Правополушарное рисование теория. Правополушарное рисование — что это за метод? Откуда появилось «правополушарное рисование»

Ура! Наконец-то сбылась моя мечта - я сходила на правополушарное рисование. Казалось бы - ну на кой? И так же вроде и рисую, и леплю... Но что я рисую? Чем и как я это делаю?
В общем, это был очередной вызов себе - сделать то, чего я никогда не делала. Порисовать гуашью, ужасными кистями (щетина!!! которой я даже клей размазывать не люблю!!!) на бумаге (!!! нонсенс!!! бумага - это так... непрактично!!! - сказало левое полушарие. Но я быстренько его заткнула - сегодня не его день, сегодня я решила отдохнуть от него).

Конечно, поначалу мы все перезнакомились, рассказали о себе. Я, пожалуй, из всех присутствующих была самая... "правополушарная" - рисую сколько себя помню, как бог на душу положит, работа тоже связана с рисованием, хобби тоже не отстает.
Тем не менее, в этот день я была наравне со всеми - чистым листом, полным нулём. И даже не подозревала насколько!
Вот такая творческая обстановка. :)

Творчество и порядок несовместимы. И сегодня я поняла, что не такая уж я правополушарная - такого рабочего места мои клиентки никогда у меня не видели! На рабочем месте у меня всегда всё своевременно закрывается, убирается, складывается... А тут... Тут ты можешь (и должен) развернуться, выйти за привычные рамки, навязанные рациональным левым полушарием, мазюкать обеими руками, и по листу, и по планшету, и по полу, по листам соседей... кистями, пальцами, чем угодно! Всё это с детским азартом, под наимажорнейшую музыку.

Ну вот и первая мазюлька. Ещё не очень понимаем, чем от нас хотят, ещё не полностью включились в процесс, изначально не знаем, что именно мы рисуем, поэтому не можем ни размеры рассчитать, ни перспективу, ни цвет. Тем не менее... что-то узнаваемое уже получается.

Второй рисунок тоже не айс. Левое полушарие борется с правым и недоумевает - его держат голодным, не дают никакой информации, отталкиваясь от которой он бы мог понять, что мы рисуем. Для левого полушария всё неправильно!

Мало того, что ёлки красные, так они ещё и рисовались вверх тормашками!!! Левое полушарие ушло в глубокий обморок и процесс пошёл уже куда лучше!

Боги мои, сколько цветов! Неужели это я натворила??? Я - извечный график?! Я - миниатюрист, любящий точность, лаконичность, чёткость и законченность линий?! Уму непостижимо!
А фон вообще наляпан пальцами! (не отойдя от культурного шока сдало меня с потрохами левое полушарие)

Птички и солнце в воде не отражаются. Почему? Потому что времени не хватило!!! Эти картинки рисуются в считанные минуты. Занятие длилось 6 часов. Из этих 6 часов полчаса ушло на ожидание опоздунов, потом ещё примерно столько же на инструктаж, потом каждый участник рассказал о себе, плюс 4 или 5 перерывов. За оставшееся время я успела затонировать 17 фонов и нарисовать 13 картинок. Даже 14, включая самую первую, которую мы рисовали вне программы.
А отражение - дело наживное. Завтра исправлю.

Рррромахи!!! И рисованные пальцем облака.

Когда мы нарисовали эту картинку, нам сказали, что, рисуя дерево, женщина рисует своего мужчину. О да! Именно такой мужчина мне бы подошел! Это ничего, что рисовала я его в перевернутом виде. Главное - результат! :))))

Вообще, после того, как картинка закончена и подписана, наступает "момент истины", когда её помещают в рамку и демонстрируют всем участникам. Насколько оказывается рамка преображает картинку! Это стало для меня настоящим откровением!
И ещё один нюанс, такие картинки нужно смотреть с расстояния. Вблизи я эту картинку вообще воспринять не могла. То фон не катит, то мазки лишние... Левое полушарие вопит в истерике: Ксюха!! Зелёный, красный... жесть!!! Огромные цветы на переднем плане - ужас!!!
А издали посмотрела... Правое полушарие говорит - а и... клёво!!!

Облака - пальцами... Деревья - вниз головой... Всё прочее - небрежные мазки. Кто бы мог подумать, насколько интересно может получиться...

