Праздник народных игр для младших школьников. Ролевые игры с мужем закрепят отношения

Праздник народных игр для детей 7-11 лет. Сценарий

Сценарий праздника народных игр «В гостях у Госпожи Игры».


Автор: Паутова Ирина Шакировна, педагог дополнительного образования МУДО «Дом детства и юношества», г. Черемхово.

Описание материала: Разработка сценария будет полезна воспитателям, педагогам начальных классов образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

Цель: популяризация народных игр среди детей младшего школьного возраста.

Задачи:
приобщить детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры;
познакомить детей с народными играми;
обогатить духовный мир ребенка.

Форма проведения: праздник

Проблема духовности в предельно широком значении неизменно возникла в эпохи обесценения культурной национальной традиции. Особой бедой является историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развития своего культурного наследия. И всегда путь к возрождению лежит через усиление духовного начала общества.
На данный момент, в нашей стране взят курс на возрождение традиций народной художественной культуры. Сохранение и возрождение народных традиций – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. Сегодня нельзя воспитать человека- гуманиста, имеющего широкие интересы, серьезные духовные запасы, патриота, способного к творческому труду без опоры на народные игры. Большой бедой является, то, что наши дети не знают народные игры, не умеют в них играть. А ведь народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Возрождение национального самосознания необходимо осуществлять через искусство, которое оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.
Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Игры знакомят с национальными традициями народа, прививают уважение к ним, передают духовно-нравственные и эстетические ценности.
Народные традиции складывались на протяжении веков. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

«В гостях у Госпожи Игры».

ДОМОВЕНОК КУЗЯ : Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие!Всем ли вам слышно, всем ли вам видно? Рад, что вы нас не забыли и на праздник к нам пришли. А сегодня мы с вами отправимся на двор Госпожи Игры».

Игра «Кто как ходит»

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А вот мы уже и пришли. Госпожа Игра, принимай Гостей! Мы к тебе в гости пришли!
СКОМОРОХ 1: И не одни пришли, а детей привели!

СКОМОРОХ 2: И девчонок, и мальчишек – всех понемногу!

СКОМОРОХ 1: Они давно хотели у тебя в гостях побывать!
СКОМОРОХ 2 : В игры поиграть!

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Отзовись, Матушка Игра, если ты нам рада!

Звучит веселая музыка
ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Ура! Услышала! Знак согласия дает, что рада нашей встрече! Давайте играть веселиться с чего начнем?

СКОМОРОХ 1: С хоровода.

СКОМОРОХ 2: Как вокруг елочки что-ли? Не хочу я не маленькая, я уже давно в детский сад не хожу. А ты мне хоровод!

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А это необычный хоровод, а игровой. И не просто игровой, а хоровод-состязание. И хоровод проведем и посостязаемся, а заодно, узнаем, кто у нас шустрее вы мальчики или девочки?

СКОМОРОХ 1: Конечно, мы, правда, Марфуша?

СКОМОРОХ 2: Правда.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А это мы сейчас проверим! Ребята становитесь в круг. Сначала становятся мальчики, а затем девочки образуют второй круг вокруг мальчиков. Мальчики пошли за мной, а девочки за Марфушей, пока звучит музыка, мы движемся. Как только музыка замолкает, вам ребята нужно будет разделиться по 2 человека и встать в обруч. Кто не успел, тот выбывает из игры.

Игра «Хороводные салки»


Игра «У дяди Томаса»

У дяди Томаса, у дяди Томаса,
У дяди Томаса семь сыновей
Они не ели, они не пили,
А только делали вот так!
(Левая рука, правая рука, левая нога, правая нога, голова)

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Вот госпожу Игру порадовали: и хоровод провели и игрой потешили! Чувствую – Игра рада встречи с нами!

СКОМОРОХ 1: Эх! Вот, если бы госпожа Игра к нам сюда сама явилась. А то какая же это встреча? Одни – посреди двора.

СКОМОРОХ 2: Эх, ты совсем не думаешь. Мы к матушке Игре в гости пришли вот она, и встречает нас.

СКОМОРОХ 1: Ну и чем она нас встречает? И конфет не видать, ни пряников.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А это что?

СКОМОРОХ 1: Коробки какие-то.

СКОМОРОХ 2: Это госпожа Игра для нас приготовила, чтобы нам здесь скучно не было.

СКОМОРОХ 1: А что это такое она нам приготовила?

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Не торопись, скоро все узнаешь. А пока…

СКОМОРОХ 1: Погоди. А где сама Матушка Игра?

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А сама Игра – по всей стране гуляет! В забавы, потехи, развлечения оборотилась и пошла, народ веселить и радовать! А пока давайте играть.

СКОМОРОХ 2: Во дворе сударыни Игры мальчишки и девчонки играли друг с другом.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: и не так, чтобы мальчишки отдельно, а девчонки сами по себе, а все вместе. Вот мы сейчас поиграем ребята с вами все вместе.

Игра «Золотые ворота»

Выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

Игра «Колпак мой треугольный»

Скоморох 1 произносит:

Колпак мой треугольный
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак.

(Затем все вместе на слово "треугольный" показывают треугольник из
пальцев, а само слово не произносится. В следующем повторе слово "мой"
заменяется показом на себя. В третьем повторе слово "колпак"
заменяется показом колпака над головой. Постепенно увеличивается темп,
выигрывает тот, кто не собьётся).

Муз. игра «Что мы любим делать»

СКОМОРОХ 1: Эх! А говорят, что раньше тех, кто хорошо играет, сладостями угощали – закармливали наповал!

СКОМОРОХ 2: Как?

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Ну, вот так. Чтобы потом ребенок полгода на сладкое смотреть не мог.

СКОМОРОХ 2: А дети?

СКОМОРОХ 1: Все равно смотрят. Так, что видишь – я все знаю.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Ну, раз все знаешь – тогда помогай. Доставай вон тот короб.

СКОМОРОХ 1:
А что в нем?

СКОМОРОХ 2: Сладости.

СКОМОРОХ 1: Сладости я достану с радостью!

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: И отдай их Марфуше.

СКОМОРОХ 1: Это почему.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А сейчас я тебе покажу.

Игра «Шапочка»

СКОМОРОХ 2: А я знаю – зачем у нас вон те короба стоят.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А если знаешь то чего стоишь?

СКОМОРОХ 1: а что все вы да вы, а я на что?

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Ну, неси.

СКОМОРОХ 2: Ура! Вот и я на что-то сгодился. Сейчас я их принесу.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А мне понравилось с девчонками играть. А давайте – в знак дружбы и в знак прощения пожмем друг другу руки!

СКОМОРОХ 1: И по плечам похлопаем.

Зазвучала музыка


СКОМОРОХ 2:
О! Сударыня Игра нам знак подает – что она довольна нами!!!

СКОМОРОХ 1:
Ой, смотрите, Госпожа Игра нам подарок преподнесла. Это же домовенок.

Презентация Домовенка.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Давайте ребята все дружно поблагодарим Госпожу Игру за такой подарок.

СКОМОРОХ 2: И скажем ей спасибо!

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Пора прощаться делу время потехе час. А вас ребята ждет мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы. Кто желает поучаствовать, просим к столу.

В. В. Панфилов
"ГОСПОЖА ИГРА, А-У-У-У!"

Игровая сказка-путешествие

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Госпожа-сударыня Игра – Она же: Вьюга-Тоска-Скука.
Дед Мороз.
Снегурочка.

Скоморох.
Снежная Королева.
Снежная Баба.

Люди – они же: скоморохи – спасатели – клоуны-снеговики.

В сценарии использован игровой фрагмент из программа А. Зайцева
«Ладушки».

Звучит веселая новогодняя музыка.
Сквозь нее отчетливо слышны смех голоса играющих детей.
На сцене появляются: СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА СНЕЖНАЯ БАБА
и СКОМОРОХ.

СКОМОРОХ. Здравствуйте, люди добрые!
СНЕЖНАЯ БАБА (далее просто - Баба). Привет, мальчишки и девчонки!
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (далее просто - Королева). Чао - какао всем,
кто меня видит и слышит!
СКОМОРОХ. С праздником вас!
КОРОЛЕВА и БАБА. С каким это праздником?
СКОМОРОХ. А ты что - не слышишь?

Все трое прислушиваются.
Звуковое усиление музыки со звучащими детскими голосами.

Сегодня - праздник нашей лучшей новогодней подруги - Игры!
Сегодня у Игры, можно сказать - именины Ее новогоднего сердца!
Во!

Королеве и Бабе.

Вы что - забыли, что ли?

Королева и Баба переглядываются.

БАБА. Ты же знаешь - мы никогда ничего не забываем.
Мы просто хотели, чтобы ты, именно ты, рассказал об этом празднике
детям!
КОРОЛЕВА. Да!
СКОМОРОХ. Ну, я и рассказал!
БАБА. Ну и молодец!
СКОМОРОХ. "Молодец" в карман не положишь!
БАБА. Ха - ха - ха! А если держать карман шире?
СКОМОРОХ. Ну, тогда дело в шляпе!
КОРОЛЕВА. Я не понимаю... Нас пригласили сюда, чтобы вести никому
не нужные разговоры о карманах и шляпах?
Это не рационально! Это потеря времени.
Драгоценного новогоднего времени!
СКОМОРОХ. Все! Намек поняли! Не будем ничего терять!
Делу время...
БАБА. И потехе... часть!

