Правила чтения сказок. Как правильно читать ребенку сказку? правила, которые сделают чтение вслух привлекательным

Психологи не перестают утверждать, чтение сказок положительно влияет на развитие ребенка. Сказка на ночь – это внимание и любовь родителей, которые трудно переоценить. Это поучительная история, которая закладывает в подсознание мораль. Это развитие фантазии, помогающее крохе в будущем. Сейчас можно читать сказки онлайн с планшета или телефона, удобных приложений. Можно рассказывать малышу истории из красочных книг или включать аудиосказки. Но какой способ даст больше пользы ребенку?

Читаем сказки правильно

Психологи уверяют, что если родители будут начитывать книгу без выражения, не вкладывая в текст свою любовь, эффект от этого будет не так хорош. Важно не просто озвучивать предложения, написанные на страницах или мониторе планшета. Стоит проживать историю вместе с героем. Своим голосом вы можете помочь ребенку пережить удивление, радость, разочарование.

Читайте выразительно, делайте паузы, озвучивайте диалоги с разной интонацией.

Уделяйте на чтение достаточное время. Ребенок ныряет в сказочный мир, не оставляйте его там одного. Но и не перегружайте кроху большим количеством информации. Три сказки на ночь малышу будет тяжело «переварить».

Ребенку до трех лет читают сказки не более десяти минут. Ребенку постарше от 15 до 30 минут.

Не обязательно читать сказку перед сном. Вы можете делать это днем, если ребенок находится не в активном состоянии и из него не плещет энергия. Важно, чтобы малыш хорошо воспринимал информацию, не было слишком уставшим. Взять с собой планшет можно в поликлинику, метро, в парк или поезд. Вместо игр на телефоне, вы можете закачать приложение и знакомить малыша с прекрасным.

Читайте сказку в любое удобное время и в любом удобном месте.

Психологи советуют превратить ритуал чтения на одно из самых любимых занятий ребенка. Для этого родителям нужно постараться. Выбирать сказки следует по возрасту, они должны быть интересными, яркими. Читать их стоит, вкладывая любовь. Тогда же данный ритуал можно использовать в воспитательных целях, если ребенок провинился. Специалисты настоятельно рекомендуют не наказывать малыша криками, унижениями, стоянием в углу. Вместо этого следует коротко побеседовать с ребенком, описать свои чувства, попросить не повторять больше плохое поведение. Как наказание, можно перестать читать сказки с картинками в течение недели.

Сказки могут стать помощником в воспитании ребенка.

Выбирайте правильно книги для ребенка. Истории должны быть интересными и поучительными. Следите за реакцией малыша. Обязательно обговорите после прочтение то, что ваше чадо поняло из прочитанного. Обговорите поведение, представьте себя на месте героев, спросите, как бы на их месте поступил ребенок.

Добрых ночей вам и вашему ребенку!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным:

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отдавая давно надоевшую повинность. Ребенок это чувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Приучите детей аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком.

Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

Таким образом, ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего интересует ребенка, соответственно, это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию художественного произведения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать самые разнообразные «внутренние звуки»: от легкости, приятного тепла, до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивать». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Если вы читаете сказку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.


7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для взрослых это и скучновато, но для него – нет.

8. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте семейное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Найдите время и помогите отреставрировать книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для вас книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.

12. Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь? Все атрибуты читаемых текстов, любую наглядность, музыкальное сопровождение можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

13. Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки: дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, свое отношение к прослушанному.

Для этого можно предложить игру-беседу с куклами-персонажами. Они позволяют отнестись к персонажам уже со своей позиции, вызывающей у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Опыт показывает, что иногда, прослушав сказку, дети не знают, что рисовать: они сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш и т.д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить ребенка и уж тем более ругать его. Посидев какое-то время, он все равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени произвело на него впечатление, задело его эмоциональную сферу. Поэтому детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, содержат много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т.д., можно узнать, каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему и т.д.

Домашние задания к научно-популярной книге :

1. Чтение взрослыми детям о животных, которые упоминаются в сказке.

2. Рисование детьми любого понравившегося животного.

