Православный сюжет спектакля для начальной школы. Кукольный театр на приходе, воскресной школе и дома

Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

Может ли он самостоятельно заниматься каким-то делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор, пазлы)?

Стесняется ли Ваш ребенок в присутствии посторонних.

Может ли решать простые задачи на сложение и вычитание?

Любит ли Ваш ребенок рисовать и раскрашивать рисунки?

Умеет ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?

Может ли ребенок собрать пазлы?

Знает ли ребенок названия домашних животных?

Может ли обобщать понятия (назвать одним словом или использует табличку - помидоры, морковь, лук)?

Любит ли ребенок самостоятельно работать – рисовать, собирать мозаику и т.п.?

Может ли ребенок понять Вашу инструкцию? (словесную использование естественных или специальных жестов, табличек).

Ответы «нет» могут указывать на возможные трудности Ваши и Вашего ребенка с началом обучения в школе.

Анкета для родителей

1. В последнее время (полгода – год) мой сын (дочка) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.

4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с неохотой.

5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.

7. Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.

8. Кривляется, паясничает.

9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.

10. Стремиться подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Пояснение: на вопросы анкеты отвечать да (2 балла), нет(1 балл), не знаю (0 баллов) .

0–5 баллов – для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее, может быть он отстаёт от сверстников в совеем развитии.

6–10 баллов – негативные реакции являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/ или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса.

11–20 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера

Анкета для родителей дошкольников

Если Вы можете высказать уверенно мнение о ребенке, значит, Вы его знаете.

1. Что больше всего любит делать ваш ребёнок?

____________________________________________________________________

2. В какие игры и с кем он больше всего любит играть?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Что может вызвать у него наибольшую радость?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Что ему нравится?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Какие поручения ребенок затрудняется выполнять?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Что вызывает обиду, гнев, слёзы?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Часто ли капризничает ваш ребёнок? По какой причине? Как вы реагируете на его капризы?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Что беспокоит Вас в Вашем ребенке?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Анкета для родителей.

Изучение особенностей личностного развития ребёнка.

1. Сформированы ли у вашего ребёнка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, приём пищи)?

Да

Нет

2. Убирает ли ребёнок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания?

Да

Нет

3. Способен ли ребёнок выполнить поручение?

Да

Нет

4. Если, выполняя задание взрослого, ребёнок не может сам справиться с чем – либо, обратиться ли он за помощью?

Да

Нет

5. Считаете ли вы, что ваш ребёнок общителен?

Да

Нет

6. Может ли он заниматься каким – либо делом самостоятельно?

Да

Нет

7 Может ли он справится с гневом и раздражением, когда его чем - то обидели?

Да

Нет

8.. Готов ли ребёнок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми?

Да

Нет

9. Есть ли у вашего ребёнка друзья?

Да

Нет

10. Может ли ребёнок помириться после ссоры с другими детьми?

Да

Нет

11. Пытается ли ребёнок справиться с трудностью самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью?

Да

Нет

Да

Нет

13. Может ли ребёнок выступить в роли организатора игры или какого-либо дела в процессе общения со сверстниками?

Да

Нет

За каждый положительный ответ начисляется 1 балл

10-13 баллов– достаточный (хороший - высокий) уровень личностной готовности к школе.

6-7 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению.

0-5 баллов – низкий уровень личностной готовности к школе.

Опросник для родителей

Ответы на вопросы помогут Вам увидеть картину взаимоотношений в семье.

1.Рождение вашего ребенка было желанным?

2.Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете « по душам» и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю Вы организуете с ним семейный досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход и т.д.)

5. Вы обсуждаете с ним его внешний вид?

6. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

7. Вы в курсе его симпатий?

8.Вы знаете о его недругах, недоброжелателях?

9. Вы знаете, что он любит больше всего?

10. Вы первыми идете на примирение с ребенком, разговор?

11. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка (действиями, словом)?

Если на все вопросы вы ответили « Да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.

А если у вас большинство «Нет», то необходимо менять стиль общения, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилось беда!

Опросник для родителей

Уважаемые родители!

Попробуйте сами проверить, какие навыки сформированы у Вашего малыша к школе


К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:


мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), прогулок и посещения туалета, перед едой;
умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
причёсываться (своей расчёской);
мыть ноги перед сном тёплой водой;
утром и вечером чистить зубы;
при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не отвлекаться, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
пользоваться носовым платком;
быстро одеться, раздеться, убрать постель;
содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
при входе в помещение вытирать обувь;
переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

Памятка для родителей

Хотите, чтобы ваш ребенок был успешным ?

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других и сравнивать с другими детьми.

- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

- Будьте искренни в оценках своих чувств к ребенку.

- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

- Признавайте права ребенка на ошибки.

- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Памятка для родителей

Скоро Вам вместе с Вашим ребенком предстоит начать новую жизнь. Чтобы он вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу;

Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении;

Будьте терпеливы;

Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены;

Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми;

Когда ребенок с Вами общается, слушайте внимательно.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым

Если к ребёнку часто бывают, снисходительны – он учится быть терпимым

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь

Памятка родителям будущих первоклассников

1. По утрам будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали;

3.Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака;

4.Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день;

6.Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;

7.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами;

8.Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва;

9.Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;

10.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него . Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;

11.Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка;

12.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

Составитель тематического сборника «Ребёнок на пороге школьной жизни»

Приемышева Светлана Николаевна – учитель-дефектолог ГБОУ РК Симферопольской специальной школы-интерната № 2.

ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР "ЛЕСТВИЦА"
ПРИ СВЯТО-ИЛЬИНСКОМ ХРАМЕ В г. ВЫБОРГЕ.

I. Как все начиналось.

 Однажды, с приближением Рождества Христова, лики святых на иконах в Свято-Ильинском храме стали свидетелями необычных для православного храма приготовлений. Это начались репетиции первого детского представления, которое должно было стать основой православной "елки" - праздника для детей, который каждый из нас, конечно, помнит как один из светлых событий детства. Но этому представлению суждено было стать не только ярким эпизодом чьего-то детства - оно стало началом истории детского православного театра "Лествица". Этот спектакль был центральной частью большого детского праздника, который начинался хороводами на церковном дворе у высокой елки, дружным приглашением Деда Мороза со Снегурочкой и разными играми, продолжался спектаклем и, затем, чтением детьми стихов на тему Рождества Христова и получением сладких подарков. За неимением другого помещения, представление проводилось прямо в храме. Хотя спектакль больше носил характер и имел уровень самодеятельности, начало доброй традиции было положено. С каждым годом число повторов таких праздников увеличивалось, поскольку рос спрос на приглашения, выдаваемые в церковной лавке. Со временем эта традиция дополнилась поездками Деда Мороза с группой сопровождающих к маленьким детям прихожан, где он рассказывал, а чаще выслушивал от детей то, что они знали про Рождество Христово, пел со своими спутниками и детьми праздничные песни.


 В 2003 году подготовку праздничного рождественского представления возглавила руководитель Выборгского Центра русского фольклора "Вереск" Е.С. Любицкая. В 2003-2005 гг. это была театрализованная постановка "Смерть царя Ирода" в забытом театральном жанре - жанре кукольного вертепа. Традиция вертепных представлений восходит к средневековью, когда простыми и, казалось бы, наивными методами содержание Священного писания доносилось до народа. Вертеп представляет собой некий ящик, за открытыми створками которого находится маленький кукольный театр. Действо, происходящее в вертепе, сопровождается пением и речитативами артистов, а также негромким фоновым звучанием народных инструментов в отдельные моменты представления.

 Вертеп, используемый в представлении в Свято-Ильинском храме, был изготовлен в Выборге и расписан иконописцами в соответствии с религиозными и историческими традициями. Прекрасно сработанные куклы и костюмы певцов, замечательные аранжировочные решения были наполнены русским национальным колоритом. Музыкальный и текстовый материал "Смерти царя Ирода" привезли из этнографической экспедиции студенты Санкт-Петербургской консерватории, а силами Центра русского фольклора этот материал был обработан и переложен для домры и балалайки. В постановке повествуется о Рождестве Христовом, явлении Ангелов пастухам, поклонении волхвов, избиении царем Иродом Вифлеемских младенцев и его смерти.
 Новый спектакль изначально был подготовлен и сыгран юными воспитанниками Выборгского Центра русского фольклора "Вереск". Это сотрудничество храма и творческого коллектива было достаточно продуктивным и позволило приобрести новый опыт и вывести представления на новый уровень. Интересно, что с каждым годом сценарий приходилось дополнять новыми ролями, поскольку друзья детей - участников театра просились поучаствовать в представлениях. Таким образом, театр стал средством миссии среди невоцерковленных детей.

 В 2004 году рождественское вертепное представление было с большим успехом показано в Санкт-Петербурге на традиционном Собрании вертепных театров в Российском Этнографическом музее. Спектакль, адресованный, в основном, конечно, детям, был интересен и взрослым - они получили редкое удовольствие знакомства с полузабытым видом традиционного народного театрального действа. А в январе 2005 года участники этого представления подарили праздник детям, проживающим в детском доме при Санкт-Петербургском Успенском подворье Оптиной Пустыни.

III. "Пасхальное чудо" .



 Успех нового дела решено было повторить на Пасху, и с 2003 года в дни Светлой Седмицы в храме стали проводиться аналогичные рождественским детские праздники. Спектакль "Пасхальное чудо" был уже не кукольным, а игровым, и в нем впервые были задействованы маленькие прихожане Свято-Ильинского храма. В основу нового спектакля лег классический сюжет о том, откуда появился обычай на Пасху красить яйца. В результате совместных творческих усилий настоятеля храма протоиерея Игоря Викторовича Аксенова и художественного руководителя "Вереска" Е.С. Любицкой был написан сценарий в стихотворной форме, в котором нашлись роли для многих участников. После спектакля детей на улице ждали батут, аттракционы, веселые народные игры и, конечно, возможность позвонить в колокола. Каждый вечер окрестности оглашались не очень стройным, но, тем не менее, весьма радостным пасхальным колокольным звоном. Наибольший интерес у детей вызвало катание яиц, и даже отец Настоятель не удержался и стал играть вместе с ними. Позднее участники представлений также ездили выступать в поселок "Ленинское" Выборгского района, через два года - в один из детских приютов Санкт-Петербурга.

