Правила поведения в театре окружающий мир 2. Правила поведения в театре для детей

Известно, что театр, прежде всего, начинается с гардероба. Здешние правила не слишком отличаются от общеизвестных. Как правило, сначала мужчина принимает и сдает гардеробщице вещи дамы, ну а уж потом только свои. Номерки от вешалок мужчина также хранит у себя. Хранятся они в кармане, и вертеть ими на пальце не положено. Это первые правила поведения в театре, но отнюдь не последние.

Правила поведения для взрослых

Театр - это место довольно специфическое и особое, приходить сюда в спортивной одежде и джинсах не принято. Атрибутами одежды мужчины являются темный фрак или костюм, белая рубашка и галстук. Ну а предпочтительным женским атрибутом одежды считается вечернее платье.

  • В зрительный зал мужчина всегда заходит первым, показывает билеты контролеру, затем проходит к местам, дама следует за ним.
  • Очень важно занять свои места вовремя. В ложу возможно зайти и после того, как погас свет, ну а в партер, амфитеатр или бельэтаж нужно попасть не позже, чем после третьего звонка. Стоит учесть, что в случае, если ваши места находятся в середине зала, желательно занять их предварительно, чтобы не тревожить людей, чьи места находятся с краю.
  • Мужчина должен помочь присесть даме, опустив сиденье вниз. Если вы заняли место, а кто-то еще не успел и пытается пройти через ваш ряд, его нужно вежливо пропустить, поднявшись с кресла.
  • Сидеть в кресле нужно прямо, со спокойствием. Нельзя разваливаться в кресле или присаживаться на его край. Закидывать ногу на ногу или широко расставлять ноги также неприлично.
  • С помощью бинокля рассматривать остальных людей в зале считается верхом неприличия, поэтому так делать не стоит. Бинокль используется только для просмотра представления.
  • Когда наступает антракт, или перерыв, можно аккуратно проводить свою даму в туалетную комнату, буфет или просто размяться, пройтись по фойе. Остаться в зале также можно.
  • Если так уж получилось, что вы опоздали на представление, пробираться к своим местам в темноте не стоит, до антракта лучше занять место где-нибудь с краю или на балконе.
  • Когда спектакль заканчивается, мужчина забирает вещи и провожает даму домой. Также он может предложить даме обсудить представление в ресторане или в кафе, чтобы продолжить вечер.

Это правила этикета в театре. Составлялись и совершенствовались эти правила, наверное, одновременно с постройкой и самого первого театра. Ведь эти места всегда считались культурным центром, местом, где всегда собирались истинные ценители и любители искусства, сливки общества и известные люди. Так уж сложилось, что культура и этикет театра во многом повторяют этикет официальных торжеств и приемов.

Правила поведения для детей

Теперь рассмотрим правила поведения в театре детей, ведь когда их много, они могут просто с ума свести руководителя, который привел их сюда познать азы культуры или просто посмотреть красивый и интересный спектакль.

  • Дети организовано сдают вещи, перекидывают их через барьер, чтобы гардеробщице было удобно их принимать.
  • В зрительный зал все заходят спокойно и по очереди, присаживаются на свои места, не мешая остальным зрителям.
  • Во время спектакля дети не должны кричать и отвлекать зрителей.
  • Также нельзя шуршать, хлопать руками или ногами, выкрикивать что-либо.
  • Из зала нельзя выходить, пока занавес полностью не закроется.
  • Когда представление закончилось, нужно спокойно, по команде руководителя покинуть зал и пройти к гардеробу.
  • Трогать руками памятники или экспозиции нельзя.
  • Дети должны быть организованы, прежде всего, самим руководителем, который должен быть для них авторитетом и которого они все слушались бы.
  • Те же правила действуют и на отдельно пришедшего в театр ребенка. Допустим, вы привели в театр сына или дочь, их поведение должно соответствовать описанному выше правильному поведению группы детей.

Вот такие правила посещения театра! Тщательно соблюдая их, Вы будете культурным человеком.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ. Классный час « МЫ ИДЁМ В ТЕАТР».

    Познакомить детей с культурно – просветительными учреждениями.

