Правила поведения в театре 2. Правила поведения в театре

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.

1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9 . Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Театральные сцены поражают своей зрелищностью, красотой. Живая актерская игра вызывает бурю эмоций, погружая в атмосферу мастерски созданного представления. Одним из самых распространенных способов приобщения к культуре считается посещение театров, где существует свой этикет поведения.

Как правильно себя вести?

По значимости театральное представление сопоставимо с торжественным или официальным приемом, поэтому требует соблюдения определенных норм этики общения, поведения. Во все времена существовали свои поведенческие нормы. Сейчас требования к ним немного упростились. Однако это не означает, что их можно игнорировать.

При посещении театрального заведения рекомендуется вести себя сдержанно. Не стоит громко разговаривать, создавать скученность, прилюдно приводить себя в порядок. Для этого существуют дамские комнаты. По любым вопросам можно обращаться к служащим театра. Делать это нужно с особой вежливостью, уважением.

Чтобы не быть «белой вороной» и получить максимум удовольствия от просмотренного спектакля, необходимо соблюдать принятые обществом негласные каноны. Они позволят поддержать атмосферу праздника и своеобразного таинства действия.


Театральная этика уделяет внимание внешнему виду, правилам нахождения в здании театра, в зрительном зале, по окончанию представления. Особая роль отводится нормам поведения детей, за которые ответственны их родители.

Требования к внешнему виду

Первое впечатление создается по внешнему виду. Важен стиль, цветовая гамма, манера носить одежду, прическа.

  • Внешний вид должен быть опрятным. Совсем необязательно надевать шикарные платья или смокинги. Скромный аккуратный образ вполне уместен. Допускаются украшения.
  • Мужчинам лучше прийти в классическом костюме с рубашкой неброских тонов. Не рекомендуется использовать спортивный стиль одежды.
  • Следует уделить внимание обуви, не только ее модели, но и чистоте. Кроссовки, конечно, удобнее, но для театрального мероприятия лучше выбрать классический стиль.
  • Волосы должны быть аккуратно уложены. Они могут спадать с плеч или быть собранными в пучок. При использовании заколок, лучше отдавать предпочтение элегантным неброским цветам и дизайну.
  • Мужчины также должны быть аккуратно причесаны, выбриты. Одной из модных тенденций является ношение бороды. В этом случае она должна выглядеть ухоженной.
  • Можно использовать парфюм.

Однако важно не переборщить с духами или туалетной водой. Иначе это может создать чувство дискомфорта у сидящих рядом людей. К тому же следует учитывать наличие возможной аллергии на запахи.


Выбор места

Среди основных канонов выделяют следующие.

  1. В театр нельзя опаздывать . Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.
  2. Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок . Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.
  3. Проходить к своим местам нужно аккуратно , стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.
  4. Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника , близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.


Несоблюдение правил этикета может вызвать ответную реакцию в виде негодования. Чтобы замечания не испортили остаток вечера, нужно быть внимательным к другим.

На спектакле или представлении

К основным правилам поведения, будь то на обычном представлении, оперном или музыкальном, можно отнести следующие.

  • Следует соблюдать полнейшую тишину. Нельзя выкрикивать что-то с места, обсуждать актеров, шуршать сумками, чихать, громко кашлять. Мобильные телефоны необходимо выключить или убрать звук. Это отвлекает не только окружающих, но также самих актеров.
  • Не допускается спать во время представления.
  • Не рекомендуется принимать пищу. Есть следует во время перерыва в специальных местах, например, в кафе или баре.
  • Неприлично покидать зал во время театрального действия, даже если оно наскучило.




  • Если для просмотра спектакля выдан бинокль, то не рекомендуется через него рассматривать других зрителей.
  • Не стоит бурно выражать свои эмоции. Аплодисменты важны в уместное время. Лучше, если они будут сдержанными.
  • Дарить цветы следует по окончании всего действия. Для этого не нужно идти прямиком на сцену. Букеты передают в проходе между сценой и первым рядом или через сотрудников театра.
  • В конце представления актеры несколько раз выходят к зрителям, кланяясь. Поэтому сразу после завершения действия не надо быстрее бежать забирать одежду.


Этикет для противоположных полов

Театральное заведение – это место, где приветствуется соблюдение этикета между мужчиной и женщиной.

