Правильные штрихи. Штриховка и её разновидности

Виды штриховки.

Для создания объёма и освещения в рисунке художники пользуются штриховкой. С помощью неё производится тональная проработка листа. Ниже я расскажу о восьми видах штриховки, которые чаще всего используются в классическом рисунке:

1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.

2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».

3. Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».

4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие же как в штриховке под номером 3, только по окружности.

5. Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.

6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.

7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.

8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.

При работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производит плохое впечатление.

Соединение линий штриха в единое целое.

В рисунке часто приветствуется короткий штрих, который можно «укладывать» по форме изображаемого предмета. Но как проработать, например, плоскость стены короткими штрихами? В таком случае штрихи соединяются в блок. В таблице ниже, я привёл пример того, как это можно сделать:

Ещё одним важным моментом в рисунке является сочетание работы плоскостью и остриём карандаша. Штрих может быть «пушистым», т. е. широким и размытым. А может стать четким и острым. В штриховке используется каждый из этих подходов — как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. В таблице, приведенной ниже, показаны сочетания острого и широкого штриха:

Первый способ. Широким штрихом можно сделать основу рисунка — первый слой. А поверх, во втором слое, использовать острый штрих и детальную проработку.

Второй способ. Соседство широкого и острого штрихов создает интересную фактуру. Если штрих делать коротким и разнонаправленным, то им можно прорабатывать массу листвы в кроне дерева.

Третий способ. Мягкие материалы тканей, мех, листва… — прорабатываются широким, мягким штрихом. Он хорошо передает материальность такой поверхности. Острым штрихом прорабатываются предметы из металла, стекла, гипса и т. д. Т. е. там где нужна чёткость и жесткость.

В заключении, хочу сказать, что существуют разные техники ведения тонального рисунка, большое количество разновидностей штриховки, разные подходы в работе. Но описанные в этой статье ключевые моменты, являются основой, на которой базируется работа над академическим рисунком.

Алексей Епишин.

Как на практике реализуется вышесказанное Вы можете посмотреть на примере моих работ в разделе .

Основа рисунка — эта линия, она может много натворить чудес. Если вы решили посвятить себя изучению рисования карандашом, то вам обязательно нужно знать основы штрихования. На сайте есть много уроков по технике рисования карандашом, в каждом уроке по чуть-чуть показана техника, а этот урок — это тот урок, который надо изучить в самую первую очередь, тем более потому, что он составлен профессиональным американским художником.

Когда вы сможете делать штриховку хорошо, вы обнаружите, что это очень быстрый и простой способ добиться реалистичности в рисунках.
Этот урок делится на три раздела:
1. Изучение штриховки.
2. Рисования основных видов штриховки.
3. Создание шкалы теней.
Возьмите карандаши, чтоб применять урок на практике. Нам понадобятся 2H, HB, 2B, 4B и 6B карандаши, ластик и бумага для рисования.
Данная статья рекомендуется для художников всех возрастов и различной подготовки.

Изучение интенсивности штриховки.
Вам будет удобнее, если будете знать, как рисовать различные оттенки. Различные оттенки при штриховки создаются путем изменения плотности нанесенных линий, нажима на карандаш, использование разных видов карандашей. Оттенки могут переходить от светлого к темному или от темного к светлому.
Рисование штриховки разных оттенков требует много практики, только потом вы добьетесь совершенства.

1) Косая штриховка, посмотрите на четыре варианта штриховки. Группа линий, которые находятся слева, имеют совсем мало линий и находятся далеко друг от друга, что создает иллюзию светлого тона. В последующих примерах, линии становятся все ближе и тон при этом становиться темней, самый крайний — самый темный.

2)Попробуйте себя в рисовании параллельных линий с произвольным расстоянием друг от друга в своем альбоме. Вы должны попробовать много разных способов движения вашего карандаша, переворачивайте бумагу или изменяйте углы ваших линий, пока не найдете позу(движения), которые будут наиболее естественны для вас.

Рисование основных видов штриховки.
В этом упражнение возьмите карандаш 2В, вы будете рисовать линии далеко друг от друга, потом ближе, чтоб создать 4 разных варианта штриховки.

3) Нарисуйте первый набор линий штриховки с большим расстоянием между ними и малым количеством.

4) Нарисуйте второй ряд немного ближе друг к другу. Линии в ней ближе друг к другу, чем в первом случае, поэтому значение тона темнее.

5) Нарисуйте третий вариант, где линии будут ближе друг к другу, чем в предыдущих случаях. Линий при этом становиться гораздо больше, а сам тон темнее.

