Представитель народа абхазо адыгской. Абхазо-адыгская группа


22. Народы Северо-западного Кавказа.

После пересестимся западнее, к Черноморскому побережью, откуда проделаем путь до центральной части Большого Кавказа. На этой территории обитают три группы кавказских народов: абхазо-адыги, карачаево-балкарцы и осетины . С их жизнью и бытом мы познакомимся в этой части обзора.

Источниками текстовой информации послужили следующие издания:

- "Народы России. Этнографические очерки", (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- Ж.-Ж. Элизе Реклю. "Россия европейская и азиатская", т.2, 1884;
- Е.Марков, "Очерки Кавказа", (издание Товарищества М.О.Вольф), 1887;
- Н.Дубровин, "Очерк Кавказа и народов его населяющих". СПб, 1871;
- Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, №14, 1892;
- "Этнографическое обозрение" под ред. Н.А.Янчука, №1-2, 1899.

В обзоре использованы фотографии современников и иллюстрации из книг и журналов XIX века.

Абхазо-адыгские народы - абхазы, абазины, адыги (черкесы, кабардинцы) и ныне не существующие убыхи - имеют много общего в образе жизни и культуре, говорят на родственных языках и близки генетически.

Цвет лица абхазца смуглый, рост средний. волосы черны и перепутаны, вся фигура костиста и сухощава; большинство мужчин бреет головы. Жители Сухума и его окрестностей имеют цвет лица бледно-желтоватый.

Красивых женщин в Абхазии мало, и они вообще весьма скоро старятся. В них нет грации, деликатности, нежности и свободы. От тяжелых работ, которые исполняет женщина в домашнем быту, она огрубела, а постоянно висящая над нею власть мужа, который имеет над женою право жизни и смерти, сделала то, что во всех ее движениях и поступках выказывается что-то робкое, нерешительное.

В прежнее время турки в большом числе вывозили абхазских женщин, и вывезли лучшие типы. На долю абхазца осталась посредственность, весьма скоро старящаяся.
Подобно черкесам, абхазцы сжимают грудь молодых девушек особым корсетом.

Женщины в Абхазии, как и везде, гораздо чистоплотнее и опрятнее мужчин. Исполняя все полевые и черные работы, и занимаясь всем домашним хозяйством, абхазки одеты в чистое ситцевое платье, покроем своим подходящее к европейской одежде, и белые покрывала.

"Народы России"


Красота мужчин в Абхазии преобладает над красотою женщин, тогда как у абазин наоборот. Там женщины и девушки прекрасны в полном значения этого слова; они рослы и стройны до очарования. Здесь между женщинами встречается много лиц замечательной красоты.

Абазины вообще не имели привычки скрывать своих женщин, но в Абхазии помещики и князья, придерживаясь магометанскому обычаю, скрывают своих жен от постороннего глаза и показывают даже и врачу ручку своей больной жены не иначе, как сквозь прорезанное в ширме отверстие. Жены же простых крестьян показываются довольно свободно, а молодых девушек и вовсе не прячут.

"Народы России"


Деревень, в европейском смысле, не встречается в Абхазии. Население не сосредотачивается в дружных, скученных жильях, а, напротив того, каждая сакля, со своими незатейливыми службами и небольшими огородами, стоит совершенно особняком и не имеет связи с другими. Деревня, несмотря на то, что абхазцы живут небольшими группами, от пяти до десяти семейств, рассыпается по холмам и косогорам на значительное расстояние, и оттого местность принимает вид огромного я великолепного парка, посреди которого как будто устроены лачужки для сторожей. Дорога редко когда идет мимо жилья, и случается, что проезжий, находясь посреди деревни, не видит ни одного строения.

Дома в Абхазии похожи на плохо устроенную корзину, в которой сучья деревьев до такой степени дурно переплетены между собою, что образуют множество отверстий, в которые можно просунуть кулак. Сплетя себе из хвороста квадратную или круглую, смотря по вкусу, клетушку, накрыв ее сверху камышом, кукурузными листьями или, наконец, папоротником, абхазец считает, что построил себе дом, лучше которого и желать нечего. Перед дверью он делает небольшой навес; внутри, у одной из стен - очаг с такою же плетеною трубою, и сакля готова. В ней он проваляется кое-как зиму, лежа около очага на войлоке или бурке, и лучшего помещения он не желает и не ищет. Постройка такой сакли стоит одной коровы.

"Народы России"



К сожалению, не удалось найти полного изображения абхазского жилища XIX века. Но на последней фотографии видна стена абхазского дома, вполне соответствующая вышеприведенному описанию.
Низенькая перегородка делит саклю на две половины, которые, смотря по достатку хозяина; назначаются: одна для мужчин, другая - для женщин, или большая для людей, меньшая - для скота. С двух сторон, по стенам сакли, ставятся длинные деревянные скамьи, на одной лежит перина или войлок - это мебель сакли. Посредине, на земляном полу, раскладывается костер для обогревания семейства. Над костром - железная цепь с крючком для поддерживания котла. Свет костра, сквозя через стены, отсвечивается ночью на деревьях красноватым цветом и, смешиваясь с мириадами светляков, искрящихся в земле, представляет издали довольно фантастическую картину. В углах стоят сундуки, преимущественно красного цвета, окованные железом и заключающие в себе все фамильное имущество; возле них стоит кадка с кислым молоком, любимым напитком туземца. На дырявых стенах висит оружие: ружье в чехле, шашка и кинжал; тут же приклеена какая-нибудь грубая лубочная картинка, изображающая черта с двумя рогами и глупо растопыренными руками или что-нибудь в этом роде.

"Народы России"


Прежде чем перейти от абхазов и абазин к их ближайшим соседям - адыгам, обратим внимание еще на одну этническую группу абхазского народа - абхазских негров, проживающих, в основном, в селе Адзюбжа (Адзвибжа) в устье реки Кодор. Как они туда попали - не знает никто.

По одной версии, князья Чачба в XVII веке закупили и ввезли в Абхазию несколько сотен чернокожих рабов для работ на мандариновых плантациях. По другой - Петр I одаривал абхазских князей завезенными арапами, которые не смогли акклиматизироваться в холодном Петербурге, а в теплой Абхазии вполне себе прижились. В XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и считали себя абхазами.

Название "черкесы" в XIX веке часто использовалось для обозначения всех абхазо-адыгских народов. На самом деле на картине Григория Гагарина изображены верные российскому престолу абхазские и абазинские князья, составлявшие группу переговорщиков, которые в мае 1841 года пытались замирить предводителей убыхов с русским правительством. Но усмирение адыгских и убыхских племен продолжалось до 1864 года, когда северо-запад Кавказа бал окончательно покорен русскими войсками. После этого большая часть адыгов (черкесов), все убыхи, а также примерно половина абхазов и абазин, не желавших покориться России, покинули места своего проживания и переселились в Османскую империю. Более всего это коснулось племен, проживавших на побережье Черного моря.

Но программа колонизации Черноморского побережья русским населением, по сути, провалилась. В конце 1860-х было принято решения селить в этих местах, помимо русских, армян и греков - беженцев из Турции, а также вернуть туда адыгов, переселившихся на Кубань.

Адыги в XIX веке обобщенно именовались черкесами, субэтнос адыгов - кабардинцев - также иногда называли черкесами. Сейчас адыгов именуют, в зависимости от места проживания, черкесами, адыгейцами или кабардинцами. Шапсуги, проживающие, в основном, в регионе Сочи – Туапсе, сейчас учитываются как самостоятельная народность, по сути, являясь также адыгским субэтносом.

Патриархальная простота нравов, физическая красота, изящность, бесспорно делали черкесов первыми между остальными кавказцами, и их именем часто называли всех других горцев. К несчастию, они жили только войною и многие этимологи обясняют самое слово „черкес", в смысле „грабитель", „бандит", „разбойник с большой дороги".

Они большею частыо красивы, стройны, с тонкой талией и широкоплечи; лицо овальное, чистое, с блестящими глазами и окаймлено густыми черными, иногда каштановыми или светлыми, волосами. Их привычку держаться прямо и откидываясь назад приписывают матерям, которые грудных детей привязывают плашмя к доске. У мужчин и женщин тучность или какой либо другой физический порок считается позором; те, у которых есть таковой, удерживаются от посещения общественных празднеств и народных собраний. Зная, что красота есть неотъемлемая принадлежность их расы, черкесы женятся редко на женщинах другой крови. Их своеобразный нарядный костюм, который они носят с такой ловкостью, сделался национальным костюмом всех вообще горцев, а также и русских казаков; даже миролюбивые евреи до сих пор одеваются в черкеску, украшенную патронами, впрочем совершенно для них бесполезными.



