Правила общения театральные секреты. — Зачем нам нужно общение

Общение является одной из средств взаимодействия между людьми. Ни один человек не обходится без данного способа передать свои мысли и сообщить другому некую информацию. Здесь существуют свои правила, способы и средства, которые дадут тот или иной результат.

Общение с людьми является повседневным для каждого человека. Некоторые люди работают с клиентами, где также требуются определенные знания и навыки коммуникации. Поскольку многие люди сталкиваются с конфликтами и непониманием со стороны окружающих по причине неэффективности общения, сайт психологической помощи сайт предлагает рассмотреть основные правила и законы данной сферы жизни.

Человек общается со всеми и по всюду. В любой ситуации возникает коммуникация. Вот почему очень важно владеть определенными навыками.

Что такое общение с людьми?

Общением с людьми называется вид взаимодействия человека, при котором он передает определенную информацию, получает данные, воздействует на окружающих либо сам становится объектом для манипуляций. Человек преимущественным образом посредством общения желает не просто передать информацию и рассказать о своих мыслях, но еще и побудить слушателя (слушателей) на определенные выводы, действия, эмоции. Общение – это способ манипуляции, побуждения или вдохновения.

Люди принижают значение общения с посторонними для них мужчинами и женщинами. Это хорошо, когда есть любимые, близкие и родные. Однако важно иметь контакты с посторонними людьми. Не нужно заводить с ними дружбу. Не нужно их любить и . Важно другое – умение налаживать контакты с разными представителями.

Почему важно общаться с посторонними людьми? Общение с теми, кто вам ничем не обязан, на кого вы не можете надавить и заставить что-либо сделать, позволяет учиться строить отношения. Общаясь с близкими и родными, люди научаются ими манипулировать, «давить на слабые места и мозоли». А вот посторонние люди ничем не обязаны. Они могут дать отпор, проигнорировать слезы и чувство жалости. Здесь приходится учиться общаться с людьми так, чтобы договариваться с ними и достигать своего.


Отсутствие необходимости идти на уступки чужим людям приводит к тому, что человек перестает искать компромиссы с близкими. Когда вы находитесь в родственных отношениях или любовных связях с какими-то людьми, тогда позволяете себе вольность, хамство, манипуляцию и т. д. Вы можете надавить на жалость, чувство долга, вину, любовь. А с посторонними людьми такой номер не пройдет. Они вам ничем не обязаны. Все ваши манипулятивные приемы не сработают. В таком случае придется вырабатывать другие приемы общения, где у окружающих появится желание с вами договариваться и идти на уступки. Этим навыкам можно научиться только с чужими и посторонними, которые к вам равнодушны.

Психология общения с людьми

Общение человека с людьми имеет свои особенности и принципы. Поскольку общение предполагает побуждение собеседника на определенные действия, выводы или эмоции, человек изучает психологию данной области. Здесь можно раскрыть такие способы установления доверительных отношений:

  1. Попросите у человека помощь. Если вы не находите общий язык с собеседником, попросите его вам в чем-то помочь. Это удивительным образом вызовет у него к вам доверие. Почему? Поскольку он вам помог, то полагает, что может попросить помощи у вас. А это значит, что он может вам доверять, поскольку вы ему должны.
  2. Имейте общие интересы. Общение выстраивается легко и непринужденно у тех, кто обладает общими интересами.
  3. Повторяйте за человеком его жесты, позы и телодвижения. На подсознательном уровне люди тянутся всегда к тем, кто в чем-то похож на них.
  4. Попросите о чем-то. Попросите о том, в чем человек вам может отказать – попросите о большем, нежели хотели. Собеседник вам откажет. При следующей встрече попросите о том же или о том, о чем на самом деле хотели попросить. Человек, скорее всего, согласится. Почему? После своего отказа он, возможно, будет испытывать чувство стыда или угрызение совести за то, что вам отказал.
  5. Почаще называйте собеседника по имени и называйте его своим другом.
  6. Не указывайте на недостатки собеседника. Несомненно, они в нем имеются. Однако если вы будете говорить о том, в чем человек плох, это скорее оттолкнет его от вас.
  7. Не сопротивляйтесь мнению собеседника. Нередко вы будете сталкиваться с противоположным своему мнением. Это нормально. Попробуйте поначалу отыскать общие точки соприкосновения, в чем вы все-таки сходитесь во мнениях. А затем уже позвольте себе высказать свою точку зрения, но не акцентировать внимания на том, что вы думаете по-разному. Позвольте себе и собеседнику думать по-разному.
  8. Слушайте собеседника, не только говорите. Позвольте другому человеку высказаться.
  9. Перефразируйте слова собеседника, передавая суть сказанного им. Покажите, что вы его слушаете.

Правила общения с людьми

Общение с людьми – обширная наука, которая разрабатывает правила эффективной коммуникации:

  • Устраните пренебрежение к собеседнику.
  • Не обращайте внимания на оговорки или неверно произнесенные слова. Это не так важно, чтобы их исправлять и портить настроение собеседнику.
  • Не задавайте вопросы, на которые вы знаете ответы.
  • Концентрируйте свое внимание на собеседнике. Не отвлекайтесь от собеседника, чтобы он не подумал, что вам неинтересно.
  • Ведите себя так, чтобы собеседник почувствовал себя интересным, умным, очаровательным при общении с вами.
  • Старайтесь подстраиваться под стиль речи и телодвижения собеседника. Если у вас не получается, то не заостряйте внимания на том, в чем вы отличаетесь.
  • Спокойно реагируйте на то, что собеседник вас перебивает. Обычно это присуще мужской половине, которая очень быстро желает высказать свою мысль.
  • Улыбайтесь, только искренне.
  • Выдерживайте паузу после слов собеседника, чтобы подумать над его речью и дать возможность договорить, если на самом деле он не закончил.
  • Будьте уверены в том, что говорите, это вызывает симпатию.

Искусство общения с людьми

Общение происходит с разными людьми. Порой приходится общаться с теми, кто вам незнаком или неприятен. С незнакомыми людьми не нужно обсуждать личные или серьезные темы. Также не нужно раскрываться перед ними. Лучше ведите темы на поверхностные темы, которые не задевают вас глубоко.


Если общение складывается с человеком, который вам неприятен, тогда рекомендуется понять, в чем он вас раздражает. Поймите, что нет людей, которые на все 100% будут неприятными. В каждом есть свои достоинства, которые вы пока не рассмотрели.

Врагами будем называть тех людей, которые вас ненавидят, над вами смеются, оскорбляют или унижают вас, пытаются запугать или угрожают. Другими словами, враги – те люди, которые превращают вашу жизнь в калейдоскоп проблем и горя. Они все делают для того, чтобы вам было больно, а ваша жизнь превратилась в сплошные страдания.


Как общаться с врагами (людьми, которые вам не желают добра)? Попробуйте в таком случае задать себе другой вопрос: а вы разве должны общаться с такими людьми? К примеру, бедные люди всегда плохо отзываются о богатых (потому что завидуют их богатству), но богатые люди вообще не обращают внимания на бедных (соответственно, вообще о них не думают и ничего не говорят). Таким образом, зачем вам вообще общаться с врагами?

Вы можете сказать, что вам приходится с ними контактировать, потому вы с ними работаете (ваши коллеги) или даже живете под одной крышей (ваш любимый человек). Но это все равно дела не меняет. С людьми, которые вас оскорбляют и причиняют боль, вы можете вообще не общаться, потому что все ваши попытки пойти на контакт будут неудачны.