  • При входе в здание мужчина должен опережать женщину. Он открывает дверь своей спутнице.
  • В гардеробе мужчина помогает раздеться женщине, только потом снимает свое пальто или куртку. Номерки остаются также в кармане у спутника. Он же их передает гардеробщику по окончании театрального представления. Покидая театр, наоборот, сначала одевается мужчина, а потом он помогает одеться своей девушке.
  • При входе в зал, где будет проходить спектакль, билеты дает контролеру мужчина. Они должны храниться у него.
  • К местам, указанным в билетах, мужчина проходит первым, показывая путь своей спутнице.
  • Найдя нужные сиденья, мужчина должен подождать, когда устроится женщина, а затем сесть самому.
  • Если во время перерыва женщина остается в зале, то мужчине рекомендуется остаться рядом с ней. Если же ему все-таки необходимо выйти, то он может это сделать, предварительно извинившись.


Соблюдение этических норм позволяет произвести положительное впечатление на спутницу, вызвать симпатию, доверие.

Памятка для детей

Дети являются самыми требовательными зрителями. Они тонко чувствуют атмосферу неискренности. Для каждого возраста характерно свое восприятие окружающего мира, поведенческие особенности. Но, несмотря на это, детям с раннего возраста необходимо прививать правила этикета, которые помогут им стать успешными в жизни.

Перед первым посещением театрального заведения ребенку важно кратко, в общих чертах, объяснить, что это за место, зачем туда приходят, какие есть правила поведения.

Цель

— изучить правила поведения в театре.

Задачи

Рассмотреть неправильное поведение в театре, обсудить ошибки, определить правила поведения.

После проведения беседы нужно сделать групповой поход в театр.

Ход мероприятия

Учитель . Вы не раз бывали в общественных местах, но знаете ли вы, что существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать? Соблюдали ли вы их? Сегодня мы рассмотрим самые распространенные ошибки в поведении людей, которые находятся в общественных местах, и изучим соответствующие правила поведения.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Учитель. Прежде чем изучать какие-то определенные правила, нужно воспитать в себе внимательное отношение к людям. Без этого никакие правила не помогут стать воспитанным человеком. Если вы будете думать лишь о том, как нужно себя повести, не уронив свое достоинство, то это не будет гарантией того, что вы не поставите в неловкое положение окружающих. Хорошее общение возможно только при наличии уважения людей друг к другу. Это правило номер один. Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили по отношению к вам. Это старое правило, но только при соблюдении его можно говорить о том, что человек действительно проявляет уважение.

Чтобы в общественных местах чувствовать себя уверенно и свободно, нужно быть развитым человеком. Многие люди чувствуют себя очень неловко, когда находятся в незнакомом месте — они просто не знают, как здесь принято себя вести. Поэтому старайтесь как можно больше читать, общаться, посещать различные мероприятия —. это поможет чувствовать себя более уверенными людьми.

Запомните главное — хорошее поведение — это не просто красивая обертка. Культурное поведение присуще только воспитанным людям, которые уважают себя и окружающих.

ЧТО ТАКОЕ ТЕАТР?

Учитель . О том, что же такое театр, многие знают не понаслышке. Хотя сегодня молодые люди уделяют большее внимание кинотеатрам, о том, что такое театр, еще никто не забыл. Ни одна телевизионная передача не может сравниться с живой игрой актеров и воссоздать ту или иную историческую обстановку. Мир театра прекрасен и неповторим. Если вы когда-нибудь побывали в театре, то ни с чем не сможете сравнить полученные там эмоции. Погружаясь в атмосферу театрального представления, вы забываете обо всем. Декорации, работа режиссера и игра актеров — такое волшебное сочетание помогает забыть обо всем. Театр может вернуть нас на сотни и тысячи лет в прошлое, а может и перенести вас в далекое будущее. И мы верим тому, что видим, и не удивляемся, что на сцене говорят животные и даже неодушевленные предметы.

ВИДЫ ТЕАТРОВ

Учитель . Театры бывают разные, и каждый вид по-своему интересен. Один из самых интересных театров — театр кукол, который имеет давнюю историю. Раньше люди изображали различных волшебных существ и священных животных в виде глиняных кукол, вокруг которых устраивали различные ритуалы, пели и танцевали. Спустя сотни лет это перешло в настоящее театральное зрелище. Сегодня существует три вида кукольного театра. В одном из видов театров используются куклы, которыми управляет кукловод. Во втором виде используются куклы, которые надеваются на руку. Третий вид — это куклы на тростях, которыми актеры играют из- за ширмы. Если вы думаете, что кукольный театр существует только для детей, то сильно заблуждаетесь. Существуют специальные постановки в кукольном театре специально для взрослой публики.