IV. "Благовестницы Христова Воскресения".


  В 2005 году было подготовлено театрализованное представление "Благовестницы Христова Воскресения". Центральной темой стала евангельская история о святых женах-мироносицах, первых пришедших ко гробу Спасителя, которую продолжил рассказ из "Пасхального чуда" о красном пасхальном яичке. В новом представлении удачным оказалось решение изображения гроба Господня.
 Была сделана объемная декорация, изображающая пещеру, запечатанную камнем. А самым захватывающим в представлении для детей стал момент, когда при приближении к гробу мироносиц камень отваливался и в ярком свете появлялся Ангел, который указывал на отдельно лежащие пелены и особо свитый сударь Спасителя. Отец Настоятель посчитал немаловажным обратить внимание детей на этот чудесный факт и объяснить им в конце представления его значение, подчеркнув, что это неоспоримое свидетельство должно было несомненно убедить видевших сударь в Воскресении Христовом. Ведь никаким другим образом невозможно извлечь из пропитанного клейкими ароматами плата обвитую им голову умершего!
 В 2006 году юные актеры ездили с этим спектаклем в приграничный финский город Иматру по приглашению настоятеля местного православного прихода о. Тимофея. Финским детям был показан новый спектакль "Благовестницы Христова Воскресения", а затем была организована неотъемлемая часть пасхальных торжеств, связанная с катанием яиц, колокольным звоном и играми.
О. Игорь постарался заинтересовать юных зрителей, задавая им вопросы и предлагая найти ответы, внимательно посмотрев представление и вспомнив евангельские события, посвященные Воскресению Христову. Хотя не все дети хорошо знали русский язык, но красивые костюмы, необычные красочные декорации, завораживающее музыкальное сопровождение и вдохновенная игра детей восполнили недостаток понимания текста. Представление приняли очень тепло, и каждый раз на пасхальное "Христос Воскресе!" весь зал громко и радостно отвечал - "Воистину Воскресе!".

V. Образование детского православного театра "Лествица" .


 Со временем, как и следовало ожидать, невоцерковленных участников представлений постепенно заменяли прихожане храма. Так родился приходской детский православный театр "Лествица". Его художественным руководителем вполне закономерно стала регент храма Н.В. Березина, которая давно активно участвовала в подготовке представлений. Да и куда без профессионального музыканта, если все представления от начала были наполнены пением и музыкальным сопровождением.
 С течением времени в работу по организации этих представлений включалось все большее и большее число прихожан Свято-Ильинского храма. Каждый старался послужить своим даром, талантом: кто-то мастерил куклы, кто-то шил костюмы для юных актеров и кукол. Одни братья мастерили вертеп, делали в нем подсветку, другие его расписывали и рисовали декорации. Оказалось, что почти любое умение, соединенное с желанием участвовать в общем деле, найдет себе применение. Помимо непосредственного участия в представлениях, нужно было решить вопросы звука, подсветки, видеосъемки представления, шумовых эффектов. Даже такие далекие от театрального искусства навыки, как работа на компьютере, оказались весьма необходимыми - нужно было печатать приглашения на детские праздники.
 Большим событием стало открытие в недавно построенном церковном доме театрального зала. Именно с него началось освоение нового здания, которое открывает широкие возможности для служения жителям Выборга. Новый театр оборудован небольшой, но качественной сценой, за которой, как и полагается, находятся гримерные. Для закрытия сцены изготовлены кулисы, имеется также задник для фоновых декораций. Идет оборудование театра профессиональным светом, устроена костюмерная и гардероб для зрителей. Специально для театра закуплены удобные кресла, повешены соответствующие стилю помещения портьеры.