Следуя древнему обычаю, молодой человек похищает силою девушку, на которой он хочет жениться. Молодая черкешенка вперед знает, что ей придется оставить родительский дом, уступить притворной или действительной силе или быть проданной в чужие края; но сила обычая такова, что лишение отечества и гаремная жизнь обыкновенно ничуть не страшат ее. Девушки уверены в том, что они в чужих краях сделаются законными супругами разных вельмож благодаря своей красоте, изящным манерам и поэтическому языку. В то время как другие женщины Востока были ни что иное как рабы, черкешенки же оставались людьми свободными, и это делало их еще более привлекательными.

"Россия Европейская и Азиатская"


Красота черкешенок с давних пор не находила соперниц. Правильные черты лица, стройный стан, маленькие руки и ноги, походка и все движения являли что-то гордое и благородное. Все, кто только мог видеть черкесских женщин, свидетельствуют, что между ними встречаются такие красавицы, при виде которых невольно останавливаешься, пораженный изумлением. «Про черкешенок», - говорит очевидец, - «можно сказать, что они вообще хороши, имеют замечательные способности, чрезвычайно страстны, но в то же время обладают необыкновенною силой воли».

Конечно, понятие о красоте женщин относительно; нельзя сказать, чтобы все черкесские женщины без исключения были красивы, но, во всяком случае, они служат лучшими представительницами прекраснейшего кавказского племени. Но обычай надевать на девушку корсет с раннего возраста и не снимать его до замужества делает то, что грудь красавицы не развивается, следовательно, красота женщины теряет многое. По выходе замуж девушки, молодой супруг распарывает кинжалом шнур корсета, но делает это с особенною осторожностью, чтобы не захватить тела и сафьяна. Рассказывают, что после снятия корсета у молодой замужней женщины грудь вырастает в две недели.
У абадзехов и у некоторых шапсугских фамилий девушки не носят корсетов; оттого и женщины их более красивы и кокетливы.

"Народы России"


Что касается мальчиков, то их чаще всего воспитывали не сами родители, но "аталыки" или воспитатели, которые выбирались из людей, обладавших физическими и нравственными достоинствами: мужеством, вежливостью. красноречием, умением управляться с оружием с конем. Родители не доверяли своей нежности и, боясь портить собственных детей, давали им другого отца, поручая ему сделать из них хороших наездников, бойцов и охотников, научить их выражаться языком простым, красноречивым и поэтическим. Когда воспитание молодого человека считалось оконченным, он опять вступал в свою семыо, не переставая, однако, относиться к аталыку, как к своему истинному отцу.

"Россия Европейская и Азиатская"


Дом черкеса состоит из нескольких комнат с низкими дверьми и маленькими окнами без стекол, весьма редко затянутыми пузырем. Плотно запираемые ставнями, окна служат более для наблюдения за тем, что делается на дворе, чем для освещения комнат: главный свет проходит через двери, растворенные настежь летом и зимою. На ночь двери запираются и заколачиваются изнутри деревянными клиньями, отчего в аулах каждый вечер поднимается всеобщий стук. Около одной из стен комнаты устроено полукруглое или четырехугольное углубление в земле для огня, над которым висит высокая труба из плетня, обмазанного глиною. Пол земляной, но так хорошо убитый, что не дает пыли. Вокруг печи приделаны полки, а иногда повешен целый шкаф, на полках которого ставится домашняя утварь и посуда, а оружие и одежду вешают на гвоздях. Если хозяин человек зажиточный, то колонна тарелок, ничем не покрытая и разложенная на самом видном месте полки, свидетельствует о его достатке. Широкие, низкие кровати, покрытые войлоком и коврами, и небольшие круглые столы, расставленные по разным местам комнаты, составляют всю мебель туземца.

"Народы России"


Кабардинцы, или как они называют себя "кабертай", населяют почти весь южный склон центрального Кавказа, между Эльбрусом и Казбеком. Они этнологически очень близкие родственники черкесам или адиге. Красивые, стройные и гордые, как адиге, любящие подобно им войну и борьбу, они с трудом привыкают к мирным привычкам земледельческой жизни. Кабардинцы сохранили кое-что из кочевой жизни: они гораздо более заняты выращиванием лошадей и овцеводством, нежели обработкой пашен. Их земли, луга и леса до сих пор в общинной собственности. Каждый имеет право на полосу земли до тех пор, пока он обработывает ее сам, в противном случае земля поступает обратно в общину кабардинцев.

У них более чем у всех других кавказских племен смелая кража считается доблестью - при том, однако, условии, чтобы совершалась за пределами своей деревни и своего племени, и чтобы вор оставался не пойманным, иначе он делается предметом всеобщих шуток и насмешек.

"Россия Европейская и Азиатская"


Большинство горцев Кавказа славятся своей вспыльчивостью, но черкесы - в особенности.

В 1867 году в одном из аулов Кабардинского округа два человека поссорились за место на водопое; последствием ссоры был один убитый и три человека тяжело раненых. В одном участке совершено убийство при споре за барана. В другом один назвал другого в шутку милиционером и за это был ранен. Там же один старик, заметив, что 8-летний мальчик, прогоняя мимо быков, пустил их травить его сено, стал бранить его и ударил хворостинкой. Последний выхватил кинжал и убил старика.

Подобных примеров нетерпеливости, обидчивости и кровавой мстительности можно привести сотни. Вообще самого незатейливого и невинного спора, хотя бы о курице, баране, достоинстве лошади, красоте девушек и т.п. было совершенно достаточно для того, чтобы освирепевшие старцы и молодежь взялись за кинжалы и пистолеты, всегдашние спутники каждого. Возникали целые свалки, в которые, с копьями в руках, вступали и холопы за честь и достоинство своих господ. До сих пор кабардинцы сохранили в памяти предание об одной чудовищной свалке из за самой пустой причины. Один бедняк выпросил у соседа своего на короткое время для сеяния муки сито и затерял его. Хозяин сита был в претензии, поссорился, и следствием происшедшей по этому случаю драки было умерщвление до 500 душ обоего пола. Все они погребены на одном месте, и могилу их называют "кузанака", т. е. ситовая могила.

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. XIV



Карачаево-балкарцы , в отличие от абхазо-адыгов, говорят на языке тюркской семьи. В дореволюционной литературе их, подобно другим тюркоязычным народам, часто называли "татарами". В ряде изданий XIX века и карачаевцев, и балкарцев именовали просто карачаевцами, этноним "балкарцы" встречался редко. Карачаевцев и балкарцев нельзя считать даже субэтносами одного народа - они представляют собой единый этнос, разделенный территориально. Карачаево-балкарцы замирились с российской короной раньше адыгов, поэтому массовые переселения 1860-х годов их не коснулись. Правда, через 80 лет и их не минула чаша сия, но это уже совсем другая история...
Главным занятием карачаевцев служит скотоводство, преимущественно разведение овец. В среднем на карачаевский двор приходится от 50 до 100 лошадей, несколько сот овец, и десятка два-три голов рогатого скота; встречаются богачи, обладатели двух, трех тысяч лошадей и тысяч 20 овец, но они представляют редкое исключение.

Земледелие для карачаевца лишь подспорье: земли, удобной для пахоты, в его тесных долинах очень мало. Климатические условия позволяют сеять только ячмень и овес. Своего хлеба населению не хватает, и приходится его прикупать из соседних станиц.

Условия скотоводства заставляют карачаевца почти круглый год жить далеко от аулов: летом, с июня по октябрь, он пасет свой скот на высоких горных пастбищах, в ущельях главного хребта, куда он забирается, как только сойдет снег. Зимой он спускается в низменные долины, по возможности защищенные от ветров. Круглый год скот пасется на подножном корму, и поэтому обильная снегом зима, лишая скот корма, может навести чувствительный ущерб скотоводу. На зимовках карачаевцы строят коши, первобытные жилые постройки, в которых всегда проживает часть семьи. Продолжительное занятие скотоводством, пребывание на кошах в полном одиночестве не способствовали развитию в карачаевцах воинственных наклонностей. Это, может быть, самое мирное племя среди кавказских горцев.



До сих пор жизнь карачаевца протекает в довольно примитивных условиях. Карачаевская сакля представляет приземистый сруб из толстых дубовых бревен, концы которых не обрубаются и торчат иногда на полтора-два аршина. В суровые зимы карачаевец иногда обрубает их, сколько ему нужно для топлива. Земляная крыша покрыта высокой травой, которой зачастую питаются козы. Вообще, не гоняясь за изяществом в постройках, карачаевец предпочитает полезное приятному. В последнее время богачи обзаводятся домами „русского образца", как говорят туземцы. Их строят за огромные деньги русские плотники из Тамбовской и Пензенской губерний.