Итак, перестаньте вообще как-либо общаться с людьми, которые вам причиняют лишь боль и разочарование. Вы не обязаны с ними контактировать, какие бы ни были обстоятельства.

При этом следует соблюдать следующие правила:

  1. Направьте свои мысли и взор на то, чтобы реализовывать свои желания. Другими словами, перестаньте думать о своих врагах, забудьте о них. Начните осознавать свои желания, обдумывать планы и совершать действия по реализации ваших желаний. Займитесь тем, чтобы начать жить так, как вам бы того хотелось. И если ваши враги начнут что-то по этому поводу говорить, то вы просто не слушайте их бред. Они хотят вам помешать достигать успеха, но вы им не позволяйте. Как это сделать? Просто не слушайте их словесный бред в ваш адрес и думайте лишь о том, как сделать свою жизнь воплощенной мечтой.
  2. Будьте спокойны и . Помните, что ваши враги направляют свои усилия на то, чтобы вы обижались, плакали, страдали, чувствовали себя никчемными. А вы будьте уверенными и спокойными. То есть вам говорят что-то, оскорбляют или насмехаются, а вы воспринимайте это как неудачную попытку понизить вашу уверенность в себе. Не нужно считать мнение своего врага правильным, ведь оно однозначно является неправильным.

Это ключевой момент – вы должны перестать ждать того момента, когда ваш враг (или враги) наконец-то одобрят вас или похвалят, скажут: «Какой ты молодец!». Ведь вы именно этого и ждете. А вы перестаньте. Зачем вам, чтобы вас хвалили или говорили, какой вы хороший человек? Наплюйте на то, что думают о вас ваши враги. Сами себя начните хвалить и одобрять, анализировать, правильные вы поступки совершаете или нет.

Скажите сами себе: «Мне неважно ваше мнение, даже если оно хорошее». А о словах своих врагов думайте так: «Вы просто слабые люди, которые ничего не делают, а лишь гавкают и жалуются. Ваше мнение – пустой звук, который не имеет под собой никаких оснований. Нет доказательств тому, что вы обо мне думаете. Голословные слова присущи только слабым и низким людям». А вам ведь неважно мнение низких и слабых людей? Так думают богатые люди о бедных: они понимают, что им завидуют, поэтому им просто жалко становится, что вместо того, чтобы заработать денег, люди распускают сплетни, чтобы как-то оправдать свою лень и бедность.


Просто освободитесь от желания, чтобы все вами восхищались. Пусть ваши враги говорят и думают все, что захотят. Их мнение должно быть неважным, пустым звуком, комариным писком! Не слушайте его, а лучше думайте над тем, как бы воплотить свои желания в реальность и окружить себя лишь теми людьми, которые вам не завидуют и радуются вашему успеху. Будьте уверенны в себе, ведь вам важно лишь то, что вы сами о себе думаете. Будьте выше того, чтобы с врагами общаться. Станьте, почувствуйте себя выше этих людей. Перестаньте обращать внимание на то, что они о вас думают. Пусть они думают о вас, как о человеке, который достиг успеха и счастья.

Общение с пожилыми людьми становится особенно трудным, поскольку данная категория часто является категоричной, зацикленной на определенных проблемах, ставит себя превыше остальных. Пожилые люди нуждаются во внимании к своей персоне, поэтому порой они становятся невыносимыми.

Как общаться с пожилыми людьми?

  1. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации.
  2. Не вступайте в , даже если его провоцируют.
  3. Не настаивайте на своем мнении (пожилой человек навряд ли будет менять свое мнение).

Итог

Общение является одной из ведущих способов взаимодействия между людьми. Тот, кто боится общаться с окружающими, становится замкнутым человеком. Чтобы побороть свой страх, нужно повышать самооценку, а также тренировать свои навыки общения.

Время на чтение: 2 мин

Общение с людьми – это трансляция сообщений или обмен данными, происходящий между индивидами посредством специфических инструментов коммуникации, таких как речь или жесты. Однако понятие общение с людьми намного шире и охватывает человеческие взаимоотношения, взаимодействие социальных групп и даже целых наций.

Общение людей друг с другом предназначено для установления контактов. Без общения не способна обойтись ни одна из сфер жизнедеятельности человека. Для результативности общения необходим постоянный поток информации в устной или письменной форме. Такой поток должен быть обоюдно направленным.

Психология общения с людьми

Умение грамотно общаться и компетентно выстраивать различные виды контактов между индивидами в современном мире просто необходимо. Ежедневно люди взаимодействуют между собой. В процессах межличностных взаимодействий некоторые индивиды воздействуют на других и наоборот.

С позиции психологической науки, общение с другими людьми будет благополучным и эффективным только при совпадении интересов. Для комфортного взаимодействия необходимо, чтобы интересы обоих сторон совпадали. Даже абсолютно необщительный человек, если затронуть интересующую его тему, разговорится.

Для результативности и комфортности беседы необходимо научиться понимать своего партнера по коммуникации, предвосхищать его возможные реакции на конкретные высказывания. С этой целью ниже приведено несколько нехитрых приемов успешности коммуникационного взаимодействия между людьми.

Существует такой известный прием, который называется эффектом Франклина, по имени известного американского политического лидера, который обладал немалыми талантами и был незаурядной личностью. Для того чтобы добиться доверия индивида, с которым не смог найти общего языка и который к нему не очень хорошо относился, Франклин одолжил у этого человека книгу. После этого случая отношения стали у них носить дружественный характер. Смысл данного поведения лежит в следующем: индивид считает, что раз у него что-то попросили, то в следующий раз человек, которому он помог, в случае необходимости сам откликнется на его просьбу. Другими словами индивид, попросивший об услуге, становится выгодным для человека, оказавшего услугу.

Следующий прием носит название «дверью непосредственно в лоб» Если что-то требуется от собеседника, то следует попросить у него больше надобного. Если вы получите отказ, то при следующей встрече можно смело его попросить еще раз. Ведь человек, который проигнорировал вашу просьбу, будет испытывать угрызения совести и в следующий раз вряд ли откажет, услышав более разумное предложение.

Значительно повышает коммуникативное взаимодействие автоматический повтор движений и положения тела собеседника. Это связано с тем, что человеку присуще симпатизировать людям, которые хотя бы немного похожи на него.

Для создания дружественной атмосферы во время разговора следует непременно называть собеседника по имени. А для того чтобы партнер по коммуникации почувствовал к собеседнику симпатию, нужно во время беседы называть его своим другом.

Эффективное общение с разными людьми не подразумевает под собой указывание индивиду на его личностные дефекты. В противном случае можно только превратить человека из своего единомышленника в недоброжелателя. Даже если вы абсолютно не согласны с его точкой зрения, нужно попытаться все-таки найти точки соприкосновения и при следующей реплике начать предложение с выражения согласия.

Практически все личности желают быть выслушанными и услышанными, вследствие чего, нужно их расположить к себе во время беседы, применив с этой целью рефлективное слушание. То есть необходимо в процессе коммуникаций перефразировать периодически сообщения собеседника. Этим вы выстроите дружеские отношения. Более эффективным будет услышанную реплику трансформировать в вопросительное предложение.

Правила общения с людьми

Общение с другими людьми считается одной из важнейших составляющих успешности жизни. Для того чтобы коммуникативное взаимодействие было более результативным, разработано ряд простых правил, соблюдение которых сделает общение с людьми комфортным, эффективным и действенным.

