Предмет исследования социальной психологии.

Социальная психология - научная дисциплина, родившаяся на стыке двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социальной психологии, в определение круга изучаемых проблем.

Социология (от лат. socius - общественный + др.-греч. Хбуос; - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей, в связи с чем социальная психология изучает:
психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
феномен взаимодействия между людьми, например, супружеского, дет-ско-родительского, педагогического, психотерапевтического и т.д.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

Объектом социальной психологии являются различные социальные общности людей; психология личности как члена этих общностей:
личность в группе (системе отношений),
взаимодействие в системе «личность - личность» (родитель - ребенок, руководитель - исполнитель, врач - больной, психолог - клиент и т.д.),
малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т.п.),
взаимодействие в системе «личность - группа» (лидер ведомые, руководитель - трудовой коллектив, командир - взвод, новичок - школьный класс и т.д.),
взаимодействие в системе «группа - группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т.д.),
большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т.п.).

В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:
социальная психология личности,
психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
психология малых групп,
психология межгруппового взаимодействия,
психология больших социальных групп и массовых явлений.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, ко-гнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера, который полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Эн-джелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации - приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма - проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) - поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма -проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда, исследовавшего проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений. Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т.д.). В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестин-гер и др. внесли серьезный вклад в социальную психологию. Проблема когни-тивизма - принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению его идеологов (Э. Гофмана, Р. Линтона, Т. Ньюкома, М. Шерифа и др.), являются ничем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.

Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.

Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам А.Л. Журавлев относит речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п.

К основным недостаткам данного метода относятся:
высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.

Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.

Метод анализа документов - является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях.

Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

Контент-анализ (анализ содержания) - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.

Метод опроса весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа:
а) непосредственный опрос («лицом к лицу») - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса.

К разновидности опроса относится интервью. Существует два вида: стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее.

Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Принято выделять ключевые фазы: установление контакта, основная часть и завершение интервью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса - низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

Метод групповой оценки (ГОЛ) - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге.

Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения.

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии.

С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования.

Области применения тестов в социальной психологии:
диагностика групп,
изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции,
социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе.

Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения:
опыт и испытание, как принято в естественных науках;
исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, то есть невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия).

Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации.

Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации в социально-психологических исследованиях.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:
определение варианта (числа) выборов (отклонений);
выбор критериев (вопросов) опроса;
организация и проведение опроса;
обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Предисловие

Социальная психология – достаточно сложная и многопрофильная отрасль психологической науки. В фокусе ее внимания – практически любая сфера жизни и деятельности людей в социуме: социальное общение и взаимоотношения людей в обществе, психологические закономерности социального поведения индивидов и мотивы объединения их в группы, конфликты и общественные настроения. Социально-психологические знания нужны любому человеку, поскольку каждый общается, взаимодействует с другими людьми, сталкивается с межличностными проблемами.

Теоретические знания о социально-психологических процессах разработаны в классических трудах отечественных и зарубежных авторов (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Л. Журавлев, E. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Д. Майерс, Т. Шибутани и др.). В предлагаемом учебнике отражены результаты современных исследований в области социальной психологии, при этом материал адаптирован для понимания обучающихся.

Учебник состоит из четырех разделов: "Введение в социальную психологию", "Группа как социально-психологический феномен", "Психология общения", "Феномен личности в социальной психологии", и четырнадцати глав. В конце каждой главы сделаны выводы, – даны контрольные вопросы и список литературы для углубленного изучения. В конце учебника имеется глоссарий.

В приложении предлагаются практикумы по темам "Формирование команды", "Психология общения", "Лидер", "Путь к успешной карьере". Предлагаемый материал преподаватель может включить в изучаемый курс либо использовать в психолого-педагогической практике.

Авторы надеются на творческое осмысление читателем содержания данного учебника, чтобы применять полученные знания для своего личностного и профессионального развития, улучшения атмосферы взаимопонимания в среде ближайшего окружения.