Позднеосенний ночной городской пейзаж. После перерыва включилось критическое восприятие и начало выклёвывать мозг: дескать, передний план мелковат и не интересен... Да и... начхать! Что получилось, то и получилось. Кто мне помешает перерисовать это дома?

Ещё один вполне обаятельный пейзажик. Эх, ну не хватает времени на проработку мелких деталей.

Ну, а это - окончание.
Разложили свои работы и... теперь ходим друг к другу "в гости" на результаты полюбоваться, себя похвалить, за других порадоваться.
Каждую нарисованную картинку нам демонстрировали в рамочке, и каждой работе аплодировали и восхищались. А по окончании процесса мы стоя дружно аплодировали и самим себе, и тем, кто проводил для нас это увлекательное занятие. В общем, получили море позитива, много красивых картинок, интересную информацию, новые навыки... Ну... теперь можно покупать гуашь и периодически баловать себя вот такими позитивными "мазилками".
А рисуют и правда все. На правополушарном рисовании все - гении! Шедевры творили даже те, кто изначально был "не в состоянии хотя бы огурец нарисовать " - как сказала о себе одна из участниц.

Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.

Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование . Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.

Обычно рисунок, сделанный до первого занятия, напоминает набор символов, которые у нас ассоциируются с предметом, что мы видим. Например, если нам предложить нарисовать цветок, то изобразим мы его с помощью нескольких кружков и овалов, потому что лепестки - это прообраз овала. Но уже во время первого занятия по правополушарному рисованию разница становится заметна.

После посещения нескольких занятий результат будет неправдоподобно хорош. Семью вы точно удивите своими работами.

Так что же такое правополушарное рисование? В чем его суть и отличительные черты?

Для начала вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное . Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково.

Но к сожалению, идеала не получилось. У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие . И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению.

Каждый день становится повторением вчерашнего – просыпаемся, выключаем будильник, минут пять еще не можем подняться, встаем, чтобы пойти в туалет, душ. Потом завтрак, поездка на работу и так далее. Причем делаем мы это все, не задумываясь, – автоматически. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях.

Однако с детьми все наоборот . Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора) , все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески.

Происходит это от того, что процесс изобретения новых идей и неожиданных решений весьма трудоемкий, наш ленивый мозг сразу же вспоминает похожую ситуацию из прошлого и предлагает уже готовое лекало. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности .

Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает.

Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. А вот изучение иностранных языков уже может не сработать в борьбе за способность мыслить креативно.

Рисование тоже может быть хорошим вариантом. Но только оно должно быть правополушарным . Нужно забыть о классическом (академическом) подходе, который преподают в художественных школах. Правило золотого сечения, свет и тень, перспектива – все это логическое учение левого полушария. Правополушарное рисование получается не таким точным, но более эмоциональным. Самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают.

На самом занятии вы должны научиться использовать все ваши органы чувств . Зрение поможет выбрать правильный цвет, осязание – понять структуру предмета, который хотите нарисовать, почувствовать шершавость бумаги или структуру краски, куда можно окунуть палец.

Во время занятия обычно звучит приятная музыка, что подключает и слух к творческому процессу. Главное, не думать, под каким углом должна быть тень от вазы, а чувствовать предмет, цвета и краски.

Перед занятием на вас наденут фартук. А рабочее место будет устроено следующим образом: картон крепится к листу большего размера, который, в свою очередь, закреплен на столе. Стол также застелен газетами или пленкой. Все это делается, чтобы вы не боялись испачкать свое рабочее место или испачкаться самому.

Все приготовления сделаны – . Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги.

Одновременно преподаватель рассказывает и показывает некоторые приемы, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете за ним, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок.

Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением» . У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.

Во время таких занятий вы становитесь свободнее, позволяете себе больше (например, запачкаться краской) , расширяете свои рамки, стирая границы дозволенного. Ваша творческая натура просыпается, а доказательством служат картины, которые не стыдно принести домой и повесить в гостиную на самое почетное место.

Единственное, что нельзя делать – разговаривать. Речь – это часть левого полушария, которое нельзя активировать , потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления.

Вы станете размышлять о том, правильно ли выбрали цвет, расположили предметы в композиции и прочее. Поэтому никаких разговоров – только чувства и эмоции.