Тема:Внеклассное чтение. Русские народные сказки. Викторина по сказкам. Озвучивание иллюстраций из народных сказок. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».Чтение сказки по ролям. Инсценирование сказки.

Задачи:

    расширить представление о волшебной сказке;

    учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

    обогащать словарный запас школьников;

    развивать речевое чутьё на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи).

Цели:

    обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

    создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

    продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения;

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувств ответственности, умение принимать решения в сложившихся ситуациях.

Ход урока

    Организационный момент .

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем

И красиво отвечаем.

II. Скороговорка:

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре-старушки

Все четыре большие болтушки.

III .Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Конкурс лучшего чтеца отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

IV .Сообщение темы и цели урока.

1.Слово учителя .

Книги учат детей

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

2. Прочитайте предложения .

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.

Жилибылидедибаба.

Жилибылистариксостарухой.

-Что это такое?(Зачин сказок)

-А какой конец у сказки обычно?

3.Актуализация знаний .

Слово учителя о сказке. Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др)

Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ …..» Продолжите (намёк, добрым молодцам урок)

III. Изучение нового материала.

А) -Посмотрите на картинки. Какие герои, предметы вам знакомы? (Перо Жар-птицы, печь, яблоко, Иван царевич, Баба Яга, Колобок, Лиса, Петух и т. Д.)

Знаете ли фамилии писателей, которые написали сказки об этих героях? Почему?

В ваших книгах, которые вы принесли одна сказка или несколько? (Сборник)

VI. Из какой сказки эти вещи

    Туфелька («Золушка»)

    Стрела («Царевна- лягушка»)

    Сапог («Кот в сапогах»)

    Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Печка («По щучьему веленью»)

    Кому принадлежат эти слова:

- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Корова – «Хаврошечка»)

- «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная» (Морозко)

«Не пей, братец, козлёночком станешь» («Алёнушка»)

- «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак)

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

«Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша)

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве» (Царевна-лягушка)

IV Викторина

    Ответь на вопросы.

    • Чем угощала лиса журавля? (кашей)

      Чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)

      Из чего варил солдат кашу?(из топора)

      Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси- лебеди»? (платочек)

      Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси- лебеди»? (мышка)

      Кого заморозил Мороз-синий нос?(купца)

      Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»

Ну, доченьки, мы на ярмарку поедем! Вам гостинцев привезём, а вы. деточки, за Иванушкой приглядывайте, чтобы не бы беды.

Выходит девочка и плачет. Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним. Может быть, вы мне подскажите, где его искать?

- Это героиня какой сказки?

- Это героиня русской народной сказки “Гуси-лебеди”.

- А ещё какие бывают сказки?

На доске.

Какие сказки появились раньше?

Раньше появились сказки народные.

Как дошли до наших дней народные сказки?

Их рассказывали взрослые детям.

А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве” ...

В сказках часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста” ...

В сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

В сказках есть волшебные цифры: три медведя, одно дело совершается три раза...

В сказках разговаривают звери, растения, предметы.

Почти во всех сказках побеждает добро.

В сказках может быть волшебство.

III . Физминутка.

IV. Чтение сказки “Гуси-лебеди” по абзацам детьми.

Перед чтением вопрос :

Почему с детьми приключилась беда?

- Дочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.

V .Работа по вопросам учебника.

Расскажите, с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке?

    Баба-Яга

    яблонька

    гуси-лебеди

    печка

    речка.

Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы-Яги? Кто были её добрые помощники в пути? .

VI. Речевая работа.

Как вы понимаете:

Сидит ни жива, ни мертва” - очень испугалась, замерла от испуга.

Зачем на глаза явuлась” - зачем пришла.

Подбери слова синонимы:

    кликала” - звала;

    причитывала” - говорила с плачем;

    “покуда” - пока;

    мой батюшка” - отец.

    худо будет” - плохо;

Работа со словом яблонька

. Посмотрите внимательно на слова и найдите другие слова(конь,блок…)

«Знаешь ли ты сказки?»

Я начинаю,а вы продолжаете

    Курочка -….

    Баба-…

    Жар-…..

    Иванушка- ….

    Царевна - …..

    Гуси - …

    Ковёр - ….