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

О предмете, объекте и задачах социальной психологии

В 1908 г. были опубликованы практически одновременно "Введение в социальную психологию" английского психолога В. Мак-Дугалла и "Социальная психология" американского социолога Э. Росса. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания возникла в конце XIX в. на стыке двух наук – психологии и социологии. Развитие общества ставило перед учеными различного рода социально-психологические задачи, решение которых стало необходимым для совершенствования таких сфер общественной жизни, как политика, производственные отношения и управление, воспитание и т.д. По оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Психология и социология, по образному выражению Г. М. Андреевой, стали "материнскими" дисциплинами по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен в рамках какой-либо одной науки.

По поводу специфики предмета социальной психологии существуют различные мнения. Во-первых, под социальной психологией принято понимать многообразие проявлений социальной психики человека: особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми. Во-вторых, термин "социальная психология" применяется для обозначения научного направления, изучающего закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии с другими людьми. Мы даем определение этой научной области, наиболее распространенное в отечественной социальной психологии.

Социальная психология наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальные группы складываются в рамках исторически определенного общества как совокупность людей, связанных единством интересов, культурных, национальных ценностей и норм поведения.

Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как:

  • психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;
  • проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;
  • психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;
  • психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, т.е. носители социально-психологических явлений. К ним относятся:

  • – личность в группе (системе отношений);
  • – взаимодействие в системе "личность – личность" (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и др.);
  • – малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.);
  • – взаимодействие в системе "личность – группа" (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, ученик – школьный класс и пр.);
  • – взаимодействие в системе "группа – группа" (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);
  • – большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.).

В последние годы многие ученые, размышляя об актуальных научных задачах, отмечают, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста в любой области психологии социально-психологического понимания общественных процессов. Практика последних десятилетий показала, насколько значимой проблемой является психологическая неготовность людей к переменам – социальным, экономическим, политическим, идеологическим.

Известный отечественный социальный психолог Б. Д. Парыгин считает, что многие затруднения в социально-экономическом, правовом и политическом реформировании общества "объясняются не только и даже не столько несовершенством тех или иных частных социальных проектов, сколько их несоотнесенностью с духовно-нравственным, социально-психологическим состоянием человека". Он подчеркивает необходимость развития и совершенствования духовно-нравственной и социальнопсихологической культуры, гражданского самосознания человека. Для успешного решения данных задач нужны глубокие и разносторонние знания в области социальной психологии.

Оценивая перспективы фундаментальных психологических исследований, Д. И. Фельдштейн рассматривает различные аспекты влияния глобальных социальных перемен на человека. Огромный объем информации, дискредитация многих нравственных ориентиров, манипулирование сознанием человека через средства массовой информации, неустойчивость экологической, социальной, политической, экономической обстановки – все это изменяет сознание, деятельность, мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферу личности.

Одной из важнейших исследовательских задач Д. И. Фельдштейн считает исследование проблемы самоопределения человека, а также его идентификации с определенной группой – страны, этноса, всего человеческого сообщества. Необходимо исследовать малоизученные грани проблемы отношений, особенно "по вертикали": дети – взрослые, молодые – пожилые. Причем необходимо рассматривать не просто отношения взрослых и детей, а именно их взаимодействие, в том числе и взаимовлияние.

Г. М. Андреева, подчеркивая важность развития психологии социального познания, говорит: "Есть ли что более важное для человека в сложном сегодняшнем мире, чем познать, что его окружает, какие переживания это окружение в нем вызывает и, наконец, как же в этих условиях следует действовать". Практическая значимость социальной психологии предопределена важностью решаемых ею задач, связанных с жизнью человека в социуме.

Задачи исследований социально-психологических феноменов многогранны, среди них:

  • 1. Изучение содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов.
  • 2. Установление всесторонних связей с представителями смежных наук (социологией, философией и других общественных наук) в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
  • 3. Прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государств на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

Социальная психология призвана заниматься вопросами, волнующими конкретное сообщество. В одних частях нашей планеты наиболее актуальны проблемы межрасовых отношений, дискриминации женщин. В других – вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации труда, экологического сознания, изменения института семьи и брака и т.д. Изучая личность, социальная психология одновременно учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая общественные явления, она помогает попять чувства, ценности, мотивы, стоящих за ними реальных людей.