После посещения занятий по правополушарному рисованию приемы, которым вас научили, запомнятся и останутся надолго. С их помощью появятся на свет многочисленные произведения. Но преимущество такого тренинга еще в том, что вы научитесь не только рисовать, но и мыслить по-другому , творчески подходить к решению других задач, применяя нестандартные методы и изобретая новые способы.

– яркий творческий привет! Сегодня мы поговорим о правополушарном рисовании: что это такое, откуда взялось и немного о функциях обоих полушарий нашего мозга, а на десерт 3 истории о том, как правополушарное рисование помогает жить более интересно, приятно, осознано. Если вы ищите внутри себя художника – смело вперед!

Все как всегда…

Конечно, вы не раз слышали о правополушарном рисовании, и, возможно, на себе испытали эффективность этого метода. Многие истории правополушарного рисования начинаются одинаково. Люди с полной уверенностью говорят: «Я не умею рисовать, у меня не получится, у меня нет способностей к рисованию». За последние несколько лет я слышала это много раз. Но так же одинаково истории правополушарного рисования и заканчиваются (не совсем, конечно, заканчиваются – я имею в виду окончание первого занятия): «Это невороятно, у меня получилось! Я могу рисовать! Мне нравится моя картина! Я в восторге от себя и от результата!» За последние несколько лет я видела эту реакцию после каждого занятия правополушарным рисованием. Когда-то такая история случилась и со мной…

Я не умею рисовать! Научите!

Правополушарное рисование набирает невероятную популярность и распространяется по планете со скоростью света. И это легко объяснить: даже если вы не рисовали с самого детства, а вам сейчас уже за…, одно занятие и тренером – и в результате вы держите в руках одну или несколько собственных картин, удивляетесь собственным возможностям и талантам и с восхищением разглядываете только что созданные маленькие шедевры. Еще пару часов наза вы были уверены, что бог обделил вас художественным талантом, и ваш удел – восхищаться работами других, но теперь вы знаете на что способны. Вы потрясены!

Кажется, что случилось чудо, но все дело в согласованной работе полушарий головного мозга. Поэтому, удивляться надо не блестящему результату, а тому, насколько сильны в нас убеждения в собственной ограниченности.

Правополушарное рисование наглядно показывает, что многие заблуждаются, не верят в себя, жутко боятся оценок, но с успехом встают на путь изменений, расшатывают и выбрасывая из головы работающие годами установки «у меня не получится, потому что у меня нет таланта». Результат то говорит сам за себя: получилось, смогли, сделали!

Что такое ПП рисование?

Правополушарное рисование – это не только метод быстрого обучения рисованию людей разного возраста, не имеющих художественного образования, но и эффективный способ раскрытия или пробуждения творческого потенциала с выходом на путь дальнейшего саморазвития. Обычно первые результаты этого удивительного рисования дают о себе знать прямо в процессе, когда люди погружаются в процесс, позволяющий переживать искреннюю радость, удовлетворение от полученных картин. Негативные эмоции растворяются, острота накопленного стресса снижается. Несколько занятий – и вот, человек стал уверенней в себе, открыл в себе залежи ресурсов, увидел новые возможности… Конечно, метод правополушарного рисования не «отключает» левое. Просто активизация правого приводит к гармонии в работе полушарий, и это переключает мозг на другой режим работы, и… происходят чудеса!

За что отвечает правое полушарие и как левое полушарие «вмешивается» в творческую деятельность?

Работа правого полушария предоставляет нам возможность проявлять творческое мышление, созидать новое, находить нестандартный подход в разрешении ситуации, действовать по интуиции, мыслить образами, эмоционально воспринимать не только богатства внешнего, но и своего внутреннего мира.

В результате наше восприятие реальности меняется, что и происходит под воздействием занятий правополушарного рисования. При этом «хладнокровное» левое полушарие постарается внести свой вклад в деятельность, подкидывая мысли о том, что это не для нас, это несерьезно, да какая в этом польза и выгода, люди годами учатся, поэтому невозможно научиться рисовать за один день и т.д. – логичные и рациональные мысли, между прочим. Именно они, бывает, перевешивают на чаше весов, и поэтому мы не слышим слабенького голоса наших истинных желаний, и не совершаем больших и малых «чудачеств». Некоторые, все же прорываются сквозь ровный заслон логики и «рацио», и… выходят на новый уровень жизни.

В чем сила, брат? Чем ПП рисование отличается от традиционного? Что происходит на занятии по ПП рисованию?

