Пречистенка старое название. Дом бибиковых на пречистенке

Николай Архаров известен расследованием дела о Пугачевском бунте. Средства, которые он использовал для раскрытия преступлений, отличались оригинальностью и вошли в анекдоты. Также он обладал необычайной проницательностью - буквально читал по лицам людей.

Его брат Иван Архаров с 1774 года был подполковником Преображенского полка. Он командовал резкими и грубыми как на подбор солдатами. С тех пор словом «архаровец» стали называть грубиянов и хулиганов.

После пожара 1812 года дом восстановили, и в усадьбе поселился генерал Бибиков. От него она перешла Денису Давыдову.

Путеводитель по архитектурным стилям

Давыдов и Пушкин познакомились в Петербурге, когда оба были членами литературного общества «Арзамас». Конечно, смерть поэта поразила Давыдова. В феврале 1837 года он написал П.А. Вяземскому: Какое ужасное происшествие! Какая потеря для всей России! Сам он пережил Пушкина лишь на 2 года.

А в 1841 году «Пречистенский дворец» стал собственностью баронессы Е.Д. Розен. Она сдала левое крыло под хлебную лавку, а правое - под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 тут открылось одно из первых в Москве фотоателье.

Затем в усадьбе Бибикова разместилась женская гимназия С.А. Арсеньевой.

Если в семьях были и дочери, и сыновья, то родители часто отдавали сыновей в Поливановскую, а дочерей - в соседнюю Арсеньевскую гимназии. Учащиеся этих двух гимназий хорошо знали друг друга, а преподавали там одни и те же учителя, которые порой исполняли роль почтовых голубей, без собственного ведома перенося в своих карманах романтические записочки гимназистов и гимназисток.

В советские годы здание занимали чиновники районного комитета компартии. Тогда же на доме появилась мемориальная доска, посвященная Денису Давыдову.

Сегодня стены особняка отреставрированы, но внутреннее убранство не сохранилось.

Говорят, что... ...однажды у мясника пропал кошелек с деньгами. Он сказал, что деньги украл зашедший в лавку писарь. Архаров приказал принести котел с кипятком, высыпал туда спорные монеты и сказал, что деньги точно принадлежат мяснику. Пораженный писарь в краже сознался. А все оказалось просто: Архаров увидел в воде жир от рук мясника.
...про Дениса Давыдова Пушкин шутил: «Военные уверены, что он отличный писатель, а писатели про него думают, что он отличный генерал» .

С момента своего возникновения, считалась аристократической улицей столицы. Возникла она на дороге, которая тянулась от Кремля к Ново-Девичьему монастырю . Произошло это в начале XVI века.

Улица Пречистенка - происхождение названия

Название улицы связывают с чудотворной иконой Пречистой Девы, которая находилась в храме монастыря.

В 1658 году царь Алексей Михайлович, отец Великого Петра I, велел переименовать Большую Чертольскую улицу в Пречистенку. Негоже было царю ездить по улице с таким названием.

История Пречистенки

Уже к концу XVII века дорога была застроена с двух сторон палатами из камня, что могли себе позволить по тем временам только очень богатые люди.

История улицы Пречистенка связана со многими именитыми людьми России.

В XVIII веке на Пречистенке стали селиться титулованные особы: Лопухины, Орловы, Долгоруковы, Голицыны, Потемкины. Лучшие зодчие той поры трудились над возведением богатых особняков, которые находились, преимущественно в глубине дворов.

В те времена, улица предназначалась только для проживания и на ней не было ни магазинов, ни лавок.

В конце XIX века некоторые усадьбы начали перестраивать в доходные дома, квартиры в которых обставлялись богато и с роскошью.

Много известных людей проживало или побывало на Пречистенке.

Дом под номер 17 принадлежал великому сыщику, обер-полицмейстеру города Москвы Николаю Архарову.

Анастасия Офросимова стала прообразом Марии Дмитриевны Ахросимовой из «Войны и мира» Льва Толстого. Хозяйка дома в Чистом переулке, 5 была женщиной решительной. В молодости она сама устроила свою судьбу, выкрав своего будущего мужа у его родителей.

Герой войны 1812 года с Наполеоном, генерал Алексей Ермолов проживал с семьей в доме №20.

Уже в начале двадцатого века дом был продан чаеторговцу Алексею Ушкову, который обустроил в усадьбе специальную танцевальную комнату с зеркальными стенами для своей любимой жены - балерины Большого театра. Звали ее Александра Балашова. В 1921, после бегства хозяев за границу, в доме поселилась балерина Айседора Дункан, которая в этом же году стала возлюбленной Сергея Есенина.