Этнографическое обозрение, 1899, кн.40-41


Никаких ремесел, исключая приготовление бурок, карачаевцы не знают. За предметы роскоши им приходится сильно переплачивать и кумыкам, золотых и серебряных дел мастерам, которые украшают позолотой их кинжалы и пояса, и горским евреям, держащим в каждом ауле мелочные лавки. Даже продукты скотоводства: айран, масло и сыр карачаевцы приготовляют неумело и чрезвычайно нечистоплотно. На продажу молочные изделия не идут, не удовлетворяя вкусу более требовательных покупателей, и употребляются исключительно туземцами. Рассказывают, что на на кошах часто, за неимением посуды, коров доят прямо на землю. Несмотря на плохие гигиенические условия жизни, особенно на летних кошах, где мясо битой скотины просушиваемое на солнце, разлагаясь, до того отравляет воздух, что кош приходится обходить за версту, карачаевцы отличаются замечательным здоровьем и долговечностью. Столетние старики между ними не редкость, встречаются и по 110, и 120 лет.

Этнографическое обозрение, 1899, кн.40-41


Ислам еще недостаточно глубоко проник в сознание народных масс и не успел выработать из карачаевцев религиозных фанатиков. Это доказывается небрежным отношением к некоторым предписаниям религии, например, несоблюдением обязательных для каждого правоверного 5 ежедневных намазов, а также относительной свободой женщин. Они никогда не закрывают лица (даже замужние), а девушки не лишены общества мужской молодежи. Очень часто бывает, что из соседних кварталов аула приходят в гости парни, и тогда, при участии девиц, устраивается перед саклей импровизированный бал с танцами под гармонику; здесь впервые возникают нежные чувства и предрешаются браки.

Карачаевцы в большинстве случаев придерживаются моногамии; случаи, когда человек имеет двух жен встречаются сравнительно редко. Раньше у карачаевцев наблюдалась строгая экзогамия, и случаи браков между представителями одного и того же рода всегда вызывали негодование сородичей. В настоящее время этот обычай уже не соблюдается с такою строгостью.

Этнографическое обозрение, 1899, кн.40-41


Обычным брачным возрастом в настоящее время являются для мужчин 22-23 года, для девушек - 18 лет. Раньше часто бывали случаи, что два хороших приятеля еще в детстве обручали своих малолетних детей с целью породниться. Был в прежнее время в ходу и другой способ заключения браков: жених вручал свой нож брату девушки, которую он хотел иметь женою, и если тот принимал его, то брак считался решенным, и отказаться от него считалось уже бесчестным. В настоящее время браки совершаются по свободному соглашению вступающих в него и их родителей, или же путем увоза, или похищения невесты женихом. Последний способ применяется в том случае, если родители невесты не согласны на брак или принуждают девушку к браку с не нравящимся ей юношей, или, наконец, если они требуют чересчур большой калым, которого жених не в состоянии выплатить.

Этнографическое обозрение, 1899, кн.40-41


Жители Центрального Кавказа - осетины , обитающие по обе стороны Кавказского хребта, своими предками имеют древних ираноязычных аланов, произошедших, в свою очередь, от скифо-сарматов. Осетины не имеют единого самоназвания: они называют себя либо иронами, либо дигорцами. Осетины присоединились к России в 1774 году. Представители этого народа участвовали во многих войнах России в составе Терского казачьего войска.

Осетины сами себя называют иронами, то есть происшедшими от Ира; но кто такой был Ир - народ не может объяснить этого. В прежнее время, по словам народа, к осетинам переселялось много разного рода людей: грузин и горцев, бежавших от преследования персиян на северную покатость гор. Все осетины - народ преданный нашему правительству и весьма усердные исполнители его распоряжений. Усердие это и прилежание не распространяется, однако, на их домашнюю жизнь.

Никто меньше осетина не думает о завтрашнем дне, а текущий день он проводит в праздности и лени, сидит дома у дымящегося костра, с трубкою во рту, или спит, или бродит по горам, не желая ничего приобретать и предоставив свое незатейливое хозяйство на попечение жены.

Все осетины весьма жадны до денег, которые, однако же, они стараются приобрести не для употребления, не для улучшения своего быта, а для хранения взаперти. Богатый и бедный одинаково ходят почти голые в лохмотьях. Всеобщая бедность царствует между осетинами. На вопрос о причине этих бедствий осетин глубокомысленно отвечает, что он беден от неурожая хлеба, большинство которого идет на приготовление араки (род водки), без которой они жить не могут. Осетины говорят, что они праздны по неимению хлебопашных мест. Это правда, но справедливо и то, что иногда вблизи аула видны большие поляны, которые могли бы быть возделаны, но остаются не обработанными по беспечности.


Кабардинцы с одной стороны, грузины - с другой, держали осетин по целым столетиям взаперти в их мрачных заоблачных аулах, не пропуская на равнину ни для торговли, ни для сношений с другими племенами. Поневоле старая многоэтажная башня замка сделалась для осетина целым миром, который один только привык он любить, за который один он готов был умереть с оружием в руке. Собственный двор, обнесенный стенами и башнями, сохраняющий древних родовых божков и в камне очага и в столбе, поддерживающем кровлю, и в каждой, от века обязательной, хозяйственной подробности дома, да родной аул - дальше этих пределов не простирались привязанности осетина.

Аулы редко сносились друг с другом через пропасти и снеговые утесы, а если сталкивались, то почти всегда враждуя, для разрешения оружием какого-нибудь спора за лес или пастбище или для выполнения священных законов кровавой мести. Дигорец дичился алагирца, алагирец - тагаурца или куртатинца. Каждый род жил обособленною и замкнутою жизнью, исполненный недоверия и опасений ко всему, что кругом его. Такая жизнь вечного одиночества и враждебности развивала в осетинском горце могучую силу самопомощи и сноровку борьбы.

"Очерки Кавказа"



На крутизнах высоких скал, в суровых оврагах, ущельях и по лощинам лепятся осетинские аулы, по преимуществу обширные и многолюдные. Живописны жилища, разбросанные без всякого порядка между рощами и деревьями, под тенью которых прохлаждают себя обитатели в жаркое время. Впрочем, таким временем осетины пользуются вообще очень немного. В холодное время осетинские аулы делаются островами, отделенными от всего мира, и население скучивается в своих жилищах.

Жилища осетин не одинаковы и не однообразны. В местах безлесных дома и прочие хозяйственные постройки складываются из плитняка без глины, а в ущельях, изобилующих лесом, строятся из дерева.

Каждый каменный дом имеет вид замка в два или три этажа, с высокими башнями и плоскою земляною крышею. Такой дом, обнесенный каменною оградою и имеющий высокую башню, носит название галуана.

Часто дом осетина одним своим фасадом вделан в гору, так что задняя стена и часть боковых образуются земляною или скалистою стеною горы. и потолок нижнего этажа, в котором преимущественно содержится скот, служит полом для второго, сообщающегося со двором посредством внешней лестницы, идущей на площадку, образуемую нижним выдающимся вперед этажом. Во втором этаже живут сами осетины, а верхний, если он есть, предназначается частью для приема гостей, частью служит вместо кладовой. Главное строение имеет по две двери: одну посередине, а другую боковую, ведущую на двор; небольшие четырехугольные отверстия без рам заменяют окна.

Большая часть деревянных домов или сакель строится в виде сараев и часто состоит из плетня, смазанного с обеих сторон глиною, с дощатою крышею, опирающейся на два столба и заменяющей потолок. Внутренность такого жилища состоит из двух комнат с земляным полом. У богатого владельца к внешней стене сакли прислонена полукруглая печь, сделанная также из плетня, обмазанного глиною, а у бедного - очаг, раскладываемый посередине сакли между двумя большими камнями.

"Очерк Кавказа и народов, его населяющих"



Сходка хозяев аула (нихас) заменила собою все государственное устройство, суды и законы. Всякий покорялся беспрекословно приговору нихаса и неподвижным обычаям старины, которые поддерживались даже изгнанием, даже смертною казнью. В стенах дома была одна, точно такая же простая, безапелляционная, веками освященная власть - воля отца. Отец - глава дома, это живой закон осетинской семьи; даже взрослый сын не смеет заговорить с ним первый, не смеет сесть при нем, не смеет есть при нем. Отец входит в комнату - и все встают на ноги: жена, сыновья, домочадцы, всё умолкает и ждет, что скажет, что велит сделать хозяин. Старшинство вообще в огромном почете у осетина. Младший брат во всем слушается старшего, служит ему, не садится при нем. Полковники, заслуженные офицеры из осетин - встают со своего места и уступают его, когда в дом войдет старик, хотя бы простой пастух.