Традиционный способ обучения рисованию или по-другому, левополушарный – годы занятий в художественной школе, потом на худграфе и далее. Оттачивание навыков занимает действительно много времени: масса теоретических часов с погружением в историю предмета, изучение правил и схем рисования, освоение различных техник, приемов, хитростей. Уф!

Принцип правополушарного рисования другой. Никаких лекций с углублением в техники. С помощью специальных приемов тренер «включает» правополушарный режим у учеников, и сразу начинает мастер-класс. Левое полушарие, естественно, не «отключается», а просто на время уступает обычно лидирующие позиции. Правополушарная разминка, «зарядка» перед занятием сразу дает результат: наш внутренний критик засыпает, а ребенок просыпается и в процессе рисования получает максимум радости и удовольствия, не скрывая переполняющих живых эмоций.

Погружение в процесс происходит быстро, незаметно. Ученикам остается только одно: повторять приемы, которые показывает тренер. И они с удивлением понимают, что это довольно легко, интересно и увлекательно. Да: любая критика во время занятий отсутствует, поэтому неуверенность быстро проходит. Правополушарное рисование создает ощущение свободы действий. Несмотря на то, что ученики пытаются воспроизвести действия преподавателя, они знают, что могут вносить и свои элементы в картину. А давайте на несколько минут отвлечемся от чтения, и заглянем на один из уроков, просто, чтобы увидеть принцип действия (видео в ускоренном варианте, без слов, но с музыкальным сопровождением). Наслаждаемся!

Как правило, первые картины создаются на небольшом формате (А5 или А6), и если следовать за действиями тренера, то рисование на А6 занимает минут 5-10, а А5 – 15-30 минут. Готово! На одном занятии можно создать сразу несколько первых шедевров с видами природы. Когда ученики рассматривают свои работы, они удивляются, что сделали их сами, что получилось очень даже красиво. На душе становится легко и радостно. Как в детстве.

3 истории о людях, гуаши и детском восторге взрослых людей

История №1

Я занялась правополушарным рисованием в 2015 году. Спасибо, что существует на свете интернет, и можно не выходя из дома научиться чему угодно! У меня был свой интерес: во-первых, в детстве мне нравилось рисовать, хотя никакого «таланта» или хотя бы «способностей» тогда у меня никто не обнаружил. Средненькие четверочки по ИЗО. Со временем карандаши, краски и альбомы были задвинуты в ящик стола и… позабыты. История, по-моему, самая стандартная, банальная.

Но проходят годы. И душа просит, а иногда требует чего-то… забытого. И тут приходит осознание, озарение. Несерьезное, детское: «Я хочу рисовать!» Зачем это надо – пока не ясно, главное – хочу! Потом разобралась в себе, поняла. Обучилась – несколько дней интенсива. В первый раз за много лет я держала в руках кисти, малевала гуашью фон, выводила дрожащей рукой детали, стараясь успеть за преподавателем. Если честно – думать было некогда, глаза смотрели, а руки – делали. Результат изумил после первого же занятия: я смотрела на свои картинки и изумлялась, что это я сама их нарисовала. С тех пор прошло уже несколько лет, а я не останавливаюсь. Рисую сама, рисую вместе с другими, сама провожу мастер-классы. Почему я это делаю? Расскажу в следующей части статьи.

История №2

Есть у меня одна группа (работники умственного труда), в которой я периодически провожу мастер-классы по правополушарному рисованию. После каждого занятия – масса впечатлений, эмоций. Участники пытаются описать свое состояние после рисования – и не могут. Эйфория? Эффект легкого алкогольного опьянения? Искренняя радость? Одна из участниц сообщает, что «такого» состояния она не испытывала с самого детства и уже не надеялась когда-либо испытать. Эмоции искрятся, расходиться никому не хочется.

Однажды к обычной женской компании присоединился мужчина, его зовут Владимир. Он рисовал быстрее, чем другие, не стараясь улучшить тот или иной элемент. Он просто повторял за мной, а потом ждал следующего шага и так до конца. Если честно, я думала, что его картинка получится довольно… примитивной – и была абсолютно не права!