На Пречистенке проживал и тайный советник Нарышкин. Рядом с его домом располагался салон княгини Голицыной, который посещали такие знаменитости, как Н. Карамзин и А. Пушкин.

История улицы Пречистенки тесно связана с историей Государства Российского благодаря своим великим жителям.

Дома и достопримечательности на улице Пречистенке:

Четная сторона:

Особняк Волконских и булочная Филиппова

Бывшая аптека Форбрихера и магазин "Софрино"

Главный дом усадьбы Истоминых

Усадьба Ржевских-Орловых-Филиппа

Усадьба Хрущевых-Селезневых

Образовательное учреждения 1935 года постройки

Дом-усадьба Матвеевой

Дом ученых РАН

Дом генерала Ермолова

Пречистенская пожарная часть

"Колабуховский" дом

Доходный дом Исакова

Гимназия Поливанова и усадьба Охотниковых

Нечетная сторона:

Белые палаты

Красные палаты

Бывшая усадьба Суровщикова

Усадьба Всеволожского и Степанова

Центральная энергетическая таможня

Усадьба Лопухиных-Станицкой

Одна из моих любимых улиц в Москве - улица Пречистенка . И не только потому, что на ней и рядом с ней сконцентрировано большое количество музеев, но и потому, что сама эта улица - одна из, увы, немногих, сохранивших облик, по которому можно представить себе Москву XVIII-XIX веков. В XVI веке улица была дорогой из Кремля в Новодевичий монастырь. До 1658 г. она называлась Чертольской. Занятна история ее превращения в Пречистенку. Местность, где она начиналась, называлась Чертольем от названия ручья Черторый, промывшего возле Чертольских ворот глубокий овраг. В народе такой овраг называли чертороем, т.е. вырытым чёртом. Ну, нельзя было ходить крестным ходом по улице с таким названием! Вот и издал указ набожный царь Алексей Михайлович о переименовании Чертольской улицы в Пречистенскую, которую народ быстро «укоротил» до Пречистенки.

Вид на Пречистенскую площадь со стороны ул. Пречистенки.

Памятник Ф.Энгельсу соседствует с композицией, посвещенной А.С.Пушкину.

В начале XVII века улица была застроена только возле Пречистенских ворот. Сейчас здесь стоят два здания палат той эпохи.
Богатые жилые палаты построены в конце XVII века как главный дом усадьбы стольника Н.Е.Головина («Красные палаты»). В 1713 году она перешла к его зятю М.М.Голицыну. С конца 1760-х усадьба принадлежала Лопухиным, здесь жил декабрист, один из основателей Общества благоденствия, П.Лопухин. После нашествия Наполеона владельцами были купцы.

Палаты XVII века («Белые палаты») — главный дом усадьбы князя Б. И. Прозоровского, отстроен в два этапа в 1685 году. Отреставрирован в 1995 году.

В январе 2009 года на тротуаре перед зданием произошло убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. А в 2007 здесь же от рук нацистов погиб 26-летний Илья Бородаенко. На крыльце «Белых палат» всегда лежат цветы.

С конца XVII века размещавшуюся здесь слободу и стрельцов постепенно вытесняет московская знать, стремившаяся обосноваться поближе к Кремлю. Во второй половине XIX века красивые особняки выкупаются богатыми купцами и промышленниками.

№ 5 - флигель городской усадьбы В.В.Суровщикова (1857 г.)

№ 7, № 15 —жилые дома XVIII — начала XIX века.

№ 9 - хорошо отреставрированный доходный дом 1910 года, работа архитектора Г. А. Гельриха, в стиле неоклассицизма. На фасаде - барельефы на античные темы.
В этом доме М. А. Булгаков бывал в 20-х годах у своего друга художника Бориса Шапошникова.

№ 11— В доме Лопухиных-Станицких (арх. А. Г. Григорьев, 1820-е гг.) расположился музей Льва Николаевича Толстого, хотя писатель никогда не бывал здесь.

№ 17— Знаменитая «усадьба Давыдова». Во второй половине XVIII в. занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками. Включала в себя сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в.

В конце XVIII в. Усадьбой владел московский оберполицмейстер Н. П. Архаров. В подчинении Архарова был полицейский полк, который держал в страхе весь город. Видимо, отсюда пошло слово “архаровец” в смысле разбойник, громила. Н. П. Архаров снискал себе славу легендарного сыщика, о его полицейском таланте знали даже в Париже. В 1782-84 годах он был губернатором Москвы. В 1796 г. стал губернатором Санкт- Петербурга. После него в усадьбе поселился генерал Бибиков, большой любитель музыки и балов. На одном из таких балов присутствовал А.С.Пушкин.