Другой разновидностью театра является театр теней. Такое представление очень интересно, поскольку создается оно при помощи картонных картинок, которые при помощи специального освещения отбрасывают тень. Актеры используют специальные нити, чтобы тени двигались. Обычно такое представление сопровождается рассказом и музыкальным оформлением.

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Учитель . Эти два вида театра очень интересны, поскольку основное действие пьесы передается либо через пение, либо через танец. Музыка в таких представлениях играет значительную роль. Многое из того, что не сказано, можно почувствовать именно благодаря музыке. Некоторые ребята не приходят в восторг оттого, что их зовут в театр оперы и балета. Их даже можно понять, потому что не все могут понять то представление, на которое приходят. Мы привыкли видеть действие сюжета в игре актера, а в этих театрах воспринимать намного сложнее. Но, даже не имея музыкального образования, вы можете определить, что оперная партия была сложна. Так же и в балете: то, как двигаются артисты, с первого взгляда говорит о том, что это настоящие профессионалы. Считается, что до таких спектаклей нужно пройти определенную базу театральных представлений.

ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Учитель. Скорее всего, ваш первый поход в театр был именно походом в театр юного зрителя. Это спектакли, к которым мы привыкли. Обычно постановки в таком театре — это либо сказки, либо классические произведения русских или зарубежных авторов. Благодаря посещению таких спектаклей, в человеке формируется истинное познание красоты и чувство прекрасного.

Сегодня ставится очень много мюзиклов, даже по классическим произведениям. В таких спектаклях актеры и поют, и танцуют, и просто играют. Для многих именно такие постановки самые интересные. Это и понятно, поскольку при просмотре их человек полностью погружается в действие спектакля, ведь оно очень легко воспринимается. У театра юного зрителя есть своя задача — расширить театральный кругозор школьников. Именно поэтому здесь есть постановки для разных возрастов, поскольку первоклассникам будет очень трудно понять постановку для ребят из старших классов. Чтобы не затеряться в огромном количестве постановок, вы можете спросить совет у билетеров, они подскажут вам, какой спектакль подходит именно вам.

ПОВЕДЕНИЕ В ТЕАТРЕ

Учитель . На прошлых занятиях мы с вами говорили о том, что в общественных местах нужно соблюдать некоторые правила поведения. Театр — одно из тех мест, где эти правила поведения четко обозначены. В отличие от кинотеатра, где можно верхнюю одежду положить на колени, в театре необходимо куртки обязательно оставлять в гардеробе, нельзя заходить в зал после третьего звонка. Кроме этого, существует еще множество нюансов, связанных непосредственно с просмотром спектакля, поэтому сегодня занятие мы посвятим поведению в театре.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НЕ НАДО

Учитель. Для начала давайте послушаем одну небольшую истории. Я надеюсь, что никто из вас в ней себя не узнает. Но если кто-то вам показался очень знакомым, то постарайтесь посмотреть на него со стороны, возможно, какие-то действия вам покажутся смешными, а какие-то очень плачевными.

Читает один из учеников.

— Представьте себе такую ситуацию: трое ребят собрались идти на театральное представление. На какое — им совсем неважно, потому что это родители заставили их пойти. Они купили первый попавшийся билет. Спектакль начинается вечером, поэтому, чтобы не опоздать, им придется идти в театр сразу после школы, не заходя домой. Так как последний урок у них физкультура, то они решили, что время не нужно даром терять, поэтому они направились в театр прямо в спортивных костюмах. При входе в театр ребята сунули билеты контролеру и быстро направились к гардеробу, чтобы раздеться. Расталкивая других людей, они отдали вещи и отправились в зрительный зал.

