Предложение на рынке. Закон предложения

Итак, рынок – это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.

Рыночная экономика –сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта про­дукции.

Этот механизм включает три глав­ных взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос и предложение товаров-услуг, а также конкуренцию.

Наименьшего пояснения требуют рыночные цены , поскольку они представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регули­рующее действие уже показано в функциях рынка.

Спрос представляет платёжеспособную потребность в определён­ных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потре­бители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода.

«Напар­ник» спроса – предложение – это количество продукта, кото­рое предъявляется к продаже по определённой цене в тече­ние определённого времени.

Наконец, конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничество между участника­ми рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. В частности, производители (про­давцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как мо­жно больше и дороже продать, а наёмные работники - получить боль­шую заработную плату; потребители - купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в ры­ночном успехе одних, неудаче других и проявляется конкуренция.

Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном спросе, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

Итак, спросом в экономической литературе называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени .

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них, в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне).

На макроуровне говорят о совокупном спросе – общем объеме спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всех рынках в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы приобрести при различных уровнях цен.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные формы как экономического, так и социального, а также технологического характера.

В связи с этим различают эндогенный и экзогенный спрос. Экзогенный спрос – спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка (пример – закон о запрете курения).

Эндогенный , или внутренний, спрос – это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе (пример – здоровый образ жизни).

Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает потребительский спрос.

Нетрудно увидеть,

что величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньше его количества люди готовы купить, и наоборот: чем ниже цена, тем больше величина спроса.

Данное соотношение называется законом спроса.

Этот закон впервые сформулировал французский математик Антуан Огюстен Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку. Закон падающего спроса А. Курно формулируется так:

D = f (P),

D – спрос;

f – функция;

Р – цена.

Данный закон выражает следующую зависимость: цены имеют тенденции к снижению; при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот повышается; но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены .

Отсюда кривая спроса убывающая.

Изобразим зависимость между ценой и величиной спроса графически (рис. 5).

Рис. 5. Кривая спроса

Кривую спроса принято обозначать DD (от англ. d emand – спрос, потребность, нужда).

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам (Р) в течение определенного промежутка времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара (Q).

Закон спроса не действует в трех случаях:

1. При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен.

2. Для редких товаров, являющихся средством сохранения денег (золото, драгоценности, антиквариат и др.).

3. При переключении спроса на более качественные, но дорогостоящие товары (например, здоровый образ жизни – переключение спроса с маргарина на масло, снижение цен на маргарин не увеличит на него спрос).

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы спроса.

    Изменение вкусов потребителей.

К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе все более популярным, то это снижает спрос на алкогольнуо-табачную продукцию и повышает спрос на велосипеды и лыжи.

    Изменение числа покупателей.

Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в домах престарелых, на медикаменты.

    Изменение доходов потребителей.

Рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, качественные продукты питания и т.д.

    Изменение цен на сопряженные товары двух видов:

    взаимозаменяемые – субтитуты – товары, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и желенодорожные перевозки). Здесь между ценой на один товар и спросом на сопряженные с ним другие товары существует прямая связь. Снижение цены на говядину снизит спрос и на телятину, и на свинину, т.е. удешевление говядины делает ее наиболее привлекательной для покупателя и побуждает заменить свинину дорогую на дешевую говядину;

    взаимодополняющие – комплементы – неразлучные товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно (часы и батарейка, автомобили и бензин, нитки и иглы). Если цена на бензин повысится, спрос на автомобили упадет. Такой спрос называют совместным.

    Изменения в ожиданиях потребителей может быть двух вариантов:

    ожидание повышения цен или доходов. Оно побуждает потребителей увеличить свои покупки (неурожай кофе вызовет опасения роста цен на него в будущем, что поднимет текущий спрос на данный товар);

    снижение цен или доходов, что сокращает текущий спрос. Часть людей воздержится от покупки товара, если узнает. Что цена на него вот-вот упадет.

    Степень удовлетворения потребностей.

Чем выше степень удовлетворения потребностей в данном товаре у населения, тем очевидно ниже спрос. Так, модная штучка поначалу может идти нарасхват. Но по мере насыщения ею сферы потребления идет убывание предельной полезности этого блага и потребительский спрос падает.

Итак, спрос – величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение харак­тера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда ме­няются факторы, имевшие ранее постоянные величины.