В 1835 г. дом переходит к поэту-гусару Денису Давыдову, но тот, не в состоянии содержать такие хоромы, уже в следующем году пишет шуточную Челобитную директору « Комиссии для строения Москвы»:
«Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец…»
После этого усадьба сменила множество владельцев.
В 1841 году «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е. Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое — под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 г. в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий — «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого». Позднее в усадебном доме размещалась популярная женская гимназия С. А. Арсеньевой.

№ 19 — дом А. Н. Долгорукова. Построен в 1780-х годах, предположительно, знаменитым архитектором М. Ф. Казаковым. После пожара 1812 г. перестраивался. Нынешний вид приобрел к 1847 г.

В 1880-х годах в доме открылось Александро-Мариинское женское училище, основанное “кавалерственной дамой” генеральшей Чертовой. Москвичи тут же шутя прозвали его “чертовским училищем”.
В 1921 г, сюда переехала часть Военной академии РККА. Сейчас здесь располагается Галерея Зураба Церетели , одно из самых моих любимых мест в Москве. Позднее я обязательно расскажу о ней подробнее.


№ 21 - городская усадьба. Главный дом построен после 1812 года на основе дома 1770-х годов и перестроен в 1871 г. по проекту П. Кампиони. Здесь не раз бывал А.С.Пушкин, т.к. одним из владельцев усадьбы был С.П. Потемкин, женатый на Е.П. Трубецкой, посаженой матери на свадьбе поэта. “Когда Потемкину в потемках я на Пречистенке найду...”

Позднее дом принадлежал знаменитой семье промышленников Морозовых. Здесь И.А. Морозов, известный коллекционер и меценат, собрал ценнейшую коллекцию живописи, в советский период частично разделенную между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем, частично утраченную. Сейчас здесь находится Академия художеств с выставочными залами.

Как вам это сочетание: Советский Серп и Молот и надпись "Императорская Академия"
.
№ 23 — дом Татищевых-Лопухиных.

№ 25 — доходный дом, арх. А. А. Остроградский, 1910.

Далее по улице:
№ 33 — дом Голохвастова, 1780-е гг.,
№ 35 — усадьба Самсоновых, 1817 г.,
№ 37 — Особняк М. Н. Макшеева-Мошонова (1901, архитектор А. О. Гунст),
№ 39 — доходный дом Лихутина (1892-1900 гг.) В 1899—1900 годах квартиру в этом доме снимал М. А. Врубель, здесь он работал над своими знаменитыми картинами «Пан» и «Царевна Лебедь». В гостях у художника бывал приезжающий из Петербурга композитор Н. А. Римский-Корсаков.

Во второй части прогуляемся по

Старинную московскую улицу имени Кропоткина с дворянскими особняками, где когда-то жили герои Отечественной войны 1812 года, декабристы и сам Александр Сергеевич Пушкин бывал на балах, я помню с детства.

Но родители частенько называли ее Пречистенкой, когда я вместе с ними отправлялся в булочную с ароматами свежеиспеченного хлеба, саек и пирожков, печенья и сухариков, только что поданных на прилавок.

Располагалась она в самом начале четной стороны улицы в большом полукруглом доме, выходящем на Бульварное кольцо. В годы хрущевской оттепели и дефицита продуктов забегал в булочную в надежде купить коробку зефира в шоколаде и шоколадно-вафельный тортик “Сюрприз”, а если повезет, конфеты “Ассорти” фабрики “Красный Октябрь”. Но не всегда это удавалось... Давно нет того магазина, а его место в здании заняли какие-то фирмы.

Из особняков, увиденных тогда, в начале 1950-х годов, особенно впечатлял большой двухэтажный дом с колоннами и широкими длинными ступенями. К его подъезду подъезжали знаменитые по тем временам легковушки “Победа” и “Москвич”, рядом с которыми стояли автобусы. Оказывается, этот дом в 1835 году купил поэт (после победы над Наполеоном - генерал-лейтенант) Денис Давыдов, но поселился в нем только год спустя, уже после отъезда своего друга и соратника Пушкина из Москвы. А расположенный неподалеку соседний дом принадлежал отцу героя - полковнику Василию Давыдову.