При любой беседе нужно помнить, что ключом к ее результативности является внимание к партнеру по коммуникации. Именно от начала разговора, поддержания его в заданном тоне и гармоничного завершения зависит, достигнет ли говорящий поставленной задачи или нет. Человек, который делает вид, что слушает, а в реальности только озабочен собственной персоной и невпопад вставляет реплики или отвечает на вопросы, заведомо производит невыгодное впечатление на собеседника.

Люди далеко не всегда могут сразу и четко оформить свои мысли. Поэтому, если вы заметили в речи говорящего какие-либо оговорки, неверно произнесенное слово или фразу, то правильнее будет не акцентировать на них внимание. Этим вы предоставите собеседнику возможность почувствовать себя более непринужденно с вами.

Общение людей друг с другом будет неэффективным, если беседа будет окрашена пренебрежением. Так, например, фраза по типу: «я проходил мимо и решил заглянуть к тебе ненадолго» часто скрывает под собой безразличие или даже высокомерие.

Так как эффективное общение с людьми предполагает соблюдение определенного ритма речи, следует не перебарщивать с монологами. Не следует забывать, что каждой личности присущи сугубо индивидуальные характеристики речи и мыслительной деятельности, поэтому в разговоре необходимо периодически использовать небольшие паузы.

Проблемы в общении с людьми также зависят и от несхожести стилей коммуникационного взаимодействия сильной и слабой половины человечества. Половые различия между людьми проявляются в смыслах их реплик, форме используемых невербальных средств, таких как мимика, жесты и др. Женская речь характеризуется частыми извинениями и вопросами в конце реплик, неумением принимать комплименты без возражений, явной эмоциональной выразительностью, естественностью, использованием намеков или косвенных высказываний, употреблением восклицательных предложений и междометий, более грамотной структурой речи, широким диапазоном тонов и резкой их сменой, высоким голосом и выделением ключевых фраз, постоянной улыбкой и сопутствующими движениями.

Вопреки существующему распространенному мнению, мужская половина человечества говорит больше женщин. Они склонны чаще перебивать собеседника, более категоричны, стараются контролировать тематику диалога, чаще используют абстрактные существительные. Мужские предложения более короткие в сравнении с женскими. Мужчины чаще употребляют существительные конкретного характера и прилагательные, а женщины – глаголы.

Основные правила общения с людьми :

  • в процессе коммуникативного взаимодействия следует относиться к индивидам так, чтобы они могли почувствовать себя умными, интересными собеседниками и очаровательными людьми;
  • любую беседу следует вести не отвлекаясь; собеседник должен чувствовать, что его партнеру по коммуникации интересно, поэтому нужно снижать интонацию в конце реплики, кивать головой в ходе коммуникации;
  • перед тем, как ответить собеседнику, следует выдержать паузу в несколько секунд;
  • беседу нужно сопровождать искренней улыбкой; фальшивую, неискреннюю улыбку люди моментально распознают, и вы потеряете расположение к себе собеседника;
  • нужно помнить, что люди, уверенные в себе и в том, что говорят, вызывают безусловную симпатию в сравнении с неуверенными в себе индивидами.

Искусство общения с людьми

Так случается, что на жизненной дороге встречаются самые разнообразные индивиды – с одними из них легко и приятно общаться, а с другими, наоборот, довольно сложно и неприятно. А так как общение охватывает практически все сферы жизнедеятельности людей, то научиться владеть искусством коммуникативного взаимодействия – это необходимость реалий современной жизни.

Человек, в совершенстве владеющий искусством коммуникативного взаимодействия, всегда выделяется среди остальных индивидов, причем такие отличия относятся только к положительным сторонам. Таким людям намного проще устроиться на высокооплачиваемую работу, они быстрее продвигаются по карьерной лестнице вверх, легче вписываются в коллектив, заводят новые контакты и хороших друзей.

Общение с незнакомыми людьми не следует начинать сразу с серьезных и важных тем. Лучше начать с нейтральной темы, постепенно переходя на более важные вещи, не испытывая неловкости.

Также не рекомендуется говорить о денежных трудностях, проблемах в семейных делах или здоровье. Вообще, общение с незнакомыми людьми не предполагает использование тем личного характера. Не стоит также говорить и о плохих новостях. Так как есть вероятность того, что собеседника такая тема может насторожить, вследствие чего он найдет причину для уклонения от беседы. Не нужно обсуждать внешний вид общих знакомых в процессе разговора. Сплетни не повысят вашу привлекательность в глазах окружающих.

Категоричность в беседе также не приветствуется. Она только оттолкнет от вас собеседников. Не рекомендуется что-либо упрямо утверждать или отрицать. Ведь индивид, готовый отстаивать свою правоту в бурных спорах, даже если он и уверен в ней на сто процентов, будет совершенно не интересен как партнер по коммуникациям. Люди, вероятнее всего, будут стремиться избегать любого взаимодействия с таким человеком.

Если в процессе коммуникации завязался спор, то не следует повышать тон, отстаивая свою точку зрения или приводя аргументы. Всегда лучше стараться не доводить общение с разными людьми до спорных или конфликтных ситуаций. Начиная разговор, нужно помнить, что наибольшее уважение вызовет собеседник, который умеет лаконично и отчетливо доносить собственную мысль.

Искусство общения с людьми заключается в следующем:

→ не следует спрашивать о способах лечения или о том, как правильно составлять исковые заявления у врача или юриста, которые случайно находятся в гостях; для получения ответов на волнующие вас вопросы есть служебное время;

→ когда завязалась беседа и один из ее участников рассказывает историю или сообщает информацию, которая относится к теме разговора, то невежливо периодически поглядывать на часы, смотреть в зеркала либо искать что-то в сумке, карманах; таким поведением вы можете сбить с мысли собеседника и покажите ему, что его речь вам наскучила, т.е. просто оскорбите его;

→ общение с неприятным человеком подразумевает под собой, в первую очередь, осознанность; она нужна для того чтобы не попадать в плен собственных эмоций при каждом случае намеренной или неосознанной провокации;

→ необходимо стараться выработать в себе способность отстранятся от сложившейся ситуации, и смотреть на нее как бы со стороны, эмоционально не вовлекаясь при этом в ссоры, конфликты или другие нежелательные действия.

Если человек, с которым приходится общаться, вам неприятен, то нужно постараться понять, что же в нем вас раздражает и вызывает неприязнь. Так устроена психология субъектов, что человек может являться для другого зеркалом. Обычно, люди замечают в других такие недостатки, которые присутствуют в них самих. Поэтому, если вы обратили внимание на то, что в человеке вас что-то раздражает, то следует обратить внимание, прежде всего на себя. Может быть, в вас также присутствуют эти дефекты? После такого анализа раздражающий вас индивид перестанет раздражать.

Не стоит также забывать, что не существует на сто процентов негативных личностей или полностью положительных. В каждом человеке уживается плохое и хорошее. Довольно часто агрессивные действия или вызывающее поведение людей свидетельствует о наличии у них внутренних проблем, конфликтов. Некоторые индивиды просто не умеют по-другому себя вести, ведь такая модель поведения была заложена в них еще в семье. Поэтому злиться на них – это глупое и бесполезное занятие, которое только отнимет силы и нарушит душевную гармонию.

Общение с неприятным человеком нужно воспринимать как своеобразный урок, каждую неприятную личность, встречающуюся на пути – как учителя. А общение с хорошим человеком и приятным собеседником повысит настроение, поможет снять напряжение, улучшит эмоциональный настрой на оставшийся день. Вообще, из любого общения можно вынести знания и опыт, если перестать чрезмерно эмоционально в него вникать.