Такая ситуация возможна, например, если доход населения увеличился.

Изменение вкусов и предпочтений также оказывают влияние на положение кривой спроса. Если тяга к курению у населения возраста­ет, то линия спроса на сигареты сдвинется вправо. Если увеличится число сторонников здорового образа жизни, то линия спроса на сигареты сдвинется.

Итак, спрос – величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда меняются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз или вверх (рис. 5). Изменение же характера спроса выражается в «движении» кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (рис. 6).

Рис. 6. Кривая изменения спроса (характера спроса)

Такая ситуация возможна, например, если доход населения увеличился. тогда каждой цене товара будет соответствовать больший объем спроса, произойдет сдвиг прямой вправо из положения DD в положение D 2 D 2 . Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево в положение D 1 D 1 . На рисунке 6 видно, что сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене Р 1 и что одному и тому же объему спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены спроса (Р 1 Р 2 Р 3).

Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночн предложения этих товаров.

Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и колич товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товар изменяются одновременно: если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его произв предложение на рынках будут также сокращаться.

Основным, ведущим фактором здесь выступает цена. По каждому из великого м товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска, ес сократится, либо наращивания его выпуска, если спрос стабилен или повышаетс

От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем она быстрее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле пред товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознагр организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации пр товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены.

При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению те объемов выпуска и продаж товаров.

На рис. 11 точка А на кривой предложения S показывает более высокий уровень


возросший объем товаров Q1, предлагаемых к продаже на рынке;

точка В на кривой предложения показывает изменившуюся ситуацию: снижени уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к продаже товаро

Объем toe ара

Рис. 11. Кривая предложения

Как видно из рис. 11, предложение товаров имеет вид кривой с положительным отражающей прямую зависимость между двумя переменными – ценой товара и количеством, или объемом для продажи на рынке.

Общий вид кривой предложения представляет собой моментальную иллюстрац предложения, т.е. движения производства в строгом соответствии с экономическ целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой предложения гласит, что, при прочих равных условиях, чем выше цена товара, т его количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.



Двигаясь по кривой предложения (см. рис. 11.) от точки В к точке А, отмечается (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кр точки А к точке В означает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары.

Особенности рыночного предложения

Рыночному предложению товаров свойственно по меньшей мере две важные ос Во-первых, прямую зависимость между ценой товаров и количеством их продаж


описываемую кривой предложения, можно представить, как своеобразную альте ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со зн «минус». Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующих проданных на рынке. Во-вторых, понятие «объем товаров, их количество» не тож понятию «предложение товаров». Количество и объем товаров изменяются в соо изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «измен предложение товаров» подразумевает смещение всей кривой предложения в ту и сторону (рис. 12).



Q 2 Q


Объем товара

Рис. 12. Изменения предложения товаров при неизменной цене

51 - уменьшение предложения товаров;

52 - рост предложения товаров

Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на ры под воздействием следующих условий:

Цены на факторы производства . При росте цен на факторы п
производители предлагают меньшее количество товаров, что в
кривой предложения влево, вверх.

Цены на конкурирующую за те же факторы производства, п

спрос на мини велосипеды вырастет и цена на них станет выше велосипеды, то предложение обычных велосипедов уменьшится пользоваться спросом и производители не смогут получить бол


Состояние технологий . Чем совершеннее технология, тем бол
произвести из одного и того же объема факторов производства

Налоги и субсидии (рост налогов сдвинет кривую предложе

Количество продавцов .

Ожидания изменения цен на товар в будущем . Если ожидае
будущем, производитель придержит товар, чтобы получить за
больше.

Все перечисленные факторы влияют на издержки производства дан оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товар

Закон спроса и предложения на первый взгляд кажется простым. Все определяет цена товара на рынке, которая задает экономические условия спросу и предложению. Согласно закону спроса и предложения чем выше цена, тем меньший спрос и больше предложение. И наоборот чем ниже цена, тем выше спрос и ниже предложение. Но в реальной экономике оказывается, что не всегда бывает прямая зависимость между спросом вместе с предложением и цены.

График зависимости спроса и предложения в Excel можно скачать по этой ссылке .