6) Нарисуйте четвертый вариант, где линии еще ближе, чем в предыдущих вариантах, они почти прилегают друг к другу, но еще видна бумага.

7) Посмотрите на картинку, здесь показаны различные виды штриховки, например, изогнутые и прямые, и длинные и короткие. Попробуйте нарисовать эти варианты в своем альбоме.

Создание шкалы.
В этом разделе вы узнаете, как можно добиться полного диапазона теней, варьировать плотность линий и давление, при этом используя карандаши различной мягкости.
8) Начнем практиковать и посмотрим различия между карандашами. 2H очень светлый(твердый), а 2В довольно темный (мягкий). В следующих упражнениях вы будете использовать три разных карандаша, чтобы создать разные оттенки. 2В карандаш использовать лучше для создания темных оттенков, НВ отлично подходит для средних и 2Н идеально подходит для создания светлых тонов.
9) Берем карандаш 2Н и рисуем первые три варианта, получается штриховка светлая. Берем карандаш НВ и рисуем следующие два варианта, берем 2В и рисуем следующие оставшиеся два варианта.

Нарисуйте эти варианты нанесения штрихов, когда сделаете, попробуйте в обратной направлении от темного к светлому.

Мы рисовали линии близко друг к другу, при этом ясно видели штрихи, теперь ваша задача будет состоять в том, чтоб нарисовать так тесно, чтоб создать иллюзию гладкости, темный тон(без смешивания). В следующих пунктах вашей целью является сделать семь разных вариантов гладкой штриховки, рисуя линии близко к друг другу.

10) Возьмите карандаши 2Н и НВ, выполните три светлых варианта, как на картинке ниже.
11) Используйте 2В, 4В и 6В карандаши, чтоб нарисовать четыре темных тона.


12) Нарисуйте шкалу из десяти различных вариантов от светлого до темного.

13) Нарисуйте такую же еще одну шкалу из десяти различных тонов, только от темного к светлому.

Для того чтобы научиться рисовать объемные фигуры, очень важно освоить технику, которая позволит добиться максимально реалистичных изображений. Штриховка карандашом дает возможность создавать не только простенькие картинки, но и передавать сложные образы.

Возможности техники

Штриховка карандашом позволяет верно изобразить необходимый тон. Выполняют такие рисунки линиями различной частоты, что позволяет изображать тона различной насыщенности. Для углубления тона применяют перекрестную штриховку.

Если внимательно посмотреть на рисунок, выполненный в этой технике, то даже в самом темном тоне можно обнаружить все виды штриховки: вертикальную, горизонтальную и косую. С помощью карандашной штриховки можно не просто передать тон рисунка, но даже показать поверхность объектов, изображенных на нем.

Кроме обычной прямой штриховки в рисовании часто применяют рельефную штриховку. Такой вид наполнения рисунка необходим для придания отдельным объектам рельефа (как и следует из названия). Например, дугообразными линиями часто оформляют такие элементы, как губы человека.

Новичку будет полезно держать на рабочем столе так называемую палитру штриха, на которой изображены различные виды и тона штриховок. С помощью такой таблицы будет легче понять, какую штриховку стоит применять в каждом конкретном случае. Идеально, если эта палитра будет создана самим рисовальщиком, ведь кроме всего прочего, это еще и отличная тренировка навыков.

Обучение маленького ребенка

Обучение рисованию детей можно начинать с самого раннего возраста. Когда ребенок еще только учится водить карандашом по бумаге, его уже можно начать приучать делать это правильно, накладывать первые штришки, закрашивая какую-нибудь кошечку или домик. При этом малышу нет необходимости знать все техники рисования вообще и штриховки в частности. Максимум, чему можно научить его - это раскрасить домик, используя различную насыщенность тона. Как раз для таких небольших рисунков, как дом или машина, идеально подходит штриховка карандашом. Для детей не столь важно, чтобы было идеально изображена текстура дома, главное - что это очень похоже на настоящий дом, и малыш сделал это сам.

Рисование дошколятам

Все дети любят рисовать. Чаще всего творения дошкольников еще сложно назвать рисунками, скорее, это просто набор значков, отдельных предметов, подвешенные «в воздух» схематические животные. Если же рисованием с ребенком начали заниматься с раннего детства, то к 5-7 годам им уже должна быть освоена начальная штриховка карандашом. Для дошкольников это достаточно интересный способ рисования, ведь особых навыков он не требует. Однако к этому возрасту ребенку уже вполне по силам изобразить геометрические фигуры, обозначив свет и тень.