Различное понимание предмета социальной психологии является предпосылкой создания разных образов социальной реальности, разного видения человеческих связей и отношений, что свидетельствует существование в определенной степени разных социальных психологий.

Предмет социальной психологии. Предмет социальной психологии вызревал длительное время. В этом процессе выделяют следующие периоды:

1. Накопление социально-психологических знаний в сфере общественных и естественных наук (с древних времен и до середины XIX ст.).

2. Выделение социальной психологии из социологии и психологии и формирование ее как самостоятельной отрасли знания (вторая половина XIX века. - начало XX вв.).

3. Оформление социальной психологии как самостоятельной науки (20-е годы XX века).

На всех этапах развития социальной психологии существовали различные, даже альтернативные толкования ее предмета. Так, американский ученый Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967) усматривал назначение социальной психологии в объяснении влияния реальной, мнимой или предполагаемого присутствия других людей на мысли, чувства и поведение индивидов. Такой же позиции придерживается современный американский социальный психолог Дэвид Майерс, утверждая, что социальная психология является наукой о том, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Принципиально иным является взгляд на предмет социальной психологии французского ученого Сержа Московичи, который рассматривает социальную психологию как науку о группы и индивиды, которые создают свою реальность (она, по сути, является их единственной реальностью), управляют друг другом и формируют связи, которые их объединяют или разъединяют.

Длительное время не было единства во взглядах на предмет социальной психологии и в бывшем Советском Союзе. Например, российский психолог, основатель и директор Московского психологического института Георгий Челпанов (1862-1936) предлагал разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию. Не соглашаясь с таким подходом, известный физиолог, основатель рефлексологии Владимир Бехтерев (1857-1927) в своем фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" утверждал, что предметом социальной психологии является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Собственно социально-психологические проблемы, по его мнению, должна решать специальная отрасль психологического знания - коллективная рефлексология. Коллектив он рассматривал как сборную личность, а главным его признаком считал общность задач и интересов, что побуждает к единству действий. Среди социально-психологических механизмов Бехтєрев выделял взаимодействие, общение, а среди коллективных - наследственные рефлексы, настроение, наблюдения, творчество, согласованность действий, сосредоточение. По его утверждениям, люди объединяются в коллективы в результате взаємонавіювання, взаемонаслидування, взаимоиндукции. Экспериментальными исследованиями влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти Бехтєрев основал экспериментальную социальную психологию.

В 50-60-е годы XX века. было развернуто еще одну дискуссию, в процессе которой выкристаллизировали три подхода во взглядах на предмет социальной психологии. Ученые-социологи интерпретировали социальную психологию как науку о "масовидні явления психики". Представители психологического подхода считали предметом исследования социальной психологии личность. Третий подход заключался в попытках синтезировать оба предыдущие, опираясь на видении социальной психологии как науки, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Такое стремление "психологізувати" социологию и "соціологізувати" психологию нередко приводило к отождествлению объектов и предметов их исследований. Иногда оно заметно и сейчас, прежде всего в попытках определить предмет социальной психологии через перечень объектов, которые она должна изучать. К тому же этот перечень (далеко не полный) еще не указывает на специфику социально-психологического подхода, ведь психологические особенности групп, закономерности поведения и деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, кооперация, формы общения, массовые психические явления и т. п. могут быть объектом исследования многих наук - социологии, психологии труда, психологии управления, политологии и тому подобное.

В различные периоды развития социальной психологии, ее предметом считали:

Причинную обусловленность психического социальным. Вокруг этой проблематики дискутировали ученые в 20-е годы XX века, что стимулировало развитие социально-психологических исследований в рамках общей психологии и педагогики;

Соотношение социальной (общественной) психологии и идеологии, психологии социальных групп и личности (традиции, общественное мнение, обычаи, другие массовые психические явления общественного сознания);

Закономерности поведения людей, обусловленные их совместной деятельностью, взаимодействием и взаимовлияниями. Этот взгляд на социальную психологию, что соединил психологический и социологический подходы, сформировался в результате дискуссий о предмете социальной психологии в 20-е, 60-е годы XX века. Он показал, что предмет социальной психологии можно определять, беря за основу как личности, так и массовые психические явления. Пользуясь этими критериями, современный российский социальный психолог Галина Андреева предметом социальной психологии считает изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

в Связи с первыми двумя подходами предмет социальной психологии определяли с точки зрения психологии или социологии. Социологический подход очерчивал предмет социальной психологии от "внешнего" к "внутреннего", то есть от общества, социальной среды, группы к индивиду. Сторонники психологического подхода основой предмета социальной психологии считают личность, ее психологические особенности, межличностные отношения.