VI. Новое представление.
"ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ - ЛЮДЯМ РАЙ ОТВЕРЗАЕТСЯ!".


 Неисчерпаемая энергия отца Настоятеля не позволила руководителю и участникам театра остановиться на достигнутом. Он дал решительное благословение начать работу над созданием нового, более церковного и серьезного представления, нежели несколько фольклорно-лубочный спектакль "Смерть царя Ирода". Он сам дал краткий сценарный план, и новый художественный руководитель театра Н.В. Березина с сестрами из прихода, приложив немало усилий, наполнили его стихами и песнями. Представление получилось масштабным и глубоким по содержанию и было названо "Христос рождается - людям рай отверзается!". В нем на понятном для детей языке раскрывается смысл и цель одного из величайших событий человеческой истории - Боговоплощения. Кукольное действие начинается с искушения древним змием прародителей Адама и Евы в райском саду, их грехопадения, лишения светлых одежд и изгнания их из рая с обетованием, что "Семя Жены сотрет главу змия". Во втором и третьем действии спектакля зрителям представляется история Богоотцов Иоакима и Анны, Рождество Пресвятой Богородицы и торжественное Введение Ее в храм Иерусалимский. В последующих действиях кукольного представления повествуется об Иосифе Обручнике, пребывании Девы Марии в его доме, Благовещении Ей Архангелом Гавриилом, путешествии Иосифа и Марии в Вифлеем, и, наконец, о Рождестве Христовом в Вифлеемской пещере. Кульминацией спектакля является радостное возвращение Адама и Евы в светлых одеждах в прежде утраченный ими рай. Для художественного руководителя театра Н.В. Березиной, впервые полностью взявшей на себя постановку нового спектакля, это была своего рода проверка, которую она, несомненно, с честью прошла.
 Для этого представления приходской столяр Юрий Токарев смастерил новый трехуровневый вертеп, оборудованный сложной системой подсветки сцен и расписанный яркими праздничными украшениями иконописцем храма Андреем Николаевичем Кириленко. Куклы, костюмы к ним, декорации - все было выполнено силами прихожан. В роли кукловодов выступили прихожане храма Татьяна Березина и Елена Молчанова. Они впервые попробовали себя в этом новом искусстве, и, надо сказать, получилось у них ничуть не хуже, чем у опытных кукловодов из центра "Вереск". Музыкальное сопровождение также подготовлено прихожанами храма: алтарником и звонарем Григорием Николаевичем Уховым и певчим Алексеем Николаевичем Марковым. Они за короткий срок освоили новые для себя инструменты: домру, балалайку, гусли, а также подобрали некоторые новые аранжировки, что сделало спектакль гораздо насыщеннее. Так, всякий раз появление ангелов сопровождала нежная мелодия гуслей, выход воинов царя Ирода озвучивал ритмичный барабанный бой, а все песни, которыми были богаты оба спектакля, исполнялись под мелодичные композиции в исполнении домры, флейты, тамбурина и балалайки в разных сочетаниях. Репетиции начались задолго до Рождества, и после того, как тексты были выучены назубок, можно было совершенствовать мастерство юных актеров в озвучивании ролей.
 Большую помощь в этом оказал заслуженный работник культуры РФ, опытный детский режиссер из Выборгского театра кукол "Святая крепость" Николай Николаевич Устинов, который посетил несколько репетиций и дал юным актерам немало ценных советов.
 В 2007 году в программу рождественских праздников впервые были включены оба вертепных спектакля, при этом приглашения на спектакль выдавались с учетом возраста детей. Самые маленькие зрители от 5 до 11 лет увидели самую первую вертепную постановку "Смерть царя Ирода", а для старших ребят от 8 до 13 лет был показан кукольный спектакль "Христос рождается - людям рай отверзается".

 Поскольку вся внебогослужебная деятельность прихода имеет, в основном, миссионерский характер, то и детские праздники рассматриваются, прежде всего, как средство донести до детей и приходящих с ними родителей тайну домостроительства Божия о спасении мира, начало которому было положено Рождением и Явлением в мир Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Поэтому каждое представление предварялось обстоятельным пояснительным словом о содержании спектакля, об исторических событиях Ветхого или Нового Завета (в зависимости от спектакля), разъясняя осуществление замысла Божия о человеке в определенное время и через конкретных лиц. Отец Настоятель призывал детей внимательно смотреть спектакль, чтобы потом всем вместе поразмышлять о смысле праздника. После просмотра постановки маленькие зрители старались ответить на задаваемые батюшкой вопросы и делились своими впечатлениями.
 Весной 2008 года юные зрители впервые увидели новый детский игровой спектакль "Святой князь Владимир" по сценарию, специально подготовленному для детского театра его художественным руководителем Н.В. Березиной совместно с другими прихожанами под духовным наставничеством отца Настоятеля. Новый спектакль означал выход театра на новый уровень: юные актеры исполняли в нем по две-три роли, для представления были изготовлен комплекс декорациий, которые сменяли друг друга по ходу спектакля. В мастерской при храме был изготовлен реквизит и пошиты красочные костюмы, насколько возможно повторящие предметы той исторической эпохи. При этом костюмы были выполнены так, чтобы их можно было быстро сменять, поскольку актеры выходили на сцену в разных ролях.
К великому празднику Рождества Христова 2009/2010 года детский театр порадовал юных зрителей сразу двумя премьерами. Были поставлены, отрепетированы и неоднократно показаны игровые спектакли Рождественская ночь ", для малышей и "Невероятное приключение в Рождественскую ночь ", в котором обыгрывается идея путешествия во времени и рассказывается о том, как двое детей из нашего времени чудесным образом перемещаются в древний Израиль - во времена Рождества Христова. Со своим спутником купцом Артабаном, стремясь успеть поклониться новорожденному Христу, ребята попадают в различные ситуации, в которых учатся быть добрыми, милосердными, жертвенными… Премьера этого спектакля пользовалась большим успехом у подростков.
Кроме двух премьер, святки 2010 года запомнились гастролями в Санкт-Петербурге и Финляндии, куда детский театр выезжал по приглашению православных приходов.
 Театр продолжает развиваться, состав его участников постоянно расширяется, а исполнительское мастерство растет. Хочется надеяться, что это поступательное движение сохранит свой вектор, и театр будет помогать возрастанию все большего числа детей.