Отец семейства обедает отдельно от семьи; ему служат младшие члены. Для него в доме непременно стоит особое деревянное кресло, большею частью изукрашенное резьбою, иногда глубокой старины. Осетин не сидит, поджав ноги, как другие горцы Кавказа, а садится, по-нашему, на скамьи и стулья. Но это почетное семейное кресло служит только для отца, переходя из рода в род, как атрибут родительской власти.

"Очерки Кавказа"


На женщине лежат все заботы и все работы дома. Трудно найти более трудолюбивую и полезную для дома хозяйку, как осетинка. Пустынная жизнь гор, отсутствие всякой торговой и промышленной жизни, всяких сношений о городами, поневоле заставили ее находить в себе самой, внутри своего галуана, удовлетворение всем потребностям семьи.

Осетинка сама прядет шерсть своих овец и ткет из нее прекрасные мягкие ткани для черкески или башлыка своего мужа; осетинка шьет ему сапоги из кожи козла или буйвола, папаху из домашней овчины, приготовляет изящные позументы и тесьмы для отделки его платья и оружия. Словом, осетин одет с головы до ног своею женою. Нечего говорить, что он накормлен, напоен и обмыт ею же. Она готовит ему любимую его водку (раку) и ячменное пиво, она лакомит его вкусными сырниками и пирожками, она обрабатывает его поля, приносит на своей спине дрова из леса, относит зерно на мельницу.

"Очерки Кавказа"


Как бы поздно ни вернулся глава дома, верная жена должна ждать его, не раздеваясь, снять с него мокрую бурку или пыльные сапоги, накормить, обогреть и уложить в постель своего сурового повелителя, который стыдится даже сказать ей ласковое слово.

Конечно, эти обычаи прошлого уже сильно уступили давлению русского закона и влияниям новых идей; они сохраняются в глуши недоступных ущелий, но уже почти забыты в селениях плоскости или в аулах долин, через которые проходят проезжие дороги.

Грозная патриархальность отеческой власти исчезает мало-помалу из осетинской семьи вместе с прежним целомудрием, прежней честностью слова и даже отчасти прежним гостеприимством.

Осетинка окрестностей Владикавказа не только не славится теперь целомудрием, но вошла в пословицу своею легкостью нравов. Осетин, уже потершийся около городского базара и судебных кляузников, стал отъявленным плутом. Поэтому изучать характер настоящего осетина невозможно по этим изуродованным продуктам цивилизации больших дорог. Для этого нужно углубиться в верхние долины гор, к подножиям снеговых кавказских титанов. Крепче всего, все же, уцелели обычаи гостеприимства и уважения к отеческой власти.

"Очерки Кавказа"


Христианство распространено преимущественно в простом народе; магометанства придерживаются старшины и вообще высшее сословие, так как оно допускает многоженство, но все, не имея ясного понятия о религии, клонятся на сторону той, которая представляет им более покровительства, менее требований и более выгод. Мужчины слабо придерживаются религии, а женщины еще того менее. Все это ведет к тому, что осетины отличаются веротерпимостью друг к другу, или, лучше сказать, совершенным равнодушием к религии.

Все племена одинаково верят в Бога, от которого происходит все хорошее и худое; верят в его могущество, в существование рая и ада. По их понятию, в будущей жизни, все те люди, которые отличались на этом свете доброю жизнью, будут жить в своем семействе и соединятся душою и телом; будут жить вечно в раю, и, точно так же, как на этом свете, будут наслаждаться многоженством, хорошею пищей и гуляньем в роскошных садах...

"Очерк Кавказа и народов, его населяющих"


На этом мы завершим знакомство с народами Северного Кавказа. Далее, перейдя через Большой Кавказский хребет, мы окажемся в Закавказье, регионе не менее богатом и разнообразном в этнографическом отношении.

| 26.10.2012 | 09:00

Актуальные проблемы абхазо-адыгских народов - это проблемы, затрагивающие жизненные интересы близкородственных абхазов, абазин, адыгейцев, кабардинцев и черкесов, от решения которых зависит дальнейшее существование их уникального этнокультурного массива. К актуальным проблемам этих народов относятся: проблемы языка и культуры, образования и науки, демографии и здравоохранения, криминала и коррупции, экономики и финансов, внешней и внутренней политики. Достаточно актуальны в среде абхазо-адыгских народов и проблемы, связанные с неопределённостью идеологических ориентиров общества, национальной идеи, а также с отношениями между властью и гражданским обществом. Набор существующих проблем в этой среде обозначен мною исходя из их приоритетности в соответствии с мнением и взглядами абхазов и абазин. Приоритетность зафиксированных проблем, проявляющаяся среди адыгов, до недавнего времени была почти аналогичной с абхазами. Но со временем, на мой взгляд, приоритетность обозначенных проблем среди них изменилась по причине усиления политизации адыгского общества, особенно в сфере отношения адыгов с Грузией и странами Запада.

Исходя из уровня сложности и объёма темы, а также небольшого отрезка времени, отведённого для доклада, считаю необходимым постараться раскрыть её в сжатой тезисной форме, указывая лишь на основные факты и причины проблемных явлений, а также способы и методы их решения. Из обозначенных мною проблем, скорее всего, я успею раскрыть суть лишь некоторых из них, а именно проблемы абазинского народа, этого своеобразного альтер-эго (второго «я») абхазов, абхазо-адыгских отношений, развития абхазо-адыгских языков и демографии абхазов.

Более полугода назад, благодаря ссылке, присланной мне на электронную почту раввином, известным и во многом скандальным политологом Авраамом Шмулевичем, я вышел на сайт «youtube.com», где был размещен видеоматериал с выступлением режиссёра Андрея Кончаловского под заголовком «Ужаснись самому себе» о большой российской драме.

Данные, с которыми знакомит нас Кончаловский, просто шокируют. На протяжении всего выступления Кончаловского чувствуется боль известного режиссёра, которую он испытывает по отношению к родной России, русскому и, в целом, российскому народу. После просмотра видеоматериала я вновь, уже в более острой форме, задумался о положении дел в своей стране и в своём народе. И именно тогда у меня возникла мысль написать статью об актуальных проблемах абхазо-адыгских народов и о путях решения этих проблем. А ситуация в среде наших народов действительно сложная, драматичная, но далеко небезнадёжная. Причём драматичность эта из-за численности, к примеру, моего народа, как мне кажется, быть может более глубока, нежели современное состояние жизни российского общества и конкретно русского народа.

Каждый народ, как известно, имеет свою национальную сущность, которая отражает его мировоззрение, психологию и культуру. Сущность абхазов раскрывается через Апсуара (абхазство), а сущность адыгов - через адыгагъэ (адыгство) - уникальную, самобытную, универсальную и богатейшую культуру, являющуюся общепризнанным обозначением абхазской и адыгской этики, совокупностью её принципов и норм, морального идеала, воплощающего лучшие черты абхазско-адыгских народов.

К сожалению, сегодня в абхазо-адыгской этнической среде происходит заметное снижение качества восприятия и оценки этой национальной культуры, наблюдается укрепление позиций норм западной морали. Скажу за абхазский народ: он в настоящее время достаточно быстрыми темпами сползает в овраг большой гуманитарной катастрофы, из которой лет через 15-20 ему просто не выйти. Местный социум подвержен многим язвам современного быта. Это и криминал, и наркомания, и массовые злоупотребления алкогольными напитками, и коррупция, из-за которых мы подвергаем себя огромному риску потерять целое поколение современной молодёжи.

Кризис, ощущаемый в абхазской этнической среде, весьма ощутимо отражается на всём народе, на всех без исключения родственных фамильных группах, из которых складывается сам абхазский народ. Что сегодня более всего беспокоит абхазов в жизни молодёжи? Как мы её воспитали? Достойны ли они, могут ли развить абхазское государство до процветания? Судите сами…

Факт криминализации жизни общества за послевоенные годы привел к реанимации кровной мести, которую подавляющая часть абхазов считала давно изжитым явлением. Если же ранее в абхазском обществе существовали неписаные правила взаимоотношений между обидчиком и мстителем, получившие яркое отражение в ряде произведений абхазской литературы, то в наши дни имеются случаи убийств обидчиков из-за угла, в присутствии детей, женщин, большого скопления людей.