Признание того, что социальная психология основывается, с одной стороны, на социологии, а с другой - на психологии, не способствовало становлению ее как самостоятельной науки. Поиск новой парадигмы в определении предмета исследования продолжается и сейчас. Понимание социальной психологии как промежуточного звена между социологией и психологией привело к тому, что, например, в США она функционирует на правах секции Американской социологической ассоциации и секции Американской психологической ассоциации. Подобная ситуация сложилась и в других странах. Так, в российской и отечественной социальной психологии большинство исследователей рассматривают ее как науку с двойным предметом (психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства).

Такое понимание предмета социальной психологии требует уточнения. Поэтому эти проблемы активно обсуждаются отечественными и зарубежными учеными. Вполне рациональным является утверждение современного российского социального психолога П. Шихірєва, что, независимо от того, в русле которой из наук формировалась социальная психология, ее основу составляют следующие ведущие идеи: ценностное отношение (оценка) как регулятор поведения; форма его существования и способы функционирования; социальное взаимодействие (общение) как среда зарождения и существования ценностного отношения. И именно в ценностном отношении фиксируется представление людей о том, что существует, или то, к чему они стремятся в отношениях с другими людьми, группами, обществом.

Кризисные явления в развитии социальной психологии, которые поразили ее в 60-70-е годы XX века, вызваны тем, что слишком долго она была індивідуалістичною, неспособной объяснить социальное поведение людей в больших социальных группах. Так, один из самых последовательных критиков "лабораторной культуры" американской социальной психологии С. Московичи обвиняет ее в неспособности предсказать студенческие бунты и демонстрации в 70-е годы XX века, раскрыть проблемы социального неравенства, политического насилия, национальных и расовых конфликтов, социальной напряженности. Речь идет о наполнении социальной психологии адекватным социальным содержанием, ее "соціологізацію", что стимулируется не столько развитием теории, сколько объективными жизненными потребностями, необходимостью учитывать человеческий фактор в решении общественных проблем и начертании перспектив развития общества. Поэтому все больше ученых рассматривает социальное (социальный процесс) как общее изменение людьми своего социума, как особое пространство мышления и реальности. А социальная психология активно пользуется категориями "социально-психологическое пространство", "социально-психологическая реальность".

Социально-психологическое пространство - объективная форма субъективного восприятия, представленного системой определенных оценок, представлений и образов; социальная деятельность людей или групп, отношения и взаимодействие между ними, их намерениях, позиции и цели, взаимосвязи и взаимозависимости.

Социально-психологическое пространство непосредственно влияет на деятельность людей. Он опосредованное предметным, физическим средой, материализованным пространством общности, ее системными свойствами (целостность, структурность, функциональная однородность и проч.).

Социально-психологическая реальность - качественно новое образование, которое возникает на границ/ социального и психического, имеет существенные признаки каждого из них и в котором важными являются закономерности и механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие, взаимозависимость и взаимовлияние.

Отдельные социальные психологи социально-психологической реальностью считают социальную психику как совокупность взглядов, намерений, чувств, мыслей, выражающих готовность к определенным действиям. Она, по их мнению, возникает в процессе общения, взаимодействия между людьми, связывает в единое целое элементы индивидуального и социального за внутренними законами социума, а потому имеет относительно индивидов принудительную силу. Влияя на поведение индивида, социальная психика приводит ее в соответствии с требованиями конкретной общности. При этом она не является носителем "истины " или "норм ценности", а лишь одобрением или неодобрением группой, принятием или неприятием определенного действия, доверия или недоверия субъекта - носителя или потребителя информации.