Православные праздники

Сценарии детских спектаклей

Праздник I

«Покрова Пресвятой Богородицы»

«Волшебный грибок»

Празднование Покрова Пресвятой Богородицы,

По мотивам сказки

В. Сутеева «Под грибком»

Действующие лица:

Четыре сороки,

Муравей,

Бабочка,

Мышонок,

Зайчик,

Лиса,

Солнышко,

Тучки,

Ангелы

Пролог

Актёры театра – живая декорация. Деревья с разноцветными, осенними листьям. Танец уходящего солнца.

Четыре сороки

  1. Вот так чудо – чудеса –

Пожелтели все леса!

Время сказочных даров!

Будем праздновать Покров!

  1. Сказку мы сейчас покажем,

Обо всём вам в ней покажем!

Слышится тихий шум дождя. Появляются тучки. Два ангела, бережно уводят солнышко

Сороки:

3.Что я слышу! Что я слышу!

Дождь спешит по нашим крышам!

4.Что же делать?! Вот беда!

Прячьтесь, звери, кто куда!

  1. Вон бедняжка Муравей
  2. От дождя бежит скорей!

Шум дождя усиливается, Появляется несчастный и испуганный муравей.

Муравей:

Собирал в лесу травинки.

Дом хотел себе построить.

Налетели злые тучи,

И накрыли с головой!

Кто ж поможет мне бедняге?

Кто ж спасенье мне пошлёт?

Я промокну, пропаду,

И наверно я умру…

Муравей падает. Подлетают два ангела и нежно поднимают муравья.

Третий ангел выносит огромный зонт. Муравей приходит в себя.

Ангелы улетают.

Муравей:

Что за чудо!

Вырос гриб?

И кого благодарить?!

Кто решил меня спасти?

Чтоб не подхватить мне грипп,

Срочно спрячусь я под гриб.

Спасибо всем, кто обо мне позаботился!!!

Сороки:

3.Не успел залезть под гриб –

4.Рядом бабочка летит…

Шум дождя усиливается. Летит бабочка.

Бабочка:

На лужайке я на солнечной летала,

Вдруг гроза меня нечаянно застала…

Кто поможет мне в беде?

Кто спасенье мне пошлёт?

Я промокну, пропаду,

И наверно я умру… падает

Сороки:

  1. Загляни скорей под гриб!!!
  2. Там спасенье тебя ждёт!

Бабочка:

Муравей?

Ой, дружочек, мой любезный!

Под грибок скорей пусти!

Чтоб от дождика и ветра

Крылышки мои спасти!

Век тебя я не забуду,

Помолюсь я за тебя.

И любовью расплачуся

Я за добрые дела.

Муравей:

Прячься, Бабочка, скорей –

Вместе будет веселей!

Сороки:

  1. Только встали под грибком –
  2. Вдруг Мышонок к ним бегом…

Шум дождя усиливается. Появляется Мышонок.

Мышонок:

Боже! Боже! Помоги мне!!!

Я промокну, пропаду,

И наверно я умру… падает

Сороки:

1.Загляни скорей под гриб!!!

2. Там спасенье тебя ждёт!

Мышонок:

Ой, возьмите меня, звери, под грибок –

Я под дождиком до ниточки промок!

Простудился и охрип –

Может, пустите под гриб?

Муравей и бабочка:

Надо будет потесниться,

Чтобы всем нам поместиться!

Мышонок:

Ах, Спасибо вам друзья!

Век служить вам буду я!

Муравей и бабочка:

Поместились?

Слава Богу!!!

Вот и славненько –

Всегда, делать добрые дела,

Чтоб душа была светла!

Сороки:

3. В тесноте – да не в обиде!

4. Вдруг опять зверята видят:

1. Зайчик мокрый к ним бежит –

2. Хвостик серенький дрожит.

Шум дождя усиливается. Появляется заяц.

Заяц:

От лисы я убегаю,

Куда спрятаться не знаю!

Где спасенье мне искать?!

Помоги мне, Боже! Боже!

Сороки:

3.Загляни скорей под гриб!!!

Заяц:

Ну, спасибо вам сороки!

Милые мои, родные!

Поскорее помогите,

От лисы меня спасите!

А иначе пропаду,

И наверное умру!!! Плачет

Муравей, Бабочка, Мышонок:

Ты не плачь, зайчишка славный.

Потеснимся – не беда!

Прячься скоренько сюда!