В зал.
Мальчишки и девчонки, прислушайтесь еще раз!
Это не просто голоса.

Радостно.

Это же ваши голоса!..
СКОМОРОХ. Они еще живут там, где вы играли в прошлое Новогодье!
Правда, здорово!?
БАБА. Ага! И я заметила: если дети где-то весело играют, то после них
на том месте обязательно остаются...
КОРОЛЕВА. Рваные фантики, обжеванные жвачки, огрызки от яблок...
СКОМОРОХ. А вот не надо! После наших детей ничего такого никогда
не остается! Потому что дети у нас аккуратные! И даже очень! А вот
когда дети весело...
КОРОЛЕВА. И аккуратно...
СКОМОРОХ. И аккуратно играют и радуются, и смеются, то после них на
том месте обязательно остаются хорошее настроение, бодрый дух,
и много-много невидимых смешинок.
БАБА. И если на том месте появится кто-то уже другой: уставший,
грустный, печальный, сердитый, то он обязательно повеселеет.
СКОМОРОХ. По-бодреет!
БАБА. Подобреет! И рассмеется! И даже расхохочется!
СКОМОРОХ. Точно! Ох, как ему разохочется быть грустным и сердитым!
КОРОЛЕВА. Это верно! Есть даже такое выражение "смешинка в глаз
попала"...
БАБА. Смешинка вообще-то в рот попадает - от уха до уха.
СКОМОРОХ. И чем больше будет таких добрых и радостных мест -
от уха до уха - тем жизнь будет лучше, тем жизнь будет веселей!
БАБА. Это ты здорово сказал!
КОРОЛЕВА. Известная цитата!
СКОМОРОХ. Вот все говорят: "игра - игра"... Все Ею пользуются.
Все от Нее в восторге. Но никто пока не догадался
пригласить саму Игру к себе в гости.
Мы в нее играем - а может Она тоже хочет в нас или с нами поиграть?
Хороводы вокруг елочки поводить... Зайчиком попрыгать...
Песенки попеть...
БАБА. А что? Хорошая идея! Как вы считаете, ваше снежество?
КОРОЛЕВА. Ну-у... С точки зрения потешной эрудиции, в наш новый век
забавного конкретизма каждый новогодне-персофоницированный
индивидуум не может пофигировать отдельно действующую на него
новогоднюю игровую абстракцию...
БАБА. То есть - и по-русски?
КОРОЛЕВА. То есть - да! Я согласная.
СКОМОРОХ (в сторону и очень ехидно). Слава богу, что не глагол...
БАБА (Скомороху). Не глаголь!
Перебивает.

Мальчишки и девчонки!
Давайте все вместе позовем нашу подружку Игру!
Попросим Ее придти к нам сюда...
КОРОЛЕВА. И сейчас!
СКОМОРОХ. А то может быть Она зажалась где-нибудь на во-о-он там,
за кулисами в углу и выйти стесняется!
Вздыхает и хнычет…

Весело передразнивает.

…"Я никому не нужна! Про меня все забыли! Я плохо выгляжу!"
БАБА. Это она-то плохо выглядит!? Это ее забыли? Это она никому
не нужна? Три "ха-ха"!
Да представьте себе такую новогоднюю жизнь: все есть!
И подарки и конфеты, и пепси-кола, и арбузы!
А игры нет.
Ну, нет...
Ни игры, ни игрушек.
Игрушки - это, ведь, ее дети.
Все есть кроме игрушек и Игры.
На елочке ничего не висит кроме иголок.
Вот представьте вот такой новогодний праздник!?
СКОМОРОХ. Ну, какой же это праздник? Это не праздник.
КОРОЛЕВА. Я не поняла: и компьютерных игр не будет?
БАБА. А то!
КОРОЛЕВА. Ни в кайф, что-то.
БАБА. Так вот! Я предлагаю - на минутку - все-таки встретиться с нашей
подружкой Игрой и познакомить Ее с детворой!
И порадоваться Ей.
И доказать Ей, что Она нам очень…
СКОМОРОХ. Очень-очень-очень…
БАБА. Нужна!
КОРОЛЕВА. Я не поняла: вы хотите абстракцию материализовать?
СКОМОРОХ. Мы хотим, чтобы здесь появилась госпожа, сударыня Игра!
КОРОЛЕВА. А дедушка Мороз?
БАБА. А дедушка Мороз как услышит, что мы играем - тут же прибежит
к нам с подарками!

Королеве.

А шибко умные могут вон там…

Жест в сторону.

…постоять, однако!

Королева обижено отходит в сторону.

СКОМОРОХ (зрителям). Ребята, а вы нам поможете встретить Игру?

Слушает ответ детей.

Спасибо! Я так и думал!
Значит так! Вот эта половина зала, по моей команде будет громко и заразительно хохотать и хлопать в ладоши!
Давайте прорепетируем!

Репетирует с залом.

Отличненько! И даже больше - здорово!
БАБА. А вот эта половина зала будет тоненько и прикольно хихикать!
Вот так!

Показывает.

И при этом махать руками! Вот так!
По моей команде.

Показывает.

Давайте тоже прорепетируем!

Репетирует с залом.

Блестяще! Гениально! Потрясающе!

Неожиданно вмешивается Королева.

КОРОЛЕВА. А вот эта... третья половина зала...
БАБА. Э - э! Ты горбушки не лепи! У зала только две половины!
Третьего не дано!
КОРОЛЕВА. Это у обычного зала третьего не дано, а вот у этого...

Радостно.

Детского! игрового! новогоднего! понарошкового зала
есть и третья половина!
Вот эта!

Показывает на «третью половину».

СКОМОРОХ. А чё? Убедительно!
БАБА. И даже оригинально!
КОРОЛЕВА (гордо). Новогоднее ноу-хау называется!
СКОМОРОХ. Ну -ну... Ноухавь дальше.
КОРОЛЕВА. А третья половина зала, по моей команде будет делать так:
ржем как понарошковые лошадки.
Вот так!

Показывает.

Гогочим, как понарошковые гусята.
Вот так!

Показывает.

И весело хрюкаем, как смешливые три-поросенки.
Вот так!

Показывает.

И при этом хлопает ногами!
Вот так!

Показывает.

БАБА. Чего делаем ногами?
КОРОЛЕВА. Хлопаем! Ногами об пол.
БАБА. Оторваны вы от жизни, ваше снежество! Ногами не хлопают.
Хлопают этими...

Словно забыла...

Ну, этими?..
КОРОЛЕВА. Ушами?
БАБА. Да нет. Ушами хлопают только на уроках. И то не все.
Ну этими...
КОРОЛЕВА. Глазами?
БАБА. Да нет. Глазами хлопают по утрам. Спросонок.
Ну этими...

Обращается в зал.

Ребята, подскажите: чем хлопают зрители?

Дети подсказывают.

Точно! Руками! Вот!
А ногами не хлопают, ногами...

Обращается в зал.

Ребята, ногами что делают?

Дети подсказывают.

Совершенно верно! Ногами топают!
КОРОЛЕВА. Не дура - поняла! Хлопанье ногами об пол называется
топаньем!

Давайте прорепетируем этот приветственный момент!
Итак, по моей команде: ржем, гогочем, хрюкаем и… топаем! Внимание! Начали!

Проводит репетицию с детьми.

Ну! Супер-пупер! Ого-го! Высший класс!
БАБА (завистливо). А давайте теперь все вместе прорепетируем!
Так сказать - для памяти! Повторение - мать учения!.

Скоморох Баба и Королева репетируют ВСТРЕЧУ ИГРЫ.

Великолепненько!
СКОМОРОХ. Здорово!
КОРОЛЕВА. Супер! Нет! Супер-кайф! Во!
СКОМОРОХ. А теперь, как зазвучит музыка, по нашей команде...

Жест на Бабу, Королеву и на себя.

А мы одна команда!
По команде нашей команды...
БАБА. Это когда мы руками махнем...
СКОМОРОХ. Начинаем громко, весело, по новогоднему заразительно
встречать нашу любимую дорогую Игру!
КОРОЛЕВА. На старт!
БАБА. Внимание!
СКОМОРОХ. Начали!

Звучит музыка.
Баба Королева и Скоморох машут руками.
Появляется непонятное, блестящее что-то типа ЧУДА В ПЕРЬЯХ с бантиком на боку.

СКОМОРОХ. Не понял...
БАБА. Не поняла...
КОРОЛЕВА. Ничего не просекаю.
ЧУДО. Ну что - доигрались? Доболтались? Довстречались?

Спасибо за подсказку...

Передразнивает.
"Держи карман шире".
Я его пошире и открыла.
А Игра - она о-о-очень любопытная... Прыг - скок!

Шлепает себя по карману.

И шито - крыто! Гоп-ца-ца!
СКОМОРОХ. А ты кто?
ЧУДО. "Кто-кто". У меня много имен.
Я - скучная Вьюга! Я - тоскливая Метель! Я - нудная Пурга!
Я – Тоска! Я - Тоска-а-а! Я…

Неожиданно громко и грубо.