Другие ученые утверждают, что для определения предмета науки необходимо выделить из реальности, которую она изучает, существенное и существенное, отличительное, которая отличает ее от другой науки. С этих позиций социальную психологию определяют как науку о закономерностях становления социально-психологической реальности, ее структуру, механизмы развития и функционирования. При этом возникают вопросы: существует Ли такая реальность? Если существует, то в чем заключается ее содержание? Что есть общего и отличного между ней и социальной или психической (психологической) реальностями, какое место занимает она в общей структуре бытия?

Социальную психологию характеризуют как науку, которая изучает конкретные механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие и взаимозависимость. Каждое социальное явление имеет свой психологический аспект, который преломляется через психологические особенности конкретных лиц и социальных групп. При этом психическое отражение является порождением и следствием активности человека, которая возможна только в процессе реальной деятельности, общения, взаимодействия с другими людьми. Известно также, что психическое существует в форме специфического субъективного мира человека. Его специфика заключается в том, что образы психической реальности для индивида отличаются от явлений внешней реальности, но одновременно является для него вполне реальными образованиями. Именно благодаря этой реальности, ее способности проявляться в динамике психических процессов, мотивов, предметных действий, состояний личности становится возможным воздействие психического на жизнь лица, на регуляцию ее деятельности и отношений. Психическое е не только формой отражения социального, но и средством его регуляции и существования. Осознание этого дает возможность рассматривать социально-психологическое отражение как психическое отражение. Речь идет о том, что все социально-психологические явления возникают в форме психических (субъективных) образов, переживаний, состояний.

Социально-психологические явления - феномены, выминают в результате взаимодействия субъектов коммуникативного процесса (отдельных индивидов и общностей) в определенных условиях, воспроизводят социально-психологическую реальность, побуждают и регулируют поведение людей, способствуют организации разных форм деятельности и общения, осуществляют обмен Информацией и переживаниями.

Основными социально-психологическими явлениями являются: общность, образ жизни, стереотип, общение, конфликт, настроение и прочее. Возникают и распространяются они в результате действия умышленно создаваемые (слухи, различные объединения и т. п) и тех, что возникли и развились стихийно (мода и др.) механизмов. Универсальными механизмами социально-психологических явлений есть подражания, внушения, заражения, убеждения и тому подобное. Социально-психологические явления классифицируют по содержанию (нормальные и деформированные), степенью устойчивости (динамические - например, различные виды общения, динамико-статичные - например, настроения; статические - например, традиции, обычаи) и др.

Объектом социально-психологического отражения есть не все окружающее, а только то, что связано с взаимодействием людей, их совместной деятельностью. Итак, социально-психологическое отражение обусловлено появлением качественно нового образования - группового субъекта деятельности (социальной группы, общности и проч.), что существенно изменяет характер регуляции между людьми, поскольку взаимодействие между ними, их совместная деятельность невозможны только на основе інтерсуб"єктивних отношений. В результате субъективного отражения объективной реальности возникает социальное поведение людей, которое всегда нуждается в координации, распределения функций, контроля, то есть должна функционировать на основе определенных общественно (совместно выработанных норм. Социальное действие на основании норм и ценностей реализуется через чувства, переживания, представления конкретных людей. Социально-психологическое отражение является социальным по содержанию и психическим по форме и способу регуляции.

Итак, для уточнения предмета социальной психологии и ее места в системе научного знания принципиальное значение имеет выяснение соотношения социального и индивидуального, поскольку их интеграция и выявления новой реальности является определяющей в развитии социальной психологии как самостоятельной отрасли знания (рис. 3).

Рис. 3. в

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления реальности, которая формируется в процессе субъективного отражения человеком объективных социальных отношений и социальных общностей.

Это определение охватывает важнейшие сущностные признаки социальной психологии:

Личностные механизмы регуляции социального процесса;

Ценностное отношение индивида к социальному, что позволяет социальной психологии объяснить поведение человека в социальной среде, конкретной группе; как ее поведение, возникшее в результате субъективного воспроизведения индивидом объективного мира, деятельность влияют на функционирование социальной общности, которым является индивидуальный вклад каждого человека в работу группы;

Социально-психологические факторы, которые определяют развитие активности личности и группы;

Социальные общности, массовые явления, которые влияют на человека и его поведение.