Сороки:

4.Поместился весь народ!

1.Вдруг, Лисица к ним идёт…

Шум дождя стихает. Появляется лиса.

Лиса :

Ах! Кого я вижу!

Подойду поближе…

Очень интересно…

А вам тут не тесно?

Звери:

Заслоняя зайчика

Нет!!!

Лиса:

Заяц должен быть у вас!

Выдать зайца сей же час!

Разозлилась я совсем –

Всех в лесу сейчас я съем!!!

Звери:

Зайчик с нами!

Он наш друг!

Не возьмёшь нас на испуг!

Лиса:

Ладно – ладно, ну, простите!

Пошутила я слегка.

Не сердитесь, потеснитесь,

Под грибок меня впустите.

Звери:

Ну-ка, хитрая Лиса!

Уходи к себе в леса!

Не пускают под грибок
Тех, кто жаден и жесток!

Шум дождя полностью прекращается, появляются солнышко и ангелы.

  1. Под грибком хватило места-
  2. Никому не стало тесно!
  3. Всем, кто спасся, не промок,
  4. Помогает в небе Бог!
  5. Каждый, созданный Всевышним,
  6. Под грибком не будет лишним!
  7. Только с богом кто не дружен
  8. Под грибком совсем не нужен!
  9. Осень землю покрывает
  10. Пёстрым праздничным ковром –
  11. Так природа поздравляет
  12. Нас с Великим Покровом.
  13. Всех в огромном жизни море
  14. Богородица согреет и простит
  15. Страждущих всегда утешит в горе
  16. И Покровом драгоценным защитит!

Предварительный просмотр:

ГБОУ НОШ № 453

Встреча 2013 года

Рождественские гулянья.

Весёлая ярмарка

Вечерки, посиделки, беседки

Колядки, щедровки, овсени, виноградье, величалки.

«ТРИ ДЕРЕВА»

Рождественская сказка

Действующие лица:

Трое ведущих

Пастухи

Ангел

Пальма

Маслина

Ёлка

Зима

Декорации зимнего леса

Реквизит:

Зелёные шапочки с листьями пальмы, маслины, еловыми иголками;

Красивый сосуд для масла

Пролог

Ведущий 1:

Вот явилась к нам сама

Прямо с Севера Зима.

Ведущий 2:

Лес весь в белом – волшебство!

Скоро праздник – Рождество!

Ведущий 3:

Ночи зимние тихи.

Шли по лесу пастухи…

Сцена 1

Появляются пастухи

  1. Посмотрите-ка сюда –

Видите? Яркая звезда!

  1. Где звезда?
  2. Пока не видим,

Подойдём к тебе поближе.

  1. Вон, глядите! Золотая!
  2. Ярче всех горит! Святая!
  3. Как сияет! Как горит!
  4. Будто что-то говорит!

Ведущие:

А о чём? Хотите знать?

Мы ведь можем рассказать.

Пастухи:

Конечно!

Хотим!

Расскажи скорее!

Ведущие:

Века назад, вот так, как вам,

Звезда явилася волхвам

Как знак небесный: скоро всем

Прибыть в далёкий Вифлеем,

Где родился в яслях овечьих

Спаситель душ всех человечьих.

Деревья, люди, звери, птицы

Пришли младенцу поклониться

Сцена 2

Появляются Пальма, Маслина и Ёлка.

Ведущие:

Поспорили Пальма, Маслина и Ёлка

Что в дар принести им Святому Ребёнку

И Пальма склонилась к прекрасной Маслине…

Пальма:

…Пойдём же и мы на поклон вместе с ними!

Ёлка:

Постойте, мои дорогие сестрицы, -

Я тоже Младенцу хочу поклониться!

Пальма:

Куда тебе с нами, колючая Ёлка?

Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!

Маслина:

Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:

Душистое масло храню я внутри!

Младенцу дарую я свой аромат-

И будет он счастлив, и будет он рад!

Пальма:

Да, Ёлки Святому Младенцу не надо!

А я подарю ему листьев прохладу!

Его я собою от зноя укрою –

И будет он спать в тишине и покое!

Ёлка:

О да! Я согласна! Вы правы, сестрицы.

Не в силах дарами я с вами сравниться!

Появляется Ангел

Явился я к вам разрешить этот спор.

Да будешь ты лучше хвастливых сестёр!

За скромность твою я тебя возвеличу –

И будет отныне прекрасный обычай:

Игрушками Ёлку зимой украшать

И этим Рожденья Иисуса встречать!..

Сцена 3

Смена декораций

Выход ряженных. Русская избушка. Веселая музыка

1.Христос Спаситель

В полночь родился

В вертепе бедном

Он поселился

2. Вот над вертепом

Звезда сияет.

3.«Христос Владыка,

В твой день рожденья

Подай всем людям

Мир просвещенья!»

4.Коляда, коляда, поведи меня туда,

Где подарочки дают,

Там где пляшут и поют.