А еще одно свое имя я вам не скажу!
А сами вы никогда не догадаетесь.
И Игру свою вы больше никогда не увидите!
Она теперь…
Шлепает по карману.

Только моя! Будет жить в моей коллекции.
А коллекция моя - в моем царстве.
А царство мое в другом времени.
А время мое в другом пространстве.
А пространство мое – там, где я.
А где Я - вы никогда не догадаетесь...
Ну все...
Что-то мне скучно и тоскливо с вами.
Пока...
Пойду Игру вашу, то есть уже мою, сушить!
Хоп!

Вспышка света. Порыв звука.
Тишина.
Вьюга-Тоска пропала.

СКОМОРОХ (очень грустно). Вот...
БАБА (очень тоскливо). Новый поворот...
КОРОЛЕВА (в той же тональности). Что он нам несет?..

Очень печально.

Да... Жили-были три поросенка...
Одного звали Наф-Наф, другого - Нюф-Нюф...
А третьего брата они не любили и звали его "Нифкайф"...
Не-е... Нифкайф мне все это!
Пойду домой, посплю.
В снежный компьютер поиграю.
БАБА. Не поиграешь. Игра в плену.
КОРОЛЕВА (печально-безразлично). Значит, не поиграю... Бабка за внучку,
внучка за Жучку, Жучка за кошку кошка за мышку...
Не простую мышку...
СКОМОРОХ. А золотую?
КОРОЛЕВА. А компьютерную. "Мышка" и так, "мышка" и сяк...
Хвостиком бряк. Растянулась как червяк.
Плачет дед, плачет бабка, плачет курочка Ряба: компьютер купили, а поиграть на нем не получаетс... Эх.!
СКОМОРОХ. Да! Зависла.
БАБА. По моему, она тронулась.
СКОМОРОХ. Да скоро мы все тронемся.
БАБА. Давно пора.
СКОМОРОХ. И куда?
БАБА. "Куда-куда"... На Кудыкину гору. Оттуда все видать.
Может и царство Вьюги-Тоски оттуда увидим?
СКОМОРОХ. А что? Идея того стоит. Надо попробовать.
Попытка - не пытка. А вдруг!
БАБА. Риск - благородное дело! Кто не рискует тот не пьет новогоднюю
"пепси-колу"!

Жест на Королеву.

С ума сошедших с собой берем?
СКОМОРОХ. А почему бы и нет? У неё, как нынче говорят, "крыша
поехала" - используем эту крышу не как роскошь, а как средство
передвижения: на ней на Кудыкину гору и доедем.
КОРОЛЕВА (подходит решительным шагом). Нам нужна не крыша...
БАБА. Ну, это ты не права. Сегодня хорошая крыша всем нужна.
Не время с зонтиками бегать. Зима на дворе!
КОРОЛЕВА. Нам нужна машина Времени.
Время...
СКОМОРОХ. Знаем-знаем. Время - деньги. Печатный станок, что ли,
принести?
КОРОЛЕВА. Время - это то самое пространство, где может спрятаться
Вьюга-Тоска. Где Вьюга-Тоска, там Время останавливается.
А где Время останавливается, там образуется Пространство.
Такое скучно-метельное Пространство. Там всех Скукой метелят!
А где такое Пространство - там и царство.
Тоскливое, снежное царство.
А там...
СКОМОРОХ. Все понятно! Надо идти спасать Игру. А то и Новый год
не наступит! И Дед Мороз не придет! Без Игры - кому они нужны?
Идем!
БАБА. Да куда идти-то?
СКОМОРОХ. На все четыре стороны!
БАБА. Ну и как мы втроем пойдем на все четыре стороны?
КОРОЛЕВА. На машине Времени мы можем поехать только на все ТРИ
стороны: в Прошлое, Настоящее и Будущее.
СКОМОРОХ. А сейчас мы где?
КОРОЛЕВА. Сейчас мы…

СКОМОРОХ. Так! А что мы здесь делаем?
БАБА. Опомнись! Мы на празднике! А праздник - он ВСЕГДА!
Он и в Прошлом - праздник, он и в Будущем - праздник,
праздник - он и в Африке праздник.
Поэтому мы сейчас находимся ВНЕ ВРЕМЕНИ.
И нам нужна машина. Машина Времени.
СКОМОРОХ. Нет проблем!

Обращается к зрителям.

Ребята, вы будете нашей машиной времени?

Дети отвечают.
Но не просто машиной Времени! Вы будете так же и пилотами,
и штурманами, и нашим военно-игровым потешным десантом!
Согласны?

Дети отвечают.

Тогда в путь!
Представим себе понарошковую и очень современную машину Времени последней модели.
Сели в кресла.
Пристегнули ремни безопасности.
Включили пульт управления...

Скоморох показывает, что и как делать.
Дети повторяют за ним все движения.

Начинаем до-взлетную тест-проверку готовности.
Я буду задавать вопросы. Если у вашей машины все в порядке - отвечайте мне хлопками.
Вот так.

Хлопает в ладоши.

Если не в порядке, то машите руками.
Вот так.

Машет руками.

Внимание.
Зажигание работает?
Тяга есть?
Кислород в норме?
Колеса крутятся?
Штурвал вертится?
Дворники в порядке?

Дети отвечают на все его вопросы.

Если дворники в порядке - покажите им вот так…

Делает жест прощания - типа: "до свидания".

…чтобы они ушли с дороги на тротуар.
Машине Времени дворники не нужны. Пусть они здесь за чистотой следят.
Взялись за штурвал.
Включаем зажигание.
Работаем, как мотор: "Тра-та-та-та-та-та"!
Взлетаем!

И Баба, и Королева делают все, что говорит Скоморох.

Штурвал влево!
Штурвал вправо!
Штурвал вверх!
Штурвал вниз!

Командуя, Скоморох может весело обманывать детей:
говоря "штурвал вниз", поднимает руки вверх.

Я сказал: "Штурвал вниз!"
Штурвал на себя!
Прив-ременяемся!
Уф!
Сели!
Вытерли понарошковый пот!
Аплодисменты себе за эту мягкую посадку.

Дети аплодируют.
Звучит тягучая мелодия народной песни.

КОРОЛЕВА. Где мы?
СКОМОРОХ. Вообще-то - в Прошлом.
В моем родном скоморошьем Прошлом
Как говорится: новое - это хорошо забытое Прошлое!
Приступим к поиску Вьюги-Тоски?
КОРОЛЕВА. Сначала надо проверить - как они…

Жест на детей.

…знают это свое Прошлое?
БАБА. Ну и проверь!
КОРОЛЕВА. Ну и проверю!

Вы знаете трех великих русских богатырей?

Дети отвечают.

Это хорошо, что знаете. А вот проверим - точно ли знаете.
Сейчас я буду называть имена богатырей, а вы называйте их
прозвища.
Илья?..

Дети:"Муромец!".

Добрыня?..

Дети: "Никитыч!".

Соловей?..

Дети, по инерции:"Разбойник!".

Вы что? Какой же Соловей-разбойник богатырь?
Вот так допусти их в историю.
В такую историю попадем - мало не покажется!
БАБА. Хватит детей прикалывать.
Ваня, начинай свое дело!
СКОМОРОХ (кричит во все свое скоморошье горло). Э-э-эй!
Есть тут кто-нибудь?

Появляются ЛЮДИ.
Все ленивые, зевающие, потягивающиеся.

Люди добрые, у вас тут Вьюга-Тоска не пробегала?
ЛЮДИ. Чо-о?
СКОМОРОХ. Я спрашиваю...
БАБА. Ну и что ты спрашиваешь? Ты что - не видишь, какие они?
СКОМОРОХ. Видеть-то вижу, да глазам не верю.
БАБА. Тут уж, верь - не верь, а что-то делать надо!
СКОМОРОХ. Будем играть!

Будем играть?
ЛЮДИ. Не - а... Мы не умеем играть...
СКОМОРОХ. А мы научим.
ЛЮДИ. А это не больно?
СКОМОРОХ. Это весело!
ЛЮДИ. А нам лень...
СКОМОРОХ. А мы вам поможем от лени избавиться... Ишь, ленивцы!
Не в Австралии, небось, находитесь, а на…

Называет место, где проходит праздник.
Обращается к зрителям.

Ребята, поможете их расшевелить?

Зрители отвечают.

Сейчас мы им устроим щекотку. Все ленивцы щекотки боятся.
Это я по себе знаю. Тоже когда - то школу лени прошел.

Зрителям.

Протяните руки. И по моей команде делайте вот так!

Показывает детям щекотальный жест.

Дети отвечают.

Внимание! Начали!

Звучит веселая музыка.
Дети проводят ритуал веселого щекотания.
Люди прыгают, корчатся, хохочут, пытаются спастись
этой настигающей их везде щекотки.
Заодно досталось и Бабе с Королевой.
Они тоже оказались в зоне щекотания.

ЛЮДИ. Спасите! Помогите! Прекратите! Мы больше не будем!.. Хватит!
СКОМОРОХ. Стоп.
ЛЮДИ. У-у-уф!
Падают на колени.