Например, при существенном снижении цены, спрос очень вяло повышается, а предложение почти не теряет свою активность. Или при повышении цен изменения в спросе будут несущественные. В силу данных фактов были введены в науку экономики понятия эластичности спроса и предложения. Более того бывают даже исключения в этих законах которые на практике показывают результаты не предсказанные в теориях. С активным ростом товарной цены, товар продается еще активнее благодаря спросу с постоянным повышением. А вместе со снижением цен на рынке может возрастать объем товаров. Это на первый взгляд кажется противоестественным явлением, но ниже будут описаны конкретные примеры и причины такой реакции на рынке. Чтобы быстро реагировать на изменение рыночных цен и всегда оставаться на рынке даже в условиях самой большой конкурентной борьбы производителям, продавцам и маркетологам нужно изучать факторы эластичности их товаров. Им нужно знать все о спросе и предложении продукции, в которой нуждается потребитель.

Спрос и его законные исключения с практическими примерами

Спрос – это определенное количество товара, которое желают приобрести покупатели на конкретном рынке в конкретный период при определенных условиях. Спросом определяется сущность продукта и платежеспособность покупателя (способность субъекта спроса). Важно правильно понимать понятие «спроса». Ведь оно охватывает не только факт покупки товара, а и потребность в нем. То есть спрос на продукт может присутствовать на рынке даже при отсутствии сделок купли продажи. На активность спроса влияют временные характеристики: текущий момент, день, неделя, месяц. Поэтому зачастую в спросе присутствует своя сезонность. На активность сбыта влияют характеристики отдельных товаров:

  • Повседневная активность: продукты питания, электроэнергия, топливо для транспорта.
  • Периодическая активность (сезонность): одежда, обувь, бытовая техника.

Закон спроса – при снижении цены, спрос на товар повышается, а при растущих ценах - снижается. Интересен тот факт, что в данном законе можно проанализировать доходы совокупного покупателя. При уменьшении цены в два раза можно купить в двое больше товарных единиц, на прежнюю часть дохода, выделенную покупателем на данный товар. На практике правила установленные законом спроса часто модифицируются, нарушая его действие и вводя, таким образом, исключения закона. Пример первого исключения: повышение цен могут не снижать сбыт продукции, а иногда наоборот стимулировать. Такое явление на рынке проявляется в условиях ожидания ценового роста. Покупатель стремиться запастись товаром по пока еще не предельно высоким ценам. Потребительское ожидание работает и в обратном направлении. Первый пример: ожидание снижения цены может снизить спрос на золото или иностранную валюту. Пример второго исключения: при снижении стоимости некоторая группа товаров могут потерять свою активность сбыта, после чего он будет существенно снижаться. Это происходит если снижать цену в товаре, где она является одним из важных определений престижа товара. На втором примере: драгоценные камни и металлы, ювелирные украшения, элитные парфюмы вместе со снижением стоимости теряют свой уровень объема продаж, а при увеличении цены могут наоборот существенно превышать. Исключение третье: повышение доходов покупателя могут снижать спрос на некоторые товары. Товары даже из одной группы находятся в постоянной своеобразной конкуренции перед выбором покупателя. Третий пример, когда при снижении цены на масло падает покупательский интерес к маргарину.

Эластичность в спросе и прямые примеры ее проявления

Эластичность спроса – это реакция спроса в зависимости от изменения его факторов. Понятие эластичности в спросе ввел в науку экономики Антуан Огюстен Курно (французский экономист, математик и философ XIX века), когда анализировал в своих моделях соотношение спроса и цены. Он отметил, что при незначительном изменении цен, может существенно изменятся объем продаж. А при значительных изменениях в ценах в спросе могут быть не существенные изменения. Например, стоимость скрипки или астрономического телескопа можно снизить в два раза, но еда заметно от этого увеличится сбыт. Некоторый товар ограниченный узким кругом потребителей. Противоположно этому явлению можно повысить цену вдвое на дрова и уровень спроса едва ли отклонится от прежнего уровня. Курно отмечал то, что спрос может обладать эластичностью в силу того факта, что свойства товара отличаются по: предмету роскоши и первой необходимости. Со временем выявились и другие свойства товаров влияющие на реакцию спроса:

  1. Наличие товара-заменителя. Если при подорожании продукта его можно заменить другим продуктом из той же группы товаров, то спрос станет эластичным, так как совокупный потребитель будет и дальше покупать товар из той же группы возможно в незначительно меньшем количестве. Например, масло и маргарин. При отсутствии товара-заменителя в спросе отсутствует эластичность. К примеру, соль, вода, сигареты.
  2. Доля расходов на товар в бюджете потребителя. Если товар не требует больших расходов для потребителя, то спрос эластичный, к примеру спички. Если же доля расходов велика, то спрос не эластичен.
  3. Рост доходов потребителей могут снижать активность продаж на более дешевые товары. Например, при повышении покупательной способности потребителей снижается объем продаж на недорогие продукты питания картофель, макаронные и хлебобулочные изделия.
  4. Профильность товара. Предназначение товара определяет его способность удовлетворять потребность, что всегда отражается в спросе. Например многие лекарства после понижения цен не получат большого интереса у покупателей так как в них не будет потребности. Но если у препарата много назначений у него выше способность удовлетворения потребностей. Так же пример дешевого хлеба, который можно покупать на корм скоту. Данный фактор часто проявляется в спросе продукции производственного назначения.

Эластичность в спросе активно изучают и отслеживают промышленные предприятия. Это помогает им выбрать правильный ориентир в своем рынке. Им важно знать: какие товары производить, сколько, для кого и когда. Ну и конечно же маркетологи активно отслеживают эластичность при проведении рекламных компаний постоянно пытаясь сделать неэластичный спрос на продвигаемый продукт.

Готовые примеры исключений в законе предложения

Предложение – это определенное количество товара, которое продавцы желают продать на конкретном рынке в данный период при конкретных условиях. Предложение касается исключительно товара произведенного на продажу. Например, фермер часть своей продукции может использовать для своих нужд (это не является предложением), а часть отправить на склад хранения для последующей реализации или продавать на данный момент. Объем предложения определяется во временном периоде: на текущий момент, сутки, неделю, месяц и т.д. Предложение на текущий момент включает товары, которые имеются в наличии. А в более длительные периоды включены товары, которые будут произведены или выведены из складов хранения и предложены к продаже. Основным источником предложения является производство, но ключевым фактором выступает цена, которая создает условия для взаимоотношений продавцов и покупателей. Например, может быть цена, при которой произведенный товар не предлагается, а лежит на складе до тех пор, пока не сформируется новая более выгодная цена. Закон предложения – рост цен на товар стимулирует предложение, понижение цен приводит к его сокращению. Данная устойчивая связь отображает влияние стоимости товаров на их предложение. Но, как и в законе спроса, закон предложения тоже имеет исключения. Возьмем для примера монопсонию (когда на рынке только один покупатель среди множества продавцов) наблюдается увеличение конкуренции продавцов и снижение цен. В таком случаи продавцы при понижении цен пытаются удержать валовую выручку за счет увеличения объема продаж с помощью увеличения количества сделок «купли продажи». Еще важно отметить факторы, влияющие на рост товарного объема. Фактор наличия ресурсов требующихся для производства предлагаемых товаров. При росте цены на товар, но отсутствии ресурсов для производства товара - уровень объема товаров в таких условиях может падать. Например, после весенних морозов пропал урожай абрикосов. Цена на рынке высокая, а предложений почти ничего. На активность роста количества предлагаемых продуктов влияет их технология производства. По данному фактору производство можно условно разделить на штучное и массовое пропорционально ему будет и предложение. Например, на морские грузовые танкеры высокие производственные сдержки и они производятся штучно, а на шариковые ручки низкие сдержки производства значит, они производятся массово.

Эластичность в предложении напрямую зависит от его факторов

Эластичность предложения – это реакция изменения количества предложений в зависимости от их факторов:

  1. Обильное наличие ресурсов на производство товара способствует высокой эластичности его предложения. И наоборот малое количество производственных ресурсов влияет на низкую эластичность в предложении.
  2. Высокий уровень издержек производства свидетельствуют о слабой эластичности производимого продукта. Важно отметить, что высокие производственные издержки товаров дают возможность для входа в рынок других производителей с применением инноваций, которые помогают снизить издержки при производстве тех же товаров.
  3. Способность длительного хранения или даже накопления товара свидетельствуете о его высокой эластичности предложения.
  4. Транспортная система играет важную роль в эластичности продукта. Возможность транспортировать товар с места снижения цен в место их повышения увеличивает эластичность в предложении.
  5. Фактор временных периодов так же определяет эластичность предложения. Любое предложение неэластично в кратковременном периоде. Производители и продавцы намного медленнее реагируют на изменения рыночной цены, чем покупатели. Скоропортящиеся товары продаются по любым ценам, даже по самой низкой цене, а иногда вообще ниже себестоимости. Их нельзя убирать с рынка не продав, в противном случае, ущерб будет значительно выше. Это прямой признак ноской эластичности. В долгосрочном периоде практически все товары имеют высокую эластичность в данном факторе.