Кроме навыков рисования, штриховка карандашом для дошкольников помогает еще и развитию мелкой моторики, способствует обучению усидчивости и даже прививанию хорошего почерка.

Сложные рисунки

Штриховка карандашом рождена от литографии и штрихового офорта. Великие художники нормандской школы увлекались подобной техникой рисования. С появлением в нашей жизни карандаша этот вид искусства получил новое развитие. Множество великолепных рисунков создано в данной технике. При умелом использовании штриха можно создать изображение, обладающее объемом и передающее пространство. Разная толщина линий позволяет реалистично передать глубину пространства.

Грамотный рисовальщик способен изобразить невероятно сложные картины, глядя на которые просто невозможно поверить, что это штриховка простым карандашом. Зачастую создаются такие картины, которые больше похожи на фотографии, с множеством тонов, переходов и мельчайших выразительных деталей.

Чтобы достичь успеха в рисовании, нужно обязательно постоянно упражняться. Штриховка карандашом не самый сложный метод рисования, ему можно обучиться даже самостоятельно, изучая работы мастеров и повторяя упражнения. Анализируя и выявляя свои ошибки, можно добиться успеха в рисовании карандашом. В истории уже были случаи, когда человек становился популярным художником, хотя рисовать начинал уже в преклонном возрасте.

Сегодня я расскажу Вам о нескольких техниках рисования карандашом. В предыдущем уроке из этой серии вы узнали « «. А сейчас мы рассмотрим подробнее: с чего всётаки начать рисовать?

Что важно при штриховке карандашного рисунка? Старайтесь не допускать «рваного» штриха, когда удар грифеля о бумагу в начале штриха дает заметное утолщение. Следите за тем, чтобы линия штриха была однородной по цвету и толщине. Очень важно для этого хорошо заточить карандаш. (узнайте ) Штрихуйте только в одном направлении, не ведите карандаш в обратную сторону по бумаге.

Есть также другая техника. Штрихи можно накладывать друг на друга под разными углами, в несколько направлениях, например под ушлом 30,45 или 90 градусов. Но не стоит штриховать решеткой. Такая штриховка вызывает ассоциации с самой решеткой и будет отвлекать от самого рисунка, но и смотрится не очень эстетично.

Для начала нужно немного разработать моторику кисти, заставить руку «привыкнуть» рисовать. Для этого подойдут простые упражнения. Для всех этих упражнений положение листа - книжное. Часто начинающие игнорируют эти упражнения, ведь очень хочется поскорее приступить к творчеству, но тогда вы, скорее всего, столкнетесь с тем, что карандаш не будет слушаться вас.

Давайте вместе проделаем несколько упражнений какие делают в :

Упражнение 1.

Возьмите листик тонкой бумаги и, начиная сверху, рисуйте прямые горизонтальные линии. Стараясь оставлять между линиями небольшой одинаковый промежуток, заполните этими линиями весь лист. Рисуйте быстро, одним длинным штрихом, чем медленнее вы будете вести линию, тем более кривой она будет. Скорее всего, линии будут очень кривыми в вверху листа и значительно более ровными к низу. Понятно, что до идеала далеко, но если в листе у вас получилось одна - две ровные линии, это хорошее начало. Теперь на этом же листе нарисуйте прямые вертикальные линии сверху вниз, линии по диагонали справа налево и слева направо.

Упражнение 2.

Вертикальной и горизонтальной линией разделите лист на четыре равные части. Заполните эти части горизонтальными, вертикальными и диагональными (справа налево и слева направо) линиями.

Упражнение 3.

Нарисуйте квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, вы должны рисовать стороны квадрата «навылет», наводя дополнительные линии, пока квадрат не получится квадратом. Впишите в квадрат круг. Свободно водите карандашом по кругу, от одной точки соприкосновения со стороной квадрата до другой, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Заштрихуйте круг диагональными линиями справа налево и слева направо.

Упражнение 4.

Нарисуйте ряд небольших квадратов, примерно 3?3 сантиметра. Старайтесь, чтобы квадраты были одинаковыми по размеру, находились на одном расстоянии друг относительно друга. Ниже нарисуйте ряд кругов примерно такого же размера. Чередуйте ряды, стараясь получать ровные столбики фигур.

Такие упражнения вы можете придумать сами, чередовать их, как вам больше нравится. Главное, в начале учебы делать хотя бы одно подобное упражнение перед каждым занятием рисованием. Я часто начинаю с первого упражнения, после него рука увереннее ведет карандаш. Самое сложное для меня - это диагональные линии слева направо.