Не надо нас больше щекотать!
- Мы больше не ленивые!
- Мы - хорошие!
- Мы вас слушаем!
СКОМОРОХ. А что нас слушать? Мы пришли сюда вам не лекции читать.
На лекции и семинары тут отдельное время и отдельные люди есть!
Вы вот что скажите: у вас Вьюга-Тоска была?
ЛЮДИ. Была!
СКОМОРОХ. И где она?
ЛЮДИ. И сплыла!
СКОМОРОХ. Куда?
ЛЮДИ. А мы откуда знаем?
СКОМОРОХ. А если пощекотать - вспомните?
ЛЮДИ. Не надо нас щекотать! Не вспомним! Вьюга-Тоска нам мысли
затуманила, мозги запудрила, ум за разум завела, да там и бросила.
Предлагала еще и с ума спрыгнуть, да мы испугались: высоковато
что-то…
СКОМОРОХ. Ну что ж. Будем вместе вспоминать.

В зрительный зал.

Ребята, вы поможете нам помочь им?

Дети отвечают.

Значит, испугались с ума спрыгнуть?
ЛЮДИ. Ага.
СКОМОРОХ. А просто прыгать - не боитесь?
ЛЮДИ. Ага!
СКОМОРОХ. Что - "ага"?
ЛЮДИ. Ага!
СКОМОРОХ (в зрительный зал). Ребята, как игра называется, когда
люди через веревочки прыгают?

Слушает ответ от зрителей.

Правильно! "Прыгалки - скакалки"!
А кто из вас умеет на прыгалках прыгать, а на скакалках скакать?

Дети отвечают.
Скоморох обращается к людям.

Ну что будем учиться играть?
ЛЮДИ. Ага!
СКОМОРОХ (зрителям). Ребята, научим их прыгать и скакать?

Дети отвечают.
Скоморох опять обращается к людям.

Тогда пойдите и выберете себе каждый по учителю!
ЛЮДИ (со страхом). Мучителю?
СКОМОРОХ. По ребенку или взросленку, который научит вас играть!
И от скуки-тоски излечит! Понятно?
ЛЮДИ. Ага!
СКОМОРОХ. И запомните: "ага" говорят только люди не культурные.
Ясно?
ЛЮДИ. Ага.
СКОМОРОХ (жест в сторону зрителей). Тогда - двинулись!
ЛЮДИ (со страхом). По фазе?
СКОМОРОХ. Вперед двинулись! К победе... этого... Веселья!

Люди двинулись выбирать себе "учителей" из числа зрителей.

Эй! Дайте нам хорошую музыку для урока Игры.

Звучит веселая музыка.
Дети обучают людей прыгать.
Те, пародийно, как бы, осваивают новые знания.
Обучаются.
Прыгают вместе с детьми.

Спасибо, вам мальчики и девочки.
ЛЮДИ. Спасибо!

Дети уходят на свои места.

СКОМОРОХ (людям). Ну-ка, проверим как вы усвоили этот урок!?
Покажите нам - чему вы научились!

Люди перевоплотились в скоморохов и показали веселый
цирковой номер НА ПРЫГАЛКАХ.

По-моему, они заслужили аплодисменты!

Зрители аплодируют.
Вдруг один из людей, с криком вырвался на авансцену,
закрутился, завертелся, закричал,завопил и задергался.

ЧЕЛОВЕК. О-о-о-ой! А-а-а-ай!

Сам себе.

Тпр-р-р-ру!
Ой! Что-то мне не по себе! Плохо мне что-то!
СКОМОРОХ. Да это же Вьюга-Тоска! Хватайте её!
ВЬЮГА-ТОСКА. Стоп! Вы чё? Кто же может схватить Вьюгу-Тоску?
Я же - неохватная, неосязаемая и неуловимая! Как мститель!
Ладно, тьфу тут на вас! Пойду в другом месте царствовать!

Все крутанулись.
Вьюга-Тоска исчезла.

СКОМОРОХ. Сбежала!
ЛЮДИ. Догоним!
СКОМОРОХ. Исчезла!
ЛЮДИ. Найдем!
СКОМОРОХ. Пропала!
ЛЮДИ. Ну и шут с ней!
БАБА (язвительно). У вас все шуточки, а Вьюга-Тоска сбежала!
Между прочим!
СКОМОРОХ. Она не сбежала! Она панически удрала! И не между
прочим, а потому что мы ее победили! Спасибо ребятам!
КОРОЛЕВА. Спасибо ребята!
СКОМОРОХ. А "спасибо" – не красиво! Надо ж чем - то отплатить!?
БАБА. Ноу проблем!

И наши герои и показывают веселый озорной номер -танец.

КОРОЛЕВА. Ну, все! Хватит развлечений!
Из Прошлого мы Скуку прогнали, Тоску развеяли - пора намыливаться в Будущее! Как говорится: добить врага в его логове!
СКОМОРОХ. А не обидно тебе, такие слова - про Будущее говорить?
КОРОЛЕВА. А это от нас, и только от нас, зависит - каким будет наше
новогоднее Будущее!
СКОМОРОХ. Тогда вперед! На чем поедем? Или полетим?
КОРОЛЕВА. Не-а... Пешком пойдем! На своих двоих.
В космос пойдем!
СКОМОРОХ и БАБА. Куда-а?
КОРОЛЕВА. В космос! В космическое пространство!
БАБА. Ты чё? Там же воздуха нет. И аромата... этих... новогодних
мандаринов.
КОРОЛЕВА. Ну, во - первых, у нас понарошковый космос. И мандарины
там не растут! А во-вторых, космос - он всегда вверху.
А сверху видно все, ты так и знай.
БАБА. Ну, говори что делать? Мы готовы.
КОРОЛЕВА. А ребята?
БАБА. Да они давно готовы! Правильно, ребята?

Дети отвечают.

Вот видишь - готовенькие!
Можно сказать: детство в собственном соку!
Видишь, какие они все! Самый сок: кровь с молоком!
Ну, давай, начинай на всем готовеньком! А мы поддержим!..
ЛЮДИ. А мы? Возьмите нас с собой. Мы тоже что-нибудь подержим!
Знаете, какие мы поддержаные!?
КОРОЛЕВА. Ну, что? Возьмем их?
СКОМОРОХ. А это мы у ребят спросим! Ребята, возьмем их с собой?

Дети отвечают.

Дети вам доверяют! Идите и переобразитесь!
Прикиньте из себя что-нибудь новенькое! Чтоб смотреть на вас было
не так грустно.
ЛЮДИ. Ура-а-а-а!

СКОМОРОХ (Королеве). Начинай, снежный терминатор!
Куда пойдем и как пойдем?
КОРОЛЕВА. А пойдем мы, ребята, в космос - новогодний и очень
загадочный.
Я буду говорить что делать, а вы за мной повторяйте!..
Итак.
Делайте, как я!

Королева проводит игру.

Мы идем по звездному небу: ух ты! ух ты! ух ты! ух ты!

Королева руками шлепает себя по передней части
бедер: словно идет и восхищается.

Мы идем по звездному небу!

Руками: ух ты! ух ты! ух ты! ух ты!

Поднимаемся по планетам как по ступеням: ой! ой! ой! ой!

Указательными пальцами рук, словно на каблучках "идем"
по планетам - снизу вверх.

Мы идем по звездному небу: ух ты - ух ты - ух ты ух ты!!

Открываем двери-шлюзы: вжиг - вжиг!

Руками: вправо и влево, словно открывая двери-шлюзы.
Мы идем по звездному небу: ух ты - ух ты - ух ты - ух ты!
Поднимаемся по планетам: ой - ой - ой - ой!
Открываем двери - шлюзы: вжиг - вжиг!
Заходим и видим новогодний космос! Ва-ау!

Громкий вскрик, руки при этом широко распахиваются,
словно мы увидели что-то необъятно большое.

Мы идем! По звездному небу: ух ты - ух ты - ух ты ух ты!
Поднимаемся по планетам: ой - ой -ой - ой!
Открываем двери - шлюзы: вжиг-вжиг!
Заходим и видим новогодний космос: ва-ау!
Подбегаем к монитору телескопа и смотрим в него! Ого!

Жест, словно смотрим в подзорную трубу.
Далее, все жесты повторяются с начала, и с ускорением.

И видим новогодние космические подарки: летающие как мухи
мокипоны: чпок-чпок-чпок-чпок!

Такие маленькие "щелбанчики".

И рыдающие от счастья телепопики! У-у-у-у-у-у-у!
И носятся "хрюши" и "степашки": улю-лю-лю-лю-лю-лю!
И тарахтят неопознанные и еще пока летающие бечурашки и
крокодильи гены: тра-та-та!
И взрываются от страха растухи-пешакляки:
Ба - бах! Ба - бах! Ба - бах! Ба - бах!
И тут появляется тетя Пурга, и кричит нам: "А вы что
тут делаете!?
И мы все удираем в обратном порядке – с прибабаха!

Делают все движения в обратном порядке.