    Закрепить знания школьников о правилах поведения.

    Продолжить работу по воспитанию общей культуры учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Организационный момент.

    Слайд1

Загадка:

Там по сцене ходят, скачут,
то смеются, а то плачут!
Хоть кого изобразят,-
Мастерством всех поразят.

Отгадка : театр

    Сообщение темы.

Слайд 2

Беседа по теме.

Ребята, кто из вас был в театре?

Что же такое театр?

Слайд 3

Что же такое театр?

Слово "театр" греческого происхожде ния. В греческом языке оно означает место для зрелища, да и само зрелище (слайд 2) .Театральное искусство возникло очень давно. И развивалось вместе со всем человечеством.Когда мальчишки играют в роботов или в космонавтов - разве это не спек такль, не представление? Или девчон ки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры - не свой ли это маленький домашний театр, где у каждого - своя роль?

Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Гре цию.

В России появление национально го театра связано с народными игра ми и обрядами. В XI веке на Руси поя вились скоморохи - бродячие акте ры. В середине XVIII века появился и первый театр в Ярославле. Потом те атры возникали в других городах. По явились и писатели, которые писали пьесы для театра. Каждый день наши театры раскрывают свои двери перед сотнями юных зрителей.

Но прежде чем попасть в театр, что необходимо сделать?

Слайд6

Нужно купить билет. А где и как это сделать?

Билеты нужно купить в кассе.

Посещение в театр и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни людям, нужно соблюдать некоторые правила этикета.

Слайд 7

Дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты, это дверь, открывающая перед нами особый мир - мир искусства.

Но от самих вас зависит, принесет ли посещение театра радость или оставит равнодушным, вызовет чувство досады или огорчения.

Собираясь в театр не забудь одеться понаряднее. На представление приходят за 15-20 минут до начала.

Слайд 8

Приходя в театр нужно неспеша раздеться, получить номерки, поправить прическу, и пройти в зал.

Слайд 9

Как правильно пройти к своим креслам?

    На своё место проходят лицом к уже сидящим зрителям.

    Они же могут встать, если так удобнее вас пропустить.

Слайд10

Во время спектакля не принято разговаривать, даже шёпотом, подпевать артистам или топать ногой в такт музыке, также нельзя говорить по мобильному телефону.

Слайд11

В зрительном зале неприлично есть,особенно во время представления

Шуршание бумажек и другие звуки мешают окружающим.

Слайд12

Во время антракта зрители могут сходить в буфет, где соблюдают очередь и разговаривают в полголоса.

Слайд13

После окончания спектакля зрители аплодируют и дарят артистам заранее

принесённые цветы.

Затем публика спокойно покидает зрительный зал.

IV . Закрепление материала.

Вот мы с вами повторили правила поведения в театре. Все их запомнили?

Сейчас проверим. Я вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный:

    Как нужно одеваться в театр?

а) повседневно;

б) празднично;

в) как на спортивное мероприятие.

2. За сколько времени нужно приходить в театр?

а) за полчаса;

б) за 5 минут;

в) когда начнётся спектакль.

3. Как правильно пройти на своё место?

а) лицом к сидящему;

б) спиной к сидящему.

4. Как вести себя во время спектакля?

а) кричать;

б) топать;

в) смотреть и слушать

г) разговаривать.

5. На какое место надо садится в зале?

а) на любое;

б) указанное на билете;

в) где будет свободно.

6. Что можно взять с собой в театр?

а) поп-корн;

б) конфеты;

в) ничего;

г) семечки.

V. Закрепление на практике.

Молодцы, ребята! Теорию вы запомнили хорошо. А теперь давайте попробуем применить эти правила на практике.

Есть желающие?

(5 человек подходят к кассе, берут билеты и садятся по своим местам, указанных на билетах; 6-ой человек приходит позже всех и проходит по рядам на своё место)

VI. Беседа по стихотворению.

Теперь послушайте историю о девочке, которая очень любила ходить в театр.

А. БАРТО « В ТЕАТРЕ».

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, двигать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея крутится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

Может он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то …

Я в девятый раз ползу.