Впоследствии мне не раз приходилось бывать по общественным делам в особняке храброго командира, основоположника теории русского войскового партизанства. В нем кроме музея находился райком партии Ленинского района...

Замечу, начало улицы у широкой площадки перед станцией (павильоном) метро “Кропоткинская” (на этом месте с 1493 по 1933 год находился храм Сошествия Святого Духа) москвичи-старожилы и поныне порой зовут Пречистенскими воротами. Основания тому достойные и связаны с именем благочестивого царя Алексея Михайловича. На исходе ХVII века тут тек проворный и своенравный ручей, подмывая, “роя”, свои берега, за что и был окрещен Черторыем. Вдоль него по окраине тогдашней Москвы тянулась крепостная стена Белого города с башнями-воротами. Их по названию ручья окрестили Черторьскими или Чертольскими, а дорогу, проложенную от Боровицких ворот Кремля к одной из крепостей, составлявших оборонительный пост столицы, Новодевичьему монастырю, - Черторьем. Алексею Михайловичу такие названия показались неподобающими, и он повелел указом от 16 апреля 1658 года именовать и то и другое по церкви Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре, куда ездил на богомолье.

Эти названия продержались без малого три столетия: в 1921 году Пречистенку переименовали в честь ученого-географа, революционера-анархиста Петра Кропоткина, родившегося и проживавшего в одном из прилегающих к ней переулков. Только спустя 70 с небольшим лет улице вновь вернули учрежденное государем имя.

Пречистенка с ответвляющимися от нее переулками была одним из самых аристократических районов Москвы. В конце ХVIII - начале ХIХ века ее застроили крупными городскими усадьбами и особняками. Ни одна улица столицы не располагает таким количеством памятников эпохи классицизма.

Уцелели и некоторые дома допетровской эпохи. В предназначенных к сносу в середине 1970-х годов зданиях архитекторы-реставраторы обнаружили боярские палаты конца ХVII века. Сейчас в них, именуемых Белыми палатами, устраивают выставки.

Длина маршрута: 2 км.
Тип: Пеший
Начало: м. Кропоткинская
Конец: м. Парк культуры

* Комментариев: 1
Написалa: Наташа
Спасибо. Обязательно там побываю.

P.S. Не знаю, побывала ли там Наташа, да и с Наташей, собственно говоря, не знакома, но в Доме ученых - на Пречистенке, 16 - я бывала довольно часто. На кинопоказах и выставках, на дневных музыкальных абонементах, да и в буфете за чашечкой кофе с коньяком и приятными собеседниками засиживались порой до вечерних концертов. Удивительно уютная там, камерная атмосфера и неизменно приятная, через некоторое время уже узнаваемая, публика...

История Дома ученых

Летний сад перед особняком А.И.Коншиной. Фотография начала XX века
Среди дворянских гнезд

Дом ученых Москвы . К 80-летию основания

Я помню с детства это странное, состоящее как бы из двух сросшихся, здание, напоминающее архитектурных сиамских близнецов, на тогдашней Кропоткинской улице за зеленым каменным забором и ажурными металлическими воротами, украшенными типичными московскими львами. Там, из вполне банального гардероба можно было, свернув налево, пройти через обычную дверь, и, вдруг, советский аскетизм скучного присутственного места резко сменялся непривычной роскошью барского особняка. Беломраморная лестница, изгибаясь, вела на второй этаж к анфиладе прелестных залов - Белому, Голубому, затем, кажется, к гостиной и т.д. Старинная живопись на стенах, фарфоровые вазы и бронзовые лампы под уютными, теплыми абажурами, ампирная мебель, - и все это в суровой послевоенной Москве поражало нас, детей приарбатских коммуналок.