Вот они заходят в зал, начинают искать свои места. Прозвенел уже второй звонок, а ребята все еще не уселись. Тогда к ним подходит дежурный по залу и подсказывает, где расположены их места. После того, как они наконец-то уселись, ребята увидели в другом конце зала своих знакомых. Они начинают отчаянно звать их и размахивать руками, в надежде, что друзья их заметят, но все старания тщетны. Когда в зале стемнело и занавес открылся, ребята начинают доставать из -своих больших рюкзаков бутерброды. Громко чавкая и обсуждая костюмы героев, они продолжают как ни в чем не бывало смотреть спектакль дальше. Чтобы не есть всухомятку, ребята решили открыть бутылку с газированной водой, которая немного растряслась по дороге в театр. Они обрызгались сами и обрызгали соседей. После того, как ребята утолили свою жажду, они продолжают обсуждать действие пьесы, громко комментируя каждую фразу, которая им понравилась. Делать это они продолжали до тех пор, пока занавес не закрылся и не объявили антракт. В перерыв ребята направились в буфет. Расталкивая всех, им удалось пробраться вперед. Только у кассы ребята начали думать, что же хотят купить. Когда же выбор был сделан и они расплатились, то сели за столик. Столик был рассчитан на пять человек, а их было только трое, остальные два стула заняли их большие рюкзаки. Мимо них постоянно проходили другие зрители, которые не могли найти место, где присесть, но ребята продолжали сидеть как ни в чем не бывало. Уже прозвенел последний звонок, а ребята все еще не допили свой чай в буфете. Когда они закончили и подошли к зрительному залу, то дежурные их не пропустили, поскольку действие уже началось. Да и к тому же их поведение было безобразным во время спектакля. Но ребята, ни капельки не расстроившись, побежали к гардеробу, чтобы забрать свои вещи. Довольные, что выполнили желание родителей и сходили в театр, они разбежались по домам. А спрашивается: зачем приходили-то?

Учитель . Вам сейчас кажется, что это абсурдная ситуация, что так в жизни не бывает. Вот в этом вы ошибаетесь. Не бывает, чтобы было все идеально, а ошибки совершаем мы все. Наверняка вы сами хоть раз опаздывали на спектакль, или же шуршали каким-нибудь пакетиком, приходили, одетые не самым торжественным образом. Если вы не совершали подобных поступков, то можете себя похвалить. А вот тех ребят, о которых мы сейчас слушали историю, хвалить не следует. Давайте обсудим, что же они сделали не так?

РЕБЯТА ПРЕДЛАГАЮТ СВОИ ВАРИАНТЫ

Учитель . А теперь давайте разберем поход в театр более подробно. Люди ходят на театральные премьеры, чтобы повысить свою внутреннюю культуру. У людей должна быть потребность и интерес пойти на спектакль, а по принуждению ходить — это гиблое дело, как мы сейчас в этом убедились. Давайте попробуем рассмотреть подробно каждый этап: от покупки билета в театр до поведения во время спектакля. Как вы считаете, почему так важно рассматривать поведение в театре на каждом этапе?

Ребята отвечают.

Учитель. Если вы купите билет на спектакль, ничего не зная о нем, то вполне возможно, что он вам не понравится с самого начала, поэтому вам будет тяжело досмотреть его до конца. И из-за того, что вы не можете сосредоточиться именно на представлении, вы начнете заниматься другими делами, отвлекать других и мешать самим артистам. Именно поэтому нужно быть внимательными с самого начала.

ПОКУПАЕМ БИЛЕТ В ТЕАТР

Учитель . Итак, вы собрались пойти на театральную постановку. Перед тем, как пойти на пьесу, постарайтесь побольше узнать о самой пьесе. Если есть возможность, то купите программку — там содержатся все сведения по постановке: от автора пьесы до актеров, которые исполняют роли. Кстати, многие пьесы ставятся по произведениям классиков, поэтому постарайтесь прочитать произведение до того, как отправитесь на спектакль. У вас сложится свое видение произведения. Когда читаешь какое-то произведение, то представляешь одни образы, на сцене же вы увидите образы в трактовке режиссера. Вполне возможно, что они будут отличаться от ваших.

Прежде чем вы станете покупать билет на спектакль, обязательно ознакомьтесь с планом зала, который обычно висит около окошка кассы. Лучше всего выбрать места, которые находятся в середине зала. Как вы считаете, почему именно «золотая середина» — лучший вариант для зрителя?

Ребята отвечают.

Учитель . Обычно на репетициях режиссер пьесы выбирает место в середине зада, поскольку оттуда видны все нюансы: от месторасположения декораций до актеров. Если смотреть на сцену сбоку, то некоторые большие предметы могут закрывать происходящее. Если вам не удалось взять ближние места, то расстраиваться не стоит. Можно взять театральный бинокль, который поможет рассмотреть даже самые мельчайшие детали.