Когда мы рассматривали готовые картины, я поразилась, насколько эффектно выглядела работа Владимира – хоть сейчас на выставку или в музей! Я сказала ему об этом, а он, все еще не веря, что это его картина, рассказывал, что в школе ему сказали, что рисовать он не умеет и т.д. (все как обычно). Вместе мы сделали вывод, что он умеет рисовать, а те педагоги из его прошлого были не правы. В дополнение я рассказала ему историю об известном русском художнике В.И. Сурикове, которого не хотели принимать в художественную академию, в связи с отсутствием «таланта». И что из этого вышло. Владимир «улетал» с занятия окрыленный.

История №3

Как-то раз я предложила своим родственникам порисовать. Что? Порисовать? Тетя сразу согласилась. Другим было некогда. Мама категорически заявила, что рисовать она совершенно не умеет (ха-ха – подумала я, слыша эту заевшую пластинку). Так вот: с тетей Олей мы рисовали много, вдохновенно, быстро. Она настолько воодушевилась, прочувствовав на себе мощный эффект от правополушарного рисования, что занялась волонтерской деятельностью, проводя мастер-классы с онкологически больными людьми. Она рассказывает чудесные истории про то, как вновь загораются глаза светом жизни у тех, кто уже отчаялся… Но это уже другая история, и не моя.

Так вот, уже долгое время каждый вторник мы собираемся у бабушки и рисуем семьей. Рисует даже мама, которая громче всех кричала, что она «не умеет». Рисуют дети. Растет уверенность в себе, повышается настроение, энергия. Сестра говорит, что теперь она смотрит на небо, на деревья, на природные явления по-другому. Племянник перестал бояться совершить ошибку. Друг моего сына, Платон (приезжал в гости на каникулы из другого города), недавно удивил меня. Он сказал, что видел коллекцию наших картин:

— Я знаю, что это такое. Я просто забыл как это называется. Это когда быстро рисуешь много рисунков и они все красиво получаются. Я ходил с мамой на такое занятие в Тюмени. Мне понравилось.

Когда Платон приедет погостить в следующий раз, мы обязательно включим его в нашу дружную компанию любителей правополушарного рисования. На сегодня историй достаточно. Пойду готовить кисти, гуашь и бумагу для следующего сеанса. В я расскажу о художнице, преподавателе правополушарного рисования, которая творит настоящие чудеса. А также о пользе этих занятий для больших и маленьких. Всем творческих успехов!

Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!

С пожеланиями открыть для себя мощную технику ППР,

Наталья Реутова

Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное - удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает правополушарное рисование. Эта методика появилась еще в середине XX века, и с тех пор продолжает планомерно завоевывать мир. Каждое поколение вносит что-то новое, давая ей развитие в соответствии с изменившимися реалиями.

Чем не устроило левое?

Ученые уже давно доказали, что правое и левое полушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое - это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое - наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Современная жизнь устроена таким образом, что люди больше доверяют левому полушарию. Постоянно учатся слушать разум, а не чувства.

Классическое обучение рисованию рассчитано на длительный срок. Обучение идет от простого к сложному. Придется долго и нудно рисовать карандашом разнообразные кубы и шары, учиться строить перспективу. Понадобится немало времени на выслушивание лекций о цвете, его сочетании, о направлении света и тени. Постепенно ученик переходит к более сложным формам, и только через несколько месяцев учитель позволяет писать более сложные пейзажи и натюрморты.

Перед началом работы над сложной картиной нужно сначала все тщательно разложить на передний, задний и центральный планы. Сделать несколько эскизов, поработать над набросками, и только после этого шедевр появляется на свет. возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.

Иные принципы

Классическое рисование предполагает длительное обучение технике и многочисленным приемам. Чем же отличается правополушарное рисование? Методика его строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов.

Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже. Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова - круг, нога или рука - палка, глаза - точки, и далее в том же духе. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое подсовывает символы, пришедшие из детства. В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули.

Главная задача - избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий. По большому счету, нужно просто научиться видеть предмет как предмет, а не его обработанный мозгом образ.

Правополушарное рисование немного проще и естественнее академического. Не нужно делать сложные зарисовки и наброски, просто берем в руки кисть и начинаем творить. Чтобы картина вышла естественной, достаточно знать несколько простых приемов. Развить правополушарное рисование в домашних условиях можно самостоятельно.