5.Коляда ты, коляда,

Заходила коляда,

Записала коляда,

Государева двора,

6.Государев двор среди Петербурга,

Середь каменного.

(Скоморохи)

Как зашли мы, зашли да на дядюшкин двор.

У дядюшки на дворе стоит дров костёр!

А вокруг-то двора тын серебренный стоит!

(Стучат в оконце. Появляется хозяин)

(Скоморохи )

Щедрый вечер!

Добрый вечер!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Хозяина – Ясно солнышко!

Хозяюшку – Красну девицу!

Детишек ваших – Частых звёздочек!

С Рождеством Христовым поздравляем!

Мы ничем не берём: ни мукой, ни крупой –

Пшенцом да просцом!

Таусень – маусень! Дома ли хозяюшка?

(Хозяин зовёт)

Вставай, вставай, Марьюшка!

Вставай, барыня моя!

К тебе гости пришли, дорогие пришли.

Тебе гость – почёт, а мне честь воздаёт!

Славит, величает!

Хозяйка:

Милости просим, гости дорогие, гости желанные!

(Скоморохи)

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

Низкий вам поклон!

С Новым годом!

С Рождеством!

С праздничком!

Позволь-ка ты, хозяин, под окошко стать,

Коляду рассказать.

Уж как наша коляда не велика, не мала!

Она в дверь не влезает, нам в окошко шлёт.

Через улицу метёт!

Через тын подаёт!

Давайте хозяев повеличаем!

Как и первая звезда

А всё Аннушка

А вторая звезда-

Николаюшка.

А как третья звезда-

Михаилушка.

СЛАВА (вместе)

7.Зароди, Боже,

Жито в пшеницу,

Всякую яровицу,

А в поле ядро,

А в доме добро.

8.Куда конь хвостом –

Там жито кустом,

Куда коза рогом –

Там жито стогом.

9.С Новым годом! Хозяева добрые!

С Рождеством Христовым!

С Новым счастьем!

С Новым здоровьем!

10.Сеем, веем, посеваем,

С Рождеством всех поздравляем!

11.Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

12.Щедрик-петрик!

Дай вареник,

Ложечку каши,

А наверх – колбаски,

13.Чтоб не было мало,

Дай кусочек сала!

14.Кумушка – голубушка,

Пожертвуй лучинки

На святые вечера,

На игрища, на сборища.

15.Эй, хозяева добрые!

Выносите добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

16.Не велите долго стоять,

Велите скоренько подать

Или тёпленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром.

(Скоморохи)

Не подашь пирожок-

Мы корову за рожок!

Свинку за шерстинку,

Быка за хребтинку.

Хозяева подают угощения и говорят

Если вы с добром пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Бубликам, баранкам.

Налетай народ честной!!!

Угощенья хватит всем.

17.Спасибо вам, щедрые хозяева!

Пусть светлый праздник Рождества и Новый год вам принесут радость в дом, здоровья, богатый урожай, много молока и хлеба!

18.А за щедрость вашу мы и споём, и спляшем, и побузим, и сказочку расскажем.

(Скоморохи)

Нивка узенька, жито – густенько!

Чтобы колос – с бревно, а зерно – с ведро!

Кому песню поём, тому будет добро!

Тому сбудется, не минуется

19.Расскажу я вам сказку, да не сказку, а стих,

Да не стих, а песню, да не я, а ребята,

Да не сейчас, а потом, в другой раз!

20.Ай, молодцы! Как слушали!

И надо бы каждому молодцу да с огорода по огурцу!

21.Да пока мы тут слушали, огурцы с огорода зайцы скушали!

Вот нам и не досталось! А нам уйти осталось.

22.Подождите, не спешите, скоро в гости к нам сюда,

Пожалует матушка Зима, да не одна,

А с Бабулечкой – Ягулечкой,

С Лапушкой нашей ненаглядной.

Появляется Баба – Яга.

(поют)

Бабка Ёжка! Костяная ножка!

Нос крючком, волоса торчком,

С помелом, за селом.

Печку топила, кашку варила,

С печки упала, ножку сломала.

Пошла в огород, рассмешила весь народ.

Пошла на улицу, раздавила курицу.

А потом и говорит, у меня нога болит!

Яга:

Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать

Я не буду сильно стукать,

Только буду припевать.

Ай, люли, люли, люли,

Ай, люлишки мои.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Припев

Плясать пойду

Неужели вы меня

Раньше не видали.

Припев

Эх, топни нога,

Не жалей сапога.

Тятька новые сошьёт,

Или эти подошьёт

Припев

Плясать пойду,

Головой качну,

Своими серыми глазами,

Завлекать начну.

Припев

А я не с вашего селенья

И не с вашего двора,

Не по-вашему танцую,

Посмотрите на меня.

23.Тара – тара – тарарам,

Идут девки по дворам!

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять!

24.Вы послушайте, ребятки,

Нескладушечку скажу!

Вместо кренделя с баранкой,

Проглотил мужик дуду!

25.Раступись народ честной!