СОБИРАЕМСЯ В ТЕАТР

Учитель. В театр принято одеваться торжественно. Сегодня это правило уже не так актуально, и вполне допустимо прийти на спектакль в джинсах. Однако, выбирая этот демократичный вариант нужно быть полностью уверенным в том, что выглядеть в этом вы должны идеально. Если вы обратитесь к истории, то узнаете, что театр долгое время существовал как главное место, где люди собирались буквально для того, чтобы «себя показать». И традиция выходить в свет в идеальном наряде осталась до сих пор. Да и к тому же театр вы не посещаете каждый день и, согласитесь, даже не каждый месяц, поэтому лучше, если вы будете выглядеть торжественнее, чем обычно.

Особое внимание нужно обратить девочкам на прическу. Очень близкое расположение рядов в театральном зале — это важный повод подумать о том, как будут уложены ваши волосы. Нужно помнить, что удобно должно быть не только вам, но и тем людям, которые будут сидеть около вас: ваши волосы не должны лезть им в лицо! Девочкам лучше не делать себе высоких причесок, можно распустить волосы или завязать косу. В некоторых театрах партер располагается на одном уровне, поэтому ваша высокая прическа загородит вид на сцену всем людям, которые сидят позади вас.

Культура поведения в театре предусматривает полную тишину во время спектакля. Когда все зрители придерживаются этого правила, образуется «мертвая тишина», в которой можно услышать урчание живота голодного человека. Поэтому и об этом стоит заранее позаботиться и не выходить из дома с чувством голода. Но не стоит также и переедать, поскольку процессы пищеварения будут слышны всем зрителям в театре. Перед выходом в театр съешьте что-нибудь легкое, но сытное, например, одно второе блюдо. Этого будет вполне достаточно, чтобы вы не испытывали чувства голода до конца представления.

Учитель . При входе в театр предъявите билет контролеру. В театр нужно приходить заблаговременно, чтобы без спешки снять верхнюю одежду, поправить прическу, занять свое место в зале. Проходя к своему месту, нужно повернуться лицом к сидящим. Если проход слишком узкий, то сидящий должен встать. Если ваше место занято, обязательно обратитесь к дежурному по залу (они обычно стоят при входе): нужно разобраться в этой путанице. Не очень приятно заметить на своем месте другого человека, поэтому сами никогда не занимайте чужие места. Даже если прозвенел звонок и впереди есть свободные места, то не пробирайтесь к ним, поскольку настоящие владельцы этих мест могут опоздать и вы попадете в очень неприятную ситуацию. После того, как вы заняли свое место, не нужно оглядываться по сторонам и разыскивать знакомые лица, тем более не стоит делать это, глядя в бинокль — он предназначен для того, чтобы следить за действием на сцене, а не в зрительном зале.

Во время спектакля нельзя разговаривать со своим соседом, смеяться (если это только не комедийная пьеса), ерзать на кресле, шуршать чем бы то ни было. Все эти запреты существуют с одной-единственной целью: не нарушать атмосферы спектакля. Главное для всех зрителей — это погрузиться в атмосферу действия, а любые звуки из «реального» мира возвращают их в настоящую действительность.

Если вы пришли в оперу, то там, в отличие от обычного спектакля, принято аплодировать после удачных сольных партий.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В АНТРАКТЕ

Учитель . Спектакль обычно состоит из нескольких действий, которые разделяет небольшой перерыв — антракт. Во время перерыва вы можете выйти из зала, а можете остаться там. Если вы вдруг заметили поблизости своих знакомых, то можете к ним подойти. Не нужно кричать со своего места что-то вроде: «И ты тут, иди сюда!» Если вы хотите их просто поприветствовать, то сделайте это кивком головы или просто улыбнитесь, если встретитесь взглядами. Никогда не надо кричать и привлекать к себе излишнее внимание. Если вы все же решили поприветствовать их лично и поинтересоваться мнением о спектакле, то подойдите к ним сами. Только садиться на свободные рядом с ними места нельзя, иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Как вы считаете, почему это делать нельзя?

Ребята отвечают.

Учитель . Если вы пришли на постановку в театр оперы и балета, то можете посмотреть, как устроена оркестровая яма. Для тех, кто ни разу не видел, как сидят музыканты и задавался вопросом, откуда же звучит музыка, это будет очень интересно.