Удивляются ребята.

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхает –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала,

Мне очень нравится балет,-

Ребятам я сказала.

Ребята, увидела ли девочка спектакль?

Правильно ли она поступила?

Как надо было вести себя в данной ситуации?

VII. Кроссворд.

Сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд на те же правила, которые сегодня повторили.

Вопросы по горизонтали:

    Что показывают в театре? (спектакль)

    Что такое «Лебединое озеро»? (балет)

    Место, куда зрители сдают свою одежду? (гардероб)

    Человек, который смотрит спектакль? (зритель)

Вопросы по вертикали:

    Человек, исполняющий роль? (актёр)

    Помещение, где продают билеты? (касса)

    Пропуск в театр? (билет)

    Что выдают в раздевалке при сдаче одежды? (номерок)

    Возвышенное место в зрительном зале, где проходит спектакль? (сцена)

VIII. Подведение итогов.

Какие правила поведения в театре вы запомнили?

Как вы думаете, можно ли применять эти правила в других общественных местах?

Посещение театра, концертного зала, музея и художественной выставки требуют от посетителя знания и соблюдения особых этикетных установлений. Прежде всего, это касается одежды. Собираясь в театр или концертный зал, лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического покроя. Другими словами, одеться нужно так, что не привлекать к себе особенного внимания окружающих, которые пришли в театр для того, чтобы увидеть спектакль, а не ваш супёрмодный и оригинальный наряд. Дополнить строгое по покрою платье или костюм женщины могут скромными украшениями.

Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Правила этикета предписывают сидящим в ложах и в первых рядах партера мужчинам надевать фрак или смокинг, а женщинам — вечерние платья и перчатки. При этом правила хорошего тона гласят о том, что на премьерный показ спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра будничной театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно ходите на работу (если такой наряд не слишком кричащий и вызывающий).

Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.

Так же как и при посещении ресторана, мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю одежду, а затем помочь раздеться даме. Если в ресторане или кафе женщине разрешается правилами этикета оставаться, в шляпе, то в театре нужно снимать и ее, поскольку поля головного убора могут закрывать обзор сцены сидящим позади. После того как женщина сняла верхнюю одежду и шляпу, она может подойти к зеркалу, чтобы слегка поправить прическу или посмотреть, все ли в порядке с ее внешним видом. Наносить макияж, красить губы или одергивать подол платья в помещении гардеробной недопустимо. Все это нужно делать в дамской комнате. В то время пока женщина осматривает себя в зеркале, ее спутник должен терпеливо ждать в стороне. При этом ему не стоит углубляться в чтение газеты, журнала или книги, что считается дурным тоном. Единственное, что он может себе позволить,— это приобрести программку спектакля или концерта и прочесть ее.

В том случае если места находятся в ярусе, то мужчина при подъеме должен идти на полшага впереди своей спутницы, а при спуске — на полшага позади. В партере первым проходит к своему месту мужчина, за ним — женщина. Если спектакль или концерт решили посетить четверо знакомых людей, две женщины и двое мужчин, то сначала место занимает один из мужчин, затем садятся женщины, далее — второй мужчина. При этом дамам можно сесть так, чтобы не оказаться рядом со своим супругом. Выбирая место для себя, истинный кавалер оставит лучшее и более удобное своей даме. Так, например, если одно из двух назначенных мест находится у прохода, то мужчина должен занять именно его.

В том случае если в театр или на концерт пришла группа знакомых людей, то первой должна занять место в ряду женщина, затем — мужчина, далее — вновь женщина и т. д. Последним свое место занимает тот, кто всех пригласил (исключение составляют женщины).

Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т. п. В том случае, если вас мучает кашель или насморк, не нужно кашлять или высмаркиваться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед.соседями и покинуть зал.

Так же нужно сделать, если вы пришли на спектакль с ребенком, который, не заинтересовавшись просмотром постановки, нашел для себя другое занятие.

Перекусить во время антракта можно в буфете. Однако не стоит за короткие 15 минут или полчаса наедаться так, будто дома у вас вовсе нет продуктов и вам нечего будет поесть. В театральном буфете для утоления легкого голода достаточно приобрести напитки, пирожное или мороженое. При этом в буфет может отправиться один только мужчина, дама же (или остальные знакомые, посетившие театр) может остаться на своем месте.

Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру.

Для аплодисментов также существуют свои правила. Так, аплодировать принято:


  • в театре: после завершения последнего акта пьесы; после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены; во время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера;

  • на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения (песни) солистом.

Не нужно аплодировать:


  • во время исполнения или игры актеров;

  • во время паузы, предусмотренной между отдельными частями музыкального, камерного или симфонического, произведения.

Если в театре или на концерте присутствовали двое, мужчина и женщина, то первым после завершения спектакля или выступления со своего места встает мужчина. Так же первым поднимается с места и мужчина, сидящий последним в ряду, если в театр или на концерт пришла группа знакомых друг другу людей. Поднявшийся с места мужчина должен встать в проходе и подождать, когда встанет и выйдет дама. Из зала первой выходит женщина. Исключение составляют лишь случаи, когда вокруг так много народа, что женщине трудно самостоятельно пробраться через толпу к выходу.

Цель

— изучить правила поведения в театре.

Задачи

Рассмотреть неправильное поведение в театре, обсудить ошибки, определить правила поведения.

После проведения беседы нужно сделать групповой поход в театр.

Ход мероприятия

Учитель . Вы не раз бывали в общественных местах, но знаете ли вы, что существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать? Соблюдали ли вы их? Сегодня мы рассмотрим самые распространенные ошибки в поведении людей, которые находятся в общественных местах, и изучим соответствующие правила поведения.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Учитель. Прежде чем изучать какие-то определенные правила, нужно воспитать в себе внимательное отношение к людям. Без этого никакие правила не помогут стать воспитанным человеком. Если вы будете думать лишь о том, как нужно себя повести, не уронив свое достоинство, то это не будет гарантией того, что вы не поставите в неловкое положение окружающих. Хорошее общение возможно только при наличии уважения людей друг к другу. Это правило номер один. Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили по отношению к вам. Это старое правило, но только при соблюдении его можно говорить о том, что человек действительно проявляет уважение.

Чтобы в общественных местах чувствовать себя уверенно и свободно, нужно быть развитым человеком. Многие люди чувствуют себя очень неловко, когда находятся в незнакомом месте — они просто не знают, как здесь принято себя вести. Поэтому старайтесь как можно больше читать, общаться, посещать различные мероприятия —. это поможет чувствовать себя более уверенными людьми.

Запомните главное — хорошее поведение — это не просто красивая обертка. Культурное поведение присуще только воспитанным людям, которые уважают себя и окружающих.

ЧТО ТАКОЕ ТЕАТР?

Учитель . О том, что же такое театр, многие знают не понаслышке. Хотя сегодня молодые люди уделяют большее внимание кинотеатрам, о том, что такое театр, еще никто не забыл. Ни одна телевизионная передача не может сравниться с живой игрой актеров и воссоздать ту или иную историческую обстановку. Мир театра прекрасен и неповторим. Если вы когда-нибудь побывали в театре, то ни с чем не сможете сравнить полученные там эмоции. Погружаясь в атмосферу театрального представления, вы забываете обо всем. Декорации, работа режиссера и игра актеров — такое волшебное сочетание помогает забыть обо всем. Театр может вернуть нас на сотни и тысячи лет в прошлое, а может и перенести вас в далекое будущее. И мы верим тому, что видим, и не удивляемся, что на сцене говорят животные и даже неодушевленные предметы.

ВИДЫ ТЕАТРОВ

Учитель . Театры бывают разные, и каждый вид по-своему интересен. Один из самых интересных театров — театр кукол, который имеет давнюю историю. Раньше люди изображали различных волшебных существ и священных животных в виде глиняных кукол, вокруг которых устраивали различные ритуалы, пели и танцевали. Спустя сотни лет это перешло в настоящее театральное зрелище. Сегодня существует три вида кукольного театра. В одном из видов театров используются куклы, которыми управляет кукловод. Во втором виде используются куклы, которые надеваются на руку. Третий вид — это куклы на тростях, которыми актеры играют из- за ширмы. Если вы думаете, что кукольный театр существует только для детей, то сильно заблуждаетесь. Существуют специальные постановки в кукольном театре специально для взрослой публики.