Еле удрали!
СКОМОРОХ. Постой! Какая-такая тетя Пурга?
Какая в космосе может тетя Пурга?
КОРОЛЕВА. Ну та - у которой брат Пурген...То есть - Буран!
СКОМОРОХ. Буран - это наш космический корабль - двоеюродный
брат американскому "Челенжеру"! А причем здесь Пурга?
Да в космосе и без скафандра!?

Выбегает Вьюга-Тоска.

ВЬЮГА-ТОСКА. Сам ты - "скафандра"! Ха-ха-ха!
Убегает.

СКОМОРОХ. Ой! Кто это?
БАБА. Я думаю, что это наш враг тешится: Вьюга-Тоска! Она же еще
тогда пургеншей... Пургою себя обзывала.
А кто как как обзывается - тот так... Что ребята?

Зрители подсказывают.

Правильно - тот так и называется!
КОРОЛЕВА. Тогда пойдемте в космос еще раз, но очень-очень тихо!
Как разведчики! Космические "штирлицы"!

Повторяется вся игра, но очень-очень тихими голосами.

И тут как появляется нудная Пурга.

Появляется Вьюга-Тоска.

И мы кричим ей: "Стой! Руки вверх!"

Вьюга-Тоска, по инерции поднимает руки, как бы в испуге.
А затем, очень небрежно, опускает их.

ТОСКА. Ишь, ты - герои! Напугали! Ха-ха-ха!
И ни капельки я вас не боюсь!
КОРОЛЕВА. Отдавай нашу Игру!
ТОСКА. А больше ничего не хочешь?
КОРОЛЕВА. Больше ничего не хочу! Но и меньше то же!
ТОСКА. Вот и перебьешься!
КОРОЛЕВА. Это как?
ТОСКА. Как посуда в слоновьей лавке!
СКОМОРОХ. А ну Игру отдай!
ТОСКА. А ты полай! Может, и отдам!.

Скоморох лает.

А собакам не дают - они сами достают! Ха-ха-ха!
Насмешили петуха!
КОРОЛЕВА. Что будем делать?
БАБА. Вызывай соску!
КОРОЛЕВА. Какую - "соску"!
БАБА. Которая спасет наши души!

Кричит.
"Со-о-о-ос!"

Появляются СПАСАТЕЛИ.

СПАСАТЕЛИ. Мы спасатели! Кто "сос" кричал и кто соску просил!
КОРОЛЕВА. Приготовиться к распылению анти-скукотина!
ТОСКА. Ты кого скукотиной назвал? И как это ты хочешь меня
распылить?
КОРОЛЕВА. А сейчас узнаешь.
ТОСКА. Стой!

Испугано смотрит вверх.

О-о-ой! Что это там - дед-морозит по небу!?

Все смотрят - куда она показывает.
Тоска сбегает.

Ха - ха - ха!
КОРОЛЕВА. Опять обманула! Опять убежала!
СКОМОРОХ. Не "опять", а "снова"!
БАБА. Все! Слухайте меня! Из Прошлого мы Скуку - Тоску прогнали?
Прогнали! Из Будущего выгнали? Выгнали!
Теперь поехали в Настоящее. Она там прячется!
СПАСАТЕЛИ. А мы с вами! Можно?
БАБА. Я не против!
СКОМОРОХ. Я тоже.
КОРОЛЕВА. У меня нет принципиального возражения.
БАБА (спасателям). Но тогда вам нужно...
СПАСАТЕЛИ. Знаем-знаем! Видоизмениться!
БАБА. Во-во! Смимикрировать! И схамелионить! Задание понятно?
СПАСАТЕЛИ. А то! Вперед - приспосабливаться е сегодняшней жизни!

БАБА (зрителям). А мы с вами поедем в Настоящее на велосипеде
Времени!
Итак, сели как бы на понарошковые велосипедные сиденья.
Взялись за велосипедный руль.
Позвонили в понарошковый велосипедный звонок.

Дети повторяют все движения за Бабой.

И теперь поедем под веселую велосипедную музыку.
На старт! Внимание! Поехали!
БАБА проводит танец - игру.

Стоп! Приехали!

Осматривается и прислушивается.

Странно... Что-то тишины здесь много...

Эй! Есть кто-нибудь?

Ничего не понимаю!

Осматривается.

И хамелионы наши куда - то пропали.

Звучит медленная, тягучая блюзовая мелодия.
Под нее, как лунатики, выползают НЕ-ЛЮДИ.
Этакое тоскливое "шари-вари".

Эй! Привет, ребята! Что с вами?

Не-люди смотрят на Бабу тупыми глазами, явно - ничего
не понимают и тупо молчат.

Вы меня слышите?

Переглянулись не-люди между собой и опять уставились
на Бабу.

Так... Вьюга-Тоска и здесь побывала... Отупила их…

Жест на не-людей.

…оглушила, оболванила.
Что же делать?

Задумалась.

Есть идея!
Пусть они не слышат моего голоса и не понимают моих слов!
Но есть международный язык жестов!.. И его все понимают!
Даже самые непонятливые.

Давайте, попробуем его выучить. Поднимите вверх правую руку.

Внимательно посмотрите на нее.
Это ваша рука!
А на ней целых пять пальцев.
Кстати, считать вы умеете?

Слушает ответ детей.

А ну-ка, проверим.
Опустили руки.
Сейчас я буду называть числа.

Очень хитро.

Разные числа. А вы называйте ровно на одну единицу больше. Приготовились.
Двадцать три!

Дети отвечают.
Баба, с постепенным ускорением, называет различные
числа.
Дети отвечают.
Последнее, контрольное число Бабы - 1099.

Тыща девяносто девять!

Как правило, дети кричат:"Две тысячи!"

А вот и не правильно!
После тыщи девяносто девяти идет тыща сто!
Да-а...
И куда только ваши учителя смотрят.
Ну ладно. Вернемся к нашим... этим...

Вернемся к нашим, к этим... К кому "к нашим вернемся"?
Слушает ответ.

К каким "баранам"? К пальцам! Мы же о пальцах говорили!
У каждого на руке по пять пальцев.

А на двух руках по сколько?..

Слушает ответ.

Вы чё - перегрелись, что ли? На двух руках тоже по пять пальцев.
Значит так, эти пять пальцев заменяют один язык...
Как говорится: "один язык хорошо, а пять пальцев - тоже
неплохо". Вот давайте и попробуем поговорить пальцами...
Есть версия, что этот международный язык придумал
Мальчик - с - пальчик. Поддержим его инициативу.
Ну-ка, покажите мне, как будет звучать на пальцах: "У меня
все здорово!"?

Дети показывают.

А - "У меня все о кей!"?

Дети показывают.

А - "Тихо - т-с-с-с..."?
А - "Внимание!"?
А - "Не шали!"?
А - "Не балуй!"?
А - "Думай-думай-думай!"?
А - "Ты не очень умный!"?
А - как к себе милиционер подзывает?

Дети показывают все жесты.

И еще раз - "У меня все здорово!"
Это очень здорово, когда все здорово!
А у них…

Жест на не-людей.

И совсем не здорово, и даже не "здорово живешь"...
О! А давайте покажем им, как мы хорошо живем!
Пусть они нам позавидуют. Если зависть у них не черная,
то они обязательно очнутся, проснутся, прозреют и услышат нас!
Услышат и позавидуют - как нам весело!
Поэтому - давайте устроим маленькую сидячую...
КОРОЛЕВА. Забастовку?
БАБА. Вот еще. Маленькую, сидячую дискотеку! Вот!
СКОМОРОХ. А что? Попробуем!
БАБА (в зал). Повторяйте за нами танцевальные движения, которые
мы будем вам показывать!

Звучит музыка.
Скоморох Баба и Королева - по очереди - показывают детям различные танцевальные движения для рук, плеч, голов и других частей тела.
И не-люди проснулись.
Они сперва подхватили эти движения.
Затем стали показывать свои.
Затем побежали в зрительный зал и устроили в проходах и на сцене веселую диско-игротеку.

НЕ-ЛЮДИ. Ура-а-а-а!

И вдруг опять один из них заметался, захрипел, закорчился.

ВЬЮГА-ТОСКА. Эх! Все на одного, да? Справились? А давайте
по-другому! Давайте поссоревнуемся! Если вы победили - Игра ваша!
Если проиграете - Ваша Игра при мне останется! Идет?
СКОМОРОХ. Идет!
ВЬЮГА. Тогда так! Я буду читать стихи, а вы в рифму продолжайте.
Но если хоть один раз ошибетесь и дадите неправильную рифму,
то вы проиграли, и Игра - моя!
СКОМОРОХ. Эх! Где наша не пропадала!

Вы нам поможете, ребята?

Дети отвечают.

Спасибо!
ВЬЮГА. Я начинаю!

Вьюгой использовано стихотворение Б. Заходера.
В скобках - правильные рифмы.

Встречали звери Новый год
Встречали звери Новый год.
Водили звери…
(Хоровод)
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже – злые…
(Волки)
Пустился в пляс и Дикобраз -
Колючие иголки,
И все - дрожать,
И все - визжать,
И все - бежать от…
(Ёлки)
Гляди-ка: Уж -
Хоть сам хорош! -
И тот дрожит от страха!..
-Зато меня уж не проймешь! -
Сказала
(Черепаха)
- Мы спляшем
Шагом
Черепашьим,
Но всех,
Пожалуй…
(Перепляшем)!

