморной плоти. Богу­вестнику поручено спасти младенца Диониса
от ревности Геры и доставить его к нимфам, которые тайно его воспитают. По дороге
Гермес сделал остановку, прислонился к дереву и поднёс к ребёнку виноградную
гроздь. Фигура младенца сделана грубо, словно всё вдохновение художника было
истрачено на старшего бога. Правая рука Гермеса отбита, а над ногами кое­где
пришлось потрудиться реставраторам; всё остальное, очевидно, сохранилось в том же
виде, в каком вышло из мастерской скульптора. Крепкие члены и широкая грудь
свидетельствуют о здоровом физическом развитии; шедевром является уже одна
голова с её аристократичной соразмерностью, точёными чертами лица и вьющимися
локонами; правая нога совершенна именно там, где совершенство в скульптуре такая
редкость. Античность не придавала этой работе первостепенного значения, что
свидетельствует о неисчислимых художественных сокровищах той эпохи». В поздний
период своего творчества Праксителем была создана статуя «Отдыхающего сатира»,
представляющая собой дальнейшее развитие композиции «Гермеса с Дионисом».

Пракситель - великолепный мастер гармонии, отдохновения. Его памятники
вызывают светлые мысли и чувства, слегка тронутые дымкой печали. Как считает
Дюрант, «до сих пор ни одному скульптору не удавалось превзойти уверенное
мастерство Праксителя, почти чудодейственную его способность вдохнуть в застывший
камень покой, грацию и самое нежное чувство, сладострастную негу и безудержное
веселье».




Top