Парадная лестница. Фотография начала XX века
Среди дворянских гнезд

Особняк А.И.Коншиной. Зал на втором этаже. Фотография начала XX века

Особняк А.И.Коншиной. Интерьер Зимнего сада. Фотография начала XX века

Особняк А.И.Коншиной. Столовая. Фотография начала XX века
А напротив упомянутой анфилады располагался, да и сейчас располагается, самый удивительный зал этого особняка. На дверях было лаконично написано - «столовая», а за ними открывалось пространство самого зала, как и полагалось для всякой советской общепитовской точки, уставленное обычными столами, покрытыми часто несвежими скатертями со всякого рода солонками, перечницами и т.д. Но вы входили туда и уже через минуту не замечали ни жующих ученых (а речь мы ведем о московском Доме ученых и потому столоваться здесь имели право лишь те, кто был причислен к этому неопределенному сословию), ни советской столовской обстановки. Беломраморные колонны, прелестный портик с эркером, к которому надо было подняться по нескольким мраморным ступеням, и, конечно, огромная стеклянная чудо-стена, разделяющая роскошный зал на две неравные части - бывшую барскую столовую и зимний сад. Чудесные пропорции этого зала как бы подчеркивались хрустальной преградой, никаким естественным способом, по нашему детскому разумению, не могущей оказаться там, где она находилась, - ибо стекло такого размера никак не могло пройти ни в окна, ни в двери. И лишь много позже я узнал, что строивший особняк в 1910 году архитектор А.О.Гунст заказал это огромное стекло в Италии и установил его здесь во время строительства. Но как сумели доставить в начале прошлого века его из Италии целым и невредимым? До сих пор понять не могу. Таковы были первые, внешние, конечно, впечатления от Дома ученых.

(с) В.Енишерлов

Ресторан "Золотой" Дома Ученых

Внутренние интерьеры

Бывший зимний сад - ныне столовая ученых

Зимний сад - столовая для ученых, общий вид

фрагмент потолка Зимнего сада

кабинет последнего хозяина особняка фабриканта Алексея Путилова

фрагмент потолка Дома ученых

лепнина на стенах

парадная лестница на второй этаж

фрагмент потолка

Холл второго этажа

Спальня княгини Гагариной
Тайны Дома ученых . 22-10-2006

Дом ученых стоит ровно посередине Пречистенки.
Он был построен в 1807 году и до 1917 года сменил семь хозяев.
Один был знатнее другого.

Каждый новый хозяин обновлял апартаменты согласно своему вкусу и образу жизни.
Менялись не только интерьеры, но и круг посетителей.
В итоге, практически все значимые фигуры российской истории с начала 19 века побывали в этом доме.
Первым хозяином особняка стал московский военный губернатор Иван Архаров.
В 1818 году дом переходит к родственникам царя Нарышкиным.
Наталья Гончарова после венчания с Александром Пушкиным 18 февраля 1831 года отправились в гости к своему дяде Ивану Нарышкину на Пречистенку.
Следующим хозяином особняка стал Мусин-Пушкин.
Его племянник Михаил в каминном зале не раз засиживался с Николаем Гоголем.
От Мусиных-Пушкиных дом переходит к княгине Гагариной, затем - к князьям Трубецким.
В 1865 году особняк Трубецкого приобретают фабриканты Коншины, которые затевают его перепланировку.
В доме появляется зимний сад, ныне - столовая для ученых.
В 1916 году особняк покупает действительный статский советник Алексей Путилов.

В 1922 году Горький предложил Ленину создать здесь клуб ученых
Первым его директором стал нарком здравоохранения РСФСР Николая Семашко.
На Пречистенке у Семашко побывали Бернар Шоу, Лион Фейхтвангер, Ромен Ролан, Джон Пристли, Рабиндранат Тагор.
Здесь же находилась балетная студия Айседоры Дункан.
Вторым директором Дома стала жена Горького, актриса МХАТа и революционерка Мария Андреева, которую Ленин звал «товарищ Феномен».
К началу 90-х Дом Ученых пришел в полный упадок.
В 1992 году его директором становится полковник в отставке Виктор Шкаровский, который спас здание, собственными руками восстановив лепнину, по старым фотографиям восстановил – нарисовал картины, отреставрировал и спас от уничтожения здание.

* На фотографии - Виктор Шкаровский у собственной картины

Особняк А.И.Коншиной (ныне Дом ученых). Фотография начала XX века

Изящная усадьба Д.В.Давыдова воплотила в себе основные черты московского дворянского дома XVIII-XIX вв. Расположена в традиционно аристократическом районе Москвы в окружении особняков, принадлежавшим семействам Лопухиных, Долгоруких, Тучковых, Всеволожских. Во второй половине XVIII в. усадьба охватывала целый квартал, включая сад, главный дом и флигеля. Построена, как и большинство московских усадебных домов, на основе более древних палат, датируемых первой половиной XVIII в. В 1770-х гг., когда усадьба принадлежала московскому полицмейстеру Н.П. Архарову, главное здание было перестроено в формах раннего классицизма. После пожара 1812 г. дом был восстановлен с добавлением мезонина. Впоследствии неоднократно достраивался, но центральная часть сохранила основные черты московского ампира. В 1835-37 гг. усадьба принадлежала герою Отечественной войны 1812 г. поэту Денису Давыдову, имя которого и определило ее название. В этом доме в гостях у Давыдова бывал А.С. Пушкин. Позднее в усадьбе располагалась женская гимназия. В советские время дом занимал райком партии. В настоящее время усадьба принадлежит Центру эстрадного искусства И.Кобзона.