    Скатерть- …

    Сапоги - ….

    Сивка - …..

VIII .Разгадывание кроссворда.

Героиня сказки, которая украла петуха.

Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

Главный герой сказки «По щучьему велению».

Непоседа, который укатился от бабушки и дедушки.

Имя девочки из сказки «Три медведя»

Вставь имя героя и название сказки: «…- ясный сокол»

Как звали девочку, чей братик превратился в козлёночка?

Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку?

Героиня сказки «Бурёнушка».

IX. Итог урока.

Чему нас учит эта сказки?

    надо слушаться старших;

    быть скромным и вежливым;

    на добро отвечать добром.

Правила чтения сказки:

    Необходимо помнить, что сказка – тонкое искусство, поэтому её содержание нужно хорошо понять, а поняв, попытаться донести понятое до слушателей;

    Чувствовать в сказках речь обыденную, бытовую и речь высокую, напоминающую песни, причитания;

    Видеть и понять смысл необычных народных слов, которые творились людьми с тонким вкусом. Про эти слова А.С.Пушкин сказал, что им присущи «какое – то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться»;

    Создавать чтением таинственный, волшебный мир сказки.

    Сказки

Сказки надо рассказывать ночью
Под лохматые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочию,
Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко,
Околдовывать речью цветной.
Сказки надо рассказывать с толком,
Чтобы даль расступилась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.

Стр. 126

По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки?

          Именно его выбрал дня каких – то свойх целей чужеземец, явно волшебник, во всяком случае, человек из чужого мира, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком..

Веришь ли ты, что магрибинец – настоящий дядя Аладдина?

          Вряд ли это так. Он ведёт себя не как обычный человек, просто родственник, и его интерес к Аладдину не совсем обычен. Зачем он повел «за город, в лес», зачем ведёт к горе? У магрибинца явно есть какая – то тайная цель.

Встречался ли тебе в других волшебных сказках предмет, похожий на волшебный мешок? Случайно ли чудо с мешком происходит под деревом? То, что магрибинец ведёт Аладдина к горе, настраивает тебя на очередное чудо? Почему?

          Волшебный мешок напоминает скатерть – самобранку из русских народных сказок. Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира.

Стр. 131.

Знаешь другую сказку с похожим сюжетом (спуска героя в подземелье по поручению волшебника, прохождением комнат с чудовищами, ради добычи какого – нибудь невзрачного на вид предмета?

          В сказке Андерсена «Огниво» ведьма подводит солдата к дереву и поручает ему залезть в дупло. Там герой обнаруживает подземный ход и три двери, за первой из них сундук с медными деньгами, который охраняет собака, у которой глаза, как чашки; за второй дверью – сундук с серебром, который охраняет собака с глазами, как мельничные жернова; и за третьей дверью – сундук с золотом, охраняемой собакой, у которой глаза размером с круглую башню. Солдату разрешается брать сколько угодно драгоценного металла, а для ведьмы он должен принести только старое огниво (кусок камня или металла для высекания огня из кремня).

Присмотритесь внимательно к персонажам, которые охраняют сокровищницу: тебе уже встречались подобные?

          В подвигах Геракла. Геракл борется и со львом, и со змеями.

Какие черты героя обнаруживает Аладдин в подземелье?

          Аладдин, несмотря на юный возраст (ему всего 15 лет), способен выполнить трудное задание: ему очень страшно, но он открывает дверь за дверью, встречаясь со страшными чудовищами. Он способен выдержать те испытания, которые превращают его в настоящего героя.

Стр. 136.

Как выглядят джинны?

Джинны огромного роста. Голова как купол, руки – как вилы, ноги – как столбы, а рот – как пещера. Глаза мечут искры, а посреди лба громадный рог.

Как ты думаешь, какие именно силы природы воплощают в себе джины? Какое отношение человека к природе проявляется в образах джинов?

          Возможно, в образе джинов воплощался страх перед извержением вулканов лил перед другими стихийными бедствиями: грозой с молнией, ураганом ветре. Образы джинов воплощают в себе страх и уважение, которое вызывали у людей во все времена проявления великой и непредсказуемой Природы.