Скоморох, Королева и Баба, в ходе этого соревнования,
помогают детям угадывать точную рифму.
В итоге - дети победили.

ВСЕ (кроме Тоски). Ура-а-а-а! Мы победили!
ТОСКА. Ну и что? А я все равно не отдам вам вашу Игру. Я ее высушу
и сама в нее играть буду! Одна! Совсем одна! Всегда одна!

И вдруг Тоска горько-горько заплакала.

А-а-а-а! Всю жизнь - одна! А-а-а-а-а!

Королева, Скоморох и Баба переглянулись.
И вдруг то же: сперва захныкали, а потом заревели,
заплакали, запричитали в голос.
А голоса у них - ого-го.

СКОМОРОХ (в зрительный зал). Ребята, давайте поможем Вьюге в ее
скучном горе! Может быть, она выплачет все свое горе и
и ей легче станет, и она повеселеет.
Помогите ей! Поплачьте понарошку.

Под руководством Скомороха дети устраивают
Понарошковый плач - рев.
Вьюга перестала реветь и стала с интересом
всматриваться в детей.

ВЬЮГА. А чего это они? А зачем они? А почему они?
БАБА. Тебя жалко.
ВЬЮГА. Меня?
КОРОЛЕВА. Тебя.
ВЬЮГА. Такую вредную? Такую ехидную? Такую – при-такую...
И жалко? Обманываете! Я знаю - "жалко" только у пчелки!
А у детей "жалко" не бывает!
СКОМОРОХ. У детей не бывает, а детям жалко бывает.
Вот сейчас им тебя жалко.
ВЬЮГА. Ну ладно... Порасплакались тут... Разжалобили... Растопили мое
черное, ледяное сердце.
БАБА. Ну не такое оно у тебя и черное. Не такое уж и ледяное.
ВЬЮГА. Ну и какое?
БАБА. А ты сама знаешь!
ВЬЮГА. Я-то знаю! А ты откуда знаешь?
БАБА. А ты, Вьюга-Тоска, назови свое третье имя!?
ВЬЮГА. Не-а! Угадайте сами!

Вьюга горестно-кокетливо вздыхает.

БАБА (в зал). Ребята, вот скажите, как называется когда вам и не скучно, и не
тоскливо, и не весело?

Дети подсказывают.

Вот! Грусть-Метель твое третье имя.
ГРУСТЬ. Правильно! Вообще - то - это мое первое имя.
СКОМОРОХ. Очень хорошее имя!
ГРУСТЬ. Правда?
СКОМОРОХ. Конечно, правда. Погрустить иногда даже очень приятно,
ГРУСТЬ (показывает на детей). А они это умеют?
КОРОЛЕВА. А то!

Ребята, давайте покажем, как мы умеем грустить.
Давайте вздохнем грустно-грустно! Три-четыре!

Дети вздыхают.

ГРУСТЬ. Ой, как хорошо! А еще раз можно?
КОРОЛЕВА. Можно! Ребята, вздохнем еще раз!

Дети еще раз вздыхают.

СКОМОРОХ. А теперь пусть нам помогут взрослые!
Подскажите - какие песни о вьюге пурге и метели вы знаете!?

Проводит песенный АУКЦИОН.

ГРУСТЬ. Ну ладно... Покорили! Очаровали! Загипнотизировали!
Отдаю вам вашу Игру!
ВСЕ. Ура!
ГРУСТЬ. Стоп! Нет! Так не пойдет! Во мне вредность проснулась.
Надо ее...
БАБА. Усыпить, что ли?
ГРУСТЬ. Ну, пусть будет так. А засыпает она у меня от веселых песен.
СКОМОРОХ. Нет проблем! Есть у нас такая песня.
Она у нас - традиционная!

Ребята, а вы нам поможете ее спеть?

Дети отвечают.
Скоморох объясняет, что это за песня.
И все вместе ее поют.
Вдруг музыка меняется, переходит на другую.
Пляска-хоровод вокруг Грусти.
Хоровод расходится и в центре сцены мы видим
очаровательно-веселое СУЩЕСТВО.

БАБА. Ой! Это же - Игра!

Ребята, помните – мы вначале репетировали встречу сударыни,
госпожи Игры!
Вспоминайте!
И встречайте Ее - как подобает!

Дети встречают госпожу Игру так, как ранее было отрепетировано.

ИГРА. Спасибо - спасибо!
СКОМОРОХ. Ой! Это ты нас так разыграла?
КОРОЛЕВА. Это ты притворялась Скукой Тоской и Грустью?
БАБА. Вьюгой Пургой и Метелью?
ИГРА(гордо). А то кто же? Это я вам такое испытание устроила!
Очень мне было интересно - как вы себя поведете?
СКОМОРОХ. Ну и как?
ИГРА. Прекрасно! Я вижу, в этом зале собрались мои самые лучшие, самые
преданные друзья! Друзья игры!
Я очень рада, что вы такие дружные, такие веселые, такие находчивые!
И хочу пожелать вам много-много счастливых и радостных
мгновений в жизни!
И много-много новых и прекрасных игр!
И всегда отличного настроения!
И чтобы волшебная сила Игры никогда не покидала вас!

Звучит новогодняя мелодия.
Вбегают Дед Мороз и Снегурочка.

МОРОЗ. Уф! Успели!..

Слышу – где-то дети играют! И так весело, и дружно играют, что мы со Снегурочкой не удержались и прибежали сюда! На праздник!
СНЕГУРОЧКА. Потому что праздник только там – где весело и радостно!

Дед Мороз и Снегурочка замечают Игру.

МОРОЗ. Здравствуй, госпожа-сударыня Игра!
ИГРА. Здравствуй, дедушка Мороз!

Жест на зрителей.

Дождались тебя ребята!
Принимай праздничную эстафету!
МОРОЗ. И приму!

Зрителям.

Там – в фойе вас уже и Ёлочка ждёт и много-много новогодних чудесных разностей!

Звучит музыка.
Врываются ЛЮДИ в образах НОВОГОДНИХ
КЛОУНОВ-СНЕГОВИКОВ.

КЛОУНЫ-СНЕГОВИКИ. Мы преобразились! Мы не опоздали?
МОРОЗ. Вы пришли вовремя! Ведите детей на новогодний бал!

Клоуны-снеговики организованно уводят детей – на
продолжение Праздника.

Наш тренер Анжелика (в строгом черном платье, на высоких каблуках и с зелеными серьгами в виде длинных кистей) начинает с неожиданного вопроса: а как можно провалить ролевую игру? При этом в руке у нее то ли указка, то ли хлыст.

Мы пытаемся догадаться: начать критиковать партнера? Забыть или перепутать, что дальше говорить? Фальшиво и неинтересно сыграть?

Из десяти пришедших на тренинг «учениц» опыт ролевых игр был у двоих, да и то у одной из них он заключался в том, что на первом же свидании молодой человек предложил «поиграть» в 50 оттенков серого и был отправлен прочь со словами «извращенец». В общем, аудитория неожиданно подобралась неопытная. Зачем тогда пришли?

Жизнь полна открытий

Две девушки модельной внешности пришли за фактурой и подробными сценариями («ехала на встречу, уже набросала сценарий в айфоне, но не отважилась»). Я же только в этот момент узнаю, что у ролевой игры вообще бывает сценарий. Еще у одной ученицы после восемнадцати лет знакомства и одного года последовавшего за этим брака заскучал муж.

А я пришла, потому что игра - это весело, секс - это замечательно, а вот в отношении секс-игр закрепился стереотип банальности и пошлости. Сразу почему-то представляется костюм школьницы из секс-шопа или, того хуже, «пчелки».

Для актеров игра - это творчество и экспромт, для психологов - метод исцеления, для детей и вовсе сама жизнь, полная каждый день новых открытий. И мне кажется, в хорошей сексуальной игре присутствуют все эти характеристики.

А в не очень хорошем браке как раз их недостает. Поэтому я за игру, но вот с теорией у меня полный пробел.

А зачем вообще нужны ролевые игры?

Этот вопрос у меня тоже возникает. И через пару минут я узнаю неожиданные вещи.

Ролевые игры - это не про кожаный костюм из секс-шопа. И их важностью к концу тренинга я проникаюсь настолько, что готова бежать домой и тут же играть.

Именно в игре так легко снять внутреннее напряжение, которое существует в паре, усталость и невысказанную агрессию от повседневных проблем. Хотим ли мы об этом знать или нет, но каждый из нас в отношениях играет либо доминирующую, либо подчиненную роль и не всегда осознает, что, один раз приняв ее в общении с данным человеком, мы рискуем закрепиться в ней навечно.

Игры помогают и тогда, когда семейные роли с годами, как в заштатном театре, сводятся к «кушать подано» и «к нам приехал Михал Сергеич дорогой».