Научиться рисовать - вполне возможно, нужно, как и в любом другом деле, лишь приобрести необходимые навыки, немного старания, и тогда вам не составит труда выразить свои идеи на бумаге или холсте.

Меня еще одному способу учили, : поставить на листе две точки и соединить их одним движением прямой линией. Постепенно точки разносить дальше друг от друга и ставить их под разными углами, но лист есно не вращать…. со временем перейти на три точки…… и т. д. Обычно заканчивают пятью точками, для рисования правильной звезды, опять же развивается глазомер.

Делайте эти упражнения ежедневно, а также перед началом рисования. Ваши движения будут более уверенными и професиональными.

Чтобы создать красивый рисунок, необходимо овладеть красивым штрихом, растяжкой штриха и светотенью.

Сегодня мы рассмотрим упражнение по штриху.

Что такое штрих?

ШТРИХ - это достаточно короткая линия, выполненная броском руки (точка, бросок)

ШТРИХОВКА - это множество коротких линий, выполненных броском руки.

РАСТЯЖКА - плавный переход от темного (сочного) тона к светлому тону карандаша.

А теперь, делаем упражнение.

Наша задача научиться правильно штриховать и овладеть растяжкой тона через штрих. Прочтите инструкцию, а затем приступайте к выполнению упражнения.

Возьмите мягкий карандаш как ручку. Поставьте вертикально карандаш по отношению к листу бумаги. Затем выполняйте карандашом "точка - бросок" в определенном направлении, как описано ниже в таблице. Стрелкой показано в каком направлении делаем бросок линии.

Старайтесь, чтобы было похоже, как на рисунке. Тренировку хорошо делать мягким карандашом 3М, 6М.

1. Ставим карандаш (желательно вертикально) и делаем бросок.

5. Косой штрих сверху вниз

6.Косой штрих снизу вверх

8. Круглые линии делать броском руки

11. Растяжка: начинайте с сильного нажима карандаша, а затем постепенно снижайте нажим карандаша

12. Нарисуйте вертикальный прямоугольник. Разделите его диагональной линией.

Потренируйте растяжку по нажиму карандаша так, как показано на рисунке

Посмотрите на прямоугольник. У Вас тоже есть сочетание светлого и темного? Если нет, то сделайте упражнение еще раз.

7. Нарисуйте круг. Сделайте растяжку по форме круга (как на рисунке)

9. Повтор линии. Нарисуйте любую волнистую линию.

Затем повторите линию на одинаковом расстоянии.

Повторите линию на одинаковом расстоянии несколько раз.

Такие линии нам необходимо при передаче качества материала

10.Восьмерка. Аналогично, как и в 9 упражнении. Проследите как идет линия.

На одинаковом расстоянии она повторяется.

Подводим итоги:

1. Нарисуем лист растения. Обратите внимание в каком направлении идет штрих. Повторите как на картинке.

2. Предметы, где есть прямые линии, штрих направляется по направлению плоскости. Повторите как на рисунке.

Переходим к штриховке предметов.

ПРАВИЛА ШТРИХА

1.Д ля всех круглых предметов штрих н аносится строго по форме ;

2. Растяжка применяется для всех предметов н езависимо от формы;

3. Штрих наносится по направлению плоскости,

4. Д ля уплотнения тона используется п ерекрестный штрих: на косой штрих накладывается с небольшим наклоном другой косой штрих.

Мы с Вами познакомились с техниками и правилами штриховки. Это Ваши первые шаги. Тренируйтесь!

ДАЛЬНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ШТРИХОВКИ

1. Изначально штрихом передаем объем предметов используя законы светотени. Применяем метод "Растяжка".

2. Лепим форму предметов используя тоновой штрих по направлению плоскости ;

3. Передаем качество предметов (металл, гипс, бархат, шерсть и т. д.) используем карандаши разной твердости, карандаши разной заточенности и моделирование грифеля карандаша.

4. Масштабный штрих применяется для формирования планов в рисунке, выделяя центр композиции. Этот метод используется при профессиональной подготовке в ВУЗ и на 4 курсе изостудии "Творчество"

Примеры разных этапов развития навыка штриха Вы можете увидеть в галерее рисунков.

Если Вы овладели навыками штриха и у Вас есть вопросы, напишите в отзывах как у Вас получилось и что Вы еще хотите узнать.

УДАЧИ в творчестве!

Приглашаем Вас для развития навыков рисования

в изостудию "Творчество"




Top