Где этому учат

Сейчас это очень популярная тема. Обучение правополушарному рисованию проводится в основном в специальных центрах творческого развития в числе прочих мастер-классов. Что обещают организаторы мероприятия:

  • Обучить рисованию всего за один день.
  • Хорошее настроение и эмоциональный подъем.
  • Веру в свои силы, поле тренинга вы больше никогда не скажете, что не умеете рисовать.
  • Сможете украсить свою квартиру собственными картинами, не придется ломать голову над тем, что подарить друзьям и родным на праздник.
  • Приемы очень простые, и каждый без труда передаст свое умение другим. После обучения вы сможете копировать картины любимых художников.

Занятие длится несколько часов с небольшим перерывом на чашечку чая. Вначале проводится несколько простых упражнений для активизации настроя на правополушарное рисование. Гуашь, бумага, кисти и фартук, чтобы не запачкаться, выдаются каждому участнику. Их цена заранее включается в стоимость курса.

Пройти обучение может любой человек - от ребенка до пенсионера. Люди с разным уровнем навыков занимаются вместе по одной программе. Для кого-то это первый шаг к рисованию. Приходят и те, кто уже умеет рисовать, но хочет узнать что-то новое и открыть для себя неизведанные грани творчества.

Отзывы участников

Многие настроены скептически, отправляясь на правополушарное зомбирование, полагают они, подозревая, что невозможно научиться рисованию всего за один день. Но настороженность быстро улетучивается, когда их кисть выводит первый шедевр. Еще больше позитивных эмоций возникает с возрастающей уверенностью в своих способностях.

Освоившие правополушарное рисование отзывы оставляют хорошие. Даже те, кто приходит на занятие с изрядной долей скептицизма, уходят домой счастливые и довольные собой. Лишь немногие считают, что напрасно потратили деньги. Есть небольшой процент людей, которые настолько формализовали свои мысли, что не могут уже переключиться на творческие рельсы и открыть себя чему-то новому.

Судя по отзывам, правополушарное рисование помогает не только творчески развиться. При постоянном рисовании по этой методике вся жизнь меняется к лучшему. Становится проще найти решение, ведь под рукой есть краски. Отдохнувший разум сам дает ответы на казавшиеся сложными прежде вопросы.

Самообучение возможно

На тренинге есть опытный учитель, создается особая атмосфера для плодотворного творчества, и точно никто не отвлечет. Но не у всех есть возможность оплатить эти занятия, и не во всех городах открыты специальные школы. Как быть тем, кто все равно страстно желает научиться?

Изучить метод правополушарного рисования можно самостоятельно. Его основательница - Бетти Эдвардс. Она преподавала в основном графическое рисование. Ее ученики в начале курса рисовали свой портрет, а в конце повторяли то же самое. Результат просто потрясающий.

Русская школа немного изменила правополушарное рисование. Упражнения здесь в основном выполняются гуашью. В процессе обучения можно научиться делать картины, мало чем отличающиеся от произведений великих художников. Особый упор делается на пейзажи.

Самостоятельно изучить материал будет немного сложнее. Но для человека, всерьез настроенного изменить свою жизнь, нет ничего невозможного.

Как определить работу полушария

Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование? Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом.

Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам - правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение:

  1. Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.
  2. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания.
  3. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием - профили, проговаривая слова, почти невозможно.

Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.

Кверху ногами

Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами.

Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка.

Не нужно сначала переносить общий а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас.

Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.

Контурное рисование

Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут.

После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость - примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения - не главное.

Во время упражнения может возникнуть проблема - либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука - забегать вперед. Главная цель - добиться синхронизации зрения и движения карандаша.

Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.

Видоискатель

Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент - видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию.

Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ.

Следующий этап - перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.

Маленькие художники

Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно умышленно фантазировать, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности.

Первые рисунки по-своему уникальны. Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге. Простая каляка-маляка может оказаться зимней ночью, ветром, а через 5 минут превратится в мамин портрет.

Для взрослых задача оказывается очень сложной. Чаще всего они переходят в символы: любовь - сердечко, надежда - голубь. Особенность детского рисунка в том, что малышам не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками.

Главная задача родителей - не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.

Для тех, кто до сих пор считает, что правополушарное рисование - это зомбирование, путь к новому видению мира недоступен. За один день стать настоящим художником все же не получится. Но картины, написанные с использованием такого мышления, заслуживают почетного места на стене в гостиной. Творчество влияет на всю нашу жизнь и позволяет стать гармоничной личностью. Кроме того, рисование отлично снимает стресс и нервное напряжение и даже помогает справиться с депрессией.




Top