« »


« »

======================================== ====

Под заклинания про террористическую угрозу Москва на глазах превращается в скопление обнесенных оградами закрытых территорий. Если так пойдет и дальше, то скоро мы начнем передвигаться по городу только по межквартальным “ходам сообщения”. А все остальное жизненное пространство превратится в “режимные зоны”. Первой, как водится, озаботилась своей безопасностью власть. “Москвичи лезут в наши переулки”
Года полтора назад общественному градостроительному совету при мэре Москвы предложили утвердить... новый забор. Без шуток. Проектные предложения были подписаны руководителем “Моспроекта-2” Михаилом Посохиным. Забор, выполненный по мотивам ограды Летнего сада, на планшетах тянулся вокруг Старой площади, от Варварки вверх по Ильинке, огибая гребень средневекового Китайгородского холма с древними церквями.
- Вы не представляете, до чего обнаглели эти москвичи, - прокомментировал идею майор ФСО. - Они лезут в наши переулки, гадят и мусорят. А нам там работать. Мы попросили “Моспроект-2” защитить места, где мы трудимся, художественными оградами.
Судя по этим словам, где-то “наверху” имелись планы оформить заборами и другие места, а общественности показали лишь часть большой программы.
Но лоббист проекта неверно расставил акценты. Одно дело - когда при Брежневе в самом центре Москвы выгораживали комплекс ЦК КПСС, и совсем другое - уже в наше время добавить к этому еще и всю Старую площадь.
- Товарищ майор ошибся. Это не ваши, а наши переулки, - парирует искусствовед Алексей Клименко. - А вы - обслуживающий персонал, вроде официантов.
В итоге тогда от глобальной идеи озаборивания отказались. Но обольщаться не стоило.

Китай-город: шаг влево, шаг вправо - побег
- Попробуйте сегодня пройтись по переулкам между старым Гостиным Двором и Старой площадью (между Ильинкой и Варваркой). Раньше хозяином здесь был ЦК КПСС, теперь - администрация Президента, губернатор Громов и его област­ное правительство, но ничего не изменилось. Куда ни сунься - везде будки с охраной, везде - вход запрещен. Шаг влево, шаг вправо расценивается как побег. Идешь и ждешь, когда “возьмут за шиворот”, - возмущается Алексей Клименко. - Желаешь осмотреть старый Монетный двор - знаменитый памятник культуры прямо у Красной площади, напротив главного входа в Исторический музей? Но осмотреть можно только глухие ворота с кодовым замком. Печатный двор на Никольской, 15 - первое здание, построенное в Москве после наполеоновского нашествия, дом Московской синодальной типографии со знаменитым теремком во дворе - вещь в себе, увидеть его невозможно. Или взять древний Заиконоспасский монастырь, где располагалась Славяно-греко-латинская академия. При входе на территорию повесили ворота. На ночь их запирают, а днем за порядком следит охранник у будки. Стоит сделать несколько шагов - и увидишь забор и еще одну будку с охранником. Кого они охраняют?

Зеленые “зоны”
В историческом центре активно проходит относительно новый этап всеобщей “заборизации”: от “чужих” отрезают зеленые территории - дворы и садики, прежде общедоступные.
- Первое, что сделал новый арендатор дворца Долгоруких-Чертковых на Мясницкой, 7, - огородил заглубленный двор перед фасадом кованой металлической решеткой, - рассказывает архитектор-реставратор, знаток старой Москвы Геннадий Холманских. - Раньше дворик был излюбленным местом отдыха. На этом участке Мясницкой идет блокированная, дом к дому, застройка, податься больше некуда.

В сквере дома-дворца героя Отечественной войны Дениса Давыдова на Пречистенке, 17 , в те времена, когда там размещался райком партии, дозволялось гулять с колясками и отдыхать на скамейках. Теперь в здании прописался крупный холдинг, сквер прочно заблокирован от “чужих” оградой, у ворот ходит топтун с рацией.