Не бойтесь переборщить или недоиграть - у вас очень благодарный зритель

Прислушайтесь к жалобам мужа, говорит Анжелика. Возможно, он не скажет прямо о том, что его беспокоит. Но если проскальзывают фразы о том, что он был у вас не первый, - пусть соблазнит вас! Сыграйте в первую школьную любовь. Его затерроризировал начальник? Играем в игру «Шахерезада» или «Лорд».

Отыграйте ваши несыгранные роли. Для человека с фантазией все просто. Игра - это как возвращение в детство, когда мы создавали каждый день новый мир и не боялись его к вечеру разрушить, раскидав эти палочки и веточки.

Итак, игра - это серьезно.

Нельзя снять костюм и выйти из роли, потому что что-то пошло не так, а вы не знаете, что делать.

Нельзя психовать и говорить: «Я не знаю, придумай сам». Это и вообще-то нельзя говорить. Если вы начали игру, вы ведете.

Не бойтесь переборщить или недоиграть - у вас очень благодарный зритель.

Выбирайте роли не те, что вам привычны. Если вы доминируете в браке - играйте подчинение. Удивите его!

А как его убедить сыграть в это?

Об этом спрашивают многие. Мы с сочувствием выслушиваем рассказ одной из учениц, которая и парик купила черный, и отвлекала мужа как могла, а он продолжает работать за компьютером и уже, похоже, пугается.

Он, конечно, сдавался и шел за ней, но потом сразу возвращался и продолжал работать.

Так вот, игра начинается... за 6 часов до самой игры. С чего - узнаете буквально через пару строк.

И по-моему, ни один любопытный мужчина не устоит.

– Часто просят игру в школьницу - поэтому играть в школьницу мы не будем! - объявляет Анжелика. - Первая игра - «Строгая учительница и послушный ученик»!

Строгая учительница и послушный ученик

Костюм, чулки и шпильки. Никаких тапочек! Волосы убраны, строгие очки. Красная помада. Стол, стул, яркая лампа, затемненное помещение. И такой же необходимый элемент каждой ролевой игры - предвкушение. Поэтому ваш партнер однажды получает от вас СМС.

СМС 1 «Любимый мой, желанный (ЕГО ИМЯ), я хочу тебя пригласить в игру, от которой ты будешь не в силах отказаться: Ролевая игра «Строгая учительница и послушный ученик».

Отсылаем сообщение в 12 часов и молчим примерно час. Будут приходить эсэмэски: «Это точно мне? Ты пьяна?»

Коротко отвечаем: «Нет, не пьяна. Точно тебе» - и продолжаем молчать. Затем ваш партнер получает вторую СМС.

СМС 2 «Школа сексуального образования (ВАШЕ ИМЯ) сообщает о наличии прогулов по предмету «Эрогенные зоны женщины». Вам нужно срочно отработать пропущенные занятия».

СМС 3 «Преподаватель (ваше фото в полный рост, в костюме и с указкой) ждет вас по адресу в... часов (ТОЧНОЕ ВРЕМЯ!)»

К этому времени нужно, чтобы все уже было готово и строгая учительница не бегала по квартире в тапочках. Опыт показывает, что готовой нужно быть уже за час до начала, потому что любопытный мужчина ворвется в вашу квартиру до назначенного срока.

А пока отсылаем...

СМС 4 «Состоится самостоятельная работа по теме «Эрогенные зоны женщины».

И контрольный выстрел:

СМС 5 «Убедительная просьба не опаздывать. У вас очень строгая учительница (ФОТО ножек в шпильках)».

– За несколько дней до этого покупаете обычный школьный дневник, ранец, подтяжки, очки. Не забудьте указку: у вас роль доминирующая, значит, наклоняться вам нельзя, только указывать.

Наши ученицы хихикают - магическим образом перечисление всех этих предметов уже подняло нам настроение.

Если с вас сразу же сорвали одежду, вы провалили игру

В комнате стол, стул. У стола строгая учительница, которая из всех сил сдерживается, чтобы не засмеяться, потому что «ученики» в белой рубашке и подтяжках бывают очень живописными. «Садитесь».

Итак, поехали. Доминанты не прогибаются. Указкой учительница показывает на ногу в шпильке. «Здесь». Если ученик двинулся дальше, можно медленно упереться ногой в туфельке ему в грудь.

Дистанция! Такого, чтобы с вас в нетерпении сорвали одежду, быть не должно ни в одной роли. Это значит, вы провалили игру. Переводим указку на шею или грудь. «А вот тут». Затем маним его пальцем и указкой слегка приоткрываем одежду. Там, где это интересно вам самой. Но в сексе вы остаетесь выше его и лицом к нему.

Подкрасили губы, подошли и расписались в дневнике. «У меня сегодня огромное количество учеников».

Учительница так же спокойно выходит за дверь. Все - буквально все мужчины - в этот момент кидаются… к дневнику, чтобы прочитать, что вы там написали.

Медсестра и пациент

– С ними не торгуешься, они имеют власть над твоей жизнью, - поясняет Анжелика, - но в то же время они мягкие и сочувствующие. Эта роль совмещает доминирование и подчинение. И тоже имеет скрытый смысл: все для него, все, чтобы он был счастлив.

Реквизит: не только халат, но и головной убор. Никаких диванов.

Белая простыня на полу и на окне - это сразу придает торжественность и больничную атмосферу неопределенности: «все может случиться». Масло для массажа. Детский фонендоскоп, инструменты из детского магазина, - я вижу, как уже загораются глаза у участниц.


СМС 1 «Центр сексуального здоровья (ВАШЕ ИМЯ) приглашает вас на ежегодный осмотр. Ваш лечащий врач (ВАШЕ ФОТО в халате в полный рост)».

СМС 2 «Будет проводиться осмотр по теме «Мужское здоровье». Главврач (ФОТО). Прием в кабинете в XX часов. Просьба не опаздывать».

В этой игре дверь открываем, встречаем пациента, заботливо щебеча: «Здравствуйте, Иван Иванович, проходите, вы давно у нас не были, а ваше здоровье - это самое главное…»

Медсестра невероятно соблазнительна, в коротком халатике и на каблуках. Помогаем раздеться, укладываем лицом вниз на больничную «койку» для первичного осмотра. Делаем легкий массаж уверенными, но ласковыми движениями. «Иван Иванович, ваши анализы пришли! Ой ужас, у вас переизбыток (нет, мы не можем это написать) в организме. Срочно требуется лечение путем…»

Лорд и горничная

Полное подчинение, но в то же время мы играем на очень тонких струнах мужской души.

Свечи, канделябры, изысканные фрукты в вазе. Мужчина получает в вечное пользование специально купленный вами настоящий «халат аристократа». Это уютная игра для осенней слякоти или медленно спешащей весны.

Первая СМС всегда неизменна - вы приглашаете в игру.

СМС 2 «Мой любимый лорд, есть ли какие-то особые пожелания и указания?»

Если захочет жареного гуся - значит, должен быть гусь. «Какое вино предпочитаете?» «Приготовить ли вам ванну?» Если мужчина буркнул в СМС: «Помой машину», нежно отвечаем: «Мой лорд, у нас садовник в отпуске, это не в моей компетенции…»

СМС 3 «Мой лорд, во сколько вас ждать?» Здесь мы не можем диктовать время встречи, поэтому остается только ждать.

Излишне говорить, что в назначенное лордом время все уже готово и благоухает, в комнате горят свечи, а горничная, стуча каблучками, бросается открывать дверь, принимает из его рук сумку и помогает облачиться в халат. Если видно, что мужчина в это время думает о гусе, предупреждаем вопрос, пока он не сорвался с его губ: «Мой лорд, ужин еще не готов, он будет через час».

Образ аристократа пробуждает в любом мужчине актерское мастерство

Свечи, музыка, полумрак. «Прикажете подать вам вино?» Себе не наливаем, не забывая о своей роли. Бокал только один. Подаете заранее купленную сигару. Как показывает опыт, в это время мужчина уже с наслаждением откинулся в кресле и все заботы дня покинули его.

Сигару закуривают даже те, кто вообще никогда не курил. Образ аристократа уже успел пробудить в вашем мужчине актерское мастерство…

Тем временем сюжет делает поворот. Горничная, обмахивая какую-то статуэтку, уронила ее и эффектно наклонилась, щебеча: «Я такая неловкая, лорд, о неужели вы меня накажете?»

– В основном, - говорит Анжелика, - мужчина лишь недоуменно смотрит в ответ. Потому продолжаем тайно руководить процессом: «Только как не в тот раз, лорд, когда вы…»

Нам предлагается вариант «…меня отшлепали». Но ваш партнер может выбрать свой юмористический вариант. Если дальше он готов к решительному штурму, горничная не смеет ему препятствовать.

Если мужчина по-прежнему помнит о гусе и, слегка отшлепав на коленях супругу, отпустил ее с миром, продолжаем: «Мой лорд теперь готов поужинать?» Подаем ему настоящий изысканный ужин («Закажу в доставке», - бурчит одна из учениц, торопливо записывая каждое слово Анжелики.) Стоим сбоку от него и подливаем вина, подаем и убираем тарелки.

Потом горничная говорит: «Я никогда в жизни не пробовала такого изысканного вина»… Лорд великодушно наливает ей в бокал. «Нет, я не смею, может, хотя бы из ваших рук…» Потом лорд кормит кусочками фазана создание, которое сидит у его ног.