По-прежнему высока смертность людей, попадающих в автокатастрофы по вине пьяных водителей. Происходит неуклонный рост численности наркоманов и криминализированной молодёжи, среди которой процветают воровские нравы и понятия. Растёт число самоубийств, причём сразу после грузино-абхазской войны произошло омоложение возраста самоубийц. Теперь налагают на себя руки и те, кому не более 12-15 лет. В Абхазии сложилась воистину драматическая ситуация с состоянием здоровья у граждан страны. Резко сократилась продолжительность жизни абхазских долгожителей. В домах престарелых, увы, недавно появились первые абхазские старики. Ещё раньше республиканские СМИ заговорили о первых абхазских детях-беспризорниках.
В условиях большей свободы нравов, характерной для современной молодёжи, растет количество грубых нарушений экзогамии, не говоря уже о других формах брачных ограничений. Причём эти нарушения в ряде случаев сопровождаются самоубийствами старших членов семьи, былой авторитет которых был известен далеко за пределами села или района их проживания.

Положение в Абхазии действительно сложное, однако следует отметить, что только после прихода к власти нынешнего Президента Абхазии Александра Золотинсковича Анкваб ситуация стала медленно, но верно выправляться. Да, пока ещё мы далеки от совершенства. Но уверяю вас, общественность Абхазии и нынешнее Правительство страны знает о проблемах нации. Мы не просто знаем о них. У нас болит душа за будущее нашего государства. И мы, несмотря на трудности, сделаем всё зависящее от себя, чтобы вывести нашу страну вперёд по пути прогресса.

Конечно, более всего обидно не то, что у нас есть обозначенные мною проблемы. Всё познаётся в сравнении. У любого иного государства мира, возьмём хотя бы Россию и её регионы, проблем гораздо больше и острее, чем в Абхазии. Обидно то, что страна-победительница несправедливой и кровопролитной грузино-абхазской войны - Абхазия сегодня вынуждена бороться и с такими проблемами, которые давно уже решены в Грузии.

Остановимся на конкретных проблемах, волнующих абхазский народ. Рассмотрим факты, причины и результаты обозначенных мною проблем в алфавитном порядке. Хочу прежде всего затронуть абазинскую проблему, которая волнует жителей и властей Абхазии. Являясь выходцами из исторической Абхазии, предки абазин одними из первых оказались на территории Северного Кавказа и прежде всего современной КЧР. Первые инфильтрации протоабхазо-абазинского этнического элемента произошли в начале нашей эры. В VIII веке они массово заселили нынешнюю территорию Карачаево-Черкесии. В XIV веке сюда пришли носители тапантинского говора абазинского языка. В XVII-XIX веках - носители ашхарского диалекта. Все те из них, кто не известен нам своими абазинскими потомками, были ассимилированы в аланской, тюркской и адыгской среде. Из них наиболее известны потомки адыгов абхазо-абазинского происхождения. Их было столь много, что один из самых талантливых адыгских литераторов, а именно Заур Налоев, с которым я неоднократно встречался, определил их количество в среде кабардинцев цифрой до 40-50 процентов.

Образовывая Карачаево-Черкесскую автономную область постановлением ВЦИК РСФСР от 12 января 1922 года, её создатели проигнорировали факт большей численности абазин в сравнении с черкесами (абазин было больше на 325 человек), образовали не Карачаево-Абазинскую, а Карачаево-Черкесскую автономную область. Перед этим они переписали два абазинских аула, Абазакт и Псаучье-дахе, в черкесские населённые пункты и стали запрещать их жителям говорить по-абазински. До сравнительно недавнего времени абазины в КЧР, являясь коренным народом, не имели своей национальной территории. Но 1 июня 2006 года район абазинам был образован. Из 13 абазинских аулов в состав района вошло лишь пять. После принятия в КЧР нового закона «О границах муниципальных образований в КЧР», под прикрытием реформирования местного самоуправления у абазин в ауле Кубина было решено «отрезать» самый лакомый кусок в 600 гектаров в пользу соседнего города Усть-Джегута, кстати, бывшего родового владения абазинских князей Джегутановых. «В пользование» соседям планировалось передать и крупнейший в республике сельскохозяйственный комбинат «Южный», принадлежащий правительству Москвы и находящийся на абазинской национальной территории.

Тогда конфликт был улажен, но совсем недавно разгорелся новый конфликт, а именно из-за абазинских земель, расположенных в ауле Гумлокт (Красный Восток). Аул большой, но он единственный абазинский среди двенадцати карачаевских аулов. И для того, чтобы рано или поздно отхватить земли абазин, администрация Малокарачаевского района делает всё возможное для усложнения жизни аульчан. Она не строит здесь газопровода и не решает проблему обеспечения аула водой. Вместе с красновосточными жителями страдает и карачаевское население аула Кызыл-Покун. Последние не раз говорили, что страдают именно из-за абазин, дескать, если бы не проблема ненасильственного выселения абазин из аула Красный Восток, они получили бы газ давно и без какой-либо проблемы. Не так давно из района в аул прислали некоего Османова, являющегося, как мне объяснили, внешним управляющим по банкротству. Приехав в аул, он составил документы и распродал всё имущество совхоза «Красновосточный». Османов составил письмо в администрацию района, чтобы те забрали в районный фонд до 830 га земли (по другим данным - 487 га). Земельные участки были переданы фирме «Хаммер». Далее он указывает, что основой для такого решения якобы является сход жителей аула, которого на самом деле не было. Вполне вероятно, что до 1 января 2013 года, в случае продолжения такой политики, более тысячи аульчан потеряют ещё до 3 тысяч га настоящих абазинских земель. Такая антиабазинская политика властей и района, и КЧР может привести к плачевным результатам, ибо абазины здесь являются самым терпеливым, но в то же время и тем народом, который бесшабашно может пойти до конца.

Являясь коренным, но не «титульным» народом, абазины финансируются из республиканского центра по остаточному принципу. Абазинскую проблему можно решить, только изменив эту ситуацию. Пусть абазинские аулы и разбросаны по всей республике, главное их, для пользы дела и общественного спокойствия, связать неразрывными административными узами с руководством Абазинского района. При этом оставить все замыслы по отторжению абазинских национальных земель в чью-либо пользу. Иначе, уверяю вас, недалеко до беды в этом наиболее сложном регионе Северного Кавказа.

Вторая серьёзная проблема, которая напрашивается на рассмотрение, исходя из темы нашей конференции, это проблема абхазо-адыгских отношений, возникшая несколько лет назад. Проблема эта целиком и полностью инспирирована Грузией и беспокоит мой народ даже больше, чем ряд более острых и катастрофичных проблем, стоящих перед самой Абхазией. Ведь адыги - наши кровные с абазинами братья. Родство наших народов проверено временем и подтверждено всеми языковыми и генеалогическими материалами. Нет у абхазов и абазин в мире более близких братьев, чем адыги, и нет у адыгов более близких братьев, чем абхазы и абазины. Наш народ прекрасно помнит, как братья-адыги с оружием в руках отстаивали наравне с абхазами свободу и независимость Абхазии. Ближайший по хронологии пример - движение добровольцев в период Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов.

Абхазо-адыгские противоречия возникли не на пустом месте. Подобно тому, как СССР был взорван изнутри в результате тонкой и кропотливой деятельности американских политических институтов и спецслужб, абхазо-адыгское этнокультурное единство было максимально дестабилизировано грузинской стороной за период с 1994 по 2010 год. Я могу сегодня говорить лишь о дестабилизации абхазо-адыгских отношений, но никак не о разрыве единства наших братских народов.

Всё началось с навязчивых попыток Грузии завязать дружбу с адыгами. Цель такой политики ясна: оставить абхазов без физической поддержки со стороны ближайшего по родству и наиболее многочисленного народа на случай возобновления грузино-абхазской войны, противопоставить адыгов России, использовать «черкесский вопрос» как мощный фактор, дестабилизирующий ситуацию на Кавказе с целью недопущения проведения олимпийских игр 2014 года в городе Сочи.

Народы Северного Кавказа, и прежде всего адыги, были нужны Грузии для того, чтобы не остаться на Кавказе, среди кавказских народов в изоляции, после имевших место в Южной Осетии и Абхазии зловещих преступлений против человечества. Грузия признаёт геноцид черкесского народа со стороны Российской империи, создаёт в Тбилиси Центр черкесской культуры, основывает т.н. грузино-черкесские школы, работает с адыгскими общественными деятелями, финансирует деятельность антироссийских и антиабхазо-абазинских сайтов Интернета. Следует отметить, что Грузия демонстрирует завидную изобретательность в своей внешнеполитической деятельности в северокавказском направлении. Я имею в виду следующие факты, а именно: установление в одностороннем порядке избирательного безвизового режима для жителей северокавказских республик; учреждение льгот и квот для жителей Северного Кавказа при получении образования или медицинской помощи в Грузии; открытие специального телеканала «Пик», вещающего для северокавказских народов; признание Парламентом Грузии геноцида черкесов; открытие Центра черкесской культуры; объявление конкурса на лучший мемориал черкесским изгнанникам, который почему-то был построен непосредственно вблизи восточных границ Абхазии.