Итак, современное понимание предмета социальной психологии не ограничивается исследованием традиционных сфер, а раскрывает механизмы взаимоотношений на уровне "группа - общество", "индивид - общество". Это свидетельствует, что предмет социальной психологии охватывает все более широкую социально-психологическую реальность, связанную с массовым сознанием и массовым поведением людей.

Задачи социальной психологии

Развиваясь в единстве теоретических и практических аспектов, социальная психология постоянно углубляет и расширяет свой предмет, параллельно решая конкретные социально-психологические проблемы, тем самым выполняя разнообразные теоретические и прикладные задачи:

Решения общих научных проблем, связанных с. формированием знаний о социально-психологическую реальность, объяснением процесса субъективного отражения объективной действительности, разработкой социально-психологических концепций о взаимодействии между людьми и социальными спільностями, методологию, методы, способы социально-психологических исследований (социально-психологические проявления личности, сфера общения, межличностных отношений и групповых процессов, социально-психологические явления в макросреде и др.);

Изучение проблем, связанных с изменениями социально-психологической реальности, анализом путей и средств воздействия на механизмы ее становления, развития и функционирования;

Теоретическое осмысление места и роли человека, развивающийся в обществе, которое также меняется; выявление конкретных социально-психологических характеристик личности, наиболее распространенных ее социально-психологических типов, коммуникативных программ поведения;

Исследование отношений и общения, в том числе в экстремальных и конфликтных условиях, а также в связи с утверждением в социуме новой системы ценностей и форм собственности;

Выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказания помощи.

Какие бы задачи не решала социальная психология, она должна корректно относиться как к достижений отечественной науки и практики, так и в теоретических и прикладных достижений зарубежных ученых.

Предмет социальной психологии. Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии: социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д. Парыгина. Социальное взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Законо-мерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы.

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е отличающи-мися друг от друга, что характерно для большинства погранич-ных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология.

Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви-да, которые проявляются в результате его включения в от-ношения с другими людьми, в различные социальные груп-пы (семью, учебные и трудовые группы и т д) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити-ческих, управленческих, правовых и др). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как об-щительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе-номен общения, например- супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично-стью и группой, а также межгрупповым

3. Психологические процессы, состояния и свойства различ-ных социальных групп, как целостных образований, отлича-ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение тол-пы, паника, слухи, мода, массовый энтузиазм , ликование, апатия , страхи и т. д

Объединяя различные подходы к пониманию предмета соци-альной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Предмет социальной психологии : закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода:

Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.


Второй подход , напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны , больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны , выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Третий подход . В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода.

Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:

· понятие социальной общности;

· особенности поведения человека в социально не организованной и в социально организованной общности;

· понятие социальной группы, классификация социальных групп;

· социально-психологическая организация малых групп;

· модификация индивидуального поведения в условиях социальной группы;

· общение как средство социального взаимодействия;

· межперсональное взаимодействие в процессе общения;

· психология больших социальных групп;

· психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений;

· психология социального управления.

Методы социальной психологии.

Методы сбора информации :

Наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный), естественный контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.

Методы сбора первичной информации . Формы каждого из названных методов весьма многообразны. Наблюдение может выступать, например, в виде самонаблюдения или наблюдения со стороны за поступками, поведением и психическим состоя-нием других людей. Разновидностью последнего является "вклю-ченное" наблюдение, когда исследователь сам входит в изучаемый коллектив в качестве одного из его членов и скрыт-но ведет наблюдение за поведением других членов группы. По своему объекту наблюдение может быть направлено на так называемые "значимые" или "стандартные" ситуации.

Наблюдение - «старый» метод социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.

Изучение документов имеет большое значение , поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Большое значение в эмпирическом исследовании имеет работа по изучению документального материала. В широ-ком смысле слова документ - это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вооб-ще все продукты или следы человеческой деятельности, зна-ние которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста. Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ ». Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Опросы - распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Может осуще-ствляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестирова-ния и т.д. Специфической формой опроса являются диспуты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массо-вой информации.

Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервьюи анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения.

Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже - групповые тесты.

Тест - это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.