ПОВЕДЕНИЕ В БУФЕТЕ

Учитель . Многие ребята любят бывать во время антракта в буфете. Обычно желающих отправиться в это место много, поэтому и очередь там соответствующая. Чтобы избежать ненужной суеты, нужно просто спокойно занять очередь, а не пытаться пробиться вперед. То же самое касается и столиков: покушал — освободи место. Правила поведения в театральном буфете чем-то похожи на правила поведения в школьной столовой. Не нужно рассиживаться за столом дольше, чем нужно, ведь в театр вы приходите не поесть, а повысить свой культурный уровень. Именно поэтому, как только вы закончили есть, уберите за собой и отправляйтесь зрительный зал. Туда нужно возвращаться еще до того, как прозвенит третий звонок, чтобы не спеша пробраться к своему месту.

ЕСЛИ СПЕКТАКЛЬ НЕ ПОНРАВИЛСЯ

Учитель . Случается, что спектакль не оправдал твои ожидания, поэтому можно не оставаться на второе действие. Но, если вы пришли не одни, а с группой, то досмотреть нужно обязательно. Только не стоит показывать своим видом, что спектакль вам не понравился, можно просто не аплодировать по окончании пьесы. Воспитанный человек никогда не покинет зал до того, как со сцены уйдут актеры и занавес опустится, и не станет высказывать свои комментарии по поводу того, что спектакль не стоил того, чтобы вы приходили. Это просто неразумно, поскольку судить о качестве спектакля и игре актеров можно только с большим театральным опытом. А вы, к сожалению, пока еще не можете таковым похвастаться. А вот, что действительно может произойти, так это то, что вы просто не можете понять постановку. Это часто происходит и со взрослыми людьми, так что ничего удивительного в этом нет. Возможно, что выбранный вами спектакль очень сложен и пока что вы не осознаете те проблемы, которые задаются режиссером. Для этого посетите эту постановку через несколько лет, если будет такая возможность. Вполне возможно, что вы будете судить о нем совсем по-другому.

ЗАБИРАЕМ ВЕЩИ ИЗ ГАРДЕРОБА

Учитель . Обычно в гардеробе после спектакля собирается огромная очередь. Никогда не лезьте вперед других, не расталкивайте локтями. Вежливые люди всегда сохраняют спокойствие. Чтобы не пострадать в давке, лучше дождаться, пока очередь схлынет. Можно подождать в фойе и обсудить с друзьями спектакль. Ведь обсудить действительно есть что. Этим вы сразу убьете двух зайцев: поделитесь впечатлениями и скоротаете время, ожидая, пока толпа разойдется.

Подведение итогов

Учитель. Теперь вы знаете, что поход в театр сопровождается огромным сводом правил, которые необходимо соблюдать. Но все эти правила настолько просты, что запомнить их не составит никакого труда. Сегодня мы рассмотрели с вами различные ситуации, в которые вы можете попасть при посещении театра. Мы прослушали историю о ребятах, которые не очень красиво вели себя в театре, только лишь потому, что они просто не знали элементарных правил поведения. Если вы и узнали в ком-то из них себя, то только потому, что тоже были не знакомы с этими правилами. Но теперь, когда мы все обсудили, вы должны вести себя в театре так, как это предписано нормами этикета. О том, насколько вы были внимательными, я буду судить по нашему походу в театр.

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре. Некоторые правила могут показаться очевидными, но всё же не стоит ими пренебрегать.

1. Приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Дамам следует запомнить, что освежать духи непосредственно перед спектаклем - дурной тон . Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина . Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь . По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно . Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман. Разглядывать себя в зеркалах , прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением, - бестактно . Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым , он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра. К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего).
Первым между рядами всегда проходит мужчина , а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка . Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее , чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты - предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.
Помните, что занимать чужие места неприлично . Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо - в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника - это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.
Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9. Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера . И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре - соблюдение полной тишины . Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.
Если вы простужены , то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия - явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля , даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной. Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном.
Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб , чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.
Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.
В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Лиза Лернер

9 мин.

Для того, чтобы ваши мужчины вели себя в театре, как истинные джентльмены, покажите им эти несложные правила этикета, которые сделают все ваши последующие посещения театра незабываемыми!

Театр начинается с вешалки

1. Войдя в театр, проводите свою даму в гардероб

После того, как вы открыли солидную дверь солидного театра и пропустили вперед даму, не нервничайте. Гардероб долго искать не придется. Как правило, он располагается сразу после вестибюля.



Девушке всегда приятно, когда мужчина помогает ей с пальто. К этому дамы, как правило, не привыкают. Особенно приятно, когда мужчина быстро проявляет инициативу в помощи с верхней одеждой, избегая неловкой паузы, когда девушка еще этого ждет, а он напрочь забыл. Ведь девушке так приятно каждый раз (!) сделать удивленное лицо и чуть слышно прошептать: «Ой, спасибо!»