Не пыли дорожки!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Вместе

Идёт коза рогатая.

За малыми ребятами!

Кто кашу не ест?

Молоко не пьёт?

Забодаю, забодаю, забодаю!!!

26.Эй, топни сапог, топни новенький!

Я плясать сейчас пойду, хоть и маленький!

27.На заборе чепуха

Жарила варенье

Куры съели петуха

В это воскресенье.

28.Чепуха, чепуха – это просто враки,

Куры съели петуха, говорят собаки.

29.Чепуха, чепуха – это просто враки,

Сено косят на печи молотками раки.

30.Между небом и землёй поросёнок рылся

И нечаянно хвостом за небо зацепился.

31.А мы частушки пропоём!

Кости все перемоём!!!

32.Вы не пойте длинных песен,

Хватит нам коротеньких.

Неладушки – нескладушки

Толстой палкой по макушке.

33. На дубу сидит корова,

На корове чемодан!

А кому, какое дело –

Это песня про любовь.

34.А из-за леса выплывает

Молоко варёное.

А мне не жалко молоко, да

Жалко Миша пенку съел.

35.А мне залётка изменила –

Я в стакане утоплюсь.

А не в стакане, так в чулане

Из ухвата застрелюсь.

Окончание

Мы не сами идём, мы козу ведём,

Где коза ходит – там жито родит!

Где коза рогом – там жито стогом!

Где коза ногою – там жито копою!

Нашей козе немного надо –

Решето овса, наверх колбаса,

Три куска сала, чтоб коза встала!

А то отощала!

Мы вам пели и плясали,

И, конечно же, устали.

Отпустите, не держите,

И домой нас отпустите! ВСЁ!!!

Действующие лица

Ведущие

Красные краски

Синие краски

Жёлтые краски

Зелёные краски

Реквизит

Большое белое покрывало, изображающее снежный покров;

Большие кисточки для ведущих

Пролог

На сцене – ведущие с кисточками в руках,

За ними – сидящие на корточках краски, накрытые белым покрывалом.

Ведущие выходят вперёд, к зрителям, и выступают по очереди

  1. Тает снег, бегут ручьи,
  2. С юга к нам летят грачи,
  3. С речек солнце гонит лёд-
  4. За зимой весна идёт!
  1. Мы встречаем праздник Пасхи
  2. И спектакль покажем «Краски».
  3. Из-под снега их достанем
  4. Рисовать весну мы станем!

(Ведущие снимают покрывало и показывают краски)

Сцена 1

  1. Раз, два, три, четыре, пять-
  2. Начинаем рисовать.
  3. Раз! Цвет взяли мы зелёный-
  4. Надевают листья клёны.

(Появляются на первом плане зелёные краски, с листочками)

  1. Два! Цвет выбрали мы красный-
  2. И зацвёл цветок прекрасный.

(Появляются на первом плане красные краски, с цветами в руках)

  1. Три! Мы взяли синий цвет-
  2. Небо шлёт вам свой привет.

(Появляются на первом плане синие краски с голубым шарфом)

  1. Жёлтый взяли мы – четыре!
  2. Солнце светит в Божьем мире!

(Жёлтые краски выносят солнце)

  1. Пять! А белый - цвет добра. (Кружится с белым покрывалом)
  2. Пасху нам встречать пора!
  1. Мир раскрасить в праздник Пасхи
  2. Помогают наши краски!

(Краски окружаться в танце и по очереди говорят)

Синие:

1.Я зимой морозный иней

Нарисую ярко-синий,

2.А когда придёт апрель,

Нарисую вам капель

Зелёные:

1.К Светлой Пасхе уже в мае

Я деревья наряжаю

2.Травку новую, живую

К Пасхе тоже я рисую.

Жёлтые:

1.Это знают даже дети:

Как без солнца Пасху встретить?

2.Жёлтый также шлёт привет,

Вам весенний первоцвет!

Красные:

1.К пасхе мы печём куличики,

Красим красные яички.

2.Знаю правильный ответ:

Красный - Пасхи главный цвет!

Ведущие:

1.Мы с тобою все согласны:

2.Пасхи цвет, конечно, красный!

Бога славить-величать!

Краски:

  1. …С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

  1. Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес,

Христос воскрес! Христос воскрес! «Христос воскрес!» А. Майков

  1. Поселились птицы в гнёздах

Снег растаял как свеча!

Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича!

  1. Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес,

И, меня целуя, папа

Говорит: «Христос воскрес!» «Пасха» И. Рутенин

  1. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв…

  1. …И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком. «Без названия» К. Фофанов

  1. Прилетели птицы,

Радостью блистая:

Светлая седмица,

Праздничная стая!..

  1. …А у нас куличик

Золотая корка!

Крашеных яичек

На подносе горка!..

  1. Хорошо нам вместе!

И обед наш весел.

Христос воскресе!

Воистину воскресе! «На Светлой» В. Афанасьев

Великий Праздник,

Радостный

Весенний –

Светлое

Христово Воскресение!





Top