Общение с пожилыми людьми

Потребность общения с людьми особенно проявляется в пожилом возрасте, когда дети и внуки покинули родные пенаты, любимая работа осталась позади, а впереди только просмотр мыльных опер в промежутках между приездами родни.

Старение порождает у пожилых индивидов ухудшение общего самочувствия, вследствие чего у них может понижаться самооценка и усиливаться чувство собственной малоценности, недовольства собой. Пожилой индивид испытывает «кризис идентичности». Для него характерно ощущение отставания от жизни, снижение умения радоваться жизни полноценно. Вследствие этого может появиться стремление к затворничеству, пессимизм и . В таких случаях незаменимо будет общение с хорошим человеком, а лучше родной душой.

У пожилых личностей одной из причин искаженности коммуникативного взаимодействия являются сложности с восприятием и осмыслением полученных данных, их обостренная восприимчивость к поведению по отношению к ним партнера по коммуникации, пониженный слух. Эти особенности, и возникающие вследствие них проблемы в общении с людьми пожилого возраста обязательно нужно учитывать.

Для избегания недопонимания в общении с пожилыми людьми, рекомендуется побеспокоиться о том, чтобы быть правильно услышанным и понятым.

Общение с пожилыми людьми должно исключить навязывание собственных взглядов и советов людям преклонного возраста, которое только вызовет отрицательное отношение с их стороны. Они воспримут это как посягательство на собственную свободу, личное пространство и независимость. Вообще любое навязывание собственной позиции приведет только к резкому сопротивлению со стороны собеседника, вследствие чего пострадает эффективность коммуникативного взаимодействия.

Для избегания конфликтных ситуаций при межличностном общении с пожилыми людьми, следует придерживаться следующих правил поведения: не использовать конфликтогены и не отвечать ими на конфликтоген. Конфликтогены – это слова, словосочетания, позиция или действия, проявление превосходства, провоцирующие возникновение негативной или конфликтной ситуации. К ним относят приказы, неконструктивную критику, насмешки, издевки, саркастические реплики, категоричные предложения и т.д.

Страх общения с людьми

Потребность общения с людьми есть у каждого индивида практически с первых дней жизни. Однако у некоторых личностей, вследствие неверного семейного воспитания, постоянных ограничений, гипертрофированной зависимости, различных жизненных ситуаций, завышенной или, наоборот, заниженной самооценки, присутствует страх общения с людьми. У некоторых такой страх проявляется только при взаимодействии с незнакомыми людьми, у других – со всеми без исключения.

Страх общения с людьми считается наиболее часто встречаемым видом страха, который мешает полноценной жизни и самореализации. Данный вид страха присутствует у множества людей. Часто он вызван необходимостью вторгаться при беседе в личное пространство собеседника. Так как каждый человек имеет собственную дистанцию для коммуникативного взаимодействия, то когда другой человек вторгается в его личное пространство, у партнера возникает невидимый барьер, препятствующий зарождению общения.

Страх перед коммуникативным взаимодействием ведет к замкнутости, которая усугубляет нелюдимость, необщительность и отчужденность индивида. Вследствие чего у человека меняется отношение к окружающему социуму. Он начинает считать, что его не понимают, недостаточно ценят и уделяют внимания.

Можно выделить несколько приемов, которые помогают бороться со страхом общения с людьми. Первое, что нужно сделать для победы над страхом общения с людьми – это понять причину возникновения боязни. Для эффективности коммуникативного взаимодействия и повышения уверенности нужно стараться расширить собственный кругозор, научиться расставлять приоритеты.

Побороть страх перед общением с людьми помогает . Поэтому нужно вспомнить и записать все свои победы, достижения, результаты, постепенно дополняя новыми, ежедневно перечитывая их.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

В оригинале книга называется так: «Если бы я к себе прислушался… я бы себя услышал» («Si je m"écoutais... je m"entendrais»). Это и есть главная идея ее авторов - французских психологов Жака Саломе и Сильви Галланд: мы способны понять другого человека только тогда, когда научимся слышать и понимать самих себя.

С помощью множества примеров и историй из жизни они предлагают разобраться, какие обиды, неудовлетворенные потребности и личные мифы на самом деле управляют нами, когда мы вдруг без всякого повода огрызаемся на невинную просьбу, испытываем необъяснимое раздражение к малознакомому человеку, который ничего нам не сделал, или обижаемся на близких, в то время как те, наоборот, ждали от нас благодарности…

Словом, эта книга несравнимо глубже и тоньше любого учебника эффективного общения. Она учит не правильным ходам, а пониманию самой философии общения - и отношений, за ним стоящих. Освоив эти глубины, вы и сами сможете найти верные ходы.

2. «Научиться вести разговор в любой ситуации» Эммы Сарджент и Тима Фиерона

Каждому из нас приходилось испытывать трудности в общении: одни нервничают, когда надо поддержать разговор с незнакомыми людьми, другие впадают в панику перед необходимостью выступать на публике, кто-то смущается при общении с начальством, кто-то с трудом подбирает слова для того, чтобы выразить свои чувства.

Авторы этой книги, специалисты по НЛП, руководители компании по экстраординарному коучингу, предлагают свою методику обучения непринужденному общению - стратегию, помогающую победить неуверенность в себе и превратиться в интересного собеседника.

Как выясняется, искусство беседы включает в себя не только умение завязать и поддержать разговор, строить хорошие отношения и разговаривать на любые темы, в том числе и в трудных ситуациях. Не менее важный навык - умение вовремя замолчать, ему посвящена отдельная глава.

3. «Он шизофреник?!... Как общаться с трудными людьми» Франсуа Лелора и Кристофа Андре

Французские психотерапевты Франсуа Лелор и Кристоф Андре описывают десять типов «трудных людей»: тех, кто слишком зависим, сосредоточен на себе, самоуверен или, наоборот, склонен недооценивать себя, легкоуязвим, педантичен, постоянно критикует других или сильно нуждается в их внимании...

Раскрывая особенности их характеров, авторы помогают родственникам, друзьям и коллегам выстроить отношения с такими людьми, сделать общение максимально комфортным для них и для самих себя. И уверяют, что люди с трудным характером больше всего нуждаются в сочувствии и поддержке, поскольку никто не страдает от их поведения больше, чем они сами.

Жаль лишь, что издательство, выпуская эту качественную книгу, добавило к оригинальному авторскому названию «Как общаться с трудными людьми» игривое «Он - шизофреник?!..»

4. «Искусство непринужденной беседы» Корнелии Топф

Непринужденная беседа, или по-английски small talk, доставляет истинное удовольствие (а иногда и реальные выгоды) тем, кто владеет этим искусством. Остальные же считают ее пустой болтовней ни о чем, но втайне наверняка мечтают научиться легко завязывать знакомства, поддерживать приятный разговор с попутчиком или малознакомым коллегой на вечеринке. Что для этого нужно? Отбросить страх, усмирить голос сомнения, проявлять интерес и любопытство, двигаться от простого к сложному.

Такой путь предлагает начинающим любителям светского разговора консультант по общению из Университета Аугсбурга (Германия) Корнелия Топф. А вот чтобы стать профессионалом в этой области, надо, оказывается, исполнять желания других в ходе беседы, проявлять к ним искреннее внимание, уважение и сочувствие.