Эксперимент - один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Методы обработки информации . После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап ис-следования, который заключается в определении степени досто-верности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень досто-верности обеспечивается как сочетанием ряда методов, напри-мер опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением современных средств вычислительной техники для обработки большого коли-чества полученной информации. Однако проблема точности ис-следования в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических дан-ных. Не менее важным условием точности исследования явля-ются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Когда определена степень достоверности исходных данных, установлена какая-то зависимость, корреляция между раз-личными элементами исследуемого объекта, на первый план выступает задача соотнесения сформулированных ранее рабо-чих гипотез и моделей структуры и механизмов изучаемого явления с полученными эмпирическими данными. На этом эта-пе решающее значение приобретает система принципиальных теоретических установок исследователя, глубина и последо-вательность методологического аппарата науки. В соответ-ствии с этим можно говорить уже не только о совокупности методов получения, первичной, количественной обработки ин-формации, но и о системе методов вторичной, качественной обработки эмпирических данных, с целью объяснения установленных на основе анализа статистического материала зависи-мостей. (Точнее здесь было бы говорить не просто о переходе от количественных к качественным методам или методам ка-чественного анализа, а к методам анализа качества изучаемо-го явления.)

Методы социально-психологического контроля (СПК) . Особое место в арсенале средств социальной психологии наряду с ме-тодами воздействия и исследования занимают методы соци-ально-психологического контроля. Их специфика состоит в том, что они применяются, как правило, во-первых, на основе уже имеющейся первичной информации об объекте наблюде-ния; во-вторых, выходят за рамки чисто исследовательских процедур; в-третьих, соединяют в себе методы диагностики и направленного воздействия в одно целое, подчиненное прак-тическим задачам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например эксперимента, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным. От простого одноактного наблюдения за тем или иным социально-психологическим про-цессом до наблюдения систематического, предполагающего регулярное снятие информации с объекта и замеры его раз-личных параметров. Такова, например, практика социально-психологического мониторинга.

Задачи социальной психологии. Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии - участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства.

Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «i» поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая - преимущественно с «психологической» проблематикой.

В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т.Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре - лектором-психологом.

После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К.Стефан и В.Стефан так и называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д.

Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают по крайней мере две задачи для исследователей.

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой.

Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.

Во-вторых , задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции.

Французский социальный психолог справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984). Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. «Академизм» и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины.

В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.

Специфика социальной психологии , сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность - все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание.

Формально процессы остаются теми же : люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям - все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.

Во-вторых , новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др.

Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога - уметь выявить эти проблемы

Теоретические и практические задачи социальной психологии:

1 . Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3 . Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4 .Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5 . Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6. Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7 . Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь(учение о методах, совокупность применяемых методов, совокупность применяемых в науке принципов):

I . Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);

II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция , дедукция , абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.);

III. Специальные, собственные методы социальной психологии :

1. Методы воздействия (социально-психологические тренинги);

2. Методы социально-психологического исследования:

а) Методы обработки информации (общенаучные методы);

б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).;

IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.

Возрастание роли социально-психологического фактора в современных общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и общественных настроений, объяснение необходимости реформирования различных систем и их последствий, обеспечение социальной направленности реформ и социальной защиты населения).

Основные категории: социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.

  1. Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    И место юридической психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология ...

  2. Предмет , задачи и структура судебной психологии

    Реферат >> Психология

    ... психология» «Предмет , задачи и структура судебной психологии» Содержание Введение Предмет , задачи и методы судебной психологии История развития судебной психологии ... понятием ... криминологией, социальный психологией и психологией личности. ... имевшего место в...

  3. Предмет и задачи социальной психологии (1)

    Курсовая работа >> Психология

    Общей задачи материалистической переориентации психологии . Однако само понятие «социальная психология» в... предмете , задачах и методах, а также о месте социальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным и возможным. В социальной психологии ...

  4. Предмет и задачи социальной психологии (2)

    Курсовая работа >> Психология

    ... предмета и задач социальной психологии . Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место ...

  5. Понятие социальной общности (1)

    Реферат >> Социология

    ... . Понятие виды и структура социальных организаций Социальные классы и классовые отношения. Социальная стратификация и социальная мобильность. 5.1. Понятие социальной стратификации 5.2. Системы социальной стратификации 5.3. Понятие социальной ...




Top