Мир русской интеллигенции. Пречистенка и Остоженка

В усадьбе Дурасовых “Люблино” за решеткой оказался сам исторический дворец. Его отреставрировали на деньги налого­плательщиков, а затем - изолировали от общества (видимо, по желанию будущих арендаторов). Заодно оказалась огороженной и изрядная часть парка.
Примеры уничтожения городского пространства можно продолжать бесконечно.
- Все идет к тому, что у каждого столичного “сверчка” будет допуск в свою зону, а в чужую никто из нас не пройдет, - резюмирует Геннадий Холманских. - А Москва превратится в закрытое административно-территориальное образование (сокращенно - ЗАТО). Так называли наши секретные города, не обозначенные на картах.

======================================== ====

«Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

М. А. Булгаков, «Собачье сердце»

Красивый особняк с табличкой «Пречистенка, 20» возведен, возможно, по проекту архитектора М. Казакова в конце XVIII века как главный дом дворянской городской усадьбы. Особняк имеет богатую историю. По преданию, до пожара на этом месте был деревянный дом доктора Христиана Лодера, автора проекта Первой градской больницы. Профессор открыл «Московское заведение искусственных минеральных вод», прославившись таким образом своим методом лечения великосветских недугов прогулками на свежем воздухе. Лечебница находилась недалеко от дома, на берегу Москвы реки. Для простого народа данное явление казалось бездельем, поэтому людей, прогуливающихся в садах лечебниц, стали называть «лодырями», из-за фамилии Христиана Ивановича. Изначально слово было составляющей частью выражения «лодыря гонять» (т.е. слоняться без дела).

В 1812 г Лодеру было поручено устроить военный госпиталь на 6 000 офицеров и 30 000 нижних чинов.Позднее Лодер ревизовал госпитали, казармы и тюрьмы. В 1818 г. государь купил у Лодера богатое собрание анатомических препаратов и подарил его Московскому университету. В следующие годы Лодер занялся постройкой анатомического театра в Москве по собственному плану. Затем Лодер стал безвозмездно читать лекции по анатомии в этом же театре для студентов Московского университета, иллюстрируя их операциями над трупами.
После пожара 1812 года в 1816 году на этом месте был возведен каменный особняк с переработкой фасадов в характере московского ампира. Возведенный на одной из самых аристократических улиц Москвы, особняк сменил немало именитых владельцев: Хованских, Орловых, Ермоловых. Графиня Е.Ф. Орлова, прославилась чудачествами - ее домашняя шутиха "дура Матрешка" была известна всему городу.


В теплое время года эта самая "дура Матрешка" сидела, нарумяненная, у решетки сада, облаченная в старые бальные платья графини с огромным вырезом и чудовищные головные уборы из перьев, и разговаривала с прохожими, посылая им воздушные поцелуи. Однажды она вступила в беседу с самим Александром I, проезжавшим с адъютантом по улице. Ее задорный возглас: «Bonjohr, mon cher» - привлек внимание, и адъютант был послан узнать, что это за чудище выглядывает из-за решетки. - Я - орловская дура Матрешка,- рекомендовалась та на всю улицу. Дура получила в подарок сто рублей на румяна.


Затем дом был приобретен для героя Отечественной войны и покорителя Кавказа Алексея Ермолова (1777-1861), проявивший великое мужество при участии в Бородинском сражении, отбив у французов батарею генерала Н. Н. Раевского.


Генерал Ермолов провел в особняке последние 10 лет своей жизни. По причине преклонного возраста он отошел от военных дел, но принимал участие в общественной московской жизни и даже был избран начальником городского ополчения во время Крымской войны. Дом на время стал чем-то вроде штаба ополчения. Генерал собрал богатую библиотеку, предсказывал судьбу знакомым, написал подробное руководство по переплетному делу.


Позднее здесь жил В.Д. Коншин - потомственный дворянин, коммерции-советник, учредитель и председатель правления Товарищества Костромской Большой льняной мануфактуры, преемник торгового дома "П.и С. братья Третьяковы и В.Коншин", член Попечительского совета Комиссаровского технического училища.

За пристрастие к примулам его называли московский "лорд Биконсфильд" (британский премьер-министр того времени). В отличие от Ермолова новый хозяин прославился полным отсутствием книг в своем доме, у него была всего одна книга - официальное описание коронации Александра II. Коншин был родственником и деловым партнёром Павла Третьякова (женат на его сестре, Елизавете), другая сестра мецената, София, вышла замуж за архитектора Александра Каминского. Поэтому неудивительно, что для реконструкции своего дома Коншин пригласил в 1873 году именно его. .