Подробный анализ нашего речевого поведения, стратегий и ошибок, предложенный в этой книжке, будет любопытен не только тем, кто стремится к карьерному и социальному успеху, но и тем, кто хочет быть приятным собеседником совершенно бескорыстно.

5. «Переговоры без поражения. Гарвардский метод» Роджера Фишер, Вильяма Юри и Брюса Паттона

Когда мы воспринимаем собеседника как соперника, у нас впереди две возможности: поражение или победа. Если ставки высоки, а соперник силен, ситуация становится рискованной. Как избежать борьбы и достичь соглашения? Роджер Фишер - профессор права Гарвардского университета (в отставке).

Под его руководством участники проекта «Гарвардские переговоры» проводили опросы известных переговорщиков, чтобы выяснить, в чем причина их успеха. Также более двадцати лет Роджер Фишер работал консультантом в реальных переговорах по всему миру: участвовал в урегулировании военных и дипломатических конфликтов, в коммерческих и правовых спорах.

В книге он дает систему четких рекомендаций. Например: «Концентрируйтесь на интересах, а не на позициях». «Поставьте себя на место противника. Проанализируйте занятую им позицию и спросите себя: «Почему?» Последовательно выполненные, они приводят к желанному результату и позволяют прийти к соглашению даже в тех случаях, которые на первый взгляд выглядят безнадежными.

6. «Коммуникация в психотерапии» Вирджинии Сатир

Как строится коммуникация в паре или между родителями и детьми? Как перестать обвинять, просчитывать и устраняться, чтобы освоить наконец уравновешенное, доверительное, открытое общение?

Ответы, которые подсказывает нам американский психотерапевт, основоположница семейного консультирования Вирджиния Сатир, каждый может получить сам. Для этого достаточно внимательно всмотреться и вслушаться в собеседника, установить с ним физический контакт и выполнить несколько обманчиво легких упражнений, примеряя на себя (и даже утрируя) разные модели общения.

«Вы узнаете много нового, если полноценно проиграете все свои роли», - уверяет Вирджиния Сатир. Итак, выберите себе новое имя, одну из ролей (обвинитель, заискивающий, расчетливый, отстраненный), соответствующую ей позу, манеру двигаться и говорить. Игра начинается!

7. «Родитель - ребенок. Мир отношений» Хаим Гинотт

С техникой активного слушания, которая в корне меняет качество отношений в семье, российских родителей познакомила Юлия Борисовна Гиппенрейтер (ее книги «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» уже много лет остаются бестселлерами). Но сейчас мы хотим напомнить о работе, которая была издана в Америке в 1965 году (когда, собственно, и совершила революцию в семейном общении), но до российских читателей дошла лишь в 2012 году.

Ее автор - Хаим Гинотт, выдающийся детский психолог и психотерапевт, эмигрировавший из Израиля в Америку в конце 40-х годов ХХ века. Первым в мире он придумал и организовал группы встреч для родителей. Участие в этом семинаре вдохновило Адель Фабер и Элейн Мазлиш на создание знаменитой книги «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».

В книге «Родитель - ребенок. Мир отношений» Хаим Гинотт впервые поведал родителям об эмпатической коммуникации («технике активного слушания») - как слушать и слышать ребенка, воспитывать, не унижая, и критиковать плохое поведение, не оскорбляя достоинства. И книга эта по-прежнему занимает первые места в списках мировых бестселлеров.

Русский перевод сделан с нового американского издания, отредактированного и дополненного вдовой автора, клиническим психологом Элис Гинотт, и семейным психологом Уоллесом Годдаром. (Эксмо, 2012).

Значение делового общения

Общения – основная форма человеческого бытия, извечное свойство человека. Такая «роскошь» как общение делает человека человеком. Отсутствие или недостаток общения деформируют человеческую личность.

Таким образом, общение – важнейшая форма взаимодействия людей. У большинства людей процессы общения занимают до 70% времени, а менеджеры на различное общение тратят в среднем 80% своего рабочего времени. В процессе общения одни люди передают другим свои идеи. Между ними устанавливается обратная связь. В их поведение вносятся определенные коррективы.

Способность к общению – важнейшее качество человека. К людям, вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми стараемся вообще не общаться или обращаться лишь в случае крайней необходимости.

Общение служит жизненно важной цели – установление взаимосвязей и сотрудничеству людей. Практически все проблемы бизнеса так или иначе связаны с общением, потому что общение – это процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми. Этот процесс доминирует в нашей жизни.

Многие считают, что общение – это универсальный элемент человеческого опыта, и поэтому воспринимают как должное. Распространено мнение, что общение – это простой инстинктивный процесс, который дается людям естественно, от рождения. На самом же деле, как показывают исследования, общения – невероятно тонкая и сложная деятельность. И от того, насколько умело построено общение, зависит немало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников фирмы своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, а также с государственными органами.

В современном менеджменте общение играет определяющую роль. Для менеджера – человека, который постоянно должен работать с людьми, способность к общению жизненно необходима. Это самый важный навык, которым должен обладать менеджер. Установлена четкая взаимосвязь между степенью его общительностью и успешной деятельностью организации.

Оценка эффективности руководства организацией производилась по специальной шкале. Высокая эффективность результатов деятельности соответствует двум степеням проявления общительности руководителей: 8-10 и 14-15 баллам. Низкие показатели эффективности руководства отмечаются в «замкнутых» (до 4 баллов) и «высокообщительных» (свыше 16 баллов) группах.

Отрицательное влияние сверхнизкой общительности руководителей на результаты труда вполне объяснимо, но почему невысока эффективность при высокой общительности руководителя (более 16 баллов)?

Замкнутость, высокая и сверхвысокая общительность ограничивают познавательные возможности руководителей по анализу, изучению и оценке как членов коллектива, так и ситуации в целом. Нередко при принятии управленческих решений они могут руководствоваться только внешними признаками, что, естественно, сказывается на качестве их работы. Высокая общительность мешает руководителям сосредоточиться на решении главных вопросов взаимодействия в коллективе, вызывает у них трудности в концентрации внимания.

Как правило, у членов коллектива уже сложившаяся социально-психологическая установка на определенный уровень общения с руководителями. Сверхобщительные и замкнутые руководители вызывают рассогласование между их поведением и установками членов коллектива, что в целом отрицательно влияет на формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Высокообщительные руководители своей неумеренной общительностью просто мешают работе коллектива. При взаимодействии с исполнителями срабатывает механизм «блокировки» общения с ним, поэтому общение происходит на условиях, далеких от оптимальных.

Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к общению, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая этим недовольство подчиненных. Руководитель должен понимать, что умение общаться – не менее значимый элемент его профессиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.

Формы общения

Всякое общение отличается не только своим содержанием, но и формой.

Форма общения – это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению их друг к другу. Главное в выборе форм общения в том, чтобы «друзей не сделать врагами, а врагов сделать друзьями» (Инге фон Ведемайер).

В данном случае речь идет о качестве общения, а точнее, о его культуре. В связи с этим важно выделить следующие компоненты общения:

Коммуникатор – тот, кто инициирует общение, сообщает информацию;

Аудитория (реципиенты) – тот, кому сообщают информацию;

Сообщение – то, что говорят (содержание информации);

Средства общения – технические средства, благодаря которым информация поступает к ее получателю.