Какие волшебные металлы и предметы тебе встретились в этой сказке?

          В подземелье, куда спускался Аладдин, был камень с медным кольцом, была широкая железная дверь, над садом была протянута тонкая золотая сетка. Сама волшебная лампа – медная. Волшебные предметы – это лампа, кольцо, мешок.

Удаётся ли Аладдину жениться на принцессе Будур? Почему ты так думаешь?

          Конечно, ведь герой выдержал трудное испытание, владеет двумя волшебными предметами.

Причудлив мир арабской сказки,

Когда бедняк их бедняков

Жениться может на принцессе,

А падишах исчезнуть вовсе из своих дворцов.

Быть может выдумка всё это, может правда,

Но тот, кто ищет мудрости, поймёт,

Что жажда золота, несметного богатства

К хорошему концу не приведёт.

В сокровищах коварных джинов

Взор жадный лампу старую не разглядит,

И только тот, кто чист душой и сердцем – знает

Не всё то золото, что ярче звёзд блестит.

С какой западной сказкой сходен сюжет сказки Аладдин и волшебная лампа?

1. Кто по профессии отец Аладдина Хасан?

2. В каком городе жил Аладдин?

3. Как на Руси называли сказочников?

4. Злой, волшебник и хитрый колдун?

5. Помощник правителя на Востоке?

    Что просил Аладдин у волшебника в обмен на лампу?

Урок по литературному чтению (система Л.В. Занкова) на тему:

« 3-й класс

«Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян»

Д.Н.Мамин - Сибиряк

Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»

Цели: отрабатывать навык правильного выразительного чтения, формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков; воспитывать любовь к природе, к животным. Развитие у детей навыков исследовательского поиска. Формирование умений делать осознанный выбор.

Предмет исследования: водоплавающие птицы

Методы исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать (фото, рисунок)», «Получить информацию из книг, журналов, газет».

Оборудование: портрет Д.Мамина – Сибиряка, выставка рисунков учащихся, книга Д.Мамина – Сибиряка «Алёнушкины сказки».

Выставка рисунков учащихся на тему «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

Бывают мгновения, когда человек в самом, казалось бы, привычном и часто встречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново что – то, как будто видит впервые. Именно это и происходит «на наших глазах».

Вы- маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению.

Подготовка к восприятию:

    Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться.

    Что же гонит птиц с «милой стороны»?

(Зимняя бескормица)

    О том, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы, мы узнаём не только из рассказов и стихов, но …

Догадайтесь, о каком жанре литературы идёт речь в этих строках?

Добро и зло в стране чудес –

Как и везде – встречаются,

Но только здесь они живут на разных

Здесь по дорогам разные истории

скитаются

И бегают фантазии на тоненьких

(но и из сказок)

Например, из сказок Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка.

(учитель показывает портрет)

Мамин – Сибиряк написал много произведений для детей. Одна из его книг называется «Алёнушкины сказки», из которой мы прочитаем сказку «Серая шейка».

Чтение и анализ текста

    Чтение учащимися текста вслух по цепочке.

    Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

(Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

    А Селезень? (Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)

    Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)

    Какая из позиций ближе каждому из вас?

    Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? (В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем )

    Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку?

Вопрос на засыпку (исследование)

Почему утки не тонут?

Не зря говорят: «Как с гуся вода». У всех водоплавающих птиц, в том числе уток, на спине возле хвостика есть железа, вырабатывающая жир. А он, как известно, отталкивает воду. Ведь даже иголка, если её намазать жиром, будет лежать на поверхности воды. Утка нажимает клювом на железу, выдавливает жир и натирается им. Такая смазка делает оперение непромокаемым и сохраняет в нём воздушную прослойку, что тоже помогает держаться на плаву.

Словарно – лексическая работа.

Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу.

Верста – русская мера длины равная 1,06 км

Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней, пней или семян.

Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический.

Улетавший косяк – стая птиц.

Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см

Мораль: Не теряй веры

Будь сильным и мужественным

Не плыви по течению

Имей активную жизненную позицию.

Без борьбы не сдавайся

Не теряй воли к жизни.

Судьба бывает горькой и жестокой,

Но воли к жизни не теряй!