В итоге всей этой деятельности Грузии резко ухудшилось отношение большинства черкесов к России. Появились и первые абхазо-черкесские противоречия. Отношения между нашими народами, пусть временно, но всё же были отравлены десятками известных и даже «популярных» со знаком минус в глобальной сети антиабхазских заявлений нескольких адыгских сайтов, как например (приведу лишь несколько): 1) абхазы появились на этот свет две с половиной - три тысячи лет назад от смешения адыгов с женщинами какого-то народа, полученных адыгами, которым 7 тысяч лет от роду, вместе с детьми в качестве очередного военного трофея; 2) абхазы диаспоры, например, проживающие в странах Ближнего Востока, являются адыгам родными по ДНК, а вот абхазы Абхазии таковыми не являются, так как абхазы диаспоры и абхазы сегодняшней Абхазии - это два совершено разных народа; 3) территория Гагрского района Абхазии есть неотъемлемая часть Черкесии, к которой абхазы не имеют какого-либо отношения, а потому Грузия после наведения «порядка» в Абхазии должна переименовать этот район в «Черкесский кантон» и напрямую подчинить Тбилиси; 4) если абхазы хотят быть частью черкесской нации, то для этого им придётся объявить Абхазию государством не абхазского народа, а государством исключительно черкесской нации, отказаться от каких-либо преимуществ абхазов и абазин над черкесами и пустить черкесов диаспоры свободно переселиться в Абхазию и свободно получить её гражданство и т.д.

Посеять сомнения между нами, раздуть противоречия, либо натравить доверчивых адыгов на Россию - это Грузия может. Может и делает. Но вы сами посмотрите на результат всей антироссийской риторики и антиабхазско-абазинской кампании. Что получила Грузия от этого? Не спорю, со стороны адыгов Грузия заимела новых виртуальных друзей, сидящих у компьютера за Интернетом, чернящих всё абхазо-абазинское, банящих и удаляющих с адыгских сайтов абхазских пользователей. Но, в целом, в глобальной сети, за всё время работы грузинской идеологической машины появилось лишь два прогрузинских адыгских сайта с ежедневной аудиторией от 30 до 60 человек. Есть несколько известных адыгских общественных деятелей, которые стали придерживаться прогрузинской ориентации в отношениях с Абхазией. И всё. Остался лишь небольшой осадок в душе и холодок от былого разочарования. Но это поправимо, особенно если принять во внимание позицию Президента Абхазии Александра Анкваб.

Вот некоторые заявления абхазского президента, которые проливают свет на абхазскую позицию в «черкесском вопросе»: 1) «Абхаз черкесу - брат, был и остается, нравится это кому-то или нет»; 2) «На то, чтобы посеять недоверие и вражду между Абхазией и народами Северного Кавказа (из-за океана с подачи Грузии) выделяются огромные средства, которыми пользуются и представители черкесских народов»; 3) никаких обвинений в адрес Абхазии и её властей на заседаниях Совета Международной Черкесской Ассоциации никто не высказывал, как об этом пишут в социальных сетях; 4) МИД Абхазии находится в постоянном контакте с нашими соотечественниками в Сирии, а также российским консульством, которое решает, в случает необходимости, вопрос выдачи выездных виз; 5) Абхазия не будет строить свои отношения с Россией на теме признания геноцида черкесов грузинами, она будет строить их не на плохом вчерашнем, а на хорошем сегодняшнем; 6) Абхазия в лице Президента и Парламента не могут согласиться с автоматическим предоставлением абхазского гражданства всем черкесам: никому из тех, у кого есть законные основания, не отказывают в получении абхазского гражданства; «на каждом заседании комиссии по гражданству рассматриваются вопросы предоставления абхазского гражданства добровольцам, действительно воевавшим здесь, а не тем, кто с помощью наших же граждан достает «липовые» справки об участии в войн»; «мы никому из добровольцев не отказали, мы предоставляем гражданство и их семьям, женам, детям».

Несколько слов о проблеме абхазо-адыгских языков. Так получилось, что данная проблема наиболее остра в абхазской и особенно абазинской среде. Адыги, в целом, больше и лучше знают свой язык. Давно уже кануло в Лету политика запрещения абхазского языка и грузинизации абхазов, проводимая бывшей Грузинской ССР. Лишилась остроты своей фазы и политика мирной русификации абхазов, причём доминирование в Абхазии русского языка произошло естественным путём, особенно после того, как доля абхазского населения в республике была низведена с помощью властей Грузинской ССР до 18 процентов.

Особенности актуальной языковой проблемы, волнующей абхазов, таковы: скромность мер, предпринятых государством в течение последних 20 лет, по развитию абхазского языка; полное отсутствие каких-либо препятствий в развитии государственного языка (никто не мешает абхазам принимать правильные решения в этой области); осознанный выбор родителями абхазских детей русских школ вместо абхазских, уступающих русским учебным заведениям по техническому оснащению и качеству организации учебного процесса; слабость деятельности Абхазской государственной телерадиокомпании; отсутствие качественной учебной литературы.

Для укрепления и развития абхазского языка необходимо: изучить опыт стран, которые в достаточно сжатые сроки справились с языковой проблемой; ввести в абхазских сёлах делопроизводство на родном языке; укрепить материально-техническую базу республиканских и районных телекомпаний; увеличить объём теле- и радиовещания на абхазском языке; открыть в Интернете популярный и мощный абхазоязычный портал; обеспечить кадрами и повысить финансирование студий по переводу популярных художественных, мультипликационных и документальных фильмов с русского и английского языков на абхазский язык; создать абхазский спутниковый канал в системе Триколора; поднять зарплату и повысить престиж работы преподавателей абхазского языка и литературы, а также воспитателей детских садов; открыть бесплатные центры ускоренного изучения абхазского языка; шире использовать метод проведения различных конкурсов и олимпиад на абхазском языке с материальным и моральным стимулированием победителей проводимых мероприятий. В вопросе проведения языковой политики в Абхазии полностью согласен с мнением известного блоггера Михаила Джергения, который подчеркнул, что «этот вопрос не может быть оставлен нашим потомкам, которых в первую очередь затронет принятое в наши дни решение, так как невозможно предсказать, сохранится ли до того времени абхазский язык». Согласен и с мнением абхазских пользователей Интернета, что нам целесообразнее стремиться к созданию общества активного билингвизма, что подразумевает отличное владение, как родным абхазским, так и русским языком.

Несколько слов о демографическом кризисе, в котором уже долгое время находится абхазский народ. Особенности и реалии этой тяжелейшей проблемы таковы: в Абхазии ежегодно рождается в среднем от 1500 до 1800 детей, из них абхазов меньше половины; в сравнении с 1995 годом численность рождающихся в стране детей уменьшилось на 33 с половиной процента; снижение численности населения приводит к сокращению числа школьников (если сравнивать с серединой 90-х годов прошлого века, то ныне количество школьников, идущих в первый класс, сократилось на более чем 25 процентов); по данным независимого социологического исследования в Абхазии ежегодно умирает до 3300 абхазов и рождается всего лишь 800, то есть ежегодное сокращение составляет 2500 человек; власти Абхазии не смогли выполнить обещания ликвидировать оплату за роды в родильных домах, которая равняется сегодня, в зависимости от региона, сумме от 15 до 30 тысяч рублей, но у людей нет таких денег; в стране, известной своим феноменом долголетия, резко сократилось количество долгожителей; высок процент мужчин от 35 до 65 лет, которые ведут холостой образ жизни и ни разу не женились (таковых в Абхазии, в среде абхазов, более 12 тысяч человек, это ни много, ни мало более 10 процентов от общего количества абхазов, проживающих на территории Абхазии).

Демографическая ситуация в Абхазии требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности. Нужно разгрузить граждан от бремени оплаты за рождение детей; все расходы по родам должны быть отнесены за счёт государства; необходимо последовательно внедрять современные технологии выхаживания детей первого года жизни; уделить особое внимание здоровому образу жизни детей и подростков; по примеру России принять национальные программы, такие, как например, «Дети Абхазии» и «Безопасное материнство»; обеспечить семьи т.н. «материнским и отцовским капиталом»; принять закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также закон «О компенсационных выплатах на питание учащихся школ и дошкольных учебных заведений»; обеспечить школы и иные учебные заведения грамотными и опытными психологами; развернуть скорую психологическую помощь. Есть масса иных мер и возможностей для улучшения демографической ситуации. Было бы только желание…

Абхазы представляют абхазо-адыгские народы и являются коренным населением Абхазии. Эта народность проживает диаспорами и характеризуется рядом особенностей, которые мы рассмотрим в нашей статье.