Другой разновидностью театра является театр теней. Такое представление очень интересно, поскольку создается оно при помощи картонных картинок, которые при помощи специального освещения отбрасывают тень. Актеры используют специальные нити, чтобы тени двигались. Обычно такое представление сопровождается рассказом и музыкальным оформлением.

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Учитель . Эти два вида театра очень интересны, поскольку основное действие пьесы передается либо через пение, либо через танец. Музыка в таких представлениях играет значительную роль. Многое из того, что не сказано, можно почувствовать именно благодаря музыке. Некоторые ребята не приходят в восторг оттого, что их зовут в театр оперы и балета. Их даже можно понять, потому что не все могут понять то представление, на которое приходят. Мы привыкли видеть действие сюжета в игре актера, а в этих театрах воспринимать намного сложнее. Но, даже не имея музыкального образования, вы можете определить, что оперная партия была сложна. Так же и в балете: то, как двигаются артисты, с первого взгляда говорит о том, что это настоящие профессионалы. Считается, что до таких спектаклей нужно пройти определенную базу театральных представлений.

ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Учитель. Скорее всего, ваш первый поход в театр был именно походом в театр юного зрителя. Это спектакли, к которым мы привыкли. Обычно постановки в таком театре — это либо сказки, либо классические произведения русских или зарубежных авторов. Благодаря посещению таких спектаклей, в человеке формируется истинное познание красоты и чувство прекрасного.

Сегодня ставится очень много мюзиклов, даже по классическим произведениям. В таких спектаклях актеры и поют, и танцуют, и просто играют. Для многих именно такие постановки самые интересные. Это и понятно, поскольку при просмотре их человек полностью погружается в действие спектакля, ведь оно очень легко воспринимается. У театра юного зрителя есть своя задача — расширить театральный кругозор школьников. Именно поэтому здесь есть постановки для разных возрастов, поскольку первоклассникам будет очень трудно понять постановку для ребят из старших классов. Чтобы не затеряться в огромном количестве постановок, вы можете спросить совет у билетеров, они подскажут вам, какой спектакль подходит именно вам.

ПОВЕДЕНИЕ В ТЕАТРЕ

Учитель . На прошлых занятиях мы с вами говорили о том, что в общественных местах нужно соблюдать некоторые правила поведения. Театр — одно из тех мест, где эти правила поведения четко обозначены. В отличие от кинотеатра, где можно верхнюю одежду положить на колени, в театре необходимо куртки обязательно оставлять в гардеробе, нельзя заходить в зал после третьего звонка. Кроме этого, существует еще множество нюансов, связанных непосредственно с просмотром спектакля, поэтому сегодня занятие мы посвятим поведению в театре.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НЕ НАДО

Учитель. Для начала давайте послушаем одну небольшую истории. Я надеюсь, что никто из вас в ней себя не узнает. Но если кто-то вам показался очень знакомым, то постарайтесь посмотреть на него со стороны, возможно, какие-то действия вам покажутся смешными, а какие-то очень плачевными.

Читает один из учеников.

— Представьте себе такую ситуацию: трое ребят собрались идти на театральное представление. На какое — им совсем неважно, потому что это родители заставили их пойти. Они купили первый попавшийся билет. Спектакль начинается вечером, поэтому, чтобы не опоздать, им придется идти в театр сразу после школы, не заходя домой. Так как последний урок у них физкультура, то они решили, что время не нужно даром терять, поэтому они направились в театр прямо в спортивных костюмах. При входе в театр ребята сунули билеты контролеру и быстро направились к гардеробу, чтобы раздеться. Расталкивая других людей, они отдали вещи и отправились в зрительный зал.