3. Сдайте вещи дамы гардеробщице

Не заставляйте девушку держать свое пальто, пока вы раздеваетесь!

4. Разденьтесь сами и сдайте свои вещи

Здесь ничего объяснять не надо. А если надо, то эту статью вам читать пока рано.

Номерок

Распространенная ошибка:

Дорогая, положишь к себе в сумочку?

Нет, не положит. Это противоречит этикету.

2. Мужчина хранит номерки у себя в кармане

Вертеть номерком на пальце - все равно что отставлять мизинец, когда откусываешь бутерброд или держись стакан. Или вы хотите кого-то удивить тем, что он у вас есть?

Чувствовать себя в своей тарелке

Чтобы правильно себя ощущать в театре, прежде всего нужно заранее подумать о своем внешнем виде. Запомните раз и навсегда. ДА, ваши джинсы очень модные, но у вас еще будет масса возможностей продемонстрировать их на вечеринке, в ресторане и на прогулке. Представьте себе на секундочку, что ваш дедушка повел бы бабушку в театр в джинсах. Нонсенс! Театральная одежда- одежда особая, она должна висеть в гардеробе и ждать своего часа. Для мужчин- это белая свежевыглаженная(!) сорочка, галстук и костюм, в случае гала-вечера или премьеры - смокинг.

Единственно допустимое исключение- это туристы. Они прибежали в театр после целого дня экскурсий. Для них, кстати, вы пример того, как дОлжно выглядеть в русском театре. А мы со своей стороны должны только порадоваться их желанию побывать тут и не осуждать их.

Даже если вы приехали в театр на машине, сложно при московской погоде дойти до театра, не испачкав обувь. Для того, чтобы ваши ботинки были чистыми во время дальнейших 2,5 часов, которые вы проведете в театре, и вам не приходилось оправдываться перед окружающими и девушкой, как в фильме «Москва слезам не верит», приобретите заранее компактную губку, которой вы легко сотрете свежую грязь в туалете. Сегодня кстати, продаются специальные ботинки с калошами! Они уберегут обувь от грязи. Для калош можно приготовить заранее отдельный пакетик и сдать их вместе с верхней одеждой в гардероб.

Мужчина уже привел даму в театр. Это значит, она уже приняла его приглашение. Так наслаждайтесь теперь! Гуляйте по фойе, посмотрите внутреннюю выставку (В театре всегда есть внутренний музей, галерея портретов работников театра, иногда проходит выставка театральных костюмов). Держитесь прямо, дайте возможность даме облокотиться на вашу руку, улыбайтесь. Помните, спектакль уже начался, просто до третьего звонка его актеры- это вы.

Как зайти в зрительный зал

Дело в том, что именно он ведет женщину в театр, а не она его. Альтернативный вариант, когда мужчина бежит впереди, чтобы скорее зайти в зал, а его дама, спотыкаясь о ковер, нервно пытается поспеть за ним на своих каблуках- неправильный. Все должно быть гармонично.

2. Мужчина предъявляет контролеру билеты

Билеты хранятся все это время у него.

3. Мужчина первым проходит к местам

Дама следует за ним. Если места посередине, то проходите спиной к сцене и лицом к зрителям.

4. Мужчина помогает даме сесть

Для этого, он опускает сиденье кресла вниз. Проявите лишний раз галантность. В феминистском XXI веке нужно использовать каждую возможность быть джентльменом!

Как действовать, если вы опоздали

1. Не нервничать

Мы живем в мегаполисе и такое случается. Не накручивайте себя перед спектаклем. Ведь вы идете получать удовольствие. Если уж так случилось, что вы опаздываете, то примите это с мужеством.

2. Выключить мобильный телефон

И второй запасной мобильный телефон. И если есть третий, на который никто обычно никогда не звонит, его тоже. Будьте уверены, сегодня по закону подлости обязательно позвонят. Как сказала однажды Ингеборга Дапкунайте, когда вела концерт в рамках «Черешневого леса»: Если вы уже выключили свой мобильный телефон, выключите его, пожалуйста еще раз!

Если вы уже выключили свой мобильный телефон, выключите его, пожалуйста еще раз!

Почему об этом важно помнить именно при опоздании? Потому что, если бы вы не опоздали, вам напомнил бы об этом голос после третьего звонка. А так вам напоминает эта статья.