Где живут (территория)

Больше всего абхазов живет в Республике Абхазия. На втором месте по численности идет Турция, затем Россия. Диаспоры абхазов есть в Сирии, Грузии, на Украине, в Соединенных Штатах Америки и других странах.

История

Существует несколько версий, которые рассматривают происхождение народа. Одна из них гласит, что абхазы ранее проживали в Северо-Восточной Африке, оттуда уже начали переселение в сторону Кавказа. Другая версия утверждает происхождение абхазов как народа Северного Кавказа, однако ее опровергают многие археологи, которые опираются не только на раскопки, но и письменные источники. Есть третья версия, по которой абхазы являются выходцами из Малой Азии.
Необходимо отметить и смешанную концепцию, опирающуюся на ряд археологических находок. Следуя ей, абхазы появились в результате взаимодействия жителей Кавказа и пришедших из Малой Азии народов, а само формирование абхазов началось в 32 веке нашей эры.
Историки полагают, что пик расцвета Абхазии пришелся на 8 век, когда Леон II стал укреплять позиции своего царства, используя временную слабость Византии. Ему была подвластна Абазия, и он собирался взять Колхиду. Это отчасти повлияло на вступление Абхазского царства в единое Грузинское. По прошествии времени Грузинское распадается, а Абхазия вновь обретает независимость. С наступлением 17 века сюда приходят турки, которые занимают часть территории. Абхазов также затронула Русско-турецкая и Кавказская войны. В результате последней многие оказались вынуждены покинуть свои родные края и переселиться в Турцию. Революция 1917 года сделала Абхазию субъектом горской республики. Советская власть сделала из Абхазии свой субъект, проведя административные реформы.

Культура

Важной культурной особенностью абхазов является музыка. Ее всегда посвящали охоте, работе земледельца или пастуха. На свадьбу исполняют оуредаду, под которую невесте принято заходить в дом жениха. В случае смерти почетного человека исполняли ауоу. Каждый из исполнителей песен в хоре поет в своей манере.

Традиции


В абхазских традициях особняком стоит гостеприимство. Независимо от веры каждый должен принимать гостя с радушием. С гостя нельзя просить деньги, но принимать нужно не хуже, чем в гостинице. Гостю положено спальное место, еда, уход и угощение. Иногда абхазы готовы накрыть целый стол, если они посчитают своего гостя почетным. В старину строили целые дома, предназначенные для гостей. Теперь гостей принимают в просторных помещениях. Гость должен садиться первый, затем за стол садится глава семьи и все остальные.

Абхазы придерживаются кодекса апсуара. Он был составлен много веков назад, и сейчас не утратил своего значения. Главными пунктами апсуара являются аламыс и ауаюра. Речь идет о совести и человечности. Абхазы считают, что если человек забыл о совести, он умер в тот же момент. Апсуара призывает человека быть снисходительным и благородным, велит вставать всякий раз, когда кто-то входит в помещение, что показывает приветствие и уважение ко входящему.
Абхазы уважают стыд как чувство, помогающее контролировать себя. Стыд нужен человеку для того, чтобы он не нарушал принятые нормы. Абхазов учат стыду с детства, акцентируя внимание на жизни, а не на религии. Нормы охватывают каждый аспект, начиная от лексики и заканчивая жестами.
Существует и довольно любопытный парадокс: в Абхазии ценится скромность, но многие жители любят хвалиться. Под скромностью понимается способность закрывать глаза на недостатки, например, плохо сделанный стул или неаккуратно разложенные тарелки в доме. Бестактно указывать хозяевам жилища, что они делают что-то не так. Если человек хвалится достатком, он должен непременно пожелать того же всем остальным. Проявление театральной и излишней скромности в совокупности с извинениями и указаниями на собственные недостатки, при том весьма преувеличенные, воспринимаются с уважением.
По традиции гостю, который попросит пить, дают вина. Абхазы считают, что вино - лучший напиток. А гостю нужно давать самое лучшее. Ему также могут подарить что-нибудь из предметов интерьера, если ему это понравится. Во время приветствия руки пожимать не принято, хотя такой жест является вполне нормальным. Гостеприимство иногда выходит за рамки дома. Даже иностранца случайный прохожий может спросить об отдыхе и о том, что ему понравилось.
Особое положение занимает традиция застолья. Само убранство кухни выглядит довольно богатым, ведь у абхазов принято устраивать торжества и праздники так, чтобы создавать яркое впечатление для всех его участников. В традиции застолья учитывается много пунктов: приглашение гостей, мытье рук, обмен подарками, расположение гостей, предметы обсуждения, тосты. Торжество может отмечаться с большим размахом, не стоит удивляться, что гостеприимные абхазы зовут на него практически всех желающих.
Самой сложной является процедура рассаживания. Обязательно учитываются возраст гостя, его пол, кому он приходится родственником и многое другое. Всех гостей обязательно знакомят друг с другом.
Во главу стола садятся старшие и почетные гости. Во время произнесения тоста младшие держат бокалы ниже, чем старшие. Первым тостом обычно является тост за народ, затем следует тост за дружбу народов. Обязательно поднимают бокалы за виновника торжества и за родственников.

Свадьба


Абхазская свадьба известна как пышная и зрелищная. Обручальное кольцо не является обязательным украшением для обмена, как у многих других народов. Обменивались порой самыми обычными вещами. Девушка могла изготовить своему жениху в подарок платок или полотенце, мужчина же дарил рог. Этот символ означал способность охотиться и добывать пищу.
На самой свадьбе среди гостей не должно было появиться матери или отца невесты. На торжестве гостям со стороны невесты полагается вести себя почтительно и даже скромно. Сейчас число гостей редко бывает большим, а раньше оно могло превышать 200 человек. В традициях свадьбы было всегда уступать старшим на сцене или за столом. Молодые практически не употребляли алкоголь, ведь быть пьяными на свадьбе для них считалось позорным. Сцена не должна была пустовать, на нее выходили все новые люди, когда танцующие начинали уставать.

Жизнь

Повышать голос не рекомендуется, это считается невежливым по отношению к собеседнику. Обычаи абхазов предписывают не шуметь, поэтому громкая музыка тоже воспринимается негативно. Обычным является обращение на «ты», при этом присутствует множество дополнительных уважительных обращений, которые непременно учитываются каждым жителем Абхазии. Обращения касаются старших, женщин, других представителей разных групп.
По-особому абхазы относятся к детям, стараясь их баловать, но учить сдержанности.

Религия


В Абхазии христианство приняли еще в 6 веке. Оно имело византийский образ. Постепенно сюда пришел ислам, хотя среди многих жителей эта религия воспринимается как чужая. До сих пор сохранились представители язычества - их насчитывается около сотни человек.

Язык

Абхазы говорят на абхазском (относится к абхазо-абазинской ветви абхазо-адыгской группы языков) и русском языках. Русский распространен в письменном, в разговорном виде.

Внешность

Одежда


Национальную одежду абхазов всегда выделял орнамент. Именно он указывал на социальный статус обладателя. Все стремились показывать свою принадлежность к конкретному роду, нанося родовые знаки. Самыми дорогими оставались пояс и застежки, существовали большие различия между обычной одеждой и нарядами состоятельных людей. Одежда крестьян вышивалась из льна, хлопка, у князей же был бархат, кружева и парча. Одним из важнейших атрибутов костюма абхазов был посох алабашья. Его изготавливали из крепких пород дерева, использовали в качестве опоры, особенно часто пользовались им старейшины. Воткнув такой посох в землю, человек обозначал, что он готов говорить важную речь.

Еда


Абхазская кухня чрезвычайно богата. В ней используются разнообразные ингредиенты:

  • фрукты
  • овощи
  • различные виды молока
  • злаки.

Из злаковых наиболее предпочтительны кукуруза и пшеница, молочными продуктами служат молоко буйвола, коровы и козы. Вместо хлеба в основном пользовались кукурузной мукой, из которой делали кашу мамалыгу. В нее могли добавлять ореховое масло, сыр или молоко. Из кукурузной муки делают лепешки, хлебцы и халву. Саму кукурузу тоже употребляют, обычно варят.
Пшеничная мука служит для приготовления пирогов, вареников и пахлавы. Мясо готовят вместе с аджикой, а курицу подают с ореховым соусом. Излюбленным деликатесом считается ягненок, козлятина с добавлением мяты.
Из овощей готовят акуд, в который добавляют специи, фасоль, мамалыгу. Иногда делают простую ачапу, в состав которой входят свежие овощи. Зимой ачапу солят.