Вот они заходят в зал, начинают искать свои места. Прозвенел уже второй звонок, а ребята все еще не уселись. Тогда к ним подходит дежурный по залу и подсказывает, где расположены их места. После того, как они наконец-то уселись, ребята увидели в другом конце зала своих знакомых. Они начинают отчаянно звать их и размахивать руками, в надежде, что друзья их заметят, но все старания тщетны. Когда в зале стемнело и занавес открылся, ребята начинают доставать из -своих больших рюкзаков бутерброды. Громко чавкая и обсуждая костюмы героев, они продолжают как ни в чем не бывало смотреть спектакль дальше. Чтобы не есть всухомятку, ребята решили открыть бутылку с газированной водой, которая немного растряслась по дороге в театр. Они обрызгались сами и обрызгали соседей. После того, как ребята утолили свою жажду, они продолжают обсуждать действие пьесы, громко комментируя каждую фразу, которая им понравилась. Делать это они продолжали до тех пор, пока занавес не закрылся и не объявили антракт. В перерыв ребята направились в буфет. Расталкивая всех, им удалось пробраться вперед. Только у кассы ребята начали думать, что же хотят купить. Когда же выбор был сделан и они расплатились, то сели за столик. Столик был рассчитан на пять человек, а их было только трое, остальные два стула заняли их большие рюкзаки. Мимо них постоянно проходили другие зрители, которые не могли найти место, где присесть, но ребята продолжали сидеть как ни в чем не бывало. Уже прозвенел последний звонок, а ребята все еще не допили свой чай в буфете. Когда они закончили и подошли к зрительному залу, то дежурные их не пропустили, поскольку действие уже началось. Да и к тому же их поведение было безобразным во время спектакля. Но ребята, ни капельки не расстроившись, побежали к гардеробу, чтобы забрать свои вещи. Довольные, что выполнили желание родителей и сходили в театр, они разбежались по домам. А спрашивается: зачем приходили-то?

Учитель . Вам сейчас кажется, что это абсурдная ситуация, что так в жизни не бывает. Вот в этом вы ошибаетесь. Не бывает, чтобы было все идеально, а ошибки совершаем мы все. Наверняка вы сами хоть раз опаздывали на спектакль, или же шуршали каким-нибудь пакетиком, приходили, одетые не самым торжественным образом. Если вы не совершали подобных поступков, то можете себя похвалить. А вот тех ребят, о которых мы сейчас слушали историю, хвалить не следует. Давайте обсудим, что же они сделали не так?

РЕБЯТА ПРЕДЛАГАЮТ СВОИ ВАРИАНТЫ

Учитель . А теперь давайте разберем поход в театр более подробно. Люди ходят на театральные премьеры, чтобы повысить свою внутреннюю культуру. У людей должна быть потребность и интерес пойти на спектакль, а по принуждению ходить — это гиблое дело, как мы сейчас в этом убедились. Давайте попробуем рассмотреть подробно каждый этап: от покупки билета в театр до поведения во время спектакля. Как вы считаете, почему так важно рассматривать поведение в театре на каждом этапе?

Ребята отвечают.

Учитель. Если вы купите билет на спектакль, ничего не зная о нем, то вполне возможно, что он вам не понравится с самого начала, поэтому вам будет тяжело досмотреть его до конца. И из-за того, что вы не можете сосредоточиться именно на представлении, вы начнете заниматься другими делами, отвлекать других и мешать самим артистам. Именно поэтому нужно быть внимательными с самого начала.

ПОКУПАЕМ БИЛЕТ В ТЕАТР

Учитель . Итак, вы собрались пойти на театральную постановку. Перед тем, как пойти на пьесу, постарайтесь побольше узнать о самой пьесе. Если есть возможность, то купите программку — там содержатся все сведения по постановке: от автора пьесы до актеров, которые исполняют роли. Кстати, многие пьесы ставятся по произведениям классиков, поэтому постарайтесь прочитать произведение до того, как отправитесь на спектакль. У вас сложится свое видение произведения. Когда читаешь какое-то произведение, то представляешь одни образы, на сцене же вы увидите образы в трактовке режиссера. Вполне возможно, что они будут отличаться от ваших.

Прежде чем вы станете покупать билет на спектакль, обязательно ознакомьтесь с планом зала, который обычно висит около окошка кассы. Лучше всего выбрать места, которые находятся в середине зала. Как вы считаете, почему именно «золотая середина» — лучший вариант для зрителя?