В преобладающем большинстве случаев решающее значение для дела имеет содержательность общения, его насыщенность смыслом (даже самая лучшая информация без содержательной части не может привести к желаемому результату). Однако удачно выбранная форма общения сама по себе способствует достижению целей организации. Но в каждом конкретном случае форма общения будет разной. В связи с этим можно выделить две основные формы общения:

Опосредованное (косвенное) – через посредников, по телефону, факсу, обмен телеграммами и т.п.;

Непосредственное (контактное) – вступление собеседников в контакт «с глазу на глаз». Непосредственное общение имеет больше достоинств, поскольку обеспечивает прямое восприятие партнеров и их поведения. В этом случае применяются два вида коммуникации: вербальная (речевая) и невербальная (жесты, мимика, тембр голоса и т.п.).

Поскольку вербальная коммуникация занимает наибольший удельный вес в общении, умение говорить является важной составной частью авторитета менеджера. Люди теряют уважение к тем, кто не красноязычен, и часто проникаются доверием к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Слово – это такой раздражитель, на который сердечно-сосудистая система реагирует также как на физические нагрузки. Впечатление о руководителе (особенно первое) в значительной степени складывается по тому, насколько он умеет пользоваться словом. Требования, которым должна удовлетворять речь руководителя, разнообразны. Здесь важна простота и доходчивость, художественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и др.

Необходимо выявить роль информации, которая проходит по каналам общения в организации. Информация может быть разделена на три категории:

Функциональная – передается всем или определенной (заинтересованной в ней) группе лиц для того, чтобы они могли выполнять свои функции. Это информация о политике, целях и организации, директивы и т.п. Она поступает в разных направлениях (вертикально или горизонтально) независимо от степени централизации или децентрализации фирмы. Традиционно обмен такой информацией называется формальным общением, так как она передается по официальным каналам организации;

Координационная – циркулирует между функциональными подразделениями организации (например, между отделом сбыта и отделом маркетинга). Поток координационной информации движется обычно в горизонтальном направлении. В этом случае необходимое общение происходит при встречах, посредством телефона, служебных писем, объявлений и др. По существу, это общение (взаимодействие), связанное с организацией совместной деятельности по решению задач фирмы;

Оценочная – происходит общение, которое имеет отношение к статусу сотрудников, восприятию ими друг друга. Каналы передачи оценочной информации включают обычно награды, поощрения за заслуги, поощрительные письма с благодарностью за значительный вклад в деятельность организации.

Организация общения

Общение отличает то, что в процессе его информация не только передается, но и формируется, уточняется и изменяется. Каждый менеджер заинтересован, чтобы информация, которую он адресует собеседнику, была не просто им принята, но и достигла главной цели. Это указывает на то, что менеджер должен соответствующим образом организовывать общение. Слагаемые общения – формулирование цели и подготовка, непосредственно само общение, принятие решения.

Цель общения.

Процесс общения начинается с формулирования идеи. Этот шаг называется идеизацией, то есть человек, который хочет общаться, должен передать появившуюся у него идею. Цели, которые формулирует менеджер, могут быть самыми разными: заключить соглашение, подписать договор, разрешить сорный вопрос, убедить собеседника в чем-либо, получить необходимую информацию и т.п. Чем конкретнее сформулирована цель делового общения, тем больше определенности в последующем. Это особенно важно при выборе тактики общения. Чтобы идею менеджера понял и осознал собеседник, он сам должен иметь четкое представление о том, что он хочет получить в результате воплощения идеи и какого характера воздействие необходимо оказать на партнера по общению, чтобы цель была достигнута. Практика показывает, что многие идеи не реализуются лишь потому, что у менеджера нет ясности и продуманности в постановке вопроса.

Подготовка к общению.

Ваш собеседник во всем согласится с вами;

Решительно возразит и перейдет на повышенный тон беседы;

Не отреагирует на ваши доводы;

Проявит недоверие к вашим словам и мыслям;

Попытается скрыть свое недоверие.

Таким образом, подготовка к деловому общению предусматривает составление своего рода плана, включающего следующие основные аспекты:

Участники беседы должны располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;

Следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (шум, громкую музыку, возможность вмешательства в беседу других лиц);

Необходимо настроиться на беседу, то есть отвлечься от своих переживаний, которые бы отрицательно бы повлияли на готовность к общению;

Следует успокоить себя, если предстоящая беседа должна вызвать слишком сильное волнение, и дополнительно мобилизоваться;

Необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на объективность восприятия собеседника (например, чувство симпатии–антипатии);

Если есть возможность, перед беседой следует познакомиться с анкетными данными собеседника; при этом нужно иметь в виду, что эти данные могут повлиять на вашу объективность;

Надо заранее предвидеть возможные вопросы, которые может поставить собеседник, и быть готовым к ответу на них. Следовательно, должны быть учтены участники беседы (пол, темперамент, характер, уровень профессиональной подготовки и другие качества), проанализирована тема и оценена сложившаяся ситуация.

Каждая личность характеризуется присущими только ей потребностями, мотивацией деятельности и интересами. В связи с этим менеджер на стадии подготовки к общению должен учитывать все мотивы и выбрать наиболее эффективные средства воздействия на партнера уже на стадии непосредственного общения.

Важно не только оценить будущего собеседника и сложившуюся ситуацию, но и продумать манеру своего поведения, чтобы эффективно управлять собой, создавать своим личным поведением и поступками благоприятные условия для общения. Для этого надо выяснить ситуация и тему для общения, проработать в соответствии с проблемой дополнительный материал.

Место общения.

После проведения комплекса подготовительных мероприятий следует подготовить место, где пройдет разговор. Как правило, оно должно удовлетворять двум правилам:

  1. ничто не должно отвлекать или мешать общению;
  2. хорошее оснащение места проведения делового общения, вспомогательные материалы (дополнительная информация, официальные и нормативные документы и т.п.

Если менеджер хочет подчеркнуть свою власть и свое превосходство, то беседа должна проходить в его кабинете. Если руководитель желает добиться хорошего контакта с подчиненным и его поддержки, встреча должна проходить в кабинете подчиненного. В этом случае применяется принцип территориальности: большая часть людей чувствует себя более уютно в своем кабинете, чем в кабинете начальника.

При официальном общении вы находитесь на своем обычном месте – за столом.

Для полуофициального общения вы располагаетесь напротив посетителя за приставным столом или за столом заседаний, как бы приравнивая этим свой статус к статусу посетителя.

Зона неофициального общения представляет собой два-три кресла (желательно удобных, располагающих к расслаблению) и журнальный столик.

Расстановка мебели.

В типичном кабинете руководителя он сидит за большим столом, а место для посетителей расположено через стол от него. В кабинетах, где кресла и диваны размещены под правильным углом, обстановка способствует более расслабленному личному общению. В кабинете с большим столом подчеркивается власть сидящего за столом, а при общении часто возникает чувство подавленности у подчиненного. В связи с этим при общении начальника с подчиненными предпочтительны столы круглой формы.

Как усадить собеседника?

Вопрос не такой праздный, как на первый взгляд может показаться. Мы, люди – натуры довольно тонкие: очень часто испытываем чувство дискомфорта, а объяснить, почему это так, не можем. Возможны как минимум три размещения беседующих: напротив, рядом, под углом 90 градусов. Каждый вариант используется довольно часто, но какой из них более предпочтительно? Считается, что общение эффективно тогда, когда примерно треть времени контакта собеседников их взгляды встречаются, поэтому стулья за столом беседы следует размесить под прямым углом.

Определение стратегии и тактики общения.

На этом этапе следует определить главную и второстепенные цели общения (в частности, чем можно и чем нельзя пожертвовать). Важно уяснить, что можно отдать, чтобы получить большую прибыль. К тактике общения относится и умение задавать вопросы. Направление беседы можно регулировать, задавая вопросы. Вопросы делятся на «открытые» и «закрытые».