Игра длится столько, сколько желаний возникнет у лорда, и заканчивается, когда горничная захочет упорхнуть со словами «Я забыла почистить фамильное серебро...»

В гостях у Госпожи Игры

Мероприятие РВО

Цель : популяризация народных игр среди детей младшего школьного возраста.

Задачи:
приобщить детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры;
познакомить детей с народными играми;
обогатить духовный мир ребенка.

Проблема духовности в предельно широком значении неизменно возникла в эпохи обесценения культурной национальной традиции. Особой бедой является историческое беспамятство , потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развития своего культурного наследия. И всегда путь к возрождению лежит через усиление духовного начала общества.

Сохранение и возрождение народных традиций – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. Сегодня нельзя воспитать человека - гуманиста, имеющего широкие интересы, серьезные духовные запасы, патриота, способного к творческому труду без опоры на народные игры. Большой бедой является, то, что наши дети не знают народные игры, не умеют в них играть. А ведь народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Возрождение национального самосознания необходимо осуществлять через искусство, которое оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.
Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Игры знакомят с национальными традициями народа, прививают уважение к ним, передают духовно-нравственные и эстетические ценности.

Ход мероприятия

Ведущие: Скоморохи

Домовенок Кузя

Госпожа Игра

ДОМОВЕНОК КУЗЯ : Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Всем ли вам слышно, всем ли вам видно? Рад, что вы нас не забыли и на праздник к нам пришли. А сегодня мы с вами отправимся на двор Госпожи Игры».

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А вот мы уже и пришли. Госпожа Игра, принимай Гостей! Мы к тебе в гости пришли!
СКОМОРОХ 1: И не одни пришли, а детей привели!

СКОМОРОХ 2: И девчонок, и мальчишек – всех понемногу!

СКОМОРОХ 1: Они давно хотели у тебя в гостях побывать!
СКОМОРОХ 2 : В игры поиграть!

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Отзовись, Матушка Игра, если ты нам рада!

Звучит веселая музыка
ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Ура! Услышала! Знак согласия дает, что рада нашей встрече! Давайте играть веселиться с чего начнем?

СКОМОРОХ 1: С хоровода.

СКОМОРОХ 2: Как вокруг елочки что-ли? Не хочу я не маленькая, я уже давно в детский сад не хожу. А ты мне хоровод!

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А это необычный хоровод, а игровой. И не просто игровой, а хоровод-состязание. И хоровод проведем и посостязаемся, а заодно, узнаем, кто у нас шустрее вы мальчики или девочки?

СКОМОРОХ 1: Конечно, мы, правда, Марфуша?

СКОМОРОХ 2: Правда.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А это мы сейчас проверим! Ребята становитесь в круг. Сначала становятся мальчики, а затем девочки образуют второй круг вокруг мальчиков. Мальчики пошли за мной, а девочки за Марфушей, пока звучит музыка, мы движемся. Как только музыка замолкает, вам ребята нужно будет разделиться по 2 человека и встать в обруч. Кто не успел, тот выбывает из игры.

Игра «Хороводные салки»

Игра «У дяди Томаса»

У дяди Томаса, у дяди Томаса,
У дяди Томаса семь сыновей
Они не ели, они не пили,
А только делали вот так!
(Левая рука, правая рука, левая нога, правая нога, голова)

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Вот госпожу Игру порадовали: и хоровод провели и игрой потешили! Чувствую – Игра рада встречи с нами!

СКОМОРОХ 1: Эх! Вот, если бы госпожа Игра к нам сюда сама явилась. А то какая же это встреча? Одни – посреди двора.

СКОМОРОХ 2: Эх, ты совсем не думаешь. Мы к матушке Игре в гости пришли вот она, и встречает нас.

СКОМОРОХ 1: Ну и чем она нас встречает? И конфет не видать, ни пряников.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А это что?

СКОМОРОХ 1: Коробки какие-то.

СКОМОРОХ 2: Это госпожа Игра для нас приготовила, чтобы нам здесь скучно не было.

СКОМОРОХ 1: А что это такое она нам приготовила?

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Не торопись, скоро все узнаешь. А пока…

СКОМОРОХ 1: Погоди. А где сама Матушка Игра?

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А сама Игра – по всей стране гуляет! В забавы, потехи, развлечения оборотилась и пошла, народ веселить и радовать! А пока давайте играть.

СКОМОРОХ 2: Во дворе сударыни Игры мальчишки и девчонки играли друг с другом.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: и не так, чтобы мальчишки отдельно, а девчонки сами по себе, а все вместе. Вот мы сейчас поиграем ребята с вами все вместе.

Игра «Золотые ворота»

Выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

Игра «Колпак мой треугольный»

Скоморох 1 произносит:
Колпак мой треугольный
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак.

(Затем все вместе на слово "треугольный" показывают треугольник из
пальцев, а само слово не произносится. В следующем повторе слово "мой"
заменяется показом на себя. В третьем повторе слово "колпак"
заменяется показом колпака над головой. Постепенно увеличивается темп,
выигрывает тот, кто не собьётся).

СКОМОРОХ 1: Эх! А говорят, что раньше тех, кто хорошо играет, сладостями угощали – закармливали наповал!

СКОМОРОХ 2: Как?

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Ну, вот так. Чтобы потом ребенок полгода на сладкое смотреть не мог.

СКОМОРОХ 2: А дети?

СКОМОРОХ 1: Все равно смотрят. Так, что видишь – я все знаю.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Ну, раз все знаешь – тогда помогай. Доставай вон тот короб.

СКОМОРОХ 1: А что в нем?

СКОМОРОХ 2: Сладости.

СКОМОРОХ 1: Сладости я достану с радостью!

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: И отдай их Марфуше.

СКОМОРОХ 1: Это почему.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А сейчас я тебе покажу.

Игра «Шапочка»

СКОМОРОХ 2: А я знаю – зачем у нас вон те короба стоят.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А если знаешь то чего стоишь?

СКОМОРОХ 1: а что все вы да вы, а я на что?

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Ну, неси.

СКОМОРОХ 2: Ура! Вот и я на что-то сгодился. Сейчас я их принесу.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: А мне понравилось с девчонками играть. А давайте – в знак дружбы и в знак прощения пожмем друг другу руки!

СКОМОРОХ 1: И по плечам похлопаем.

Зазвучала музыка

Домовенок Кузя. А мы продолжаем играть

(проводятся игры с детьми)

Салки
Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.
2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован».
«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

Гуси
На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома».
В одном находятся гуси, в другом их хозяин.
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий.
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит.
Пойманный игрок становится «волком».

Горелки
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем

У медведя во бору
На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой.
За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети.
Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды.
Они подходят к медвежьей берлоге со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей.
Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

Удочка
Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего.
Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки.
«Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих.
«Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра.
«Рыбки» не должны сходить со своих мест.
Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то есть дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка».
Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.

Кошки-мышки
Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.
Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота».
Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи.
Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота».
Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку.
Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

Тише едешь
Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5–6 метров друг от друга.
Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим.
Но дойти до водящего непросто.
Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают.
Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит.
Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту.
Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.

Али-Баба и разрывные цепи
Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5–7 метров.
Игру начинает одна из команд словами: «Али-Баба!» Вторая команда хором отвечает:
«О чем, слуга?»
Вновь говорит первая команда, называя имя одного из игроков команды противника, например: «Пятого, десятого, Сашу нам сюда!»
Названный игрок оставляет свою команду и бежит к команде противника, стараясь с разбега разорвать цепь, то есть расцепить руки игроков.
Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки.
Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника.
Игру команды начинают по очереди.
Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.

Двенадцать палочек
Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек.
Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей.
На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся.
Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки.
При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки.
Последний найденный игрок становится водящим.

«Укротители диких зверей»
Возьмите небольшие листы бумаги, напишите на каждом название животного.
Листы раздайте детям и попросите их нарисовать то животное, которое они получили.
Пока они этим заняты, поставьте в круг стулья, на один стул меньше, чем детей.
Дети занимают стулья, а один из играющих становится укротителем диких зверей.
Он медленно идет по кругу и называет подряд всех животных.
Тот, чье животное названо, встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем.
Как только укротитель произносит слова: «Внимание, охотники!», все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья.
Тот, кому места не хватило, становится укротителем диких зверей.

«Испорченный телефон»
Дети садятся в круг. Один из игроков получает лист бумаги с написанным на нем предложением или кто-либо из взрослых говорит ему это предложение на ухо (в случае если ребенок не умеет читать).
Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал или прочел, тот – следующему и так далее, по кругу.
Последний игрок произносит предложение вслух, а потом вы зачитываете первоначальный вариант.
То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от вашего варианта!

«Ха-ха-ха»
Это очень простая игра, и, что самое главное, в нее никто не проигрывает. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться.
Дети садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: «Ха!».
Следующий говорит: «Ха-ха!», третий – «Ха-ха-ха!», и так далее.
Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха» или засмеется – выбывает из игры.
Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков (только не дотрагиваясь до них).
Кто засмеется последним – победил.




Top