Ребята отвечают.

Учитель . Обычно на репетициях режиссер пьесы выбирает место в середине зада, поскольку оттуда видны все нюансы: от месторасположения декораций до актеров. Если смотреть на сцену сбоку, то некоторые большие предметы могут закрывать происходящее. Если вам не удалось взять ближние места, то расстраиваться не стоит. Можно взять театральный бинокль, который поможет рассмотреть даже самые мельчайшие детали.

СОБИРАЕМСЯ В ТЕАТР

Учитель. В театр принято одеваться торжественно. Сегодня это правило уже не так актуально, и вполне допустимо прийти на спектакль в джинсах. Однако, выбирая этот демократичный вариант нужно быть полностью уверенным в том, что выглядеть в этом вы должны идеально. Если вы обратитесь к истории, то узнаете, что театр долгое время существовал как главное место, где люди собирались буквально для того, чтобы «себя показать». И традиция выходить в свет в идеальном наряде осталась до сих пор. Да и к тому же театр вы не посещаете каждый день и, согласитесь, даже не каждый месяц, поэтому лучше, если вы будете выглядеть торжественнее, чем обычно.

Особое внимание нужно обратить девочкам на прическу. Очень близкое расположение рядов в театральном зале — это важный повод подумать о том, как будут уложены ваши волосы. Нужно помнить, что удобно должно быть не только вам, но и тем людям, которые будут сидеть около вас: ваши волосы не должны лезть им в лицо! Девочкам лучше не делать себе высоких причесок, можно распустить волосы или завязать косу. В некоторых театрах партер располагается на одном уровне, поэтому ваша высокая прическа загородит вид на сцену всем людям, которые сидят позади вас.

Культура поведения в театре предусматривает полную тишину во время спектакля. Когда все зрители придерживаются этого правила, образуется «мертвая тишина», в которой можно услышать урчание живота голодного человека. Поэтому и об этом стоит заранее позаботиться и не выходить из дома с чувством голода. Но не стоит также и переедать, поскольку процессы пищеварения будут слышны всем зрителям в театре. Перед выходом в театр съешьте что-нибудь легкое, но сытное, например, одно второе блюдо. Этого будет вполне достаточно, чтобы вы не испытывали чувства голода до конца представления.

Учитель . При входе в театр предъявите билет контролеру. В театр нужно приходить заблаговременно, чтобы без спешки снять верхнюю одежду, поправить прическу, занять свое место в зале. Проходя к своему месту, нужно повернуться лицом к сидящим. Если проход слишком узкий, то сидящий должен встать. Если ваше место занято, обязательно обратитесь к дежурному по залу (они обычно стоят при входе): нужно разобраться в этой путанице. Не очень приятно заметить на своем месте другого человека, поэтому сами никогда не занимайте чужие места. Даже если прозвенел звонок и впереди есть свободные места, то не пробирайтесь к ним, поскольку настоящие владельцы этих мест могут опоздать и вы попадете в очень неприятную ситуацию. После того, как вы заняли свое место, не нужно оглядываться по сторонам и разыскивать знакомые лица, тем более не стоит делать это, глядя в бинокль — он предназначен для того, чтобы следить за действием на сцене, а не в зрительном зале.

Во время спектакля нельзя разговаривать со своим соседом, смеяться (если это только не комедийная пьеса), ерзать на кресле, шуршать чем бы то ни было. Все эти запреты существуют с одной-единственной целью: не нарушать атмосферы спектакля. Главное для всех зрителей — это погрузиться в атмосферу действия, а любые звуки из «реального» мира возвращают их в настоящую действительность.