3. Извиниться перед контролером

Если ваши билеты в партер, то после третьего звонка в партер вас не пустят, но зато контролер обязательно найдет для вас место в ложе.


4. Не кряхтеть и не суетиться

Поверьте, лучше опоздать и с достоинством пройти на места сбоку, чем пробираться с кряхтением через весь зал- это вызовет массу негодования.

5. Проходить лицом к сцене

Если контролер счел возможным пустить вас в партер, бельэтаж или амфитеатр после того, как погас свет, проходите спиной к зрителям и лицом к актерам. Не забудьте при этом извиниться перед сидящими.

Как сидеть в кресле

1. Сидите прямо

Не разваливайтесь и в то же время не садитесь на край - вы не дома на диване и не на уроке в музыкальной школе.

2. Держите ноги параллельно

Это может показаться архаизмом, но в театре неприлично закидывать ногу на ногу и тем более сидеть с широко расставленными ногами.

3. Не рассматривайте людей в бинокль

Его вы взяли для того, чтобы лучше видеть сцену и эмоции актеров. В крайнем случае для того, чтобы пройти после спектакля к гардеробу без очереди. Вероятно, вы спешите.


4. Привставайте, чтобы пропустить людей на свои места

Не возмущайтесь при этом.

5. Не аплодируйте до начала спектакля

Аплодируют люди, не знающие этикета. Аплодировать уместно на концерте, чтобы поторопить артиста выйти. В театре же спектакль начинается спустя 15 «театральных минут»; после своего означенного начала.

Как вести себя во время спектакля

Даже если это конфеты, на которых нарисован театр или эта жвачка-спонсор спектакля. Допустимо только взять с собой в зал маленькую бутылочку воды и пить.


2. Старайтесь не говорить даже шепотом

Если сильно постараться, то у вас все получится.

3. Если вы видите, что кто-то ведет себя неправильно

Не делайте никому замечаний. Оставьте это бабушкам, которым таким образом хочется пообщаться. Не портите настроение ни себе, ни окружающим. Если перед вами по воле рока сидит несносный ребенок, значит вам просто не повезло.


4. Ваш подлокотник правый

Левый подлокотник- священная собственность соседа слева. Если вы хотите сидеть «на местах с повышенной комфортностью», то выбирайте боковые места слева- там гарантированно оба подлокотника- ваши.

Как вести себя в антракте

1. Не хватайтесь за телефон

Большего неприличия, чем срочно начать проверять свой WhatsApp в антракте, быть не может. Вы говорите, так делают все? А вы хотите быть как все? Авторы лучших книг по этикету подчеркивают, единственный повод хвататься за телефон - это если у вашей жены отошли воды. В данном случае ваша жена сидит рядом с вами и ей ничего такого, как правило, не грозит.

Поинтересуйтесь, что бы она хотела. Возможно, ее нужно проводить до туалетной комнаты, в буфет или ей будет приятно, если вы вновь с ней прогуляетесь по фойе. Остаться в зале не возбраняется.


Как вести себя после спектакля

1. Не бегите в гардероб во время финального поклона

Это всегда вызывает негативное отношение к вам публики и непонимание артистов. Чем они провинились? Убили главного героя во время спектакля? Ну так так было задумано режиссером! Постарайтесь заранее не назначать на вечер после театра срочных дел, чтобы не было соблазна убежать, пока другие аплодируют.

2. Пригласите даму в ресторан

Поход в театр- это праздник, который необходимо правильно завершить! В ресторане обязательно обсудите постановку. И не имеет значения первое ли это свидание или поход в театр спустя 10 лет совместной жизни! Поход в ресторан после театра - повод для дамы ощутить на себе вторую порцию восторженных взглядов (ведь в театр она пришла красивой), а для вас лишний раз гордиться вашей спутницей.


Грузинская актриса Верико Анджапаридзе однажды сказала:

Театр может сотворить с человеком чудо. Он вдруг начинает понимать те вещи, которых раньше не понимал. Искусство театра меняет характер.

И не исключено, что мужчине понравится вести себя в театре согласно требованиям этикета, что он поймет - это существенно облегчает ему нахождение там и делает вечер особенным. И войдет во вкус. И начнет применять эти правила в жизни, на приемах, торжествах и даже в офисе и дома.

И даже если вы что-то из этого списка забудете, главное помнить: роль зрителя в театре- чуть ли не самая важная. И если Вам вдруг не понравился спектакль, задумайтесь, может быть именно вы сделали что-то не так?




Top