Открытый вопрос – вопрос, на который нельзя ответить односложно (да, нет, не знаю), а приходится о чем-то рассказывать. Открытые вопросы незаменимы, когда целью общения является получение информации.

На закрытые же вопросы необходимо отвечать только «да» или «нет». Такие вопросы эффективно использовать для достижения следующих целей: убедить собеседника, получить его согласие, подвести его к отказу от чего-либо, преодолеть его сопротивление – например, тогда, когда нужно дать поручение сотруднику, который (вы это знаете по опыту) будет спорить и доказывать, что это не входит в его обязанности и т.п.

Процесс непосредственного общения.

Общение начинается с создания контакта. Эта фаза связана с преодолением определенного психологического барьера. Некоторым лицам этот барьер кажется таким непреодолимым, что они отказываются вообще обращаться к кому бы то ни было. Чтобы такого не происходило, менеджер должен знать, что любой собеседник подвергается воздействию со стороны авторитета инициатора беседы, содержания беседы, достаточности (недостаточности) информации по обсуждаемой теме, силы личности руководителя.

В процессе общения судьба беседы зависит от первой ее минуты. За это время нужно установить контакт, создать психологический комфорт. Для этого опытные специалисты рекомендуют готовить свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным. Такая форма вопроса и энергичное его разрешение определяют положительный эмоциональный дальнейший тонус собеседников и создают у них чувство результативности.

Начальная фаза общения может осуществляться частично либо вообще пропускается. Вместе с тем считается, что на данном этапе создается мост между партнерами по общению. Именно по этой причине на начальной фазе важно проявить искренний интерес к личности собеседника, к его проблемам, корректно отнестись к различным аспектам беседы. В связи с этим можно сформулировать основные задачи начальной стадии общения:

  1. установление контакта (вопросы типа: как самочувствие? как долетели?);
  2. создание приятной атмосферы для общения (удобная мебель, чай, кофе, другие напитки; приятная улыбка и т.п.);
  3. привлечение внимания (говорите о том, что интересует вашего собеседника; акцентируйте внимание на вещах, которые он больше всего ценит);
  4. пробуждение интереса к беседе (найдите такие нюансы в вашей идее, которые неизвестны собеседнику, но важны для вас обоих).

Передача (получение) информации.

Она логически продолжает начало беседы и одновременно является барьером для перехода к фазам аргументации. Цель этой части общения состоит в решении следующих задач: сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника; выявление мотивов и целей собеседника; передача собеседнику запланированной информации; анализ и проверка позиции собеседника.

Передача информации – это процесс общения между менеджерами и собеседником. В этом отношении можно выделить следующие элементы:

Информирование собеседника;

Постановка вопросов;

Слушание собеседника;

Наблюдение за реакциями собеседника:

Анализ реакции собеседника.

Особую сложность в процессе общения составляет проблема умения слушать. Специалисты в области менеджмента говорят о том, что умение слушать – один из главных показателей культуры человека. По манере слушать, можно выделить три типа людей: а) внимательные; б) пассивные; в) агрессивные.

Внимательный слушатель правильно оценивает ситуацию, создает атмосферу беседы и тем самым располагает собеседника к высказыванию.

Пассивный слушатель своим внешним и внутренним безучастием к беседе вызывает у собеседника апатию и побуждает его к уклонению от основных идей беседы.

Агрессивный слушатель своим поведением не только закрывает себе доступ к пониманию собеседника, но и возбуждает у него агрессивные реакции, наталкивающие последнего на агрессивные ответные действия. Достаточно, например, ведущему беседу принять «позу обороны», как у собеседника начнут напрягаться мышцы, и он незамедлительно почувствует внутреннее желание быть как бы наготове. И наоборот стоит только «ведущему» расслабиться, как та же реакция проявиться и у «ведомого».

Уметь слушать не так просто, как кажется на первый взгляд. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Каждому из нас приятно общаться не с тем, кто хорошо говорит, а с тем, кто умеет слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Несколько рекомендаций по решению проблемы умения слушать:

1. когда вы слушаете, делайте соответствующие пометки на бумаге (это касается и телефонных разговоров); никогда не отвечайте на телефонный вызов без карандаша в руке;

2. пытайтесь сводить к минимуму или вовсе исключить то, что отвлекает ваше внимание;

3. научитесь находить самый ценный материал, содержащийся в полученной вами информации;

4. установите, какие слова и идеи возбуждают ваши эмоции, и попытайтесь нейтрализовать их действие: в состоянии сильного эмоционального возбуждения вы слушаете не очень хорошо;

5. когда вы слушаете, спросите себя: «В чем цель говорящего? В чем моя цель как слушателя?»

6. когда вы слушаете, нельзя обдумывать следующий вопрос (готовить контраргументы);

7. сконцентрируйте внимание на сущности предмета беседы и отбросьте все второстепенные вопросы.

Аргументация.

В момент аргументации необходимо продумать вопросы, которые вы будете задавать, а также предусмотреть возможные варианты ответов на них. Вместе с тем следует просчитать варианты уточнений и вопросов, который может задавать ваш партнер по общению, а также возможные ответы на его вопросы. В процессе этой работы и появятся аргументы, которые вы сможете использовать для утверждения своей позиции (ссылка на конкретные документы, лучшие предприятия и т.п.).

С помощью аргументов можно полностью или частично изменить позицию и мнение своего собеседника. Вот некоторые правила, которых необходимо придерживаться для достижения эффекта в процессе аргументации:

Оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;

Темп и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника;

Аргументация должна быть корректной по отношению к собеседнику;

Следует избегать штампов и жаргонизмов в своей речи.

Подведение итогов делового общения

Искусство общения проверяется уже после состоявшегося разговора. Результаты беседы не следует переоценивать, так как посредством одного разговора не всегда удается достичь стратегических целей общения и понять собеседника.

При анализе беседы следует очень внимательно оценить отношение собеседника к тем событиям, людям и фактам, по поводу которых, собственно, и состоялась беседа. Просматривая свои записи и итоги, можно установить нерешенные задачи и наметить план будущей беседы.

Принятие решения.

Это заключительный элемент процесса общения. Подводятся общие и частные итоги беседы; оговаривается полученный результат; конкретизируются вопросы для последующего решения, а также выделяются нерешенные проблемы.

Таким образом, межличностное общение базируется на навыках, которые в процессе трудовой деятельности менеджера постоянно совершенствуются. Руководитель не должен недооценивать навыков межличностного общения, без которых невозможно эффективное управление организацией.

Сегодня я решил затронуть довольно интересную тему. Мы поговорим об искусстве общения . Многие из нас даже не задумываются, насколько важно знать некоторые принципы успешного общения. Люди проводят неудачные переговоры, проваливают собеседование при приёме на работу, не могут познакомиться с понравившейся девушкой (парнем), убедить собеседника в чём-то и т.д. Подобные неудачи часто списываются на отсутствие везения, на плохой день, на «трудного» человека и т.п. Но только ли в этом причина?

Убеждён, что почти каждый человек хотел бы уметь влиять на других людей. Например, с помощью «искусства общения». И подобные желания вполне обоснованы. Сколько выгод и преимуществ можно извлечь, обладая знаниями, которые помогут «влиять на людей» или просто более успешно общаться? Ответ очевиден.