Реакция предложения на изменение рыночных цен намного медленнее в сравнении с реакцией спроса. Так же следует отметить, что предприятия способные быстро реагировать на изменение цены имеют большое конкурентное преимущество на одном и том же рынке.

Спрос на успех всегда будет превышать предложение – это закон конкуренции.

Нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются к продаже. Но от чего зависит объем предлагаемых к продаже товаров?

Величина предложения - объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.

Изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что количество товаров, которое предлагается ими к продаже (величина предложения), также впрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен.

Обычно чем выше цена, по которой можно продать экономическое благо (пользующийся спросом товар), тем больший его объем продавцы и изготовители готовы предложить на рынок. Это вполне логично: чем большую сумму денег продавец выручит за проданные им товары, тем больше он сможет потратить на удовлетворение уже собственных желаний, тем более комфортной жизни он сможет достичь.

Связь величины предложения товаров с уровнем цены, по которой эти товары могут быть проданы, иллюстрирует рис. 3-3.

Рис. 3-3. Связь величины предложения товаров и уровня цен

Как мы видим, чем выше цена, тем больший объем товаров продавцы готовы предложить на рынок в обмен на деньги покупателей. Иными словами, каждому уровню цены на рынке будет соответствовать своя величина предложения товаров со стороны продавцов (производителей).

Величина предложения обычно изменяется в том же направлении, что и цены. А вся совокупность возможных величин предложения при различных уровнях цен образует предложение на рынке определенных благ.

Как и в случае со спросом, соотношение между понятиями «величина предложения» и «предложение» легче понять, если каждое из них - ответ на определенный вопрос. Ответом на вопрос владельца магазина: «Сколько товаров изготовители будут готовы мне предложить на продажу за месяц при цене, равной Хр.?» - будет информация о ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Если же он поставит вопрос по-иному: «Сколько товаров изготовители готовы будут мне предложить за месяц при различных уровнях цен на данный товар?», то ответом будет характеристика ПРЕДЛОЖЕНИЯ на данном рынке.

Раз величина предложения меняется в зависимости от изменения величины цены, то мы можем говорить об эластичности предложения по цене.

Предложение - сложившаяся в определенный период зависимость величины предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровня цены, по которой этот товар может быть продан.

Эластичность предложения по цене - масштаб изменения величины предложения (в %) при изменении цены на один процент.

Степень такой эластичности определяют путем деления разницы (в %) в величинах предложения до и после изменения цены на величину изменения цены (в %). Уровни эластичности предложения также различаются по товарам, и поэтому одинаковые по относительной величине изменения цен могут вызвать неодинаковые приросты предложения различных товаров.

Таблица 3-2

Информацию о возможных величинах предложения обычно представляют графически в виде кривой, которая называется кривой предложения. Она описывает картину предложения на данном товарном рынке, то есть зависимость между:

  • ценой товара и
  • объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.

Построим кривую предложения (рис. 3-4) на основании данных таблицы 3-2 (такого рода таблицы принято называть шкалами предложения).

Рис. 3-4. Кривая предложения (на примере рынка велосипедов)
Каждая точка на этой кривой - величина предложения данного товара (возможный объем производства) при определенном уровне его цены. Например, точка с координатами (70, 1300) обозначает, что при цене 1300 ден. ед. изготовители готовы предложить к продаже 70 велосипедов

Таким образом, кривая предложения (см. рис. 3-4) позволяет ответить на два вопроса:

  1. какова будет величина предложения при различных уровнях цен?
  2. как изменится величина предложения при некотором изменении цены?

Поэтому любой изготовитель (продавец), принимаясь за дело, должен начинать с поиска ответов на следующие вопросы:

  1. оправдает ли выручка от продаж те затраты, с которыми будет связано производство (организация продаж) этого товара?
  2. принесет ли производство (продажа) этого товара лично ему доход и если да, то какой?

Как правило, рост цен вызывает увеличение числа предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен - уменьшение этого числа.

Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения.

Закон предложения : повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен - к ее уменьшению.

Наряду с ценой на предложение товаров влияют и такие факторы, как:

  • цены других товаров (а значит, выгодность их производства);
  • цены факторов производства, используемых для изготовления данного товара;
  • технология, т. е. способы изготовления товара или организации предоставления услуги.

Нетрудно заметить, что логика поведения на рынке и покупателей, и производителей товаров противоположна: при росте цены производители и продавцы готовы предложить на рынок все большую массу товаров, тогда как покупатели отвечают на рост цены снижением величины спроса.

Эта противоположность реакции величин спроса и предложения порождается противоположными интересами, которые приводят на рынок покупателей и продавцов.

Покупатели хотят приобрести на имеющуюся у них ограниченную сумму денег как можно больше товаров. Продавцы, напротив, хотят получить за свой ограниченный объем товаров как можно большую сумму денег.

Как рынок согласовывает эти противоречивые интересы продавцов и покупателей, мы узнаем в следующей главе.

Но сначала сформулируем еще один рецепт экономического благоразумия.

Рецепт третий

Необходимо устранять препятствия для свободного формирования спроса и предложения на рынках под влиянием интересов всех покупателей и продавцов.

Предложение товара формируется на стороне продавца: продавец предлагает к продаже свой товар. Так же как и спрос, предложение това­ра подчинено определённому закону и формируется под влиянием ряда факторов.

1. Закон предложения

Пример. На рынке продаются яблоки. Одни продавцы продают яблоки дешевле, другие - дороже. В целом, экономический интерес продавца - продать товар дороже, и большинство продавцов действительно держат высокие цены. Зависимость между ценой яблок и количеством предлагае­мых к продаже яблок отражается в таблице, которая называется шкалой предложения и выглядит следующим образом.


Полученный график - кривая предложения, которая показывает, ка­кое количество товаров или услуг продавцы предложат на продажу по раз­личным ценам в данном месте и в данное время (на оси Р - цена товара, на оси Q - количество предлагаемого товара).

Предложение - это зависимость между количеством товара, которое готовы продать продавцы за данный период времени, и ценами на этот то­вар. Предложение обозначается буквой S (supply). На графике видно, что кривая предложения имеет восходящий характер: чем больше цена, тем большее количество товара готовы продать продавцы. В этом заключается закон предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях по высоким ценам

продавцы предложат товара больше, чем по низким ценам.

В основе закона предложения лежат следующие факторы.

Для производителя цена - это стимул (в отличие от покупателя, для которого цена - барьер). Когда цена растёт, увеличивается прибыль производителей, им выгодно расширять производство данного товара.

Предприниматели из других отраслей также устремятся в при­быльную отрасль, предложение товара ещё больше увеличится.

Производство каждой дополнительной единицы продукции требует дополнительных затрат, поэтому расширение производства возможно только при условии, что цена будет расти.

Предложение и величина предложения

Величина предложения (Сб) - это количество товара, которое продав­цы готовы продать по данной цене. Это единственная точка на кривой предложения при данном уровне цены:

При цене Р[ величина предложения равна

При цене Р2 величина предложения равна С32.

Изменение величины предложения может быть вызвано ценовым фак­тором (изменением цены). При этом вся кривая предложения не изменяет своего положения.


Изменение величины предложения

Предложение (Б) - множество точек на кривой предложения.

Изменение предложения может быть вызвано изменением неценовых факторов, при этом вся кривая предложения смещается:

Вправо-вниз, если предложение растёт;

Влево-вверх, если предложение снижается.

Обратите внимание: ошибочно полагать, что движение кривой предло­жения вверх соответствует росту предложения. Сдвиг кривой предложе­ния вверх равносилен сдвигу этой кривой влево, т. е. соответствует сокра­щению предложения. Во избежание ошибки рекомендуем при решении за­дач смещать кривую предложения не вверх-вниз, а вправо-влево (кроме

задач с налогами, субсидиями, штрафами и другим, где кривую предложе­ния необходимо смещать вверх-вниз).

3. Неценовые факторы предложения

Неценовые факторы предложения изменяют предложение, т. е. изме­няют соотношение между ценой товара и его количеством, которое готовы продать продавцы. Под воздействием этих факторов кривая предложения сдвигается вправо-вниз в случае роста предложения и влево-вверх при снижении предложения.