В 1900 году (есть предположение, что в 1890году) в особняк заселился миллионер-промышленник А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне. Ушков стал немедленно перестраивать особняк - и снаружи, и внутри. Новый фасад в точности повторил все декоративные особенности фасада ушковского дома в Казани, построенного архитектором Мюфке. Есть мнение, что Мюфке были заказаны оба проекта одновременно, дом в Казани и реконструкция на Пречистенке, но точных сведений нет. Предположительно, что Ушков заказал работу какому-то московскому архитектору, по проекту Мюфке. В перестроенный особняк Алексей Ушков въехал вместе с первой женой, дочерью профессора Казанского Императорского университета Зинаидой Высоцкой.


Забавная деталь: русский купец, человек консервативных взглядов был ярым... бонапартистом. Все бонапартистские эмблемы и атрибуты - орлы, оружие, военное снаряжение и т.д. - украсили снаружи особняк на Пречистенке. Изысканы кованая решетка фигурного балкона второго этажа в центре фасада и литая ограда слева от дома. А в интерьере, как и в казанском особняке, ампирную утонченность сменила эклектика конца века. Здесь были залы помпейский, римский, два наполеоновских, севрский и, конечно же, мавританский - так требовала мода.

После развода хозяйкой особняка стала вторая жена, балерина Александра Балашова, блиставшая на сцене Большого театра. В 1910 году произошла еще одна перестройка.

Для домашних репетиций в особняке была оборудована специальная комната со стенами, сплошь покрытыми зеркалами. После революции семье Ушкова пришлось покинуть Россию, однако особняк с зеркальной комнатой пустовал недолго. В национализированном особняке в 1921 году поселилась другая известная балерина Айседора Дункан и открыла здесь детскую хореографическую студию. Произошла забавная ситуация: балерины как будто поменялись местами — Александра Балашова поселилась в Париже на Rue de la Pompe в доме Айседоры Дункан, а американская балерина приехала в России и обосновалась в особняке, ранее принадлежавшем Балашовой. Узнав о таком «обмене», Айседора рассмеялась и назвала его «кадрилью». В 1922 году после свадьбы Есенин переехал в Пречистинский особняк к Айседоре. Здесь он с увлечением работал и написал свою «Волчью гибель». Айседора Дункан и Сергей Есенин прожили в этом особняке 2 года.

Вскоре жизнь в доме была потревожена загадочным событием: ночами по комнатам стали бродить таинственные люди с фонарями. Поймать их было невозможно — при малейшем шорохе они сразу же исчезали. Однажды незваные гости с отмычками проникли в спальню детей, угрожая им ножами. Есенин услышал детские крики и с поленом в руках бросился обыскивать дом, но нашел только спящего мирного швейцара. Потом оказалось, что жильцов подстерегала самая настоящая опасность: по ночам в большом особняке разгуливала целая шайка воров. Они пробирались сюда в надежде отыскать сокровища — в ту пору по городу ходили слухи о тайнике с несметными богатствами Ушкова, будто бы оставленном им в стенах своего Пречистинского дома. В 1926 году в особняке жили работники Мельстроя, Большого Театра, консерватории, таинственного Губотд. Деревообдел. и Руссобуха, врачи.


В 1930-х годах в доме помещалась Выставка охраны материнства и детства, а затем здание было передано Наркомату иностранных дел. ГлавУпДК бережно относится к доверенному его попечению историческому и культурному наследию. Проведенная Главным Управлением в 1999 году реставрация особняка признана победителем конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры Москвы. В процессе реставрации был открыт "мавританский зал" - по одной версии - одно из ранних творений архитектора Федора Шехтеля, казалось, навсегда утраченное в 20 - 30-е годы. По второй версии - этот зал был скопирован с такого же из казанского особняка.

Восстановительная бригада работала в очередном зале - скучном, плоском, беленом. Посреди одной из стен торчал неработающий камин. Когда приступили к потолку, обнаружилось, что он дощатый, подшивной. Убрали доски - и открылись остатки купола и следы сбитой лепнины. Часть ее нашли позже, сняв пол, - кто-то заботливо сложил куски в две коробки из-под обуви как послание потомкам, которые будут не ломать, а строить.

Открытия продолжались. Под многими слоями белой краски, покрывавшей двери, обнаружилась сложная вязь резного орнамента, когда-то покрытого сусальным золотом. Камин оказался мраморным, украшенным резьбой по камню и тоже позолоченным. Среди витиеватых орнаментов виднелись арабские надписи. Впрочем, изощренные глаза искусствоведов и реставраторов, подключившихся к исследованиям, быстро увидели в них совсем неарабское слово "Ушковъ", повторенное четырежды: имя последнего владельца особняка перед революцией.




Top