Завести новое знакомство, добиться расположения вышестоящего начальства, убедить трудно сговорчивого партнёра (коллегу), провести успешные переговоры, получить скидку и т.д. Этот список можно продолжать очень долго. Всё зависит только от Ваших целей и круга общения.

Кто-то может подумать, что подобными способностями обладают только особо одарённые и «везучие» люди. И это будет ошибкой. Нет, никто не станет спорить, что ораторские задатки, красивая внешность и приятный голос дают определённые преимущества. Но это далеко не главное. Ведь встречают «по одёжке», а провожают, как известно, «по уму».

Поэтому даже самый «невыразительный» человек, при знании некоторых слабостей человеческой психологии, может быть гораздо более успешным в «искусстве общения». Ведь ни для кого не секрет, что разведчики (шпионы), опытные дипломаты (переговорщики) зачастую очень легко входят в доверие, успешно убеждают людей, «узнают» нужную информацию.

Вы думаете, что их учат каким-то практикам «магического влияния» и они всех подряд гипнотизируют и зомбируют? Совсем нет, как правило, всё происходит гораздо проще. Эти люди отлично знают основные принципы вербального общения и успешно используют проверенные практики. Иными словами, они почти в совершенстве владеют искусством общения и при каждом новом разговоре «оттачивают» своё мастерство.

Искусство общения, или как слова влияют на людей?

Давайте рассмотрим несколько основных принципов, которые оказывают влияние почти на любого собеседника:

1) Как начать разговор? Очень важным является начало беседы. Приветствие, сопровождаемое взглядом в глаза, подсознательно нравится почти всем людям. Если Вы видите человека в первый раз, обязательно запомните его имя. К примеру, японцы, уполномоченные вести переговоры, никогда не забудут Ваше имя.

Мне приходилось общаться с представителями японской компании. Я был приятно удивлён, когда узнал, насколько умело японцы используют вышеописанные принципы. При первом знакомстве некоторые из них записывают имя нового партнёра (но стараются делать это незаметно).

Не обязательно прибегать к такому же методу (браться сразу же за мобильный, или тянуться за ручкой). Подобные действия не всегда удобны и красивы. Лучше постараться найти ассоциацию в своей памяти.

Например, если Вы уже знаете человека с таким именем, сопоставьте этих людей. Допустим, представьте, что Вы познакомились с Андреем Сергеевичем. Если у Вас уже есть друг с именем Андрей, вообразите, что новый знакомый его друг или брат. Таким образом, вспоминая имя нового знакомого, Ваша память автоматически найдёт ассоциацию с Вашим другом. А значит и имя вряд ли забудется. Подобные приёмы очень эффективны. Но у каждого память индивидуальна, поэтому можете придумать для себя и более подходящий вариант.

2) Почему очень важно помнить, как зовут собеседника? Забыть имя человека – значит, проявить неуважение и невнимательность к нему. Людей очень раздражает, когда их имя не помнят. Таким образом, Вы даёте собеседнику понять, что он для Вас мало что значит.

Напротив, необходимо стараться как можно чаще употреблять имя человека в диалоге. Многие даже не представляют, насколько значимым для большинства людей является этот факт. Учёными доказано, что когда человек слышит своё имя — это крайне благоприятно влияет на его настрой, причём на подсознательном уровне. Не секрет, какой большой любовью и уважением пользовались великие полководцы. И это не удивительно, как правило, они помнили по именам всех своих воинов (подчинённых).

3) Как создать «ауру доверия»? Начиная беседу, задайте несколько вопросов, на которые собеседник с удовольствием даст положительный ответ «да». Это создаст ауру доверия между вами. Полезным будет вовремя сказанный комплимент. При этом никакой лести быть не должно. Человек любит, когда его отмечают, но это должно выглядеть естественно. Не задавайте личные вопросы, тем самым, наоборот вызывается недоверие и дискомфорт.

4) Умение слушать. Очень важно уметь слушать собеседника. Это гораздо ценнее, чем умение красиво говорить. Когда человек говорит о своей персоне и своих проблемах, он становится более восприимчив к Вашим словам. Проявляйте искренний интерес к нему. Любые советы и предложения давайте не от своего имени, а от его (её) имени. Так выражения: «я думаю», «я бы хотел», лучше заменить на: «что Вы думаете», «не хотели бы Вы». Ведь человек всегда охотнее будет высказывать своё мнение, нежели слушать других. Так же очень сильным приёмом является «подмена желаний», но об этом чуть дальше.

5) Создайте оптимистический настрой. Обязательно будьте оптимистом при разговоре. Уверенность в успехе и улыбка оказывает очень сильный эффект на окружающих. Известно, что из 10 человек более убедительным и привлекательным является тот, кто позитивно настроен и с улыбкой говорит о трудностях.

6) Узнайте интересы собеседника. Говорите с человеком о том, что ему нравится. Если есть возможность, будет крайне полезным заранее узнать о его пристрастиях и хобби. Постарайтесь проявить искреннюю заинтересованность в темах, интересных Вашему собеседнику. Человек подвержен сильному влиянию, когда рассказывает о том, чем он увлечен. А если Вы покажете ему, что Вас тоже очень интересует данная тема (и будете в ней компетентны), то расположение и доверие Вам обеспечены. Ведь единомышленники – это вторые друзья.

7) Что такое «подмена желаний»? И не надо забывать, что очень действенным способом является «подмена желаний». Иными словами, если у Вас есть какое-то дело или просьба к человеку, то будет очень полезным, как бы невзначай, намекнуть ему о ней. Но не прямым текстом попросить, а отметить мимолетом.

К примеру, выражение, сказанное в ходе разговора: «Было бы неплохо, если бы…..», «Да, было бы отлично, если бы это сделали». То есть Вы не просите что-либо впрямую, а ненавязчиво отмечаете какое-то желание. В итоге у собеседника в подсознании отложится ваша просьба или желание, которые, при правильном подходе, могут через время превратится в его собственные.

При этом, нельзя пытаться применить какие либо жёсткие методики, пытаться заставить человека что-то сделать, что-то ему навязать. Ни в коем случае. Это только отталкивает собеседника от Вас. Сначала необходимо уяснить одну истину. Человек с удовольствием сделает не то, что хотите Вы, а то, что хочет он. Запомните это. Главный секрет заключается в том, чтобы заставить человека воспринять Ваше желание, как своё.

Стоит отметить, что немаловажным является тот факт, в какое ухо Вы говорите человеку ту или иную фразу. Учёными уже давно доказано, что фразы, сказанные в правое ухо собеседника, воздействуют на логику, а фразы, которые сказаны в левое ухо, воздействуют на чувства человека.

Поэтому о чувствах: комплименты, признания в любви и т.п. лучше говорить в левое ухо. А просить что-то, говорить и делах лучше в правое ухо.

В тоже время если Вы, к примеру, просите прощения, то примирительные слова лучше сказать именно в праве ухо. Практикой доказано, что в данном случае Ваши шансы на «успех» значительно возрастают.

Очень важно правильно завершить разговор (общение)

И, в заключении, хотелось бы отметить. Серьёзно относитесь к тому, на какой теме Вы заканчиваете разговор. Ведь любой человек, будь то мужчина или женщина, склонен запоминать именно последние фразы. Поэтому, если закончить беседу банальностью, то и весь эффект от диалога будет соответствующим.

Применяйте эти принципы на практике и со временем Вы оцените их эффективность.

Пусть Ваше общение будет всегда успешным и поможет Вам добиваться своих целей!

Буду рад «услышать» Ваши мнения и комментарии.




Top