На предложение влияют:

Цены на ресурсы;

Внедрение новых технологий;

Налоги и субсидии;

Ожидания продавцов;

Количество продавцов на рынке.


Окончание


Цены на ресурсы.

Если ресурсы становятся дороже, возможности фир­мы по производству товара уменьшаются, предложение снижается. Напри­мер, с удорожанием электроэнергии фирма несёт дополнительные затраты
на производство своего товара, поэтому она вынуждена поднимать цену на товар, кривая предложения при этом сдвигается влево-вверх.

Цены альтернативных товаров, произведённых из аналогичных ресурсов. Принимая решение о выпуске товара А, предприниматель учи­тывает, какой доход и, соответственно, какую прибыль, можно было бы по­лучить при производстве других товаров из таких же ресурсов. Если, на­пример, товар В дороже, то ресурсы выгоднее направить в производство товара В, а выпуск товара А снизить. В этом случае при тех же затратах ре­сурсов доход предпринимателя будет выше. Если же альтернативные това­ры дешевле, то предпринимателю выгодно направлять ресурсы в про­изводство товара А, увеличивая его предложение на рынке.

Какое преимущество рыночной системы реализуется в данном поведе­нии производителя товаров и услуг?

Новые технологии. Внедрение новых технологий, как правило, являет­ся эффективным средством, т. е. затраты на новые технологии ниже, чем доход, который они обеспечивают. Это даёт возможность фирмам снижать цену на свой товар или при тех же затратах предлагать на рынке большее количество товара. Предложение растёт, кривая предложения сдвигается вправо-вниз.

Налоги и субсидии. Налоги как надбавка к цене повышают цену това­ра, кривая предложения сдвигается вверх, предложение снижается. Суб­сидия - это «налог наоборот»: государство оказывает помощь фирмам, чей товар особенно необходим стране. Субсидия сдвигает кривую предложения вниз, т. е. предложение возрастает.

Ожидания изменения цен на товар. Как поведёт себя продавец, если ожидает, что его товар скоро будет очень востребован и цены на него воз­растут? Будет ли он спешить избавиться от своего товара сегодня или пока снизит предложение? Очевидно, ему выгоднее пока уменьшить объём про­даж. Наоборот, ожидая, что товар станет дешевле, продавец поспешит из­бавиться от него, пока цена достаточно высока. В качестве иллюстрации можно вспомнить, как ведут себя продавцы сезонных товаров во время «высокого сезона» или сезонных распродаж.

Попробуйте самостоятельно отобразить на графике поведение продав­цов сегодня в ожидании скорого повышения цен на его товар; в ожида­нии резкого падения цен на его товар.

Количество продавцов на рынке. Рыночное предложение складывает­ся из индивидуальных предложений отдельных продавцов данного товара.

Индивидуальное предложение - это предложение одного отдельного продавца товара. Рыночное предложение - это совокупность всех индиви­дуальных предложений данного товара на данном рынке. Если в отрасли появляется новый продавец такого же товара, то рыночное предложение возрастает, кривая рыночного предложения сдвигается вправо. Например, зимой рыночное предложение овощей и фруктов формируется только за счёт теплиц и импортных поставок, а летом предложение овощей и фрук­тов возрастает за счёт местных фермеров. Если отдельные продавцы ухо­дят из отрасли, то рыночное предложение сокращается, кривая рыночного предложения сдвигается влево.

Как бы вы отразили изменения кривой предложения на рынке птицы в условиях «птичьего гриппа»?

Вы видите, что количество предлагаемого на рынке товара зависит не только от желания продавцов. Объективные и субъективные факторы де­лают этот показатель таким же нестабильным, как и спрос.

Закон предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения.

Неценовые факторы, изменяющие предложение: цены на ресурсы и альтер­нативные товары, новые технологии, налоги, ожидания, число продавцов.

Основные понятия

Предложение Шкала предложения Кривая предложения

Величина предложения

Закон предложения

Неценовые факторы предложения

Вопросы и задания

1. Как графически отражается снижение предложения? Почему вся кривая

предложения изменяет своё положение?

2. В чём заключается закон предложения?

3. Перечислите неценовые факторы предложения.

4. Могут ли действия правительства повлиять на предложение товара?

5. В чём различие между рыночным и индивидуальным предложением?




Top