Сыр тоже могут подавать особым образом: с мятой, в виде творога, в сливках. Среди пряностей распространены:

  1. Кориандр
  2. Петрушка
  3. Крапива
  4. Укроп
  5. Портулак.

Всегда на первом месте стоит аджика, которая считается острой, хотя это напрямую зависит от количества красного перца и пряностей. Аджика может быть легкой или весьма обжигающей. Именно аджику используют для приготовления разнообразных соусов с ягодами и орехами.

Характер

По характеру абхазы гостеприимны и дружелюбны. Многие остаются консервативны лишь в определенных аспектах. В целом народ открыт к новым познаниям. В семьях поддерживается патриархат, при этом женщина заботится о детях и доме. Горячая кровь для абхазов означает отсутствие лукавства и настоящую искренность в отношениях с друзьями и близкими. Сами абхазы говорят, что они мудры, хитры и всегда радушны.

Жилище

Традиционным жилищем абхазов является апацха. Типу данной постройки уже более тысячи лет. Стены в апацхе являются плетеными, их делают из орешника, азалии, а для основы используют тис или дуб. В апацхе обычно принимают гостей, готовят и принимают пищу. В доме животных держали редко, тем более домашний скот.
Жилище предусматривало 2–3 помещения. В самой большой комнате ставился очаг, возле которого спали старшие. В ней же могли принимать гостей. Младшие располагались в комнатах поменьше. Поддержание огня в очаге являлось важным занятием, так как он символизировал жизнь.
Рядом с очагом располагали скамейки, на стенах закрепляли нары с шерстяными покрывалами. Некоторые абхазы и сейчас пользуются той же утварью, что и их предки: сундуками, шкатулками, старыми ящиками, которые накрывают покрывалом. На полках хранили специи, а ружья вешали на специальные крючки. Дрова для очага хранили на головной части.

Видео

Вечер абхазо-абазинской диаспоры Санкт-Петербурга состоялся впервые по инициативе ВААК.

Саид Барганджия

Встреча представителей абхазо-абазинского этноса, организованная по инициативе Всемирного абхазо-абазинского конгресса, впервые прошла в Санкт-Петербурге в воскресенье 11 ноября.

Помощник председателя Высшего совета ВААК Кан Тания рассказал о главной цели мероприятия: знакомство и налаживание контактов представителей абхазо-абазинского народа, проживающих в Санкт-Петербурге. Тания подчеркнул, что «задача выполнена», более того, обозначились перспективы дальнейшего общения и различных объединений.

«Например, прозвучала идея создания абхазо-абазинского ансамбля народного танца, спортивной команды для участия в следующих играх народа абаза. Мы убеждены, что новые знакомства обязательно перерастут в дружбу, родятся новые идеи и проекты, которые будут реализованы – в том числе, и при содействии ВААК», – сказал Кан Тания.

© ВААК

Кан Тания также рассказал, что в рамках вечера прошел концерт, в котором выступили артисты, абхазы и абазины, проживающие в Санкт-Петербурге, а также местный адыгский ансамбль народного танца «Нарт».

На встрече присутствовал Чрезвычайный и полномочный Посол Абхазии в России Игорь Ахба. Он выразил мнение, что подобные вечера способствуют объединению представителей абхазо-абазинского народа не только в Санкт-Петербурге, но и во всех странах проживания диаспоры.

«Я в восторге. Мне хотелось танцевать вместе с юными артистами! Все было великолепно срежесированно. Я счастлив, что был участником этого события», – добавил посол.

Чрезвычайный и полномочный Посол Абхазии в России Игорь Ахба

© ВААК

Ахба особо отметил важную роль ВААК в деле сохранения языка, культуры и традиций абхазо-абазинского народа, а также в распространении правдивой информации об Абхазии.

Постоянный представитель КЧР в Санкт-Петербурге Шамиль Курбанов, также посетивший мероприятие, в свою очередь, сказал о значимости подобных встреч.

«Их важно проводить для того, чтобы все могли чаще видеться, знакомиться, показать друг другу, что умеем. Встречаться в радость», – заключил Курбанов.

Встреча представителей абхазо-абазинского этноса

© ВААК

Руководитель Обособленного подразделения АНО «Алашара» в КЧР Мурат Муков отметил, что представители абхазо-абазинского этноса разбросаны по всему миру и необходимо предпринимать активные шаги для их объединения.

«Если мы хотим объединить народ, чтобы народ нога в ногу шел объединившись и решал свои проблемы, то его нужно объединять везде в мире. Мы рады присутствовать здесь и наблюдать за тем, как наши братья собрались и организовали такое важное мероприятие», – считает он.

© ВААК

На встречу пришло много молодежи – в основном, это студенты вузов Санкт-Петербурга, представители народа абаза. Все отмечали особую атмосферу этого дня.

«В Питере мало солнца, и когда ты оказываешься на таких мероприятиях, есть ощущение того, что это солнце Абхазии здесь. Нужно не забывать друга друга и всячески поддерживать», – поделилась студентка из Абхазии Арина Чкадуа.

В первой встрече абхазов и абазин Санкт-Петербурга, проведенном в таком широком формате, приняло участие свыше 120 человек.

Адыги - этническая общность, включающая в настоящее время адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Численность адыгского населения РФ- 559,7 тыс. чел. Адыги живут, кроме того, во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где их обычно называют черкесами. Здесь адыгские народы расселены компактно и включают также абхазов, абазин, осетин и других выходцев с Северного Кавказа. Общая численность адыгов свыше 1 млн. чел. По вероисповеданию все они мусульмане-сунниты. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. По другим классификациям выделяется один адыгский язык, включающий западноадыгскую диалектную группу (адыгейский язык с диалектами) и восточноадыгскую группу (диалекты кабардино-черкесского языка).

Кабардинцы (самоназвание адыгэ; 386,1 тыс. чел.) проживают в Кабардино-Балкарии (363,5 тыс. чел.), а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР около 391 тыс. чел. Кабардинский язык делится на диалекты: Большой Кабарды (его баксанский говор лег в основу литературного кабардино-черкесского языка), моздокский, бесленеевский и кубанский (диалект кабардинцев, живущих в Адыгее); выделяется также малокабардинский говор в составе диалекта Большой Кабарды. Кабардинцы - мусульмане-сунниты, но моздокская группа народа - в основном христиане-православные.

Адыгейцы (самоназвание адыгэ; 122,9 тыс. чел.) живут в Адыгее (95,4 тыс.), а также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть адыгейцев живет в Турции и других странах Ближнего Востока. До начала XX в. существовали следующие субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, еге- рухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоев- цы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Западноадыгская диалектная группа включает четыре диалекта: тимиргоев- ский (положенный в основу адыгейского литературного языка), абадзехский, бжедугский и, наиболее своеобразный, шапсугский.

Черкесы (самоназвание адыгэ; 50,8 тыс.

Чел.) проживают в 17 аулах Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.), а также в странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, куда переселились во второй половине XIX в. Черкесы имеют единый литературный язык с кабардинцами.

Шапсуги в настоящее время выделяются как самостоятельный народ. В 1992 г. было принято решение о создании Шапсугского национального района. Современная численность шапсугов около 10 тыс. чел. Они живут в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края и небольшими группами в Адыгее.

Абхазы (самоназвание апсуа; 7,3 тыс. чел.) - коренное население Абхазии (93,3 тыс. чел.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании и в некоторых странах Западной Европы, США. Диалекты абхазского языка- аб- жуйский и бзыбский. Верующие абхазы - христиане- православные и мусульмане-сунниты.

Абазины (самоназвание абаза; 33 тыс. чел.) расселены в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. чел.). Общая численность около 44 тыс. чел. Язык, близкородственный абхазскому, имеет два диалекта (соответствующих двум субэтническим группам): тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Тапантский диалект занимает особое место в абхазо-абазинской языковой общности, ашхарский же близок к абхазскому языку. Распространен также кабардино-черкесский язык.

Некоторые исследователи говорят о едином абхазоабазинском языке и его диалектах. Промежуточное положение между адыгским и абхазо-абазинским языками занимает ныне почти мертвый убыхский язык. Его помнят лишь несколько человек - потомки убыхских ма- хаджиров, проживающие в Западной Турции. Оставшиеся сегодня убыхи полностью ассимилированы либо абхазами, либо адыгейцами-шапсугами.




Top