Не унывай, не падай духом,

И вкрадчивым речам врагов не доверяй.

Плыть по течению- удел безвольных.

Борись! Хоть в целом мире ты один.

Лишь сердцем храбрых, духом сильных

Не уничтожит страх, не сломит жизнь!

Последний миг борьбе отдать,

Чем выбраться на тихий берег

А. Мицкевич

В. Г. Белинский

Д. И. Писарев

Абай Кунанбаев

К. Ушинский

Л. Н. Толстой

Домашнее задание

Подумать, какие смысловые части выделяются в этих главах 1,2.

Работа по рядам :

1.Собери картинку.

2.Что вы знаете об этой птице?

1. Разгадайте кроссворд.

2.Вспомните пословицы в которых говорится о ключевом слове кроссворда.

1. Выполните опыт.

Смазать иголку жиром и поместить в стакан с водой.

2. Обоснуйте свой ответ, как он связан с водоплавающими птицами.

Дополнительный материа

Пословицы:

У страха глаза велики.

На всякую беду страху не напасёшься.

Бой отвагу любит.

Кто назад бежит, тот честью не дорожит.

    Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идёт на бой!

    Нет, лучше с бурей силы мерить,

Последний миг борьбе отдать,

Чем выбраться на тихий берег

А. Мицкевич

    Борьба есть условие жизни:

жизнь умирает, когда оканчивается борьба.

В. Г. Белинский

    Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе.

Лишь бездарный покоряется судьбе.

Абай Кунанбаев

    Люди умные и энергичные борются

до конца, а люди пустые и не куда не годные подчиняются без малейшей борьбы всем мелким случайностям своего бессмысленного существования.

Д. И. Писарев

    Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.

    Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло мужество.

    Уменье жить придёт само собою:

Лишь верь в себя, так жизнь возьмёшь ты с бою!

    Что бы не случилось, не теряй бодрости.

Л. Н. Толстой

    Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

К. Ушинский

    Мужество в несчастье – половина беды.

    Статую красит вид, а человека – деяние его.

Очень важным является методика работы над выразительностью речи, в которой ребенок сможет правильно, четко, ясно определить последовательность и правильность в работе.

Рекомендации по выразительному чтению малых фольклорных жанров

Предназначение колыбельной песни - успокоить, ребенка, протянуть ниточку любви, связывающую мать и дитя. Колыбельная исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Интонация должна быть успокаивающей, убаюкивающей.

Главная цель потешки - поиграть с ребенком, развеселить его, распотешить, весело научить его говорить, весело дать нравственный урок. Это веселая народная школа. Потешка задает «сценарий» игры. Главное в этой игре - жесты, движение. Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. « Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело.

Главная задача прибаутки (побасенки) - высмеять плохую черту характера или показать остроумие героя. Ее форма - диалог и монолог. Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Побасенка читается весело, лукаво.

Предназначение небылицы - весело учить ребенка различать действительность и фантазию, развивать воображение. При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов. Небылицы читаются весело, с юмором.

Загадка учит сообразительности. При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера.

Цель скороговорки - научить детей чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка. Скороговорка читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность.

Считалка исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.

Выразительное чтение малых фольклорных жанров чрезвычайно важно для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру. Ребенку постоянно приходится систематизировать явление действительности.

Правила выразительного чтения сказок

Сказки являются одной из любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правила выразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей:

Сказка должна читается в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок мог уловить ее суть.

Присказка читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости.

Тон таинственности соблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события, превращения. Голос звучит приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о необычайных приключениях героев. Положительный герой требует теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации. Голос звучит сочувственно, если главный герой страдает, обижен. Отрицательному персонажу соответствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.

Шутливой интонацией выделяются комические ситуации в сказках (лукавство, ирония в голосе).

После окончания чтения - длинная пауза, чтобы дети могли осознать и подготовиться к ее обсуждению.

В сказках для детей кроется особое очарование, открываются какие - то тайники миропонимания. Они находятся в сказочном повествовании самостоятельно. Это развивает мышление ребенка. Герои сказок становятся для детей их идеалом, они стремятся подражать им. Сказки очень важны для становления чтения детей.




Top