Если вы пришли в оперу, то там, в отличие от обычного спектакля, принято аплодировать после удачных сольных партий.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В АНТРАКТЕ

Учитель . Спектакль обычно состоит из нескольких действий, которые разделяет небольшой перерыв — антракт. Во время перерыва вы можете выйти из зала, а можете остаться там. Если вы вдруг заметили поблизости своих знакомых, то можете к ним подойти. Не нужно кричать со своего места что-то вроде: «И ты тут, иди сюда!» Если вы хотите их просто поприветствовать, то сделайте это кивком головы или просто улыбнитесь, если встретитесь взглядами. Никогда не надо кричать и привлекать к себе излишнее внимание. Если вы все же решили поприветствовать их лично и поинтересоваться мнением о спектакле, то подойдите к ним сами. Только садиться на свободные рядом с ними места нельзя, иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Как вы считаете, почему это делать нельзя?

Ребята отвечают.

Учитель . Если вы пришли на постановку в театр оперы и балета, то можете посмотреть, как устроена оркестровая яма. Для тех, кто ни разу не видел, как сидят музыканты и задавался вопросом, откуда же звучит музыка, это будет очень интересно.

ПОВЕДЕНИЕ В БУФЕТЕ

Учитель . Многие ребята любят бывать во время антракта в буфете. Обычно желающих отправиться в это место много, поэтому и очередь там соответствующая. Чтобы избежать ненужной суеты, нужно просто спокойно занять очередь, а не пытаться пробиться вперед. То же самое касается и столиков: покушал — освободи место. Правила поведения в театральном буфете чем-то похожи на правила поведения в школьной столовой. Не нужно рассиживаться за столом дольше, чем нужно, ведь в театр вы приходите не поесть, а повысить свой культурный уровень. Именно поэтому, как только вы закончили есть, уберите за собой и отправляйтесь зрительный зал. Туда нужно возвращаться еще до того, как прозвенит третий звонок, чтобы не спеша пробраться к своему месту.

ЕСЛИ СПЕКТАКЛЬ НЕ ПОНРАВИЛСЯ

Учитель . Случается, что спектакль не оправдал твои ожидания, поэтому можно не оставаться на второе действие. Но, если вы пришли не одни, а с группой, то досмотреть нужно обязательно. Только не стоит показывать своим видом, что спектакль вам не понравился, можно просто не аплодировать по окончании пьесы. Воспитанный человек никогда не покинет зал до того, как со сцены уйдут актеры и занавес опустится, и не станет высказывать свои комментарии по поводу того, что спектакль не стоил того, чтобы вы приходили. Это просто неразумно, поскольку судить о качестве спектакля и игре актеров можно только с большим театральным опытом. А вы, к сожалению, пока еще не можете таковым похвастаться. А вот, что действительно может произойти, так это то, что вы просто не можете понять постановку. Это часто происходит и со взрослыми людьми, так что ничего удивительного в этом нет. Возможно, что выбранный вами спектакль очень сложен и пока что вы не осознаете те проблемы, которые задаются режиссером. Для этого посетите эту постановку через несколько лет, если будет такая возможность. Вполне возможно, что вы будете судить о нем совсем по-другому.

ЗАБИРАЕМ ВЕЩИ ИЗ ГАРДЕРОБА

Учитель . Обычно в гардеробе после спектакля собирается огромная очередь. Никогда не лезьте вперед других, не расталкивайте локтями. Вежливые люди всегда сохраняют спокойствие. Чтобы не пострадать в давке, лучше дождаться, пока очередь схлынет. Можно подождать в фойе и обсудить с друзьями спектакль. Ведь обсудить действительно есть что. Этим вы сразу убьете двух зайцев: поделитесь впечатлениями и скоротаете время, ожидая, пока толпа разойдется.

Подведение итогов

Учитель. Теперь вы знаете, что поход в театр сопровождается огромным сводом правил, которые необходимо соблюдать. Но все эти правила настолько просты, что запомнить их не составит никакого труда. Сегодня мы рассмотрели с вами различные ситуации, в которые вы можете попасть при посещении театра. Мы прослушали историю о ребятах, которые не очень красиво вели себя в театре, только лишь потому, что они просто не знали элементарных правил поведения. Если вы и узнали в ком-то из них себя, то только потому, что тоже были не знакомы с этими правилами. Но теперь, когда мы все обсудили, вы должны вести себя в театре так, как это предписано нормами этикета. О том, насколько вы были внимательными, я буду судить по нашему походу в театр.




Top